Роспись городецкая узоры – Городецкая роспись в фотографиях и картинках

Содержание

трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

Тяга к прекрасному свойственна человеку с древних времён. Ещё на заре человечества люди пытались украшать свой быт произведениями прикладного искусства, что приводило к образованию целых организованных промыслов. Один из них — городецкая роспись. Трафареты и шаблоны для создания простых, но очень красочных композиций, сделали её очень популярной далеко за пределами родины.

Содержание материала

История появления промысла

Ещё в далёком 19 веке о мастерстве городецких художников было известно не только в России. Изделия этих мастеров украшали многие ярмарки и базары и были востребованы из-за своей невероятной красоты.

Зародился этот популярный до сего дня промысел на берегах Волги, в небольшом городке Городец, что в Нижегородской области. В те времена вокруг города стояли непроходимые леса, поэтому искусство обработки дерева было широко распространено в тех местах. Естественное желание сделать свою жизнь краше побуждало местных умельцев и умелиц украшать деревянную утварь яркими рисунками.

Незатейливые сюжеты повседневной жизни и яркие праздничные картины, украшенные красочными цветами, стали неотъемлемой частью местных деревянных изделий. В то время деревянным было почти всё: посуда, прялки, разделочные доски, игрушки, дома, мебель и многое другое. Красиво оформленный товар всегда продаётся быстрее и лучше, поэтому мастерство городецких кустарей очень быстро стало популярным и востребованным.

Сегодня во многих нижегородских школах преподаётся городецкая роспись. Шаблоны на уроках технологии во 2 классе позволяют юным мастерам осваивать азы этого замечательного искусства. Благодаря этому народный художественный промысел живёт и по-прежнему очень популярен.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Также рекомендуем прочитать:

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Рисуют обычно гуашью, разведённой с клеем ПВА. После окончания росписи и высыхания рисунка изделие покрывают прозрачным лаком. Для этой цели чаще всего используют пульверизатор.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.

natrukodel.ru

основные нюансы рисования картинки поэтапно

Городец – это небольшой город в нижегородской области. Именно там почти 2 века назад зародилось традиционное искусство, которое сейчас принято назвать «городецкой росписью». Первые образцы изображений подобного типа встречаются на старинных прялках, а позднее стала встречаться и на элементах мебели, дверях, ставнях. Эти яркие картинки чем-то напоминают известную хохломскую роспись, но в то же время имеют свою специфику и немного проще по исполнению, т.к. рисунок наносится сразу на деревянную основу. Давайте изучим элементы для создания красивой городецкой росписи.

Рисунок выполняется яркими, насыщенными  красками с использованием черной и белой обводки. Традиционными изображениями в стиле городецкой росписи являются цветочные мотивы, жанровые сценки и даже изображения различных животных (коней, барсов, петухов). Обычно типы изображений подразделяют на три группы, рассмотрим каждую из них более подробно.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а  на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке.  Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоматериалы, на которых поэтапно демонстрируется выполнение городецкой росписи.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=71Xv1bdMnPg]

sdelala-sama.ru

Городецкая роспись. Информация — Обо всем понемногу

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. «Мой любимый Городец». Колесникова

Панно»Улица купеческая»Колесникова

Панно»Гуляй слобода» Колесникова

Панно»Городец хлебосольный» Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий «Городецкая роспись» в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы .Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.

Мастер-класс Роспись по дереву ГОРОДЕЦ
Городецкая роспись .Рабочая тетрадь для детей 7-9 лет по основам народного искусства в рисунках.
Секреты городецких мастеров — http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11

тут,тут

Финифть
Жостовская роспись
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Сучжоуская вышивка
История Гжели
Эта сказочная Гжель
Холмогорская резьба.Часть 1.
Холмогорская резьба.Часть 2.
Холмогорская резьба.Часть 3.
Тобольская резьба.Часть 4.
Якутская резьба.Часть 5.
Чукотско-эскимосская резьба.Часть 6.
Хохлома
Ещё немного хохломы….натюрморты
Палех.Часть 1.
Палех. Часть 2.
Богородская игрушка.
Федоскинская лаковая миниатюра. Часть 1.
Федоскинская лаковая миниатюра. Часть 2.

lotos-n.livejournal.com

Поэтапное рисование городецкой росписи: описание и рекомендации

Городецкая роспись — это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Часто даже в детских садах проходят уроки по искусству изображать предметы и животных в неповторимых ярких цветах с элементами сказки.

История городецкой росписи

Обычно городецкой росписью украшали деревянные изделия. Так как изначально это и был народный промысел рисования по древесине Нижегородского края.

Свое развитие он получил во второй половине 19 века, недалеко от деревни Городец, отсюда и название. Лесов в той местности было много, так что материал выходил дешевым. А из него, в свою очередь, изготавливали детские игрушки, мебель, дома и многое другое. Для украшения деревянных предметов использовали роспись, которая не обходилась без ярких гирлянд из цветов.

Так городецкая роспись постепенно перенеслась почти на все предметы быта людей. А изображения различных сказочных сюжетов и пестрых цветов придавали картинам особенный запоминающийся сюжет.

Сейчас эта техника по-прежнему популярна. Вы с легкостью найдете предметы мебели, особенно детской, украшенные пышными цветами. А так как элементы достаточно крупные, то воспитатели в детских садах стали использовать во время творческих занятий поэтапное рисование городецкой росписи.

Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Настоящие мастера городецкой росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки во время работы. Кисть держать требуется только вертикально, чтобы она без препятствий могла вращаться между пальцев (большим, указательным и средним). При правильной постановке все элементы росписи даются без особых усилий.

Выполняется работа по росписи в два этапа:

  • подмалевок;
  • оживки.

Для подмалевка используют большие кисти, заполняют сразу всю фигуру. Например, всех коней целиком покрываются черной краской, кроме сбруи. Выполнение такого приема доступно даже для пятилетнего ребенка. Главное в нем — это размазать краски ровным и тонким слоем, чтобы не оставалось просветов.

Оживка — прием, с помощью которого набросок рисунка превращается в картину. При этом кисти используют тонкие (художественные). Работают только с черной и белой краской, в отличии от подмалевка, где приемлем любой цвет. Обмакивают только кончик, и все детали выполняются аккуратно.

Оживкой наносят различные точки и завитки, которые помогают оживить картину. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, наносить можно только дуги, точки, штрихи и капельки. Главное касаться только окончанием кисти работы, чтобы мазки получались ровными и красивыми.

Абсолютно все элементы городецкой росписи наносятся без предварительного эскиза карандашом. Именно поэтому каждая работа получается индивидуальной.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования «городецкая роспись». Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух — сбоку, а в оставшихся — посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки — большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать — это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов — это основа стиля «Городецкая роспись». Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

Как мы уже говорили, городецкая роспись прекрасно подойдет для детей. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада.

Для начала расскажите детям, что вообще такое городецкая роспись и покажите иллюстрации. Для того чтобы им было легче выполнять работу, делайте ее вместе, рисуя на листе, прикрепленном к доске. Начинаем:

  1. Рисуете тело, похожее на две капельки, которые смотрят в разные стороны и соединены палочкой.
  2. Далее прорисуйте голову. Усложнять ее не надо, берете овал, пририсовываете ушки и вытянутую мордочку.
  3. Теперь ноги. Небольшие треугольники в нужных местах, от них палочки и на конце тоже треугольники (копыта).
  4. Изображаем гриву и хвост желтой краской, используя полукруги в работе.
  5. Рисуем седло (цвет дети выбирают сами).
  6. Прорисовываем глаза, уздечку и украшаем седло.

Это было поэтапное рисование коня. Городецкая роспись поможет ребятам стать аккуратнее и разовьет их творческие способности. А также вы сможете поближе познакомить юных художников с геометрическими фигурами.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Особенно интересным для ребятишек в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Вы можете заранее попросить воспитанников принести из дома заготовки для работы. А само занятие построить следующим образом:

  1. Рассказываем немного из истории городецкой росписи.
  2. Определяем центр каждой досточки, ставим там точку карандашом.
  3. Рисуем круг выбранным цветом.
  4. Когда он подсохнет, сверху наносим лепестки (выбираем один вариант цветка для всех).
  5. Немного подождав, берем тонкую кисть и наносим прожилки белым цветом.
  6. Оставшееся пространство разрешаем дополнить завитками.
  7. Контур доски прокрашиваем сплошной полосой того же цвета, что и цветок.

Такое занятие принесет ребятам массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Порекомендуйте покрыть доску лаком дома вместе с родителями, чтобы краска не осыпалась со временем.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если вы планируете провести поэтапное рисование городецкой росписи с вашими воспитанниками, не забывайте:

  1. Сначала сами выполняйте все элементы.
  2. Выбирайте одинаковый узор для всех.
  3. Если видите, что у кого-то не получается, помогите.
  4. Не забывайте хвалить ребят в процессе работы.
  5. Помните, что основа городецких узоров — подмалевок, который выполняется одним цветом, и не должно оставаться пробелов, а оживки выполняются тонкой кистью.

Городецкая роспись — это рисунок элементов сказки, так что детям такая работа точно придется по вкусу.

fb.ru

трафареты поэтапно на досках и по дереву

Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.

Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров

Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.

Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.

Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.

В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.

Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.

Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.

Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.

Этапы выполнения цветов.

Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.

Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.

Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.

Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться  для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.

Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

sdelala-sama.ru

Городецкая роспись по дереву.

Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение

Высшего
профессионального образования

«Владимирский
государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых »

Факультет:

Институт
искусств и художественного образования

Реферат
на тему:

Работу
выполнила

Студентка
группы Хгг-112

Илларионова
Наталья.

Научный
руководитель

Варцава
Р.М.

Г.
Владимир 2012г.

Оглавление

  1. История
    городецкой росписи.

  2. Техника
    городецких мастеров

  1. Композиция
    в городецкой росписи

  2. Список
    литературы

  3. Иллюстрации.

История городецкой росписи

Роспись,
которая ныне называется городецкой,
родилась в Поволжье, в деревнях,
расположен¬ных на берегах чистой и
светлой речки Узоры. В селениях Косково,
Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино,
Боярское и др. В XVIII в. возникает центр
производства прядильных донец и игрушек.
Свои изделия крестьяне отвозили продавать
на ярмарку в село Городец. Поэтому
роспись, выполненная на этих изделиях,
получила название Городецая.

Толковый
словарь русского языка В.И. Даля объясняет,
что слово «донце» означает «дощечку,
на которую садится у нас пряха, втыкая
в нее гребень». Окончив работу, она
вынимала гребень, а донце вешала на
стену, и оно украшало избу. Поэтому
народные умельцы уделяли особое внимание
украшению досок резьбой и росписью.
Прялка была верной спутницей на протяжении
всей жизни крестьянки. Часто служила
подарком: жених дарил ее невесте, отец
— дочери, муж — жене. Поэтому донце
выбиралось нарядное, красочное, всем
на радость и удивление. Прялка передавалась
по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера
пользовались своеобразной техникой —
инкрустацией, очень редко встречающейся
в народном искусстве. Фигуры вырезали
из дерева другой породы и вставляли в
соответствующие по форме углубления.
Эти вставки, сделанные из темного
мореного дуба, рельефно выделялись на
светлой поверхности донца. Располагая
древесиной двух оттенков и пользуясь
самым простым инструментом, народные
умельцы превращали донце в произведение
искусства.

В дальнейшем мастера
стали применять еще и подкраску донец.
Яркое сочетание желтого фона с темным
дубом, добавление синего, зеленого,
красного цветов делало его нарядным и
красочным.

Со второй половины XIX в.
сложная и трудоемкая техника инкрустации
заменилась скобчатой резьбой с подкраской,
а затем стала преобладать живописная
манера украшения.

Сюжетами старинной
Городецкой росписи были изображения
птиц, цветов, всадников на конях, барышень
и кавалеров, сцен из народной жизни.

В
наши дни традиции старых мастеров
стремятся возродить и обогатить народные
умельцы, работающие на фабрике
художественных изделий «Городецкая
роспись» в г. Городце. Среди них есть
лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф.
Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов,
Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Техника городецких мастеров


Инструменты
и материалы. Для росписи желательно
иметь три кисти: беличью художественную
(№ 2 или № 3), колонковую художественную
(№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц —
это плоская кисточка из мягкого волоса,
которая используется для подмалевок и
наведения рамок.
В наше время городецкие
художники расписывают изделия масляными
и темперными красками.

Требуется
восемь: черная, белая, алая, краплак
красный (вишневая), кобальт синий светлый
(ярко-голубая), желтая, окись хрома и
красная железоокисная. Необходима также
еще одна краска — киноварь (ярко-красная).

Чтобы получить цветовую гамму
Городецкой росписи, необходимо смешать
краски. Кроме тех, которые есть в наборе
гуаши, нужно получить четыре новых
краски: светло-голубую, светло-розовую,
охру светлую и городецкую зеленую (рис.
1).

Чтобы получить светло-голубую,
в белую краску (белила цинковые) добавляют
немного кобаль¬та синего светлого
(ярко-голубая краска). Светло-розовую
получают, смешивая белую краску с
киноварью или белую — с алой. Для светлой
охры берут желтую светлую и немного
красной железоокисной.


Элементы,
сюжеты и приемы городецкой росписи

В
начале обучения очень важно научиться
правильно держать кисть. Она должна
находиться в строго вертикальном
положении относительно работы (рис. 2).
Локоть фиксируется, а кисть руки
полностью
свободна дли выполнения неразрывных
пластичных мазков, как на гладких
плоскостях, так и на сферических или
цилиндрических поверхностях. В процессе
работы можно опираться на оттопыренный
мизинец, слегка касаясь им изделия.
В
росписи по дереву значительное место
занимает орнамент. Орнамент — это
живописное, графическое или скульптурное
украшение из сочетания геометрических,
растительных или животных элементов.
Основные элементы Городецкой росписи
— это круги, скобки, точки, капли, дуги,
штрихи, спирали (рис. 3).
Важно понять
разницу между понятиями «узор» и
«орнамент». Узор — это рисунок,
являющийся сочетанием линий, красок,
теней. Они же, приведенные в определенную
систему, ритмически упорядоченные,
будут составлять орнамент .Осваивая
роспись живописного типа, к которой
относится и Городецкая, выполняют без
предварительного нанесения контура
рисунка.
Городецкая роспись выполняется
в три этапа.

Первый — подмалевка,
т.е. круговое движение кистью, нанесение
одного цветового пятна. Подмалевка
выполняется широкой плоской кистью —
флейц или беличья № 3. Если краски
окажется мало, то подмалевка получится
бледной, невыразительной; если много —
то при высыхании краска начнет
отслаиваться.
Второй этап — теневка
(или оттенок), т.е. нанесение скобки.
Чтобы правильно нарисовать скобку,
вначале надо лишь слегка прикоснуться
кончиком кисти и провести тонкую линию;
к середине сильно нажать на кисть, а
завершить скобку опять тонкой линией.
Следить за тем, чтобы кисть была
перпендикулярна.
Третий этап — оживка
(или разживка), т.е. тонкая разделка
орнаментальных форм белилами. Оживки
всегда наносят на однотонные силуэты,
что придает им некоторую объемность.
Осваивать
Городецкую роспись начинают с написания
цветов, которые изображают в основном
в круге.
Городецкие цветы отличаются
разнообразием по цвету и форме. Цветы
в городецкой росписи — символ здоровья
и процветания.
Бутоны (рис. 7) —
разновидность городецких цветов. Вначале
наносят основное цветовое пятно
(подмалевку) круговым движением кистью.
Затем приступают к детальной разработке
орнамента (теневке). Выполняют ее черным
цветом, бордовым или краплак красным.
Разработку бутона движение кистью,
нанесение одного цветового пятна.

От
того, как расположены скобки, зависит
форма бутона. У него может быть одна или
несколько скобок. Если скобок много,
начинать рисовать надо с самой маленькой,
постепенно увеличивая их в размерах и
приближая к краю подмалевки. Необходимо
помнить, что бутоны всегда по размеру
небольшие. В конце белилами наносят
оживки.
Купавка — самый распространенный
цветок в городецком орнаменте. Подмалевка
у нее по размеру больше, чем у бутона.
Расписывать начинают с маленького
кружочка по ее краю, затем делают скобку
внутри круга. По краю подмалевки рисуют
скобки, по форме такие же, как и скобка
внутри подмалевки, только меньшего
размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная
с центра, постепенно уменьшая их в
размерах до сердцевинки. Завершающий
этап росписи — оживка выполняется, как
правило, белилами. Нанесение оживки
требует очень аккуратного и точного
исполнения, поэтому ее надо делать
уверенным мазком тонкой кистью.
Розан
отражает главные признаки цветка, т.е.
имеет лепестки и ярко выраженный центр.
Силуэт в форме круга. По размеру может
быть больше купавки. Центр цветка рисуют
в середине. Розан в росписи Городца
окружен скобками — лепестками одного
размера, цвет которых совпадает с цветом
середины. Техника росписи скобок та же,
что и у купавки.
Варианты разработок
оживкой настолько многообразны, что
трудно назвать даже самые распространенные.
Городецкие художники применяют точки,
скобки, капли, спирали.
Ромашка цветок
не сложный по технике исполнения.
Кончиком кисти слегка прикоснуться к
поверхности бумаги, оставляя на ней
тонкий след. Затем, не отрываясь от
поверхности, кисть быстро приложить и
поднять. В результате получится
мазок-капля — тонкий в начале и широкий
на конце. Как и у розана, у него есть
сердцевина, только вокруг нее рисуют
лепестки-капли.
Роза самый сложный
цветок. Роспись начинают с подмалевки
— основного объема цветка-круга, к нему
пририсовывают внизу центральный округлый
лепесток, за ним по кругу располагают
лепестки помельче до самой сердцевины,
занимающей центр верхней части цветка.

 

После
того как силуэт цветка создан, начинают
его разрабатывать: элементы центральной
части ограничивают большой скобой и
обращают к сердцевине. Дугу-скобку и
сердцевину в верхней части цветка рисуют
черным цветом, бордовым и краплак
красным. Края лепестков можно обвести
той же краской, что и сердцевину.
Самое
трудное в розе, это оживка. Внутри
дуги-скобки вначале рисуют небольшую
скобку с линейной разделкой. Затем по
обе стороны дуги рисуют две-четыре
капли, в зависимости от свободного места
внутри дуги. За пределами дуги рисуют
небольшие скобки. Внутри дуги-скобки
можно нарисовать точки-тычинки.
Городецкие
листья очень разнообразны по форме,
размеру и расцветке. Они почти всегда
расположены группами из пяти, трех или
двух листьев.

Простой
городецкий лист изображают в виде
тыквенного семечка. Более сложный пишут
так: проводят кистью плавную дугу и
соединяют кривой линией, следя за тем,
чтобы лист с одного конца оставался
широким. Листья всегда широки, округлы
и растопырены.
Листья изображаются в
два приема: с подмалевкой и оживкой.
Если подмалевка выполнена городецкой
зеленой краской, то оживку выполняют
черной краской, если городецкой
темно-зеленой краской, то к оживкам
черного цвета добавляют белила.
Городецкая
птица является символом семейного
счастья. Птиц изображают в различных
вариантах: это и гордый павлин, и
насупленный индюк, и задиристый петух,
и сказочная птица. Начинают писать их
с плавной линии, изображающей изгиб шеи
и груди, потом наносят линию, определяющую
форму головы и спины, затем определяют
линию крыла, нитевидные клюв и ноги.
Чаще всего туловище выполняют черным
цветом, крыло закрашивают городецкой
зеленой краской. Хвост пишут по-разному,
например, ограничивают с двух сторон
линиями, определяющими его силуэт и
закрашивают. Лучше всего это выполнить
алым цветом. В другом случае прорисовывают
каждое перышко хвоста в два цвета.
Разработку птиц начинают с головы и
заканчивают хвостом. Оживки делают
белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий
конь— символ богатства. В основном он
черного цвета, с маленькой головкой на
круто изогнутой шее и аккуратно
причесанной гривой. Мастера изображают
его несколькими способами. Одни свободными
маховыми мазками пишут контур всей
фигуры и только потом закрашивают его.
Другие строят фигуру коня цветовыми
пятнами, начиная с самого крупного
вертикального элемента — груди и шеи.
К ним пририсовывают очертания сбруи и
седла, задней и брюшной части туловища.
Плоскость, ограниченная линиями сбруи
и седла, в этом варианте остается светлой.
Чаще всего седло и сбрую делают алым
цветом, а детали головы, ног хвоста —
белилами.

Городецкая
птица

studfiles.net

Городецкая роспись для начинающих по дереву: шаблоны с фото

Городецкая роспись зародилась в российском городе на Волге Городец еще в середине XIX века. Промысел декоративно-прикладного искусства развивался с расширением плотничества, резьбы по дереву. Так как близлежащие деревни были расположены вблизи густых лесов, материала было много. Городецкая роспись для начинающих дается без особых сложностей.

Появление росписи началось производством городецких прялочных донец. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из цельного куска дерева, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую деревянную полоску, сужающуюся кверху с «копылком» в виде пирамиды, в отверстие которого вставлялся стержень гребня. Когда работа на прялке заканчивалась, гребень доставался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь настенным декоративным панно.

В современном мире городецкую роспись обязательно включают в программы художественных школ для изучения. А также до сих пор поддерживают традицию производства на родине творческого направления.

Особые отличия

Для росписи характерна простота в исполнении, поэтому такую технику рисования можно вполне включать в занятия для детей в художественных школах

Композиции творчества составляют несколько видов — цветочная роспись, состоящая лишь из цветов, листьев, палочек, точек и дуг, цветочная роспись с животными и сюжетная роспись.

Основными объектами разрисовки являются птицы, кони, петухи и возможны другие животные в идеализированных формах, в основном в парах, повернутых друг другу симметрично. Большие поверхности чаще всего могут быть разрисованы сюжетом крестьянской и купеческой жизни, людьми в пышных нарядах, гуляющих пар. В дополнение используют гирлянды из листьев, бутонов, ромашек, розанов.

Этапы рисования

Роспись традиционно используют по дереву, поверхность можно загрунтовать желтым, красным или черным цветом краски. Но чаще всего оставляют натуральный фон дерева с прожилками, добавляя лишь рамки.

Рисование элементов производится гуашевыми красками с клеем ПВА, поэтапно в три шага — замалевка, теневка, оживка.

Для замалевок основных деталей используют красный, розовый, синий, голубой цвета, иногда коричневый, бордовый. Используют широкую кисть и мазки круговыми движениями. На этом этапе рисуют основные тела объектов. Для цветов это круги.

На теневку всегда берут краску на тон темнее или же черную. Наносят более тонкими кистями легкими мазками. А белой или желтой краской делают так называемую оживку, линии и точки, блики, чтобы сделать рисунку завершенный вид. На каждом этапе краске нужно обязательно дать просохнуть. В конце работы наносится лак распылителем.

Для элементов городецкой росписи характерны определенные шаблоны рисования. Рассмотрите инструкции, как рисовать листики и цветы, предложенные на фото ниже:

Городецких павлинов, петухов, вороных коней рисовать можно с нанесением предварительного эскиза карандашом. На ранних этапах получения навыков рисования можно использовать готовые шаблоны рисунков.

Люди в городецкой росписи с белыми лицами и черными волосами, обычно изображаются в пышных одеждах. На картинках преобладают праздничные и дружелюбные сюжеты. Парни на резвых конях, в танцующих позах с девушками.

Городецкая роспись самая простая в освоении, используя определенные готовые трафареты можно без труда повторить рисунок. Декоративные узоры используют в наши дни на досках и других деревянных поверхностях, в качестве декора дома и в подарок хозяйкам. Выполняют роспись на матрешках, солонках, посуде, ложках.

Видео по теме статьи

Похожие статьи:

knittochka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о