Сарафан в русском народном стиле – льняные, старинный, косоклинный, современные, в народном стиле, национальный

Содержание

Самые красивые русские сарафаны - идеи, советы

Всякий народ имеет свои традиции и обычаи, а также национальные наряды, которые отличают его от представителей других народностей.

Что касается России, то такой одеждой стал русский сарафан, представляющий собой платье без рукавов. По внешнему виду данный тип одежды отличался в отдельных регионах страны по типу кроя и материалу. Однако можно отметить, что подобный наряд надевали и представительницы европейских государств. 

Русский сарафан

 

 

Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало – «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…

В современном понимании «сарафан» считается термином, который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.

Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.

До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.

Разнообразие фасонов по стилям

Наиболее распространенными типами фасонов считались слабо расклешенные глухие сарафаны, прямые с лямками, расклешенные с короткими рукавами, в виде юбки пришитой от лифа и с пуговицами впереди.

Ключевой особенностью такой одежды считается ее внушительный вес, объясняющийся применением огромного количества деталей при пошиве. Наиболее грузными моделями являются красный праздничный, синий и белый русский сарафан. Для изготовления одежды мастерицы применяли овечью тканую шерсть, которая предварительно проходила окрашивание ольховой либо дубовой корой. Кроме того, обязательно использовали бархат и тесьму для украшения низа.

Ежедневным вариантом считался сатиновый прямой сарафан (его называли саяном). Цвет наряда подбирался по возрасту женщины. Молодежь носила бордовые и красные сарафаны, а пожилые – синие либо черные.

Современная интерпретация образа с русским сарафаном

Русская стилистика сарафанов пользуется достаточно большой популярностью у современных модных дизайнеров. Время от времени на подиумах Ив Сен Лорана и Поля Пуаре можно встретить платья, исполненные в традиционной русской классике, задекорированные аппликациями, лентами и вышивкой. Отечественный дизайнер Зайцев давно слывет почитателем накидок из меха, кокошников и сарафанов.

Обыденными и ежедневными подобные наряды сложно назвать, однако у каждого человека имеются поводы, чтобы блеснуть в них! Легкий русский сарафан можно надевать для летней прогулки.

В наше время стало очень актуальным проводить тематические мероприятия. Например, почему бы невесте не надеть шикарный праздничный сарафан с кокошником? Это всегда будет выглядеть эксклюзивно и стильно. Подобное торжество обязательно запомнится всем вокруг!

Пролистав каталоги специализированных магазинов и пересмотрев коллекции модных дизайнеров, девушка сможет легко отыскать нужный ей русский сарафан, купить его и носить в своем удовольствие!

Модели русского сарафана на полных женщин

 

 

1.     Юбка на бретелях – фасон русского сарафана, который полюбился многим дамам. Согласно старинным поверьям, придумала его русская барыня. Именно поэтому в любой русской сказке девушки носили такие одежды. Этот сарафан имеет разную длину – до пола либо ниже колен. Длинная модель на тонких бретелях – праздничный вариант, а чтобы фигура казалась более стройной, дизайнеры применяют различные хитрости. В основном добавляется геометрический узор.

2.     Вязаная модель русского сарафана

будет смотреться гармонично жарким летом, а также холодной осенью. Плотная либо кружевная вязка в форме цветов и прочих узоров сможет выгодно подчеркнуть достоинства пышной фигуры. Такой сарафан сегодня можно отыскать в любом магазине, предлагающем выбор одежды ручного изготовления. Конечно, такая модель будет стоить дорого, если это не машинная вязка.

3.     Балетный русский сарафан – данный вариант считается наиболее воздушным, без рюш и воланов. Именно это и необходимо девушкам с пышными формами. В наше время мода на струящиеся модели балетного сарафана стала набирать не шуточные обороты. 

Присмотритесь к фото, возможно, вы решите, что и в вашем гардеробе должна быть сто стильная вещица.

Русский сарафан женский и детский  - фото

 

 

ona-znaet.ru

Русский народный сарафан: виды и особенности

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Содержание статьи:

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

 

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.

Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда

 

А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

 

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.

Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа

 

Традиционный образ русской красавицы

 

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.

Нарядный сарафан для знаменательных событий

 

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

 

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.

Талия чаще всего не обозначалась

 

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.

Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

 

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.

Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом

 

Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

 

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

 

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.

Шикарный русский сарафан

 

Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.

Старинные распашные сарафаны

 

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид  достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.

Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

 

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.

Более современная версия традиционного русского сарафана

 

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.

Внешний вид поневы мог сильно отличаться

 

Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

 

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.

Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

 

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

 

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.

Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

 

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.

Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

 

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

[ot-video]

[/ot-video]

 

 

 

ethnoboho.ru

Сарафан, как элемент русского народного костюма

    

Автор публикации:

искусствовед Дедкова Нина Николаевна

 

Историческая справка

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.  В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

 

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

 

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

 

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

 

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.

 

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

  • туникообразный глухой косоклинный;
  • косоклинный распашной или с центральным передним швом;
  • прямой круглый или московский; прямой с лифом;
  • прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

 

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

 

 

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

 

    

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

 

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

 

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

    

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

 

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

 

   

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

 

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

 

    

Праздничная одежда. Конец XVIII - начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

 

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

 

  

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

 

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

   

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

 

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

 

   

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

 

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

 

   

 

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом.  Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа.  Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

 

 

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

 

Посмотреть каталог готовых выкроек сарафанов, детских сарафанов, женских юбок, брюк, блузок и топов.

 

Читать другие статьи

Рубахи в русском народном костюме

Выбор одежды в зависимости от Вашего цветотипа внешности

Выход в свет - вечерняя мода

Съемные аксессуары - изысканное дополнение Вашего образа

Баска - модный тренд сезона

Одежда для типа фигуры ГРУША - рекомендации стилистов

Как правильно снять мерки - общие правила

Как правильно выбирать трикотажные полотна - консультация профессионалов

xn-----6kcbhq4ahbzhhis7n.xn--p1ai

Сарафан в русском стиле | VICTORIA TIMOKHINA

Сарафан в русском стиле Меховица

Сегодня русский стиль притягивает все больше внимания своей простотой, естественностью и одновременно шиком, наполняя образ определенным смыслом. В разные годы дизайнеры нередко пытались проявить свое видение русского стиля, опираясь на культурные особенности и привнося свои задумки.

Найти и купить традиционную одежду сейчас намного проще, чем раньше. Платья, сарафаны, косоворотки и всевозможные кафтаны, а также сувенирные вещицы, можно заказать в специализированных интернет-магазинах. Достаточно сделать в поисковике желаемый запрос. Вопрос в другом, как носить русскую одежду в современной жизни, чтобы выглядеть красиво, стильно и при этом, тебя не заподозрили в сектантстве.

Если очень хочется облачиться в традиционную одежду в чистом виде, то можно смело это сделать на какой-нибудь праздник или народные гуляния: Масленицу, Пасху, День Города или на славянский праздник, где люди точно не будут смотреть косо. В повседневной жизни тоже можно носить элементы народного костюма, но нужно разбавлять их современной одеждой, тогда образ можно будет отнести к бохо-стилю, и выглядеть он будет легко, свободно и очень актуально летом. Например, яркую блузку с пышными рукавами и вышивкой можно прекрасно скомбинировать с джинсами или брюками под кожу или более классическими длиной по щиколотку. Аксессуары и обувь могут быть, как в том же бохо-стиле, так и современные, все зависит от цели выхода.

Стиль a la russe – это скорее современная интерпретация, частично напоминающая некоторыми чертами русский традиционный костюм, но при этом, гармонично вплетающаяся в современную жизнь, выглядящая актуально, модно и очень красиво. Часто, достаточно нескольких штрихов, чтобы образ заиграл «русскими красками», и при этом не выглядел перегруженным. Например, в последнее время очень популярным стал такой образ: длинная юбка однотонная или в ретро-цветочек, к ней джинсовая рубашка, свитер или блузка, а в качестве того самого штриха, можно добавить аксессуары: бусы, расписанные хохломой, оригинальная сумочка, расшитая бисером, или лукошко, или шкатулка с каким-то сказочным сюжетом и т.д. Поле для экспериментов очень широкое.

Если ретро-цветочек немного поднадоел, то можно пойти дальше. В последнее время, многие зарубежные и российские дизайнеры активно включают в свои коллекции сарафаны на широких бретелях и платья с квадратным вырезом, что смотрится очень свежо. Так что сарафан входит в моду. И не простой, а самый, что ни на есть русский. Достаточно посмотреть весеннюю коллекцию 2015 в Париже модного дома Valentino – перед нами предстают русские сарафаны практически в исконном воплощении. У других дизайнеров сарафаны встречаются, но скорее лишь с намеком на русский народный, при этом, используется кружево, жаккард, бархат, шелк, рогожка, лен, а также нередко можно встретить деталь, относящую образ к русскому стилю – вышивку. Техник и стилей вышивки существует множество видов, а традиции вышивки разных областей России зависят от территориальной и исторической привязки. Стоит только начать изучать эти особенности, возникает непреодолимое желание взять пяльцы и нитки мулине, и что-нибудь вышить. В детстве у меня неплохо получалось.

Сегодня хочу представить один из моих любимых образов в русском стиле – сарафан Меховица с широкими бретелями и сказочным орнаментом, придающим образу особый шик. Комбинирую сарафан с лодочками нежного кораллового цвета, который встречается в орнаменте сарафана, поэтому туфли прекрасно с ним гармонируют. В качестве аксессуара – черный клатч в винтажном стиле.

 

Такой сарафан я надеваю по особому случаю – на Неделю моды MBFW Russia или какой-нибудь праздник.

Фото с MBFW Russia от Alex Visual

Street style, MBFW Russia

Русский стиль на MBFW Russia

Благодарю за внимание!

P.S. В Воронеже немало любителей русского стиля, а в скором времени (15 мая) Александр Васильев приезжает к нам со своей тематической лекцией «Русский стиль в моде». Хорошие билеты пока еще есть, забронировать можно на сайте ticketok.ru. Увидимся 🙂


www.victoriatimokhina.com

Сарафан в русском народном стиле

Русский стиль в одежде в очередной раз возвращается в моду, и все чаще можно увидеть на подиумах наряды с элементами национального костюма. Чаще всего такие элементы наблюдаются в платьях или сарафанах, выполненных в русском народном стиле.

Сарафан в народном стиле

Подобный наряд отличается роскошью и обилием красок, не говоря уже о множестве фасонов. Классическим вариантом является сарафан с завышенной талией на широких бретельках. Юбка при этом может быть как зауженной, так и расклешенной, причем последнему варианту отдается большее предпочтение. Благодаря красочным расцветкам, сарафаны в русском стиле можно носить практически на любое мероприятие. Цветочные расцветки и применение ярких тканей не только выделят вас из толпы, но и подчеркнут вашу индивидуальность. Однако не все модели имеют броский вид. Много нарядов выполнено в более спокойных, пастельных тонах. Такие наряды актуальны для каждодневных прогулок, а некоторые модели можно надевать для более торжественных случаев. Очень стильно выглядят короткие сарафаны в народном стиле, сочетающие в себе модные тенденции и народные мотивы в качестве декора. В таком наряде можно совершать прогулки и даже отправится на свидание. Цветочные принты и простота кроя сделают из вас настоящую русскую красавицу. Вышивка цветными нитями, камнями, лентами и бисером – основной акцент таких сарафанов. Еще одной интересной моделью короткого сарафана является интерпретация под платок в русском стиле.

Кроме прочего, русские сарафаны можно использовать и для тематических фотосессий. Для этого лучше всего подойдут длинные сарафаны в русском стиле. Крой сарафана может быть любым – от прямого до длинной юбки-колокол. Самое главное максимально приблизится к теме народного стиля. А это использование натуральных тканей, вышивки и правильной прически и макияжа.

 

womanadvice.ru

народный, славянский, старинный, костюм. Разновидности материалов и модные сочетания

Сарафан в русском стиле – не только предмет из далёкого прошлого, а по-настоящему стильный и необычный элемент гардероба, который позволит выделиться из толпы, привлечь внимание к своей персоне и отдать дань традициям. А благодаря вариативности этого элемента одежды, абсолютно любая женщина сможет подобрать для себя интересный вариант.

Разновидности сарафанов в русском стиле

Когда сарафан только появился на Руси, он представлял собой льняное одеяние с длинными рукавами и длиной в пол. Со временем данный элемент гардероба развивался, приобретал новые детали. На сегодняшний день можно выделить несколько разновидностей сарафанов в русском стиле.

Народный вариант

Самая традиционная и народная разновидность сарафана представляет собой длинное платье в пол на широких бретелях. Часто такое платье застёгивается спереди, причём застёжка расположена по всей длине изделия.

Застёжка зачастую обильно декорируется вышивками, пуговицами и другими декоративными элементами.

В древности такой сарафан носили поверх льняной рубахи с широким рукавом. В наши дни модницам предоставляется абсолютная свобода выбора – сарафан можно носить на голое тело, а длина может варьироваться вплоть до мини.

Славянский вариант

Такая модель была наиболее распространённой по всей территории Руси. Это закрытый сарафан без рукавов и без застёжки. Такую одежду девушки носили каждый день. Чаще всего это платье шили из двух полотнищ, шов находился спереди посередине изделия. Шов одновременно служил и декоративной деталью, которую могли украшать вышивкой. Под это платье надевалась рубаха, а сверху оно опоясывалось отрезком ткани. Талия такого изделия была завышенной.

Старинный вариант

Одна из наиболее древних моделей – московский сарафан. Это платье с юбкой прямого кроя и облегающим лифом, который смотрится очень эффектно как на стройных, так и на полных девушках. Талия на таком платье выделяется с помощью пояса. Расцветки именно этих моделей отличаются своей яркостью и насыщенностью цветов.

Современные интерпретации сарафана в русском стиле

В наши дни такие народные сарафаны пользуются популярностью среди поклонников национального стиля и народных танцоров. Модели для танцев внешне не отличаются от простых сарафанов. Расклешенные модели все так же дополняются широкими лямками и юбкой, пришитой непосредственно к лифу. Но декоративных элементов в таком наряде намного меньше, что делает наряд более легким.
Еще один современный вариант – сарафаны, которые только стилизуют внешний вид народных платьев. Может использоваться тот же крой, цвета или узоры.

В таком платье девушка точно обратит на себя внимание, при этом будет выглядеть эксклюзивно и необычно.

Многим женщинам нравится сарафан, представляющий собой расклешенную юбку на бретелях. Юбка может быть в пол или чуть ниже колен. Лямки могут быть как широкими, так и узкими – их ширину стоит подбирать в зависимости от особенностей фигуры каждой отдельно взятой дамы. Подчеркнуть достоинства и сделать недостатки менее заметными поможет и правильно подобранный узор. Женщинам с чрезмерно пышными бёдрами следует выбирать модели с вышивкой или другим декором в области груди или плеч. Если же верхняя часть тела, наоборот, слишком развита, то можно привлечь внимание в бёдрам и ногам, подобрав модель с узорами на бёдрах.

Материал, который может использоваться для пошива таких моделей

Ткани для платья в русском стиле могут использоваться самые разнообразные. Для тех моделей, которые предназначены для ежедневного использования, отлично подойдут простые натуральные ткани – хлопок и лён. Для более праздничных вариантов лучшим решением станут более дорогие и фактурные ткани, например, бархат, парча или шёлк.

Один из обязательных элементов платья в русском стиле – вышивка. Ткань обязательно должна быть украшена витиеватыми узорами, вышивками и цветами.

Это придаёт модели атмосферности, необычности и особого шарма. Особенно ценятся модели, на которых вышивка выполняется вручную. Обычно и цена таких сарафанов значительно выше. Но существуют и альтернативы – машинная вышивка тоже выглядит достойно и умело украшает подобные наряды.

Варианты сочетания с другими элементами гардероба

Сарафан в русском стиле – вовсе не банальная вещь гардероба, которую легко сочетать с базовыми простыми вещами. К такому платью нужен цельный образ, в котором все вещи будут сочетаться друг с другом и дополнять одна другую.

Сарафан длины макси отлично сочетается с босоножками на низком ходу и небольшой тканевой сумочкой. Такое платье отлично сядет и на молодую девушку, и на зрелую женщину. Можно сшить на заказ или подобрать костюм для второй половины.

Нежное сочетание белого верха и узорчатой юбки идеально подойдёт даже для холодной зимы. Такое платье можно носить с шубой или пальто, а на ноги отлично подойдут ботинки или сапоги на небольшом каблуке.

Яркий сарафан длины макси из натуральной ткани отлично подойдёт для лета. Можно сделать акцент на талии, используя пояс или ремень. Отлично дополнит образ венок или обруч с цветами. На ноги следует выбрать удобные босоножки или туфли.

Интересно выглядят и платья с длинным рукавом. Они могут быть задекорированы вышивкой, что придаёт им особый шарм. Когда наряд сам по себе обильно украшен, то остальные предметы гардероба должны быть максимально сдержаны и лаконичны – лодочки телесного цвета и нейтральный клатч без лишних деталей отлично дополнят образ.

Сарафан в русском стиле – отличное решение для создания яркого и необычного образа. Главный плюс такого наряда состоит в том, что это платье подходит практически всем – и юным девочкам, и зрелым дамам. Комплекция и тип фигуры также не играют абсолютно никакой роли – правильно подобранный сарафан удачно скрывает недостатки и демонстрирует достоинства.

Загрузка...

frauwow.com

Русский народный сарафан

Дабы выглядеть стильно, непревзойденно, не обязательно заимствовать модные тенденции с подиумов Запада, государств другого континента. Иногда достаточно просто взглянуть на родные узоры, присмотреться к этническим мотивам. Чего только стоит фасон русского народного сарафана! А его история! Она бездонна. К тому же существует немыслимое количество его вариаций, которые, кстати, преобразившись, становятся все более популярной одеждой среди современных девушек.

История женского русского народного сарафана

Каждый уголок бескрайней России имел свой фасон этого народного костюма. К тому же носили его, как девушки, так и зрелые женщины. Взглянув на наряд гостьи, можно было сразу сказать, с каких мест она прибыла. Ведь визитная карточка – это мотив вышивки.

Не будет лишним отметить, что одежду эту хранили, как зеницу ока. Она передавалась по наследству, как одно из самых дорогих богатств семьи. Из поколения в поколение в этой русской народной одежде выходили замуж, венчались, праздничный сарафан олицетворял собой память о своих предках. Он являлся некой данью семейным традициям.

Что касается периода, когда возник этот костюм, то можно выделить 17-18 столетие. Это платье без рукавов начали носить женщины, проживающие на территории Московии и Верхневолжья.

Самое интересное, что под сарафан необходимо было надевать несколько юбок. С одной стороны – это очень практично. Такая многослойность служила неким нижним бельем для девушки. Помимо этого, барышни стремились увеличить полноту бедер. Как известно, ранее это считалось признаком того, что в будущем девица способна будет воспроизвести здоровое потомство своему суженому.

Если говорить о фасонах русского народного сарафана, то во Владимирской, Новгородской губерниях шили наряд с откидными рукавами.

В Вятском уезде пользовался немалым спросом тип убранства «московец». Это сарафан прямого кроя, с узкими лямками и семью полотнищами с лифом. Он был популярен вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

А вот в современном Белинском районе женщины носили приталенное платье с воротником-стойкой. Юбка состояла из пяти полотнищ. Такой фасон именовался «косоклинник».

Традиционный русский сарафан в современном стиле

Новое – это давно забытое старое. Этнокостюм никогда не останется в прошлом. Он будет подвергнут некоторым изменениям, но будет все таким же излюбленным, как раньше. Одно из главных тому доказательств – коллекция художницы-дизайнера из Одинцова, Тамары Добролюбовой. Благодаря ее работам, народная одежда, словно Феникс, возрождается. Мало того, ее коллекция «Моя Русь» известна не только на территории России, но и далеко за ее пределами. Здесь сарафан из расклешенного, трапециевидного трансформировался в строгое, облегающее платье.

Немаловажно упомянуть и о Доме Русской одежды Валентины Аверьяновой. В каждой ее коллекции сохранился русский стиль, истинная красота матушки-Руси. А самое главное – ее работы всегда олицетворяют любовь к Отечеству. Здесь найдутся костюмы, украшенные вышивкой ручной работы. К тому же она может быть не только нитями, но и серебром, золотом.

Мало того, сарафан в русском народном стиле можно встретить в работах самого Valentino. Видно, что направление a la russe набирает обороты не только в странах СНГ. Каждая модель имеет уникальный этнический орнамент. Вышивка выполнена в красочной цветовой гамме. Такое платье можно смело надевать не только на праздники, но и в качестве повседневного убранства, подчеркивая, тем самым, свой вкус, демонстрируя миру собственное настроение.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *