Пейзаж в технике по сырому – ” ” ” “

Содержание

Акварельная живопись "по сырому"

Этапы выполнения картины в технике "по сырому"

показаны на примере моего акварельного пейзажа "Стожки".

На этом этюде, выполненном на пленере, передано вечернее состояние пейзажа. Если этюд пишется в технике акварельной живописи "по сырому" и в короткий промежуток времени, чтобы успеть ухватить быстро меняющееся состояние природы, то нужно отказаться от точного подготовительного рисунка, так как нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски.

Поэтому лучше всего было лишь наметить тонкой линией без нажима линию горизонта и основные контуры (стожки, дерево вдали и приблизительно контуры облаков).

  

Этот этюд должен передавать только мгновенное впечатление, чувство мига. Слишком детальное изображение облаков или слишком точные формы дерева и стожков значительно изменили бы характер этюда. Разве можно было бы предугадать контуры деревьев на дальнем плане. Акварель и влажная бумага сами сделали это за нас. Обратите внимание, как расположена линия горизонта на этюде. Она делит плоскость этюда на две неравные части, что композиционно верно. Задача состояла в том, чтобы показать именно красивое небо на закате.

Последовательность работы над этюдом

После того как была намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры, нужно обильно или не очень (учитывая влажность воздуха, сложность пейзажа и время работы над этюдом) смочить акварельную  бумагу  водой. Это определяется подсознательно в зависимости от опыта акварелиста.

Этюд пейзажа, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий (локальный) тон неба. В данном случае это светло-фиолетовый. В правой части этюда плотнее, а в левой светлее. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины, а во вторых для создания в дальнейшем светлых участков на стожках и земле. Здесь уместно привести слова В. Высоцкого: «Отражается небо в лесу как в воде и деревья стоят голубые…».

Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть, или как говорят «протряхнуть» до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некотором опыте, получаются самые выразительные соединения красок и неожиданные эффекты. Прописываем усиливая до нужной концентрации, плоскости темных участков облаков ультрамарином, а затем вливаем в них смесь фиолетового и желтого. В результате синий ультрамарин будет частично вытеснен, и возникнут интересные сочетания. Здесь нужно добавлять следующий тон именно во влажный слой краски, чтобы получились плавные эффектные переходы. Если добавлять краску в уже подсохший слой получатся резкие переходы. Чем незначительно грешит небо данного пейзажа.

Во время работы над небом важно не пропустить момент для прописки дальнего плана пейзажа иначе не получится такого эффектного деревца как на данном этюде. Можно увлечься созданием неба и забыть про задний план тогда этюд будет безнадежно испорчен. Поэтому на этом этюде элементы заднего плана были прописаны одновременно с прокладкой плоскостей темной части облаков. Если Вы поняли, работая с небом, что влажность бумаги достигла нужной влажности для плавных эффектных переходов, прописывайте всё где они нужны, иначе будет поздно.

Теперь начинается оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, нужно в первую очередь прописать участки, которые соприкасаются с небом и задним планом как можно плотнее, набирая на кисть больше пигмента чем воды. Естественно не забывая оставлять незаписанными светлые участки способом обходки светлого (резерваж).

Где то светлые участки можно создать вливанием светлой краски в плотный слой, где то можно высветлить светлые участки полусухой кистью или тряпочкой, а где то не обойтись без резерважа. Что было и сделано в этом этюде.

На завершающем этапе тонкой кистью добавляем детали. В частности усиливаем контуры стожков после создания светлых участков на них. Естественно если понимаем, что влажность бумаги еще позволит нам это сделать. Если бумага уже высохла лучше не рисковать и  оставить этюд без мелких деталей. Тем более не следует делать поправки в небе если Вас что-то в нем не устраивает. Момент упущен. Пример этого мой этюд «Весна. Мокрое поле». Хорошо, что из за этой ошибки получился вполне нормальный эффект и не очень испортил пейзаж. Без этой ошибки было бы гораздо лучше.

«Весна. Мокрое поле»

Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.

Анализ акварельного пейзажа.

Пасмурный, серый день. На тротуаре узкой улицы несколько автомобилей. Рассмотрим некоторые вопросы технического выполнения акварельного пейзажа.

Как, например, написано небо?

По влажной поверхности бумаги положен светлый голубовато-желтый цветовой оттенок. В этот непросохший красочный тон кое-где введены более темные желтовато-охристые и фиолетово-синие оттенки цвета, которые, расплывшись по сырой поверхности бумаги, создали небо. Вначале был проложен желтовато-охристый, потом в него введен более плотный по тону фиолетово-синий цвет, что позволило получить тонкие и сложные сочетания цвета, постепенные переходы одного оттенка в другой. Нижние слои красок, просвечивая сквозь верхние, создают впечатление воздушности облаков, передают их объемность.

Из-за наклона планшета и влажности бумаги раствор краски верхних мазков (лепка облаков), сползая вниз, образовал светлые оттенки на асфальте. Некоторые дома вдали улицы, а также дом слева написаны по сырому красочному слою от прописки неба. Это создало цветовое единство пейзажа, позволило добиться мягких границ силуэтов зданий на фоне облачного неба.

На ближнем плане дома и асфальт написаны тоже по влажной бумаге, но после того как ее поверхность стала как бы матовой. В данном случае положенный на бумагу раствор краски, немного расплывшись, образовал сочное пятно-заливку. Затем по этому непросохшему красочному слою проложены более темные оттенки цвета, подчеркнувшие детали здания, например: крыши, балконы, окна, теневые места, и т. п.

Силуэты автомобилей на улице написаны также с учетом степени влажности бумаги: дальние - еще по сырой поверхности бумаги, они смотрятся мягким силуэтом; ближние - по несколько просохшей, "протряхшей" бумаге, очертания их более определенны.

Работа по сырой поверхности бумаги

Более капризная и прихотливая манера письма по-мокрому родилась в Англии, вероятно, потому, что в стране, находящейся на острове, окруженном водными пространствами, в этом "туманном Альбионе", повышенная влажность воздуха сама диктовала живописи характер легкий и мягкий. Живопись акварелью на сырой бумаге называют "английской акварелью". Этот прием дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Метод работы на влажном листе бумаги французские акварелисты называют: "travailler dans l`eau" (работать в воде). Для сохранения стабильной влажности листа, чтобы иметь продолжительную по времени возможность работать со сложной живописной формой, легко сплавляя и смешивая краски на мокром листе, художники прибегали к многочисленным хитростям. Для этого использовались разные способы увлажнения бумаги снизу. Именно в Англии в XIX веке для небольших пейзажей на пленере был придуман особый вид стиратора - приспособления для натяжки мокрой бумаги без клея. Нехитрая конструкция состояла из двух деревянных рам, входящих достаточно свободно одна в другую. Первая рама играла роль доски: на нее накладывали бумагу, которая затем зажималась по краям второй рамой, закрепленная таким способом бумага, принимала вид холста, натянутого на подрамник. По необходимости увлажняли бумагу снизу горячим паром. Другой вид стиратора позволял использовать иной способ увлажнения листа. Это была рама и входящие в нее доска или планшет. Увлажненный лист бумаги накладывали на доску, загибали его края за кромки доски и вставляли доску с листом бумаги в рамку. По высыхании бумага в стираторе равномерно натягивалась. При работе акварелью по-сырому под влажный лист бумаги подкладывали смоченные в воде сукно или фланель, которые длительное время питали бумагу влагой по мере ее подсыхания с внешней стороны.

Все описанные способы позволяли легко поддерживать влажность в бумаге во время работы, что избавляло от необходимости применения каких-либо других средств, предупреждающих быстрое высыхание акварельных красок. В литературе также описаны химические способы удержания влаги на листе. Например, в воду для разведения красок добавляли немного глицерина, меда, пользовались раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко. Средства эти были эффективны, но не безопасны, так как замедление высыхания обуславливалось их гигроскопичностью, и это свойство впитывать и удерживать влагу в дальнейшем также проявляло себя в акварелях. Кроме этого, подобные средства делали краску более вязкой и густой, что непосредственно меняло характер живописи, и она теряла свои ценные качества.

Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной живописи, когда надо передать состояние туманного утра, пасмурного дня, облака и т. п. Небо - один из самых трудных компонентов пейзажа, определяющий его цветовое и тональное состояние. В живописи изменчивость цвета неба и облаков трудно передать даже маслом, где есть возможность вносить поправки, переписывать неудавшиеся места. При наложении акварельных красок по сырому художник нередко зависит от капризов растекающегося по мокрой бумаге мазка. Этот способ работы требует от живописца постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Он должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу. Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки цвета. Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать писать по сырому надо после того, как бумага равномерно "протряхнет", как говорят художники, и на поверхности ее не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности. Работу удобнее начинать сверху, предварительно определив основные отношения по тону и цвету. Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Если в положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или непосредственно на бумаге. По мере высыхания, особенно в жаркий солнечный день, бумагу смачивают снова, положив под нее мокрую тряпку, это позволяет вести работу более длительное время. Краски, положенные по сырому, обычно расплываются и выходят за пределы рисунка предметов. Пока акварель не успела высохнуть, излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью.

Смотрите: Восемь способов акварельной живописи.

 

Кейт Фенвик

"Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты"

Акварельная живопись открывает новый мир, поражающий воображение: происходит нечто невероятное, краски смешиваются и получаются прекрасные колористические и световоздушные эффекты.

Многие люди думают, что они не умеют рисовать. Это не так. Я не верю, что рисование это дар. Научить рисовать можно кого угодно. Однако мы должны работать над тем, что хотим воплотить в жизнь, то же относится и к рисованию. Даже если вы никогда не достигнете вершин мастерства, рисование изменит вашу жизнь - спросите любого художника. Да, вы будете делать ошибки; мы все делаем их. Секрет в том, чтобы понимать, что именно мы сделали неправильно, и учиться на своих ошибках. Моя задача - освободить вас от двадцати лет учебы. Я научу вас приемам, дам советы и продемонстрирую полезные навыки, которые я совершенствовал многие годы, занимаясь живописью и экспериментируя. Я помогу вам научиться изображать природу, в том числе главные элементы пейзажа: небо, горы, озера, деревья, скалы, бегущую воду, здания, мосты. Также я покажу вам, как наделить пейзаж настроением и привнести ощущение особой атмосферы. Я не собираюсь навязывать вам определенный стиль. Со временем, практикуясь, вы выработаете собственную, легко узнаваемую манеру. Писать акварельными красками - это проще, чем вы думаете. Я рад возможности показать вам, как это делается.

Желаю удачи! Кейт Фенвик

Скачать книгу

 

 

Небо в  акварельных этюдах "по сырому"

 

«Весна. Мокрое поле»

Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.

 

«Ветер»

Опять из-за ошибки (взят слишком плотный тон облаков), мы видим силуэты лесистых гор в тумане. А может все-таки пасмурное небо?

 

«Весна. Лужицы»

Добавление  в сырой слой на небе фиолетово-коричневого. Такое небо получилось.

 

"Стожки"

Облака подсвеченные вечерним солнцем.

 

"Вечер"

Неудачная нижняя часть этюда компенсируется интересным небом.

 

 

Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»

Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.

Посмотреть

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

oformitelblok.ru

Акварель по сырому: техника пейзаж цветы

Термины «сырое по сухому» и «сырое по мокрому» означают, что мазки наносят влажной краской на сухой слой или на влажную область. Эти два метода работы с акварелью обеспечивают наложение цвета на нанесенную ранее сырую или сухою акварель, и производят очень разные эффекты:

  • в картинах, выполненных техникой «сырое по сухому» можно видеть острые края, четкие формы;
  • в работах техникой акварели по сырому цвета растворяются друг в друге, создавая мягкие края и смешивание.

художник Ковалев

Преимущества

Самым большим преимуществом использования метода «мокрое по мокрому» является то, что иногда невозможно точно знать, какой эффект удастся получить. Добавление другого слоя краски на влажную акварель на бумаге создает мягкое, рассеянное впечатление от полутонов. Степень смешивания зависит от влажности первого слоя. В результате получается эффект размытых форм или широко растекающегося свободного узора.

С практикой приходит умение получить конкретный результат от этого способа. Техника по сырому воспроизводит эффектные, живые картины, цветы, пейзажи и дает возможность экспериментировать. Это особенно интересно в живописи с диффундирующими формами, без лишних деталей – легкие пейзажи, простые натюрморты, цветы, абстракция. Методы работы с акварелью порождают прозрачные, воздушные оттенки с мягкими или четкими переходами.

Особенности техники

Способ акварельной живописи «мокрый по мокрому» включает нанесение краски или воды на любую площадь картины. Основная цель состоит в том, чтобы намочить весь лист бумаги, пока поверхность больше не будет впитывать воду, но позволяет жидкости создавать тончайший слой на поверхности. Касаясь большой кистью, насыщенной краской сырого листа, получают поразительный результат в живописи.

Гидрофильные, близко расположенные, целлюлозные волокна акварельной бумаги обеспечивают сцепление и капиллярное действие — вода и влажная краска мигрируют с влажных на сухие поверхности картины.

Пигмент растекается вдоль края влажной области, оставляя более светлый тон в центре. Темный пигмент создает нерегулярные, волнообразные полосы. Тонкие или выраженные растекания получаются в зависимости от консистенции краски в разных областях и дисбаланса влаги.

Эффекты

Техника «мокрое по мокрому» включает различные специфические эффекты живописи, каждый производится с помощью различных процедур.

Диффузия осмотического дисбаланса

Концентрированная краска наносится на смоченную бумагу и диффундирует или расширяется на чистой области, особенно, если краска приготовлена с использованием диспергатора. Это создает характерный рисунок, похожий на перья птиц. Усилить эффект в пейзажах можно наклоном поверхности бумаги до высыхания.

Заливка цвета

Художники заливают большое количество слегка разбавленной краски на всю поверхность или отдельные участки рисунка и с помощью кисти, спрея с водой или при разумном наклоне создают влажные окрашенные участки. Цвет в течение нескольких минут окрашивает случайными, деликатными вариациями, которые дополняют влажной щеткой или добавлением краски до нужной формы – это помогает рисовать цветы. Популярные сочетания красного, желтого и синего используют в отдельных областях — после смешивания и сушки, они обеспечивают поразительные оттенки.

Зарезервированные участки белого цвета сначала покрывают пленкой, маскирующей лентой или жидким латексом.

Полную заливку одним колером делают широкой кистью, чтобы получить равномерный оттенок без полос.
Фрагментарно смоченный лист в конкретных местах позволяет получить удлиненные мазки, которые захватывают сухие и влажные участки и приобретают неповторимые очертания, непрерывность, четкие абрисы в сухих местах и растекания в увлажненных областях.


Для градиента сначала точно определяется область цвета с помощью разбавленной краски или чистой воды, затем более концентрированной краской касаются влажных зон кистью. Добавленная краска создает формы путем наклона или растушевки. Концентрированный цвет ослабляют путем растекания краски с помощью влажной кисти.

Мозаичный эффект получается, если точно определены и блокированы участки, потом отдельно окрашены таким способом.

Соль по краске

художник Джо Картврайт (Joe Cartwright)

Техника с использованием крупной соли, рассыпанной на влажную краску, помогает получить небольшие, более светлые снежинки в пейзажах. Это особенно интересно, когда область цвета размыта и отображает структуру более четко.

Распыление

Применение аэрозольного распылителя с водой и краски на определенных участках или разбрызгивание влажной краски с крупным песком или опилками создает объемную текстуру.

Пленка

Техника окрашивания с применением пленки для создания спецэффектов в работах — это промывка слоя краски, производимая свободным контактом пленки и мокрого пигмента. Манипулирование вручную с помощью пальцев формирует ряд пятен, напоминающих рябь на воде или длинную траву. После высыхания пигмента пленку удаляют, и текстура пейзажа раскрывается в полном объеме.

«A la Prima»

Техника «A la Prima» в акварелях — это одиночный сеанс, когда работа выполняется быстро на мокрой бумаге. Результатом бывает неповторимое сочетание переливов, разводов краски. На сырой бумаге, пигменты растекаются и перемешиваются, создают легкую прозрачность, воздушную атмосферу.

художник Steve Kleier

Разнообразные комбинации оттенков и уникальных переливов, свободных границ с тончайшими тонами делают пейзажи неповторимыми, свежими, сочными. Технику нельзя копировать из-за случайности полученных эффектов.

Особенности акварельной живописи обеспечиваются определенными закономерностями:

  • Манера письма создает гармонию, баланс между линией и формами;
  • Гармония обеспечивает создание собственной реальности, композиции и акцентов;
  • Фоновые формы пейзажей, не связанные с точными формами, создаются балансировкой и переходом цветов и оттенков;
  • Тени и цвет имеет решающее значение — они должны сочетаться и иметь баланс между теплыми и прохладными тонами. Теневые формы определяют характер освещенности работы;
  • Баланс острых границ, ребер и размытых краев создает композицию пейзажа;
  • Детали создают общую структуру и дополняют общий вид работы, текстуру, но каждый объект должен вписываться в картину — сочетание больших форм и мелких деталей создают единую композицию.

Рекомендуем публикации

  1. Особенности техники рисования акварелью
  2. Настенная живопись
  3. Абстрактная живопись: этно-мотивы австралийских аборигенов
  4. Техника «сухой кисти» в живописи
  5. Техника живописи Сфумато
  6. Сангина рисование красными мелками
Загрузка...

artrecept.com

Рисуем с детьми первые цветы акварелью в технике «по-сырому» – Ярмарка Мастеров

Акварелью хоть раз рисовал любой ребёнок, она часто кажется сложной, но мы хотим показать, как рисовать легко и с удовольствием. Творчество объединяет взрослых и детей. Попробуйте технику «по-сырому» — это необычный процесс, который приведёт в восхищение и восторг не только малышей, но и взрослых. Эта техника быстро и эффективно знакомит ребёнка с акварелью как с водной краской. Но самое главное, что процесс рисования по-сырому — самый благотворный из всех творческих техник. Он снимает напряжение, успокаивает, когда видишь удивительные движения акварели по мокрой бумаге. Включается фантазия, когда находишь образы в диковинных разводах краски.

А чтоб было еще интереснее, добавим в работу пучки ватных палочек.

1. Нам потребуется:

- акварель;

- акварельная бумага;

- ватные палочки;

- кисточка №1;

- кисточка плоская №30;

- палитра;

- стаканчик;

- вода.

2.  Берем большую кисточку, смачиваем водой лист.

3. Берем маленькую кисточку и быстрыми движениями рисуем вазу синей краской.

4. Далее из ватных палочек делаем небольшой пучок.

5. С помощью пучка макаем в красную краску и тоточным движением рисуем цветочки (делаем все быстро чтоб не высохла бумага).

6. Добавляем желтый.

7. Берем чистый, небольшой пучок ватных палочек.

8. Смешиваем на палитре красный и синий и с помощью ватных палочек оттеняем цветочки.

9. Далее рисуем зелень. Берем небольшой, чистый пучок ватных палочек. Макаем в зеленую краску. И так же тоточным движением рисуем зелень.

10. Берем одну ватную палочки, макаем ее в воду. Далее в красную краску. И местами тоточными движением оттеняем наш букет.

11. Берем тоненькую кисточку.

12. Синей краской немного оттеняем нашу вазу.

13. Смешиваем на палитре синий с зеленым.

14. И с одной стороны вазочки делаем темнее. Так вы создадим объем.

15. Берем темно-синию краску и добавляем в наши цветы.

16. Смешиваем синий с красным. И оттеняем наши красные цветочки, которые мы наносили с помощью ватных палочек.

17. В наш букет добавляем оранжевый. Аккуратно, кое-где, как показано на картинке.

18. С помощью темно-зеленого оттеняем нашу зелень. Так же можно смешать зеленый с коричневы. Получится приятно болотный цвет.

19. Немного добавим контраста в наш букет. Для этого не сильно смачиваем кисточку в воде и смешиваем темно-синий с красным. И кое-где, немного оттеняем наши цветы.

20. Далее с помощью лиловой краски, немного оттеняем стол, на котором стоит ваза с цветами.

21. Наши первые цветы акварелью в технике «по-сырому» готовы!

www.livemaster.ru

Урок изобразитльного искусства на тему: "Акварель по-сырому. Пейзаж."

Торезская специальная общеобразовательная школа-интернат № 43

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Акварель по-сырому. Пейзаж.

Учитель изобразитльного искусства:

Бутковская В.Ю.

Цель:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с техникой работы акварельными красками «по-сырому», смешивать краски и получать новые оттенки и цвета;

Развивающая:

  • Развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах, эстетическое восприятие природы и искусства художников;

  • Развить наблюдательность и воображение, творческую фантазию и активность, интерес к искусству;

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства;

  • Воспитывать любовь к природе через своеобразие русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи: И.И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», И.И. Шишкин «Золотая осень», «Березовый лес».

Материалы: клеенка, альбом, кисти, акварельные краски, баночка для воды, палитра, карандаш простой, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

Цель: создать благоприятную атмосферу для работы на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала

Цель: актуализировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о жанрами изобразительного искусства.

-Какие жанры вы знаете? (натюрморт, портрет, пейзаж)

-Что изображают художники в каждом жанре?

-Послушайте загадку:

Если видишь на картине, чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

-Что же такое натюрморт? Что мы видим на этих картинах?

(Натюрморт – изображение неодушевленных предметов. Голландцы называли натюрморт «Тихая жизнь»)

(Константин Коровин «Корзина с рябиной», Мартирос Сарьян «Зрелые фрукты»)

-Послушайте загадку:

Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется …портрет

-Что же такое портрет? Что мы видим на этих картинах?

(Портрет – жанр изобразительного искусства, изображающий человека или группу людей)

(Фёдор Степанович Рокотов «Портрет неизвестной в розовом», Владимир Лукич Боровиковский «Лизонька и Дашенька)

- О каком жанре мы будем говорить сегодня, вам подскажет следующая загадка.

Если видим на картине нарисована река...

Если ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется... (пейзаж)

-Ребята, а что такое пейзаж?

-Что вы уже о пейзаже? Каким бывает пейзаж?

(Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы).

- «Пейзаж» в переводе с французского «сельский вид».

-Как вы думаете, почему его так называли?

-Каким сначала был пейзаж? (Сельским)

-А какие пейзажи встречаем сейчас? (Чаще городские)

-Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему.

- А что значит, по-вашему «художник видит и любит по-своему»?

(Кто-то чаще рисует осень, а кто-то больше любит зиму).

- Перед вами картины, на каждой из них мы видим понравившийся автору уголок природы, пейзаж.

-Какие времена года мы видим?

-Посмотрите внимательно, в какую картину вы хотели бы «войти»? Почему?

-Что мы можем услышать в этих картинах?

-Кто шагает в зиму? Весну? Лето?

-Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.

  1. Шишкин, Иван Иванович «Березовый лес»

  2. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»

- Посмотрите на картину Исаак Ильич Левитана «Золотая осень». Это моя любимая картина!

- Эта картина поднимает настроение своими яркими солнечными красками.

- Какие чувства она вызывает у вас?

-Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени.

- Но у И. И. Левитана есть и другие картины. Например, «Весна. Большая вода».

-Хотя на картине присутствуют и холодные цвета (много воды), вся она как бы пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, розоватым, голубым цветом.

-Этот пейзаж музыкален. Какую музыку вы слышите, смотря на картину?

-Находясь там, в картине, что бы вы делали? Поплыли на лодке, стоя ли бы на берегу?

- А вот Иван Иванович Шишкин изображал природу в разные времена года. Художник восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам.

«Березовый лес» «Зима» «Золотая осень»

-На всех картинах изображен лес: березовый, сосновый, смешанный.

-Как вы думаете, почему И.И. Шишкин рисовал лес? (Любил лес)

- И.И.Шишкина называли «богатырь русского леса». Он очень любил лес. Почти каждый день он старался, идя в школу, пройти самый длинный путь, чтобы полюбоваться лесными красотами.

- Скажите, а как же писали пейзажи?

- Сегодня пейзаж мы будем писать в технике «по – сырому». Эта техника стала применяться только в XIX века. Эта манера изображения по-сырому родилась в Англии. Именно поэтому живопись акварелью на сырой бумаге называют «английской акварелью».

-Посмотрите на картины художников, чем отличаются их картины от тех, что мы смотрели ранее?

- Ребята, а какое время года мы будем изображать?

Послушайте, о каком времени года говорится в стихотворении?

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи …(Весна)

- Правильно! Мы с вами очень ждали прихода красавицы – весны, радовались лучикам солнца.

- А как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Верно. Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки.

Инструктаж

Цель: поэтапное выполнение пейзажа в технике «по -сырому».

А) Сегодня мы будем рисовать весенний пейзаж. Использовать будем акварельные краски. И сегодня мы полностью завершим нашу работу.

Б) А как вы думаете с чего нужно начинать работу над пейзажем? (Линии горизонта).


-Сколько этапов работы вы видите? Что будем выполнять на каждом из этапов?

В) Итак, приступим.

1. Наметим карандашом линию горизонта и дорогу.

-Теперь нужно покрыть лист бумаги водой.

2.Рисуем небо.

-Какие цвета мы будем использовать? (холодные оттенки: голубые, фиолетовые, синие). Вверху оно чуть темнее, ближе к линии горизонта цвета светлее.

3.Затем рисуем лес на заднем плане. Краску берем синию и коричневую, смешивайте их.

4.Рисуем дорогу. На переднем плане – дорога будет более темная коричневая, а чем дальше она будет уходить, тем светлее.

-Очень малым количеством краски, лучше сказать – грязной водой чуть затемняем снег на заднем плане. Земля будет у нас бледно-коричневая, при этом ближе к нам земля будет чуть темнее.

5. Рисуем ближние кусты.

6. Тонкой кистью рисуем дерево. Передний план чётче и темнее.

7. Добавляем тени образа человека, идущего по дороге в даль.

III. Итог урока.

-Что такое техника по-сырому? Кто может объяснить?

Выставка работ учащихся.

-Ребята, вы настоящие художники! На­рисовали очень красивые картины. А как же мне назвать выставку?

Дети предлагают разные названия ("Весенний привет", "Шаги весны", "Здравствуй весна").

infourok.ru

Мастер - класс «Рисование пейзажа поэтапно акварельными красками в технике «по сырому» и «по сухому»

Мастер - класс «Рисование пейзажа поэтапно акварельными красками в технике «по сырому» и «по сухому»

Разинькова Наталья Александровна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад общераз-вивающего вида №55» г. Воронеж
Дата поступления работы на конкурс: 11.04.2018г.

 

Мастер класс

Рисование пейзажа поэтапно акварельными красками в технике «по сырому» и «по сухому»

Мастер-класс предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп.

Цель: сформировать у обучающихся понимание манеры пейзажной живописи и отработка полученных навыков работы с акварельными красками в технике "по-сырому" и "по-сухому". Чтобы потом они способствовали раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка, через живопись.
Задачи мастер-класса:
- расширить представления обучающихся о деятельности художников;
- понимать важность сохранения материальной культуры; учить видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее;
- отработать навыки владения художественными материалами, последовательность работы в технике "сырым по сырому " и "сухим по сухому".

- обучить способу живописи не для изображения заранее заданного объекта, а непосредственного процесса работы краской, цветом.
Планируемый результат, уровень усвоения:
- учебно-познавательная компетенция, базовый уровень: знать особенности работы акварельными красками, уметь организовать свое рабочее место;
- учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень: уметь решать самостоятельно творческую задачу на уровне импровизации
- информационно-коммуникативная компетенция: уметь участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки.

 

Здравствуйте, я всех приветствую на мастер классе. Меня зовут Наталья Александровна. Я работаю воспитателем в МБДОУ№55 г. Воронежа. Мне бы очень хотелось поделиться свами моим небольшим опытом и немного познакомить с этими техниками.

"Сырым по сырому" - это техника выполнения художественного произведения за один раз, она пришла к нам из Англии. В этой технике выполняются наброски, зарисовки, эскизы. Я очень люблю эту технику. Она и простая, и сложная одновременно, ее можно использовать и в качестве "Цветотерапии" для детей.
          В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один раз. И в результате мы получаем сочную и эффектную живопись.
Техника "сухим по сухому" пришла к нам из Голландии. Как можно будет увидеть дальше, сочетание этих двух техник дает прекрасный, ошеломляющий живописный результат. Это так полезно для развития зрительной памяти. Главное, чтобы у детей не возник стереотип с самого раннего детства-что трава зеленая, небо синее, земля коричневая, а песок желтый. Когда они смотрят мультфильмы, может это так и есть. Но реальный мир гораздо красочнее, в нем намного больше оттенков и цветов. Задача таких занятий помогает раскрепостить восприятие окружающего мира. Да небо голубое, но какой оттенок у этого голубого неба? (утром он один, днем другой, вечером третий. А на закате? А ночью? А если дождь?)
          Что для нас, педагогов, очень важно! Удивляя и впечатляя ребенка, мы мотивируем его к дальнейшим занятиям живописью.
Что нам потребуется:
- для педагога: художественный планшет, карандаши темных оттенков, также можно уголь для рисования, акварельные краски (я рекомендую краски производства Санкт-Петербург "Сонет"), баночки с водой -3штуки, салфетки или ветошь, кисти: синтетическая плоская кисть №10-15, кисти с жесткой щетиной № 10,№3, кисть «белка» №10, №5 и №1или 3 (что есть под рукой), акварельная бумага формата А4, скотч малярный, палитра. Зрительный ряд: репродукции картин осеннего пейзажа. Грамм запись П. И. Чайковского «Времена года»

- для обучающихся: картон, акварельная бумага формата А4, краски акварельные, кисти (размеры соответствуют размерам кистей преподавателя), емкость с водой, также 3 штучки, салфетка, скотч малярный, клеенка, нарукавники, фартук.
          Для начала прикрепим наш лист на планшет или картон с помощью малярного скотча. Крепить надо тщательно, по всему периметру, в противном случае во время работы бумага покоробится и нужного результата мы не достигнем. Далее готовим в палитре четыре достаточно насыщенных раствора: синего, желтого, красного, черного цвета. Можно набор цветов менять, в зависимости от предполагаемого времени суток или времени года. Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
          Зигзагообразным движением, набрав на синтетическую кисть желтого раствора, наносим краску на лист. Ополоснув кисть, набираем красный раствор и повторяем движение, спустившись чуть ниже. Не волнуйтесь краска сольется, т.к. бумага мокрая.
          Отклонения от оригинала только приветствуются, главное, увидеть, как ведет себя краска на влажной бумаге. Но, ни в коем случае не следует сковывать себя и бояться излишков краски или воды, ведь живопись сродни полету на высоте, так пусть он будет неповторимым и головокружительным.
Не могу удержаться от инструкций перед полетом: нужно писать, как и всегда при работе акварелью, сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное.
          Сначала пишем общие массы по мокрому, а мелкие детали - всегда в конце и по просохшей бумаге Хорошенько ополоснув кисть, приступаем к работе холодными цветами. Я набираю синий раствор и знакомым движением наношу его большой кистью на бумагу. Наношу широко, не стесняясь. Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок.
          Следующий шаг, я беру открытые цвета прямо с палитры, меняя синтетическую кисть на кисти более тонкие, прописываю задний план. Лишь едва касаясь бумаги, намечаю лес синей краской. После затемняю передний план, набрав на кисть черной краски. Пока бумага сохнет, я обычно на занятии читаю детям стихотворение соответствующие времени года, под музыку П. И. Чайковского "Времена года".

Это создает чудесную атмосферу творчества в группе. Также можно рассмотреть репродукции «осенние мотивы». Прошу и вас послушать прекрасную музыку и стихотворение и полюбоваться живописью замечательных художников.

Слышны мне дальние раскаты,

Уже сменился неба цвет…

В саду – сильнее ароматы,

Вчера был плод, сегодня – нет…

 

Ковёр, шуршащий под ногами,

Укрыл пожухлую траву… Дожди уже не за горами,

Пролог к грибному торжеству!

 

И по воде листок усталый

Не знает сам, куда плывёт.

…И птицы собираться стали,

Свой клин опробывая влёт.

 

Проститься трудно будет, осень,

Ведь за тобой зима придёт…

Ты задержись, тебя мы просим…

Ах! … астра хорошо цветёт…

(Владимир Кулаев)

 

Итак, бумага высохла. Мы берем кисть с жесткой щетиной или старую кисть (именно для этих целей я берегу и не выбрасываю старые побывавшие в боях кисти). Пальцами расправляю слегка влажную кисть, лохмачу ее. Прорабатываю передний план, набрав на кисть черной краски, кисть у нас почти сухая, воспользуйтесь салфеткой для удаления лишней влаги. Имитируем траву. Затемняю середину леса, который идет вторым планом. Далее этой же кистью, черной краской, едва касаясь бумаги, формируем колоски. После взяв тонкую кисть и набрав на нее черную краску, дорисовываем стебли и листья. Не переусердствуйте, их будет немного на переднем плане. Можно на заднем плане прорисовать и карандашами или углями кусты, деревья, горы. Так по желанию можно пофантазировать самим, используя яркие осенние тона. Далее завершая нашу картину, на заднем плане добавляем пару птичек. Для создания более гармоничной композиции и реалистической картины в целом. Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные, нежные цвета с мягкими переходами. Именно этим способом можно изобразить дождь, туман, снег, отражения в воде и, конечно же, небо. Такие быстрые этюды очень полезно для развития зрительной памяти.

Спасибо за внимание к моему мастер-классу.

 

labirintznaniy.ru

Акварель в технике "по-мокрому". Осенний мотив. – Ярмарка Мастеров

Всем привет! Зовут меня Логинов Илья Александрович, и помимо творческой работы я вот уже 6 лет преподаю в ДХШ №1 г. Астрахани - веду вечернее отделение для взрослых, от 18 и до 65 лет (да, да - были у меня и такие ученички).

Сегодня я познакомлю вас с такой интересной техникой как "акварель по-мокрому", или как ее еще называют "английская" акварель. Суть этой техники заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету, то есть, бумага должна быть не мокрой, а именно сырой, влажной.
Такой способ работы позволяет получать легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами. Такие трудноуловимые погодные состояния как дождь, туман, снег, отражения в воде. Ну и конечно же небо, с его нежнейшим оттенками и легкими облачками.
В качестве первого упражнения сделаем с вами парочку небольших этюдов по памяти "на состояние". Что нам понадобится - акварель ленинградская не менее 24 цветов, кисти беличьи №3, №6, №10, бумага акварельная (торшон), палитра (в качестве палитры идеально подходят керамическая плитка, блюдце или пластик белого или нейтральных светлых оттенков).

Еще один этюдик. Тот же пейзаж, но в другом "состоянии". Вообще, на эмоциональное восприятие картины влияет не сколько сам сюжет, сколько именно цвет. То есть один и тот же мотив, сделанный в разных цветовых гаммах будет вызывать совершенно разные чувства у зрителя. Например, некая лужайка теплым летним днем (лазурное небо, желтые одуванчики, нежно-зеленая травка), и та же лужайка ноябрьским дождливым утром (налитое свинцом небо, грязно-бурые проплешины земли, грязно-желтая пожухшая трава). Я думаю, тут все понятно...

Такие быстрые этюды по памяти я бы рекомендовал делать постоянно, очень полезно для развития зрительной памяти. Главное здесь - сломать те стереотипы зрительного восприятия, которые внушались нам начиная с детского садика - что трава зеленая, небо синее, земля коричневая, а песок желтый. Если смотреть мультфильмы по телевизору - то наверное так оно и есть, проблема в том, что реальный мир гораздо красочнее, в нем гораздо больше цветов и оттенков. Задача таких упражнений раскрепостить наше восприятие окружающего мира. Да, небо голубое! но какой оттенок у этого голубого? утром он один, днем второй, вечером третий... А на закате? А ночью? А если дождь? Что-то я в лирику ударился...
Некоторые технические нюансы:
1. Лист обязательно крепится по углам силовыми кнопками к какой-то жесткой основе (планшет если есть, если нет - то кусок фанеры, дсп и т. д.)
2. Планшет с бумагой располагаем под углом примерно 45-75 градусов, ни в коем случае не горизонтально (бумагу от воды покоробит и краска будет собираться в лужи) и не вертикально (краска будет слишком быстро стекать по листу).
Основные ошибки:
1. Бумага недостаточно влажная и быстро сохнет. Что делать? Не стесняемся, широкой кистью с обильным количеством воды размачиваем наш лист. Ой! ай! а-я-яй! но у меня тут так все красиво получалось и сейчас все это просто смоется?! Ничего страшного, сделаем еще раз! Как правило получается лучше и интереснее. Почему-то все гениальные мастера прошлого не стеснялись переделывать свои работы по десять раз, а чем мы хуже!?)
2. Бумага слишком влажная и краска расплывается слишком широко. Что делать? Совсем просто - ждем одну, две минуты и пишем дальше!
3. Слишком большой формат. Для начала вполне хватит А5 (половинка альбомного листа).
4. Слишком сложный сюжет. Помните! это всего лишь упражнение, цель которого научиться смешивать краски и заодно, потихонечку, развить нашу зрительную память. Для начала можно просто пописать небо. Небо в солнечный день, дождливое небо, весеннее небо, ночь, закат, туман, снегопад и т. д.
И главное - импровизируйте! Часто бывает так, что задумывалось одно - а получается что-то совершенно другое. А что делать? это акварель! она мокрая, она течет, если это красиво, если это интересно - оставляйте как есть, а вдруг что-то интересное выйдет? Черт с ним, с первоначальным замыслом! потом попробуем еще раз!
Удачи все, пока!
p. s. Предыдущий мой мастер-класс смотрите здесь http://www.livemaster.ru/topic/82541-osennij-natyurmort-akvarel?vr=1&inside=1

www.livemaster.ru

Акварельный осенний пейзаж

Осенний пейзаж акварелью с Евгением Дубицким! Техника по-сырому в несколько этапов.

Уверены, так вы еще никогда не работали акварелью! Откройте для себя новую авторскую технику от мастера пейзажного жанра, с помощью которой можно добиться совершенной воздушности акварели. Техника предполагает ведение живописи по-сырому в несколько этапов с предварительным замачиванием листа при каждом новом сеансе.

Автор продемонстрирует написание осеннего пейзажа конца сентября

О МАСТЕР-КЛАССЕ:

  • узнаете, какие материалы пригодятся вам для написания пейзажа в технике по-сырому
  • подготовите рисунок таким образом, чтобы в процессе работы акварелью думать только о живописи
  • научитесь контролировать процесс высыхания листа
  • научитесь насыщать работу цветом постепенно
  • узнаете, как избежать грубых затеков краски

Мастер-класс будет интересен всем любителям акварели. Начинающие смогут попробовать себя в пейзажном жанре. А те, кто уже давно работают акварелью, познакомятся с новой техникой, которая поможет разнообразить творчество и внести в него ту воздушность, которая так четко прослеживается в работах автора.


ОБ АВТОРЕ

Евгений Дубицкий – мастер пейзажного жанра. Его работы отличаются невероятной легкостью и воздушностью, с помощью которых он передает свет, воздух, пространство, настроение и внутреннее состояние природы. Пейзажи наполнены добротой и любовью к русской природе. Ее отдаленные уголки, деревенские виды и городские пейзажи одинаково привлекают художника. С особой любовью он пишет окрестности Петербурга, Павловска, старых русских городов.


ПРОГРАММА

ЛЕКЦИЯ 1. Знакомство с автором и его техникой по-сырому. Материалы. Карандаши и формопласт. Краски и кисти. Палитра. Бумага. Ванночка и влажная морская губка. Планшет. Каким инструментом регулировать процесс стекания воды.


ЛЕКЦИЯ 2. Карандашный рисунок для акварели. Чему уделить особое внимание, чтобы облегчить процесс живописи.


ЛЕКЦИЯ 3. Первый этап живописи. Замачивание листа в ванночке с водой. Раствор гуммиарабика и зачем он необходим. Заливка основных плоскостей объединяющим тоном. Формируем основные цветовые пятна.


ЛЕКЦИЯ 4. Второй этап живописи. Замачивание листа. Исправляем места, которые затекли при первом сеансе. Проработка формы деревьев. Насыщение цветом. Блики в отражении воды.


ЛЕКЦИЯ 5. Третий этап живописи. Продолжаем работу над отражением воды. Насыщаем цветом зелень.


ЛЕКЦИЯ 6. Четвертый этап живописи. Подчищаем работу после замачивания. Придаем больше объема. Регулируем скорость стекания воды и время просыхания работы.


ЛЕКЦИЯ 7. Пятый этап живописи. Проработка деталей и завершение работы.


ДРУГИЕ РАБОТЫ АВТОРА

 

Необходимые материалы

Список цветов красок "Невская палитра": кадмий лимонный, охра желтая, охра золотистая, кадмий красный светлый, краплак красный светлый, фиолетовая, индиго, кобальт синий, голубая, изумрудно-зеленая, желто-зеленая, умбра, марс коричневый, умбра жженая, сепия, сиена натуральная, нейтрально-черная.

Список кистей: белка №17, синтетика "Гамма" №12, №8, №7, №3, колонок №12, №10, №8, №7, №3, щетина плоская №5, №3.

Бумага: Saunders Waterford 190 и 300 gm.

lectoroom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *