Правильная артикуляция звука с – Правильная артикуляция свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Сигматизм свистящих и его виды. Парасигматизм.

Содержание

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Сигматизм свистящих и его виды. Парасигматизм.

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты ( С – глухой звук).

О постановке звука  С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З  – звонкий  звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются  (ЗЬ – звонкий  звук).

Артикуляция звука Ц

 Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков здесь. Дефекты произношения свистящих звуков  называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм.  Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,  З – В) Предрасполагающие факторы  губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2.  Межзубный  сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы  межзубного  сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость  мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный  сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы  призубного  сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой  сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы  бокового  сигматизма:  боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы  носового  сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение  называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

vashlogoped-online.ru

Постановка звука С

При артикуляции звука [ с ]

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки разомкнуты.
  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.



Данный этап работы проводится как часть занятия.

Тема: Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель: Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.

Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха. Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка.

logoped18.ru

Методика работы над звуком С Правильная артикуляция



Методика работы над звуком «С»



Правильная артикуляция губы в легкой улыбке, зубы на расстоянии 1, 5 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, чуть приподнята к альвеолам; посередине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемая воздушная струя; боковые края прижаты к внутренней стороне верхних зубов. Голосовые связки раскрыты, и голос не образуется, поэтому звук глухой; Выдыхаемая воздушная струя холодная.



Характеристика звука «С» По механизму образования: согласный. По участию резонаторной области: ротовой. По способу образования: щелевой. По месту образования: переднеязычный. По участию работы голосовых связок: глухой. По наличию подъёма: твёрдый.



Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ: Улыбка Хоботок Заборчик Колечко Попеременное выполнение Улыбка Хоботок



Упражнения для языка: Часики Почисти зубки Ступеньки Лопаточка Качели Горка



Упражнения на развитие силы и направленности воздушной струи: Забей мяч в ворота Подуй на снежинку (и т. п. )



Пальчиковая гимнастика Колокольчик Очки Грабли Шарик Замок Дом Цепь Птица



Постановка звука «С» 1. По подражанию. 2. Через межзубное положение. Предлагаем ребёнку положить широкий язычок на нижнюю губу, сделать желобок и подуть на кончик языка. 3. От звука «И» . Попросить ребёнка широко улыбнуться, произнести «И» и подуть (упражнение «Забей мяч в ворота» ). 4. Механическим способом. 5. Смешанным способом.



Недостатки произношения звука «С» Выделяют следующие виды СИГМАТИЗМОВ: межзубный, боковой , носовой, губно зубной и призубный. . Межзубный сигматизм При этом нарушении вместо звука [c], слышится звук, похожий на английский [t]. Такое звучание обусловлено тем, что в момент произношения звука кончик языка просовывается между верхними и нижними передними зубами. Вследствие этого желобок посередине языка не образуется, и воздушная струя, выходящая изо рта, получается рассеянной, тактильно ощущается как теплая.



Исправление Работа по устранению такого вида нарушения строится на выполнении упражнений для укрепления мышц кончика языка, выработке направленной воздушной струи. Кроме того отрабатывается артикуляция звука [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с]. Постановка правильного звука [c] осуществляется от опорного звука [и], после чего произношение поставленного звука автоматизируется сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.



Боковой сигматизм При боковом сигматизме вместо звука [с] слышится своеобразный хлюпающий шум, вызванный тем, что язык в момент произношения звука принимает боковое положение (один его боковой край находится вверху, а другой – внизу) или кончик языка упирается в верхние зубы. По этой причине струя выдыхаемого воздуха направлена вбок (влево, вправо или в обе стороны одновременно). При этом один из углов губ, как правило, опущен, зубы разомкнуты больше необходимого.



Исправление Для устранения этого вида нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков [и] и [ф]. Для устранения бокового произношения рекомендуется выработать межзубное произношение звука [с] – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука.



Носовой сигматизм При носовом сигматизме звук характеризуется носовым, “гнусавым” призвуком, и больше напоминает [х]. В момент артикуляции губы не растянуты, язык отодвинут вглубь рта, мягкое небо опущено, вследствие чего воздушная струя выходит через нос, что и придает звуку заметный носовой оттенок.



Исправление Сформировать правильный речевой выдох, умение удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами. Опорными звуками для постановки являются звуки [и] и [ф]. Растягивая губы в улыбке (звук [и]) и удерживая широкий язык между зубами, ребенок произносит звук [ф], направляя воздушную струю посередине языка. Постепенно кончик языка убирается за нижние резцы – слышится звук [c]. Когда звук поставлен, необходимо провести автоматизацию звука в речи для закрепления его правильного произношения.



Губно зубной сигматизм При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука [Ф]), поэтому акустический эффект при искажен [С] близок к звуку [Ф]. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.



Исправление Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними. Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов. В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются.



Призубный сигматизм Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звука [С] слышатся звуки [Т] и [Д].



Исправление Для исправления достаточно показать правильную артикуляцию фонемы, использовать рисунок-профиль. Также необходима опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони правильном протяжном произнесении звука [с]).



Шипящий сигматизм Недостаток произношения, при котором звук [С] заменяется звуком [Ш], связан с неправильным положением кончика языка, когда он оттянут в глубь рта и не упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута и приподнята к твердому небу, в результате чего слышится звук [Ш], как правило, с мягким оттенком.



Исправление Необходимо научить ребёнка различать правильное и неправильное звучание звука [с] (свист — шипение). Показать перед зеркалом различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем следует перейти к нормальному за зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.



Автоматизация звука «С» В прямых слогах СА – СО – СУ – СЫ – СА – СО – СУ В обратных слогах АС – ОС – УС – ЫС – АС – ОС – УС



Между гласными АСА – АСА УСУ – УСУ ОСО – ОСО АСА – АСО – АСУ ОСО – ОСУ – ОСА УСУ – УСА – УСО В стечении с согласными СТА – СТО – СТУ – СТЫ СКА – СКО – СКУ – СКЫ КСА – КСО – КСУ – КСЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ МСА – МСО – МСУ – МСЫ СПА – СПО – СПУ – СПЫ



В словах с прямыми слогами сапоги сумка самокат сын собака салат сок соль судно В словах с обратными слогами бас вес класс квас колос кокос интерес атлас глобус



В словах со стечением согласных стакан скамейка скрепка свобода место пастух хвост вкусный скелет стыд спутник паста куст спокойный ступа остановка В словах, между гласными оса роса усы высота мусор волосы небеса колбаса колесо



В словосочетаниях Солёный суп Старый сапог Интересная сказка Сладкий сахар Стеклянный стакан Морской песок В предложениях Укусы опасны. Саня едет на санках. На столе стоит сахарница. Погасли искры от костра.



В чистоговорках и стихах Са-са-са Со-со-со Су-су-су Сы-сы-сы под кустом сидит лиса. хвост лисы как колесо. тихо осенью в лесу. есть лисята у лисы. Стрекоза в руках стрекочет, Улететь скорее хочет. Я ладошки раскрываю, На свободу выпускаю. Полетела в небеса… — Будь счастливой, стрекоза!



В текстах Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидят Соня и Саня. Под скамейкой спит собака. Хорошо весной в саду!



Дифференциация «С» «Ш» В слогах СА – ША СО – ШО СЫ – ШИ СУ — ШУ В словах Сок – Шок Срам – Шрам Суд – Шут Сип – Шип Сутки — Шутки Скала — Шкала



В словосочетаниях, предложениях Шишки на сосне, шашки на столе. Шапкой Саша шишки сшиб. Наша серая кошка сидела на крыше. В тексте Петушок увидел сойку и закукарекал звонко: — Сойка, сойка, где живёшь? Где ты песенки поёшь? Свистом сойка отвечала: — Я по лесу пролетала, услыхала шум и гам, и слетела прямо к вам!



Дифференциация «С» «З» В слогах СА – ЗА СО – ЗО СЫ – ЗЫ СУ — ЗУ В словах Сало – Зала Усы – Узы Сорить – Зарыть Злить – Слить Сыпь – Зыбь Коса — Коза



В словосочетаниях, предложениях Заяц сидит под кустом. Лиса смотрит на козу. Саша чистит зубки. В тексте Заяц ссорился с совой, снег в неё бросал: -Всю ночь охотилась за мной, еле ускакал! Стрекоза купила бусы, показала их змее. Та сказала: «Полюбуйся, как сидят они на мне!»



Дифференциация «С» «Ц» В слогах СА – ЦА СО – ЦО СЫ – ЦЫ СУ — ЦУ В словах Сабля – Цапля Светик – Цветик Лиса – Овца Свет – Цвет Колесо – Лицо Совок — Цветок



В словосочетаниях, предложениях Миша смотрит на овцу. На столе ваза с цветами. На сене лежат яйца. В тексте Захотела раз лисица из колодца взять водицы. Осторожненько к колодцу вечером лиса крадётся. Вдруг лису собака – цап! Ох, не выпустит из лап!



Виды работ над звуком «С» Изолировано Говори звук «С» , нажимая на клавишу.



В слогах СА – СА СЫ – СЫ — СЫ СО – СО — СО СУ – СУ — СУ



В словах Назови картинки Составь слова



Назови слова, в которых есть звук «С»



Вставь пропущенную букву



Во фразах, предложениях Прочитай Вставь пропущенные буквы, прочитай и ответь на вопросы



Посмотри на картинки и скажи, кто что делает



Закончи предложение



Отгадай загадки Ребусы



Разгадай кроссворд 1. 2. 3. 4. 5. Усатая рыба Домашнее животное Экзотический фрукт Часть тела Насекомое



В стихах и чистоговорках Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно. Ест киска суп из миски: Одна сова не спит Сыта киска, пуста миска. На суку сидит. Прочитай стишок и найди слова с картинок



В связной речи Ответь на вопросы



Прочитай рассказ, найди слова со звуком «С» . Перескажи рассказ по картинке. В саду. Вот старый дом. На окне стоит кактус. Слева от дома растёт высокая сосна. У сосны сук. На суку спит сова. Под сосной скамейка. На скамей ке оня, а под скамейкой — С собака. Соня пьет сливовый сок из стакана, а собака ест мясо из миски. Возле сосны стоит стол. На столе — поднос с посудой. У Сани сломался автобус. Он насыпает песок совком в самосвал. Санина мама везёт коляску с маленькой Алисой. Алиса смотрит на самолёт. Он летит над лесом. Папа накачивает колесо самоката насосом.



Составь рассказ по картинке

present5.com

Irina Baranova, Toronto Logoped, Speech Language Pathologist




ЗВУКИ «С» И «СЬ»


Губы растянуты и слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута,посредине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз.
При мягком «сь» спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.



Профиль артикуляции звуков»С», «З»

ЗВУК «Ц»


Звук «Ц» образуется при слиянии двух звуков «Т» и «С».

Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены.

Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом. Кончик языка слегка отдергивается от нижнихзубов.



Профиль артикуляции звука «Ц»

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ «Ш, Ж, Ч, Щ»


Шипяшие звуки «Ш, Ж, Ч, Щ» одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части неба и находится за верхними резцами – это «верхние» шипящие. Шипящие звуки могут быть и «нижними», что менее желательно. При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему небу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. При произнесении шипящих воздух проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым небом.

ЗВУК «Ш»


Губы немного округлены и вытянуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним алльвеолам (бугоркам за верхними резцами), но не касается твердого неба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижатыы к верхним коренным зубам. Выдыхаемая воздушная струя обильная и теплая.



Профиль артикуляции звука «Ш»

ЗВУК «Ч»


Губы слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при «Ш». Расстояние между губами 1 мм. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем» положении кончик языка находится в положении близком «верхнему» «Ш», при нижнем в положении близком нижнему «Ш». В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам. Напряжение тока воздуха сильное.



Профиль артикуляции звуков Ч, Щ в верхней позиции

ЗВУК «Щ»


Звук «Щ», подобно другим шипящим может быть «верхним» и «нижним». Положение органов артикуляции (губ, языка, голосовых связок) такое же как при звуке «Ч». Обычно «верхнему» «Ч» соответствует и верхний «Щ», а «нижнему» «нижний».



Профиль артикуляции звуков Ч, Щ в нижней позиции

ЗВУКИ «Л» И «ЛЬ»


Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка приподнят и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха.

При мягком «ЛЬ» задняя часть языка опущена, а передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.



Профиль артикуляции звуков «Л», «ЛЬ»

ЗВУКИ «Р»


Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними резцами) и соприкасается с ними вов ремя вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

Звук «РЬ»


Передний край языка передвигается вперед и опускается ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Пинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Слышится короткий одноударный звук «РЬ».



Профиль артикуляции звуков «Р», «РЬ»

www.logopedslptoronto.com

комплекс упражнений и рекомендации по их выполнению


В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

 

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

«Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

«Насос»

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

«Свисток»

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

vseorechi.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗВУК С, Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки

Так же и в артикуляционной гимнастике. Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется.

Возьмите зеркало в руки и попросите ребёнка широко улыбнуться. И вот в этом положении (рот широко открыть в улыбке, зубки сжаты) попросите ученика сделать выдох, подуть, издавая звук, похожий на свист насоса «с-с-с». Делается это следующим образом: ребёнок начинает произносить гласный звук, затем кладёт палец в ротик и выполняет упражнение «Свисток».

Правильная артикуляция звука с.

Перед началом занятия проводится артикуляционная гимнастика, направленная на стимуляцию подвижности речевых органов. Порассуждайте вместе с ребёнком, едят ли на самом деле лисички «рис и сосиски»?. Задача родителей на данном этапе – осуществить правильную постановку звука «С» и вовремя отследить возможные проблемы.

Упражнение сложное и может получиться не с первого раза, важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. Я очень рекомендую школу всем детям -билингвам, и не только. Учеников становилось с каждым днем все больше и больше, поэтому пришла идея взять в команду самых лучших специалистов в своем новом месте жительства. И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью. 2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей.

Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам,т.к.

Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша! Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение, то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома: • Улыбка и удержание губ в улыбке. Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков.

Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом. Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Попросите ребёнка, выдувая струю, загнать в «ворота» кусочек ватки или небольшой листик бумаги. При этом надо следить, чтобы ребёнок не раздувал щёки, губы должны быть округлены, выдох должен быть ровный и направленный. Если исполняющему это упражнение трудно не надувать щёки, можно слегка прижимать их пальцами. Затем сделайте то же самое с внутренней стороной зубов, сначала пройдитесь языком вдоль основания нижних зубов, затем – верхних.

Способы постановки звука «С»

Вспомните вместе с малышом, как свистит насос, которым надувают мячик или резиновый матрас. Для того чтобы проводимое упражнение было более понятно ребёнку, продемонстрируйте прохладную воздушную струю, которая образуется у него при выдохе. Свисток» (палец) оказывается во рту. Предлагаем ребёнку широко улыбнуться, при этом пальчик остаётся во рту, зубы по-прежнему сжаты. Передние зубки в улыбке должны быть отрыты до клыков.

На этом этапе используются стандартные логопедические игры и упражнения. У лисички в миске – рис и сосиски. Сыч уснул, а с ним сычата. Гуси паслись недалеко от леса, в котором росли высокие осины и сосны. В этом лесу жили совы и лисы. Лиса проголодалась, захотела поймать сову, а сова взяла и улетела. Стала думать лиса, как ей поймать гуся и съесть. Схватила одного, а он вырвался и улетел, и вслед за ним все гусиное стадо улетело.

Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика. На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения.

Читайте также:

zvondrobyndl.ru

Памятка «Артикуляционная гимнастика для звука С»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Артикуляционная гимнастика

для звука С»

Подготовила учитель-логопед

Кулакова Татьяна Сергеевна

Правильная артикуляция  звуков «С»

— зубы в улыбке

— губы сближены

— кончик языка упирается в нижние зубы

— воздушная струя холодная, направлена посередине языка

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» — « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Заборчик»

«Трубочка»

«Накажем непослушный язычок»

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила выполнения:

  • Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

  • Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.

  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным..

  • Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

  • Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.

  • Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

  •  Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

«Желаю удачи!»

«Блинчик»

«Почисти нижние зубки»

«Горка»

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о