С н николаева воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве

Содержание

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вотинцева Елена Петровна

Воспитатель

МАДОУ Д/с № 59 «Золотая рыбка»

Щелковского муниципального района

Московской области г.Щелково

Одной из современных тенденций развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды. Актуальность исследования обуславливается углубляющимся противоречием между обществом и природой, что приводит к нарушению саморегуляционных механизмов биосферы и усилению экологического кризиса. В результате дальнейшее существование человечества во многом зависит от своевременного решения проблемы развития и совершенствования его экологических потребностей.

Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень экологической культуры, разную меру способностей гармонизировать свои отношения с окружающим миром[1:40].

Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека состоянием природы[8:672].

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Исследователями П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой, И.А.Хайдуровой, С.Н.Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры[5,7].

С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого»[6:346].

В.Я.Михайленкоподчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая готова была бы способна адекватно понятьсвое место в обществе и природе, реагировать на изменения в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, это сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой[4:96].

Российский академик Д.С.Лихачевподчеркивал, что «отношения природы и человека – это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, общежительна, обладает своими правилами поведения». Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может[2:273].

С точки зрения Е.А.Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношение к самому себе как к части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры есть важнейшая задача экологического образования и воспитания»[3:145]|.

Таким образом, изучив педагогическую литературу по проблеме, было выявлено, что главное внимание в экологическом воспитании уделяется формированию личности в системе её отношений и деятельности. Позиция детей во взаимодействии с природой характеризуется доброжелательностью, эмоциональной отзывчивостью, интересом, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Для этого необходима организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, включающая экологические комнаты, живые уголки, экологические тропинки и т.п. Это будет способствовать установлению эмоциональной связи ребёнка с объектами природы, развитию нравственно-ценностного отношения.

Список литературы

1.Асмолова А.Г. От экологических знаний к картине мира //Вестник образования. 2010. №1с.21-40.

2.Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном / Д.С.Лихачев. – М.: Дет.лит.,2000.-273с.

3.Когай Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования /Е.А.Когай //Социально гуманитарные знания.-2011.№5.с.136-145.

4.Михайленко В.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей.2-ое изд., испр.-М.:ГНОМ и Д, 2010.-96с.

5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С.Н.Николаева.-М., Новая школа 2012.-160с.

6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М.; Академия, 2010.- 346с.

7.Саморукова П.Г. Игры детей /П.Г.Саморукова.- М.:2009 .-89с.

8.Энциклопедический словарь. Современная версия /Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон.-М.: Эксмо, 2002.-672с.

infourok.ru

Николаева С.Н

денствию в нем. Статья 42 гласит: «Каждый имеет право на

ветственности виновных юридических лиц и граждан, замеченных

благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее

в экологических нарушениях.

состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью

В законе представлены экономические механизмы охраны ок-

или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь:

ружающей природной среды, ее нормативные качества, государ-

«Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно

ственная экологическая экспертиза и требования к проектированию

относиться к природным богатствам» (статья 58).

и размещению различных хозяйственных и военных сооружений и

Глубоким и содержательным можно считать основной закон,

объектов. Не обойдены вниманием чрезвычайные экологические

касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об

ситуации, зоны экологического бедствия. Большое внимание

охране окружающей природной среды [9], который был принят рань-

уделено особо охраняемым природным территориям и объектам

ше Конституции (19 декабря 1991 г.), но по которому государство

(заповедникам, заказникам, национальным паркам, памятникам

живет и до сих пор. В законе четко сказано: природа и ее богатства

природы, исчезающим видам растений и животных). Целым рядом

являются национальным достоянием народов России, основой их

статей прописан экологический контроль — государственный и

устойчивого социально-экономическогоразвития, основой бла-

общественный.

госостояния человека. В законе предусмотрено все: что является

Впервые за весь период существования СССР и РФ — и это

объектами охраны и по каким принципам она осуществляется, в чем

особенно значимо — целый раздел посвящен экологическому

состоит компетенция всех субъектов РФ, всех ветвей власти и

воспитанию, образованию, научным исследованиям. В статье 73

органов местного самоуправления.

 

говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и

Так же как и в Конституции, в данном законе представлены

непрерывного экологического воспитания и образования, которая

права и обязанности граждан. В соответствии со статьей 11 они

охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее

имеют право на охрану здоровья от неблагоприятной среды,

профессиональное образование, повышение квалификации и

сложившейся в результате хозяйственной деятельности, катастроф

средства массовой информации. Статья 74 посвящается вопросам

или стихийных бедствий. Это право обеспечивается нормированием

обязательного преподавания основ экологических знаний в

качества окружающей природной среды, социальным и

учебных заведениях всех уровней. Статья 75 обязывает

государственным страхованием граждан, возмещением в судебном

руководящих работников и специалистов (руководителей

или административном порядке вреда, причиненного их здоровью в

министерств и ведомств, различных предприятий) иметь

результате загрязнения среды, государственным контролем за

необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при

состоянием

природной

среды

и соблюдением приро-

назначении на должность, при аттестации и переаттестации

доохранительного законодательства, привлечением к ответствен-

работников.

ности лиц, виновных в нарушении экологической безопасности

Экологические, эколого-правовыезнания необходимо распро-

населения.

 

 

 

странять всеми доступными способами в целях воспитания бе-

Статья 12 предусматривает обязанности граждан, которые

режного отношения к природе, рационального использования ее

сводятся к тому, чтобы принимать участие в охране окружающей

богатств — об этом гласит статья 76. Последняя статья раздела

среды, в сбережении природных богатств, соблюдать природоох-

(77) посвящена науке — она предписывает всем научным и

ранительное законодательство, установленные нормативы качества

учебным заведениям страны планирование исследований, раз-

природной среды. Ценным является то, что в обязанности граждан

работку комплексных программ в области охраны и оздоровления

включено требование «постоянно повышать уровень своих знаний о

окружающей природной среды, в сфере экологического об-

природе, экологическую культуру, содействовать экологическому

разования.

воспитанию подрастающего поколения». Закон данной статьей

Данный закон можно считать прогрессивным не только по со-

призывает граждан быть неравнодушными к тому, что происходит

держанию, но и по способу вхождения его в жизнь — он был

вокруг, активно проявлять свою гражданскую позицию: создавать

профинансирован госбюджетом, что позволило реализовать многие

общественные объединения и фонды по охране природной среды,

хорошие идеи в практике жизнедеятельности страны.

принимать участие в собраниях, пикетах, референдумах по охране

В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановле-

окружающей среды, требовать от органов управления достоверной

ние «О мерах по улучшению экологического образования населения» —

информации о состоянии окружающей среды, бороться за отмену

это был первый документ после Форума в Рио: экологическое об-

решений по строительству экологически вредных объектов, ставить

разование признавалось приоритетным, на него предлагалось вы-

вопрос о привлечении к от-

 

 

делять до 10% бюджетных денег. Дальнейшие постановления Пра-

16

 

 

 

17

 

 

 

 

studfiles.net

Николаева С.Н. - Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Методическое пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, 5-09-010888-9

Главная  » Учебники и учебные пособия. Педагогика » Педагогика. Воспитание. Дефектология. Логопедия » Дошкольная педагогика » Знакомство с окружающим миром » Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Методическое пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения Просвещение, 2002 г., 144 стр., 5-09-010888-9 , 60*90/16 мм., тираж: 10000

Описание книги

В пособии представлены методические рекомендации и конспекты занятии по Экологии в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.


Поделиться ссылкой на книгу

Об авторе

Николаева С.Н.
Автор ряда учебных пособий по методике преподавания экологии для студентов средних и высших педагогических заведений

Последние поступления в рубрике "Знакомство с окружающим миром"

Дошкольное образование. Я узнаю окружающий мир. Для детей 7 лет Крылова О.Н.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. _x000D_Комплект рабочих тетрадей \\\"Я узнаю окружающий мир\\\" рассчитан на детей от 4 до 7 лет, занимающихся по любым дошкольным программам....

Обитатели морей и океанов. Дидактический материал по лексической теме. 5-7 лет Куликовская Т.А.

Материал, представленный в пособии, позволит обогатить и расширить словарный запас детей. Научит пользоваться существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. В книге много авторских сказок, стихотворений, занимательных заданий, игр по лексической теме \\\"Обитатели морей и океанов\\\"....

Полевые и луговые цветы. Дидактический материал по лексической теме. 5 - 7 лет Куликовская Т.А.

Материал, представленный в пособии, позволит обогатить и расширить словарный запас детей. Научит пользоваться существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.В книге много авторских сказок, стихотворений, занимательных заданий, игр по лексической теме \\\"Полевые и луговые цветы\\\"....

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Методическое пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

www.knigo-poisk.ru

Реферат - Методическое обеспечение программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 1993. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 1


Методическое обеспечение программы

С.Н. Николаевой «Юный эколог».

1.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа».1993.

2.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа».1995.

3.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».1996.

4. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.

5.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.

6.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.

7.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.

Методическое обеспечение программы

Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа».

1.Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2001.

2.Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.

3.Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс.1997.

4.Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс». 1998.

5.Н.А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов.1995.

6.Н.А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект.

М. «Экология и образование».1996.

7.Н Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники.

М. «Линка- Пресс». 2002.

8.Н.А. Рыжова «Почва-живая земля».М. Карапуз.2005.

9.Экологический проект «Мое дерево».М. Карапуз.2006.

10.Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами». М. Карапуз.2006.

11.Н.А. Рыжова «Деревья: от акации до Ясеня».М. Карапуз.2006.

^ Пособия для детей
1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.

2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.

Методическое обеспечение

программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик».

« Про небо и землю». Сказочная хрестоматия. ( Составители В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова). М. «Педагогическое общество России».1999.

2.В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Подружись с карандашом».

М. «Педагогическое общество России».1999.

3.В.И. Ашиков «Солнечный круг:100 занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик». М. «Педагогическое общество России».1999.

4.В.И. Ашиков, С.Г Ашикова «Азбука мира: Книга по воспитанию культуры мира в детях дошкольного возраста». М.

5.В.И. Ашиков,С.Г. Ашикова «Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах». М. «Педагогическое общество России».

Методическое обеспечение программы Ж.А. Васякиной «Паутинка»

1.Ж.А. Васякина-Новикова, В.Н. Сахарова «Паутинка: Методические рекомендации». М. МИПКРО.1997.

Методическое обеспечение программы

С.Н. Николаевой «Зеленая тропинка».

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».

М. «Просвещение». 2001.

Методическое обеспечение
1.Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.«Асар».1996.

2. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». М. «Гном и Д».2001.

www.ronl.ru

Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков, им самим.

Д. С. Лихачев

Проблемы экологии приобретают в настоящее время все более глобальный и общечеловеческий характер. В современных условиях наибольшую опасность представляют нарушение экологического равновесия в местном, региональном и всемирном масштабах. Очень часто мы слышим о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

В связи с появлением экологических проблем и необходимостью их преодоления в образовании появилось новое направление — экологическое. В связи с этим появились и новые понятия: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», в том числе и «экологическое воспитание дошкольников». Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление детей с природой.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениями объектам, которые окружают ребенка и с которым он знакомится в дошкольном детстве. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Что же такое экологические знания? Это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. [1, с.3]

В методике экологического воспитания дошкольников специфической чертой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение. Задача такого опосредованного познания — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Именно поэтому в экологическом воспитании большое значение имеет создание зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях. [3, с.12]

Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. [3, с.13] При наличии даже небольшого пространства, в каждой возрастной группе необходимо иметь уголок природы. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения. Важно, чтобы растения были ухоженными, правильно размещены и красиво оформлены. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа. которых надо любить и о которых следует заботиться — их существование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями. Непосредственная близость обитателей уголка природы к детям позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разных видов совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену в различные формы совмещения с игрой и творчеством. [3, с.34] Дети с интересом наблюдают, когда в уголке природы появляются также и временные объекты природы, например мини-огород на окне — лук и чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Эти растения можно использовать в виде витаминной добавки в питании детей, а кроме этого эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной в совместной деятельности с детьми можно вырастить цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы сделать выгонку веток. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение. [3, с.36]

Экологическую развивающую среду также необходимо создавать и на участке детского сада. Если вся территория хорошо озеленена, получается благоприятный микроклимат. На территории детского сада лучше сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья год, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды; ива красиво раскидывает свешивающиеся ветви; береза привлекает внимание белым стволом. На всех участках, где гуляют дети, необходим травяной покрой, который создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле — именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, кроме того зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. Обязательно должны быть цветники — учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На территории дошкольного учреждения могут быть созданы различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Можно создать фито — поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу. Эти «экологические пространства» позволяют проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. [3, с.37]

В экологическом воспитании большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической культуры. Создание развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но эта деятельность становится методом лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги. которые все делают сами не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве»: в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы. [3, с.40] В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим сними и польем их». С возрастом детей меняются функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает. Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. [3, с.41]

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — ого само требует наличия определенных знаний, как отправных моментов наблюдений. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных. явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. [3, с.45] Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Играющий ребенок всегда находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. [3, с.67]

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, участниками которых являются не только сотрудники детского сада и дети, но и их родители. Можно использовать такие акции как «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. [3, с.82] Знания, которые получают дети, не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Литература:

1.                  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада.–М.: Просвещение, 1999.– 207 с.

2.                  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя ДОУ.–М.: Просвещение, 2002.– 144 с.

3.                  Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная деятельность, уголок природы, растение, природа, экологическое воспитание дошкольников, животное, наблюдение.

moluch.ru

Методическое обеспечение программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 1993. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 1995


Методическое обеспечение программы

С.Н. Николаевой «Юный эколог».

1.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа».1993.

2.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа».1995.

3.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».1996.

4. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.

5.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.

6.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.

7.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.

Методическое обеспечение программы

Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа».

1.Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2001.

2.Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.

3.Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс.1997.

4.Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс». 1998.

5.Н.А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов.1995.

6.Н.А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект.

М. «Экология и образование».1996.

7.Н Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники.

М. «Линка- Пресс». 2002.

8.Н.А. Рыжова «Почва-живая земля».М. Карапуз.2005.

9.Экологический проект «Мое дерево».М. Карапуз.2006.

10.Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами». М. Карапуз.2006.

11.Н.А. Рыжова «Деревья: от акации до Ясеня».М. Карапуз.2006.

^
1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.

2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.

Методическое обеспечение

программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик».


  1. « Про небо и землю». Сказочная хрестоматия. ( Составители В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова). М. «Педагогическое общество России».1999.

2.В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Подружись с карандашом».

М. «Педагогическое общество России».1999.

3.В.И. Ашиков «Солнечный круг:100 занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик». М. «Педагогическое общество России».1999.

4.В.И. Ашиков, С.Г Ашикова «Азбука мира: Книга по воспитанию культуры мира в детях дошкольного возраста». М.

5.В.И. Ашиков,С.Г. Ашикова «Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах». М. «Педагогическое общество России».

Методическое обеспечение программы Ж.А. Васякиной «Паутинка»

1.Ж.А. Васякина-Новикова, В.Н. Сахарова «Паутинка: Методические рекомендации». М. МИПКРО.1997.

Методическое обеспечение программы

С.Н. Николаевой «Зеленая тропинка».


  1. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».

М. «Просвещение». 2001.

Методическое обеспечение


1.Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.«Асар».1996.

2. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». М. «Гном и Д».2001.

do.gendocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *