Программа зерек бала от 3 до 5 лет – ( 3 5 ) (. 1 ) |

Содержание

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «зерек бала» (от 3 до 5 лет)

скачать docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗЕРЕК БАЛА»
(ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ)

АСТАНА 2012

УДК 372.3/.4

ББК 74.102

П 78
Авторы-составители: Калашникова Т.М., Новогренко Г.Н., Ионова С.П.
Рецензенты:

П 78 Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2012. – … страниц.

Издание второе, переработанное.
ISBN 9965-810-43-5
Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является частью комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.

Программа для детей 3-5 летнего возраста определяет базовое содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и направленное на раскрытие индивидуальных возрастных возможностей и способностей детей от 3-х до 5-ти лет.

Содержание программы направлено на целостное, физическое, познавательное, коммуникативное, творческое и социальное развитие младшего дошкольника.

Рекомендуется работникам системы дошкольного образования, студентам педагогических вузов и колледжей.

© Республиканский центр

«Дошкольное детство», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка …………………………………………….4
2.Организация жизнедеятельности детеймладшего дошкольного возраста8
Программа для детей от 3-х до 4-х лет
3.Характеристика возрастных возможностей детей ……..10
4.Примерный распорядок дня ……………………………………..13
5.Образовательная область «Здоровье» ……………………….17
6.Образовательная область «Коммуникация» ………………25
7.Образовательная область «Познание» ………………………35
8.Образовательная область «Творчество» ……………………45
9.Образовательная область «Социум» …………………………55
10.Развитие ребёнка в игровой деятельности ………………..58
11.Развитие ребёнка в трудовой деятельности ……………….60
Программа для детей от 4-х до 5-ти лет
12.Характеристика возрастных возможностей детей ……61
13.Примерный распорядок дня ……………………………………..64
14.Образовательная область «Здоровье» ……………………….68
15.Образовательная область «Коммуникация» ………………80
16.Образовательная область «Познание» ………………………95
17.Образовательная область «Творчество» ……………………118
18.Образовательная область «Социум» …………………………137
19.Развитие ребёнка в игровой деятельности ………………..142
20.Развитие ребёнка в трудовой деятельности ……………….144
21.Праздники и развлечения …………………………………………146
22.Работа с родителями…………………………………………………147
23.Литература……………………………………………………………….149

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.

В свою очередь реализация социального заказа общества, родителей, начальной школы на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, имеющей не только набор знаний, но и умеющей применять эти знания на практике, достаточно быстро адаптироваться в окружающей среде, предполагает обновление содержания образовательных программ.

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «ЗЕРЕК БАЛА» раскрывает содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 3 – 5 лет.

Программа направлена на сохранение физического и психического здоровья младших дошкольников, на решение задач формирования у детей ключевых компетентностей как основного показателя развития детей, применения накопленного опыта в различных жизненных ситуациях.

В программе «Зерек бала» заложены определенные принципы:

— социальной обусловленности обновления целей, содержания и методов обучения;

— единства и преемственности содержания, методов воспитания и обучения;

— индивидуально-личностной организации обучения и воспитания ребёнка;

— вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей;

— единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки детей;

— построения образовательного процесса на основе общения, игры, поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Программа составлена на основании нового ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и является основным функциональным носителем содержания дошкольного воспитания и обучения.

В соответствии с ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения программа включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3-х до 5-ти лет.

Основные задачи реализации программы:

— совершенствование качеств личности каждого ребенка и их дальнейшее развитие;

— формирование опыта практической, познавательной, творческой и других видов детской деятельности;

— развитие творческого потенциала, интеллектуальных способностей каждого ребенка;

— привитие культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Республики Казахстан;

— формирование культуры межнациональных отношений воспитанников в коллективе;

— создание комфортной, предметно-развивающей среды, способствующей формированию важнейших ключевых компетентностей, полноценного физического развития ребенка;

— сотрудничество семьи, среды дошкольной организации в целях развития и воспитания ребенка.

Результатом развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является личность, обладающая ключевыми компетентностями, умеющая взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеющая основами физической культуры и здорового образа жизни.

Программа включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей ребенка младшего дошкольного возраста, его ориентацию на последующее образование.

Базовое содержание пяти образовательных областей становится основой для развития познавательных способностей, индивидуальных склонностей, интересов и потребностей детей. Все образовательные области и разделы охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, игрушек, литературы, искусства, мир чувств, эмоций и другие.

Структура программы

Программа состоит из пояснительной записки, характеристики организации жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста, характеристики возрастных возможностей детей, примерного распорядка дня, программного содержания пяти образовательных областей, развития ребенка в игровой и трудовой деятельности для каждого возрастного периода.

Реализация содержания Программы предусматривает работу по образовательным областям, каждая из которых содержит самостоятельные разделы и направления.

В образовательной области «Здоровье» определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, развитию физических и волевых качеств.

Образовательная область «Коммуникация» включает задачи и содержание работы по развитию связной речи, индивидуальных способностей младших дошкольников к речевой деятельности, умения строить содержательный монолог и диалог, демонстрировать речевое творчество.

В образовательной области «Познание» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировки ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению некоторыми способами природоохранной деятельности, навыками работы с различными источниками информации.

Образовательная область «Творчество» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства; формирования художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности. Детское творчество — это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему.

Образовательная область «Социум» рассматривая социализацию как процесс усвоения и дальнейшего развития у детей социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, предусматривает формирование трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности.

Образовательная область «Социум» носит интегрированный характер и на основе реализации содержания четырех образовательных областей и организации разнообразной деятельности детей призвана сформировать у них навыки общения с взрослыми и сверстниками, способность к элементарному самоконтролю. Центральное место отведено формированию культурных навыков, специфических знаний, выработке основ ролевого поведения и развитию социальных качеств личности, таких как сотрудничество и забота об окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, открытость, социальная гибкость, культурная и элементарная экологическая грамотность.

Программа адресована воспитателям, методистам, заведующим дошкольными организациями, родителям детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с базисным учебным планом программа предусматривает 11ч. организованной учебной деятельности продолжительностью от 15 до20 минут для детей от 3 до 4 лет, и 12 ч. организованной учебной деятельности продолжительностью от 20 до25 минут для детей от 4 до 5 лет.

Учитывая пожелания педагогов-практиков в издании втором, переработанном, содержание программного материала прописано по кварталам, что облегчает его использование в практике работы воспитателя. Исключение составляет образовательная область «Социум», где деление по кварталам представляется не целесообразным, реализация содержания данной области осуществляется на основе тесной интеграции всех образовательных областей и разделов, в процессе всех видов деятельности детей.

В образовательную область «Социум» добавлены произведения художественной литературы для рассказывания и чтения.

В содержании каждой образовательной области определены ожидаемые результаты освоения базовых знаний, умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Программа «ЗЕРЕК БАЛА» предусматривает решение задач преемственности между программами «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ» и«БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»на основе отбора содержания и определения условий успешной реализации целей и задач развития и воспитания младших дошкольников, условий успешной адаптации детей в разных периодах дошкольного детства..

Реализация содержания программы предполагает использование новых современных подходов к организации педагогического процесса ориентированного на потребности и возможности ребенка, направленного на его компетентностное развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно организованной учебной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В режиме дня предусмотрено время для индивидуальных контактов педагога с каждым ребёнком на основе неформального общения.

Ежедневно педагог отводит время для игр детей. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а взрослым следует её всячески поощрять.

Ребенок будет эмоционально благополучен, если каждый день будет отличаться от предыдущего по характеру, месту и форме организации игровой и образовательной деятельности.

Следует учитывать внешние признаки переутомления детей (степень заинтересованности, частота отвлечений, отсутствие внимания и др.) и не проводить организованную учебную деятельность даже при первых признаках их проявления.

Работоспособность детей повышается путем включения активизирующих, стимулирующих внимание приемов.

Для ребенка в этом возрасте необходимо проведение закаливающих мероприятий, психологических тренингов, релаксационных и музыкальных пауз, выходы за пределы группы в гости.

Стараться избегать в общении и работе с ребенком излишних частых повторений, снижающих интерес и активность ребенка.

Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены, чтобы обеспечить лёгкое «вхождение» в рабочую неделю и «выход» из неё.

Информацию, получаемую ребенком необходимо строго дозировать, чтобы избежать переутомления, перенапряжения нервной системы.

Режим дня строится на принципе сменяемости видов деятельности.

Программа для детей от 3-х до 4-х лет
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.

Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.

В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений.

От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазии и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребности в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование еще слито с игрой. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.

На этом этапе дети овладевают простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, составлять, делать выводы и т.п.).

На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.

Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.

Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком.

Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.

В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.

В младшем возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий.

С трёх лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, отзывчивость на музыку, что является благоприятной почвой для выявления интересов и способностей. Начинает преобладать интерес к совместным играм. Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения.

Базисные характеристики личности ребенка 3-4 лет многомерны и взаимосвязаны, они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.
Компетентности:

Здоровьесберегающая компетентность связана с овладением жизненно важными движениями (бег, прыжки, лазанье, прыжки). Формированием устойчивых знаний о культурно-гигиенических навыках и последовательности их выполнения. Проявлением положительных эмоций и пониманием роли закаливающих процедур. Проявлением осторожности в ситуациях опасности и пониманием как их избежать. Возрастающим уровнем самостоятельности при выполнении упражнений с предметами (мяч, скакалка, кегли)

Коммуникативная компетентность наиболее ярко проявляется в увеличении словарного запаса почти в два раза (2000 слов) в возрастающей потребности в общении. Ребенок 3-4 лет способен пересказывать знакомые сказки, составлять рассказы по картине (2-3 предложения). Речь становится эмоционально окрашенной, более выразительной, знакомые литературные герои становятся персонажами в игровой деятельности. Ребенок овладевает основной формой общения – диалогом.

Познавательная компетентность. С трёх лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции. Ребенок активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы. Он использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребности в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование еще слито с игрой. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.

На этом этапе дети овладевают простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, составлять, делать выводы и т.п.).

Творческая компетентность. Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.

Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком .

Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.

В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.

На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.

Социальная компетентность. К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»). На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.

Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.

Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и сверстника служит целям проникновения в их внутренний мир как средству интимной связи с ним. Развитие доброжелательности, отзывчивости строится на эмоциональном отношении к другим людям и предполагает, прежде всего, что ребенок выступает как субъект отношения.

Фундаментальная характеристика детей 3-4-х лет — самостоятельность — («Я сам», «Я могу»). Дети активно заявляют о своем желании быть как взрослые: есть самостоятельно, одеваться, включаться в настоящие дела — мыть посуду, стирать, делать покупки и т. п.

netnado.ru

Зерек бала(рус.) | проект программы по новому стандарту

Зерек бала(рус.)