Пальчиковая гимнастика одежда средняя группа – Картотека (средняя группа) на тему: Картотека пальчиковой гимнастики | скачать бесплатно

Содержание

Занятие в старшей группе по теме [Одежда]

12 Дек 2010 Автор Ekaterina

Конспект  занятия по лексической теме «Одежда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй  речи, учить  образовывать существительные  множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки.

Закреплять умение делить слова на слоги, учить выделять звук М из ряда звуков, слогов, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, синие фишки, мяч, тетради, цветные карандаши, пособие «Одежда для детей», шнурок.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку, а картинки вам помогут в этом.

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

(перчатки)

В дом войдя, оденьте тапки,

А с голов снимите…(шапки).

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

У девчонки Любочки

Модные все…(юбочки).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(шарф)

2. Введение в тему. Рассматривание картинок.

(Логопед выставляет на панно картинки с изображением одежды и называет их. Дети подбирают признаки какая? Какой?)

– О чем мы сегодня будем говорить?
– Зачем людям нужна одежда?
– Что мы называем одеждой?

– Какую одежду мы носим осенью?

– Давайте поможем девочке Ане собраться на прогулку.

(Дети выбирают одежду, подходят к наборному полотну «одевают» и комментируют свои действия.)

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –                    Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                 одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            Кулачки имитируют стирку.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на девочку Аню и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Аня? Тогда закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на другой.

– Открывайте глаза. Что изменилось?

– Ну вот, Аня уходит на прогулку, а мы с вами  поиграем в другую игру.

5. Игра «Подбери слова»

– Встаем в круг. Будем передавать друг другу шнурок и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

– Молодцы. Это было трудное задание, но вы справились.

6. Упражнение «Подними фишку»

– Я буду произносить звуки, потом слоги, а вы поднимайте синюю фишку, если услышите звук «М».

А, М, У, И, М, О, М.

АУ, ИА, ОИ, АМ, МА, УО, ИМ.

7. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Колготки, перчатки, рубашка.

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

8. Работа в тетрадях.

Раскрась одежду, которую видишь.

9. Игра «Один – много» (с мячом)

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф                 рубашка

носок                  перчатка

шапка                 юбка
10. Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф.

Мой куртка.
11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

Пальчиковая гимнастика в средней группе детского сада, картотека по ФГОС с целями

Ребятишки в детском саду занимаются самыми различными видами игр и упражнений, в том числе гимнастикой для пальчиков. некоторые взрослые считают эти занятия забавой, развлечением, но учёными давно доказано: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с интеллектуальным и речевым развитием ребёнка. Именно поэтому в дошкольных учреждениях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике и играм для пальчиков и ладошек.

Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:

  • развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
  • совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
  • развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.

В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.

Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.

В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.

Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение

Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:

  • Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
  • Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
  • Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.

Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.

Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка

Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек

При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.

Организация гимнастики строится на принципах:

  • Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
  • Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
  • Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
  • Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).

Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.

При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.

В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук

Подготовка и проведение пальчиковой гимнастики

Чтобы эффективно провести упражнения, педагогу необходимо продумать следующие моменты:

  • Оборудование, атрибуты. В настоящее время атрибуты для пальчиковой гимнастики и игр можно найти в интернете, распечатав и вырезав колпачки, мини-маски зверят и других персонажей. Для прочности и лучшей сохранности атрибуты из бумаги стоит обклеить скотчем или прозрачной самоклеящейся плёнкой. Рельефные и «колючие» массажные мячики тоже готовят заранее и предварительно знакомят с ними детей, чтобы во время гимнастики малыши не отвлекались на их исследование и рассматривание. Широко используют и природный материал: каштаны, грецкие орехи.
  • Научная информация. Поскольку гимнастика для пальцев и ладоней проводится с элементами самомассажа и точечного массажа, то педагогу необходимо получить консультацию медсестры дошкольного учреждения, выяснив, как правильно её проводить. Если точечный массаж и пальчиковая гимнастика входит в систему закаливающих процедур дошкольного учреждения, в кабинете медсестры хранятся схемы их проведения с указанием последовательности упражнений и точек воздействия для всех возрастных групп.
  • Текст, которым сопровождается гимнастика. Он может быть как в стихах, так и в прозе. Придумать текст педагог может самостоятельно либо использовать наработки коллег, рекомендации методиста, медицинской сестры. Если гимнастика (массаж) представлены в виде перечня упражнений без текста, вполне приемлемо сопроводить их не стихами, а прозой в соответствии с содержанием гимнастики. Произносить текст нужно не спеша, выразительно, эмоционально, чтобы дети успевали выполнять упражнения и были заинтересованы тем, что делают. Особый интерес детворы вызовет гимнастика или массаж, если творчески работающий воспитатель придумает к ним небольшую сказку.

Таблица: массаж каштанами в сопровождении текста со сказочным сюжетом «Приключения каштанчика»

Каштан, орех, шестигранный карандаш — все эти предметы при умелом использовании помогут малышам развивать моторику рук

Правила проведения пальчиковой гимнастики

С новой гимнастикой или массажем пальцев детей знакомят в такой последовательности:

  • Педагог обращает внимание на игрушку, иллюстрацию, которая соответствует тематике гимнастики, сообщает, что они познакомятся с новыми упражнениями. Можно привлечь игрового персонажа (Незнайку, Матрёшку) и предложить детям разучить гимнастику вместе с ними.
  • Воспитатель неторопливо читает стихотворный текст, потешку, последовательно демонстрируя детям упражнения.
  • Дети выполняют гимнастику, воспитатель читает текст и одновременно показывает движения повторно.
  • Педагог подводит итог, хвалит детей, обращает их внимание на то, какими ловкими и умелыми станут их пальчики, если будут всегда так старательно делать упражнения.

Если гимнастика уже знакома детям, педагогу следует поощрять их самостоятельность, поддерживать желание частично произносить стихотворные тексты, припоминать последовательность упражнений. Есть в этом виде деятельности и место для творчества и фантазирования: ребятишки могут под руководством воспитателя изготовить некоторые атрибуты, колпачки для пальцев, придумать новые движения, раскрывающие характер того или иного героя. После проведения упражнений дети могут поиграть с персонажами, свободно развивая сюжет, выполнить несколько несложных действий (герои ходят, танцуют, встречаются, общаются).

Яркие, красочные и доступные атрибуты — верный залог высокого интереса дощкольников к пальчиковым упражнениям

Чтобы привить детворе любовь к самостоятельным пальчиковым играм, воспитатель должен расположить оборудование для них на видном месте и предоставить к нему свободный доступ. Также можно давать детям для самостоятельных занятий каштаны, грецкие орехи, маленькие мячики, крупные бусы на крепко завязанной тесьме. А вот горох, фасоль и прочие мелкие материалы для самостоятельной деятельности малышам не дают, поскольку эти предметы могут представлять опасность для здоровья. С ними ребята занимаются под строгим контролем взрослого.

При проведении гимнастики и самомассажа не следует забывать важных правил:

  • Детей необходимо настроить, организовать, переключив их внимание с других видов деятельности.
  • Начинают упражнения всегда с разогрева рук, ладоней, лёгкого поглаживания до появления ощущения тепла.
  • Упражнения выполняют 3–5 раз двумя руками или поочерёдно правой и левой.
  • Необходимо следить за правильным положением кисти, пальцев, точным выполнением движений.
  • Педагог выполняет все упражнения вместе с детьми, подстраиваясь под темп группы. С теми, кто не успевает, проводится индивидуальная работа.
  • Во время гимнастики дети должны быть расслаблены, в хорошем настроении. Этому способствует мягкий, доброжелательный тон педагога. Рекомендуется использование тихой, спокойной музыки, которая не мешает восприятию слов.
  • Отдельное занятие одной пальчиковой гимнастикой длится не более 5–6 минут, иначе дети заскучают и потеряют к нему интерес. Если же воспитатель вводит гимнастику в образовательную деятельность (НОД), то можно взять 2–3 комплекса и равномерно распределить их в течение занятия. В таком случае гимнастику сокращают до 2–3 минут за счёт исключения вводной и итоговой части. Более 3 разных видов гимнастики в средней группе может быть использовано на тематическом занятии о пальчиковых играх или же на открытом занятии, целью которого педагог ставит познакомить коллег именно с этим видом работы.
  • Разученные комплексы повторяют в течение учебного года, постепенно усложняя (увеличивают количество повторов, точность движений). В то же время добавляют новые, более сложные комплексы.

Формы проведения гимнастики:

  • Фронтальная (со всеми детьми группы). Эффективна во время разучивания, на занятиях по изобразительной деятельности, во время прогулок на свежем воздухе.
  • Подгрупповая. Проводится с частью группы (5–8 человек) во время, отведённое для свободных игр в помещении по желанию детей. Не занятые гимнастикой дети привлекаются к другим видам деятельности под присмотром помощника воспитателя или самого педагога (рисуют, играют с конструктором, игрушками, рассматривают книги, иллюстративный материал).
  • Индивидуальная. Упражнения выполняют 1–2 детей под контролем педагога. Индивидуально работают чаще всего с детьми, которые испытывают трудности при фронтальном и подгрупповом проведении.

Со всей группой детей гимнастику проводят чаще на занятии, а с подгруппой — в свободное от них время

Таблица: картотека занятий пальчиковой гимнастикой в средней группе ДОУ

Кроме пальчиковой гимнастики, на занятиях широко используются игры для пальчиков и ладошек самой широкой тематики, зачастую сочетающейся с темой основного занятия. Высокую активность и заинтересованность детей таким видом деятельности обеспечивают забавные, легко запоминающиеся стихотворения, сопровождающие каждое движение.

Таблица: примеры стихотворных произведений для пальчиковых игр в средней группе

Фотогалерея: шаблоны атрибутов для игр на развитие мелкой моторики

Фигурки персонажей можно надевать на пальцы как колпачки
Фигурки с прорезями для «ножек» дают возможность детям «водить» своего персонажа по столу или другой ровной поверхности
Не менее популярны и фигурки, которые надеваются по принципу напёрстка

Занятия с использованием пальчиковых игр и гимнастики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики могут применяться в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Особенно удачным будет выбор игры или гимнастики, тема которой совпадает с темой занятия. Таким образом дети закрепят полученные знания.

Общая длительность занятия не должна превышать рекомендованных санитарными нормами пределов:

  • 20 мин. для предметных занятий;
  • 25 мин. для интегрированных и комплексных.

Структура и временные рамки занятия также сохраняются:

  1. Вступительная часть (организация детей, приветствие, заинтересовывающий момент). До 2 мин.
  2. Основная часть (игры, беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сообщение нового или закрепление изученного материала). 16–20 мин.
  3. Заключительная часть (подведение итогов, поощрение, анализ занятия). До 2 мин.

Таблица: конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку», составила Е. Д. Гладченко

Пальчиковые игры и гимнастика — незаменимые виды деятельности дошкольников. Задачи, решаемые с их помощью, окажут влияние не только на развитие речи и мышления, но и на становление личности ребёнка в целом. Регулярное и увлекательное их проведение в средней группе детского сада поможет не только укрепить физическое и психическое здоровье воспитанников, но и помочь маленьким почемучкам в исследовании разнообразия окружающего мира.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Пальчиковая гимнастика для средней группы - «Дошколенок.ру»

«Осень»

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по

другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

ОДЕЖДА

Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,(загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки.на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.(кулачки имитируют стирку)

ФРУКТЫ

«Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а

 Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»

 Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,

 Грушу будем мы рубить. начиная с большого

 Отожмём лимонный сок, пальца

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ. опять» варят» и «мешают»).

ОВОЩИ

- Мы капусту рубим, рубим,          «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами  ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

- Мы капусту солим, солим,            Обе руки сложены щепотью и «солят».

- Мы капусту мнем, мнем,                Сжимаем и разжимаем кулаки

- А морковку трем, трем,                 Трем ладони друг об друга

- Все перемешаем!                            Перемешиваем – в горизонтальной

                                                                                              плоскости.

- В бочки набиваем                           Ладонь на ладони, «уминаем» капусту,

- В погреб опускаем.                         В таком же положении глубоко наклоняемся

и кладем на пол  сложенные ладони.

- Эх, вкусная капуста!                       Выпрямляемся и гладим себя по животу.

 

Я И МОЕ ТЕЛО

С добрым утром

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

Мет. указ. Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.

Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

«Шалун»

 Наша Маша варила кашу,

 Кашу сварила малышей кормила:

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 А этому не дала.

 Он много шалил.

 Свою тарелку разбил.

 На первые две строчки чертить

 круги на ладони. На следующие

 четыре – загибать пальцы с

 проговариванием слов.

 На седьмую строку – пальцами

 другой руки брать мизинчик и

 слегка покачивать.

«Грибы»

«В лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.( Загибание пальцев, начиная с мизинца.)

Тема: БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ

  Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу.

 Ритмичное сгибание пальцев     обеих рук (ладони смотрят    вперёд)

то же, но ладони обращены друг  к другу.

  Соприкосновение кончиков    пальцев.   

ПОСУДА

Помощники

1,2,3,4. Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, трут одной ладошкой о другую, загибают пальчики по одному, трут ладонями, сжимают и разжимают кулачки.

Тема: «Игрушки»

На большом диване в ряд    Попеременно хлопают в ладоши и  стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:               

Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.

 Тема: ЗИМА

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Лепят» меня положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

Комнатные растения

Цветы

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают

Мет. указ. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачи­вать кистями рук вправо-влево, медлен­но сжимать пальцы в кулаки, покачи­вать кулаки вперед-назад.

 

Тема: «Мебель»

 

Раз, два, три, четыре,                               Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире.                     кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,              Загибают пальчики, начиная с

А в буфет поставим чашку.                    больших, на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.  

Чай с вареньем дружно пили.              Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире.                    стучат кулачками.                       

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

 «Мы во двор пошли гулять»

 

  Раз, два, три, четыре,

                                     пять,

  Мы во двор пришли

                                 гулять.

  Бабу снежную

                               лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом

                                 катались,

  А еще в снегу

                                 валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли. 

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Идут» по столу указательным и

  средним пальчиками.

  «Лепят» комочек двумя

  ладонями.

  «Крошат хлебушек»

  Ведут указательным пальцем

  правой руки по ладони левой.

  Кладут ладошки на стол то

  одной, то другой стороной.

  Движения воображаемой ложкой.

  Руки под щеку.

 

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

                   ***

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

(попеременно постукиваем кулачками друг

               о друга и по столу)

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
(сводим руки над головой)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
(соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет  (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет.(машем руками – «крыльями»)

Во дворе – ее соседка –(руки полукругом перед собой)

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята, (пальцы собраны в щепоть, поочередно

Очень дружные ребята.      «клюют корм»)

«Транспорт»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками, Загибают пальчики обеих рук).

НОВЫЙ ГОД
Ёлочка

Перед нами ёлочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Мет. указ. Пальцами показывать шарики, фонарики, зайчиков, свечки, в конце поднять и растопырить пальцы.

НАСЕКОМЫЕ

Жук

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу.

А зовут меня: Жу-Жу…

Мет. указ. Пальцы в кулаке указ и мизинец развести в стороны, шевелит усами.

МОЯ СЕМЬЯ

Знаю я, что у меня(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом

Это – мама,в определенной последовательности загибают

Это – я,  пальцы)

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

ПРОФЕССИИ

Что принёс нам почтальон?(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.(на каждое наименование загибают по

одному пальчику, начиная с большого)

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

«Сколько птиц?»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Мет. указ. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На название птиц загибать пальчики, на последнее предложение разжимание и сжимание кулачков.

ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец,

вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Потирают ладошки друг о

друга – «моют посуду».

Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

Выполняют имитирующее движение.

ВЕСНА,ПРИЗНАКИ.

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.)

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики      (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и

                                                                           разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.       (подушечки всех пальцев одной руки одновременно 

                                                                      дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…  (поочередно соединяем одноименные пальцы:

                                               большой с   большим, указательный с

                                                                           указательным и т.д.)
Начинай считать опять.    (одновременно касаемся подушечками пальцев 2 рук)
Раз, два, три, четыре, пять…                   (поочередное касание)
Мы закончили считать.                       (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

blog.dohcolonoc.ru

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

Картотека пальчиковых игр

для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем)

                                             

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз.

Пальцами другой руки погладить

                                                 каждый пальчик от основания до самого кончика,

как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.           (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,         (Одну ладошку, сложенную лодочкой,

накрыть другой также сложенной ладошкой).       

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики

на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

                           Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем

другой руки   показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Лес»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками

показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы

одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные

движения –   «помешиваем чай».) .                                                       

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.       (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены,

большой палец придерживает безымянный и

мизинец – «держим вилку».)

 Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и

средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок –

«бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на

соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,

как кошка моет ушки.)

                                           

Пальчиковая гимнастика

«Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя.)

 Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика

«Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук

«идут» навстречу друг другу)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика

«Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика

«Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и

средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика

«День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика

«Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика

«Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика

«Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика

«Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных,

начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика

«Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево»,

другая – «дятел» - кулачком стучите о нее.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика

«Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются

параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

infourok.ru

Одежда

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительнымикожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

 

Игровое упражнение «Что я загадала?» - она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

 

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое,                      пальто из драпа — …

шуба из меха – …                                        сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — …                              свитер из шерсти - ….

 

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, 

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное. 

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков. 

 

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, 

- У мамы платье, а у Тани … платьице.

- У мамы кофта, а у Тани … .

- У мамы брюки, а у Тани … .

- У мамы куртка, а у Тани … 

 

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

- Пальто из драпа (какое?) – драповое.

- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

 

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, 

- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

 

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

- О чём можно сказать два? 

- Два платья, два пальто, два плаща…

- О чём можно сказать две?

- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

 

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

 

Упражнение "Назови и покажи" (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; 

 

«Скажи ласково»

Шуба – шубка                       пальто -                     куртка -

Пиджак -                                блуза -                       рубашка -

Футболка -                            майка -                       брюки -

Шорты -                                костюм -                    юбка -

Платье -                                 носки -                      колготки -

перчатки -                             варежки -                   шарф -

комбинезон -                        рукав -                        карман - 

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …,  три …,  четыре …, пять …;

один шарф,  два …,  три …,  четыре …,  пять ….

  

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки —      Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки.                    Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,       «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки.           Прикладывают обе ладошки к животику.

 

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,                  Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю.                   рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки,             Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. 

Начинаем вслух считать:        

«Раз, два, три, четыре, пять».     Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

 

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике                        Сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.          Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,             Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:                   Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,                            Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – 

Вещи будем мы стирать.

Платье, брюки и носочки, 

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

 Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом -

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте -

Поскорее отгадайте!

 

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.                        (Варежки)

 

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.                                  (Колготки, брюки)

 

Яркая, короткая

Тканая бородка

По рубашке бежит –

На груди лежит.                                 (Галстук)

 

Что сейчас наденем смело, 

Чтоб горло не болело?                      (Шарф)

 

Чтобы ушки не замерзли, 

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба?                      (Шапка)

 

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.                      (Шуба)

 

Я как зонт - не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?                (Плащ)

 

   Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Жёлтую пижаму 

Мама мне купила.

А на ней жирафы, 

Ежи и крокодилы. 

Жирафы шею тянут — 

Вот-вот листок достанут. 

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

 

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета 

Голубого цвета.

Есть карманы, поясок, 

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился — 

Два часа в песке трудился! 

О вельветовые брюки 

Часто вытирал он руки.

 

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Юбка расклешенная, 

Клеточка зелёная.

Катя шепчет: — Наряжусь 

И в новой юбке покружусь.

 

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати — 

Просто загляденье. 

Сколько проявила 

Бабушка уменья!

Есть на новом платье 

Бантики и рюшки. 

Как его увидят, 

Ахнут все подружки. 

Ситцевое платье — 

Не бывает лучше. 

Бабушка довольна: 

Угодила внучке.  

 

* * *

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

 

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

 

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

 

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки,         (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

 

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре,                 (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе.                «не замерзнешь во дворе»)

 

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

 

Шуба курточки теплей,

И зимой уютно в ней,

В воротник упрятать нос

Может даже дед Мороз.

 

Безрукавка — мой жилетик,

Безрукавки любят дети:

В них и вечером, и утром

Всем приятно и уютно.

 

А вот это — варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной.

 

Одевальная песенка

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки –

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!

logopediy-dly-detey.ru

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (картотека )

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе

Цель:

Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику

  1. «Здравствуй, детский сад!»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

Мы закончили считать

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

  1. «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

  1. «Осень. Признаки осени.»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

  1. «Огород. Овощи»

Приглашаем в огород.

Приглашаем народ:

-Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд-

(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)

5 «Сад. Фрукты»

«Компот»

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ!

(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)

  1. «Лес»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

  1. «Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

  1. «Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

  1. «Мамочка любимая, родная!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

  1. Неделя здоровья

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

  1. «Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

  1. «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)

  1. «Новогодний праздник»

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы,

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

Белки,

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

Волки,

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

  1. «Мой дом. Мебель. Электрические приборы»

Мебель я начну считать:

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

  1. «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

  1. 1 «Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

  1. «День Защитников Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

  1. «Весенние перемены в природе»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

  1. 1 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

  1. «Одежда. Обувь»

1.«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладошки на стол.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)

Будем вещи мы стирать:

(Кулачки имитируют стирку.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Сарафанчик и халат,

Шарф и шапку не забудем –

(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку.)

  1. «Транспорт»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

  1. «Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

  1. «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

"На ракете"

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

  1. «Домашние животные»

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

  1. 2 «На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

25.. «Луг. Насекомые»

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

  1. «День Победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

27.. «Скоро в школу»

«Школа»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

  1. Мой город

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

  1. «Лето»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)

 

Автор: Немкович В.Д.

nemkovich-ds31korolev.edumsko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *