Презентация слова синонимы 2 класс – Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Презентация “Синонимы” 2 класс | скачать бесплатно
Презентация к уроку русского языка на тему “Слова синонимы ” 2 класс Программа “Перспектива”
СЛОВА , БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ 2 класс
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
АКТИВНЫЙ
РАССЕЯННЫЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ
ЛЕНИВЫЙ
ТРУД,
ПЛАКАТЬ ,
РАБОТА,
СМЕЛЫЙ,
ХРАБРЫЙ.
РЫДАТЬ,
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
СИНОНИМЫ
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Слова близкие по смыслу
Почему так называются?
Какие особенности синонимов?
Для чего нужны синонимы?
Задачи урока
определение понятию «Синоним»;
Дать
Находить
синонимы в тексте;
в речи;
Использовать
синонимов.
Пользоваться словарем
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
Работа со словарем
Красивый, интересный,
хорошенький, недурной, славный, пригожий.
КРАСОТА
Предмет
Признак
предмета
Действие
предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
дело
отважный
реветь
занятие
мужественный
хныкать
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС
Для чего нужны слова-синонимы?
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Почему так называются?
От греч. одноименный – одно имя.
Слова близкие по смыслу
Особенности синонимов
Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Для чего нужны синонимы?
Задуть, потушить, погасить, выключить
Потушить пожар.
ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?
помогают сделать
нашу речь
красивой
ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.
помогают передать
мысль и чувство
более точно
помогают
расширить
словарный
состав языка
Тест
+
- Синонимы – это слова близкие по значению.
- Синонимы звучат и пишутся одинаково.
- Синонимы отвечают на разные вопросы.
- В переводе с греческого «синоним»означает одно имя, название.
–
–
+
Для чего нужны слова-синонимы?
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Почему так называются?
От греч. одноименный – одно имя.
Слова близкие по смыслу
Какие особенности синонимов?
Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Для чего нужны синонимы?
Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.
Сегодня на уроке
мне было интересно …
я научился …
особенно понравилось ….
Домашнее задание
1. Упр. 38
2. Составить рассказ о зиме, используя синонимы.
Молодцы!
Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
http://whttp://www.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.htmlww.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.html – толковый словарь
http://www.bookin.org.ru/book/2307 – орфографический словарь
http://www.booksiti.net.ru/books/6811975 – словообразовательный словарь
http://pedsovet.su/load/321-3-2 – Шаблоны для презентации
Электронные физминутки для глаз
http://www.bookin.org.ru/book/230750
http://www.bookin.org.ru/book/230750
Что такое синонимы? Для 2 класса
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Русский язык 2 класс УМК «Школа России»
Что такое синонимы?
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год
Слайд 2
1 октября. Классная работа.
Слайд 3
Упражнение в чистописании по образцу учителя
Сижу правильно,
пишу красиво!
Слайд 4
Слова, слова, слова …
Что такое синонимы?
Слайд 5
С. 52
Слайд 6
Из истории происхождения слова
«Си» – в переводе с греческого значит «вместе, одинаково».
«Онима» – в переводе с греческого означает «имя».
Слово «синоним» в переводе означает «одноимённый».
Слайд 7
Поэтическая страничка
С. 52
А. Л. Барто
Скажи «родник» –
И вот возник
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Слайд 8
Поэтическая страничка
С. 53
И. П. Токмакова
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Слайд 9
С. 141
Словарь синонимов
Ветер – …
Чуткий – …
Думать – …
Правильный – …
буря, ураган
отзывчивый
размышлять
верный
Слайд 10
Контрольные вопросы
С какими словами познакомились?
Что такое синонимы?
Где учились находить синонимы?
Какие новые словарные
слова изучили?
Для чего нужно употреблять синонимы в речи?
Слайд 11
Оцените свою работу!
Получилось и понятно всё, работа без ошибок!
Получилось и понятно всё, были некоторые ошибки.
Затрудняюсь, были ошибки, постараюсь ещё.
Слайд 12
С. 53 упр. 67, 68
Как работать с синонимами дома?
Благодарю за работу
на уроке!
Слайд 13
Интернет ресурсы
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
happyuniverse.co.uk
pshop.by
antalyaelitestroy.ru
https://uroki.tv/sinonimy-i-antonimy-uchebnik-po-russkomu-yazyku-2-klass-kanakina-goreckij/
infourok.ru
cult-and-art.net
napitkimira.net
ru.depositphotos.com
gk170.ru
Слайд 14
Использованная литература
Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
lusana.ru
“Синонимы” 2 класс “Школа России”
Презентация к уроку русского языка по теме : “Синистемноонимы”. Урок построен по ФГОС, реализован системно-деятельностный подход, проблемное обучение, проводится лексическая работа.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку: “Синонимы” 2 класс “Школа России”»
Синонимы
Автор: Костюк И. Ю.
Учитель начальных классов
Цель урока
- создать мотивацию на совместную работу, условия для ознакомления с понятием «синонимы»;
- формирования умения работать со словарём синонимов;
- находить синонимы в тексте;
- подбирать к словам синонимы;
- способствовать запоминанию правописания словарных слов.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Девиз урока:
- Мы – умные! Мы – дружные!
- Мы – внимательные!
- Мы – старательные!
- Мы отлично учимся!
- Всё у нас получится!
Разгадайте кроссворд
Словарно-орфографическая работа
Каким словом можно заменить?
уносились
?
?
?
?
Неслись
фиолетовый
Упр. 66 (стр. 52)
Работа с правилом
Словари синонимов
Словарно-орфографическая работа
Упр. 67, 68, 69 (стр. 53)
Соедините стрелочками слова-синонимы
Продолжите фразу:
- «Сегодня на уроке я узнал…»
- «Сегодня на уроке я научился…»
- «Сегодня на уроке я познакомился…»
- «Сегодня на уроке я повторил…»
- «Сегодня на уроке я закрепил…»
Домашнее задание
- Стр. 54 упражнение 70
- С помощью словаря с. 141, подобрать к словам синонимы и записать группы слов.
multiurok.ru
Презентация «Слова-синонимы»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 40
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
Краснодарского края
Е. В. Головко
Слайд 2
Слова-синонимы
2 класс
Слайд 3
Слайд 4
О
М . РОЗ
Слайд 5
О
. ДЕЖДА
Слайд 6
Р . БЯТА
Е
Слайд 7
Подумай! Будут ли выделенные слова синонимами?
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Дети
малышей
детворе
Слайд 8
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.
Например: дета – ребята – детвора – малыши
Слайд 9
Понаблюдайте и сделайте вывод. Чем похожи и чем различаются группы слов?
Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.
Ребята, дети, малыши, детвора
Слайд 10
Подумай!
Задуть, потушить, выключить, погасить
задуть погасить выключить потушить
Слайд 11
Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.
Приятелей много – а друга нет.
Слайд 12
Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.
Слайд 13
Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи?
Чтобы дети много знали.
Чтобы было не скучно
Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Слайд 14
Что нового вы узнали на уроке?
Узнали, что сегодня понедельник.
Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным.
Узнали, что такое синонимы
Слайд 15
Что такое синонимы?
Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию.
Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Слайд 16
Ссылки
учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
http://5klass.net/datas/russkij-jazyk/Sinonimy-2-klass/0002-002-Sinonimy-2-klass.jpg
https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlSg2sJcUrVRH6rLWHVUIGo2XKGGircX0wen_IGJ0xRtEWIxT52XurbA
http://raz.uchise.ru/pars_docs/refs/310/309263/img23.jpg
http://festival.1september.ru/articles/415886/img5.jpg
http://festival.1september.ru/articles/518938/img7.jpg
lusana.ru
Конспект урока и презентация на тему “Синонимы”(2класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа
с.Арбузовка Ивантеевского района Саратовской области»
Конкурс инновационных моделей школьных методических служб
«Роль методической службы в условиях реализации ФГОС»
ТемаСинонимы
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления с понятием синонимы, формирования умения работать со словарем
синонимов, находить синонимы в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать запоминанию
правописания словарных слов: синонимы, осина
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Знакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные
результаты
Проявляют основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: обладают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находят средства ее осуществления.
Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – выполняют
логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Синонимы. Словарь синонимов. Слова с непроверяемым написанием: синонимы, осина
Образовательные
ресурсы
Словарь синонимов
осуществляемыедействия
формируемые
умения
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Приветствует учащихся.
– Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют готовность к работе на уроке
II. Чистописание
ааа
ала омо Слайд 2,3
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
III. Постановка учебной задачи
(учебник, с. 52)
– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. Слайд 1.
– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос
– Что такое синонимы?
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Знакомит с понятием «синонимы». Слайд7,8,9
Читают стихотворение, находят в тексте синонимы, знакомятся со словарем синонимов.
Распознают в тексте близкие по смыслу слова. Осуществляют сравнение лексического значения слов-синонимов. Учатся работать со словарем синонимов
1. Синонимы.
Работа со словарем синонимов (упр. 66). Работа в рабочей тетради (№ 38)
Организует работу с упражнением, словарем синонимов, контролирует
выполнение задания.
Ставят ударение в словах
2. Словарно-орфографическая работа.
Синонимы
Знакомит с написанием слова «синонимы»Слайд 11,12,13
Запоминают написание слова
Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо
3. Лексическое значение слов. Группы синонимов (упр. 67, 68)
Предлагает прочитать группы слов, объединить их понятием, объяснить значение выделенных слов, назвать часто употребляемые, списать одну из групп слов, составить предложения
Работа со слайдами 14,15,16,17,18
Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов, списывают слова, составляют предложения
Думают, размышляют, высказывают мнение. Употребляют понятие синонимы. Распознают знакомые слова, объясняют лексическое значение слов. Составляют предложения
Физкультминутка
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, назад, вперед,
А теперь наоборот.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня
4. Развитие речи. Работа со стихотворением
(упр. 69)
– Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении?
Выполните задание
Читают. Отвечают на вопросы. Находят синонимы. Списывают предложение по памяти
Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивают эстетическую сторону высказывания
5. Работа со словарем синонимов (упр. 70)
Предлагает прочитать слова, подобрать к ним синонимы
из словаря
Читают, подбирают
синонимы из словаря
Умеют работать
со словарем синонимов, подбирать слова, близкие по смыслу
V. Закрепление знаний и способов действий.
Д/и « Найди пару
Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение. Слайд19 -20
Составляют пары слов-синонимов. Составляют предложения.
Распознают синонимы. Самостоятельно составляют предложение
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Какое открытие сделали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать
подробнее?
-Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Работают с сигнальными карточками.
VII. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 40)
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития
infourok.ru
Презентация к уроку – Начальные классы
СЛОВА , БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ 2 класс
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
АКТИВНЫЙ
РАССЕЯННЫЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ
ЛЕНИВЫЙ
ТРУД,
ПЛАКАТЬ ,
РАБОТА,
СМЕЛЫЙ,
ХРАБРЫЙ.
РЫДАТЬ,
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
СИНОНИМЫ
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Слова близкие по смыслу
Почему так называются?
Какие особенности синонимов?
Для чего нужны синонимы?
Задачи урока
определение понятию «Синоним»;
Дать
Находить
синонимы в тексте;
в речи;
Использовать
синонимов.
Пользоваться словарем
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
Работа со словарем
Красивый, интересный,
хорошенький, недурной, славный, пригожий.
КРАСОТА
Предмет
Признак
предмета
Действие
предмета
работа
смелый
плакать
труд
храбрый
рыдать
дело
отважный
реветь
занятие
мужественный
хныкать
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС
СИНОНИМЫ
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС
Для чего нужны слова-синонимы?
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Почему так называются?
От греч. одноименный – одно имя.
Слова близкие по смыслу
Особенности синонимов
Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Для чего нужны синонимы?
Задуть, потушить, погасить, выключить
Потушить пожар.
ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?
помогают сделать
нашу речь
красивой
ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.
помогают передать
мысль и чувство
более точно
помогают
расширить
словарный
состав языка
Тест
+
- Синонимы – это слова близкие по значению.
- Синонимы звучат и пишутся одинаково.
- Синонимы отвечают на разные вопросы.
- В переводе с греческого «синоним»означает одно имя, название.
–
–
+
Для чего нужны слова-синонимы?
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Почему так называются?
От греч. одноименный – одно имя.
Слова близкие по смыслу
Какие особенности синонимов?
Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Для чего нужны синонимы?
Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.
Сегодня на уроке
мне было интересно …
я научился …
особенно понравилось ….
Домашнее задание
1. Упр. 38
2. Составить рассказ о зиме, используя синонимы.
Молодцы!
Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок.
http://whttp://www.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.htmlww.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.html – толковый словарь
http://www.bookin.org.ru/book/2307 – орфографический словарь
http://www.booksiti.net.ru/books/6811975 – словообразовательный словарь
http://pedsovet.su/load/321-3-2 – Шаблоны для презентации
Электронные физминутки для глаз
http://www.bookin.org.ru/book/230750
http://www.bookin.org.ru/book/230750
multiurok.ru
Конспект + Презентация по русскому языку на тему”Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова”(2 класс)
Тема урока: Устаревшие слова. Слова синонимы. Новые слова.
Цели:
Образовательная: повторить понятия устаревшие слова, слова синонимы. Познакомить
с новыми словами, учить находить их в тексте.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление, орфографическую зоркость,
наблюдательность.
Воспитывающая: воспитывать любовь к языку.
Оборудование: “Русский язык”: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2/ Под редакцией С. В. Иванова. Москва: Издательство “Вентана – Граф”, 2006 год.; рисунки по теме; презентация, компьютер, проектор;
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся.
– Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Екатерина Александровна
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания
– Урок мы начнем с минутки чистописания.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем!
(слайд)
– Правильно, велосипед
–Ребята, какой 1 звук в слове велосипед?
Ученик: первый звук [ в`]
-Дайте ему характеристику
Ученик: согласный, звонкий, мягкий, парный
– На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(слайд)
Дети: волк
-Какой первый звук в слове волк?
Ученик: первый звук [ в ]
-Дайте ему характеристику
Ученик: согласный, звонкий, твердый, парный
-Какой буквой обозначаются звуки [ в ] и [ в’]?
Ученик: буквой вэ
-Правильно, сегодня мы повторим написание буквы в.(Слайд)
-Из каких элементов состоит строчная буква в?
Ученик: наклонная прямая с петлей, и овалом
-Запишите строчную букву в до конца строчки
-Прочитайте слова: вилка, вялый, ветер
-Какие соединения использованы в слогах ви, вя и ве ?
Дети: верхнее соединение, нижнее соединение, среднее соединение.
-Запишите слова: вилка вялый ветер
3. Словарная работа.
– Сейчас мы запишем уже знакомые вам слова. Но чтобы узнать какие это слова, отгадайте загадку.
Там все знаки зодиака-
водолея, девы, рака.
светятся ночью и днём,
туда смотрит астроном (Космос)(слайд)
– На какой слог падает ударение?
– Какую гласную надо запомнить?
– Запишите, выделив О и поставив ударение.
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (Космонавт) (слайд)
– На какой слог падаем ударение?
– Какую гласную надо запомнить?
– Запишите, выделив О в первом и во втором слоге
– Отгадайте ребус
е
– Правильно, здесь зашифровано слово Герой
– На какой слог падает ударение?
– Какую гласную надо запомнить?
– Запишите, выделив Е и поставив ударение.
– Молодцы, а теперь давайте попробуйте составить предложение с любым из этих слов.
– Давайте запишем такое предложение: Космонавт – герой космоса.
4. Введение новой темы (Постановка и решение проблемной задачи).
– Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова» (слайд) На уроке вы познакомитесь со значением устаревших слов и узнаете о новых словах, которые появились в нашем языке.
– Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы.
Например: вместо уста мы говорим губы (слайд), вместо психея – душа, пашпорт – паспорт (слайд), пастырь – пастух (слайд), дружество – дружба (слайд) , зерцало – зеркало (слайд) и т.д.
В современном языке существуют слова напёрсток, перстень, купить, покупка, покупатель.
– Сейчас вы разделитесь на две группы, первый ряд и половина второго будут в первой группе. Оставшаяся половина второго ряда и вес третий ряд будет в третьей группе. А теперь я прочитаю вам задание, каждой группы будет своё задание.
– Подумай, что означают устаревшие слова, для первой группы слово – перст, для второй группы – купец. А потом проверьте свой ответ по толковому словарику и запишите толкование этих слов.
– Давайте выполним упражнение №1 на с.86.
Упражнение № 1
Задание. Прочитай антонимы.
Просто – непросто, правда – неправда, умный – неумный.
– Раньше у слова нельзя тоже был антоним – слово льзя. Подумайте, что означало это слово? А теперь проверьте ответ по толковому словарю.
– Посмотрите в толковый словарик, прочитайте правильный ответ (ученик читает)
– Молодцы ребята. Теперь давайте выполним упражнение №2.
Упражнение №2
Прочитайте задание.
Прочитай пословицы. Объясни значение устаревших слов, подбирая к ним слова синонимы…
(Слайд)
Всякий Еремей дело разумей
Где сшито кое-как, там жди прорехи.
Пословица недаром молвится.
– К словам молвить, разуметь подберите однокоренные слова, которые употребляются в нашей, современной речи.
5. Физкульминутка
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)
– Ребята, во многих сказках мы встречаем выражения: за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве – это значит «очень далеко»
В старинном счёте тридевять означало число 27, как вы думаете, почему? (потому что 3*9 = 27)
А слово тридесятый можно перевести как «тридцатый», т.к. оно означает 3 десятки.
6. Закрепление нового материала
Давайте выполним упражнение №3 на с.87
Прочитайте задание (ученик читает)
(слайд – изображение сказочного животного конёк-горбунок)
Прочитайте отрывок из сказки (ученик читает)
А теперь давайте посмотрим в толковом словаре значение незнакомых слов.
(слайд – слова вершок, аршин)
– Ребята, так какого же роста был конёк-горбунок? (1,56 см)
– Как вы думаете, почему неделю раньше называли седмицей?
Дети: потому что в недели семь дней
– А как называются эти дни?
Дети: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье.
-Правильно.
– Объясните, как вы понимаете выражение, «время катит своим чередом».
(Слайд) – Внимательно посмотрите фрагмент мультфильма (А.С.Пушкин примеряет разные виды шляп)
(Слайд) – Что примерял А.С.Пушкин? даны ответы: Цилиндр, Фрак, Крылатка, Папаха, Фуражка.
– Какое слово не является устаревшим, объясните почему?
«Хорошо сшитый фрак. Но панталоны, фрак, жилет, – всех этих слов на русском нет» А.С. Пушкин.
ФРАК (заимствованное слово)
фрака, м. (фр. frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. «Хорошо сшитый фрак. Но панталоны, фрак, жилет, – всех этих слов на русском нет» А.С. Пушкин.
– Устаревшие слова часто называют предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни. Но в нашу жизнь постоянно приходят новые предметы и явления. Всё новое получает название. Так появляются в языке новые слова.
Когда-то новыми были слова светофор, пирожное, космонавт, вертолёт. А сейчас они являются привычными в нашей речи.
– Ребята подумайте, когда появились эти слова и почему?
(слайд – картинка вертолёта, светофора, пирожного и космонавта)
– А сейчас, в наше время, тоже появились новые слова, например: Банкомат. Компьютер. Органайзер. (Слайд)
7. Подведение итогов
– Ребята, о чём вы сегодня узнали на уроке?
Дети: об устаревших словах.
– А что мы сегодня повторили
Дети: слова синонимы
8. Домашнее задание
– Спасибо, ребята. Урок окончен, до свидания!
infourok.ru