Программа зпр для дошкольников – Рабочая программа на тему: Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития. | скачать бесплатно

ᐉКоррекционная программа для детей с ЗПР. Адаптивная программа.

Рабочие коррекционные программы для детей с ЗПР

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в России заболеваемости ЗПР среди детей. Задержка психического развития обусловлена разными причинами, однако это не отменяет того, что с проблемой надо бороться. Одного медикаментозного вмешательства будет недостаточно.


Необходима комплексная работа педагога и других специалистов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях, исправить речь, научить концентрации внимания и читать. Многие педагоги, которые специализируются на коррекционных работах с детьми с заболеванием, создают свои методики.

Некоторые программы действительно рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для детей с ЗПР

Несмотря на то, что болезнь напрямую связана с обучением, программы при ЗПР мало связаны с учебными планами в школе. В коррекционных заведениях особые методы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в котором это надо. Особый уклон делается на повторении материала и освоении тех навыков, которым не уделяется время в школе, так как считается, что они очевидны (например, чтобы резать бумагу ножницами сначала необходимо научиться их держать). Размеренный темп занятий и интенсивная нагрузка на проблемные области помогает быстро догнать одногодок и перейти обучаться в обычные школы.

Такого результата добиваются несколькими вариантами программ для детей с ЗПР, выбор которой зависит от родителей. Они, видя явную проблему с какой-то одной функцией (например, артикуляция) обращаются к узкопрофильному специалисту (например, логопеду). Профессионал выстраивает индивидуальный график работы. Кроме того, есть проверенные методики работы с детьми с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для детей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детьми – сохранять баланс и развивать все области (память, внимание, эмоции, интеллект, речь, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы.  Помимо этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна. Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
  • Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях. В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и  опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.

Какие дети могут участвовать в программах

Все дети, у которых диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь специалистов. Более того, есть разные методики, позволяющие справиться с отклонением любой тяжести.

Работа с ребенком выстраивается по индивидуальному алгоритму, который зависит от фактического возраста, развития навыков и способностей. Кроме того, диагноз подразумевает задержку в развитии, а не нарушения или патологию, а значит, любые проблемы исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:

  • обучение навыкам коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базовым навыкам (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Вид деятельностиПримеры заданий
Игровая:Сюжетно-ролевые игры;
Игры по правилам;
Игры в группе.
Коммуникативная и социальная:Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе.
Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи.
Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам.
Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх.
Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д.
Исследовательская:Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество.
Обучение:Состав чисел 1-10, арифметика.
Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше).
Развитие речи:Находить звук в слове,
упражнения на артикуляцию,
деление звуков на гласные и согласные,
узнавать буквы,
составлять схемы предложений.
Литература:Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками.
Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы.
Обучение слушать других.
Заучивание стихов наизусть – развитие памяти.
Театрализация прочитанного.
Самостоятельность:Обучение бытовым навыкам в доме и на улице.
Изобразительное искусство:Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук
Музыкальная:Пение и понимания смысла музыки
Двигательная:Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу.

Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и голосовую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика. С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей. Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.

Особенности психокоррекционной программы

Психокоррекционная программа для детей с ЗПР направлена на формирование и коррекцию общего уровня эмоционального и психического развития. Методика позволяет сформировать основные алгоритмы психических процессов и поведения в разных ситуациях. Корректируется эмоциональный фон, ребенок становиться спокойнее и знакомиться с волей, целеустремленностью. Психокоррекционная программа обучает планированию и самоконтролю.
Курс состоит из упражнений и игр:

УпражненияИгры
Запоминание узора из геометрических фигурПредлагается собрать сюжет из картинок
Построение дорожек (например, от животных к их домам)Детям показывают изображение, которое надо запомнить. Они подробно описывают увиденное
Рисование несуществующих животных и рассказ о том, что они умеютПредоставить картинки, на которых надо найти 5 отличий
Рисование простых объектов (дом, цветок)

Тесно связаны с психокоррекционной работой и парциальные программы. Они подразумевают отдельную работу с каждым дефектом: понимание языка,  чистота речи, мелкая моторика и т.д. Парциальная программа служит дополнением к основной, и не может заменить комплексную работу.

Адаптированная программа

Адаптированная программа нацелена на ту группу детей с  ЗПР, которые были отданы в обычные школы. Для них создаются примерные программы, которые помогают в процессе школьного обучения.

Помощь специалистов детям с ЗПР

Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.

Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.

Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.

Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.

Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.

Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.

Программа Боряковой включает несколько направлений работы:

  • первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
  • мотивация;
  • последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
  • формирование высших психических функций.

Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.

«Маленькие ступеньки» — это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.

В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах.

Выводы

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, необходимо выбрать подходящую программу развития. Важно помнить, что нарушения при ЗПР поддаются корректировке, а значит остается выбрать только подходящих специалистов. В зависимости от возраста и способностей, формируется подход обучении. Он может быть построен на играх, упражнениях, искусстве или музыке.

autizmy-net.ru

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения - ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения - обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения - самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы - установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

- снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

- развивать познавательную активность;

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий - 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно - развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Создано: 06 Июль 2018
Автор: Елена
Просмотров: 15964

psichologvsadu.ru

МАДОУ "Детский сад №29" Кириши

Ссылка на официальную страницу с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на сайте bus.gov.ru


С 3 по 21 декабря 2018 года Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области организует «горячую линию» по вопросам качества и безопасности детских товаров и выборе новогодних подарков».
—    специалисты отдела защиты прав потребителей: 8(812) 3654705
—    специалисты отдела санитарного надзора по гигиене детей и подростков, по гигиене питания: 8(812) 3653591
—    территориальный отдел: 8(81368) 242-42

 

 


«Шагать в ногу со временем!»- неотъемлемое условие успешного развития человека современного общества, поэтому наличие сайта в наше время не роскошь, а необходимость.
В век информатизации , компьютерного прогресса , на фоне огромного количества доступной информации важно научиться правильно распоряжаться имеющимися ресурсами.

 

Горячая линия по вопросам общественного питания в ОО и дошкольных учреждениях

8-921-860-16-20 (Управление  Роспотребнадзора по Ленинградской  области )

242-42  (территориальный отдел) в период с 18 по 25 мая 2018 года

  с 10 до 16 часов.

 

  

Сайт оформлен в соответствии

со статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной думой 21 декабря 2012 года
одобрен советом федерации 26 декабря 2012 года, с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» и Постановлением  Правительства РФ от 17 мая 2017 № 575 « О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

madou29.kiredu.ru

Галкина Н.А. Программа для ЗПР.docx - Адаптированная основная образовательная программа для ...

20
субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств
общения.
Для дошкольников с ОВЗ строим образовательную работу на близком и понятном
детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они
сталкиваются. Знакомство с новым материалом проводим на доступном детям уровне.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с
ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия,
мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи
познавательного развития:
□ формирование и совершенствование перцептивных действий;
□ ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
□ развитие внимания, памяти;
□ развитие наглядно­действенного и наглядно­образного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в
процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды
восприятия: зрительное, слуховое, тактильно­двигательное, обонятельное, вкусовое. На
их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов,
их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов:
отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и
абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной
функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.
Имеющиеся нарушения зрения, опорно­двигательного аппарата препятствуют

znanio.ru

Программа развития ребенка зпр, программа для детей с задержкой

Программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается от обычной школьной программы, поскольку особенности этих детей предполагают необходимость создания специальных образовательных условий. В большинстве случаев при своевременной коррекции прогноз для таких детей благоприятен и через какое-то время они могут продолжить обучение в обычной школе.

Основные направления работы

Программа для детей с задержкой психического развития выстраивается с учетом зоны ближайшего развития, которая является одним из основных понятий в психологии развития. Зона ближайшего развития – это те возможности, которые открываются ребенку при поддержке взрослого. Например, ребенок может самостоятельно кататься на велосипеде с дополнительными колесами, однако для того, чтобы научиться управлять двухколесным велосипедом, первоначально ему требуется помощь взрослого. В данном случае помощь в обучении поездкам на двухколесном велосипеде поможет ребенку освоить умение самостоятельно. Это зона ближайшего развития. 

Исходя из этого выстраивается коррекционная программа. Коррекционная работа с детьми с ЗПР носит комплексный характер и включает следующие направления работы:

  • Оздоровительное. Создание условий для полноценной физической активности и здоровья ребенка определяет успех коррекционных мероприятий. Это режим дня, подходящее количество двигательной активности и внимание к здоровью ребенка.
  • Применение нейропсихологических методик. Оказывает положительное влияние на многие навыки, необходимые в ходе школьного обучения: письмо, чтение, счет, а также поведенческие нормы.
  • Коррекция сенсорно-моторной сферы. Поскольку в некоторых случаях задержка психического развития сопровождается отклонениями в сенсорных и двигательных процессов, данное направление важно для таких детей.
  • Стимуляция познавательных процессов. Здесь важна как психологическая коррекция, так и педагогическая поддержка.
  • Работа с эмоциями. Результатом эффективной работы в этом направлении становится способность лучше оценивать эмоции других людей, а также возможность самоконтроля проявлений своих собственных эмоций.

Возможности детей с ЗПР

Программа развития ребенка с ЗПР обеспечивает выработку актуальных для его возраста видов деятельности и подготовки таких детей к освоению школьной программы. Важно учитывать, что способности к обучению у этих детей лучше, чем у их сверстников с умственной отсталостью, поэтому в большинстве случаев прогноз благоприятен. В случае продуктивного усвоения программы ребенок вполне может обучаться в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития наиболее очевидна при поступлении ребенка в школу, однако на этапе дошкольного развития ребенка она также может быть диагностирована. Коррекционные мероприятия в этот период помогут компенсировать недостатки развития и лучше подготовить ребенка к дальнейшему обучению. 

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *