Работа с одаренными по физической культуре детьми в школе – Статья по физкультуре на тему: Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС. | скачать бесплатно

Содержание

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

на 2014 – 2018 г.г.

 

Разработчик программы:

учитель физической культуры МОУ «Яблоневская ОШ» Фишман А.В.

 Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных детей.

3.Укрепление положительной мотивации к учению.  

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  выбор оптимальных форм и методов работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по физической культуре и спорту;

- активное вовлечение в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления и развития одарённых учащихся;

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся;

-   повышению качества образования по физической культуре;

-   формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики и работы со способными и одаренными детьми;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей.

Основные мероприятия программы 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- организация исследовательских и творческих работ школьников;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, Домом детского творчества, спортивным клубом «Атлант», медработниками и психологической службой.                                                                                                                   

 Обоснование проблем

Анализ ее исходного состояния

Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней? Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы. Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос одной из проблем, над которой я работаю уже не первый год, является «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физической культуры». 

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

        Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими способностями в области спорта.

5. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

6. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. 

Формы работы с одаренными детьми:

- индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;

- индивидуальные задания на уроках;

- использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

- подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

- исследовательская работа, проект.

- участие в предметной неделе, во внеклассных мероприятиях.

- участие в олимпиадах по физической культуре;

- участие в спортивных соревнованиях;

- работа по индивидуальным планам;

 - занятия в спортивных секциях.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1. Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление методического фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

1. Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми. 2. Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне. 3. Сопровождение одарённых детей (в отдельных случаях и после окончания школы).

Этапы реализации программы

Программа «Одаренные дети – путь к успеху» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в начальных классах можно выделить такую группу детей, которые с лёгкостью выполняют предложенные им задания и упражнения, умеют анализировать проделанную ими работу. На первых уроках определяю уровень обучаемости школьников. Провожу диагностику физической подготовленности и развития основных физических качеств с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Если все задания выполнены правильно и, при этом, показаны высокие результаты, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей. Всегда помню высказывание, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по физической культуре. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний и умений, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. Одно из направлений работы – сбор материалов по физической культуре и спорту, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу. Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

Третий этап - реализация потенциальных возможностей учащихся.

Уже с шестого класса привлекаю их к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю формированию знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни. Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы проектов, конференции учащихся.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета «Физическая культура», подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по физической культуре. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

План мероприятий по выполнению программы по физической культуре «Одаренные дети» на 2014-2018 г.г.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

Сентябрь. Ежегодно

2.

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по физической культуре и спорту.

Сентябрь.

Ежегодно.

3.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

с 2014 года.

4.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь.

Ежегодно.

5.

Участие в школьной и районной олимпиадах

Ноябрь, декабрь.

Ежегодно.

6.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Постоянно.

7.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно.

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

9.

Проведение предметных недель

Ежегодно.

10.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по физической культуре и спорту.

Постоянно.

11.

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май.

Ежегодно.

12

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май - ежегодно

13.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно.

14.

Творческий отчет

Ежегодно, май.

15.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2017-2018г.

План работы с одарёнными учащимися по физической культуре

на 2016-2017 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности.

Сентябрь

Заместитель директора по УВР Учитель физической культуры

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

Учитель физической культуры

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и занятий внеурочной деятельности по физической культуре

Сентябрь

Директор Учитель физической культуры

4

Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по физической культуре

Октябрь

Учитель физической культуры

5

Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным разделам учебной программы

В течение года

Учитель физической культуры

6

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

В течение года

Учитель физической культуры

7

Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися

Октябрь

Заместитель директора по УВР Учитель физической культуры

8

Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (согласно плана)

В течение года

Учитель физической культуры

9

Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической

культуре (согласно плана)

В течение года согласно

Учитель физической культуры

10

Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (согласно плана).

В течение года

Учитель физической культуры

11

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

В течение года

Учитель физической культуры

12

Организация работы одарённых учащихся

В течение года

Учитель физической культуры

13

Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей (согласно плана)

Декабрь

Учитель физической культуры

14

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Учитель физической культуры

15

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся

В течение года

Учитель физической культуры

16

Подведение итогов работы с одарёнными детьми.

Май

Учитель физической культуры

 

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л. Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.  

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе я использую следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

 При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.  Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Я в свою очередь стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию.  Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я - дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Я стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

  В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную деятельность по физической культуре. Ежегодно в школе проводятся Декады спорта, в которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, спортивных мероприятиях. В школе работают спортивные кружки и секции: мини-футбол, настольный теннис, волейбол. Для учащихся начальной школы организованы занятия в кружках спортивной направленности «Чемпион» (1-2 кл.) и «Олимпиец» (3-4 кл.).

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

- кружковые и секционные занятия по видам спорта; - спортивные соревнования; - участие в конкурсах, проектная и исследовательская деятельность; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуально-групповым планам; - сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивной школы, дома детского творчества и спортивного клуба «Атлант»;                                                                                                         - сотрудничество с другими школами. 

infourok.ru

работа с одаренными - Физкультура

 

 

 

План работы

с одарёнными детьми

по физической культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила

учитель физической культуры

Прахова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, психологических, физиологических особенностей человека, одно направленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. На мой взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработан план работы с одаренными детьми по физической культуре.

 

 

 

Цель: формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.

Основными задачами являются:

  • осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
  • использование механизмов поддержки одаренных детей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты:

  • развитие общих способностей одаренных детей;
  • развитие физических способностей одаренных детей;
  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышение качества образования и воспитания школьников;

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми 

1. Выявление одаренных детей

2.Знакомство с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

3.Саморазвитие через изучение методической и научной литературы, участие в работе педсоветов, курсах повышения квалификации.

4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

6. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

7.Отбор среди различных систем обучения

тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

8.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками.

 

Формы работы с одаренными детьми:

  • развивающее обучение, работа в малых группах;
  • игровые технологии;
  • спортивные кружки;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • спортивные соревнования. 

План работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

Учитель физкультуры

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

Учитель физкультуры

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

Учитель физкультуры

 

4

Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре согласно плана

 

Учитель физкультуры

5

Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.По плану Спартакиады школьников.

Учитель физкультуры

6

Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. По плану Спартакиады школьников.

Учитель физкультуры

7

Организация занятий внеурочной деятельности по физической культуре

В течение года

Учитель физкультуры

8

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Учитель физкультуры

9

Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей. Согласно плана.

Учитель физкультуры

 

 

10

Взаимодействие со Спасским Центром дополнительного образования по вопросам работы с одарёнными детьми. В течение года

Учитель физкультуры

11

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

май

Учитель физкультуры

12

Поощрение одарённых учащихся. В течение года

Учитель физкультуры

Формы работы с одаренными детьми

 

Внеурочная деятельность по физической культуре

Групповые занятия с одаренными детьми

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре

 

Участие в исследовательской и проектной деятельности

Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре

Участие в предметной неделе по физической культуре

 

 

 

Список одаренных детей

 

  1. Воскресенский Глеб
  2. Морин Юрий
  3. Храмов Михаил
  4. Алешина Наталья
  5. Габитов Арсен
  6. Горбунов Антон
  7. Газизова Луиза
  8. Гареева Аделина
  9. Сазонова Инга
  10. Мусин Айдар
  11. Байкова Эльвина
  12. Соколова Дарья
  13. Хуснимарданов Тимур
  14. Чувилин Владислав  

Просмотр содержимого документа
«работа с одаренными»

"Утверждаю"

Директор МБОУ

____________/В.К.Ефремкин/

"___"_________2015г.

План работы

с одарёнными детьми

по физической культуре

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

"Спасская средняя общеобразовательная школа"

Составила

учитель физической культуры

Егоршина И.А.

Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, психологических, физиологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. На мой взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработан план работы с одаренными детьми по физической культуре.

Цель: формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.

Основными задачами являются:

  • осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;

  • использование механизмов поддержки одаренных детей;

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты:

  • развитие общих способностей одаренных детей;

  • развитие физических способностей одаренных детей;

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышение качества образования и воспитания школьников;

Цели и задачи работы с одаренными детьми 

1. Выявление одаренных детей

2.Знакомство с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

3.Саморазвитие через изучение методической и научной литературы, участие в работе педсоветов, курсах повышения квалификации.

4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

6. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

7.Отбор среди различных систем обучения

тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

8.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками.

Формы работы с одаренными детьми:

  • игровые технологии;

  • спортивные кружки;

  • задания творческого и нестандартного характера;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • спортивные соревнования. 

План работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

Учитель физкультуры

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

Учитель физкультуры

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

Учитель физкультуры

4

Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре согласно плана

Учитель физкультуры

5

Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. По плану Спартакиады школьников.

Учитель физкультуры

6

Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. По плану Спартакиады школьников.

Учитель физкультуры

7

Организация занятий внеурочной деятельности по физической культуре

В течение года

Учитель физкультуры

8

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Учитель физкультуры

9

Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей. Согласно плана.

Учитель физкультуры

10

Взаимодействие со Спасским Центром дополнительного образования по вопросам работы с одарёнными детьми. В течение года

Учитель физкультуры

11

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

май

Учитель физкультуры

12

Поощрение одарённых учащихся. В течение года

Учитель физкультуры

Формы работы с одаренными детьми

Внеурочная деятельность по физической культуре

Групповые занятия с одаренными детьми

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре

Участие в исследовательской и проектной деятельности


Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре

Участие в предметной неделе по физической культуре

5

multiurok.ru

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях, Немало важную роль играет изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию ребенка, учит его четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. 
 Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного обучающегося.
В своей работе я использую следующие признаки одаренности

- быстрое освоение деятельности и ее выполнения,

- использование новых типов деятельности,

- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мной учитывается, то что каждом возрастном этапе детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так к примеру у детей 5х классов – преобладает игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры.

Учитель старается выявлять одаренных детей преимущественно на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции с привлечением тренеров - преподавателей.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика.
Огромную роль здесь играет привлечение самих родителей, и стараемся привлекать родителей к совместной с детьми деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к непосредственному участию в спортивных мероприятиях школы, района, города. Так как особое значение в развитие и формирование одаренности ребенка огромное значение имеет конечно же родитель.

Не остается в стороне и исследовательская деятельность. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.

Проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний  и разнообразных источников информации;

Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

Учащиеся принимают участие в межрегиональных, районных научно-практических конференциях, проводятся ежегодно в школе предметные олимпиады по физической культуре.

Одним из видов работ с одаренными детьми является проектная методика на уроках и во внеурочное время.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания.

Наболевший вопрос - подача на уроке физической культуры теоретических знаний. Для решения этой проблемы можно предложить проектную технологию. Например, для учащихся 9 классов можно предложить такую тему проекта: “О спорт ты прекрасен!”. К данной теме можно выделить следующие под темы: те виды спорта, которые в ходят в школьную программу по физической культуре. Для раскрытия под тем проекта предлагается план:

Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. После окончания работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:

  • гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений;

  • баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;

  • волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону;

  • л/атлетика, юмористические эстафеты.

Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. 

Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. 

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
По мимо проектной деятельности в этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Методическим объединением учителей физической культуры г. Александровск - Сахалинского разработана система работы с одаренными детьми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи системы:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
- выбор оптимальных форм и методов работы;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах. 


Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых обучающихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.

Основные мероприятия: 
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для 
одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы 
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

На базе школы МБОУ СОШ № 2 действуют спортивные объединения.

Баскетбол: 2 группы

Подвижные игры: 4 группы
Футбол: 2 групп 
Волейбол: 2 группы 
Легкая атлетика:2 группы
Настольный теннис: 2 группы
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы: 
- секционные занятия по видам спорта;
- спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
- сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами – преподавателями спорт. школ и не посредственное сотрудничество с другими школами. 


Как результат работы с одарёнными детьми с начала 2016- учебного года, можно отметить участие детей в соревнованиях различного уровня, где были показаны следующие результаты: 

Баскетбол юноши-2 место

Баскетбол девушки 2 место

Легкая атлетика: 1,2,3, места (В личном и командном первенстве) Футбол-1 и 2 место
Японский мини волейбол -3 место
Веселые старты – 1, 2 место

Настольный теннис – личное первенство 1,2 , 3 место.

Три победителя и два призера олимпиады на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Двое обучающихся нашей школы (Шиян Елизавета (горнолыжный спорт) и Путинцев Александр (лыжные гонки) являются спортсменами в составе сборной Сахалинской области.

Используемая литература:

1. .http://www.openclass.ru

2. www.metod-kopilka.ru

3 https://moluch.ru

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М. АРКТИ 2003г.

multiurok.ru

План работы с одаренными детьми

"Утверждаю"

Директор МБОУ "Спасская СОШ"

____________/В.К.Ефремкин/

"___"_________2015г.

План работы

с одарёнными детьми

по физической культуре

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

"Спасская средняя общеобразовательная школа"


Составила

учитель физической культуры

Егоршина И.А.

Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, психологических, физиологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. На мой взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработан план работы с одаренными детьми по физической культуре.

Цель: формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.

Основными задачами являются:

  • осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;

  • использование механизмов поддержки одаренных детей;

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты:

  • развитие общих способностей одаренных детей;

  • развитие физических способностей одаренных детей;

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышение качества образования и воспитания школьников;

Цели и задачи работы с одаренными детьми 

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Саморазвитие через изучение методической и научной литературы, участие в работе педсоветов, курсах повышения квалификации.

3. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

1.Отбор среди различных систем обучения

тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками.

Формы работы с одаренными детьми:

  • игровые технологии;

  • спортивные кружки;

  • задания творческого и нестандартного характера;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • спортивные соревнования. 

План работы с одарёнными детьми

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

Учитель физкультуры

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

Учитель физкультуры

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

Учитель физкультуры

4

Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

согласно плана

Учитель физкультуры

5

Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

согласно плана

Учитель физкультуры

6

Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

согласно плана

Учитель физкультуры

7

Организация занятий внеурочной деятельности по физической культуре

В течение года

Учитель физкультуры

8

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Учитель физкультуры

9

Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей

согласно плана

Учитель физкультуры

10

Взаимодействие со Спасским Центром дополнительного образования по вопросам работы с одарёнными детьми

В течение года

Учитель физкультуры

11

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

май

Учитель физкультуры

12

Поощрение одарённых учащихся

В течение года

Учитель физкультуры

Формы работы с одаренными детьми

Внеурочная

деятельность по физической культуре

Групповые занятия с одаренными детьми


Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре

Участие в исследовательской и проектной деятельности

Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре

Участие в предметной

неделе по физической культуре


infourok.ru

Программа по физической культуре Одарённые дети

Автор: учитель физической культуры Салахова Гульнара Асгатовна.

МАОУ «СОШ № 4» город Губкинский,ЯНАО.

Программа по физической культуре «Одарённые дети»

Файл:Программа по физической культуре

Пояснительная записка

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.

Основными задачами программы являются:

  • развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
  • совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
  • создание механизмов поддержки одаренных детей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты реализации программы

Данная программа призвана способствовать:

  • развитию общих способностей одаренных детей;
  • развитию физических способностей одаренных детей;
  • социальной и психической поддержке одаренных детей;
  • повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;

Основные мероприятия программы

Основными мероприятиями программы являются:

  • проведение  семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
  • проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
  • разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
  • организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
  • приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы;

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Одаренность — основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных,  разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».

Согласно учебному плану школы организованно на базе школы такие спортивные секции:

  • по волейболу (9 часов в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
  • по баскетболу (9 часов в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
  • по футболу  (9 часов в неделю), 30 мальчиков
  • по настольному теннису (9 часов в неделю) 15 девочек и мальчиков
  • внеурочная деятельность: «Подвижные игры», « Первые шаги в хоккей», «Баскетбол», «Настольный теннис» для учащихся 1-3 классов

Ежегодно проводятся школьные, городские олимпиады и соревнования;

Цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей1.Знакомство педагога с данными  о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение педагога через методическую и научную литературу,  педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного

педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов,

олимпиад,   и др.,  позволяющих учащимся проявить

свои способности.

2. Создание условий  для оптимального развития одаренных детей.1.Отбор среди различных систем обучения

тех методов и приемов, которые способствуют развитию  самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • развивающее обучение, работа в малых группах;
  • игровые технологии;
  • спортивные секции;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • спортивные соревнования.

План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки реализации
2013201420152016
1Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания++
2Разработка и утверждение документальной базы++
3Участие в школьных, городских и региональных  олимпиадах++++
4 Участие в школьных, городских и региональных  соревнованиях.++++
5 Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей++++
6Участие в конкурсах

«Грант по спорту»

«Лучший спортсмен школы» и др.

++++
7Организация   в каникулярные дни    тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей++++
8Участие в  конкурсах  исследовательских работ++++
9Разработка методических материалов исследовательских работ  одаренных детей.++++
10Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей.++++
11.Подведение итогов реализации программы+

План работы с одарёнными детьми

 № п/пМероприятияСрокиОтветственные
1Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельностиСентябрь Руководитель программы: Салахова Г.А.
2Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленностиСентябрь-октябрь Руководитель программы: Салахова Г.А.
3Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленностиСентябрь Руководитель программы: Салахова Г.А.
4Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуреВ течение года согласно плана внутришкольных СММ Руководитель программы: Салахова Г.А.
5Подготовка учащихся  к участию во II туре (городских) соревнований и Олимпиады по физической культуреВ течение года согласно плана городскихСММ Руководитель программы: Салахова Г.А.
6Подготовка учащихся  к участию в III туре (региональных) соревнований  и Олимпиады по физической культуреВ течение года согласно плана региональных СММ Руководитель программы: Салахова Г.А.
7Подготовка учащихся   к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуреВ течение года согласно плана Руководитель программы: Салахова Г.А.
8Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимисяОктябрьРуководитель программы: Салахова Г.А.
9Организация работы одарённых учащихсяВ течение годаРуководитель программы: Салахова Г.А.
10Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимисяВ течение годаРуководитель программы: Салахова Г.А.
11Создание банка данных результатов работы одарённых детейВ течение годаРуководитель программы: Салахова Г.А.
12Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьмиВ течение годаРуководитель программы: Салахова Г.А.
13Проведение предметной декады с активным участием одарённых детейДекабрьРуководитель программы: Салахова Г.А.
14Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьмиВ течение годаРуководитель программы: Салахова Г.А.
15Подведение итогов работы с одарёнными детьмиАпрель-майРуководитель программы: Салахова Г.А.
16Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Ассамблея победителей».Апрель-майРуководитель программы: Салахова Г.А.
Формы работы с одаренными детьми

xn----8sbafar2bwfctnifu9c.xn--p1ai

Работа с одаренными детьми на уроках "Физической культуры"

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу произвели самые превосходные результаты. 
Август Бебель. 

Современному обществу нужны талантливые люди, чтобы вывести Республику в число наиболее развитых стран мира. По словам нашего Президента Н.А.Назарбаева, финансироваться и развиваться будут те отрасли и проекты, которые необходимы обществу для ускоренного экономического развития. Работать с полной отдачей может только физически развитый и здоровый человек. Быть здоровым – это здорово! Но, не менее важна другая потребность нашего общества - достижение высоких спортивных результатов на мировой арене и прославление своей Родины. Уже сегодня имена наших казахстанцев – победителей мировых первенств и олимпиад, знают и уважают во всем мире. Но каждый спортсмен формируется как личность именно в школе, отсюда начинается его путь к славе. 

Готово ли сегодня наше общество, школы, создать все условия для развития одаренных и талантливых людей? Почему эту проблему я ставлю в центр работы учителя физической культуры. 
Считаю, что: 
1. Главная задача школы-помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он проявится, пробьется. 
Ещё А.С. Пушкин в XIX веке писал: 
Талантам нужно помогать, 
Бездарности и так пробьются. 
2. Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с такими детьми необходимы специально обученные педагоги, потому что только учитель может привести в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Часто недостаток теоретических навыков и психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) иногда сам одаренный ребенок не может понять в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. 
3. Классно-урочная система, предложенная Я.А. Каменским несколько веков назад, несмотря на все достоинства, ориентирована на условно среднего ученика. Одаренные дети обычно испытывают неудовлетворенность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Используя эту систему, практически невозможно решить проблему индивидуализации обучения, приблизить её к способностям и интересам каждого ребенка. 
4. Уроки физической культуры в школе-первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте. 
Исходя из этих положений, которые обратили меня к этой теме, считаю, что вершина педагогического мастерства учителя – не только в подтягивание до нормального уровня слабо развитых детей, но и подготовка интеллектуального, физически развитого, творческого потенциала страны, опоры общества. 
Кого можно отнести к одаренным детям? Кто они, о которых сегодня много говорят и пишут? 
Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет значение слова «одаренный» как талантливый. Правильно говорят,что все дети талантливы. У каждого из них свой дар. Своя удивительная сила. Которая заставляет их расти и развиваться. Свои яркие способности ребенок может проявить в раннем возрасте. Нам хорошо известны имена музыкантов, художников, спортсменов, которые добиваются высоких результатов в юном возрасте. Другие к славе, к победам придут позже, одаренность или талантливость обязательно проявится если рядом с ними окажется настоящий учитель, обладающий знаниями в области психологии одаренных и их обучении. Высоких результатов в спорте позволяет достичь спортивная одаренность, что первоночально значит опережение в физическом развитии возрастных норм. Оно может быть установлено в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения различных внеурочных заданий. И очень важно, чтобы дети с ярко выраженными физическими качествами нашли «своего» неравнодушного учителя. Очень важны система взглядов, убеждений учителя, цели и задачи, которые он ставит перед собой в работе с детьми, межличностное общение. 
Какова моя система работы с одаренными детьми? 
1. Опираясь на сложившийся авторитет и спортивные заслуги, уже в начальных классах я выявляю детей, выделяющихся показателями в физическом развитии. Чем лучше произойдет отбор талантливых детей в начальном звене, тем эффективнее будет работа на последующих этапах. Обязательно учитываю роль внешней среды. В какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности. Затем провожу тестирование, как физических качеств, так и психологических свойств личности. Все эти данные обрабатываю и записываю в специальный журнал, затем разрабатываю план работы. 
2. Считаю, что на достижение высоких спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий, самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье. 
Я же, очень серьезно отношусь к проведению каждого урока физкультуры и через применение технологий проектного обучения стараюсь сделать учебный процесс более увлекательным и личностно – значимым для каждого ученика. Ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений. При подготовке проектов используются сведения из биологии, физики(интегрированный подход), что способствует расширению кругозора учащихся. Работа над проектами повышает их интеллект, уровень образованности не только в области физической культуры, закладывается основа для самообразования, самовоспитания. Информация, сознательно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Основная часть проектов готовятся детьми во внеурочное время. Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, интернет проект. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории. 
Из своего опыта проектной работы сделала для себя выводы: 
- предлагать ребятам только те темы, которые им интересны; 
- не перенасыщать уроки различными проектами. Ведь это всё – таки урок физической культуры, в первую очередь активный, динамичный. Достаточно только 1-2 проекта по разделу программы 
- учить детей работать в группах, отводя при этом главенствующую роль спикеру – одаренному ребенку. 
3. Не забывать поощрять детей, особенно на первоночальном этапе, когда еще результат далёк от желаемого, награждать не только за победу, но и за участие. 
4. Для развития личных интересов, повышения активности на уроках я использую соревновательный метод - эстафеты, игры. Для одаренных детей особое внимание я уделяю усложнению заданий (увеличивается количество повторений, структура упражнения и др.). 
5. Одним из мотивационных методов прививающий интерес к урокам физической культуры, который я применяю, является привлечение детей в судейство. Во время судейства дети закрепляют знания правил игры, видят ошибки других, размышляют, определяют правильность выполнения действий согласно критериям (правилам) игры. Также в качестве мотивации к учебной деятельности применяю выработку стратегии игры против другой команды. Она проводится как коллективное обсуждение, составление плана, рекомендаций. Стремление высказать свою точку зрения, позволяя каждому участнику превращаться из объкта в субъект обучения. Самостоятельно учиться и активно влиять на содержание собственного образования. 
6. При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход на уроке не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой. Всех выявленных мной одаренных детей я стараюсь привлечь в спортивные секции, где с каждым ребенком идет индивидуальная работа.Так как я работаю в городской школе, нам приходится участвовать в городских, областных спартакиадах с большим количеством видов спорта, по всем видам не возможно проводить отдельно секции , и поэтому я веду секцию по баскетболу, где вырастают разносторонне развитые дети. В секции идет и максимальное развитие всех физических качеств. 
7. Учитывая возрастные особенности, тренировочный процесс провожу, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. Составляю индивидуальные планы тренировок одаренных спортсменов, соблюдая дозировку не допуская состояние перетренированности. 
8. Очень важно установить контакты при работе с детьми, всю работу строить на уважительных и доверительных отношениях. Для детей я должна стать их старшим другом, наставником, образцом как в быту, так и на работе. В этом мне помогает посещение соревнований, совместные поездки на различные мероприятия, победы на соревнованиях городского и областного уровней. 
9. С самого начала работы с младшими школьниками и далее привлекаю родителей к поддержке деятельности детей; знакомлю их с индивидуальными планами детей, подключая к контролю за выполнением этих планов. 
Свою систему работы с одаренными детьми я использую уже не первый год. 
Результатом моей работы является абсолютное превосходство над другими командами города Риддера.

Считаю правильным утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.

КГУ «Средняя школа № 2»

Доклад на тему: «Работа с одаренными детьми»

Выполнила: учитель физической культуры

Березовская Е.Г.

г.Риддер

infourok.ru

План работы с одарёнными детьми по физической культуре

Анализ методической работы

Анализ методической работы В 2012-2013 учебном году коллектив школы работал над решением целей и задач: 1. Развитие нравственной, гармонической, физически здоровой личности, способной к самоопределению

Подробнее

План методической работы на учебный год

План методической работы на 2015-16 учебный год Городская методическая тема: Проектирование развития кадрового потенциала в образовательных учреждениях Тема работы методического совета: Совершенствование

Подробнее

N~ bl_l 9- РП

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 03.12.2015 N~ bl_l 9- РП г. Екатеринбург Об утверждении регионального комплекса мер по исполнению плана мероприятий на 201~2020 годы по реализации Концепции

Подробнее

Заборовская Ирина Александровна,

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ЛУЧШИМИ УЧИТЕЛЯМИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 7. Критерий «создание учителем условий или адресной работы с различными категориями

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К

ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол 6 от 20.05. 2013 г. УТВЕРЖДЕНО приказ от 20.05. 2013 г. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

Подробнее

на учебный год.

«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ «Валуйчанская СОШ» Протокол 1 от «26» августа 2015 г. «Согласовано» на заседании Управляющего совета Протокол 4 от «24» июня 2015г. «Утверждено» Директор

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 24 апреля 729-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по Концепции развития дополнительного образования детей,

Подробнее

за учебный год.

Публичный доклад директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей»детско-юношеская спортивная школа Солнцевского района Курской области» за 2010-2011 учебный год.

Подробнее

(новая редакция) ГБОУ СОШ НА 6 ЛИСТАХ

ГБОУ СОШ 539 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 539 с углубленным изучением испанского языка

Подробнее

ТРУДЫ МФТИ Том 4, 4 Н. Х. Агаханов и др. 3

ТРУДЫ МФТИ. 2012. Том 4, 4 Н. Х. Агаханов и др. 3 УДК 372.851:51 Н. Х. Агаханов, А. А. Воронов, П. А. Кожевников, О К. Подлипский, Ю. А. Самарский, В. П. Слободянин, Д. А. Терешин Московский физико-технический

Подробнее

Инновационное развитие школы

М Б О У СОШ 43 С У Г Л У Б Л Е Н Н Ы М И З У Ч Е Н И Е М О Т Д Е Л Ь Н Ы Х П Р Е Д М Е Т О В Инновационный проект Инновационное развитие школы Руководитель проекта: Бондарева О.В. Презентация проекта Инновационный

Подробнее

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой Образовательная программа по армейскому рукопашному бою для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной

Подробнее

Уважаемые коллеги и родители!

Публичная презентация профессиональному сообществу и представителям общественности результатов педагогической учителя начальных классов МБОУ» ВСОШ 1» Млечко Татьяны Ивановны Уважаемые коллеги и родители!

Подробнее

«Большое космическое путешествие»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Чита Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Большое космическое путешествие» с дневным пребыванием

Подробнее

docplayer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *