Разделительный твердый и мягкий знак 4 класс презентация – Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: разделительные ь и ъ знаки | скачать бесплатно

Урок по русскому языку 4 класс «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

(Автор учебника: С.В. Иванов)

Русский язык, 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»)

Учитель: Дружинина Валентина Сергеевна

Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

Задачи урока:

1)повторить и применять по схеме правила правописания Ъ и Ь знаков в словах;

2)провести орфографический тренинг написания слов с разделительными знаками;

3)обогатить лексику учащихся, развивать внимание и мышление;

4)развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах и группах.

Форма обучения: фронтальная, парная, групповая.

Применяемые технологии: технология деятельностного обучения, исползования ИКТ, игровая.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, карточки с заданиями, сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к

деятельности

Ребята, сегодня на уроке мы не просто школьники, мы исследователи лаборатории русского языка. Призываю вас быть внимательными и активными на уроке.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Личностные:

положительное отношение к процессу учения

  1. Проверка д/з

(повторение нужных правил)

1)Какие слова вы придумали с приставкой по? Зачитайте.

2) Какие слова вы придумали с приставкой за? Зачитайте.

3)Что такое приставка? Дайте определение.

Сегодня на уроке особое внимание на приставку в слове!

Фронтальная работа.

Дети дают ответы.

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

  1. Актуализация знаний

  1. Постановка цели и задач урока.

Ребята, на доске написано число, а тема урока неизвестна. Может вы сами поймете и скажете тему урока?! Для этого всё внимание на лист №1 интерактивной доски.

-Посмотрите на экран, что случилось со словами?

С…ёжился обезьяна

Под …езд варенье

Об…яснение мурав…и

Пере езд

И кто назовёт тему нашего урока?

-Верно! Чему будем учиться на уроке?

Слайд №3 русский язык урок 24.pptx

-Хорошо! Мы должны многое успеть! Посмотрите на план урока вспомним правила о написании Ъ и Ь, дополним знания новым материалом, поработаем в паре, в группе, выполним различного рода самостоятельные работы.

Договоримся, что I ряд – это лаборатория исследования Ъ, а II ряд – разд. Ь.

В словах не хватает Ъ и разд. Ь знаков, значит, тема урока « Слова с Ъ и Ь «

— Правильно писать слова с Ъ и разд. Ь знаками, не путать эти знаки.

-Слушать и дополнять ответы товарища…

Регулятивные: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

Познаватель

ные: осознавать учебно-познавательную задачу.

  1. Оформление тетради.

Следите за посадкой.

Записывают число и тему урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Лист интерактивной доски №1

светофоры

— Вернёмся к нашим словам, нужно их исправить. Для этого необходимо вспомнить правила написания в словах Ъ и разд. Ь знаков. 1)Повернитесь друг к другу и повторите эти правила.

Повторили. А теперь, я вам буду задавать вопросы по правилу, а 1 ученик от вашей лаборатории выйдет к доске и в виде опоры схемы попытается показать правило, т.е. мы слова переведем в знаковую схему

-После какой части слова стоит Ъ?

Покажи его место на схеме.

Какие буквы разделяет Ъ?

-Какие гласные могут стоять перед Ъ?

Молодцы, совместными усилиями схема готова!

Теперь перейдем на вашу лабораторию (второй ряд)

Где в слове стоит разд ь?

Какие буквы он разделяет?

Перед какими гласными он пишется?

2) Ребята, к нам пришли гости. Послушаем их.

Не ссорьтесь знаки! Вы оба нужны и важны. А мы постараемся вас не путать!

-Спасибо вам за помощь. Эти схемки вы также найдёте на страницах нашего учебника.

Разделительный ь может стоять после корня, рассмотрите схему. Выполняя следующие задания вы в этом убедитесь.

3) -Запишите слова в свою тетрадь.

-Чем будете руководствоваться, выполняя задание?

Запись умным карандашом на интерактивной доске.

Какое слово «ловушка»? Почему в слове ПЕРЕЕЗД не нужны знаки?

-Ребята, каждый важный вид самостоятельной работы вы будете оценивать своим светофорчиком на полях тетради. Нарисуйте нужный цвет светофора, покажите как вы поняли этот вид работы и насколько вы были самостоятельны

(Работа в парах)

Дети говорят вслух правила.

Один ученик от ряда работает у доски

приставки

согласную от гласной

е,ё,ю,я

Ученик написал схему на доске, обвёл в рамочку, остальные – в тетрадь

В корне

Согласную от гласной

Е,ё,ю,я,и

Запись опорки в тетрадь

Инсценировка стихотворения « Разговор двух знаков». Опорки-схемы помещают на доске.

(Фронтальная работа)

Опркой-схемой

-В этом слове приставка заканчивается на гласный.

Дети выбирают кружок и рисуют на полях тетради

Познавательные:

подводить под понятие в сотрудничестве с учителем, одноклассника

ми.

Коммуникативные:

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы оценивать результаты решения поставленных задач

  1. Новый материал.

1)-Ребята, вы должны запомнить, что Ъ пишется еще и в сложных словах, зачитаем хором.

(слайд №5)русский язык урок 24.pptx

2)-Что обозначает слово ЯРУС?

Из словаря Ожегова: Ярус – один из рядов расположенных друг над другом предметов. Ярусами могут лежать тюки, книги.

— Мы можем сказать — двухъярусная …

трёхъярусная…

четырехъярусное…

Выделим в этих словах 2 корня и убедимся в том, что ъ стоит между ними разделяя согласную от гласной. Создадим схему-опорку и на этот случай написания Ъ.

3) Прочитайте правило на стр. 51. Запомните его, расскажите друг другу.

Хоровое чтение новых слов.

ряд

Кровать

Полка

Здание

Запись опорки на доске

Читают и запоминают правило

Познаватель

ные: осуществлять поиск информации на основе личного опыта

  1. Закрепление нового материала

светофор

-Записываем упр. 3 в тетрадь

Познакомьтесь с его содержанием.

-Как будете выполнять это задание?

Самостоятельная работа упр. 3 стр. 51. (Проверка по образцу)

Не забудьте оценить себя светофором

Слайд №6. русский язык урок 24.pptx Оцените самостоятельную работу

(письменная работа)

Опираясь на правило и схемы

Проверяют.

Показывают на светофоре подходящий кружок

Регулятивные:

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы оценивать результаты решения поставленных задач.

Познавательные:

обобщать и систематизировать информацию.

  1. Ф/м

Презентация к ф/м «Дорога добра»

Под музыкальную минутку дети выполняют нужные движения

  1. Групповая

Работа

Презентация ответов

1 группа Дополни пословицы словом с Ъ. Растолкуй смысл одной из них.

  1. Чует кошка, чьё мясо …

  2. Чтобы рыбку…, надо в воду лезть.

  3. В лес не …, так и на печке замёрзнешь.

Какая опорка помогла правильно написать слова?

2группа

Восстанови и запиши фразеологические обороты, объясни толкование одного из них:

услуга, за сем…ю, медвеж..я, дорога, скатерт…ю, печатями

3 группа

Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак, запиши:

Брат, колос, стул, перо, полено, друг

Какой разделительный знак использовали, почему? Какая опорка помогла?

4 группа

Сравни слова, найди общее и отличие. Выдели приставку.

выезд подъезд

переезд объезд

проезд отъезд

-Какие опоры вам помогли верно написать слова с разделительными знаками? Покажите.

5 группа

Составь и напиши словосочетания:

Выйти (откуда?)…__________________

Начать (что?)…_________________

Слушать (что?)…__________________

Прочитать (что?)…______________________

Слова для справок: съёмка, подъезд, объявление, объяснение

ИТОГ: при работе вам помогли схемы?

-Где пишется Ъ?

-Где пишется Ь?

Работают в группах

Опорка с Ъ.

(Медвежья услуга – от такой услуги стало еще хуже; скатертью дорога – проваливай и без тебя обойдемся; за семью печатями – сохранено очень надежно)

Опорка с разделительным Ь.

-Есть приставки, корень -ЕЗД-

-Второй столбик слова с ъ.

Презентация ответов в группах

Каждая группа подходит к своей схеме.

Еще раз проговаривают правило

Регулятивные: действовать по инструкциям в задании;

контролировать выполнение действий,

распределить материал для ответов между собой в группе.

Познаватель

ные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные:

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.

  1. Игра

«Какой знак?»

Приготовьте сигнальные карточки.

1)Я буду называть слова, ваша задача показать нужный разделительный знак. Будьте внимательны!

Съёжился, объем, воробьи, Илья, разъяснить, переезд, пью, вьёт, двухъярусный, подъём, инъекция, съёмка, воскресенье, птичьи, лисьи, Соловьёва

Молодцы, ошибок немного

Сигнальными карточками указывают нужный знак.

Регулятивные:

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

  1. Оценка и

Д/З на карточках, дифференцированное

Урок подошел к концу. Всё ли запланированное мы успели выполнить? Посмотрим на план наших действий. Задумайтесь, что новое вы узнали, потребуются ли эти умения на следующих уроках русского языка.

Посмотрите в свои тетради, там вы отмечали значком светофора все виды сам/работы. Соотнесите знаки светофора и выставьте оценку на поле тетради. Теперь вам видно, на что обратить внимание при выполнении д/з.

Зажигаю огоньки светофора

На полях тетради выставляют оценку

Познавательные:

обобщать и систематизировать информацию;

Личностные готовность оценивать свой учебный труд;

стремление к саморазвитию и корректировке знаний

  1. Итог урока

Вы много полезного узнали за урок,

-Что общего у Ъ и Ь

Где находится в слове Ъ?

Где находится Ь? Слайд №8

Спасибо за урок. Тихонько встали, урок закончен.

Разделяют согласный от гласного

После приставки

В корне или после корня

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку русского языка 4 класс» Разделительный твёрдый и мягкий знаки»

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация к уроку русского языка 4 класс» Разделительный твёрдый и мягкий знаки»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Путешествие в страну Орфографию. Подготовила учитель начальных классов Иванова Н.Н МОУ Индустринская ООШ Урок в 4 классе на тему: Разделительный твердый и мягкий знаки

2 слайд

Описание слайда:

Повторить правила правописания слов с разделительным твердым и мягким знаками, с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука. Цели урока:

3 слайд

Описание слайда:

Словарный диктант. Ро..ийский корабль, ж…лезный ч…ловек, приво…зальная площадь, па…ажирский пе…он, билет на экспре…, календарь хл…бороба, путеше..вие во время к…никул, б…гажный в…гон. Экипировка экипажа

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Чтобы ры…ку с..есть, надо в воду лез…ть. Тру… людей об…единяет. (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. В су…оту на работу, в воскресен…е весел…е. Свое изделие из…яна не имеет.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Ь Ружье Сучья Вьюга Шьют Копье Льют Варенье семья Ъ Объединились Подъезд Объявление Съедобный Отъехать Съежился Разъяренный объедки

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Подведение итогов урока. -Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке? -Приведите пример слова с разделительным мягким знаком, объясните его написание. -Приведите пример слова с разделительным твердым знаком, объясните его написание. -Какую еще работу может выполнять мягкий знак? -Какое задание сегодня на уроке показалось вам сложным?

11 слайд

Описание слайда:

Будь смел и отважен, Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле!

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1519138


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по русскому языку на тему «Разделительный мягкий знак» (4 класс)

 

Деятельность учителя

1.Организационный момент

 

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

 

 

Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок  Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно себе удачи .

— Откройте тетради . Запишите число и классная работа

 

 

— Ребята ,а над какой темой мы работали на прошлом уроке?

 

— Давайте вспомним то, что  вы знаете о

 разделительном мягком знаке.

 

(- В какой части слова пишется твёрдый знак, когда его надо писать?

.

 

 

 сать.)

 

Деятельность учащихся

Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку; повторение правил посадки во время урока письма.

 

 

 

 

 

(Дети показывают свое настроение смайликами)

 

   хорошее

 

   не очень

 

  плохое

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают число

 

 

 

 

 

Разделительный твёрдый знак.

 

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставки, оканчивающей на согласную букву, перед корнем, который начинается с одной из гласных букв : е, ё, ю, я

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры слов с разделительным твёрдым знаком.

 

 

II Запись по памяти четверостишия.

1.

 

— Подчеркните разделительный твёрдый знак и выделите приставки.

 

2.

— Разберите по составу слово объедки.

 

— Сколько в слове букв и звуков?

 

3.

— Разберите как часть речи слово

 (в) цирке.

 

 

 

 

 

 

Дети приводят примеры.

 

 

 

 

 

Дети записывают по памяти стихотворение

 

 

 

Проверяют стихотворение.

 

Дети разбирают слово по составу.

 

 

 

 

Дети  делают морфологический разбор слова.

 

 

В цирке – сущ., нач. ф. цирк, нариц., неодуш.,

м.р., ед.ч., П.п., есть (где?) в цирке

– явл.  второст. член (обстоят.)

 

 

 

III Самоопределение к деятельности

1.

Попробуйте расшифровать эту схему

 

Определение темы урока.

 

— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Значит, над какой  темой будем работать?

 

— Какие задачи мы сегодня поставим?

 

 

 

2.Работа с учебником стр. 97

Знакомство с правилом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики сами дают название темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Работа по теме урока

1.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета.

— Вы сейчас должны отгадать кроссворд.

 

•       1. Снежная буря.

•       2. Домики для пчёл.

•       3. Мать, отец, дети.

•       4. Животное, наиболее близкое к человеку.

      .    5. Ягоды, сваренные в сахаре

 

2. Объяснительный диктант

 

               Осень в лесу

  Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж.

 

— Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

 

— Разберите по членам и частям речи предложения.

(- I вариант  — 5), (II вариант 6)

 

 

 

 

 

V Закрепление изученного материала

1.Работа с карточкой зелёного цвета

 

 

 

 

 

Дети отгадывают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильный ветер рвёт листья с деревьев.

 

 

 

Под елью в траве уснул ёж

 

 

 

 

2. Выборочный диктант.

 

Работа в парах.

 

Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

 

1) Тело зверя покрыто шерстью.

2) Осенью желтеют листья. 3) Ночью разгулялась вьюга. 4) Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях. 5) У собак отличное чутьё. 6) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 7) Днём  я полю грядку, а вечером полью овощи.

8) Птицы собрались  в полёт, ведь скоро дождь польёт. 9) Братья Илья и Демьян очень дружны.

 

Взаимопроверка. Оцените своего друга.

 

3.

4. На листочках оранжевого цвета

 

 

 

Дети выписывают слова .

Один ученик записывает слова на доске.

 

 

 

 

 

 

Шерстью, осенью, листья, ночью, вьюга, соловьи, вьют, на деревьях, чутьё, оладьи , с вареньем, полью, польёт, братья, Илья, Демьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.  Рефлексия.

 

 

1.Чему учились на уроке?

Какую орфограмму мы повторялина уроке?

 

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

 

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

 

— Какой звук произносится после согласных перед этими буквами?

 

— Какое из заданий на уроке вам показались самым трудным?

 

2.Оценивание работ учащихся.

— Кто сегодня хорошо трудился?

 

Кто нас удивил своими ответами?

Как вы считаете?

 

-Кто доволен своей работой на уроке? Какие задания вам понравились больше всего?

 

Возьмите смайлики и оцените ваше настроение в конце урока.

 

 

 

 

 

Мне очень было приятно сегодня с вами работать. Я увидела много умных и заинтересованных детей.(Выставление оценок за работу на уроке). 

 — Если у кого-то что-то не получилось не беда. У вас в будущем все получится, только надо постараться.

Запишите домашнее задание.

 

 

 

 

 

Звук  Й согл, звон., мяг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Презентация урока русского языка в 4 классе»Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак»

Презентация для урока русского языка «Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки»к УМК «Школа России»


Просмотр содержимого документа

«Презентация урока русского языка в 4 классе»Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак»»


УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак

Подготовила:учитель начальных классов,

Родионова Надежда Андреевна


Цель: осмысление условий выбора написания в словах разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

Задачи:

1)Повторить и применять по схеме правила правописания Ъ и Ь знаков;

2)Провести орфографический тренинг написания слов с разделительными знаками;

3)Обогатить лексику учащихся, развивать внимание и мышление;

4)Развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах и группах.


План наших действий

Проверка

д/з

Новое

на уроке

Работа

в парах

Работа

Самостоятельная

в группах

работа

Игра

Рефлексия

Д/з


Запомни схемы


Разделительный твёрдый знак

в сложных словах

Двух ъярусная

Трёх ъярусная

Четырёх ъярусная


сверх ъ естественный

трёх ъ ярусный


Проверка

об ъ явление, под ъ езд, трех ъ ярусный, раз ъ ярённый, с ъ ёмка, двух ъ ярусный, об ъ ём, раз ъ яснение, необ ъ ятный, четырёх ъ ярусный, вз ъ ерошенный, об ъ единение, раз ъ единение, под ъ ехал, с ъ ехал


ИГРА « Какой знак?»

Подумай!

Ь

Ъ


Итог урока

  • Что общего у Ъ и разд. Ь?

(Что общего в действиях?)

  • Где находится в слове Ъ?
  • Где находится в слове разд. Ь?


Молодцы!

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка на тему «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак». 4-й класс

II. Чистописание.Запись в тетрадь:

Двадцать девятое
ноября.
Классная работа.

На доске буквосочетания. Это значит сейчас

— Минутка чистописания.

тья нье льё вьи пью

бъя дъе съё съю

— Прочитайте глазами эти буквосочетания.

— Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?

— Во всех разделительный ь знак.

— Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?

— Во всех слогах разделительный ъ.

— Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует.

— ъ не пишется перед гласной и.

— Чему учимся на минутке чистописания?

(мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать,
правильно соединять буквы)

ь      ъ

ъь ьъ (записать до конца строки)

Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации;

Коммуникативные:
учебное сотрудничество, умение выражать свои
мысли.

Регулятивные: организация учебной
деятельности.

IV. Определение темы и цели урока.

Мотивация
к учебной деятельности

Над какой темой урока мы сегодня
будем работать?

(ответы детей: “Правописание
разделительного твердого и мягкого знака”

Тема: Разделительный твёрдый знак и
разделительный мягкий знак.

А какие цели мы перед собой поставим? Как вы
думаете, чему вы должны научиться на уроке?
(вспомнить правила правописания разделительного
твердого и разделительного мягкого знака,
научиться писать слова с данной орфограммой,
будем выполнять различные задания по отработке
орфограммы)

Познавательные:

общеучебные:
умение структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований
для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция; прогнозирование (при
анализе пробного действия перед его
выполнением).

VIII. Закрепление знаний и способов
действий
Первичное закрепление:

Назовите
одним словом:
Отец, мать, дети все это ….(семья)

Вход в здание (подъезд)

Снежная буря, метель (вьюга)

Домики для пчел (ульи)

Пригодный для еды (съедобный)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, — это…
(варенье)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях,
объясняет написание, выделяют орфограмму)

Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а
девочки– с разделительным Ь.

с*ехал

руч*и

грозд*я

об*ехал

обез*янка

пред*явить

варен*е

об*яснил

бел*ё

под*езд

Мальчики: Съехал, объехал,
предъявить, объяснил, подъезд.

Девочки: Ручьи, гроздья, обезьяна,
варенье, бельё.

(Самооценка). У кого нет ошибок, у кого 1ошибка,
у кого 2 ошибки

Коммуникативные:

управление
поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным
эталоном; коррекция; оценка – оценивание
качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание

IX. Применение знаний и способов
действий
1. Работа по учебнику. Работа в паре.

Стр.
98 упр. 160 (письменно в тетради, диктуя друг другу.
Взаимопроверка.)

Ответы:

Съездить в город, подъёмный кран, съедобный
гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от
холода, съезд учителей, разъярить медведя,
подъехать к даче, поиск книги, разучить песню,
отыскать ручку, разыграть сценку, безобидный
зверёк, поехать на троллейбусе.

2. Метки:

  1. стулья
  2. воробьи
  3. коньки
  4. листья
  5. соловьи

Какие орфограммы в словах? (Разделительный
мягкий знак)

Какое слово лишнее? Почему? (Коньки –
смягчающий мягкий знак)

По каким признакам можно разделить слова на
группы? (одушевлённые, неодушевлённые; живая и
неживая природа, предметы, созданные руками
человека; существительные множественного числа).

3. Работа в группе

1, 3 группа

У вас на столе лист бумаги и слова в конверте
с пропущенными буквами.

— распределите слова по группам, в зависимости
от орфограммы.

заш_ёт, вороб_и, под_ём, с_ел, п_ют, обез_яна, л_ют,
счаст_е, от_езжать, об_единение, ден_ки,
раз_яснение, четырёх_ярусный.

Проверка:

зашьёт

воробьи

счастье

пьют

обезьяна

льют

подъём

съел

отъезжать

объединение

разъяснение

четырёхъярусный

Лишнее: деньки

2, 4 группа

Задание: распредели слова по столбикам

Пол_ёшь, под_ём, двух_ярусный, раз_ярённый,
в_юнок, в_юга, в_ехал, плат_е, об_яснение, с_ёжился,
с_ел, об_ём, в_ёт, друз_я.

с Ъ знакомс Ь знаком
подъёмпольёшь
двухъярусныйвьюнок
разъярённыйвьюга
въехалплатье
объяснениевьёт
съёжилсядрузья
съел 
объём 

Самостоятельная работа.

Тест “Разделительные знаки”

1. Где пишется разделительный мягкий знак в
словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в
словах? Отметь знаком “+”

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы
писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка
перед разделительным твёрдым знаком? Отметь
знаком +

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный
мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный
твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Самопроверка (сравнить с ответами)

1. б

2.а

3.а

4.а

5.Е, Ё, Ю, Я, И

6. Е, Ё, Ю, Я

Коммуникативные:

планирование
учебного сотрудничества со сверстниками,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение
необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор
чтения в зависимости от цели; умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи
рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное
создание способов решения проблем поискового
характера.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» (4 класс)

Инфоурок › Русский язык › Другие методич. материалы › Урок русского языка по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» (4 класс)

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-871337


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разделительный Ъ знак — Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Шимановского района

Амурской области

Урок русского языка

4 класс

УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов:

Белозёрова Нина Александровна

Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки

Цели:

Обучающие: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие: Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные — нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,   таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.

I. Организационный момент. 

(слайд 2)

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. 
— Я желаю вам всем успеха! 

— Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.

  1. Актуализация знаний

1) Открыли тетради. Записали число. Классная работа

2. Орфографическая минутка

Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. (слайд 3)

…плыть к берегу, … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, … летел из гнезда, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.

Индивидуальная работа

Проверим. Читаем по цепочке, называя приставки.

Вывод: приставки всегда пишутся одинаково.

в) Словарная работа Слайд 4

Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.

— Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (записать слова)

— Вот что растет в нашем саду:

(Воробьи, стулья, перья, платье) у доски

(Дети записывают слова, выделяют орфограммы)

— Какие орфограммы встретились в словах?

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

— Перед какими буквами он пишется и что показывает?

— Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.

3. Актуализация знаний.

Отгадаем загадку

Загадки: Что за буква, кто узнает? ( Слайд 5)

Было сели — стало съели,

догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновник?

Это буква Ъ знак

Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от съели? (значением)

Назовите тему урока. ( Слайд 6)

— Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? ( слайд 6)

Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;

— научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

Работа с учебником

Первая цель — повторить правила употребления Ъ знака. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 97, найдите нужную информацию

Работа в группах (Листы бумаги) Слайд 7

  1. Задание. Внимательно прочитайте правило, когда пишется разделительный Ъ знак. Проанализируйте его, нарисуйте схему — написание ъ знака. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ.

Свою схему изобразите на листочках.

Схемы вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.

  1. А теперь, посмотрите на мою схему. Проверьте свою работу.

(слайд 8)

— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

— Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.

(уч-ся рассказывает стихотворение)

Твёрдый знак сказал с обидою:

— Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!

Сам стихи я настрочу.

Сам с собой их разучу.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

Я, Е, Ё и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю.)

— Что о себе рассказал твёрдый знак?

— Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки, перед корнем).

— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

— Какова тема нашего исследования?

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:

Слайд № 9

пере…езд

под…езд

— Объясните значение слов.

— Обозначьте задание к выполнению. ( Вставить пропущенные буквы)

— Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?(Вставить ъ или нет)

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

— Объясните свой выбор.

— В какой части слова пропущены буквы? (после приставки)

— Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд? (Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный)

— Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.

— Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

Составим алгоритм написания разделительного ъ знака.

5. Реализация проекта.

Слайд № 10.

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и переезд.

(Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит, в слове пишется разделительный твердый знак.

Переезд — в слове «переезд» приставка оканчивается на гласную букву, поэтому разделительный ъ не пишется.

— Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)

— Дальше на что мы должны смотреть?

Алгоритм получается следующего вида:

Нужен ли твёрдый знак?

Приставка оканчивается на согласный?

Да

Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?

Да

Нужен

(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм — памятку.)

6. Первичное закрепление с проговариванием.

(Задание выполняется на доске)

— Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

Назовите одним словом: Слайд 11

Вход в здание (подъезд)

Пригодный для еды (съедобный)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»

(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)

Оцените свою работу.

7.Физкультминутка для глаз. 2 раза Слайд 12

— Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить

8. Слайд 13 (выбегают и нажимают)

В каком «облаке», не нужно писать Ъ знак.

Вывод: Когда в словах нужно писать Ъ?

9. Самостоятельная работа Слайд 14

Запишите слова в тетрадь по образцу.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, с…едобный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, раз…учить, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Проверим по эталону Слайд 15 Оцените работу.

— О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Разделительный твердый знак)

— Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком)

— Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?

9. Закрепление . Работа в парах.

Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». слайд 16

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё

Раз яснить

Тат яна

Под ём

Здоров е

Обез яна

Об единение

С едобный

Проверим по эталону слайд 17

10. Рефлексия.

— Какую проблему исследовали на уроке?

— Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

Слайд 18

— Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?

14. Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами: Слайд 19

Сегодня на уроке я:

научился…

было интересно…

было трудно…

больше всего понравились задания…

мне показалось важным…

я понял, что…

Заполнить анкету: Слайд 20

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2

11.Домашнее задание слайд 21

1. с. 97, повторить правило.

2. Р.Т. упр.100 стр.63

3. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию).

13. Молодцы! Всем спасибо за работу! Слайд 21

Задания для 3 пары.

Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительный Ъ знак».

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

есть, кашу (съесть кашу)

Задания для 4 пары.

С помощью приставок образуйте и напишите однокоренные слова.

о

-явил

б- ____________________________

за- _____________________________

р

-яснил

аз- _______________________________

вы- _________________________________

Задания для 5 пары.

Подчеркните первую букву корня. Обведите слова, перед корнем которых может оказаться Ъ.

Ёжик, инструмент, яблоко, ездить, обойти, улов, юркий.

Задания для 6 пары.

Почему в слове подъезд надо писать разделительный Ъ?

Решение. Выделим приставку в слове ____________ — _______. Приставка заканчивается на _______________. Корень начинается с

(согласный, гласный)

_________ __. Значит, в слове _____________ надо писать

(гласной, согласной)

разделительный ___.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о