Психолого педагогическое сопровождение детей с овз в доу – Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада общеразвивающего вида

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ

— это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  1. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
  3. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
  4. дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  5. дети с задержкой психического развития;
  6. дети с умственной отсталостью;
  7. дети с расстройством аутистического спектора.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

– Консультативно-проективный этап.

На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

  • принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • соблюдение интересов воспитанника;
  • принцип создание ситуации успеха;
  • принцип гуманности и реалистичности;
  • содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

– Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

– Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

  1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
  2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
  3. проведение открытых занятий;
  4. работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

  • индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
  • единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
  • возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Ольга Земцова

 Loading …

logoportal.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»

Старший воспитатель

Никишина Г.С.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.


Понятие и классификация


Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.


Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

• с нарушением слуха; зрения; речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, умственного развития;

• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

  • замедленное и ограниченное восприятие;

  • недостатки развития моторики;

  • недостатки речевого, сенсорного развития;

  • недостатки развития мыслительной деятельности;

  • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса

Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ)

Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении

Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

 Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

– между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

– О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

-оборудование для развития общей подвижности;

-оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

-игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

-оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

-материалы для изобразительного творчества;

-фонотека, музыкальные игрушки;

-художественная литература для детей.

multiurok.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями и здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Стёпкина Наталья Владимировна
учитель-дефектолог высшей категории
МБДОУ детский сад №80 «Аист»
г. Ульяновск
E-mail: [email protected]

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:

* Замедленным и ограниченным восприятием

* Недостатками развития моторики

* Недостатками речевого, сенсорного развития

* Недостатками развития мыслительной деятельности

* Недостаточной познавательной активностью

* Пробелами в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях

* Недостатками в развитии личности

К категории детей-инвалидов относятся дети имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющим инвалидность:

* Группы кратковременного пребывания и группы полного дня

* Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений

* Создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ

Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:

* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития

* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения

* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ заключается в: создании комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.

Представляю вам алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими ДОУ:

* Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса

* Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

* Разработка индивидуального маршрута на основе заключения консилиума ДОУ

* Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

а так же:

* Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

* Реализация индивидуальной программы или маршрута

* Проведение первичной, промежуточной и вторичной диагностики и анализ

* Консультирование родителей

Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Задачи маршрута сопровождения:

* Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)

* Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

* Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

* Подготовка к школьному обучению

* Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка

Педагогам, осуществляющим, психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ необходимо консультировать родителей:

* О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

* Об основных образовательных программах

* О дополнительных коррекционно-развивающих программах

* О содержании психолого-педагогической коррекции

* О возможности и правилах изменения образовательного маршрута

Педагогическому коллективу ДОУ необходимо соблюдать принципы работы с детьми с ОВЗ, а именно:

* Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

* Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребёнку, каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «я -концепции» каждого ребёнка, его представления о себе.

* Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте дефектолога со всеми специалистами ДОУ, родителями.

* Принцип деятельностного подхода

В заключении хотелось бы напомнить, что: «Аномальный ребёнок, как и нормальный, проходит те же этапы развития, только на дефектной основе», (Л. С. Выготский) и задача учителя-дефектолога помочь ребёнку пройти эти этапы развития с максимальной эффективностью для каждого конкретного ребёнка в зависимости от его индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей.

journalpro.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо.

Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения – ПМПк (Психого-медико-педагогический консилиум) В который входят:

Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и проводят оздоровительные мероприятия – ЛФК, массаж и др.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учителя-логопеды:  проводят диагностический мониторинг, занимаются коррекцией и развитием речи, разрабатывают рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми..

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Инструктор по физической культуре : разработка  и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога,  врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр).

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Процесс сопровождения  начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах  жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга. Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.

Полученные результаты отражаются в журналах  динамического наблюдения и протоколах ПМПк. Так как мониторинг  выявляет не только запаздывание в развитии и проблемы детей, но и положительные моменты, то эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом, знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения. Показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.

В конце сентября, после проведения мониторинга, в детском саду в коррекционных группах и на логопедических пунктах  проводится первый психолого-медико-педагогические консилиум, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.

Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.

После проведения ПМПк разрабатываются «Маршруты сопровождения» на квартал, такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.

ПМПк мы считаем наиболее важным и центральным моментом работы службы сопровождения, на который нанизываются другие виды деятельности. ПМПк имеет «+» в том, что он обладает обучающим эффектом, он позволяет педагогам стать наблюдательнее в оценке динамики коррекционного процесса  и объективнее в оценке поведения детей.

Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей работы.

Составляется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса  с учетом принципа интеграции, под которой понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Комплексно-тематический принцип планирования служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, обеспечивает продуктивность и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.

Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка.

Поэтому консультирование педагогов – эта форма, которая позволяет организовать ситуацию сотрудничества в решении проблем, вопросов касающихся воспитанников и профессиональных задач самого педагога.

Как правило, от нас ждут «готовых рецептов» или «как поступить?»

Просвещение всех педагогических работников осуществляется через различные формы:

– тематические консультации

– семинары-практикумы

– тренинги

– выступление на педагогических советах

Пропаганда логопедических  знаний способствует не только повышению не только повышению уровня логопедической компетентности, но и полученные сведения и знания позволяют педагогам в группах создать условия для успешного развития ребенка, осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Работа с родителями.

Общая цель: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.

Задачи: необходимо создавать ситуацию сотрудничества, формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях.

  1. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

    Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.

  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Задачи:

а) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка;  

 б) оптимизация детско-родительских отношений;

 в) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

Таким образом,  такие формы работы помогают привлечь родителей к работе.

 

Итог реализации сопровождения в системе ДОУ на современном этапе рассматривается через интегративные качества ребенка:

– соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками;

– любознательность, активность;

– эмоциональная отзывчивость;

– владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

– способность управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;

– способность решать личностные задачи, адекватные возрасту;

 – сформированность первичных  представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире природе;

– владение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

novikova-krgora-ds5.edumsko.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»

Старший воспитатель

Никишина Г.С.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.


Понятие и классификация


Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.


Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

• с нарушением слуха; зрения; речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

  • замедленное и ограниченное восприятие;

  • недостатки развития моторики;

  • недостатки речевого, сенсорного развития;

  • недостатки развития мыслительной деятельности;

  • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса

Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ)

Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении

Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

 Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

– между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

– О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

-оборудование для развития общей подвижности;

-оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

-игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

-оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

-материалы для изобразительного творчества;

-фонотека, музыкальные игрушки;

-художественная литература для детей.

multiurok.ru

Особеннности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Особеннности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Педагог-психолог МБДОУ д/с №8 Каирова Ю.В.

2 слайд Описание слайда:

Инклюзивное(включающее) образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников

3 слайд Описание слайда:

История развития инклюзивного образования Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребенка (ООН,1959) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования(ЮНЕСКО,1960) Декларация о правах инвалидов (ООН,1975) Санбергская Декларация (ЮНЕСКО, 1981)

4 слайд Описание слайда:

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982) Саламанкская Декларация о принципах политики и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) Гамбургская Декларация об обучении взрослых (Германия,1997) Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) Закон об образовании в РФ ( 2012 )

5 слайд Описание слайда:

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с нарушениями Речи; Слуха; Зрения; Расстройствами аутистического спектра Опорно-двигательного аппарата; С задержкой психического развития; Сложными дефектами Умственной отсталостью

6 слайд Описание слайда:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ – это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми (воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.

7 слайд Описание слайда:

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Формирование и стимулирование познавательных процессов.  Формирование адекватных родительских установок на особенности и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.  Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

8 слайд Описание слайда:

Принципы сопровождения: Личностно-ориентированный Принцип комплексности Принцип деятельностного подхода Принцип непрерывности

9 слайд Описание слайда:

Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) В соответствии с Положением о ПМПк, утвержденном приказом заведующего ДОУ: – детализация рекомендаций ПМПК; – планирование работы, ее реализация, координация; – отслеживание динамики личностного развития воспитанников с ОВЗ, анализ результатов.

10 слайд Описание слайда:

Содержание деятельности ПМПК: Обследует детей. Даёт рекомендации по оказанию детям психодого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий в образовательной организации.

11 слайд Описание слайда:

Специалисты сопровождения: Владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции Знают основы специальной педагогики Знают особенности нарушений здоровья обучающихся с ОВЗ Знают возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся с ОВЗ Обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций Обладают способностью к планированию действий Могут соорганизовать участников образовательного процесса

12 слайд Описание слайда:

Схема индивидуального образовательного маршрута Целевая часть(сведения) Информационная часть(данные об особенностях интеллектуального, физического,психологического развития. Содержательная часть(коррекционные программы) Технологическая часть(технологии, методики с учетом ведущих видов деятельности) Результативная часть

13 слайд Описание слайда:

Специальные психолого-педагогические условия сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ

14 слайд Описание слайда:

Основные направления: Диагностическое Психокоррекционное и развивающее Консультативное Информационно-просветителькое Профилактическое Организационно-методическое Информационно-просветительское

15 слайд Описание слайда:

Нормативно-правовое сопровождение По отношению к педагогам, сотрудникам ДОУ – Изменения в Положении о ПМПк – Утверждение графика работы и должностных обязанностей сотрудников – Изменения в Правилах внутреннего трудового распорядка По отношению к родителям (законным представителям) – Договор – Соглашение о сотрудничестве

16 слайд Описание слайда:

Диагностическое сопровождение Дети с ОВЗ Педагоги, сотрудники ДОУ – Уровень адаптации , Анкетирование по определению уровня – Особенности эмоционально-волевой сферы готовности к работе с детьми с ОВЗ – Особенности личностной сферы – Особенности познавательной сферы Родители (законные представители) Определение стиля взаимоотношений в семье

17 слайд Описание слайда:

Коррекционно-развивающее сопровождение По отношению к воспитанникам с ОВЗ Деятельность логопеда Деятельность педагога-психолога – Деятельность дефектолога По отношению к родителям (законным представителям) – Деятельность педагога-психолога – Деятельность дефектолога

18 слайд Описание слайда:

Организационно-методическое сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ – Развитие психолого-педагогической компетентности – Повышение квалификации – Работа в команде специалистов – Распределение зон ответственности – Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач – Обобщение и анализ опыта работы – Психологическая поддержка

19 слайд Описание слайда:

Консультативное сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ – По вопросам профессиональных компетенций – По вопросам взаимодействия с родителями – По вопросам возрастной психологии и т.д Родители (законные представители) – По вопросам инклюзивного образования – По вопросам воспитания, обучения, развития детей – По вопросам выбора стратегии воспитания – По вопросам психофизиологических особенностей детей

20 слайд Описание слайда:

Информационно-просветительское сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ – Профилактика профессионального «выгорания» Родители (законные представители) – Профилактика конфликтов

21 слайд Описание слайда:

1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если да, то какие? 2. Как Вы преодолеваете эти трудности? 3. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях вашего ребенка для общения с ним? 4. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 5. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов ДОУ (логопед, психолог )? Анкета для родителей детей с ОВЗ:

22 слайд Описание слайда:

Анкета для педагогов : 1.Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе с детьми, имеющими нарушения развития? 2. Испытываете ли Вы трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития? Если да, то какие? 3. Как вы преодолеваете эти трудности? 4. Какие программы используете для детей с ОВЗ? 5. Составляете ли Вы индивидуальные программы воспитания и обучения детей с ОВЗ? 6. Испытываете ли Вы трудности при составлении индивидуальных программ для детей с ОВЗ? 7. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях развития детей с ОВЗ? 8. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 9. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов (дефектолог, психолог и т.д.)? 10. Оказываете ли Вы помощь родителям в обучении и воспитании детей с ОВЗ?

23 слайд Описание слайда:

Методы и формы работы с детьми: Арттерапия Релаксация Песочная терапия Психогимнастика Сказкотерапия Тренинг

24 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-645550

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Модель психолого-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ

1этап-диагностический.

На данном этапе происходит сбор информации о состоянии здоровья, особенностях роста и развития ребенка; обсуждаются полученные данные, выявляются проблемы.

Реализуя второй этап специалисты:

-Согласовывают направления, методы и приемы коррекционно-развивающего сопровождения;

-составляют индивидуальные программы сопровождения дошкольников.

2этап – планово-организационный. Составленная нами «Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ» наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с детьми с ОВЗ.

Цель: создание в ДОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей, с учетом показателей состояния здоровья (физического, соматического, психического) в дошкольном учреждении.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению включает в себя 4 этапа:

3этап – коррекционный:

-каждый специалист своими методами, взаимодействуя с другими участвует в коррекционно-развивающей деятельности, происходит обучение педагогов методам и приемам коррекционной работы

4 этап – итогово-оценочный.

На данном этапе осуществляется совместная оценка эффективности коррекционной работы:

-оценка уровня реализации индивидуальной программы сопровождения;

– определение задач коррекционной работы на следующий период.

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *