Признаки сказки 3 класс сивка бурка – Как составить план к сказке “Сивка-бурка”, 3 класс?

Содержание

Сказка “Сивка-бурка” стр. 49 – 50 / Климанова, Горецкий, 3 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота

1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?

В данном народном творении присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные персонажи.

Также здесь есть троекратные повторы, присказка.

2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?

Главному герою предстояло снять с руки красавицы перстень.

Это и стало его главным испытанием.

А удалось Ивану его преодолеть с третьего раза.

И то благодаря своему верному помощнику – коню.

3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении?

Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

Такой персонаж, как конь изображен очень интересно, необыкновенно.

О шерсти сказано, что она наполовину из серебра, наполовину из золота.

Во время бега под ним вздрагивается земля, а из ушей идет дым.

Еще и ноздри огнем дышат.

То есть Сивка-бурка значительно отличается от обычных, реальных лошадей.

Этот персонаж много раз выручал Ивана. Например, однажды он превратил его в красивого молодца, чем очень помог.

Помимо такого превращения, в сказке присутствует чудо в виде необычных способностей Ивана – он мог прыгать очень-очень высоко.

Но это скорее заслуга его верного слуги.

Еще волшебством является то, насколько быстро Сивка-бурка являлся перед Иваном.

Достаточно было произнести пару слов.

То есть, всё, что связано с конем можно назвать волшебными моментами этого произведения.

4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?

Я бы не назвал Ивана простым. Он достаточно умен, смышлен и находчив.

Также герой намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему и смог водить их за нос.

Еще народ изображает Ивана ловким, проворным и храбрым, а его братьев – глупыми и завистливыми.

5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная?

Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ. Почему ты так думаешь? Приведи примеры.

Елена стала женой Ивана благодаря его доброму и находчивому нраву. 

Он доказал, что намного лучше других, проявил упорство, смелость, ловкость и умение исполнять порученное дело.

Эти черты характера и стали залогом счастья Ивана. Наглядными примерами являются достижения целей героя – сначала он поймал волшебного коня, а потом еще добрался до желанного окна.

6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

В зависимости от эпизода, в интонации может присутствовать радость, насмешка, хитрость, напряженность.

Главное четко произносить слова и делать нужные паузы: запятая – короткая пауза; точка, тире – длинная пауза.

7. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.

Художник изображает момент поцелуя Ивана с прекрасной девицей.

Именно тогда герой и снял с ее пальца желанное кольцо.

Одежду героев я так и представлял, а их лица немного размыты, поэтому сравнить не могу.

Еще я почему-то думал, что у Елены длинная коса.

Пересказ:

Иван вызвал к себе своего верного, волшебного коня.

Перевоплотившись в красавца и оседлав Сивку-бурку, он добрался до окна, в котором сидела красавица Елена.

Иван поцеловал ее и снял с пальца то самое, желанное кольцо.

8. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.

1. Почему главный герой имел прозвище «дурачек»?

2. Сколько у Ивана было братьев?

3. Кто истоптал поле?

4. Кто помогал Ивану?

5. Чем Сивка-бурка был особенным?

6. Какой персонаж тебе больше всего понравился?

7. Чем тебе запомнились братья Ивана?

8. Какие главные черты характера братьев?

9. Как звали будущую жену Ивана?

10. Что Иван забрал у Елены?

11. Какое главное испытание было у Ивана?

12. Чем закончилась сказка?

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть Сказка “Сивка-бурка” стр. 49-50

См. читательский дневник по сказке “Сивка – бурка”

www.gdz-gramota.ru

написать план ребенку 3 класса к сказке сивка бурка

1) прочитать
2) сделать краткий пересказ

Прочесть и написать! Сивка бурка – не “Война и мир”.

План сказки “Сивка – Бурка”:
1. Состав семьи.
2. Задание отца.
3.Ловля вора.
4. Освобождение взамен на обещание.
5. Сборы на смотрины невесты.
6. Преображение Ивана.
7. 3 дня на добычу перстня.
8. Приглашение на пир к царю.
9. Знакомство с отцом царевны.
10. Преображение Иванушки дурачка в Ивана – царевича.

1. Состав семьи
2. Задание отца
3.ловля вора
4. Освобождение взамен на обещание
5. Сборы на смотрины невесты
6. Преображение Ивана
7. 3 дня на добычу перстня
8. Приглашение на пир к царю
9. Знакомство с отцом царевны
10. Преображение Иванушки дурачка в Ивана -царевича

touch.otvet.mail.ru

Сивка-Бурка, с. 25 — 29

Ответы к стр. 25 – 29

Читать “Сивка-Бурка”

  • Найди в сказке зачин. Запиши его.

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки. 
Название сказкиЗачин
“Маша и медведь”, “Колобок”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”Жили-были…
“Царевна-лягушка”, “Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо”В некотором царстве, в некотором государстве…
“Про глупого змея и умного солдата”В тридевятом царстве, тридесятом государстве…
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя.

  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
    скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Волшебная палочка есть в сказке “Золушка”. Золушка – главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.

 

  • Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.

На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую.  Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.

Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?
8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

  • Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.

  • Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки“Солдатская шинель”, “Каша из топора”, “Жена-доказчица”
Сказки о животных“Лиса и журавль”, “Зимовье зверей”, “Лиса и тетерев”
Волшебные сказки“Сивка-Бурка”, “Иван-царевич и серый волк”, “Царевна-лягушка”
  • Рассмотрите иллюстрации к разделу “Устное народное творчество”. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
    Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
    Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

План:

1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. “Богатыри”.
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов – “первопроходец”.

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) – один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи – жития святых, притчи и другие произведения. “Я всегда только Русью и жил”, – вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же  он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для “Собрания русских пословиц” этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. “Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались”, – позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: “Пословицы русского народа” В.И. Даля (1861-1862), “Народные русские сказки” А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз “Богатырей” (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою “грезу” об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся “Богатыри”. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое “капитальное” произведение – “Богатыри”. Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из “Богатырей” Васнецова.
“Изумительный труженик”, “большой умник и разумник”, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой “символ веры” через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли “первопроходцем”.
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Сивка-Бурка, с. 25 — 29

2.8 (56.89%) от 206 голосующих

razviwaika.ru

3 класс. Литературное чтение. Уроки 12–13. ТЕМА. ОСУЖДЕНИЕ ГРУБОСТИ И ЛЕНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «СИВКА-БУРКА»

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 12–13.

Тема. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-бурка» (учебник, с. 40–45)

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

4. Первичное чтение сказки учителем (и хорошо читающими учениками).

5. Беседа по содержанию прочитанного.

6. Словарная

работа.

– Понравилась вам сказка? Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Каков Иванушка?

– А каковы его братья? Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб замерз. Гаркни громко крикни. Побрезгать испытать отвращение. Потчует угощает.

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

7. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке. Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Зачем она придумана? Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения

IV. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над содержанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

– Как начинается сказка? (Жил-был.) Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.) Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.) Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова. Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой. Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

4. Беседа по содержанию прочитанного.

5. Знакомство
с главными героями

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Вывод. Сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

Делают выводы и обобщения

V. Тест

Предлагает выполнить тест

Выполняют тест

VI. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

infourok.ru

Сказка “Сивка – Бурка” стр 25 – 29 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Найди в сказке зачин. Запиши его.

Чтение произведения устного народного творчества “Сивка – бурка” мы начинаем с таких слов:

“…Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка – дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется…”

Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином.

Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.

На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.

Первое – это то, что в зачине читатель знакомиться с главными героями сказки.

Второе – сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.

Третье – это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.

Четвертое – в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.

Пятое – сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении.

Например, возьмем зачин ” в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…”

Изучив эту информацию, мы понимаем, что зачин является одним из важнейших частей русских народных сказок, как произведений устного народного творчества русского народа.

Да и каждый из нас еще с детства помнит волшебные сказочные слова “Жили – были”…

После этих слов сразу начинается волшебство и погружение в мир сказочных героев, которые преодолеют все преграды, помогут тем, кому нужна помощь, спасут всех прекрасных принцесс от злых колдунов и все это закончиться благополучно, а герои сказки будут вознаграждены за свое доброе сердце.

Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Читая предложенное по задании о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.

Во многих русских сказках используется зачин ” в некотором царстве, некотором государстве”, “жили – были” и конечно ” в тридевятом государстве, тридесятом государстве”.

Вот с них и начнем заполнение нашей таблицы.

 

По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Волшебную сказку очень просто определить читателю любящему народное творчество.

В первую очередь – это уже знакомый нам сказочный зачин, из которого мы узнаем, где будут происходить сказочные события, и с какими сказочными героями мы познакомимся.

Во вторую очередь – это волшебные слова, которые заставляют волшебные предметы служить главным героям сказки.

Ну а волшебные превращения и чудеса Бабы – яги, а также троекратные повторы однозначно указывают читателю на волшебную сказку.

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Для начала разберемся с волшебными предметами из сказок:

1) О волшебной палочке мы читаем в сказке “Золушка”;

2) Ковер – самолет знаком читателю по сказке “Старик Хоттабыч”;

3) Шапка – невидимка встречается в сказках “Царевна – лягушка” и “Руслан, и Людмила”;

4) Скатерть – самобранка в сказках “Королевич и его дядька” и скатерть – самобранка, кошелек – самотряс и двое из сумы.

Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.

С волшебным предметов ковром – самолетом мы знакомимся в сказке “Старик Хоттабыч”.

Московский школьник Волька вылавливает из Москвы – реки старинный кувшин, в котором заключен могущественный джин.

Волька назвал джина Хоттабычем.

Хоттабыч одаривает Вольку и его друга сказочными богатствами за свое спасение из заточения, даже переносит в мальчиков в Индию.

Но что-то пошло не так…

Именно в Индию потом приходиться лететь старику Хоттабычу на ковре – самолете, чтобы забрать мальчиков домой.

Еще много чудес совершает джин ради мальчиков, но все они как-то невпопад и счастья детям не приносят. 

Со временем старик Хоттабыч понимает, что его чудеса приносят только вред и решает просто учиться у мальчишек званиям о современном мире.

У джина хорошо, получается, заниматься радиотехникой.

На этом сказка заканчивается, и автор прощается с главными героями.

Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

В своей иллюстрации сказки “Сивка – бурка” Васнецов изображает эпизод сказки, где Иванушка – дурачок в образе царевича подлетает к башне на волшебном коне и целует Елену Прекрасную, снимая заветный перстень с руки.

Пересказ эпизода сказки “Сивка – бурка”.

Вызвал Иванушка к себе Сивку Бурку, пролез через уши и, превратившись в молодца, прыгнул на коня волшебного и допрыгнул до царевны в высокой башне.

Поцеловал он царевну Елену Прекрасную, снял с ее руки заветный перстень и умчался восвояси.

Описание героев картины Васнецова “Сивка – Бурка”

Васнецов изобразил Иванушку на этой картине богато одетым молодцем.

Он одет в красивый зеленым кафтан, расшитый золотом, синие шелковых шароварах и красных сапогах.

Елену Прекрасную мы видим в царской короне, одетую в роскошное разовое платье, вышитое золотом, которое надето на белый шелковый сарафан.

Царевна распустила длинные волосы по плечам и закрыла глаза для поцелуя.

Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

Вопросы по содержанию сказки “Сивка – Бурка”:

1) Почему Иванушку называли дурачком?

2) Почему Иванушка не рассказывал о себе правду братьям и отцу?

3) Почему Иванушка сразу не признался на пиру Елене Прекрасной, что у него заветный перстень?

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Сказка – это произведение устного народного творчества.

В русских народных сказках рассказывается о необычных местах, и происходят много чудесных событий, которые не встретить в обычной жизни.

Очень много лет сказки передавались из уст в уста, пока не стало развиваться книгопечатание.

После начала книгопечатания на Руси сказки удалось записать.

Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Признаки волшебной сказки практически всем нам знакомы с детства.

Начинается сказка с зачина, продолжается чудесными превращениями сказочных помощников.

Во многих волшебных сказках нам встречаются троекратные повторы и невероятные события.

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.

Бытовые сказки:

1) Солдатская шинель

2) Каша из топора

3) Похороны козла

4) Не любо – не слушай

Сказки о животных:

1) Рукавичка

2) Лисичка – сестричка и волк

3) Волк и семеро козлят

4) Курочка ряба

Волшебные сказки:

1) Крошечка – Хаврошечка

2) Сивка – бурка

3) Гуси – лебеди

4) Кощей бессмертный

Рассмотри иллюстрации к разделу “Устное народное творчество”. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнивать произведения таких знаменитых и талантливых художников как Васнецов и Билибин очень сложно. Их иллюстрации сказок и былин очень точно отражают задумку автора произведений.

Иллюстрации красиво нарисованы, глядя на них понимаешь характер героев и других сказочных персонажей.

Хочу сказать, что мне нравятся все иллюстрации художников Васнецова и Билибина в разделе “Устное народное творчество”.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено. Запиши план своего рассказа.

Мне бы хотелось написать рассказ о знаменитом русском художнике Билибине.

Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса.

1) Детство и юность Билибина.

2) “Билибинский ” стиль иллюстрации.

3) К художнику приходит популярность.

4) Билибин путешествует по миру.

5) Художник переезжает жить в СССР.

6) Смерть Билибина в блокадном Ленинграде.

Будущий художник родился в поселке Тарховка, около Санкт – Петербурга 16 августа 1876 года, умер 7 февраля 1942 года, прожив 66 лет.

В 12 лет поступил в петербургскую гимназию, закончив ее в 1896 году с серебряной медалью.

После Билибин обучался в рисовальной школе и мастерской художника Антона Ашбе.

В 1900 году начало учебы в Академии художеств под руководством знаменитого художника Ильи Репина.

В 1899 году Билибин впервые иллюстрирует сказку об Иван – царевиче, Жар – птице и о Сером волке и его стиль иллюстрации узнают как “билибинский”.

К художнику приходит популярность в творческой среде, и Билибин получает заказ на иллюстрацию сказок знаменитого Пушкина о царе Салтане и золотом гребешке.

Через какое-то время творчество Билибина выходит за пределы иллюстраций, он занимается оформлением опер и рисованием карикатур.

За годы своей жизни художник Билибин создал множество иллюстраций сказок и обложек книг, но мне больше всего нравится первая “билибинская” иллюстрация 1899 года, на ней изображена избушка Бабы Яги на курьих ножках.

В определенный период Билибин много путешествовал по Египту, Серии, Палестине и Европе.

В 1936 году художник на постоянной основе поселяется в Ленинграде, преподает во Всероссийской академии художеств и работает как оформитель постановок и создает иллюстрации.

Во время войны Билибин остается жить в Ленинграде и попадает в блокаду.

В это тяжелое время он попадает в больницу Всероссийской Академии художеств и там умирает.

 Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 3 класс. Сказка “Сивка – Бурка” стр. 25 – 29

www.gdz-gramota.ru

Сравнительная характеристика сказок “Сивка-Бурка” и “Крошечка- Хаврошечка””

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Сравнительный анализ сказок

«Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»

II Районная научно- практическая конференция для младших школьников «Первые шаги»

                                                                      Автор: Безносова Милена,

                                                                     МОУ «Гимназия», 4 класс

                                                                            Руководитель: Калашник Т.А.,

                                                                       учитель начальных классов

Шелехов, 2011 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………. .3

II. Основная часть……………………………………………………….  4

2.1. Представление древнего человека о мире

      а) Мировое дерево

      б) «Свой» и «чужой» мир природы

      в) Отношение к растениям и животным

        2.2. Признаки волшебной сказки

      а) Связь с «чужим» миром

      б) Композиция сказки: закон троичности

      в) Главный герой сказки

      г) Наличие волшебного помощника и предмета

2.3. Сравнительный анализ сказок «Крошечка Хаврошечка» и

 «Сивка-Бурка»

III.Заключение……………………………………………………………9

IV.Список литературы…………………………………………………. 10

V. Приложение…………………………………………………………. 11

 

Введение.

        Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

        С самого раннего возраста мама читает нам сказки. Мы любим их, хотим быть похожими на героев, обладать волшебными предметами, которые помогли бы нам жить, сделали нашу жизнь легкой, красивой, богатой. И никогда не задумывались над тем, почему в сказке так трудно герою добиться желаемого, почему ему приходится не один раз пройти через трудные испытания, и с чем эти испытания связаны.

        И только становясь старше, непременно замечаем, что в сказке не  так-то  уж все просто, как кажется на первый взгляд, что ее герои совершают почему-то одни и те же поступки, попадают в одни и те же положения, то есть чудесные сказочные истории повторяются.  И тогда возникают неизбежные вопросы. Почему, например, отец, умирая, всегда завещает своим сыновьям приходить на могилу? Почему избушка у Бабы Яги на курьих ножках  стоит к лесу передом, а к человеку задом? Почему животные могут оборачиваться людьми и наоборот? Почему голубки, вылепленные из теста, оживают? И еще много-много почему. Народные сказки не имеют времени, определенной привязанности к месту, их читали наши бабушки, родители, читаем мы и будут читать наши потомки и также будут задумываться над их смыслом. В этом и заключается актуальность исследования.

Объектом исследования выступают народные сказки

Предмет исследования: сравнительный анализ сказок  «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»

Цель работы:  на примере двух известных русских народных  сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка – Бурка» попытаться объяснить, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показать признаки волшебной сказки и найти сходство.

В соответствии с целью работы и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать народные сказки из различных сборников.
  2. Изучить специальную научную литературу.
  3. Определить параметры сравнения.
  4. Составить сравнительный анализ.

Методы исследования, использованные в работе: теоретический анализ  литературы по проблеме исследования,  сравнение и анализ

Представления древнего человека о мире.

У всех древних народов было представление о мире, как о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек с большинством наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и металлы, где обитают подземные и подводные животные. Образ мирового дерева у наших далеких предков связывался прежде всего с дубом, поэтому так часто встречается это дерево в сказках и загадках. «Стоит дуб – стародуб, на том дубе – стародубе сидит птица – ветреница…» (См. Приложение 1)

Крона мирового дуба уходит в небеса: там звезды и по кромке кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель верхнего мира. Корни дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей, представляющий Нижний мир. Слева от мирового  дерева (левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна, русалка на ветвях как представитель Нижнего мира, зима. Справа – лето, солнце.  

Поскольку мир природы человеку нужно покорить, присвоить, человек делил мир строго на две половины – чужой, то есть не присвоенный, и свой, присвоенный. Например, до охотничьего обряда медведь – чужой, а после обряда – свой. До обряда посвящения в мир взрослых подросток –  чужой  для племени, а после обряда – свой, которому можно рассказать все охотничьи секреты и поведать тайные знания о великой природе.

Даже времена года и стороны света были свои и чужие. «Свои» стороны света – те, что  связаны с восходом солнца и источником тепла – юг, восток, «чужие» – с заходом солнца и зоной холода – запад и север. «Свои» времена года также связаны с пробуждением природы к жизни и с наступлением тепла, а «чужие» – с сезонным умиранием природы и наступлением холода.

В понимании древнего человека числа тоже были свои и чужие. Число «2» выражало деление мира на свой (правильный) и чужой (изнаночный, волшебный). Число «3» соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Число «4» соотносилось с квадратом и выражало целостность своего, земного мира, ориентировало человека в мире, показывая ему 4 стороны света, 4 времени года. Число «7»  родилось из суммы двух основных чисел: «3» и «4». Поэтому это число считалось выражением полной гармонии мира, которая основана на соединении двух миров – своего и чужого. Этому числу соответствовало 7 дней недели. Число «12» родилось путем умножения чисел 3 и 4, поэтому тоже считалось в древности священным, волшебным. Ему соответствует 12 месяцев. Само умножение для древнего сознания – это усиление числа в неопределенное количество раз. Поэтому число 9, полученное как произведение 3 на 3, – тоже волшебное. Оно обозначает также единство трех миров: Среднего, Верхнего, Нижнего. Число 10 – это тоже признак усиления, поэтому, чтобы показать земную силу какого-нибудь коллектива, сказка говорит, что братьев или сестер было 40, то есть 4 умноженное на 10.

Цвета также делились на цвета своего мира и чужого. Цвета чужого мира – белый и черный, поскольку в обоих случаях цвет отсутствует (чужой мир – изнаночный, в нем все наоборот), а также золотой, или рыжий, поскольку золото добывали из-под земли, то есть  из Нижнего мира.

В древности человек считал, что каждая часть тела человека, животного или растения имеет самостоятельную жизнь. Так волос человека, например, может оказать такую же помощь (или вред), как и сам человек, им обладающий. А раз так, значит, отдельную часть можно передавать другому, как самостоятельный предмет, который обладает всеми свойствами целого, а значит, обладает и душой, и силой.

Древние люди думали, что каждое племя, род происходит от  какого-то предка – животного. Такой предок по – научному называется  «тотемом». Люди полагали, что все окружающие их звери, рыбы, птицы – тоже люди, только в других одеждах, что при определенных обстоятельствах каждый из них может превратиться в человека – и обратно. А уж человечью-то речь они понимают наверняка. Считалось, что тот, кто побывал внутри у тотемного зверя, зарядился его силой, совершенно непобедим. Тотемные животные считались священными, почитались особо, и люди называли их часто подставными именами. Охота на них была запрещена.

Признаки волшебной сказки.

Сказка, или Казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень – от слова «баять» – «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.

Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли, княжества. Но зародилась она раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки – мир многобожия, то есть язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, Водяной, Морской царь.

Мир в волшебной сказке делится на «свой» и «чужой». Существование ряда земного и другого мира – это черты волшебной сказки. Мотив превращения человека в животное или птицу и обратно – тоже мотив волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки содержит троекратное повторение, всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу.  Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только увеличивает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда эти походы в разные медные и прочие государства, в подземный и подводный мир!  Использование уменьшительно-ласкательных форм в именах указывает не только на обращение к маленькому, младшему, но и на то, кто же герой сказки.

У героя есть волшебные помощники. Их может быть разное количество. Наличие волшебного предмета, который помогает найти путь или выполнить трудное задание тоже признак волшебной сказки.

В сказке жених получает жену за какие-то условия и подвиги. И чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его супруга. Эта, казалось бы, не очень важная деталь тоже говорит о том, что волшебная сказка родилась в глубокой древности, когда жену по обычаю, брали (а иногда и похищали) из другого рода.

Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки –  коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные.

Сравнительный анализ сказок.

Все сказки являются одним из источников сведений о жизни древних. Чтобы разгадать хотя бы некоторые из тайн жизни древних людей, нам надо много знать и, главное понимать. Мы попробуем объяснить некоторые загадки, которые оставили нам далекие предки и сделаем это, сравнив две волшебные сказки: «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка – Бурка» по следующим параметрам:

  1. Герой сказки (имя, возраст, внешний вид, положение в семье, социальное положение)?
  2. Наличие волшебных помощников.
  3. Волшебное число.
  4. Магия слова.
  5. Торжество героя.

Первый вопрос, на который мы ответим: каков же герой волшебной русской сказки? (см. Приложение 2)

Крошечка-Хаврошечка – самая маленькая и, видимо, младшая, в приемной семье. Если бы, Хаврошечка была родной дочерью в семье, то скорее всего она была бы третьей, самой младшей.

Иванушка-дурачок – третий сын, самый младший.

В именах того и другого героя используется уменьшительно-ласкательная форма: этой формой подчеркивается и то, что он младший, и хорошее к нему отношение.

Во внешнем виде также есть сходство: оба героя отмечены какой-нибудь недостаточностью: мала ростом, чумаза Хаврошечка, глуповат Иванушка.

В семье их положение тоже одинаково: родственники Иванушки и члены той семьи, где живет Хаврошечка, не любят их, всячески вредят, высмеивают.

Это относится и к социальному положению героев: Хаврошечке – сироте – не достанется никакого наследства, и Иванушка при дележке наследства будет обделен, поскольку он самый младший.

Но зато Хаврошечка и Иванушка получают помощь от представителей волшебного мира, поскольку они являются их настоящими тотемными предками: у Хаврошечки – коровушка, у Иванушки – Сивка-Бурка. (см. Приложение 3) И Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание, и Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.

В сказке про Хаврошечку не указано, в какое ухо корове влезла девочка, но можно предположить, что в правое, так как за то время, пока она пролезала, происходили чудеса – немыслимо большая работа была моментально выполнена. Хочется обратить внимание на то, что и конь и корова понимают человека, а человек, в свою очередь, понимает  речь животных.

Выяснив, что Хаврошечке и Иванушке помогают волшебные помощники, давайте определим, какие же отметины волшебного мира есть во внешности Сивки-Бурки и коровушки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он  откровенно огненного происхождения. Внешний вид коровушки не описан в сказке, но раз она является представителем волшебного мира, то скорее всего она должна быть рыжего цвета, такого же, как и волшебный конь.

В сказке «Крошечка-Хаврошечка» есть еще один представитель волшебного мира – яблонька, которая вырастает из косточек коровы, и не случайно листья  на яблоньке золотые, а веточки серебряные. И золото, и серебро – признаки волшебного мира.

Давая задание – сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира. В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем. (См Приложение 3)

Построением каждой волшебной сказки управляет число три,  так как именно это число является нечетным, то есть связанным с чужим миром, выражает замкнутость, круг. Поэтому именно на третью ночь идет ловить коня Иванушка, три раза надо крикнуть, чтобы конь явился, три раза Иванушка штурмует терем с царевной. Три раза Одноглазка, Двуглазка и Триглазка следят за Хаврошечкой.

В обеих сказках  мы находим подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова, магическую силу заклинания, или «заклички», с помощью которой, после троекратного свиста, Иванушка вызывает коня: «Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Настоящая причина сна Одноглазки, Двуглазки и Треглазки – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек словами: «Спи глазок, спи, другой!». И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Треглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим не уснувшим глазом все и видела. (См. Приложение 4)

И, наконец, как в любой сказке, в этих сказках герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: мужа встретила Хаврошечка –  «сильного человек – богатого, кудрявого, молодого», Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.(см. Приложение 5)

 И как во всех сказках: «Веселым пирком да за свадебку!». «Я на том пиру был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».( см. Приложение 6)

Заключение.

Фантазия волшебной сказки как будто беспредельна. Как будто бы в ней все возможно: брошенный через плечо гребень разрастается непроходимым лесом, кинутая героиней голубая лента растекается широкой рекой, страшное чудище оказывается заколдованным принцем, изрубленный на мелкие кусочки герой, а потом сбрызнутый мертвой и живой водой, оживает. Действительно ли в сказке все «вранье»?

На примере двух известных русских народных  сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка – Бурка» мы  объяснили, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показали, какие признаки имеют волшебные сказки и установили их сходство.

Воспользуйтесь знаниями наших ученых, и тогда откроется вам удивительная дорога в глубь веков, к нашим далеким предкам, к их нравам, обычаям, особенностям миропонимания.

В добрый путь!

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.
  2. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.
  3. Не на небе – на  земле: Русские сказки Восточной Сибири./ Сост.Е.Н.Шастина.-Иркутск, 1992г.
  4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.
  5. Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса. –Самара: «Корпорация Федоров», 2009г.
  6. www. Images.yandex.ru
  7. www.google.com

Приложение 1. Мировое дерево

Приложение 2. Герой волшебной русской сказки

        

Приложение 3. Волшебные помощники

 

Приложение 4. Магия слова

Приложение 5. Торжество героя

Приложение 6. Веселым пирком да за свадебку!

nsportal.ru

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме. «Сивка Бурка». Русская народная сказка. МБОУ «СОШ 1 г.

Урок по литературному чтению

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

Подробнее

Литературное чтение 3 класс

Приморская ОШ І ІІІ ступеней Литературное чтение 3 класс Жирун Виктория Александровна 2016 год Тема. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

Подробнее

Классный час на тему «Добро и зло»

Классный час на тему «Добро и зло» I. Орг.момент. Психологический настрой. Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться, Вы должны всегда, ребята, за руки держаться. Только дружная команда справится с

Подробнее

1. Орг. момент: Тише, тише, ребятишки,

Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Царевна лягушка». 2 класс. Автор: Чебыкина Мария Викторовна ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством, расширить знания о русских народных сказках,

Подробнее

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Подробнее

Законы сказочного жанра

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Законы сказочного жанра Дампилова Светлана Александровна Багдаринская средняя общеобразовательная школа, 3-а класс Домашний адрес: с. Багдарин,

Подробнее

Беседа «Детство это ты и я»

Беседа «Детство это ты и я» Цель: познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научит применять их в жизни. Задачи:

Подробнее

Цели урока. Планируемые результаты.

Сценарий урока. Литература. 5 класс. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке. Урок исследование Цели урока. 1. Содержательная. Рассмотреть образы

Подробнее

– Ел он хлеб? – Ел. Досыта наелся.

Русская народная сказка “Сивка бурка” Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Кружок любителей творческой литературы «Айар кут» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К : «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Подробнее

Готовность прийти на. Справедливость

Внеклассное мероприятие в 3 классе «Спешите делать добро» Составила: учитель начальных классов МКОУ «Заокская сош им. Героя России Сергея Бурнаева» второй квалификационной категории Рощина И.В. Цели: Воспитывать

Подробнее

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Методическая разработка урока по литературе Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Автор: Гордеева Ольга Михайловна ГБОУСОШ 72 заместитель директора по УВР Москва, 2014 Цель урока: Умение выделять главное,

Подробнее

«Золотая рыбка» Константина Бальмонта

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

Подробнее

Педагогический проект

Педагогический проект Цель проекта: Обеспечение подготовки к школе, через познавательноречевое развитие дошкольников. Задачи: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный

Подробнее

Конспект открытого занятия

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицк Оренбургской области» Конспект открытого занятия Воспитатель I категории Сувашбаева

Подробнее

Планируемые результаты:

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Подробнее

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

Подробнее

docplayer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о