Русский язык синонимы 2 класс – Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка “Слова – синонимы” 2 класс УМК “Начальная школа ХХI века” | скачать бесплатно
Русский язык “Слова – синонимы” (2 класс)
Защита проекта
Тема: «Слова – синонимы»
Цель: познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.
Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, пользоваться словарем синонимов.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в различных текстах;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Учитель: «Давно известна истина, что люди, владеющие языком, владеют миром», — утверждал немецкий философ Х. Г. Гадамер. То есть, если мы убедительно излагаем свою точку зрения, нам поверят и с нами согласятся. Речь – это слова, красивые, умные, уместные, а главное, точные.
Учитель: В клубе Веселых Человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.
Ученики
Медуница: Я думаю, он снова улетел на Луну.
Ромашка: Нет! Нет! Он бы взял с собой Пончика. А я только утром его видела. Правда, у него был очень загадочный вид.
Медуница: Безобразие! Мы собирались в Майскую гимназию на урок русского языка.
Пилюлькин: Подождем еще немного и пойдем без него.
Незнайка: Я не опоздал? Не сердитесь.
Пончик: Не обижайтесь.
Сиропчик (шепотом): Не дуйтесь.
Медуница (строго): Где вы были?
Незнайка: В нескольких шагах.
Пончик: По соседству.
Сиропчик: Совсем рядом.
Ромашка: Почему вы так странно отвечаете?
Все говорите об одном и том же, но по – разному.
Незнайка: Мы узнали, что в русском языке есть слова-друзья.
Их еще называют… называют. Пончик, как они называются?
Пончик и Сиропчик: Их называют синонимами!
Незнайка: Ведь можно сказать Пончик и Сиропчик – мои друзья.
Пончик: Незнайка и Сиропчик – мои товарищи.
Сиропчик: Незнайка и Пончик – мои приятели.
Пилюлькин: Друзья, товарищи, приятели.
– Как интересно.
Учитель: Если вам интересно, то мы приглашаем вас в путешествие на защиту проекта по теме: Слова – синонимы.
I группа
Учитель: Что такое синонимы?
Ученик: Мы выяснили, что синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению.
Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос (кто? друг – приятель, что делает? дрожит – мёрзнет).
«Синоним» – от греческого слова «одноимённый».
С помощью «Словаря синонимов» мы построили синонимический ряд к
слову добрый – добрейший – доброжелательный – милосердный – благородный – щедрый – спокойный (ученики поднимают плакатики со словами)
Ученик: Из истории синонимов.
Ещё древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.
Каждый в нашей группе поработал со «Словарём синонимов русского языка» и нашел синонимический ряд к слову добрый.
благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, милосердый, ласковый.
Учитель: Ребята, я предлагаю всем группам собрать свой синонимический ряд. Карточки со словами вы видите на информационном табло. Руководители групп выберите себе слово. Слова синонимы развешаны по классу. Думайте, не спешите и сообща, дружно выполняйте задание. Можно воспользоваться словарём синонимов.
Большой – огромный – громадный – гигантский – исполинский.
Изготовлять – делать – производить – творить – совершать.
Популярный – знаменитый – знатный – признанный – прославленный.
Возрождать – возобновлять – восстанавливать – реставрировать – реконструировать.
II группа
Ученик: Наша группа работала над вопросом: Для чего нужны синонимы?
Мы выяснили, что синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Доказали это на примере стихотворения Ирины Токмаковой.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.
Подумайте, какие слова синонимы автор использовал в этом стихотворении?
Докажите. Синонимы: зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. (Отвечают на один и тот же вопрос что делает?)
III группа
Учитель: Есть ли особенности у слов – синонимов?
Ученик: Мы выяснили, что по источнику возникновения синонимы могут быть:
– из исконно русских слов: выдумать – придумать
– из русских и заимствованных слов: антипатия – нелюбовь
– из полностью заимствованных слов – директор – менеджер
– из народнопоэтических, устаревших или наоборот современных слов: – лазурный – синий
При помощи синонимов мы имеем возможность передать различные оттенки одного и того же понятия.
«Пурга, бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Ученик: Слова метель, вьюга, буран, пурга – синонимы, так как имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения.
Метель – сильный ветер со снегом
Вьюга – снежная буря (круговерть)
Буран – метель в степи
Пурга – очень сильная метель
Также в стихотворении встретились синонимы шум, толкотня.
Ученик:
Значения синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.Хороших приятелей у Вити было много, а вот настоящий друг – всего один.
VI группа
Ученик: С помощью синонимов можно избежать речевой ошибки при написании сочинений, так как синонимы помогают избежать повторов слов.
Наша группа подготовила отрывок из рассказа Виталия Бианки «Лесная газета»
Мы предлагаем заменить синонимами выделенные слова в рассказе.
На карточках у вас есть слова – подсказки.
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими
Поработав со словарём, нам стало интересно, когда же появился первый словарь синонимов и кто был его создателем?
Ученик: Из истории создания словарей синонимов в России
Сегодня в нашем распоряжении не один словарь синонимов, а когда-то их не было вовсе. Мы выяснили, что первый словарь синонимов создал в 1783 г. писатель Денис Иванович Фонвизин, назывался он – «Опыт российского сословника». В нем было всего 32 группы синонимов, и напечатали его в журнале «Собеседник Любителей Российского Слова».
Писатель составил синонимический ряд, привел пояснения, какие смысловые оттенки отличают одно слово в ряду от другого.
Таким образом, история словарей синонимов в России насчитывает уже более 200 лет.
V группа
Ученик: А наша группа работала над загадками и пословицами со словами – синонимами.
У вас в конвертах лежат пословицы. Прочитайте их и подчеркните в них слова – синонимы.
Мы предлагаем вам отгадать загадки, назвать синонимы.
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Наше исследование показало, что и к отгадкам в загадках можно подобрать слова – синонимы.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(Автомобиль)? Машина
Работяги – дятла стук
Слышен далеко вокруг.
Червякам он враг,
А деревьям…(Друг) Приятель?
Учитель: Знаете ли вы, что синонимами к самому слову синоним, согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, будут: однословы, сословы, тождесловы, одноречия, равноречия. Правда сейчас вы навряд ли встретите эти названия в учебниках – они вышли из употребления.
Ученик: Вывод нашего исследования: Знание синонимов позволяет нам более точно выразить свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов мы знаем, тем точнее выражаем свою мысль.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. И. Куприн
infourok.ru
Русский язык. 2 класс. Тема: Что такое синонимы?
Урок № 26 (26) Дата ___________
Тема: Что такое синонимы?
Цель: познакомить с термином синонимы; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование универсальных учебных действий на уроках:
Личностные:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные:
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Работать в паре и группе
Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.
Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
| Учитель настраивает детей на работу. Самостоятельная работа Минутка чистописания ля ля ля яя яя яя лл лл лл | Л1. Ученики проверяют готовность к уроку. Повторяют написание элементов букв, букв, слогов. |
| Самостоятельная работа Орфографическая минутка На доске запись. Определить количество предложений. Записать текст, правильно оформляя начало и конец предложения. Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны. – В первом и третьем предложении подчеркните основы предложений. – Какое слово употреблено здесь в переносном значении? Творческая работа КИМы с. 43. | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. Нераспространенное. Дети предлагают свои варианты, одно предложение записывают. |
| Фронтальная работа – Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения. | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. Наступила, настала, началась. |
4. Работа по теме урока | Фронтальная работа Работа по учебнику, с. 52 Упр. 66 – по заданиям учебника Знакомство со словарем синонимов, учебник с. 141. | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. |
Физминутка | ||
5. Продолжение работы по теме | Фронтальная работа Работа по учебнику, с. 53 Упр. 67 – по заданиям учебника Упр. 68 – по заданиям учебника Самостоятельная работа Письмо по памяти Упр. 69 | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1 |
6.Рефлексия | Самостоятельная работа Карточка. Соедини синонимы. Неразговорчивый отважный Неудачный алчный Несложный чудесный Жадный молчаливый Смелый ошибочный Прекрасный простой | Р2. Оценивать свои достижения. Самопроверка. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». |
7.Итог урока | Фронтальная работа – Что нового узнали на уроке? – Какие слова называют синонимами? – Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. Ответы детей. Разные по написанию и близкие по смыслу. Речь становится более точной, эмоциональной. |
8.Домашнее задание | С.54, упр. 70 (уч). | Л3, 4; Р2; П3. |
multiurok.ru
Бедный | Несчастный, злосчастный, злополучный. |
Белый | Белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный |
Большой | Немаленький, огромный, гигантский, громадный, исполинский, великанский. |
Бусы | Ожерелье. |
Врач | Доктор, лекарь. |
Вспорхнуть | Взлететь, подняться, взмыть, взвиться. |
Гибель | Смерть, крах, крушение. |
Дорожка | Тропинка, тропка, тропа, стежка. |
Жилище | Жильё, обиталище, дом, логово, логовище. |
Зелёный | Изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной. |
Зоопарк | Зоосад, зверинец. |
Интересно | Занимательно, увлекательно, занятно, любопытно. |
Как-то раз | Однажды. |
Красивый | Прекрасный, пригожий, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный. |
Летчик | Пилот, авиатор. |
Мирный | Неагрессивный, миролюбивый, смирный. |
Наступить | Настать, прийти, начинаться. |
Начать | Приступить, приняться, взяться. |
Недруг | Враг, неприятель, противник, супостат. |
Обитатель | Жить, проживать. |
Остальные | Прочие, другие. |
Осторожно | Аккуратно, бережно, легко, нежно. |
Отважный | Смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, |
Переживать | Беспокоиться, тревожиться, волноваться, нервничать. |
Плакать | Рыдать, реветь, скулить, хныкать, хлюпать. |
Плохой | Нехороший, дурной, скверный, дрянной, паршивый, никудышный. |
Приехать | Прибыть. |
Приметить | Обнаружить, увидеть, заметить. |
Прогуляться | Пройтись, побродить. |
Разведчик | Шпион, агент, лазутчик, резидент. |
Ребята | Дети, детвора, мальчики, мальчики и девочки |
Скрыться | Спрятаться, исчезнуть, испариться, затеряться, пропасть. |
Слабый | Немощный, несильный, слабосильный, легкий, некрепкий. |
Смастерить | Сделать, изготовить, построить, соорудить, сработать. |
Сохранить | Сберечь, удержать. |
Стыдно | Неловко, совестно, неудобно, зазорно. |
Суровый | Строгий, жесткий, требовательный. |
Тронуть | Коснуться, задеть. |
Трудно | Нелегко, тяжело, непросто. |
Украсить | Нарядить, принарядить, убрать, вырядить. |
Через 10 лет | Спустя 10 лет. |
Юркий | Ловкий, подвижный. |
urokidelai.ru
жёлтый | |
пламя | озорник |
печаль | квакушка |
блестеть | грусть |
шалун | огонь |
лягушка | холод |
золотой | сверкать |
doc4web.ru
Урок русского языка по теме “Синонимы-слова, близкие по смыслу”. 2 класс – Русский язык – Начальные классы

Чему учимся на уроках русского языка? (Слайд 2)
Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
Прочитайте слова на слайде. К какой части речи они относятся?
Какие имена прилагательные необходимы вам, чтобы сегодняшний урок стал успешным? Давайте уберем слова, которые нам будут мешать на уроке?
Желаю вам успеха.
И начнем мы наш урок с повторения изученных понятий, потому что сегодня мы познакомимся с новым понятием. Ответьте на вопросы. (Слайд 3)
1. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (Лексика).
2. Слова, имеющие противоположное значение. (Антонимы)
3. Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)
4.Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные слова).
5. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (Однозначными)
6.Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (Переносное) Прочтите, какие слова у вас получились.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад…
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
– Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным. ( Слайд 4)
Посмотрите на слова, я хочу проверить ваше внимание.
– В какое из данных слов начинается на один и тот же звук. (Труд)
– В этом слове 2 слога, безударный и ударный гласные звуки обозначаются одной и той же гласной буквой. (Плакать)
– Напишите слово, в котором 2 слога, букв больше, чем звуков, первый звук согласный, звонкий, твердый, непарный. (Рыдать)
– Это слово заканчивается на непарный всегда звонкий согласный звук, а начинается на непарный, всегда глухой, твердый звук. (Храбрый)
А теперь продолжите задание с оставшимися словами.
На доске написаны слова: ТРУД, ПЛАКАТЬ, РАБОТА, РЫДАТЬ, СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ.
– На какие группы вы можете разбить эти слова?
– Распределите слова на 3 грамматические группы. (Существительные, прилагательные, глаголы).
Имя сущ. Имя прил. Глаг.
– Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд, работа)
– Во 2 группу? (Смелый, храбрый)
– В 3 группу? (Рыдать, плакать)
Что теперь вы можете сказать о группах слов? ( В первой группе -имена
существительные, во второй – имена прилагательные, в третьей – глаголы.)
– А что еще заметили? (труд и работа обозначают одно и то же…)
( Имена прилагательные смелый, храбрый близки по смыслу.)
-Как называются эти слова? (Синонимы)
На доске записываю «Синонимы»
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
pedsovet.su
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК “России” на тему “Синонимы”
Русский язык (2 класс)
Тема: “Слова, слова, слова…”
Тема урока: Синонимы
Тип урока: урок получения новых знаний и выработка умений
Цели: Создать условия для формирования понятия о синонимах
Задачи:
развивать умение находить синонимы в тексте и в словаре;
пополнять словарный запас учащихся;
развивать умение учащихся пользоваться словарем синонимов;
способствовать развитию умения работать с текстом.
прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка.
Планированные результаты:
научатся находить в тексте синонимы, называть признаки синонимов;
научаться использовать синонимов в своей речи;
расширят словарный запас.
УУД:
1. Познавательные:
– развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью;
– развивать слух, речь, внимание.
2. Коммуникативные:
– учить формулировать собственное мнение и позицию;
– развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
– воспитывать вежливость
3. Регулятивные:
– формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
4. Личностные:
– воспитывать вежливость
Оборудование:
ноутбук
проектор
Деятельность учителя и учеников
Форма работы
Планируемые результаты
(УУД)
I. Организационный момент
Слайд 1
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Фронтальная, индивидуальная
Р УУД
II. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
1. Минутка чистописания
2. Словарный диктант/Слайд 3/
В снежном поле,
На дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.
(Карандаш)
– Откроем тетради. Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
Кк
кл, кс, ка, ок
– Запишите слова с красной строки, выделите орфограммы, поставьте ударение.
Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.
– Проверим написанные вами слова.
– На какие группы можно разделить эти слова?
– Какое слово лишнее?
(Прохлада – это не словарное слово)
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Пр УУД
П УУД
К УУД
Пр УУД
П УУД
К УУД
Р УУД
III. Определение темы урока.
1. Работа с толковым словарём
Слайд 4
– Назовите лексическое значение этого слова.
Прохлада – умеренная или приятная теплота, когда ни жарко, ни холодно; летний холодок, тень и ветерок.
– Как по – другому можно сказать “прохлада”
(Свежесть, холодок)
– Как можно назвать эти слова?
– Это слова – синонимы?
– Кто знает, что это за слова?
– Предположите, какова будет тема нашего урока?
– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые называем синонимами.
Фронтальная, индивидуальная
Пр УУД
П УУД
К УУД
Р УУД
IV. Обозначение темы урока и постановка целей
Слайд 5
– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться:
находить синонимы в тексте и в словаре;
пополнять словарный запас;
пользоваться словарем синонимов;
работать с текстом.
Фронтальная
Пр УУД
П УУД
К УУД
Р УУД
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику.
1. Упражнение в нахождение слов, называющих один и тот же предмет.
с. 66 Упр. 66
2. Работа со сведениями о языке
3. Знакомство со словарем синонимов
4. Упражнение в нахождение слов – синонимов.
Упр. 67
– Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли.
– Одинаково или по-разному они произносятся?
– Спишите стихотворение. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.
– Прочитайте сведения о языке.
– Какие слова называются синонимами?
– Мы часто употребляем синонимы в своей речи. Они помогают точнее выразить мысль при разговоре. Синонимы имеются во всех языках. Они появились для обозначения одного и того же понятия, но в разных речевых ситуациях и с разными оттенками значения. Перед вами словарь синонимов, в котором размещены слова – синонимы.
– Каким научным словом можно назвать слова каждой группы?
– Объясните значение выделенных слов.
– Какие из данных слов вы часто слышите в речи?
– Спишите любую группу слов.
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Пр УУД
П УУД
К УУД
Р УУД
VI. Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения.
Выполняют действия по образцу.
К Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами
VII. Закрепление новых знаний и способов деятельности.
1. Упражнение в составлении предложений со словами – синонимами.
Упр. 68
2. Упражнение в нахождение слов – синонимов.
3. Работа в парах
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
4. Самостоятельная работа. Игра «Найди синонимы».
Работа со словарем синонимов.
Слайд 10
– Прочитайте пары слов. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.
– Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Запишите одно из них.
– Прочитайте стихотворение
И. Токмаковой.
– Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении?
– Спишите предложение.
– Подчеркните в предложении синонимы.
– Обсудите со своим товарищем что общего и чем отличаются данные слова.
Задуть свечи.
Выключить утюг.
Погасить свет в комнате.
Потушить пожар.
– Можно ли назвать эти слова синонимами?
– Подберите к данным словам синонимы. А выполнить это задание поможет словарь синонимов.
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Работа в парах
Фронтальная, индивидуальная
Пр УУД
П УУД
К УУД
Р УУД
VIII. Рефлексия
Слайд 11
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
Фронтальная
Р Анализировать и оценивать результаты своей деятельности
К Слушать друг друга, высказывать свое мнение.
П Обобщать знания об изученном материале.
IX. Домашнее задание
с. 54 Упр. 70, 5 словарных слов
infourok.ru
Урок по русскому языку на тему “Слова
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «СЛОВА-СИНОНИМЫ»
ФИО: Мякотина Анна Евгеньевна
Предмет: русский язык
Класс: 2 «а»
Тема урока: Слова – синонимы
Учебник: Иванов С.В. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2 / С.В.Иванов А.О. Евдокимова, М,И, Кузнецова и др; под редакцией С.В.Иванова. – 4 изд., переработ.- М.:Вентана – Граф 2012
ЦЕЛЬ: создание условия для формирования понятия «слова – синонимы»
Задачи:
– содействовать развитию умения находить синонимы;
– формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики предметов (слов).
– воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
– формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
– развитие речи (обогащения словарного запаса), мышления, памяти;
– развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.
Тип урока: урок открытия нового
Формы работы учащихся: фронтальная, парная
Структура и ход урока
Чем интересны эти слова? (словарные слова)
Назовите лексическое значение этих слов.
Как, по-другому, можно назвать эти слова? (Завтрак – еда, прием пищи; здание – дом, строение; ученик – школьник). Эти слова обозначают одно и то же? А мы можем сказать, что эти слова близкие по значению?
А вы хотите узнать, как называются слова близкие по значению?
Ответы детей
Затрудняемся.
Постановка учебной задачи
Что нам в этом поможет? (учебник). Откройте учебник и найдите урок №97. В каком блоке мы будем работать? (Как устроен наш язык) Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (узнаем новое о словах). Прочитайте тему урока. Назовите задачу нашего урока.
Слова-синонимы.
Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, находить.
Построение проекта выхода из затруднения
Рубрика «Давай подумаем» .Прочитайте (чтение учеником вслух). Сравните два текста учебника на с. 42 и 43, найдите и запишите слова, которыми эти тексты отличаются.
Какие слова вы записали? (малыши, ребята, дети, детвора)
Близки ли эти слова по значению? (Да) что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
Прочитайте рубрику «Тайны языка». (Чтение учеником)
Каким одним словом мы можем назвать слова ребята-детвора, дети, малыши? (Синонимы)
Отгадайте зашифрованное слово
я р а е т б
4 1 6 2 5 3
-Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?
Посмотрите по учебнику, какие еще словарные слова мы встретим на уроке? (одежда, мороз). Запишите эти слова. Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово?
Давайте подберем синонимы к этим словам (одежда – наряд, мороз – холод?),
малыши, ребята, дети, детвора
ответы детей
ребята
Анализируют слова
Подбирают слова-синонимы
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
-Итак, что же такое слова-синонимы?
Вы будете работать в парах. У вас на партах листочки. Вы должны составить кластер. Обратите внимание, вам даны слова подсказки.
А одна пара работает на компьютере. (слайд)
Учащиеся проговаривают ( проверка на компьютере слайд)
Физминутка
Засиделись не на шутку, проведём физкультминутку.
Я буду называть пары слов. Если это слова синонимы, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь на носочках, если это не слова – синонимы, то вы приседаете.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Упражнение 1 с.43. Прочитайте задание, что нужно сделать?
Фронтально составляются словосочетания.
Как можно назвать эти слова?
Что объединяет эти слова? (это слова синонимы, у них схожее значение, а отличаются тем, что не могут сочетаться с другими словами, т.к. у них не одинаковое, а схожее значение). Чтение рубрики «Обрати внимание»
Запишите одно предложение с любым словосочетанием.
Ответы: Погасить свет. Потушить пожар. Выключить утюг. Задуть свечи.
Физминутка пальчиковая
Включение в систему знаний и повторение
Посмотрите на с.44 упр. 2. Прочитайте задание. Как будем работать? (в парах) Что нужно сделать. Как называются слова в скобках? (синонимы) Самостоятельно работают с предложениями под номером 1, а под номером 2 фронтально. Какие предложения у вас получились?
Ответы детей.
Рефлексия деятельности
Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока. Достигли мы своей цели? Вы сегодня хорошо поработали! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке?
Сегодня за урок (имена детей) получили оценки.
Покажите зелёный кружочек, если вам всё удалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Красный- если у вас не всё получилось.
Д/з составить 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова -синонимы
Ответы учащихся
Предлагаю вам задание. У каждого лежат карточки. Прочитайте предложения, что заметили? Замените глаголы синонимами и запишите предложения в тетрадь.
По улице шли подружки.
По площади шли солдаты.
По дороги шли усталые путники.
Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали.
(слайд )
infourok.ru