Презентация дети с нарушением зрения – Презентация к уроку по теме: Дети с нарушением зрения. | скачать бесплатно
Презентация к родительскому собранию “Практикум для родителей. Дети с нарушением зрения”
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Фокина Л. П. Шаблон презентации – 1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Методическая разработка родительского собрания Учитель-дефектолог Волкова А.Е. 2016 г © Фокина Лидия Петровна
2 слайдГЛАЗА – ОКНО В ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ОЧЕНЬ ТРУДНО БЫТЬ ДРУГИМ НЕПОХОЖИМ, НЕТАКИМ © Фокина Лидия Петровна
3 слайдЦЕЛЬ: Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения Задачи: Формировать у родителей представления о возможностях детей с нарушением зрения. Знакомить родителей с особенностями коррекционной работы. Способствовать сближению родителей и детей с целью их дальнейшего участия в жизни группы. Оптимизировать детско-родительские отношения. © Фокина Лидия Петровна
4 слайдМЫ ВИДИМ МИР НЕМНОГО ПО-ДРУГОМУ МИОПИЯ © Фокина Лидия Петровна
5 слайдАМБЛИОПИЯ © Фокина Лидия Петровна
6 слайдАСТИГМАТИЗМ © Фокина Лидия Петровна
7 слайдГЛАУКОМА © Фокина Лидия Петровна
8 слайдКАТАРАКТА ДАЛЬТОНИЗМ (Halanan.ru)_—.mp4 © Фокина Лидия Петровна
9 слайдТрудно ли вам, уважаемые родители, выполнять задания? 7 группа.avi © Фокина Лидия Петровна
10 слайдТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Недостаточно зрительных образов Искаженное восприятие сенсорных эталонов Нарушение ориентировки в пространстве Бедный словарный запас… незрелая эмоционально-волевая сфера Бедный эмоциональный мир Нарушение общей и мелкой моторики © Фокина Лидия Петровна
11 слайдКАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТИ ТРУДНОСТИ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СОБЛЮДЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦ.СРЕДСТВ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ М/С ОРТОПТИСТКИ И ПЕДАГОГОВ © Фокина Лидия Петровна
12 слайдКАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТИ ТРУДНОСТИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦ.СРЕДСТВ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Видео для родителей 7 группа готово.avi © Фокина Лидия Петровна
13 слайдОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ Чрезмерная опека Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье Воспитание в стиле «кумир семьи. © Фокина Лидия Петровна
14 слайдНАШИ СОВЕТЫ ЧАЩЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ДЕТЬМИ,ОЗВУЧИВАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ СПОКОЙНО ПОВТОРЯЙТЕ ПРОСЬБЫ, ИЗ-ЗА НЕУСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ УЧИТЕ РЕБЕНКА ВНИМАТЕЛЬНО И ДО КОНЦА ВЫСЛУШИВАТЬ ВЗРОСЛОГО И ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ «ВСЕ, ЧТО МОЖНО, ПРЕДСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ НАГЛЯДНО» УЧИТЕ МАЛЫША ОБСЛЕДОВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ НЕ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ЗРЕНИЯ, НО И С ПОМОЩЬЮ ОСЯЗАНИЯ © Фокина Лидия Петровна
15 слайдПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Самая важная цель для слепого или слабовидящего ребёнка – стать самостоятельным человеком Ребёнку с нарушением зрения нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему Важно научить ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него Ребёнок должен получить информацию об окружающем мире через собственные ощущения: трогая, слушая, нюхая, пробуя на вкус, действуя с предметами. Помогите ребёнку с нарушениями зрения участвовать во ВСЁМ © Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
17 слайдЛитература и электронные ресурсы: Психология воспитания детей с нарушением зрения. Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. 2004 г. Подготовка детей дошкольного возраста к плеопто-ортоптическому лечению. З.П. Малеева.2009 г. Ж. Воспитание и обучение № 3 2009 г., статья М.П. Бондаренко. pda.diary.ru poglazam.ru t-zrenie.ru yazdorov.kz realnost.trogatelnyyduet.ru © Фокина Лидия Петровна
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-551600
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Образование детей с нарушениями зрения
Обратная связь
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентация “Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдРазвитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Д/с «Дружная семейка» компенсирующего вида» г. Заинск. Воспитатель 1 кв. категории Глухова Нина Ильинична
2 слайдСенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
3 слайдСенсорное воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
4 слайдЗначение сенсорного развития Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
5 слайдОсобенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму,цвет, величину и пространственное расположение;
6 слайддети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
7 слайдОсновные положения коррекционно-педагогической деятельности: активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства – зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
8 слайддля слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
9 слайдМетодика развития зрительного восприятия Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
10 слайдОсновные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия: Игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-324754
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация дети с нарушением зрения Лечение зрения у детей Коррекция зрения
презентация дети с нарушением зрения
Классификация нарушений зрения у детей
- Самые легкие из известных нарушений– функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
- Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называютсяорганическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.
К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.
Нарушения зрения у детей разделяются натри типа :
- Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
- Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
- Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).
Что касается причин появления нарушений в зрении. их разделяют на
Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения
Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух. в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.
Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?
- Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
- Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
- Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
- При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
- Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
- Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.
Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей
В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения . Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.
Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?
- Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
- В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
- Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
- Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
- В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе .
Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.
Лица с нарушениями зрения
Тифлопедагогика как наука о воспитании лиц с нарушением зрения. Причины и последствия нарушения зрения: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 20.11.2013
Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением, использование его в процессе обучения. Наглядность – элемент образовательного процесса, виды наглядных пособий и требования к ним.
контрольная работа [38,0 K], добавлен 19.10.2009
Определение понятия “зрение”. Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.
презентация [1,4 M], добавлен 14.12.2014
Зрительное восприятие как формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Степень нарушения зрения и зрительные возможности детей, уровень восприятия. Упражнения для детей 5 года жизни с нарушениями зрения.
дипломная работа [93,5 K], добавлен 15.05.2011
Роль зрения в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. Анализ эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения.
доклад [671,6 K], добавлен 13.09.2012
Особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения, система подвижных игр и методика определения ее эффективности.
курсовая работа [29,3 K], добавлен 08.04.2011
Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.
курсовая работа [54,8 K], добавлен 22.03.2012
Понятие о морали, нравственности и воспитании нравственности. Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики. Формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.
дипломная работа [75,9 K], добавлен 17.11.2012
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.
научная работа [92,1 K], добавлен 08.01.2008
Лингвистический и психопедагогический аспекты изучения звуковой стороны речи. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация работы по формированию и исправлению недостатков звукопроизношения у слабовидящих детей.
дипломная работа [592,4 K], добавлен 15.05.2011
презентация дети с нарушением зрения
С раннего детства нас учат гигиене рук, полости рта, ушей. Но вряд ли кто-нибудь припомнит, как ему объясняли правила ухода за глазами, учили помогать им, когда они устали. При этом ни один из наших органов чувств не несет столь громадных нагрузок, как глаза, и нет столь же невосполнимой потери, как потеря способности видеть, любоваться красотой окружающего мира и любимых лиц.
А.М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своём состоянии так:”Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение – это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира”.
(В качестве музыкального сопровождения при проведении зрительной гимнастики “Полёт бабочек” рекомендую использовать “Музыку ангелов” Ф.А.Моцарта) http://govorishka.ucoz.ru/tmpls/?a=fm;n=1#
презентация дети с нарушением зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Осязание
Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать – подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков – голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т. п. адаптируясь тем самым к окружающему его миру.
Детский сад. Обучение. Работа
Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия – например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина). Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.
Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом
глубоконедоношенном
ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нервной системы (в первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется.
Упражнение № 4
Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 5
И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.
Дети с нарушением зрения
Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:
Чтобы нагрузки в школе и обилие домашних заданий не подкосили
здоровье глаз Вашего ребенка
старайтесь делать так, чтобы эти
нагрузки были дозированными
Например, ребенок читает что-то или пишет течение 15-20 минут, после чего 5-10 минут смотрит вдаль (например, в окно). Таким образом, работа на близком расстоянии сочетается со взглядом вдаль, что хорошо тренирует зрение у детей и взрослых.
Для
сохранения зрения
абсолютно необходим
свежий воздух
который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.
Знакомство с окружающим миром
У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания.
Музыка тоже помогает
Навыки самообслуживания
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.
Основной прием, на котором строится обучение, – управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.
Лучшая
профилактика нарушений зрения у детей
– это специальная гимнастика для глаз.
Упражнение № 1
Предложите малышу «пострелять глазками», двигая их по горизонтали. Сначала нужно посмотреть влево, досчитать до 5, а затем перевести взгляд вправо и тоже посчитать до 5, а затем посмотреть вперед и закрыть глаза. Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 2
А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 3
Предложите малышу попробовать «скосить глаза», как зайчик. Пусть он посмотрит обоими глазами на кончик носа и, досчитав до 20, закроет глазки, чтобы отдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Тема: Дети с нарушением зрения».
Выполнила:
Шикунова Людмила Олеговна
Москва 2012-2013 г.
Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.
Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).
Профилактика нарушений зрения у детей
Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику – тем больше вероятности, что зрение Вашего чада будет острым как можно дольше!
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей.
Для стимуляции тактильных ощущений (
ощущений
от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям можно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку.
Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).
Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.
Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.
Обеспечивайте ребенку
полноценное питание
– ведь
зрение
зависит от работы соответствующих отделов мозга, а мозг не может нормально функционировать без нормального питания. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.
Следите за тем, чтобы
ребенок не тер глаза грязными руками и всегда надевал солнцезащитные очки
выходя летом на улицу. Так Вы защитите малыша от инфекций, воспалений и повреждений глаз из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Влияние слепоты на общее развитие
До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.
Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.
Внимание физическому развитию
По согласованию с врачом давайте ребенку
витамины и препараты для укрепления зрения
витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы. Кроме того, для профилактики нарушений зрения у детей полезно употреблять овощи и фрукты оранжевого цвета, листовую зелень, пить витаминные чаи (из плодов шиповника, рябины, черной смородины, калины, облепихи).
Ограничивайте для детей время просмотра телевизора и работы за компьютером.
Детям до 2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров. Что касается компьютера, то младшим школьникам можно сидеть перед монитором час в день, а детям 10-13 лет – до 2 часов. И, конечно, необходимо делать перерывы – так же, как первом пункте.
Слух
Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить
соостветствующие
вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудованных
брайль-клавиатурой
и синтезатором речи). Также слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых, в зависимости от степени сохранности зрения, сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками – при условии предварительного обучения на рабочем месте. Кроме того, незрячие также отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и.т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное – не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.
Слепой ребенок: развитие адаптивных возможностей и пути социализации
В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта – сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.
Осязание
играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира.
Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.
Вместе со всеми
Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.
Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.
Следите за тем, чтобы
освещение рабочего места школьника было качественным
ведь профилактика нарушения зрения у детей невозможна без соблюдения этого условия. Яркость от лампы должна распределяться равномерно по всему столу, а также яркость освещения стола и яркость освещения комнаты не должны сильно различаться (то есть писать или читать за столом при свете лампы в темной комнате – не лучшая идея). Но следите также и за тем, чтобы свет не слепил глаза ребенка. Оптимальным источником искусственного света является
люминисцентная
лампа, а вообще освещение должно распределяться так: 10-15 ватт на 1кв.м. комнаты, 40-60 ватт на 1кв.м. над письменным столом. Но, тем не менее, самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и
профилактики нарушений зрения у детей
является дневной свет, падающий из окна.
Используемая литература
1. Словарь справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Источники:
Следующая:
25 января 2019 года
Комментариев пока нет!zrenie-glaz.ru