Пайгармский параскево вознесенский женский монастырь – Московский патриархат саранская и мордовская епархия

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь | Марийский туристический портал

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, "сильно заболел ногами". Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: " Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?". Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.
   С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада. Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря -

икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Выстроен храм-часовня над источником и купальня. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в святое озеро. Монастырь славится своим гостеприимством, в любой день здесь можно исповедаться, причаститься и, конечно, искупаться в целебной чудо-воде. 

Достопримечательности монастыря

1. Собор Вознесения Господня 
Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. "Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это". 
2. Собор Успения Пресвятой Богородицы 
В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).

3. Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость 
Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь. 
4. Церковь Михаила Архангела 
Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.
5. Часовня Николая Чудотворца в нижнем ярусе строящейся колокольни
Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от

Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.
6. Часовня-усыпальница
Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.
7. Часовня Параскевы Пятницы на источнике 
В монастыре почитаются три источника, освященные в честь святого преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню. В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом.
8. Чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы
В Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь вернулась чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то послужило поводом для основания женской обители. Почти два столетия образ считался утраченным, и второе его обретение можно считать таким же чудом. Святыню передал уроженец Мордовии, избавившийся благодаря иконе от неизлечимой болезни.

Адрес:
431481, Республика Мордовия
Рузаевский район, село Пайгарма

   Параскево-Вознесенский женский монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встречают любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жильё. Некоторые паломники остаются пожить в монастыре какое-то время. Проживая несколько дней в монастыре, паломники выполняют порученные им работы-послушания в саду, на огороде, в трапезной, а также посещают богослужения.
   Монастырь во главе с настоятельницей игуменией Ангелиной ждёт всех, кого Господь приведёт: помолиться в святой обители, искупаться в святом источнике мученицы Параскевы, потрудиться во Славу Божию, нести послушание, в возможно, и принять здесь монашеский постриг.

Поездки в Параскево-Вознесенский женский монастырь осуществляет туристическая компания "Семейный Чемодан"

См. также:

→ Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.

 

→ Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Монастырь был основан в 1659 году.

 

→ Седмиозерная Богородицкая пустынь
В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника. 

 

→ Высоцкий мужской монастырь в Серпухове
В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.

 

→ Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.

 

→ Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

 

→ Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.

 

→ Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.

 

→ Боголюбский монастырь Рождества Богородицы
В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.

 

→ Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.

 

→ Ганина яма - монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
Ганина Яма — именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.

 

→ Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь - православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево). 

 

→ Архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи"
Кижи — музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ. 

 

→ Ксения Блаженная Петербургская и Смоленское кладбище
Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.

 

→ Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь
Желтоводский Макариев монастырь был заложен в 1435 году иноком Макарием, который позднее был причислен к лику святых. Через несколько лет обитель была разорена татарами.

 

→ Матрона Московская и Покровский женский монастырь
Матушка Матрона – так любовно называют православные блаженную Матрону Московскую. В стенах Покровского женского монастыря покоится прах столь почитаемой народом святой.

 

→ Введенская Оптина пустынь
Оптина Пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта.

 

 

www.marieltour.ru

Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме

Параскево-Вознесенский женский монастырь является памятником архитектуры 18 века. Он расположен в уютном месте, в селе Пайгарма. Данная святыня имеет статус возрождающийся. Обитель построена в честь святой мученицы Параскевы. На этом месте когда-то произошло необычное явление. Привиделась икона мученицы в 1865 году. Сегодня святыня выступает в роли главной святыни комплекса. Ее написали в 19 веке, на Афоне. В процессе ее создания использовались частицы мощей святой. Божия угодница отличается особой благодатью. Она помогает устроить семейную жизнь.

Также образ считают покровителем торговли. Неподалеку от монастыря образовалось три родника — Параскевы Пятницы с купелью, Николая Чудотворца, Серафима Саровского (минеральный источник). Женщины, страдающие бесплодием, нередко обращаются к ключу святой Параскевы. Здесь они получают особую помощь для лечения бесплодия и зрения. Неподалеку много озер, лесов. Деревня живописная.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

 

Места силы

В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона «Благодатное небо» замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.

Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта.

Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.

История монастыря

При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.

В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.

Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.

До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню — Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.

Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.

Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.

Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.

Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.

Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.

Монастырская деятельность

С 1870-х гг. при монастыре длительное время существовала иконописная мастерская. В ней писали лики монахинь. В роли учениц были послушницы. Все работы имели специальную пометку. Прикрепляли листок бумаги, на которой был написан необходимый текст. Под мастерские был отдан целый корпус, так как они пользовались большим успехом. Более того, развивались такие направления деятельности, как тиснение на фольге, портняжное, сапожное ремесла. Существовал скотный двор, который обслуживался до 40 работниками. Функционировали пасека, сад. К 1890 гг. женская община существенно увеличилась в размерах. Ей могли позавидовать многие ведущие монастырские комплексы. Пелагея Смирнова являлась главой общины. Впоследствии она также была пострижена в монахини.

Обитель много внимания уделяла монастырской деятельности. При нем длительное время существовал сиротский приют, школа, богадельня. Ученицы-сироты размещались в отдельном двухэтажном здании. Первый ярус был выделен под кухню, столовую, комнаты для помощниц. Сиротская школа являлась примером для подражания. На всероссийских выставках она завоевывала золотые медали. В 20 столетии ее переоформили в оригинальное духовно-образовательное учреждение. Подобных организаций больше не было в Поволжье.

В 1918 году монастырь активно использовался в роли штаба русской армии. Впоследствии тут разместили военный госпиталь. Монахини являлись сестрами милосердия. Вскоре на святых землях сформировался Пайгармский совхоз. Его существование не было длительным. Затем здание использовалось, как районная больница, железнодорожные склады. На территории садов и парков образовался поселок. Церковь возле кладбища и колокольню снесли.

В роли последнего владельца выступило Министерство обороны. Оно пришло к выводу эксплуатировать обитель, как резервный аптечный склад. Оба храма с целью удобства хранения раздели при помощи перекрытий на два яруса. При чем балки вкручивались прямо в фрески.

Следующий исторический этап знаменателен образованием Саранской епархии. Стал вопрос о том, чтобы вернуть обитель верующим. Сначала православию был возвращен Успенский собор, затем усыпальница и трапезная, келейные постройки. К 1997 году возвратили большое белокаменное здание и дом бывшей больницы.

В настоящее время здесь проживает боле 50-ти священнослужителей. Обитель полностью возвращена православию. Святыню над источником пришлось отстраивать заново. Вознесенская церковь находится на этапе реконструкции. Фундамент колокольни недавно заложили.

У комплекса есть подворье в Саранске — церковь во имя Рождества Христова Саранской епархии. Она отличается наличием достаточно большого прихода. Все доходы отправляются на восстановление зданий в Пайгарме. Поток туристов большой. С каждым годом он становится только больше. Среди приезжающих немало молодежи.

Особенности происхождения земли, Параскева Пятница

Пайгарма в переводе с мордовского звучит, как «осиновый лес». Сегодня на территории и до сих пор встречается много насаждении осин. Один из них вы можете увидеть, подъехав к разъезду Пайгарм. Он тянется до станции Хованщина. В мордве почему-то такое дерево, как осина, не популярно. Кто-то сказал, что это дерево даже является злым. По народным поверьям в осинниках живет нечисть. В Мордовии насчитывается большое количество богов. Среди них есть как злые, так и добрые Боги. Коренные жители хорошо помнят имена, их характер.

Параскева явилась народу из воды. Она является покровительнице женщин, оказывая помощь в замужестве и деторождении. Она поддерживает в быту, особенно в прядении и ткачестве. Поэтому, ей жертвуют ткани, холсты, лен, шерсть и т.д. В былые времена все дары бросались людьми в колодец. Данный обряд получил название «мокрида».

Родители святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, были христиане. Они особенно относились к дню страданий Господних. Когда у них родилась дочь, они назвали ее Параскевой Пятницей. В скором времени становится понятным, что Параскева стала приобщаться к страстям Христовым. Дева посвятила свою жизнь Господу. За дерзновенное исповедание власти заточили девушку в темницу и подвергли истязаниям. Ее муки были тяжелыми. В темнице посетил деву ангел. Раны мученицы стали закрываться, она выздоровела. Затем на исповедницу напали новые испытания. Ее пытались истязать огнем. Но факелы сильно воспламенились и опалили самих недоброжелателей. Святая была усечена мечом.

Пайгармский монастырь поражает большой территорией. Здесь легко дышится и уютно. Вы сможете посетить несколько церквей, родники. Архитектура объектов восхищает своим величием. Сине-белый окрас невероятно идет комплексу. Вода в родниках жесткая и содержит много железа.

Бывая в Пайгарме, непременно посетите Саранск. Если получится, то вы сможете совершить подъем к золотым куполам храма адмирала Ушакова. С верхней площадки открываются красивые виды на внешние окрестности. Туда поднимаются в основном только «звонари». С ними можно договориться для посещения высотки. Город Саранск с каждым годом только хорошеет. С высоты он необыкновенно красив. Сами золотые купола храма выполнены с использованием современных технологий и отличаются высоким качеством.

Видео

chemodan-tour.ru

Чудеса исцеления в Параскево-Вознесенском женском монастыре

«Раб Божий, блаженный старец Григорий! Прозорливец и скиталец терпеливый на земле ради Бога, не имевший главы где приклонить. Помоги нам, пожалуйста! И не оставь нас заступничеством и молитвами своими небесными пред Господом!». Эту молитву мы услышали на месте упокоения юродивого Гриши, похороненного на территории Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря.

К соседям в Мордовию корреспонденты «МЛ» отправились для того, чтобы побольше узнать о нашем земляке и рассказать читателям о блаженном Григории Пайгармском. Однако получилась наша экскурсия намного обстоятельнее...

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Уже не по-зимнему пригревавшее солнце слепило глаза и настраивало на весенний лад. Кое-где на холмах на пригреве выглядывала черная и влажная земля. А проявившиеся на шоссе лужицы говорили о том, что совсем скоро повсюду пойдут проталины и зазвенят ручьи. По такой погоде полтора часа дороги пролетели незаметно. Вот справа осталась Рузаевка, и до монастыря теперь рукой подать - всего-то шесть километров.

Обитель, как и заведено нашими предками, выстроили на возвышенности, чтобы видна была издалека. Золотые купола старинных храмов и устремившаяся ввысь колокольня невольно притягивали взгляд. Ощущение такое, будто из нашего сумасшедшего века мы попали как минимум в век позапрошлый. Тишина первозданная, и только снег скрипит под ногами.

Первое, что поразило, - аккуратно расчищенные дорожки, разбегающиеся во всех направлениях: к церквям и часовням, святому источнику и трапезной, колодцу и сестринскому корпусу. Но вокруг ни души. Словно все сделано, как в сказке, по щучьему велению...

Набираем телефонный номер игуменьи матушки Ангелины: «Добрый день! Это журналисты из Пензы». А в ответ: «Храни вас Бог! Здравствуйте. Ждем вас. Ступайте в трапезную. Перекусите с дороги, а там вас уже ждет матушка Антонина. Она все вам и покажет, и расскажет».

О монастырской кухне легенды можно слагать: вроде бы ничего особенного, ан нет, всегда удивит. И в этот раз гречневая каша с топленым молоком была ну просто ум отъешь! Хлеб из монастырской пекарни напомнил бабушкин — из русской печи. А свежий творог и блины (Масленица как-никак!) просто таяли во рту. Спаси Господи! Ну, извините, не на кухню же мы вас звали.

СПАСИБО ГОСПОЖЕ КИСЕЛЕВОЙ!

«И-и, милый мой, давно это было. Говорят, лет триста назад, - нараспев тянет монахиня Павлина. - У одного солдата, который был родом из Рузаевки, сильно заболели ноги, да так, что болезнь не поддавалась лечению. И вот тогда во сне служивому явилась женщина с крестом в руках: «Хочешь быть здоровым? Желаешь ли идти на родину?» И так три ночи кряду.

В последний раз святая сказала солдату, что ему надо отправиться в деревню Пайгарма, где он увидит бочаг с водою и в нем образ. Вот там и надлежит поставить часовню и поместить в ней найденную икону. Так все и вышло, касатик. На найденном образе была мученица Параскева. Так и появилась на источнике часовня, и с этого времени стали туда ходить православные люди, поток которых не иссякает и по сей день». - «А что же тот солдат?» - живо интересуемся мы. «Выздоровел, - кивает монахиня. - Все хвори стали обходить его стороной».

Увы, завистливых людей на земле всегда хватало. Не стал исключением и местный барин из рода Струйских, приказавший водоем закопать, а икону перенести в рузаевскую церковь. Только вот вода вновь и вновь пробивалась сквозь земляные завалы, а образ Параскевы чудесным образом возвращался на прежнее место.

Лишь после того, как эта земля отошла здешним крестьянам из Мордовской Пишли и Болдова, они решили отдать ее под монастырь. А за помощью и поддержкой обратились в Пензу к широко известной всей России благотворительнице, «статской советнице и кавалерственной даме» Марии Михайловне Киселевой. И 20 июля 1865 года та добилась разрешения на открытие общины.

Наша землячка стала главной жертвовательницей и попечительницей общины. А после ее смерти новой попечительницей обители стала еще одна пензячка, Александра Степановна Радищева.

Жили первые монахини в деревянных кельях, крытых соломой. С Божьей помощью через год была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, потом небольшой келейный корпус, а 18 октября 1884 года указом Святейшего синода общину переименовали в Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь.

Кстати, первой начальницей общины служила тоже наша землячка, рясофорная монахиня Керенской Тихвинской обители Пелагея Смирнова. Вместе с ней в Пайгарму пришла и ее помощница Анисия Карякина.

ПОДВИЖНИЦЫ БЛАГОЧЕСТИЯ

«Не все окрестные крестьяне отнеслись к первым насельницам доброжелательно, - говорит наш экскурсовод по монастырю матушка Антонина (тоже, между прочим, пензячка, в прошлом директор средней школы в Иссинском районе). - Но подвижническая жизнь и христианская кротость инокинь вскоре растопили лед отчуждения».

Скоро среди женщин и девиц из окрестных сел появились и такие, кто пожелал разделить с монахинями их тяжелую жизнь. Видно, твердая вера в Бога всецело владела их душами, а потому не знали они препятствий, не видели врагов, помня слова Священного Писания: «Господь-защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое».

Но жизнь в общине была явно не сахар. Из-за такой скудности инокиня Анисия решила покинуть обитель и вернуться в Керенск. Тогда во сне ей явилась святая Параскева и «...показала много благоустроенных келий и обширную трапезную, где за большим столом по обе его стороны сидели монашествующие сестры». Параскева сказала Анисии: «Нет вам воли уходить отсюда, я ваша покровительница».

Помнят в монастыре и всех, кто утверждал среди сестер «дух непрестанного молитвенного трезвения, кротости и смирения», тех, кто живым примером учил насельниц, что «истинное счастье состоит не в благах жизни, а в очищении души от всякой скверны в подвигах поста, молитвы, непрерывного бодрствования». В первую очередь игумений Параскеву и Евпраксию.

К 1914 году в монастыре проживали 502 человека (70 малолетних), из которых 332 были на испытании. На территории обители находились два каменных собора - Успенский и Вознесенский, величественная колокольня, три домовые и две деревянные церкви. И это не считая жилых корпусов и хозпостроек. А сегодня обустройство монастыря продолжает монахиня Ангелина, у которой два высших образования: экономическое и юридическое. В 2006 году во время посещения Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II инокиня была возведена в сан игуменьи.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

«Приезжают к нам целыми семьями и на коленях стоят перед Параскевушкой, благодарят за помощь, - истово крестится матушка Антонина. - Необъяснимые медициной выздоровления не раз случались на здешней земле, в том числе и в последние годы. В 1998 году замироточила икона Пресвятой Богородицы. Событие собрало множество людей, среди которых был мой ученик Ваня Жувайкин. Мальчик с рождения был слепым на левый глаз. Но после нескольких помазаний Ваня стал видеть!»

Недавно здесь несколько дней прожила женщина с Украины с раковой шишкой величиной с куриное яйцо. Врачи настаивали на операции, но брат болящей, в свое время служивший недалеко от Пайгармы, привез сестру к Параскеве. Когда они приехали, у онкологической больной температура зашкаливала за сорок. Но она все же пошла на источник, где искупалась.

К утру женщина чувствовала себя гораздо лучше, а после неоднократных молитв Параскеве, блаженному старцу Григорию и омовений на роднике шишка рассосалась. Даже следа не осталось. Не верите? Так все это зафиксировано в монастырских книгах и собственноручных записях исцелившихся.

А еще у местного водителя вдруг запаршивел сын, да так, что все тело покрылось гнойными струпьями. Однако уже после первого купания «...все болячки оказались плавающими в воде», а через неделю паренек и вовсе исцелился.

Сегодняшний благодетель обители - рузаевский предприниматель - после молитв Параскеве и Грише Пайгармскому и купания в источнике вылечился от радикулита. И подобных примеров уже десятки.

ГРИША ПАЙГАРМСКИЙ

Родился «прозорливец и скиталец терпеливый на земле» в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать начал еще в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Юношей поселился в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал на себя красный женский мордовский сарафан и кофту. На голове носил платок и белый монашеский апостольник. На шее у него всегда висело много крестов, образков, вериг, четок, бус, камней и игрушечных украшений.

Подвижник очень часто обличал местных и приезжавших в обитель грешников, предсказывал им судьбу, которая сбывалась в точности. Своей прозорливостью юродивый прославился по всей России. К нему ехали, шли и крестьяне, и очень богатые и известные в империи люди самых знатных фамилий. Однажды блаженный с гармошкой вбежал в находившиеся на территории монастыря архиерейские покои и начал в них петь и плясать. Сестры взашей выгнали юродивого: не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь покоев владыки и храма Архистратига Михаила, в котором в советское время разместился клуб.

Несколько лет перед смертью блаженный жил в самом монастыре. Собственную кончину он предсказал ровно за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы. Будет свадьба, и жених возьмет меня замуж». Аккурат на Покров Гриша заболел воспалением легких, а умер через неделю в октябре 1906 года. Похоронен он в обители. И год от года паломничество к его могиле только возрастает.

«Молодой ленинец», № 6, 23 февраля 2015 г.

www.penzainform.ru

Пайгарм, прогулка в лето. - Денис Симонов


Это было не вчера!
А жаль - погода в тот день была просто замечательная. Не в пример нынешней.
Но тем приятнее сейчас, в середине Сентября, ещё раз окунуться в атмосферу прошедшего лета. Что и предлагаю Вам сделать. Да и место для окунания (как в прямом, так и переносном смысле), мне кажется, вполне достойным. Отправляемся в Пайгарм.
Пайгарм (Пайгарма) – это небольшой посёлок в Мордовии, который находится почти напротив Рузаевки, если ехать по трассе Саратов-Нижний Новгород в сторону последнего. Или в сторону Саранска. Но это то уж кто куда соберётся. 🙂
Главная достопримечательность этого, в общем-то, непримечательного населённого пункта - Параскево-Вознесенский женский монастырь, стоящий за Пайгармом и святой целебный источник святой мученицы Параскевы. Именно за тем, что бы искупаться в водах этого исцеляющего источника сюда и приезжают многочисленные паломники. Мы же сюда поехали отметить одно важное для нашей семьи событие – годовщину свадьбы. Именно, здесь, в деревянной церкви, над журчащим родником мы в своё время и обвенчались.
Желающих поехать собралось много, так что и «Боливара» выбрали помощнее и побольше, который не то, что двоих, девятерых выдержит. И продуктов на всю эту ораву.
Ехать в Пайгарм километров 100 с небольшим. Дорогая нормальная, асфальт до самого монастыря и удобная парковка для машин при въезде. Так что даже на Феррари можно, при желании приехать, не повредив подвеску и не запачкав колёса.
Сам монастырь не особо большой: два основных (очень похожих друг на друга) храма, один летний, другой, с отоплением, зимний; трапезная; спальный дом для гостей и обывателей; хозяйские постройки. Особой пикантности, до недавнего времени, данному женскому монастырю добавляло наличие на его территории жилых казарм воинской части. Солдатики жили прямо напротив основного храма, буквально в паре десятков метров от проводящих дни в молениях монашек. Вообще, чувствуется, что Параскево-Вознесенский монастырь – женский монастырь. Везде красивые дорожки, много цветов, аккуратно посаженные и подстриженные клумбы. Есть даже пушистый питомец – белочка, живущая в отдельно построенной для неё просторной клетке. Гламурно, прости меня Господи.
Но монастырь здесь не главное. Главное здесь – чудотворный источник. Он находится в овраге, через дорогу от храма, пониже автостоянки. Там стоит деревянная церковь и две купальни, пристроенные к ней. Именно в этой церкви нас и венчали. Прямо над родником. Там в полу даже купель специальная вырезана, что бы святой водой всех освящать.
Вода в роднике жёсткая, холодная, с большим содержанием железа. Поэтому все берега и желоба, по которым она стекает ниже, густо покрыты оранжевым налётом. Рекомендую искупаться именно здесь. Здесь и водичка чище и ближе к тому месту, где и появилась как-то чудотворная икона святой мученицы Параскевы. Если пройти чуть дальше деревянной церкви, там тоже будут две купальни. Но вода в них уже немного более мутная. Хотя близость к красивому озеру, добавляет купанию именно в этом месте своей прелести. В общем, выбирайте.
А нам и выбирать не пришлось. В церкви над родником шла какая-та церемония, верхние купальни были закрыты, поэтому мы без тени сожаления окунулись в приозёрных купальнях. И не раз, а три раза по три, как нам местные посоветовали.
А потом, у машины выпили (кроме водителя естественно) три раза по… Да кто ж её считал то? 🙂
И отправились дальше, умытые, очищенные и одухотворённые, по экскурсионному маршруту выходного дня, в Саранск, в музей Эрзи, в парк Пушкина.
Но это уже другая фотоистория…

P.S. Для желающих лучше познакомится с Параскево-Вознесенским женским монастырём рекомендую его сайт: http://paigarm-monastery.ru/
Там есть история монастыря, схема проезда, фотографии.















.

simtour.livejournal.com

Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь с.Пайгарма, виртуальная 3д прогулка по Пайгармскому Параскево-Вознесенскому монастырю с.Пай

Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь с.Пайгарма

Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь получил своё название в честь святой великомученицы Параскевы и Вознесения Господня. Он был открыт 20 июля 1865 года, но назывался в то время Параскево-Вознесенской женской общиной. Община разместилась на землях, пожертвованных Марьей Михайловной Киселёвой, статской советницей.

Ещё с давних времён жители наблюдали чудодейственные свойства местных источников. На этой территории находятся три основных источника, каждый из которых освящён в честь святых: преподобного Серафима Саровского, Николая Мирликийского и великомученицы Параскевы. Вода из последнего источника течёт в купальню монастыря.

Поводом к открытию женского монастыря в этой местности послужило явление великомученицы Параскевы рузаевскому солдату в середине XVIII века. Солдата мучили сильные боли в ногах. Однажды во сне ему явилась женщина, которая указала ему место целебного источника и повелела основать на том месте часовню. Солдат нашёл в лесу указанный источник, на дне которого лежала икона с ликом той самой женщины из сна. На этом месте он соорудил бревенчатую часовню. А уже спустя почти столетие был построен монастырь.

В начале XX века у монастыря было своё хозяйство со школами, богадельней, приютом и больницей.  С 1920-х в монастырских помещениях находилась районная больница, затем различные склады и военная часть, ограду и колокольню сломали. Восстановительные работы были начаты только в 1994 году.

В Параскево-Вознесенский монастырь съезжается множество паломников со всего мира, чтобы поклониться великомученице Парскеве и искупаться в целебном источнике.

Адрес: Рузаевский район, с.Пайгарма

Телефон: 8 (83451) 5-11-47

E-mail: [email protected]

Адрес сайта: http://paigarm-monastery.ru/

Социальные комментарии Cackle

3dsaransk.ru

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь в с. Пайгарма - Республика Мордовия

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь - возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина самого значительного, после Саранска, муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона.

В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина "небесной красоты" в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снамдаже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: "Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь на домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовнюи поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами." исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям.

Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне.Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатноеутешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей сей "страстотерпицы Христовой", специально для Пайгармского монастыря.

С тех пор она является гласною святынею Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с вероюна это святое место и приемлющим святую воду.

svyatsy.org

Культурно-историческое наследие села

Россия / Республика Мордовия / Рузаевский район

Пайгарма

Описание

Пайгарма – одно из сел Рузаевского района, расположено оно на левом берегу реки Сюкся, в 8 км. от Рузаевки. Название флористического характера: образовано от мордовских слов «пой гурыне» («пою куроня») – осиновая рощица, поселение, возникшее у осинового леса. История села тесно переплетается с историей Параскево-Вознесенского женского монастыря, называвшегося еще и Пайгармским по деревне, рядом с которой он располагался.

Когда-то пайгармские земли принадлежали дворянам Струйским. Слава об удивительном месте, расположенном недалеко от Рузаевки, распространилась задолго до того, как появились там первые жители: владел этим диким и пустынным местом помещик Струйский. Доходов от этих земель он никаких не получал, кроме как рубили здесь деревья на дрова да брали глину на кирпич.

История основания монастыря связана с чудесным исцелением солдата и явления ему святой мученицы Параскевы. По преданию, на месте будущей обители солдату, у которого болели ноги, явилась икона св. мч. Параскевы. После чудесного исцеления он построил здесь часовню и перенес в нее икону. С тех пор к этому месту постоянно тянулись люди, потому что верили в силу целительного источника. Владельцам земли не нравилось, что богомольцы вытаптывают у них покосы и молодые побеги, они несколько раз заставляли завалить родник, но вода пробивалась наружу, и поток людей к святому источнику становился все больше. В конце 60-х годов IX в. Струйские продали земли местным крестьянам, которые хотели построить здесь святой храм. Но крестьянским общинам было трудно своими силами обиходить купленный участок, тогда за дело взялась богатая помещица, известная пензенская благотворительница М.М.Киселева. Она и посоветовала пригласить для обустройства обители рясофорную монахиню Каренского Тихвинского монастыря Пелагею Степановну Смирнову, дочь священника самарской губернии. Вместе с ней в 1865 году сюда прибыла её помощница инокиня того же монастыря А.М. Карякина, из купеческого звания.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии»(1864г.) Пайгарма была деревней владельческой из 49 дворов (344 чел.) Инсарского уезда.

20 июня 1865 года в Пайгарме была устроена женская община. 27 ноября 1865 года было освящено место для строительства храма в честь Вознесения Господня, отчего и монастырь стал называться Параскево-Вознесенским. К 1870 году в обители проживало до 30 послушниц, некоторые из них ночевали в домах жителей Пайгармы, т.к. в кельях мест не хватало. В 1889 году М.Струйский продал часть леса, а затем и имение. Барский дом был разобран, кирпичи использовали для строительства будущих монастырских построек. В 1884 году община была переименована в общежительный монастырь, а настоятельницей стала возведенная в сан игуменьи инокиня Пелагея с именем Параскева в честь покровительницы обители. Матушка Параскева руководила обителью 30 лет. Некогда пустынное место она превратила в прекрасно организованное монашеское поселение. Она основала при монастыре три школы, сиротский приют, больницу, богодельню. Монастырь славился портнихами, златошвейками, вязальщицами. Имел скотный, конный и каретный дворы, кирпичный завод, ветряную мельницу, крупорушку и пчельник. Хозяйство монастыря снабжало обитель и паломников пищей и давало дополнительные доходы. В неурожайные годы при монастыре открывалась столовая, бесплатно раздавался хлеб. Ежегодно у стен монастыря проводились ярмарки.

Первая игуменья дожила до глубокой старости и тихо скончалась в возрасте 71 года в 1895 году. Её приемницей стала возведенная в сан игуменьи Евпраксия. Её заботами обитель достигла своего расцвета. Была у монастыря и ещё одна игуменья Мария, которая руководила обителью до закрытия монастыря в 1920-е годы, но о ней мало что известно.

По данным 1913 года Пайгарма – село из 103 дворов (600 чел). Здесь имелись в это время церковно-приходские школы, З ветряные мельницы, шерсточесалка, две просодранки, чайная.

События семнадцатого года XX века изменили жизнь в стране. В 1918 году в помещении Пайгармского монастыря разместилась штаб-квартира командарма М. Тухачевского. Здесь находился Штаб Первой революционной армии Восточного фронта. Комиссаром был В.В. Куйбышев, начальником штаба – Корицкий. Именно здесь была разработана операция по освобождению Симбирска. Руководил операцией начальник симбирской железной дивизии Г.Гай.

Пайгарма и Пайгармский монастырь вошли в историю не только рузаевского района, но и всей Красной Армии и молодой Республики Советов. Здесь работал будущий маршал Тухачевский, революционный деятель Подвойский, легендарный начдив Гай Г.Д., Вацетис – впоследствии Главком Вооруженных сил республики Советов.

В конце 1918 года в уезде стали организовываться сельхозкоммуны. На землях Пайгармского монастыря было создано советское хозяйство имени Бабеля. 110 десятин земли по указанию М.И.Калинина было выделено для организации хозяйства. Крестьяне свели сюда свою скотину, свезли инвентарь, семян собрали мало. Одним из организаторов совхоза был венгр Шандор Боднар. Ему все здесь было знакомо, ведь это он в годы Гражданской войны с группой конных разведчиков подобрал место для штаб-квартиры Тухачевского. Боднар обменял лишние лемеха и плуги на зерно. Сев провели с опозданием, но выпавшие дожди помогли коммунарам. Первый урожай выдался неплохим. В 1929 году в совхозе имелось 250 гектаров земли, 19 коров, 17 лошадей.

Ш.Боднар женился на нашей землячке М.Ф.Солдатовой, с кем вместе воевали, и долгое время жил в Пайгарме.

В 1919 году в Пайгарме был знаменитый режиссер и актер Е.Б.Вахтангов с труппой, но т.к. Пайгарма была местом дислокации Штаба Первой армии Восточного фронта, то, прожив здесь всего два дня, труппа уехала в Шишкеево.

В мае-июне 1919 года в Пайгарме создается комсомольская организация. После гражданской войны на территории монастыря размещается лазарет на 400 коек. В 20-е годы здесь же готовили агрономов в сельскохозяйственной школе. В 1925 году здесь дислоцируется 113-й отдельный стрелковый батальон Красной Армии.

В 1931 году в Пайгарме насчитывалось 138 дворов (684 чел.)

В июне 1941 года в Пайгарму эвакуируется смоленское военно-политическое училище. 9 сентября 1942 года здесь была образована войсковая часть медицинского назначения, которая функционирует и в наше время.

ВОВ оставила свой страшный след в каждой семье села. Многие ушли на фронт добровольцами. Вернулись не все… 126 жителей села сложили свои головы на полях ВОВ.

В 1931 году организован совхоз №3 «Дорурс» как подсобное хозяйство железной дороги. В 1936 году сюда пришел первый трактор. С 1973-1992г.г. директором совхоза работал Меньших Сергей Екимович. В это время здесь были построены современные производственные объекты, жилой поселок со средней школой, музыкальной школой, ДК, библиотекой, детским садом, медпунктом и другими объектам соцкультбыта. Совхоз был одним из лучших на сети железных дорог, обеспечивал железнодорожников мясом, молоком, овощами, медом.

Пайгарма - родина участника трех революций И.Е.Гандюрина, химика Т.К.Захаровой, дорожного мастера Б.А.Палкина.

В 1994 году на земле пайгармской возродился монастырь.

Дважды нашу пайгармскую землю посещал Святейший Патриатрх Московский и всея Руси Алексий II.

nasledie-sela.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *