Проект осень 2 младшая группа – Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проект “Осень Золотая” во второй младшей группе. | скачать бесплатно

Проект во 2-ой младшей группе "Золотая Осень"

Экологический проект «Золотая осень»

Воспитатели: Зимова М.Н.

Синенко С.С.
Экологический проект «Золотая осень» (2 младшая группа)

Тип проекта: смешанный.

По длительности: кратковременный (1 неделя).

Участники: дети группы, музыкальный работник, родители.

Пояснительная записка.

ЗАДАЧИ:

1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.

2. Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе.

3. Расширять и активизировать словарь

на основе обогащения представлений

об окружающем мире.

4. Учить детей любоваться красотой

природы.

5. Воспитывать бережное отношение к

природе.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

расширять знания о сезонных изменениях в природе, систематизация имеющихся знаний.

Предполагаемый результат.

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания

детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, познавательной деятельности.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:

• Рассказы.

• Стихи.

• Загадки.

• Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.

• Муляжи животных, овощей, грибов.

• Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.

• Сбор природного материала.

Реализация проекта:

* Проведение цикла занятий.

* Экскурсия в природу, прогулки.

* Сопутствующие беседы.

* Заучивание стихотворений, песен об осени

и её приметах.

* Проведение подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

* Консультации для родителей.

* Изготовление осенних поделок с родителями.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта

Сентябрь. Автор: В. В. Бианки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике«Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.

«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осеньюАвтор: И. С. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Стихи об осени В. Мирович

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

Ёлочка О. Высотская

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

Осень З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета

Осень К. Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

Зайчик А. Блок

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Осень В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый.

«Осень» Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

«Золотой дождь» М. Лесовая

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

«Осень наступила» А. Н. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -.

(Осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(Ветер)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад)

Материал взят из Интернета.

Реализация проекта.

* Проведение цикла занятий.

Коммуникация.

«ЛЮБУЕМСЯ КРАСОТОЙ ОСЕНИ».

Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а,и,ц,н;

словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он ещё маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.

-Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придётся мишке объяснить, сможете ребята?

_ Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.

_ Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

_ Деревья.

_Какие деревья? (Жёлтые, розовые, зелёные и т. д.).

_А зимой можно увидеть такие деревья? (нет).

_А летом? (нет).

_ А весной? (нет).

_ А когда бывают такие красивые деревья? (осенью).

_ Правильно, осенью. Осень – чудесное время года.

Природа дарит деревьям разные краски.

_ У берёзы какие листья? (жёлтые).

_ У рябины какого цвета листья? (красные).

_ На иве какого цвета листья? (зелёные).

_ И всю эту красоту мы увидели чем? (глазками).

_ Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (спрашивают).

_ Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? 

(ветер).

_ А ветер можно услышать? (можно).

_ Как шумит ветер? («у-у-у»).

_ А что ещё можно осенью услышать? Как листья шуршат? («шу-шу-шу»).

_ Как дождик стучит по крыше? (кап-кап-кап).

_ А как синичка поёт? Кто слышал? («ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»).

_ Что помогло нам услышать осенние звуки? (ушки).

_ Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки?

_ Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (запах дождя, запах грибов, запах овощей, листьев, костров).

_ Мишка, ты понял, зачем нам носик, глазки, ушки? (понял).

Любуйся красотой осени, прислушивайся к её звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.

_ Ребята, когда мишка к нам пришёл, какой он был? (грустный, печальный, ничего не знал).

_ А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Весёлый, радостный, умный, наблюдательный, любознательный).

Мишка предлагает детям поиграть.

Игра «ДОГОНЯЛКИ».

Мишка косолапый

Деток манит лапой.

Приглашает все ребят

В догонялки поиграть.

После игры мишка прощается с детьми и уходит.

Художественное творчество.Рисование.

Тема «ОСЕНЬ».

Цель: закрепить знания об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение рисовать кистью, гуашью, методом примакивания. Развивать ритмичность.

Ход занятия.

- Какое сейчас время года? (осень).

- Ребята, вы любите осень? (любим).

- За что вы любите осень? (осенью красиво, пестрые деревья)

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

(рассматриваем репродукции разных художников, любуемся).

Определяем какого цвета листочки.

- Хотите быть художниками и тоже нарисовать картину об осени?

Объясняю задание, выбираем нужные цвета гуаши.

(дети рисуют разноцветные листочки на заготовках деревьев). Напоминаем, что надо тщательно промывать кисточку, после каждого цвета.

- Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

Размещение рисунков на выставке. Дети любуются своими работами.

Художественное творчество. Аппликация.

Тема «Падают, падают листья,

В нашем саду листопад».

Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Материал: ватман, листья, клей, кисть, салфетки.

Ход занятия.

Любуемся листопадом в окно. На земле сплошной ковёр из листьев.

- Какого цвета листья? (жёлтые, красные, зелёные).

- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев. (Дети любуются).

- Возьмите себе тот листок, который вам больше всего нравится. (дети выбирают,, любуются, рассказывают о своём листике).

- На участке ковёр из листьев, хотите, чтобы и в группе у нас был ковёр из листьев? (Да, хотим).

На лист ватмана дети наклеивают листья.

- Получился красивый ковёр. Давайте наш красивый ковёр подарим куклам в кукольный уголок, пусть они тоже любуются осенней красотой(Дети с воспитателем относят ковёр в кукольный уголок).

Конспекты НОД взяты из разработки Волчковой В. Н.,

Степановой Н. В.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема:«Осень»

ЗАДАЧА. Обобщение знаний детей об осени, её характерных особенностях.

Оборудование: кукла, картинки с изображением деревьев (береза, клен, дуб, вырезанные из цветного картона листья этих деревьев. «Чудесный мешочек», овощи (помидор, огурец, морковь, лук, фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин).

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла, а зовут ее Таня. Давайте с ней поздороваемся. А пришла она к нам за помощью. У Тани осенью день рождения, а что такое осень и когда это бывает, она не знает. Ребятки, расскажите Тане, что такое осень».

Дети: «На улице холодно; дует холодный ветер; небо хмурое, серое; идут дожди; листья пожелтели, опадают, листопад. Люди одели теплые куртки, шапки, сапоги. Животные готовятся к зиме: утепляют свои жилища, заготавливают еду.

Воспитатель: вот, Таня, что такое осень. А ребятки знают еще стихотворение про осень.

Стихотворение В. Мирович. «Осень».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что такое осень. Теперь и Таня будет знать все про осень. Осень уже наступила, и это значит, что у Тани скоро день рождения.

2. (Выставляются картинки с изображением деревьев: клен, береза, дуб).

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, это какие деревья?

Дети: береза, дуб, клен.

Воспитатель: посмотрите внимательно и назовите, что есть у этих деревьев?

Дети: ствол, ветки, листья.

Воспитатель: а теперь подул сильный ветер и все листочки с деревьев облетели. Ребятки, ветер какой подул? (сильный)

Воспитатель предлагает детям изобразить сильный ветер. Дети с силой выдувают воздух.

Воспитатель: вот ветер начал стихать и утих совсем. (Дети дуют с меньшей силой).

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: листочки облетели, а я их нашла. Посмотрите, с какого дерева этот листок?

Дети: с березы.

Воспитатель: значит этот листок какой?

Дети: березовый (кленовый, дубовый)

3. Физкультминутка

Все движения выполняются по тексту.

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: ребятки, а ветер можно услышать? Как он воет? У-у-у, у-у-у (громко). Ветер утихает: у-у-у, у-у-у (тихо)

4. Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим. Что в нем лежит.

Воспитатель достает помидор и дает образец описательного рассказа (круглый, красный, вкусный, сочный).

Воспитатель: ребята, а помидор это овощ или фрукт? Овощ, тогда мы кладем его в тарелку.

Далее дети выходят по одному и вытаскивают либо овощ, либо фрукт, и кладут в тарелку или в вазу. При этом описывая предмет с помощью воспитателя.

Воспитатель: что это? (огурец). Какой он? (длинный, овальный, зеленый) и т. д. Воспитатель: ребята, что у нас в вазе? (фрукты)

А в тарелке? (овощи)

Где растут овощи? (в огороде, на грядке)

Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

А что можно приготовить из овощей? (суп, салат, борщ)

А из фруктов? (сок, компот, варенье)

5. Итог занятия.

Воспитатель: ребятки, кто сегодня пришел к нам в гости? (кукла Таня) Мы рассказали ей, что такое осень. Она вместе с нами узнала, где растут овощи и фрукты, и что из них можно приготовить.

Тане очень понравилось у нас в гостях. Вы - молодцы, вы старались и Тане все правильно рассказали. Она захотела остаться здесь у нас в саду.

/Интернет ресурсы/

Экскурсия в природу, прогулки.

«Наблюдение за листопадом»

Цели: учить определять признаки осени;

развивать наблюдательность;

воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья,

В нашем саду — листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.

Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:

«Птицы в гнездышках».

Цели: — учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки

«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья

и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели:

воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«С кочки на кочку».

Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

«Кролики»

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование

Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

Прогулка – экскурсия.

«Наблюдение за осенним лесом»

Цели:

расширять представление о лесе;

учить любоваться красотой родной природы.

Ход наблюдения

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои.

По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Трудовая деятельность: уборка участка леса, где дети будут играть.

ЦЕЛЬ: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.

Подвижные игры

1.«Птицы в гнездышках».

Цели:

учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

2.«Найди свой домик».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.

Подвижные и дидактические игры.

"Ветер-ветерок".

Цель: Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.

Материал: Осенние листья.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.

Этюд-упражнение "Как воет ветер"

Воспитатель (сердито) .Сердится и воет ветер: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель. Завывает громко он в трубу: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (приглушённо, таинственно). Дома. Дома посидите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (громче). Никуда не выходите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель предлагает детям "погулять в парке". Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.

Двигательная импровизация "Деревья в парке"

Зашумели деревья поутру,

Закачались деревья на ветру.

Ветви низко склонились до земли,

И качались тихонько до зари.

Вот сильней задувает ветерок,

Полетели листочки на восток,

Дружной стайкой, как ласточки, летят,

Покрывалом устилают сад.

Воспитатель показывает детям осенний листок и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полётом. Затем дети танцуют, как падающие листья.

"Мокрые дорожки"

Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.

Материал: Зонт, султанчики.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация "Грустный дождь". Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь "повеселел". Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.

Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.

Консультации для родителей.

Полученный результат проведения экологического проекта.

Дети обогатили свои знания в области экологии.

Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.

В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

Учили слушать и высказывать свои суждения.

Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.

Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.

К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Проведена с родителями консультация по теме «Грибы», где ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.

А итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»

2 младшая группа

Воспитатели:

Зимова М.Н.

Синенко С.С.

Ессентуки 2016г.

multiurok.ru

Проект "Осень" 2 младшая группа

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 247»

Заводского района города Саратова

Проект

познавательное развитие

для детей младшей группы

Выполнила:

воспитатель Холина М. В.

Саратов 2017

По доминирующему методу: познавательно - творческий.

По характеру содержания: ребенок и мир вокруг.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: с одной младшей группой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта:

  • создать условия для развития познавательных, исследовательских, творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.

 Задачи проекта:

  • конкретизировать и углубить представления детей об осени;

  • содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

  • укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;

  • развивать творческую активность детей, умение создавать образ осеннего плода - яблока;

  • способствовать развитию познавательной активности, воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

 Оборудование, материалы: Гуашь, кисточки, непроливайка, листы бумаги, игры, интернет, загадки, картинки с изображением «Осени».

Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, колонки.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Работа с родителями:

  • проведение беседы с детьми на тему: «Осень»;

  • заучивание стихотворений на тему «Осень»;

  • подготовка поделок к выставке «Осенняя фантазия».

Предполагаемый результат:

Для детей: сближение детей друг с другом через совместную проектную деятельность, активизация речи, развитие наблюдательности, внимания, элементарное сравнение признаков холодный – тёплый.

Для воспитателей: реализация поставленных задач по теме проекта.

Для родителей: ориентировка на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Содержание проекта:

  • организовать творческую деятельность детей: игры, рисование и т.д.;

  • привлечь родителей к проведению с детьми различных бесед и заучиванию стихотворений на тему осень, а также совместная деятельность с детьми по изготовлению поделки на тему «Осенняя фантазия»;

  • заучивание стихотворений, отгадывание загадок об осени;

  • рассматривание картинок с изображением осенних признаков;

  • привлечь детей к рисованию рисунка «Яблоко».

1. Целеполагание - Осень – пора, которая дарит нам поистине красочные, дышащие великолепием сюжеты, которые всегда может повторить рука человека. Обо всём этом дети должны знать.

2. Разработка проекта. Составление плана, подбор литературы и наглядного материала. Информация для родителей о развлечении на тему «Осень в гости к нам пришла», а так же о предстоящей выставке поделок «Осенняя фантазия».

Интеграция непосредственно - образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта.

-Сюжетно-ролевая игра:  «Огород».

-Сюжетно-ролевая игра:  «Угадайка».

- Сюжетно-ролевая игра:  «Огородник».

-Сюжетно – ролевая игра: «Цветная Осень».

Познавательное развитие

-Д/и по окружающему миру: «Овощи и фрукты».

- Д/и по окружающему миру: «Осень».

- Строительная/и: «Грибок».

- Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

Речевое развитие

-Загадки об осени.

-Беседа: « Осень и её подарки».

-Заучивание стихотворения Ю. Коринец.

 «Листопад».

- Заучивание стихотворения О. Е. Благинина.

«Осень».

Художественно - эстетическое развитие

- Песня слова С. Михайленко.

«Осень».

-Изобразительная деятельность «Яблоко».

- Рассматривание картинок с изображением осени.

- Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

- Выставка поделок «Осенняя фантазия».

Физическое развитие

Физминутка:

«Фрукты». 

«Овощи». 

«Грибы.

«Урожай».

Выполнение проекта

Сроки реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Первая половина дня.

-Рассматривание картинок с изображением осени.

Цель: Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях.

-Беседа: «Осень и её подарки».

Цель: Способствуем тому, чтобы дети чётко, ясно и громко произносили знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение.

-Физминутка:

«Урожай». 

Цель: Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни

Вторая половина дня.

-Сюжетно-ролевая игра:  «Огород».

Цель: Развивать навыки организованного поведения в детском саду, содействовать формированию доброжелательного отношения друг к другу;

-Д/и: «Овощи и фрукты».

Цель: Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.

Консультация «Осень к нам пришла».

Цель: направить родителей на совместную деятельность с детьми.

Вторник

Первая половина дня.

-Изобразительная деятельность «Яблоко».

Цель: Передавать в рисовании и красоту окружающей природы;

Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;

Развивать эстетическое восприятие;

Развивать любознательность, творческое воображение;

Побуждать детей отражать свои впечатления в художественной деятельности

-Физминутка:

«Овощи». 

Цель: Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни

-Заучивание стихотворения Ю. Коринец

 «Листопад».

Цель: Развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения.

Вторая половина дня.

- Д/и: «Осень».

Цель: Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях.

-Сюжетно-ролевая игра:  «Угадайка».

Цель: Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Предложить провести дома с детьми беседу на тему: «Осень».

Цель: вызвать у родителей интерес к проведению беседы.

Среда

Первая половина дня.

-Загадки об осени.

Цель: Расширять знания об окружающем мире.

- Физминутка:

«Фрукты».

Цель: Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни 

- Песня слова С. Михайленко.

«Осень».

Цель: Развивать умение заучивать наизусть небольшие песни. Развиваем музыкальный слух.

Вторая половина дня.

-Сюжетно-ролевая игра:  «Огородник».

Цель: Воспитывать чувство уважения к труду сельских жителей желание оказывать им посильную помощь.

-Строительная/и: «Грибок».

Цель: Способствовать развитию строительных навыков.

Предложить выучить дома с детьми стихи об осени.

Цель: привлечь родителей к подготовке развлечения.

Четверг

Первая половина дня.

- Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Цель: Создание атмосферы праздника. Закрепление полученных знаний по теме проекта.

-Физминутка:

«Грибы».

Цель: Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

- Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

Цель: расширить представление о том, что происходит с деревьями осенью.

Вторая половина дня.

-Сюжетно – ролевая игра: «Цветная Осень».

Цель: Формировать представления о безопасном поведении в природе.

- Заучивание стихотворения Т. Конева «Дождик».

Цель: Развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения.

Подготовка поделок к выставке «Осенняя фантазия»

Цель: сближение детей и родителей через совместную деятельность.

Пятница

Выставка поделок «Осенняя фантазия»

infourok.ru

Проект во второй младшей группе «Золотая осень»

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Именно поэтому для формирования представлений об осени  у детей младшего дошкольного возраста мною была выбрана проектная методика

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности  , поисковую деятельность, связную речь.

Проект « Осень золотая » раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд.

 Учитывая особенности детей младшего  возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, я решила привлечь к изучению темы «Осени» родителей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему

Длительность проекта: краткосрочный  2 недели

Участники проекта: воспитатели, дети (с 3 до 4 лет), родители.

Тип проекта: творческий, групповой, информационный, индивидуально-ориентированный.

Срок реализации проекта:7.09.2015-19.09.2015

Цель проекта:

-Обратить внимание детей на красоту природы родного края, разнообразие осенних красок.

- Воспитывать бережное отношение к природе

Задачи проекта:

- Дать элементарные представление об осени, как времени года.

- Вызывать интерес к исследованию природы родного края.

- Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.

- Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи.

- Развивать творчество.

- Привлекать  родителей  к этому проекту.

- Воспитывать интерес к труду в природе, желание помогать взрослым.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Воспитатели:

  • Создать развивающую среду.
  • Организовывать работу с родителями.
  • Составлять план проекта, разрабатывать конспекты занятий.
  • Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.

Родители:

  • Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
  • Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.
  • Приносить фотографии детей для оформления стенгазеты «Ах, какая прелесть осень»

2 этап – основной (практический)

Для познавательного развития с детьми проводилась ежедневные беседы на темы: «Время года – осень», «Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода», «Наши деревья» ,«Что мы видели по дороге в детский сад», «Дары осени» и другие  . Мы совместно с детьми и их родителями оформили альбом «Гербарии» и альбом поделок из природных материалов «Осенние фантазии».

Занимались художественной деятельностью  рисование ватными палочками «Ягодки на ветках; рисовали  ладошками «Мы грибочки соберем», «Куст рябинки», пластилинография «Чудо - грибочки», рисование с отпечатками листьев «Осенняя березка»

Дети с удовольствием  изготовили коллективную  аппликацию « Листопад»

Очень понравились ребятам   сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу на прогулку» , «Магазин» (Игровая ситуация «Открылся овощной магазин») «Семья – Собираемся на прогулку в лес»

С  удовольствием играли  в дидактические игры: «Найди такой же листик» ,«Какое время года», «Что лежит в мешочке», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «С какой ветки детки?»

Играли в подвижные игры: «Раздувайся пузырь» ,«Листопад» ,« У медведя во бору» ,«Поедем в лес» ,«Птички и дождик».

Каждый вечер читали разнообразные сказки и рассказы по данной теме:

Я. Тайц «По грибы по ягоды»

М. Пришвин «Листопад»

И. Токмакова  «Осенние листья»

« Репка» « Под грибом» В.Сутеев ,Мешок яблок

Прослушивали аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень», детских музыкальных произведений.

Вместе с детьми посетили выставку «Прощай лето»

Ходили на экскурсии, целевые прогулки по территории детского сада , на которых наблюдали  за изменениями осенней природы  (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём),за красотой и богатством осенних красок , за деревьями, растущими на территории детского сада

Родители были нашими помощниками и участниками .Они с удовольствием приняли  участвовали в ярмарке « Прощай лето»,  сборе природного материала ,изготовлении поделок(из природного материала, овощей и фруктов ) , приносили фотографии и книги по теме .Для родителей были оформлены консультации «Изготовление поделок из природного материала», «Советы по формированию экологического воспитания у детей», «Как сберечь природу», регулярно выставлялась наглядная информация о работе по теме «Осень», выставки художественных работ и поделок ,выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности .

3 этап – заключительный

Итогом нашей работы по проекту стала выставка  совместных работ родителей и детей по теме «Дары осени» из природного материала. Стенгазета «Ах, какая прелесть осень».

Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

Презентация проекта

uidou24.ru

Проект во второй младшей группе "Осень золотая в гости к нам пришла"

Проект «Осень золотая в гости к нам пришла!» во 2 младшей группе.

Проект «Осень золотая в гости к нам пришла! »

Цель: Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень».

Задачи:

Познание:

расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественная литература: развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения драматизировать небольшие отрывки.

Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях) ; развивать эстетическое восприятие.

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Возраст детей: 3-4 года.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Форма реализации:

ННОД

дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;

беседы, стихи, сказки.

рассматривание иллюстраций, картинок.

использование магнитофона: прослушивание песен об осени.

работа с родителями.

Оборудование: магнитофон, музыка «осень», стихи, муляжи фруктов и овощей, ватман с нарисованным деревом, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, иллюстрации осени, контур больших листьев деревьев, клеёнки, клей.

Конечный продукт: развлечение, выставка детских работ, коллективная работа «Осеннее дерево», выставка «Осень золотая» (совместно с родителями) .

Предполагаемый результат:

Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для ННОД, бесед, игр с детьми, ширма передвижка «Осень золотая», стихи, загадки.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему «Осень золотая», рецептов заготовок на зиму.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МАДОУ.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем:

Развлечение: кукольный театр «Как зайка к зиме готовился».

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы

беседы

ННОД

наблюдения

рисование

аппликация

лепка

дидактические игры

пальчиковые игры

подвижные игры

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», М. Булатова «Огуречик, Огуречик», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Беседы и ННОД: «Осень в гости к нам пришла», «Любимые красоты осени», «Осень золотая», «Чудесные листья».

Наблюдения: Проводились ежедневно на прогулках согласно картотеке.

Рисование: «Разноцветные листья», «Дерево осеннее».

Аппликация: коллективная работа «Осеннее дерево».

Лепка: «Заготовка овощей на зиму».

Дидактические игры: «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», «Что нам осень принесла».

Пальчиковые игры: «Вышел дождик на прогулку», «Компот», «Мы капусту рубим», «Осенние листья».

Подвижные игры: «Листья», «Осень».

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему осени, подбор рецептов для заготовок овощей и фруктов на зиму.

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ совместно с родителями к выставке «Осень золотая».

- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки детских работ: «Осень»;

- оформление выставки «Осень золотая.

- развлечение кукольный театр «Как зайка к зиме готовился».

Осеннее развлечение.

Развлечение кукольный театр «Как зайка готовился к зиме».

Вед: В одном сказочном лесу, жил-был Зайчик.

Зв. муз. появляется Зайчик.

Зайчик: Очень весело в лесу скакать, и цветочки на полянке собирать.

Ля, ля (зайчик собирает цветы)

Вед: Так веселился наш Зайчик, пока не подул холодный ветер. И наступила осень.

(посыпать Зайчика желтыми листочками)

Зайчик: Ой, как мне холодно! Ой, ой, ой.

Вед: Ребятки, давайте споем песенку про осень, может быть, согреем зайчика.

Дети исполняют песню «Осень».

Вед: Поскакал зайчик по лесу, а навстречу ему ежик.

Зв. музыка появляется ёжик.

Ёж: Фуфты, фуфты. Здравствуй Зайчик, ты что дрожишь?

Зайчик: Здравствуй ёжик, мне холодно.

Ёж: Так осень уж наступила, нужно к зиме готовиться.

Зайчик: А как?

Ёж: Грибы, яблочки, ягодки собирать. В клубок прятаться и всю зиму спать.

Зайчик: В клубок? Это как?

Вед: Ребятки, давайте покажем, как ёжик прячется в клубок.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Вед: И укатился ёжик, а наш Зайчик поскакал дальше по лесу… .(скачет)

А навстречу ему идет медведь.

Зв. Музыка, появляется медведь.

Медведь: УУУУ, стало холодно в лесу.

Меда и малины съел я много, а теперь пора в берлогу. УУУУ

Зайчик: Здравствуй Мишенька, а как ты готовишься к зиме?

Медведь: Здравствуй Заяц косой, пора мишке на покой.

Буду в берлоге всю зиму спать, лапу сладкую сосать.

Зайчик: Лапу сосать? (пробует свою лапку). Тьфу, она же не вкусная.

Медведь: Все прощаюсь я с тобой.

Ты мне Заяц песню спой.

Вед: Ребятки, давайте мишке споем песенку про Зайку.

Дети исполняют песню «Заинька-зайка».

Вед: Уснул медведь в своей берлоге, а Зайчик попрыгал по дороге (прыгает)

А навстречу ему бежит лиса.

Зв. муз., появляется лисичка.

Лиса: Здравствуй зайчик. Какой ты маленький, хорошенький, почему ты дрожишь?

Зайчик: Здравствуй лисичка. Мне холодно, а ещё я тебя боюсь.

Лисичка: Не бойся меня зайчик. Я тебя…. (подходит ближе) я тебя… догоню и съем!

(Зв. муз. Лисичка гонится за Зайчиком, зайчик прячется за деревом)

Лисичка: Заинька, где ты маленький, все равно тебя поймаю и скушаю.

Зайчик: Ой, ой. ой, помогите кто ни будь!

Вед: Ребята давайте поможем Зайчику, громко, громко похлопаем, лисичка подумает, что это охотники и убежит.

(Зв. веселая музыка. дети хлопают, лисичка с криком: «Караул охотники» убегает.)

(Появляется зайчик в белой шубке)

Зайчик: Спасибо вам ребятки. Посмотрите, был я зайчик серенький. А теперь я беленький.

И теперь мне зимой. не страшен зверь любой лесной. От лисы и волка я убегу или спрячусь от них в снегу.

(Зв. муз. Зайчик весело прыгает) .

Зайчик: Спасибо вам мои друзья, поиграю с вами я.

Игра «Где же мои ручки».

Вед: Вот и закончилась сказка о зайчике. За то, что вы пели и сказку смотрели, вам зайчик детки, приготовил вкусные конфетки.

(Зв. музыка. раздают детям конфетки) .

Ожидаемый результат:

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр.

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Приложение

Пальчиковые игры:

«Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку указательным и средним пальцем «шагают»

Он бежал по переулку по столу

Барабанит по окошку загибают по одному пальцу на обеих руках

Напугал большую кошку на каждую строчку.

Вымыл зонтики прохожих

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал трясут ладонями. стряхивают воду,

Дождик кончился. Устал. кладут ладони на стол.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять загибают пальчики на обеих руках начиная с больших

Будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы вновь загибают пальчики

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба мы соберём приседают, «шагают2 по ковру средним и

Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.

«Компот»

Будем мы варить компот левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов надо много. Вот. правой «мешаем»

Будем яблоки крошить, имитируем движения

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Снова «мешаем», «угостим» разводим руками

Угостим честной народ. в стороны, вперёд.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим; Ребром ладони бить о другую ладонь.

Мы морковку трем, трем; Тереть кулаком о другую ладонь.

Мы капусту солим, солим; Имитация движений.

Мы капусту жмем, жмем. Имитация движений

Подвижные игры.

«Листья».

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

(Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках) .

«Осень».

Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают руки вверх,

В рощах жёлтый листопад. а потом приседают. Кружатся на носочках,

Листья около берёзы руки на поясе. Приседают, делают плавные

Золотым ковром лежат. движения руками перед собой вправо-влево.

В лужах лёд прозрачно-синий. Бегут на носочках, останавливаются. Приседают.

На листочках белый иней.

infourok.ru

Экологический проект для 2 младшей группы "Золотая осень"

Муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад №93"

Краткосрочный экологический проект во второй младшей группе

"Золотая осень"

Разработала воспитатель:

Медведева Н.В.

Саранск 2017

Экологический проект «Золотая осень»

2 младшая группа

Воспитатель: Медведева Н.В.

Тип проекта: смешанный.

По длительности: кратковременный (1 неделя).

Участники: дети группы, родители.

Пояснительная записка.

ЗАДАЧИ:

1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.

2. Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе.

3. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире.

4. Учить детей любоваться красотой природы.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

расширять знания о сезонных изменениях в природе, систематизация имеющихся знаний.

Предполагаемый результат.

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, познавательной деятельности.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:

• Рассказы.

• Стихи.

• Загадки.

• Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.

• Муляжи животных, овощей, грибов.

• Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.

• Сбор природного материала.

Реализация проекта:

* Проведение цикла занятий.

* Экскурсия в природу, прогулки.

* Сопутствующие беседы.

* Заучивание стихотворений, песен об осени и её приметах.

* Проведение подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

* Консультации для родителей.

* Поделки "Осенняя фантазия" (родители с детьми).

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта

Сентябрь. Автор: В. В. Бианки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике«Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.

«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осенью. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Стихи об осени В. Мирович

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

Ёлочка О. Высотская

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

Осень З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета

Осень К. Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

Зайчик А. Блок

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Осень В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый.

«Осень» Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

«Золотой дождь» М. Лесовая

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

«Осень наступила» А. Н. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -.

(Осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(Ветер)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад)

Материал взят из Интернета.

Реализация проекта.

* Проведение цикла занятий.

Речевое развитие, познавательное развитие.

«ЛЮБУЕМСЯ КРАСОТОЙ ОСЕНИ».

Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а,и,ц,н;

словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он ещё маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.

-Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придётся мишке объяснить, сможете ребята?

_ Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.

_ Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

_ Деревья.

_Какие деревья? (Жёлтые, розовые, зелёные и т. д.).

_А зимой можно увидеть такие деревья? (нет).

_А летом? (нет).

_ А весной? (нет).

_ А когда бывают такие красивые деревья? (осенью).

_ Правильно, осенью. Осень – чудесное время года.

Природа дарит деревьям разные краски.

_ У берёзы какие листья? (жёлтые).

_ У рябины какого цвета листья? (красные).

_ На иве какого цвета листья? (зелёные).

_ И всю эту красоту мы увидели чем? (глазками).

_ Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (спрашивают).

_ Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? (ветер).

_ А ветер можно услышать? (можно).

_ Как шумит ветер? («у-у-у»).

_ А что ещё можно осенью услышать? Как листья шуршат? («шу-шу-шу»).

_ Как дождик стучит по крыше? (кап-кап-кап).

_ А как синичка поёт? Кто слышал? («ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»).

_ Что помогло нам услышать осенние звуки? (ушки).

_ Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки?

_ Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (запах дождя, запах грибов, запах овощей, листьев, костров).

_ Мишка, ты понял, зачем нам носик, глазки, ушки? (понял).

Любуйся красотой осени, прислушивайся к её звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.

_ Ребята, когда мишка к нам пришёл, какой он был? (грустный, печальный, ничего не знал).

_ А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Весёлый, радостный, умный, наблюдательный, любознательный).

Мишка предлагает детям поиграть.

Игра «ДОГОНЯЛКИ».

Мишка косолапый

Деток манит лапой.

Приглашает все ребят

В догонялки поиграть.

После игры мишка прощается с детьми и уходит.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема «ОСЕНЬ».

Цель: закрепить знания об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение рисовать кистью, гуашью, методом примакивания. Развивать ритмичность.

Ход занятия.

- Какое сейчас время года? (осень).

- Ребята, вы любите осень? (любим).

- За что вы любите осень? (осенью красиво, пестрые деревья)

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

(рассматриваем репродукции разных художников, любуемся).

Определяем какого цвета листочки.

- Хотите быть художниками и тоже нарисовать картину об осени?

Объясняю задание, выбираем нужные цвета гуаши.

(дети рисуют разноцветные листочки на заготовках деревьев). Напоминаем, что надо тщательно промывать кисточку, после каждого цвета.

- Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

Размещение рисунков на выставке. Дети любуются своими работами.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.

Тема «Падают, падают листья,

В нашем саду листопад».

Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Материал: лист картона, листья, клей, кисть, салфетки.

Ход занятия.

Любуемся листопадом в окно. На земле сплошной ковёр из листьев.

- Какого цвета листья? (жёлтые, красные, зелёные).

- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев. (Дети любуются).

- Возьмите себе тот листок, который вам больше всего нравится. (дети выбирают,, любуются, рассказывают о своём листике).

- На участке ковёр из листьев, хотите, чтобы и в группе у нас был ковёр из листьев? (Да, хотим).

На лист картона дети наклеивают листья.

- Получился красивый ковёр. Давайте наш красивый ковёр подарим куклам в кукольный уголок, пусть они тоже любуются осенней красотой(Дети с воспитателем относят ковёр в кукольный уголок).

Конспекты НОД взяты из разработки Волчковой В. Н.,Степановой Н. В.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема:«Осень»

ЗАДАЧА. Обобщение знаний детей об осени, её характерных особенностях.

Оборудование: кукла, картинки с изображением деревьев (береза, клен, дуб, вырезанные из цветного картона листья этих деревьев. «Чудесный мешочек», овощи (помидор, огурец, морковь, лук, фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин).

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла, а зовут ее Таня. Давайте с ней поздороваемся. А пришла она к нам за помощью. У Тани осенью день рождения, а что такое осень и когда это бывает, она не знает. Ребятки, расскажите Тане, что такое осень».

Дети: «На улице холодно; дует холодный ветер; небо хмурое, серое; идут дожди; листья пожелтели, опадают, листопад. Люди одели теплые куртки, шапки, сапоги. Животные готовятся к зиме: утепляют свои жилища, заготавливают еду.

Воспитатель: вот, Таня, что такое осень. А ребятки знают еще стихотворение про осень.

Стихотворение В. Мирович. «Осень».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что такое осень. Теперь и Таня будет знать все про осень. Осень уже наступила, и это значит, что у Тани скоро день рождения.

2. (Выставляются картинки с изображением деревьев: клен, береза, дуб).

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, это какие деревья?

Дети: береза, дуб, клен.

Воспитатель: посмотрите внимательно и назовите, что есть у этих деревьев?

Дети: ствол, ветки, листья.

Воспитатель: а теперь подул сильный ветер и все листочки с деревьев облетели. Ребятки, ветер какой подул? (сильный)

Воспитатель предлагает детям изобразить сильный ветер. Дети с силой выдувают воздух.

Воспитатель: вот ветер начал стихать и утих совсем. (Дети дуют с меньшей силой).

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: листочки облетели, а я их нашла. Посмотрите, с какого дерева этот листок?

Дети: с березы.

Воспитатель: значит этот листок какой?

Дети: березовый (кленовый, дубовый)

3. Физкультминутка

Все движения выполняются по тексту.

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: ребятки, а ветер можно услышать? Как он воет? У-у-у, у-у-у (громко). Ветер утихает: у-у-у, у-у-у (тихо)

4. Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим. Что в нем лежит.

Воспитатель достает помидор и дает образец описательного рассказа (круглый, красный, вкусный, сочный).

Воспитатель: ребята, а помидор это овощ или фрукт? Овощ, тогда мы кладем его в тарелку.

Далее дети выходят по одному и вытаскивают либо овощ, либо фрукт, и кладут в тарелку или в вазу. При этом описывая предмет с помощью воспитателя.

Воспитатель: что это? (огурец). Какой он? (длинный, овальный, зеленый) и т. д. Воспитатель: ребята, что у нас в вазе? (фрукты)

А в тарелке? (овощи)

Где растут овощи? (в огороде, на грядке)

Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

А что можно приготовить из овощей? (суп, салат, борщ)

А из фруктов? (сок, компот, варенье)

5. Итог занятия.

Воспитатель: ребятки, кто сегодня пришел к нам в гости? (кукла Таня) Мы рассказали ей, что такое осень. Она вместе с нами узнала, где растут овощи и фрукты, и что из них можно приготовить.

Тане очень понравилось у нас в гостях. Вы - молодцы, вы старались и Тане все правильно рассказали. Она захотела остаться здесь у нас в саду.

/Интернет ресурсы/

Экскурсия в природу, прогулки.

«Наблюдение за листопадом»

Цели: учить определять признаки осени;

развивать наблюдательность;

воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья,

В нашем саду — листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.

Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:

«Птицы в гнездышках».

Цели: — учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки

«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели:

воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«С кочки на кочку».

Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

«Кролики»

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование

Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

«Птицы в гнездышках».

Цели:

учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Подвижные и дидактические игры.

"Ветер-ветерок".

Цель: Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.

Материал: Осенние листья.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.

Этюд-упражнение "Как воет ветер"

Воспитатель (сердито) .Сердится и воет ветер: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель. Завывает громко он в трубу: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (приглушённо, таинственно). Дома. Дома посидите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (громче). Никуда не выходите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель предлагает детям "погулять в парке". Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.

Двигательная импровизация "Деревья в парке"

Зашумели деревья поутру,

Закачались деревья на ветру.

Ветви низко склонились до земли,

И качались тихонько до зари.

Вот сильней задувает ветерок,

Полетели листочки на восток,

Дружной стайкой, как ласточки, летят,

Покрывалом устилают сад.

Воспитатель показывает детям осенний листок и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полётом. Затем дети танцуют, как падающие листья.

"Мокрые дорожки"

Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.

Материал: Зонт, султанчики.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация "Грустный дождь". Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь "повеселел". Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.

Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.

Консультации для родителей.

Полученный результат проведения экологического проекта.

Дети обогатили свои знания в области экологии.

Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.

В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

Учили слушать и высказывать свои суждения.

Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.

Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.

К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Проведена с родителями консультация по теме «Грибы», где ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.

А итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *