Показателем нравственной культуры учителя является – Показателем нравственной культуры учителя является:

Содержание

Тест с ответами по предмету педагогическая деятельность

Страница 1 из 2

1. В дородовой общине передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям:

а) проходила в специально организованном образовательном процессе;
б) производилась от случая к случаю;
в) была «вплетена» в трудовую деятельность;

 

г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт.

2. Этимология слова «воспитатель» показывает его следующую основу:

а) питание;

 

б) вождь;
в) восхождение;
г) воспрепятствие.

3. «Отцом» русских учителей называют:

а) Л.Н. Толстого;
б) К.Д. Ушинского:

 

в) А.С. Макаренко;
г) В.А. Сухомлинского.

4. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:

а) Конфуций;
б) Н.А. Добролюбов;
в) И.Г. Песталоцци;
г) Я.А. Коменский.

 

5. Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:

а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;

 

г) человек-техника.

6. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:

а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;

 

в) П.П. Блонский;
г) Л.Н. Толстой.

7. Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;

а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Н.И. Пирогов;
г) Я.А. Коменский.

 

8. Свою жизнь посвятил сиротам, потратив собственные сбережения на создание детских приютов, педагог:

а) И.Г. Песталоцци;

 

б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;
г) Н.Г. Чернышевский.

9. Показателем нравственной культуры учителя является:

а) педагогический такт;

 

б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
г) педагогическая ответственность.

10. Кто из выдающихся педагогов – практиков является автором книги «Сердце отдаю детям»

а). К.Д.Ушинский
б). А.С.Макаренко;
в). В.А.Сухомлинский;

 

г). Е.А.Ильин.

gdetest.ru

Нравственная культура педагога

Автор: Кочина Ольга Николаевна

Нравственная культура педагога – это сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств педагога, характеризующих степень развития и саморазвития его нравственных качеств (мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей), которые проявляются в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми гуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативными и/или идеальными

1.       Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2.       Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3.       Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.

4.       Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Авторитет, честь, репутация

1.       Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2.       Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

3.       Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

4.       В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен.

5.       Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

6.       Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

7.       Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

8.       Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

— регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

— защищающие их человеческую ценность и достоинство;

— поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

— создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет педагога — это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

 

 

 

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Паретто об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

 

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога

Тема для самостоятельного изучения

План.

1.Понятие, сущность
и основные функции культуры.

2.Структура культуры
личности.

3.Педагогическая
культура, ее основные компоненты.

4.Духовно-нравственная
культура педагога.

5.Педагогическая
культура и мастерство.

Материалы
подготовлены на основе книг:

1. Л.А. Байкова,
Л.К. Гребенкина Педагогическое мастерство
и педагогические технологии. – М:Пед.
об-во России, 2001 -256с.

2. Н.Е. Щуркова
Практикум по педагогической технологии.
– М.:Пед. об-во России, 2001 – 250с.

1

Во все
времена профессия учителя была
наиважней­шей. Благодаря педагогической
деятельности не прерыва­ется связь
времен, культурные ценности становятся
дос­тоянием новых поколений, в диалоге
учителя и ученика рождаются новые идеи
и отношения, новые духовные и материальные
ценности.

Конец
XX
века характеризуется возрастанием
культурообразующей функции образования.
Воспитание и обу­чение — важнейшие
элементы духовной культуры обще­ства.
С одной стороны, они отражают уровень
ее разви­тия, с другой — обогащают и
развивают ее, служат важнейшим средством
ее преемственности от поколения к
поколению, средством взаимообогащения
культур разных стран.

Культура
(лат. cultura
— возделывание, обрабатывание) —
совокупность материальных и духовных
ценнос­тей, созданных и создаваемых
человечеством в процессе
общественно-исторической практики и
характеризующих исторически достигнутую
ступень в развитии общества.

Культура
существует в двух основных формах:
объективной

виде реальных предметов, созданных
порой не одним поколением людей и несущих
человеческий смысл, в продуктах духовного
труда, системе социальных норм и
«учреждений, духовных ценностях, в
совокупности отно­шений людей к
природе, между собой и к самим себе) и
субъективной
(в виде деятельностных способностей
че­ловека, его общественно развитых
чувств и возможнос­тей индивида
овладеть этим предметным богатством).

Культура
характеризует все формы жизнедеятельнос­ти
людей: материальное производство,
социально-поли­тические отношения,
духовное развитие общества, быт,
человеческие взаимоотношения. Культуру
рассматривают как жизнедеятельность
человека в единстве ее процесса и
результата.

Человек
является объектом и субъектом культуры,
и в то же время личность каждого человека
— это феномен культуры, так как формируется
при воздействии разно­образных
культурных явлений: традиций, форм
обще­ственного сознания, образа жизни,
быта, содержания де­ятельности,
воспитания, образования.

Культура
общества создается людьми и каждым
от­дельным человеком. Ученые выделяют
три
основные функции культуры
:
познавательную, информативную и
коммуникативную.

Познавательная
функция состоит в том, что культура дает
целостное представление о народе,
стране, эпох Культура есть самопознание
и самосознание народов. Благодаря таким
ее составляющим, как наука, искусство,
образование и т.п., люди познают и осознают
свои потребности и интересы.

Информативная
функция культуры заключается в том, что
посредством культуры передаются знания
и опыт пре, шествующих поколений
последующим, осуществляет обмен знаниями
и навыками.

Коммуникативная
функция культуры означает, что культура
не существует вне общества, она формируется
через общение. Общение может быть прямым
или косвенным (через литературу,
искусство, науку). Подлинная культура
призвана развивать личность, делать ее
совершенной. Совершенство личности
определяется тем, что и как она знает,
ценит, созидает, с кем и как общается,
как вы потребности и как она их
удовлетворяет.

2

По
своей структуре
культура личности (ее называют общей,
базовой культурой) состоит из двух
уровней: внутренней, духовной культуры,
и внешней, проявляющейся в культуре
общения, поведения, внешнего вида.

Внутренняя
культура — совокупность духовных
цен­ностей человека: его чувств,
знаний, идеалов, убежде­ний, нравственных
принципов и взглядов, представлений о
чести чувстве собственного достоинства
и самоуважения.

Внешняя
культура — это способ проявления духовного
мира человека в общении и созидательной
деятельно­сти.

Через
проявления внешней культуры человека
мы можем понять и почувствовать уровень
его духовного развития. Высшим уровнем
развития внутренней культуры: является
духовность.

Духовность
— это высшая ступень эмоционально-нравственного
развития человека, гармония его идеалов
с общечеловеческими ценностями и
высоконравственными поступками, в
основе которых лежали потребность
служить людям и добру, постоянное
стремление к самосовершенствованию.

Одним
из составных элементов общей культуры
че­ловека является профессиональная
культура личности. Под профессиональной
культурой понимается определенный
уровень способностей, знаний, умений,
навыков, необ­ходимых для успешного
выполнения специальной рабо­ты.
Профессиональная культура включает в
себя общие представления о социальной
значимости конкретного вида труда
представление о профессиональном
идеале, путях, и средствах его достижения,
развитое чувство профессиональной
гордости, профессиональной чести и
ответственности.

Единство
морали и культуры выражается в
профессиональной этике. Общая культура
и профессиональная культура личности
взаимосвязаны и влияют друг на друга.

3

Педагогическая
культура — это
профессиональная культура человека,
занимающегося педагогической
деятельностью, гармония высокоразвитого
педагогического мышления, знаний, чувств
и профессиональной творческой
деятельности, способствующая эффективной
орга­низации педагогического процесса.

Она
определяет характер осуществления всех
основ­ных функций учителя: образовательной,
воспитательной, развивающей. В содержании
педагогической культуры мож­но
выделить совокупность стержневых
компонентов, та­ких как культура
педагогического мышления, общения,
поведения и внешнего вида, духовно-нравственная
куль­тура.

Культура
педагогического мышления включает
высо­кое развитие способности к
научной обработке педагоги­ческих
явлений и фактов, относящихся как к
личности школьника (его сознанию,
поведению), так и к воспита­тельному
процессу, к личности самого учителя.
Рефлек­сия учителя как компонент
культуры мышления побуж­дает его к
постоянному самосовершенствованию в
лич­ностном и профессиональном
отношениях. Интуиция как элемент культуры
педагогического мышления способствует
мгновенным верным решениям в сложных
педагогичес­ких ситуациях. Интуиция
— это чутье, догадка, озарение, основанные
на богатом предшествующем опыте и
психолого-педагогических знаниях.
Культура педагогического мышления
обогащается и развивается на основе
информационной культуры. Получение
новой информации, ее отбор, обработка
и затем своевременное использование
залог успешного творческого мышления
и творческой деятельности педагога.

Одна
из важнейших черт культуры педагогического
мышления — творчество. Творческое
мышление характеризуют ряд признаков:
гибкость мышления, зоркость в видении
проблем, парадоксов, способность к
свертыва­нию мыслительных операций,
переносу, цельность вос­приятия,
легкость генерирования идей. Культура
умствен­ного труда как элемент культуры
педагогического мышления позволяет
учителю эффективно и долгие десятиле­тия
осуществлять гностическую деятельность,
реализовы­вать свои творческие планы.

4

Духовно-нравственная
культура — это нить, связывающая духовность
учителя с духовным миром ребенка, которая
определяет гуманистическую направленность
его личности. Это критерий профессионализма
учителя, так как только нравственная
личность способна воспитывать
нравственного ребенка. Гармония
соответствующих знаний, чувств и
поведения личности учителя становится
притягательной для детей, стимулирует
формирование нравственного идеала у
воспитанников. От нравственной позиции
педагога во многом зависит наше будущее.

Духовная
культура педагога — интегративное
качества личности, характеризующееся
мерой и способом творческой самореализации
субъекта, направленной на формирование
духовности. Она создает ту ауру, которая
притягивает ребенка к педагогу. Чистота
помыслов и чувств создает условия для
искреннего диалога между учителем и
учеником. Любовь к ребенку облегчает
взаимопонима­ние. «Зорко одно лишь
сердце», — писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Духовно-нравственная
культура — залог формирования культуры
педагогического общения, в процессе
которого создается благоприятная
атмосфера, способству­ющая развитию
личности ребенка. Знание нравственны
норм и правил общения, культура речи,
виртуозное, мастерское владение приемами
и методами взаимодей­ствия и воздействия
на личность ребенка в сочетании с
педагогическим тактом — элементы культуры
педагоги­ческого общения. Педагогический
такт — это способность выбрать правильный,
адекватный подход к воспитанни­ку,
проявляющийся в уважении к его личности,
укреп­ляющий его чувство собственного
достоинства. Для этого учителю необходимо
быть деликатным, обладать чувством
меры, саморегуляцией, эмпатией, выдержкой.
Высшим уровнем культуры общения является
культура сотрудни­чества.

По
мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом
профессиональной культуры учителя
является умение ориентироваться в
сложных ситуациях, обращаться к уму и
сердцу воспитанника.

Культура
поведения и внешнего вида учителя — это
не только средство пробуждения симпатии
учащихся к учителю, средство налаживания
контактов, но и действен­ный способ
воспитания и воздействия на нравственные
и эстетические чувства ребенка. Повышенные
требования к внешнему виду учителя
(одежда, выражение лица, ми­мика, жесты,
пантомимика) обусловлены
социально-пси­хологическими и
профессионально-эстетическими
осо­бенностями его труда. Эмоциональное
впечатление, ко­торое производит
учитель, память чувств, которые он
оставляет ученику, — все это факторы,
способствующие созданию благоприятной
атмосферы взаимопонимания между учителем
и воспитанником.

5

Возможно,
педагогическая профессия является
един­ственной, где профессиональная
культура не только эле­мент базовой
(общей) культуры человека; она формиру­ется
и развивается на основе базовой культуры.
Лишь ду­ховно богатый, образованный
и воспитанный человек может стать
настоящим педагогом, к которому будут
тя­нуться ученики.

Признаками
педагогической культуры учителя
явля­ются интеллигентность, развитый
интеллект, устойчивая педагогическая
направленность интересов и потребнос­тей,
гармония умственного, нравственного и
физическо­го развития, гуманизм,
общительность и педагогический такт,
широкий кругозор, способность к творчеству
и пе­дагогическое мастерство.

Учитель является
творцом культурных ценностей, чем выше
его культура, тем больших успехов он
достига­ет в своей педагогической
деятельности.

Педагог
— человек высокой культуры, ее носитель,
к, нему предъявляются высокие требования,
так как имен­но он воспитывает культуру
личности, создает культуру последующих
поколений. С этих позиций воспитание
сле­дует рассматривать как способ
приобщения человека к культуре.

Воспитание
— это целенаправленный процесс
культуроемкого развития человека в
определенных социаль­но-экономических
условиях (О.С.Газман).

В
воспитательном процессе осуществляется
не про­сто взаимодействие педагога
и воспитанника: происхо­дит диалог
двух людей, разных поколений и культур.
Чем богаче культура учителя, тем
интереснее этот диалог для ученика, тем
глубже он осознает богатство человеческой
культуры. Чем выше профессиональная
культура педаго­га, тем разнообразнее
и эффективнее в воспитательном плане
этот диалог, в котором нет места
императивности и авторитарности.
Сотрудничество и партнерство педагогов
и воспитанников нельзя организовать
насильно. Диа­логическое взаимодействие
осуществляется при деликат­но созданной
атмосфере доверия и взаимопонимания.
Такое взаимодействие может организовать
лишь педагог-мастер.

Мастерство
педагога как высший уровень развития
его профессионализма является результатом
многолетне­го педагогического опыта
и творческого саморазвития личности.
Педагогическая культура — основа, которая
дает возможность подняться к вершинам
мастерства. Педаго­гическая культура
— основание и содержание профессио­нализма
учителя, мастерство — форма его проявления
в педагогической деятельности.

Восхождение
к мастерству — не самоцель. Педагоги­ческое
мастерство позволяет сделать
учебно-воспитатель­ный процесс
увлекательным и легким, как для педагога,
так и для ученика. Мастерство позволяет
достичь высоких оптимальных результатов
при малых затратах сил учителя и ученика.
Ребенок при общении с педагогом-мастером
не замечает, что его воспитывают и
обучают: ему просто хочется еще и еще
раз встретиться с интересным, доб­рым
и мудрым человеком — Учителем.

Рекомендуемая
литература

Азаров
Ю.П. Радость
учить и учиться. — М., 1989.

Арнольдов
А.И. Человек
и мир культуры: Введение в культурологию.
— М., 1993.

Библер
В.С. Школа
диалога культур. — Кемерово, 1995.

Бондаревская
Е.В. Воспитание
как возрождение чело­века культуры
и нравственности. — Ростов-на-Дону, 1991.

Воробьев
Г. Г. Школа
будущего начинается сегодня. — М., 1991.

Газман
О.С. Воспитание:
цели, средства, перспекти­вы // Новое
педагогическое мышление. — М., 1989.

Газман
О.С. Концептуальные
основы содержания де­ятельности
классного руководителя (воспитателя)
// Ве­стник образования. 1991. №8.

Грехнев
В.С. Культура
педагогического общения. — М., 1987.

Добрынина
В.И. Культура
и цивилизация // Культу­рология. — М.,
1993.

Зинченко
В.П. Образование.
Мышление. Культура // Новое педагогическое
мышление. — М., 1989.

Каган
М.С. Философия
культуры. — СПб. 1996.

Сластенин
В.А. Формирование профессиональной
культуры учителя. – М., 1993.

Щуркова Н.Е. Духовная
культура личности. – М., 1994.

studfiles.net

Духовно-нравственная культура учителя в контексте современности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 378.14

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

О. Е. Кучерова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

[email protected]

Статья рассматривает вопросы духовно-нравственной культуры учителя, его качественного воспитания на основе рецептивно-аксиологического подхода. Рецептивно-аксиологический подход подразумевает сохранение и приумножение историко-педагогического наследия, стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Автор статьи считает, что во все времена образование и воспитание должны идти рука об руку, а личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения помогут подрастающему поколению в определении своего предназначения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. Профессиональная нравственность и духовность, профессиональная этика, педагогический такт и совесть — вот основные составляющие духовного облика современного учителя.

Ключевые слова: учитель, духовность, духовный мир, профессиональная этика, педагогический такт, образование, воспитание, ученик, духовные качества, духовная культура.

Введение

Высокопрофессиональный педагог, обладающим творческим потенциалом, способный успешно работать в быстро меняющихся условиях социокультурной ситуации и жесткой конкуренции — таковы требования современной школьной политики к учителю.

Сегодня важна для учителя не только профессиональная компетентность, но и его моральный облик, его духовный мир, духовные качества. Ведь именно от них и зависит конечный результат воспитательного процесса. В данном контексте стоит акцентировать внимание на духовной составляющей культуры учителя, как важнейшем средстве гуманизации жизнедеятельности школьного коллектива.

Как определить наличие духовной составляющей культуры учителя? В значительной степени она определяется уровнем его общепедагогической подготовки, умением учиться (повышать квалификацию), стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. Многие ученые уделяли внимание проблеме профессиональной подготовки учителя: С.И. Архангельский, А.М. Арсеньев, В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев и др. В трудах Е.В. Бондаревской, Ф.Н. Гоноболина, Ю.Н. Кулюткина, В.А.Сластенина разработана профессиограмма учителя, которая определяет не только содержание, но и систему педагогических теоретических знаний, перечень общих и специальных педагогических умений и пр. исследуются проблемы личности учителя, пути ее формирования, связанные с особенностями и структурой профессиональной деятельности. Но среди множества научных работ, посвященных различным аспектам профессиональной и личностной позиции учителя, лишь малая толика их касается проблем духовного мира учителя. Е.И. Артамонова, М.М. Мукамбаева, Л.Н. Разуваева и др. предприняли анализ путей и средств формирования духовной культуры учителя, а в ряде исследований заявлено, что педагогические вузы, преследуя цель подготовки будущих учителей школ, стараются вооружить студентов лишь профессиональными знаниями, умениями и, как правило, почти не уделяют должного внимания формированию личностных, профессионально значимых качеств, в том числе и духовной составляющей педагогической профессии. Так, согласно данным опроса, проведенного нами среди студентов — будущих учителей иностранного языка 43,6% студентов не связывают свою будущую профессиональную

деятельность с работой в образовательных учреждениях. 39,8% опрошенных затруднились определить свой духовный идеал, знания и представления о внутреннем мире человека, его ценностях и идеалах оказались также весьма относительны. К тому же все вопросы, касавшиеся жизненных планов, перспектив, целей, показали, что такие важные аспекты человеческой жизнедеятельности, как труд, желание достичь профессионального совершенства, стремление к познанию, не занимают передовых позиций в сознании будущего учителя, да и вопросы формирования духовного мира учителя, его духовно-нравственной культуры не находят должного освещения в образовательном процессе вуза.

Необходимость формирования духовной составляющей в профессии учителя

Современная школа сегодня стоит на пороге обновления, и не все так однозначно в системе школьного образования. В одном из новых документов, в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы — А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков) — Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения, говорится: «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться — есть важнейшее условие успешного развития России»[15].

Сказанное еще больше укрепляет нас в мысли о необходимости качественного воспитания будущего педагога, формировании у него духовно-нравственной культуры и организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе на основе рецептивно-аксиологического подхода.

Образование будущего педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, предполагает процесс освоения будущим педагогом норм, образцов и правил деятельности, в том числе, выработанных педагогической наукой на различных этапах своего развития. Важным становится не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей личностных смыслов, но и профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, мобильность в сложных социокультурных реалиях. Укорененность будущего педагога в традиционных педагогических ценностях позволит будущему педагогу осознать, что путь его воспитанников к овладению общечеловеческими ценностями лежит через конкретные формы их осуществления в национальной культуре, ведь через нее каждый воспитанник научится понимать и уважать все богатство мировой культуры.

Таким образом, образование будущего педагога должно быть нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, на освоение им средств построения и организации практики образования человека. И без аксиологической составляющей, которая определяет следующие культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющие человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализации, овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций, — здесь не обойтись [14].

Феномен рецепции в педагогической науке

Контекстный анализ понятия «рецепция», позволяет отметить, что различные области общественного сознания — физиология, астрология, философия, культурология, филология, юриспруденция и др. на протяжении достаточно долгого времени успешно оперируют им. Собственно сам термин «рецепция» означает «принятие», «усвоение» — такую трактовку мы находим в полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [11].

Сегодня, при интенсивном развитии науки и научной терминологии, понятие «рецепция» значительно расширяется, важной признается так называемая «рецепци-онная установка», формируемая в сознании человека исторически всем его предыдущим социокультурным, эстетическим опытом, и которая обязательно прибавляется к непосредственному эмоциональному переживанию рецепиента. Таким образом, правомерным будет вывод о том, что рецепция — полидисциплинарное понятие, имеющее отношение к достаточно широкой научной сфере, в том числе и педагогике. А значит, рецепция может происходить в отношении каких-либо социальных, политических институтов, знаменательных событий, культурных или общечеловеческих ценностей, или всей эпохи в целом.

Воссоздавая образ прошлого как идеального отражения мира в сознании человека, мы стараемся тонко и органично вплести этого образ в современную культуру. Соответственно, в сфере педагогики наиболее близким становится понимание рецепции как восприятия, заимствования и приспособления определенных социальных и культурных форм, возникших в другой социокультурной среде (другая страна, другой исторический период).

В Толковом словаре 30-х г.ХХ в. под термином «рецепция» значится: «Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде[12]. Взяв данную трактовку за основную, мы увидим, что данная дефиниция присутствует на всем полидисциплинарном пространстве гуманитарного знания, проявляясь в том числе и в педагогике, а преломляясь через призму педагогической аксиологии, как особой отрасли знания и одного из основных направлений педагогических исследований, она имеет право на существование.

На рубеже ХХ—ХХ1 вв. была осуществлена переоценка ценностей, в связи с чем огромное внимание уделяется историко-педагогическим аспектам, трудам педагогов-классиков (К.Д.Ушинского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вент-целя, В.А.Сухомлинского и др.), разработавшим ряд теоретических положений, содержащих характеристику духовного облика учителя и раскрывшим основные направления, средства и методы формирования его духовной культуры. Многое из того, что оказалось полузабытым, анализируется, подвергается перекодировке и анализируется с современных позиций. Интерес к историко-педагогическим аспектам продиктован стремлением взять самое ценное и адаптировать к современным реалиям. Обращение к классике стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса и т.д. Большое внимание к культурному и педагогическому наследию определяется рядом факторов: во-первых, классика — одна из констант в осуществляемой переоценке ценностей; во- вторых, благодаря такой переоценке вырабатываются новые формы мышления; в-третьих, обращение к классике помогает лучше понять современность и ее некоторые явления, а иногда происходит и спор с теми идеями, которые не прошли проверку временем.

Духовность педагога, умножая воспитательную силу его общения с учениками, развивалась как традиция русской философии и педагогики во взглядах мыслителей первой половины ХХ века. «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, — отмечал И. А. Ильин, — хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут» [6, с. 60]. Люди воспитывают друг друга именно в общении, «всяким проявлением своим»: ответом и инициативой, улыбкой и ее отсут-

ствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом. «Люди воспитывают друг друга не столько деланием — уверенными ответными поступками, но и неделанием, — вялым, уклончивым, безвольным отсутствием ответного поступка», — считал философ и делал вывод: «От Бога и от природы устроено так, что люди «влияют» друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и избежать этого нельзя» [там же, с. 61].

В условиях смены культурно-исторической парадигмы педагогика так же претерпевает ряд изменений. Современные ученые стремятся к выработке новых моделей педагогического мышления и взаимодействия; во-вторых, девальвация прежних ценностей ставит задачу формирования новых.

Естественно, что на каждом витке своего развития, педагогика по-своему реализует рецептивную стратегию в освоении культурно-педагогического наследия.

Духовность педагога и ее составляющие

История постоянно доказывает нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо, особенно в условиях сегодняшней нивелировки общечеловеческих ценностей, развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Если школа не стремится помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству, то значит, такая школа недолжна существовать.

Влияние учителя на личность растущего человека — поистине огромно. Оно может быть различным, да и оказано оно может быть в разной мере, и зависит оно от множества факторов, но главным всегда был и будет фактор личностный — личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. По мнению исследователя В.Н. Сагатовского «духовная атмосфера»: во-первых, это «сетка координат» взаимосвязанных духовных ценностей; во-вторых, это культу-рообразующая среда как поле, эфир, в котором культура дышит, развивается, а вне ее — задыхается и выдыхается; в-третьих, это не только особое поле (тонкая энергия), это и «собственно дух», несводимый ни к материи, ни к форме, ни к энергии. И здесь уже возможно апеллировать к П.А.Флоренскому ( пневматосфера), А.Леруа (духовный пласт), Григории Паламе (Фаворский свет божественной благодати), то есть, о чем-то столь же значимом, сколь и неуловимом.

Если говорить о конкретных духовных ценностях в профессиональной деятельности учителя, то, пожалуй, начать можно с такой ценности, как «Благо», ведь именно эта духовная ценность выступает и целью и средством развития духовной культуры учителя. Толковый словарь русского языка трактует понятие «благо» как универсальный стержень, на который «нанизывается», образуя цельность, множество понятий, характеризующих духовное.

Так что же такое духовность учителя? Это жизнь его по законам Истины, Добра и Красоты, образующая гармоническое сосуществование человека с миром. Бесспорно, что именно духовностью субъект обретает смысл жизни и достигает прогрессивных состояний, преображаясь сам, изменяет мир. Этот смысл центрирует сущность личности «собирая и проявляя» качественные образования ее ценностей. Это мера полноты, жизни учителя как выражение разумного, эстетически развитого, морально-правового, нравственного труда.

Правомерными здесь кажутся слова великого философа И.А. Ильина, отметившего, что учитель «должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать…» [7]. Особенность личности педагога заключается, таким образом, в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности, отмечает Н.Л. Шеховская [16].

Обладающий духовностью педагог способен преодолеть любые трудности: и профессиональные и социальные, такой человек — есть настоящая, надежная опора любви к детям, он исполняет свой нравственный долг, согласно канонам нравственности, не ради сиюминутного результата, а стараясь максимально приблизиться к педагогическому идеалу. И, наверное, очень хорошо, что наша школа пока еще соблюдает добрые традиции воспитания, которые верны истинной духовности как основы образования Человека. Это на самом деле очень важно, ведь сегодня все больше и больше людей готовы поклоняться «золотому тельцу», подчас забывая о самом главном — человечности, душевности и духовности. В этой связи хочется вспомнить слова Ф.М. Достоевского, сказавшего: «Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете».

Духовность педагога имеет ту особенность, что она придает новую, высокую качественность профессионализму, становится его эталоном. Глубокая причинно-следственная связь духовности и профессионализма позволила Б. З. Вульфову говорить о профессиональной духовности педагога, утверждать что «вся педагогика — это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути» [2, 48]. Специфическую функцию такой духовности ученый видит в профессиональной рефлексии, которая есть не что иное, как умение человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, дать ему критическую оценку, преодолеть консерватизм, узость мышления, чтобы подняться к новым критериям в оценке своей деятельности, а следовательно, стимулировать движение вперед. Б. З. Вульфов определяет профессиональную духовность педагога как его очеловеченную компетентность, которая наращивается и неизменно направляется на благо детей. Профессиональная духовность педагога — «принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудное счастье бытия» [з,с. 80].

Еще одной составляющей духовности учителя, определяющей не только жизнь учителя в социуме, но и проявление его гражданской позиции, эстетических и профессиональных качеств (профессионализма), является совесть. Не случайно И.А. Ильин говорил о совести как «состоянии нравственной очевидности». С совестью связывают ответственность учителя за свой труд, поведение, мысли. Чтобы понять, как совершенствоваться, учителю важно научиться размышлять о себе. Причем, не столько о педагогической работе, сколько о себе в работе, о последствиях своего поступка для воспитанников, о значении собственных просчетов и недоработок, возможно, своей вины.

Профессиональная нравственность учителя имеет очень древние корни. Так, уже древние греки довольно четко представляли, каким должно быть поведение учителя, какими нравственными качествами он должен обладать. Учитель должен был уметь ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, быть справедливым: не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Для современного учителя все вышесказанное по-прежнему актуально, с той лишь разницей, что его деятельность чрезмерно усложнилась, и вопросы нравственного воспитания, формирования системы ценностей воспитанников становятся слишком трудными для разрешения в современных реалиях. Тем не менее, в любой ситуации учитель должен держаться в рамках профессионально-педагогической культуры, владеть особым тактом, творчеством, выдержанностью и общей культурой. А специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель имеет дело с весьма хрупким «объектом воздействия». Главным в деятельности учителя должен быть принцип медицинской этики — «не навреди».

Безусловно, учителю не следует ограничиваться только лишь знанием нравственных норм и принципов, хотя именно они являются условием правильной ориентации в действительности; учитель должен иметь твёрдые идейно-нравственные

убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственные чувства учителя как эмоциональную сторону его духовной деятельности, характеризует наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства — это не просто средство формирования личности, это своеобразный показатель воспитанности человека. В педагогической профессии регуляторами отношения педагога к своей профессии выступают такие чувства как чувство профессионального долга, ответственности, самокритичность, гордость, честь и др. Все они определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии.

Стоит сказать и еще об одной составляющей профессиональной этики — педагогическом такте, который представляет собой форму реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. То есть такт -это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Именно в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт — это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя стоит назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Заключение

Выстраивая работу с будущими учителями на основе рецептивно-аксиологического подхода, важно помнить, что «мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему «как жить» [5, 38-47].

Краткий экскурс в вопросы педагогической рецепции подвел нас к выводу о том, что несмотря на определенные сложности в осмыслении проблемы педагогической духовности, рецептивно-аксиологический подход, вобрав в себя лучшие достижения педагогической науки, даст возможность развиваться научной мысли с учетом современных требований. Думается, необходимо инициировать более полное применение основных положений рецептивно-аксиологического подхода, который может стать методологической основой в изучении феномена педагогической духовности, а своеобразным девизом в воспитании нового поколения учительства могут послужить слова И. Канта, отражающие, на наш взгляд кредо учителя, стремящегося к высотам своей духовности: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Список литературы

1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя/ Е.И. Артамонова: Дис. д-ра пед. наук — М., 2000. — 450 с.

2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. — 1995. — №2

3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин: Взгляд на профессиональную подготовку учителя — М.: ИЧП «Магистр», 1995., с. 80.

4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога/ В.Н. Введенский -Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.- 158 с.

5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007.- № 10. — С. 38-47.

6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя/^Нр://’«’шш.киИАк1.сот/тк’№е11/ text /hudlit/classic/ ost/dnevnik/ d_73.htm

7. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. — Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. — М.: Русская книга, 1996. — С. 31-220.

8. Ильин, И. А. Кризис безбожия / И. А. Ильин. — Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 -М.: Русская книга, 1996. — С. 333-358., с. 196.

9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.спец./ И.Ф.Исаев.- 2-е изд.- М.: Академия, 2004.- 207 с.

10. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога/ И.И. Зарецкая: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: АПКиППРО, 2005.

11. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства/ Н.А. Морева. — М.: Просвещение,2006.

12. Попов М. Словарь иностранных слов/ М.Попов.- 1907.

13. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию /Учебное пособие для студ. Высш пед учебн.заведени. М., 2003. 192 с.

14. Толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] URL: htpp:// http://ushakovdictionary.ru /word.php? wordid=66359 (Дата обращения 11.05.2013

15. ФГОС- второе поколение. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». — М. «Просвещение» 2009г.

16. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли конца Х1Х-нач.ХХ вв.Дисс.д-ра пед.наук,Белгород, 2007.-360 с

SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERNITY

This article reviews the questions of the moral and spiritual culture of the teacher its high-quality of education is based on the receptive-axiological approach. The receptive-axiological approach involves the preservation and enhancement of historical and pedagogical heritage. It stimulates the framing of new pedagogical models of the formation of the teacher’s spiritual world, the system of relations of subjects of the educational process. The author of the article supposes that in all times education and training must go hand in hand, and the mentor’s personality and his mental and spiritual qualities, his faith and beliefs will help the young generation in determining its destiny. The teacher who possesses spiritual culture, he is able to create a spiritual atmosphere for the children. Professional morality and spirituality, professional ethics, pedagogical tact and conscience — these are the main components of the spiritual image of the modern teacher.

O. E. Kucherova

Belgorod State Research University

e-mail:

[email protected]

Keywords: teacher, spirituality, spiritual world, professional ethics, pedagogical tact, education, student, spiritual qualities, spiritual culture.

cyberleninka.ru

Педагогическая этика о нравственном сознании учителя. Структура нравственного сознания учителя

Нравственное сознание учителяпредставляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия (Л.Л.Шевченко). Нравственное сознание учителя — часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека.

Нравственная культура личности педагога – это целостная система элементов, охватывающая:

Ø культуру этического мышления(способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике),

Ø культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию),

Ø культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка,

Ø этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.

В структурунравственного сознания педагога включаются:

· нравственные (этические) взгляды,

· убеждения (идеалы),

· нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Нравственные (этические) взгляды педагога.Нравственные взгляды учителя – это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно — образовательном процессе школы. Динамикаразвития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:

· идеалы детства, отрочества, юности,

· принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,

· осознание своего профессионального долга,

· осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,

· понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.

Убеждения (идеалы) педагога.Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям (С.Б.Елканов).

Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:

ü познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),

ü эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию),

ü волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).

Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка.

Нравственные чувства педагога.

Нравственные чувства — это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо — несправедливо», «человечно — бесчеловечно»К нравственным чувствам относятся: симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, любовь-ненависть, справедливость — несправедливость и др

Ведущими нравственными чувствами педагога являются:

· любовь к детям,

· профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,

· терпимость,

· доброжелательность,

· доверие и уважение к учащимся.

Ш. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики. Принципы гуманной педагогики: любить ребенка; очеловечивать среду, в которой живет ребенок; проживать в ребенке свое детство.

Ш.А. Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности:

Любить ребёнка. Любовь — это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

Любовь к ребёнку, к человеку — вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества. Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и др.), заключенные в явлениях общественной жизни и природы»

9 Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника в различных жизненных ситуациях. Пути формирования у личности привычки к обдумыванию своего поведения.
Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С.):
•доморальный уровень — ребенок исполняет требования из страха наказания,
•конвенциальный уровень — соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка),
•автономный уровень — личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами, принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума
11)Педагогическая мораль это система нравственных требований, предъявляемых кучителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

megaobuchalka.ru

Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического тактапо-разномутрактуют это понятие:

-иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

-тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

-педагогический такт — это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.


Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педа-

гогический такт — это:

•«поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них» [109],

•«одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога» [96],

•«форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим» [106],

•«мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» [75],

•«особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» [95, 96],

•«способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов

[51].

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность

кнравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственнопсихологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются: — требовательность и уважительность к воспитаннику, — умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему, — деловой тон общения, — внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется — во внешнем облике педагога,

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников,

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации,

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся,

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,

— в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не


повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На уроке — четкость, корректность, строгость, если класс не готов к уроку. Во внеклассной работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии. О значимости такта в педагогической работе исследователь Н.В. Жутикова заметила: «…там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его. Так появляются «тупицы» — живые воплощения педагогической запущенности, а вернее, вышеупомянутой подмены, ее последствий».

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либопричинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их соклассником не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло, оскорблять ребенка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.Сравните данные выше определения педагогического такта. Какое из них с Вашей точки зрения наиболее глубоко и точно отражает суть данного понятия? Сформулируйте свое определение педагогического такта.

2.Имеются ли у человека какие-либозадатки и свойства нервной системы, которые влияют на формирование педагогического такта, есть ли в них чтолибо, что обуславливает большую или меньшую чувствительность и тонкость, безудержность или спокойствие, уравновешенность натуры учителя, некую предрасположенность к тактичности? Аргументируйте свой ответ


(при затруднении в ответе обратитесь к пособию: Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. С. 140).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Раскройте следующие понятия: «культура», «культура профессионального общения учителя».

2.Как Вы понимаете сущностьпрофессионально-педагогическогообщения? По каким показателям определяется профессиональная культура общения педагога?

3.Расскажите о проблемах общения педагога с родителями учеников. Что недопустимо в общении с родителями? Какие причины могут негативно повлиять на отношения педагога с семьей ученика?

4.Перечислите основные черты, характеризующие тактичного педагога. Как и где проявляется педагогический такт в профессиональной деятельности педагога?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.* Подготовьте сообщение на тему: «Советы начинающему педагогу

ворганизации продуктивного общения с учащимися» (при подготовке используйте статью: Щуркова Н. Общение учителя с детьми // Воспитание школьников. 1995. № 1. С. 2-8).

2.* Подготовьте сообщение на тему: «Опыт педагогов-новаторовв работе с родителями учащихся» (при подготовке используйте следующую литературу: Шаталов В. Ф. Психологические контакты. М., 1992. Гл.: Работа с родителями. С.64-68;Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1991. Гл.: Кого я воспитываю. С.152-173).

3.Приготовьте этическую беседу для учащихся на тему: «Тактичное поведение человека в обществе» (при подготовке сообщения используйте статью: Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (такт — это разум сердца) // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 6-10;Мудрик А. В, Общение школьников // Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1987. Сер. № 11. Педагогика и психология. Гл.: Общение и нормы поведения. С.26-43).

4.Ответьте на вопрос теста: «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» (см. приложение № 3). Если Вы набрали по условиям теста менее 24 баллов, то продумайте методику самовоспитания тех качеств, которые на данный момент у Вас отсутствуют.

5.Вспомните какие-либопедагогические ситуации из своей школьной жизни, где педагог (родитель) должен быть особенно деликатным (дружба, любовь, чувство страха, болезнь ребенка и др.) Проанализируйте в этих ситуациях поведение взрослого и воспитанника.

ЛИТЕРАТУРА

2, 20, 26, 30, 31, 36, 38, 65, 68, 75, 89, 91, 95, 96, 106, 109, 113, 121

stydopedia.ru

Онлайн-тесты на oltest.kz: Педагогика — все вопросы (23/36)

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеПедагогикавопросы331-345


331. Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему»:
Я.А. Коменский

332. Под общим образованием понимается:
Ознакомление учащихся с основами наук о природе и обществе, расширение мировоззрения, развитие нравственности эстетической культуры

333. Под педагогическими умениями понимаются:
Система педагогических действий, связанных между собой определенными отношениями и направленными на решение педагогических задач в изменяющихся условиях

334. Под социализацией понимается:
процесс присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества

335. Подготовка учителя к уроку включает в себя:
Изучение программы, календарного плана, учебника, дополнительного материала по данной теме, подбор заданий для учащихся, изучение методической литературы

336. Позиция педагога — это:
система отношений к педагогической деятельности

337. Показателем нравственной культуры учителя является:
педагогический такт

338. Понятие «вербальное» означает:
Устный, словесный

339. Понятие «личность» включает в себя:
итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств

340. Понятие наглядность, проблемность, доступность, системность и последовательность обучения относятся к понятию:
Принципы обучения

341. Порядок и последовательность изучения учебных предметов с указанием недельного количества часов определяется следующим документом:
Учебным планом

342. Последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области:
Лекция

343. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной:
Потому, что именно на уроке реализуются все дидактические цели

344. Предметом дидактики не является:
Методы и принципы обучения

345. Предметом дидактики является:
Процесс обучения и его закономерности


oltest.kz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о