Поднос рисунок карандашом – Как нарисовать жостовскую роспись карандашом, красками поэтапно?

Содержание

как рисовать цветы и листья поэтапно с видео

Жостовская роспись – русское народное изобразительное искусство, определяющееся в росписи металлических подносов. Раскраска перекликается с тагильской росписью, хотя, по сути, является поздним ответвлением от нее к началу 19 века.

Первая самостоятельная мастерская была создана примерно в 1825-ом году Осипом Вишняковым в селе Жостово в Московской области. Он занимался изготовлением разнос из папье-маше и металла с использование лаков, а наряду с ним существовала мастерская по «переделке подносов» Ивана Митрофанова. По цепочке начали открываться новые мастерские. Ремесло по производству подносов имело свои спады и подъемы. Дело в том, что с приходом советских устоев, рисунки часто подвергались упрощению, что не очень хорошо сказывалось на самих работах, ведь от мастеров требовалось повторяющаяся стилистика орнамента, что не являлось принципом именно этого прикладного искусства. Сейчас ситуация остается на стабильном уровне.

По сей день ведется массовое производство подносов расписанных этой техникой, в современном искусстве чаще поддерживаются и развиваются старые традиции древних ремесел. Неудивительно, что роспись подносов из Жостово процветает, так как созданная годами техника разрисовки поистине завораживает объемными шедеврами.

Характерные признаки

Декоративная роспись подносов жостовскими мотивами — это великолепные цветочные букеты, чаще всего на черном или красных фоне. Техника сопровождается полной импровизацией, в основном большие распущенные цветы и широкие листья. Цветы не повторяются в точности как в природе, но имеют основное строение натурального цветка, тем самым создавая грань между реальностью и вымыслом, добавляя больше нежности и яркости цветочных букетов. Реже, но все же встречаются птицы и животные, а также силуэты посуды и людей

В старинные времена преобладали золотые и серебристые цвета, сейчас работы набрали ярких красок.

Для изготовления подносов используют сталь. Перед началом росписи изделие нужно подготовить к работе. На подносы наносят грунт, шлифуют, лакируют черным цветом несколько раз. Каждый слой сушат.

Техника рисования композиций

Чем рисуют такое чудо? Для росписи используют такие материалы, как краски на масляной основе, кисти натуральные, золотая паста, заготовка металлического подноса, лак, льняной масло для исправления ошибок, ну и сопутствующие инструменты — стаканчик для вод, линейка и палитра для смешивания красок.

Рисунок наносят прямо на фон поэтапно. Композиции могут представлять собой букеты или располагаться по краям подноса. Как рисовать и и какие цвета можно использовать? В жостовской росписи используют многие цвета, в основном красные, розовые, синие, зеленые и обязательно нужен будет белый и черный цвета для полного завершения картины, придавая объем лепесткам.

Первым этапом работы будет так называемая «замалевка». Используется широкие мазки главных цветов, это основа для будущих цветков и листьев.

Затем рисуются тени коричневым или более темным оттенком, вместе с тем с другой стороны высветляем более светлым оттенком. Фото ниже.

Вот еще фото вариантов цветов, которые можно включать в работу. Цвета варьируются мастером, в зависимости от пожеланий. На этом рисунок не заканчивается, работы еще много, ведь данный вид росписи должен выглядеть объемным и красочным. В дальнейшем наносятся блики, штриховки на листьях и на фоне, прожилки и ажурные края. Самый ответственный шаг в работе — «прокладка»: плотное корпусное письмо. Формы букета обретают плоть, акцентируются, осветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. С помощью тонких мазков, композицию собирают в единый букет. Поднос в конце работы обрамляют геометрическими узорами золотой и белой краской.

Стиль жостовских подносов отлично дополнит декор кухни, просто шикарно смотрится и может быть преподнесен как сувенир на память друзьям из других стран. Сервировка стола с такими подносами добавят красочности и теплоты в любой дом. Картинки подносов с красным и другим фоном с преобладанием золотых рисунков.

На самом деле в жостовской росписи отметились работы многих выдающихся мастеров, так как работы вольные. Многие художники вносили свои коррективы в работы, сохраняя определенную технику рисования, разнообразили рисунки, создавая целый ряд изделий, которые вошли в историю как уникальные.

Видео по теме статьи

Похожие статьи:

knittochka.ru

Рисуем цветы в технике жостовской росписи – Ярмарка Мастеров

Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.

Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.

Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.

Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.

Закрашиваю (на фото  блик от вспышки).

Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.

Прорисовываю мелкие детали.

Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).

Делаю закрашенные мазки ярче.

Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).

Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.

Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.

Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.

Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.

Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.

Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.

Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.

Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.

Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.

Закрываю бутон.

Добавляю нижние лепестки.

Добавляю мелкие листики.

Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.

Кружок 🙂

Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.

Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.

Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.

Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.

После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.

www.livemaster.ru

Рисунок карандашом поднос. Как нарисовать стопку блинов карандашом поэтапно


Как нарисовать чашку карандашом поэтапно

Уже нарисовал +1 Хочу нарисовать +1 Спасибо, отличный урок +40

На этой странице мы собрали пошаговые уроки благодаря которым вы 100% научитесь рисовать чашку карандашом, ручкой или маркером поэтапно.

Как нарисовать чашку поэтапно для начинающих

Оригинал

Шаг 1

Начнём с того, что нарисуем овал по центру которого проведём вертикальную линию.

Шаг 2

В центре большого овала рисуем подобный овал, но уже меньшего размера который отделит внутреннюю поверхность чашки от внешней.

Шаг 3

Теперь пришло время прорисовывать саму фору чашки. Как вы уже поняли форму и дизайн чашки вы можете нарисовать такой какой Вам больше нравится, ну или же нарисовать так как вы видите на нашем примере.

Шаг 4

За последний шаг, все, что вам нужно сделать, это сделать ручкой, а затем стереть все вспомогательные линии которые нам пригодились в процессе рисования.

Шаг 5

Замечательный рисунок! Вот видишь нарисовать чашку оказалось очень легко, до встречи.

Видео: как нарисовать чашку и пакетик чая по клеточкам

Как нарисовать чашечку капучино простым карандашом поэтапно

Шаг 1

Шаг 1.

Твердым карандашом (H) рисуем контур чашки.

Шаг 2.

Мягким карандашом (B2) мелкими штрихами накладываем тень на чашку.

gepur-shop.ru

Жостовский орнамент, кистевые мазки, выполнение листочков и цветов |Горячие кружева. Гильоширование или выжигание по ткани

Жостовский орнамент, кистевые мазки, выполнение листочков и цветов

Октябрь 5th, 2012 Ольга Канунникова

Переходим к практическим занятиям техники жостовская роспись. И знакомиться будем с написанием орнамента, а кистевыми мазками будем расписывать цветы.

 

Для работы нам понадобятся:

Чертежная бумага или листы из альбома для рисования

Художественная гуашь в банках

Круглые беличьи или колонковые кисти

Банка с водой

Тряпочка мягкая для снятия краски с кисти

Палитра или лист белой плотной бумаги вместо нее

 

Орнамент используется для украшения борта подносов.

 

А теперь познакомимся с выполнением кистевых мазков

 

Посмотрите, как можно расписать мак

 

Вот еще один красный цветочек:

А теперь роспись розы

 

А вот как расписывать листики.

 

А это роспись еще одного цветка

 

 

Успехов в освоении техники жостовская роспись.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

kanunnikovao.ru

как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась  и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник «думает кистью», причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными  или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия,  то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи.

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=7TlUUZBsCr0]

[media=https://www.youtube.com/watch?v=agmWoYjcGO]

sdelala-sama.ru

Жостовская роспись: элементы и техника рисования

Декоративно-прикладное искусство народов России - визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых. Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово. А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы. Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре. Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов - "Металлоподнос". А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Этапы создания изделий

От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:

  1. Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
  2. Грунтовка поверхности заготовки.
  3. Шпаклевка неровностей.
  4. Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
  5. Покрытие лаком.
  6. Роспись масляными красками.
  7. Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.

Особенности изготовления основы

Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми. При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит "вырубка" и "вытягивание" подноса. При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется "бортовкой" или "закаткой".

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон - цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа - пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок - общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка - это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки - самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап - уборка - предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется "твореным" золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком - гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком - орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета "вкалываются" мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками - так называемая "травка". В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев - так называемая "травка".

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например "травку".

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы - одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка - это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые "копченые" подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют "под черепаху". А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос - яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий. Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар. Качество таких изделий крайне низкое, а изображения - примитивны и не входят в "золотой фонд" композиций жостовской росписи.

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется "двойной мазок". Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная - на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием "двойного мазка". При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования "травки". Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился "зигзаг". При изображении более круглых листочков используют прием "запятой".

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

www.nastroy.net

подготовка, поэтапное рисование элементов, составление узоров

Этот вид росписи, получивший название в честь подмосковной деревни, известен по всему миру. Даже далёкие от искусства люди безошибочно отличат жостовский поднос в многообразии народных промыслов. Букеты из цветов, ягод и фруктов, словно взрыв, появляются из тёмного фона, переливаются множеством красок и готовы вот-вот исчезнуть. Поймать это прекрасное мгновение и запечатлеть с помощью мягких кистей и красок — в этом и состоит мастерство художника.

Расписной поднос надолго останавливает взгляд, заставляя рассматривать каждый лепесток, прослеживать изгибы веточек и травки, угадывать среди цветов изящные фигурки птиц. Наблюдать за работой живописца можно бесконечно: движения его руки точны и ловки, а из-под послушной кисти мгновенно расцветают бутоны. Кажется, жостовская роспись подносов не представляет труда. И это действительно было бы так, если б работе не предшествовали годы обучения и развития навыков.

Приобщиться к творчеству жостовцев поможет поэтапное описание работы над росписью. Возможно, в каком-то из шагов и спрятан главный секрет мастерства?

Содержание материала

Как создают жостовский поднос на фабрике

Подносы обычных форм (круглые и прямоугольные) изготавливаются из листового железа, с помощью станков. Листы разрезаются, прессуются, затем на них выдавливаются бортики и тщательно загибается острый край. При создании уникальных форм используется ручной труд коваля — кузнеца, работающего с холодным металлом.

Готовые подносы отправляются в цех шлифовки и грунтовки, где их покрывают несколькими слоями грунта и просушивают. Грунт придаёт цвет фону, чаще всего он чёрный. Очень парадно смотрятся красные или зелёные фоны.

Наконец, поднос попадает в цех раскраски. У художника не бывает образца, жостовский букет создаётся только фантазией.

Следующий этап — орнаментовка или «уборка». Тонкой кистью наносится орнамент вдоль бортиков, что завершает композицию. Это делает другой мастер, чья рука привычна к мелкой и точной работе.

В заключение поднос отправляют на покрытие несколькими слоями специального лака. В результате он становится гладким и блестящим.

Также рекомендуем прочитать:

Галерея: цветы из Жостово (25 фото)

Жестовская роспись для детей и взрослых

Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.

Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.

«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.

Материалы и подготовка

Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.

Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.

Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.

Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:

  • краплак красный;
  • кобальт синий;
  • кость жжёная;
  • охра светлая;
  • изумрудная зелень;
  • титановые белила.

Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.

Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.

Этапы жостовской росписи

Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.

Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:

  • Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
  • Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
  • Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
  • Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
  • Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.

Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.

Элементы жостовской росписи

Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».

На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).

Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.

Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.

Обучение и применение

Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них, в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.

Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.

1igolka.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о