Русский язык 6 класс вводный урок презентация – Презентация «Вводный урок -русский язык в 6 классе

Презентация «Вводный урок -русский язык в 6 классе


Вводный урок русского языка в 6-м классе


Русский язык – один из развитых языков мира.


Цели урока:

  • познакомиться со структурой учебника, его особенностями и спецификой ;
  • показать панораму курса русского языка в 6-м классе;
  • показать важность знания родного языка в современном мире;
  • способствовать формированию любви и интереса к русскому языку


Лидия Александровна Тростенцова

Лариса Григорян

И.И.Кулибаба

Авторы нашего учебника

Таиса Алексеевна Ладыженская

Михаил Трофимович Баранов


1980 год


Познакомимся поближе .

1. Обложка учебника, внутреннее оформление учебника, оценка дизайнерского решения.

2. Содержание учебника: разделы, темы.

3. Условные обозначения.

4. Справочный аппарат учебника

( раздел « Справочный материал» ).

5. Иллюстративный материал учебника.

6. Ваши выводы о качестве учебника .


Работа с эпиграфом (с.3 учебника)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

К.Г. Паустовский


Побеседуем!

  • Что такое эпиграф?
  • Без чего не мыслит писатель истинной любви к родной стране?
  • Чем он объясняет безразличное отношение к языку?


ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe — надпись)

  • 1) В античности ─ надпись на памятнике, здании.
  • 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).


Работа с текстом

Я большой любитель разбирать слова,- неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. — И вот скажи на милость! Бывает же такое, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя… Идёшь по лесу , перебираешь в голове слово за словом, — и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет… Я лесной человек- простой обходчик.

— А какое слово к вам привязалось сейчас?- спросил я.

— Да вот этот самый «родник». Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку- землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой . Как бы родня!- повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

К.Г Паустовский

«Золотая роза»


Понаблюдаем!

  • Кто главный герой этого текста?
  • Какое слово привязалось к нему?
  • Передайте своими словами , как понимает лесник слово

« родник».

  • Чем заинтересовало это слово лесника?
  • Что понял автор текста, слушая лесника? Какие связи между словами он заметил?
  • Как относится лесник к словам? Что означают глаголы пристанет, перебираю, приметил, обхаживаю , которые лесник применяет к слову родник?
  • Лесник не изучает русский язык, он сам об этом говорит, что « лесной человек», «обходчик», почему же он так внимателен к словам, почему думает, размышляет о них?
  • Запишите однокоренные слова к существительному родник, которые употреблены в тексте.


«Русский язык – один из развит ы х языков мира».

  • Что же означает слово развитой ?
  • Чтение и анализ упражнения 1, стр. 3
  • Определение стиля текста и типа речи.
  • Ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?»


Значение слова развитой :

  • 1. Достигший высокой степени развития. Развитая промышленность.
  • 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный. Р. юноша.

// сущ. р а звитость, -и, ж. р.

Словарь С.И.Ожегова,

Н.Ю.Шведовой.


Ответы

  • Стиль текста —

научно-публицистический.

описание.


Домашнее задание:

подобрать рабочие

материалы на тему

«Как я провёл лето»

или

«Памятный день летних каникул».

(! Пишем на следующем уроке – принести черновики и тетради для работ по развитию речи.)


Спасибо за урок!

videouroki.net

Презентация для вводного урока 6 класс


Урок 1 6 класс

Введение в изучение курса


  • Жил был один китайский император. Он недавно взошел на престол. И был молод и любознателен. Император уже знал много, и ему хотелось знать еще больше, но, увидев, сколько еще осталось не прочитанных книг во дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать.


Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.

Долго трудился мудрец. Проходили годы, затем десятилетия, и вот наконец слуги внесли в покои императора пятьсот книг, в которых описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже немолод, тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.


И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней вкатил к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть и эти книги, и попросил мудреца оставить только самое-самое важное.

Мудрец опять принялся за работу, и спустя

Какое-то время ему удалось уместить всю

историю человечества всего в одну книгу, но

когда он принес ее, император лежал на

смертном одре и был настолько слаб, что

даже не смог раскрыть книгу. И тогда император попросил выразить все еще короче и прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной.

Мудрец открыл книгу и написал на последней странице фразу : человек рождается, страдает и умирает…


— Как вы поняли ее смысл?




Что это за предмет?

Какую роль он играет в жизни общества?

Чему он учит?




Обществознание – предмет , который изучает общество людей, позволяет больше узнать о современном обществе.


Курс «Обществознание» 6 класс

Глава I. «Человек в социальном измерении» содержит материал о человеке – личности, о том, как кон познает окружающий мир и самого себя. Этот материал поможет узнать свои сильные и слабые стороны, развивать свои способности

Глава II. «человек среди людей» Материал этой главы поможет выстраивать отношения с ближайшим окружением, поможет научиться общаться и ладить с другими людьми

Глава III

« Нравственные основы жизни» Материал этой главы выявляет, какие отношения между людьми помогают им стать лучше, добрее, сильнее. Человеку свойственно размышлять о себе и своих поступках, оценивать их с точки зрения качества «доброта»


Науки, изучающие общество

Точные и естественные науки (изучают живую и неживую природу):

  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • Геология
  • Астрономия
  • Геофизика

Общественные науки

(изучают общество):

  • Философия
  • Социология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Политология
  • Психология
  • Культурология


Красота души


Дом высокой культуры


Холмик и звезда


Не вижу, значит этого нет


Святой человек


Наш помощник на уроках обществознания


Основные рубрики учебника.

  • Обсудим вместе
  • Жил на свете человек
  • Путешествие в прошлое
  • Проверим себя
  • В классе и дома
  • Картинная галерея
  • Учимся узнавать и оценивать себя
  • Практикум


Синквейн


Синквейн

Обществознание. Комплексная, широкая. Публикует, обучает, развивает. Наука, изучающая общество в целом. Знания.


Закончите фразу:

Я узнал(а) …

Я понял(а)…

Я хочу…

Мне кажется…


Домашнее задание Прочитать введение, с.4-6 учебника. Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом»

videouroki.net

«Русский язык — один из развитых языков мира» (Вводный урок. 6 класс)

Тема: «Русский язык — один из развитых языков мира» (Вводный урок. 6 класс)

Задачи: знакомство  учащихся с содержанием  и структурой учебного пособия;  с понятием «развитой язык»;

Отработка умения объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок;

Воспитание интереса к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
развитие памяти, логического мышления, речи.

1.Орг. момент

Приветствие. Поздравление с началом учебного года

2.Знакомство с учебником

Давайте возьмем в руки наши новые учебники и посмотрим на них: что мы видим? (обложка очень похожа на ту, которая была в 5 классе.

Кто авторы учебника? (Коллектив авторов под редакцией Н.М.Шаинского)

На форзаце учебника виды орфограмм, которые мы с вами изучали в прошлом году и будем изучать в 6 классе

На странице 3 мы видим «условные обозначения». Как вы понимаете это выражение? Авторы учебника договорились с нами об использовании специальных значков

Дальше мы видим наши любимые цифры над словами 1-5, что это значит?

Вспомним виды разборов.

Ребята, не забывайте выполнять в обязательном порядке эти разборы.

По содержанию определите, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с какими уже встречались.

Перелистайте страницы приложений, ознакомьтесь с памятками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпическим, толковым. Бегло просмотрите цветные вклейки.

  1. Основная часть

1)Слово учителя:

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

– Послушайте притчу.

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

2)Беседа по притчи

– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)

– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

– Как называются такие слова? (Омонимы)

– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)

– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (синонимы)

– Давайте вспомним, что называется синонимами? Приведите примеры. (Ответ детей)

3) Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке.

— На доске записана цитата К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

— Ребята, как вы понимаете это высказывание? Как называют человека, любящего Родину?

— Давайте  откроем страницу 4 и  посмотрим на словосочетания в рамочке.

Развитый ребенок и развитой язык. Слова похожи, но есть и различия.

— Давайте найдем в толковом словаре значение слова развитой.

1) Достигший высокой степени развития.
2) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.

– В каком  значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А  в словосочетании развитый ребёнок? (  Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
— Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?

Развитый ребенок (переходящий от одного уровня к другому)

— Составьте предложения с этими словосочетаниями.

4) Закрепление материала

1. Работа с учебником с. 4 упр. 1

Читаем текст. Письменно выполняем задание (записываем в тетрадь ответ на вопрос: В чём заключается богатство русского языка?)

Чтение выразительное на оценку.

2. Работа с пословицами и поговорками о русском языке ( работа в парах)
Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь

1) Раны от меча заживают, а от языка остаются
2) Без русского языка не сколотишь и сапога
3) Русский язык сила слабого!
4) Велик и могуч русский язык
5) ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами
6) язык до добра не доведёт

— Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше? Запишите её.

3.Работа со стихотворениями

Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

(Стихотворение на проекторе.)

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)

Задание по рядам:

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

Затем с этими словами

1 вариант составляет предложения с однородными членами.

2 вариант составляет предложения с обращениями.

3 вариант – предложения с прямой речью.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Почему язык могуч? (Словом можно убедить человека, поднять на защиту Родины, словом можно убить человека, а можно спасти.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

– Что значит выражение: слово можно в разящий свинец перелить? (Свинцовые пули убивают или тяжело ранят. Словом тоже можно убить, как пулей.)

– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.

– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

5. Итоги урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»

6.Домашнее задание. Упр. 3 стр.5 (Списать высказывание. Устно подготовить рассуждение).

7.Выставление отметок

8.Рефлексия:

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

multiurok.ru

Урок русского языка в 6 классе «Текст», ФГОС

 

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов)

Форма организа-

ции деятельнос-

ти учащихся

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организационный момент

(2 мин.)

Организовать переключение деятельности после перемены, привлечь внимание и вызвать положительный настрой на урок, подготовить учащихся к работе на уроке.

Игра «Улыбнись»

Приветствие. Создание эмоционального настроя на урок:

-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть и желаю вам хорошего настроения и, чтобы на уроке у вас все получи-лось, а для создания хорошего настроения проведем нашу люби-мую игру «Улыбнись» .

-А теперь проверьте свои принадлежности,

все ли необходимое есть на ваших партах?

-Спасибо, отлично! И мы начинаем урок!»

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу и учителю;

проверяют свое рабочее место, наличие учебных принадлеж-ностей.

Личностные:

 эмоционально-положительный настрой на урок.

Регулятивные:

планирование учебного пространства, организация рабочего места.

Наблюдение учителя за эмоциональным состоянием детей, готовностью к совместной деятельности, организацией рабочего места

2.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

(4 мин.)

Мотивировать детей к изучению темы через активизацию памяти, мышления, подготовку к осознанию потребности в освоении нового.

Вводная фронтальнаябеседа.

Демонстрация слайда с

изображением поздней осени (Презента-ция Power Point).

Презентация слайда и звучание четверости-шия .

Постановка проблемного вопроса с опорой на личный опыт детей.

— Ребята, на уроках вы, конечно, много говорили о том времени года, которое по календарю еще продолжается, но в нашей местности уже закончилось.

— Назовите его.

— Охарактеризуйте.

Хмурая неласковая осень

К нам тихо, незаметно подошла.

Багряный свой наряд на лес набросив,

Холодные туманы принесла…

— О чем это четверостишие?

— Можно ли его назвать текстом? Почему?

-Так выразил свои чувства поэт, а кроме холодов, дождей и тумана это время года приносит что-то хорошее?

— Какими радостными, хорошими воспоминаниями вы можете поделиться?

Ученики называют

— Осень.

— Холодная, дождливая, пасмурная.

— О новом времени года — осени.

— Да, объединен одной темой, осн. мыслью.

Сбор урожая; грибы, ягоды, яркие краски природы и т.п.

Личностные:

смыслообразование и желание приобретать новые знания.

Познавательные:

умение использовать имеющиеся знания в новой учебной ситуации, актуализировать собственные практические знания, наблюдения. Коммуникативные:

правильно выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог.

Наблюдение.

3.

Информационный этап (1 мин.)

Определить тему урока, план работы.

Фронталь-ная.

В силу особенностей учащихся, учитель озвучивает все задачи урока:

— На сегодняшнем уроке мы будем говорить о дарах осени. Повторим правописание орфог-рамм в корне слова, продолжим учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов, составлять предложения, текст, а так же проведем ваш любимый зрительный диктант.

Запишем сегодняшнее число и тему урока «Текст».

Запись числа и темы урока.

Личностные: 

осознание значимости учебного сотрудничества.

Регулятивные:

прогнозирование деятельности;

волевая саморе-гуляция как способность к мобилизации.

Коммуникативные:

 умение слушать.

 

 

Самоконтроль и самокоррекция.

4.

Этап первичного усвоения новых знаний.

(15 мин.)

Продолжить отрабатывать навык работы с учебником при изучении нового материала.

Выполнить упражнение учебника.

Выполнить словарную работу.

 

Продолжить отрабатывать навык

индивидуальной работы по словообразованию.

Продолжить отрабатывать навык составления словосочетаний, предложений.

Установить правильность и осознанность восприятия материала учащимися.

Фронталь-ная.

Проблемная ситуация.

Демонстрируется слайд (набор букв, среди которых с зашифровано слово «спромнибрусникавфорк»

Демонстрируется слайд

(изображе-ние брусни-ки и поясне-ние этимо-логии др.русск слова).

Брусъ + ник

брусник (ч)

Корень слова брусник (ч) записан на доске. Таблички с изображени-ем суффиксов

— Н , — ИК,

— К расклеены по стенам класса.

Демонстрируется слайд со словами — багряная, алая, кровавая, пунцовая.

.

— Рассмотрите иллюстрацию на стр. 88 учебника, назовите изображенные на ней ягоды.

— Ответим на вопросы упр. 140.

— Не только для птиц, но и для человека ягода — лакомство. А как мы сохраняем её на всю суровую зиму?

— Каждому из вас на парту я положила осенний листок, в который завернута ягода. Все это накрыто салфеткой, и мы попытаемся узнать, что же это за ягода? – ее название можно найти среди зашифрованных букв, попробуйте сделать это.

— Верно, БРУСНИКА!

— А теперь поднимите салфетки, которыми накрыт листочек с ягодами, рассмотрите ягоды, попробуйте. Это брусника?

— Почему же она так называется? Она темно- красного цвета, а давным – давно слово «брусъ» обозначало цвет «пурпур», «краснота», после добавления суффикса произошло сращение и теперь корень этого слова брусник (ч).

-Попробуем образовать однокоренные слова при помощи суффиксов, изображение которых вы найдете, посмотрев внимательно на стены класса. Выберите подходящие суффиксы, приклейте на доску рядом с корнем и произнесите вновь образовавшееся слово.

— Мы сказали, что осень приносит разноцветье трав, листьев, ягод. А какого цвета брусника?

— Каким близкими по значению словами можно заменить это слово? Составьте словосочетание сществительное+ прилагательное.

— Поиграем в нашу любимую игру «Сочинялки». Слова какой части речи можно использовать, чтобы картинка ожила? Как можно составить полное предложение?

— Добавим слова, обозначающие действия (глаголы).

— Что еще можно добавить? Ответим — ГДЕ растет эта ягода? (т.к. с наречием еще не знакомы).

Хорошо, запишем 1 или 2 в тетрадь в качестве образца.

-Скажите, у нас получился текст?

-Что называется текстом?

Учащиеся называют изображен-ные на ил-люстрациях учебника ягоды.

Отвечают на вопросы учебника.

— Варенье, заморозка и т.д.

— Это слово «брусника».

— Да, конечно!

Учащиеся находят нужные для образования слов с корнем брусник (ч) суффиксы и приклеивают их на доску. Произносят правильно и четко образо-ванные слова, проверяют друг друга.

— Красного.

Учащиеся называют или читают слова со слайда и объединяют в словосочетания (например, «алая брусника» и т.д.).

— Глаголы.

Учащиеся устно составляют полные распространенные предложения,произносят (полностью) наиболее удачные варианты получивших-ся предло-жений, записывают.

Учащиеся читают определение понятия «Текст».

Личностные: 

осознание значимости учебного сотрудничества.

Регулятивные:

прогнозирование деятельности и контроль

Коммуникативные:

 умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Регулятивные:

развитие действий оценивания; контроль и коррекция.

Коммуникативные:

управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий друг друга.

Самоконтроль и самокоррекция.

Наблюдение. Взаимопроверка.

Самопроверка и самоконтроль.

Личностные:

участие в твор-ческом, созида-тельном процессе;

стремление к речевому самосовершенство-ванию.

Познавательные: 

 развитие навыка переработки информации.

Регулятивные: 

развитие способ-ности к само-управлению своей деятельностью,

самооценивание в учебной деятельности.

Коммуникативные:

правильное выражение своих мыслей в моноло-гическом выска-зывании, ведение диалога.

5.

Физминутка.

(3 мин.)

Осуществить физическую разгрузку, восстановить тонус для дальнейшей работы.

Групповая.

Демонстрация известных детям упражнений.

Выполнение упражнений.

Личностные: улучшение самочуствия, проявление положительногоотношения к ситуации урока, формирование навыка сотрудничества в различных социальных ситуациях.

Самоконтроль.

6.

Аналитический этап. Закрепление знаний. Работа с текстом.

(10 мин.)

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его освоения.

Продолжить отрабатывать навык работы учащихся по группам.

Развивать зрительную память.

Фронталь-ная.

Групповая

(в классе изначально определены три техно-логические группы, в соответст-вии со степенью имеющихся отклонений).

Демонстрируется слайд, звучит стихотворение К. Баль-монта*

Индивидуальная.

— Молодцы! Продолжаем работу. На слайде вы видите слова (Траве, ярко- красные, вспыхивают, в, ягоды.

Бруснику, радостно, вкусную, срывать, человеку. Сбереги, где, места, растет, она.) Составьте из данных вразбивку слов предложения.

— Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему?

— Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему?

— Определите главную мысль текста.

— Послушайте, как поэт Константин Бальмонт воспевает время созревания ягод.

— Выразите свое отношение к данному отрывку. Понравились ли вам строки поэта? Почему?

Каждая группа учащихся получает задание по тексту:

1 гр. Прочитайте. Найдите слова с безударными гласными, вставьте, объясните.

2 гр. Прочитайте. Найдите слова с непроизносимой согласной, вставьте, объясните.

3 гр. Прочитайте. Найдите слово, которое обозначает ягоду, вспомните, от какого слова оно произошло.

— Поработаем с первым четверостишием. Какое еще задание вы бы хотели выполнить?

— У всех получилось? Прочтите еще раз, что вы записали?

Учащиеся составляют предложения. Один из них произносит текст полностью.

Отвечают на вопросы.

— Они связаны общей темой, объединены по смыслу.

— Бережное отношение к природе.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выполняют задания и доказательно объясняют выбор орфограммы.

Учащиеся самостоятельно ставят учебную задачу и, затем, выпол-няют ее —

записывают первое четверости-шие по- памяти.

Регулятивные: 

овладевать приемами сосредоточения внимания на речи учителя, информации на электронных носителях, выделе-нии главного, выполнять учебные действия в рамках устной и письмен-ной речи;

Познавательные: давать характе-ристики изучаемым объектам на основе их анализа, сравнивать и объединять их на основе сущест-венных признаков.

Коммуникативные:

правильно выражать свои мысли, вести диалог, оказывать поддержку одноклассникам.

Наблюдение. Самоконтроль и самооценка.

7.

Постановка домашнего задания.

(5 мин.)

Объяснить и записать домашнее задание (работа с текстом по в соответствии с принадлежностью учащихся к той или иной группе).

Групповая.

— Ребята, вы продолжите работать с текстами и дома. Запишите задание:

1 гр. составляет текст — описание ягоды (3-4 предложения).

2 гр. составляет два предложения о бруснике.

3гр. выполняет работу по карточкам (карточки выдаются учителем, содержат элементарные задания).

Учащиеся осознают степень сложности домашнего задания, задают вопросы на понимание.

 

Контроль в перспективе.

8.

Подведение итогов. Рефлексия.

(5 мин.)

Создать ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятель-ности:

— соотнесение полученного результата с поставленной целью;

— оценивание результата собственной учебной деятельности, эмоционального состояния на уроке.

Фронталь-ная.

— Ребята, вспомним, о чем мы говорили сегодня, что узнали нового?

— У нас все получилось?

— Молодцы! Как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке? Давайте поговорим об этом. Каждый ученик начинает со слов: «Сегодня на уроке мне было… или я был…». Если не хотите говорить – поднимите свой смайлик.

— Спасибо. Я вами очень довольна!

Урок окончен.

— Поблагодарим друг друга!

Учащиеся высказывают-ся.

— О дарах осени — ягодах, опии-сывали бруснику, узнали, как образовалось это слово; работали над составлением предложений, а также с текстом и орфограмма-мии в нем.

Учащиеся высказывают-ся.

Если ребенок не хочет говорить или стесняется – поднимает смайлик с веселым или грустным выражением (во время урока они есть у каж-дого в нали-чии).

Дети аплодируют друг другу.

Регулятивные:

развитие действий оценивания; контроль и коррекция.

Коммуникативные:

управление речевым поведе-нием, контроль, коррекция, оценка действий

и оказание поддержки одноклассникам.

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственными учебными дейст-виями;

проявление положительного эмоционального отклика на ситуацию урока:

умение критично относиться к своему выска-зыванию и мнению;

формирование собственной позиции в отно-шении окружа-ющих, самого себя.

Самооценка.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о