Рисунок 5 класс прялка – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

Презентация к уроку ИЗО “Прялка”, 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

2 слайд

Описание слайда:

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

5 слайд

Описание слайда:

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы – «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

6 слайд

Описание слайда:

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

7 слайд

Описание слайда:

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

8 слайд

Описание слайда:

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

10 слайд

Описание слайда:

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

11 слайд

Описание слайда:

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

12 слайд

Описание слайда:

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

13 слайд

Описание слайда:

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по – особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

14 слайд

Описание слайда:

На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

15 слайд

Описание слайда:

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

16 слайд

Описание слайда:

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

17 слайд

Описание слайда:

С прялками ходили на посиделки, или супрядки – деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

18 слайд

Описание слайда:

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

19 слайд

Описание слайда:

Непряха”, “неткаха” – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. “Непряхе” здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив “урока”, считалось немыслимым делом.

20 слайд

Описание слайда:

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

21 слайд

Описание слайда:

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

22 слайд

Описание слайда:

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

23 слайд

Описание слайда:

Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».

24 слайд

Описание слайда:

Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век

25 слайд

Описание слайда:

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 – символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

28 слайд

Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

29 слайд

Описание слайда:

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-161840

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Как нарисовать прялку? – Полезная информация для всех

  • Прялки бывают разных вариантов и форм, одна из них с колесом, такую многие видели в детстве у бабушки в деревне.

    На этих прялках пряли нитку для того, чтобы бабушки своим внукам связали варежки и теплые носочки.

    А были также и такие прялки

    Эти прялки немножко старше, они еще без колеса, а это намного больше забирало времени и сил для прядения нити.

    Поэтому со временем и сделали прялки с колесом и педалькой, чтобы пряха могла прячь быстрее.


    Чтобы нарисовать старинную прялку можно воспользоваться вот этой простой схемой.

    а потом просто раскрасить разными цветными красками и может получиться вот такая красота

  • Нарисовать прялку карандашом поэтапно можно легко, если использовать примерную схему рисования, которую я показал на своих рисунках.

    Вначале нужно нарисовать контур будущей прялки. Делаем рисунок карандашом.

    Теперь нужно нарисовать форму ручки прялки.

    Рисуем детали орнамента прялки.

    Добавляем последние детали и получаем готовый рисунок прялки, который может выполнить ребенок на уроке рисования простым карандашом.

    Во время рисунка нужно быть внимательным. Если вы пользуетесь этой схемой поэтапного рисования прялки, повторяйте каждый этап поочередно, чтобы получился красивый рисунок. Если требуется, его можно раскрасить разными красками на свой выбор.

  • Лично у меня при слове quot;прялкаquot; приходит в голову станок с колесом. Но есть и другие ее виды, quot;покомпактнееquot;.

    Вот изображение, довольно схематичное, обоих видов:

    Перерисовать, мне кажется, вполне возможно.

    Вот еще несколько прялок с узорчиками:

    И вот еще:

  • Пожалуй, прялка стала анахронизмом, и ее упоминание есть в сказках и художественных произведениях, но детям важно помнить прошлое, а потому нужно научить их рисовать это замечательное изобретение. Важно научиться рисовать основу, а затем уже украшения:

    Украсить ее можно так:

  • Нарисовать прялку совсем не сложно.

    Для начало стоит изобразить очертание прялки, например вот так.

    Не идеально, но это только начало.Далее подключите фантазию,ведь по сути осталось лишь сделать красивую роспись прялки.

    Результат может быть, например, вот таким.

  • Прялка – это такой традиционный предмет народного быта, назначение которого школьникам ещ нужно объяснить, поскольку сейчас, если данное приспособление и применяется где-то для изготовления шерстяной нити, то совсем не так широко, как это было раньше. Вот тут есть неплохой урок на тему. При изображении прялки будем соблюдать геометрические пропорции:

    Для росписи деревянных прялок использовались вот такие узоры:

  • прялки бывают разных форм, украшаются часто резьбой или росписью. вот один из вариантов ее рисования

  • Один из вариантов как е нарисовать я взяла из этого источника. Занятие 5

    Но это лишь один из многих вариантов.

    Прялки могут выглядеть так.

    И то как вы е захотите нарисовать, зависит лишь от вашего желания и фантазии.

    Но думаю, что с этой задачей, справиться будет не сложно.

  • Прялка может быть с колесом. Это уже типа станка. И выглядит вот так.

    В старину пряли с помощью такого прядильного станка. Еще были веретено – это палочка с острым концом. У меня такой пряла шерсть бабушка.

    Еще есть такой вариант прялки.

    Это пошаговый рисунок.

  • Для того, чтобы нарисовать прялку, мы должны е хорошо представлять, то есть понимать, что мы будем рисовать.

    Ниже представлено фото ручной прялки.

    Теперь мы понимаем, как она выглядит и приступаем к избражению прялки.

    1. В первую очередь нужно разграничить лист и дать правильные формы прялке.
    2. Рисуем грани, очертания прялки.
    3. Стрираем рабочие линии граней.

    Вот такая прялка выходит.

    Украсить рисунок прялки, вы можете по своему желанию. Вот образцы русско-народных рисунков.

  • info-4all.ru

    Рисование и живопись – ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

    1.



    2.
    Набросок прялки. Ученица 5 класса – Люба.



    3.
    Все картинки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

    4.
    Работы Ярослава, ученика 5 класса.

    5.
    Ярослав поведал на уроке очень увлекательную информацию: число городков показывает на количество малышей в доме. Это он вызнал в музее.

    6.
    Шаблоны прялок нам очень понадобились на уроке. Взяла отсюда: http://sheptalinao.ucoz.ru/publ/otkrytye_uroki/otkrytye_uroki/russkaja_p…

    7.
    Домашнее задание Ярослава. (Было надо придумать образное решение рукоятей ковшей – черпаков и наливаек).

    8.
    Домашнее задание Любы.

    На данный момент трудно представить, сколько времени и труда необходимо было затратить, чтоб соткать один аршин холста. Нити пряли из льняных волокон, а для теплой одежки – из овечьей шерсти. Работы начинались ранешней весной: сеяли семечки льна, проросшие ростки сначала июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Позже лен обмолачивали, а стволы выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождиками стволы становились мягче. Потом лен высушивали, мяли, трепали. Мягенькая сердцевина шла на нить.

    Чтоб сделать волокно еще мягче его пару раз прочесывали гребнями. Приготовленное таким макаром волокно – кудель пряли: растягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и длилось всю зимнюю пору. Мелкие замершие окна избы пропускали не достаточно света. Потому постоянным спутником пряхи была пылающая лучина.

    Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.

    Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

    Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.

    Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосклону, в нижней части боковые выступы – “серьги” – знаки восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно узреть изображение ромбиков либо квадратов. Это знаки земли, которая время от времени представлена сценками из жизни людей. Древнейшие образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене денька и ночи, о людской жизни, о нескончаемом порядке и гармонии космоса.

    Ах ты прялица – прялица моя,
    Я не выброшу на улицу тебя.
    Буду прясти, попрядывати,
    По беседочкам побегивати.

    searchmasterclass.net

    Русская прялка, 5 класс – Открытые уроки – Открытые уроки – Каталог статей

    План-конспект открытого урока
    изобразительного искусства

    5 класс

     

    Тема урока: «Конструкция
    и декор предметов народного быта. Русская

                            прялка».

    Цель: Сформировать
    навыки создания единого художественного образа

                в конструкции и декоративном
    оформлении предмета.

     

    Задачи:  1. Познакомить учащихся с разнообразными по форме и
    декору

                        русскими народными прялками, с их основными
    элементами

                        (донце, столбик, гребень…).

                    2. Развивать у детей
    представление о древних традициях русского

                        народа, о неизменности
    круговорота природных сил, о месте

                        человека в нем.

     

    Оборудование: учебники,
    таблицы, иллюстрации, альбомы, гуашь, русская

                                прялка.

    Ход урока:

    1.    
    Орг. момент (1
    – 2 мин).

    2.    
    Проверка
    домашнего задания (5 мин).

    3.    
    Актуализация
    опорных знаний (7 мин).

     

    На
    предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской
    избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом?

    (Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки,
    кружки, вальки, прялки и многое другое).

    Эти
    предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти
    предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а
    за прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа.

    Скажите,
    пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта?

    (Символы солнца, земли, воды, Птица
    счастья и др.)

    Молодцы.
    А что означали эти символы?

    (Счастье, радость, богатство)

    Хорошо.
    Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. (Показ прялки и иллюстраций).

     

    4.    
    Формирование
    новых знаний (10 мин).

         Нарядная прялка была особенным предметом.
    Добрый молодец дарил её в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери.
    Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. А
    предна-

    значалась она, конечно, для
    того, чтобы прясть с ее помощью кудель (шерсть).

    Процесс
    прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался
    как священное действие, смысл которой – творение жизни, творение материи
    Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями,
    участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то,
    что должно совершиться с человеком на земле.

    Рассмотрим
    образцы русских прялок (учебник, стр. 38-40).

    Обратите
    внимание, что мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой
    конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху
    символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые
    розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»).

          Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась
    именно к тому месту прялки, где находилось «большое солнце».

     

    Таблица «Формы русских прялок» (показ).

    Вывод:
    нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и
    становится источником размышления о круговороте Солнца, о смене дня и ночи, о
    человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

     

    5.    
    Практическая
    работа (20 мин).

          Изобразить прялку декоративной формы,
    украсив её солярными знаками.

     

    6.    
    Завершение
    урока.
    Уборка рабочих мест.

     

     

     

    Дата проведения урока –
    29.09.2008 г.

    sheptalinao.ucoz.ru

    Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе “Прялка”

    Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе “Прялка”

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Конструкция и декор предметов народного быта Прялка Урок по изобразительному искусству в 5 классе (Фгос). Учитель 1 категории МБОУ « Заостровская СОШ» Архангельская область. Бугаева Надежда Васильевна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель: сформировать у учащихся навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении прялки.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Прядение- вид народного ремесла. В любом краеведческом музее или музее деревянного зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского быта до нашего времени их сохранилось больше всего.

    4 слайд

    Описание слайда:

    На картинках нередко встречаются изображения русских девушек, занятых работой за прялками. В те далекие времена все предметы быта изготовлялись своими руками. Женщины шили одежду для всей семьи, вкладывая в эту работу свою душу и силы. К такой работе обычно приступали осенью, когда урожай был собран, и завершали ее к весне. Наши предки трудились, не разгибая спины, отдавая этой работе по 14-15 часов в сутки.

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Пряхи. Жила- была Дуня, Дуня – тонкопряха, Вали – вали, Дуня, Дуня – тонкопряха! Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко. Потолще каната, Потолще каната, Потоньше оглобли.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Происхождение слова « прялка» загадочно. Древний корень его означает « прыгать». Именно так прыгает пряха горностайка в сказках об ивановских ткачах.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Любая прялка состояла из веретена ( палочки), пряслицы ( это мог быть круглый камешек с дырочкой посередине) и собственно прялки, к которой перед началом работы прикрепляли прядильное волокно в виде кудели.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Основные элементы прялки

    10 слайд

    Описание слайда:

    Русские прялки разнообразны по своему размеру, форме, украшениям. В некоторых уголках нашей страны прялки делали с тонкой ножкой, которая напоминала весло, в Поволжье изготовляли многоярусные прялки, которые назывались башенками.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Украшались прялки различными цветными узорами, среди которых можно увидеть ягоды, цветы….А посреди всего этого горело яркое солнце- символ света и тепла.

    12 слайд

    Описание слайда:

    В росписях прялок присутствовали сказочные мотивы. Украшали прялки серьгами и ожерельями. Считалось, если жених подарил своей невесте прялку, то жизнь их будет сладкой и счастливой.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Виды прялок: Цельные – делались из корня и ствола березы или ели. Составные – состояли из двух деталей горизонтальной и вертикальной.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Творческое задание. Выберите форму прялки. Наметьте основные детали и выполните рисунок в карандаше. Изобрази солнечные и небесные мотивы для « лица» прялки. Раскрась работу гуашью или акварелью.

    Курс повышения квалификации

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель, преподаватель изобразительного искусства

    Курс повышения квалификации

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию:
    Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс:
    Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник:
    Все учебники

    Выберите тему:
    Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Краткое описание документа:

    В 5 классе по программе изучаются народные промыслы.Я создала презентацию к уроку по теме ” Конструкция и декор предметов народного быта”. Она наглядно помогает увидеть какие виды прялок существовали в прошлые времена, как расписывали и украшали этот предмет быта. Детям очень нравиться рисовать старинную прялку и затем создавать узор, применяя элементы наших северных росписей( например: шенкурская). Я надеюсь, что моя презентация кому-нибудь пригодится и будет использоваться на уроках изобразительного искусства.

    Общая информация

    Номер материала:

    176191

    Похожие материалы

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Конспект по изо “Прялка” (5 класс)

    Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

    Цель: Приобщение к народному творчеству посредством знакомства народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта

    Задачи:

    Обучающие: формирование знаний о назначении прялки и ее роли в крестьянском быту, особенностях ее декора и его взаимосвязи с формой предмета, учить обучающихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии.

    Развивающие: развивать образное мышление, чувство цвета, формы, навыки работы с ножницами, кистью и красками

    Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков, любовь к русскому народному творчеству, трудолюбие, умение доводить дело до конца

    Оборудование: наглядный материал по теме «Прялка», записи русских народных песен, наглядное пособие, бумага, картон, кисти, краски, ножницы, баночки с водой

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок

    Тема нашего занятия сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

    Учитель. Зимний вечер… деревня… избы, утонувшие в сугробах снега. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окна. Мерцающий огонек лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено.

    – Скажите, чем занимается крестьянка? (прядет)

    Давайте прослушаем фрагмент русской народной песни «Пряха» в исполнении мужского хора Данилова монастыря.

    (текст песни)

    В низенькой светелке

    Огонек горит.

    Молодая пряха

    У окна сидит.

    Молода, красива,

    Карие глаза.

    По плечам разлита

    Русая краса.

    Русая головка

    Кудри без конца.

    Ты о чем вздыхаешь,

    Девица – краса?

    – Что вы себе представляли, когда слушали эту песню? (ответы детей)

    – Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (ответы детей)

    – А, что значит прясть? И почему прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни? (дети размышляют, высказывают свои предположения)

    Учитель. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Вы сейчас и представить себе не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти.

    Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

    Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замерзшие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

    Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно протягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой и рыхлой, неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха наматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

    Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 000 метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет!

    Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни.

    Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью владелицы. Прялку – подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. Сейчас многие их этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России!

    В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. На прядку наносились причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге – солнце, опоясанное лучиками – треугольниками. Царственная птица сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что эта птица обитает в райских садах и своим сладкоголосым голосом может усыпить любого, что она приносит счастье. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

    Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывалась кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей: горизонтальной и вертикальной).

    Основные элементы прялки:

    Существует множество пословиц и поговорок о прядении:

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

    Прялка не Бог, а рубаху дает

    Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

    Не ленись прясть, хорошо оденешься

    Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен.

    Подготовка к выполнению практического задания.

    Самая нарядная часть прялки – лопасть. Я вам предлагаю побыть в роли мастера, украсить прялочку узорами, знаками, символами не бездумно, а со смыслом. Может быть, придумать какой-то сюжет, рассказ. А сейчас давайте посмотрим на примере, как мы будем работать дальше.

    Педагогический рисунок

    Практическая работа

    Изобразите один из основных типов русской прялки – прялки с лопастью.

    Определите форму, пропорцию лопасти

    Выберите композиционную роспись: растительность вертикально по середине лопасти или ярусную композицию, каждый ряд которой отделен горизонтально орнаментальной полосой

    Самостоятельно придумать мотив росписи

    В практической работе придерживаться будем плана работы:

    Определим цветовой фон

    Подберем гармоничные цвета для росписи

    По цветовому фону рисуем крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному сочетанию цветов

    Завершаем рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок»

    Самостоятельная работа учащихся. Во время работы звучит русская народная песня.

    Итоги урока. Выставка работ.

    Отвечаем на вопросы:

    – Прялка – предмет или произведение искусства? (ответы детей)

    – Украшая прялку, что вы хотели выразить? (ответы детей)

    – Из каких частей состоит прялка? (ответы детей)

    – Почему говорят, что прялка сопровождает крестьянку всю жизнь? (ответы детей)

    Используемая литература и интернет ресурсы:

    1. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки, Ленинград, “Аврора”, 1970

    2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

    3. http://www.detiperuna.ru/?p=4279

    4. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka2.htm

    infourok.ru

    открытый урок по изо на тему “Русская прялка” 5 класс

    План-конспект открытого урока изобразительного искусства

    5 класс

    Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская

    прялка».

    Цель: Сформировать навыки создания единого художественного образа

    в конструкции и декоративном оформлении предмета.

    Задачи: 1. Познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору

    русскими народными прялками, с их основными элементами

    (донце, столбик, гребень…).

    2. Развивать у детей представление о древних традициях русского

    народа, о неизменности круговорота природных сил, о месте

    человека в нем.

    Оборудование: учебники, таблицы, иллюстрации, альбомы, гуашь, русская

    прялка.

    Ход урока:

    1. Орг. момент (1 – 2 мин).

    2. Проверка домашнего задания (5 мин).

    3. Актуализация опорных знаний (7 мин).

    На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом?

    (Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, прялки и многое другое).

    Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а за прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа.

    Скажите, пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта?

    (Символы солнца, земли, воды, Птица счастья и др.)

    Молодцы. А что означали эти символы?

    (Счастье, радость, богатство)

    Хорошо. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. (Показ прялки и иллюстраций).

    4. Формирование новых знаний (10 мин).

    Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил её в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. А предна-

    значалась она, конечно, для того, чтобы прясть с ее помощью кудель (шерсть).

    Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которой – творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.

    Рассмотрим образцы русских прялок (учебник, стр. 38-40).

    Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»).

    Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась именно к тому месту прялки, где находилось «большое солнце».

    Таблица «Формы русских прялок» (показ).

    Вывод: нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о круговороте Солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

    5. Практическая работа (20 мин).

    Изобразить прялку декоративной формы, украсив её солярными знаками.

    6. Завершение урока. Уборка рабочих мест.

    Автор: Доктугу Любовь Сергеевна

    pedportal.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о