Семинар технология речевого развития дошкольников – – . , – .

Содержание

Семинар-деловая игра «Технология речевого развития»

Семинар-деловая игра

«Технология речевого развития»

Цель: Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития дошкольников

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников;

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать;

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей;

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов;

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп;

- ведущие: учителя-логопеды.

Регламент: 40 минут

Предварительная работа:

- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки.

План деловой игры

:

1. Мотивационно – организационный этап (5 минут).

2. Содержательный этап (30 минут).

- «Разминка» (5 минут)

- «Дискуссия» (15 минут)

- «Сообщение нового» (10 минут)

3. Заключительный этап (5 минут).

Ход деловой игры

1. Мотивационно – организационный этап.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Технология речевого развития».

2. Содержательный этап

«Разминка»

Объединившись в микрогруппы воспитателям предложен белоснежный цветок – ромашка. Каждой группе необходимо сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, заслушаем определения.

Предлагаем вспомнить:

язык 1. … Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. (Ефремова)

2. Система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления (В.И. Селиверстов)

речь 1. Способность говорить (С.И. Ожегов)

2. Способность выражать мысль словами; умение говорить (Ефремова).

3. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. (по психологическому словарю)

речевая деятельность Речь с точки зрения деятельностного подхода, т.е. речь, выступающая или в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включённых в неречевую деятельность; её структура включает этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля (В.И.Селивёрстов).

языковая способность 1. Умение выражать свои мысли на родном с детства языке

2. Способность человека к порождению и восприятию речи

речевая среда Речь окружающих людей и читаемые книги. Различают естественную в которой усвоение речи происходит спонтанно, и искусственную, т.е. специально организованную, максимально пригодную для обучения (В.И.Селивёрстов).

речь устная Словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух (В.И.Селивёрстов).

речь письменная Словесное общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и непосредственной; характеризуется сложной композиционно-структурной организацией (В.И.Селивёрстов).

 

«Дискуссия»

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

Развитая в соответствии с возрастом речь ребенка – одна из важнейших характеристик школьной готовности будущего первоклассника.

Однако сегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.

Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной группы, если дети:

Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Причины низкого уровня речевого развития.

Низкий уровень речевого развития прежде всего, связан с воспитанием и условиями жизни ребенка.

Недостаточное общение ребенка со взрослым, при котором взрослый уделял бы важное значение развитию голоса у ребенка и выражению своих желаний и действий не только посредством жестов, но и при помощи слов.

Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

Условия для успешного развития речи.

Интересно организовывать жизнь ребенка.

Постоянно побуждать ребенка говорить.

Создавать соответствующую обстановку, среду.

Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Совместные игры взрослого и ребенка.

«Сообщение нового»

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Требования к культуре речи воспитателя.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем;

д) образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. В младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания. В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять. Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт. Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой? После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине. Вот образец такого рассказа по картине "Шар улетел”: "Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”. Воспитательница предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи. В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло событие. Пример: "В доме жила маленькая девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь. Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, ловкие. Они спасли девочку из горящего дома”. Данный образец творческого рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание девочки, а также воспитывает у детей уважение к труду пожарных. Образцом может служить литературное произведение. Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях. Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна. На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?” Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Или другой пример. Воспитательница спрашивает. "Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитательница (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: "Что появляется весной на деревьях?” Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?” Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?” Часто, ставя вопрос, воспитатель не обращает внимания на точность словоупотребления. Например: "Куда почтальон кидает письма?” или "Где получают дети грамоту?” На последний вопрос, в частности, ребёнок так ответил: "Нина получила в школе, а маме на работе дали”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. На занятии по пересказу воспитательница говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”

Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя?” Нина: «Женя шёл в школу». Воспитательница: «Ну и что?» Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитательница.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Воспитатель должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным. Прежде всего, все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они направляли внимание детей на уточнение и уяснение намеченного программного материала. Затем вопросы должны заставлять детей не только припоминать уже известное, но и думать, отыскивая простейшие причины и следствия, делая элементарные выводы и обобщения. С этой целью не следует злоупотреблять подсказывающими вопросами, пользуясь ими только в исключительных случаях. Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка. Вопросы, наводящие, т. е. направляющие мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе.

Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый не может быть вызван. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитательница, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку. Например, воспитательница задаёт вопрос: "В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?” Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы. Основным требованием к детским ответам является их осознанность, осмысленность. Как уже было указано, необходимо следить за точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами. Требование от детей так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространённых предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений. Если ребёнок не умеет ответить полным предложением, а отвечает одним словом, например, подлежащим или сказуемым, ему надо поставить дополнительный вопрос, выясняющий недостающее слово или несколько слов, а затем повторить всё сказанное в виде полного предложения. Например, если на вопрос воспитательницы: "Кто выращивает хлеб и овощи?” — ребёнок отвечает: "Колхозники”, — воспитательница, желая получить полный ответ, ставит дополнительные вопросы: "Что выращивают колхозники?” — "Овощи, хлеб”, — отвечает ребёнок. — Теперь послушайте, как надо сказать правильно, — уточняет педагог: "Колхозники выращивают хлеб и овощи”. В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа. Принятый же в практике способ образования полного ответа через повторение вопроса приводит иногда к комическим случаям и звучит не по-русски. Например, на вопрос воспитательницы: "Что случилось с мальчиком?” — ребёнок отвечает: "С этим мальчиком случилось, он упал”. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении. Например, на вопрос: "Какое время года изображено на картине?” — Коля отвечает: "Была погода зима. Дети состроили кормить птичек кормушку”. Или на вопрос: "Кто провожал Ваню в школу?” — Валера отвечает: "Ваню провожала собачка Дружок”. В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу...” Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя—овладеть этим необходимым для успешной работы приёмом.

Выводы:

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

(Информация взята с сайта http://defektolog.ucoz.ru )

3. Заключительный этап. Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. Надеемся, что вы не зря потратили своё время, а взяли себе что-то на заметку.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Семинар- практикум «Технология речевого развития дошкольников» - Мои статьи - Каталог статей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Елочка» г. Балашова Саратовской области

Семинар – практикум

Тема: «Технология речевого развития дошкольников»

Провели:

Зам. зав. Шеина М.В.,

Воспитатель Ченцова О.О.,

Воспитатель Шнякина О.С.,

Учитель – логопед Фролова Е.М.,

Педагог- психолог Березка Е.В.

Балашов 2013 г.

План семинара – практикума

Тема: «Технология речевого развития дошкольников»

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

Задачи:

1. Обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

2. расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;  

3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно - ориентированного образования;

4. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;

5. преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

План работы семинара – практикума

Занятие № 1

Время проведения 20.01.14г.

Форма: проблемная лекция.

Тема: «Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию. Основная часть: тезисы проблемной лекции: - актуальность развития речи воспитанников именно в дошкольном периоде, самоценности этого возраста; - пути формирования грамматического строя речи; - формы развития связной речи детей: диалогической и монологической; - условия, влияющие на развитие речи ребенка - обсуждение задач развития речи детей в дошкольный период. Ответственный: Воспитатель Ченцова О.О. Воспитатель Шнякина О.С.

Занятие №2

Время проведения 21.01.14г.

Форма: практикум.

Тема: « Приглашение к творчеству» (проведение речевых, словообразовательных, словотолковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей). Цель: - актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

Ответственный: Учитель- логопед Фролова Е.М.  

Занятие № 3

Время проведения: 22.01.14 г.

Форма: консультация - комментарий.

Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»

Цели: актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

Ответственный: Педагог- психолог Березка Е.В.

elochkabal.ucoz.ru

Семинар-практикум 1 «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Транскрипт

1 Семинар-практикум 1 «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников» Сроки проведения: октябрь ноябрь 2016г. МКДОУ детский сад «Теремок» Купинского района

2 План работы семинара практикума. Октябрь Открытые просмотры: Открытый просмотр занятия по развитию речи с применением игровых технологий в средней группе ДОУ. Воспитатель Санникова Л.П. Консультации для воспитателей: Грамотная речь педагога важное условие для формирования речи дошкольников. Учитель логопед Слижевская С.А. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми. Работа с родителями: Старший воспитатель Ващенко Е.Г. Консультация «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста». Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. Руководство и контроль: Фронтальная проверка «Эффективность воспитательно-образовательной работы по речевому развитию дошкольников» Ст. воспитатель Ващенко Е.Г.

3 Ноябрь: Педсовет «Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ как условие развития речевых способностей дошкольников» - Общность усилий специалистов ДОУ в речевом разв. детей с ОНР. Учитель-логопед Слижевская С.А. - Речевое развитие детей на занятиях по физическому развитию. - Методы речевого развития на занятиях по худ. творчеству. - Развитие речи детей на музыкальных занятиях. Инструктор ФИЗО Конева А.А. Преподаватель ИЗО Бойко М.Г. Музыкальный руководитель Чемерская Е.А. Открытые просмотры: - Открытый просмотр занятия по развитию речи в подготовительной группе создание сенквейна. Воспитатель Мартынова И.А.

4 Консультации для воспитателей: -Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ. Воспитатель Желиба М.С. - Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания и речевого развития детей. -Разработка проекта «Рукописная семейная книга». Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. -Посещение занятий по развитию речи во всех возрастных группах. Работа с родителями: - Консультация «Ребѐнок и книга» Творческая группа Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. - Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению. - Изготовление памяток для родителей: «Читаем дома» - Создание рукописных семейных книг (старшие дошкольники) Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. Воспитатели

5 План заседания семинара-практикума: 1. Орфоэпическая разминка «Поставь ударение» Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. 2. Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Ст. воспитатель Ващенко Е.Г. 3. Сенквейн новая технология развития речи дошкольников. Воспитатель Горбань О.П. 4. Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми с ОНР. 5. Принятие решения. Воспитатель Рязанова Т.Г.

6 Орфоэпическая разминка «Поставь ударение»: банты, бантов; брали, брала; взяли, взяла; гнали, гнала; дать, дала, дали; задать, задали, задам, задала; звали, звала; звонить, звонит, звонят, позвонит, позвонишь; назвать, назвали, назвала; начать, начали, начал, начала; облегчить, облегчишь; повторить, повторим, повторит; положить, положила, положу, положишь; понял, понять, поняли, поняла; углубить, углубим, углубит, углубил, углубили; ходатайство, ходатайствовать; шарфы, шарфов.

7 Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Старший воспитатель Ващенко Е.Г.

8 Целевые ориентиры речевого развития детей: Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания. Может построить речевое высказывание в ситуации общения. Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности. Способен договариваться, учитывая интересы других. Проявляет любознательность, задаѐт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Знаком с произведениями детской литературы.

9 Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

10 Технологии развития речи Традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание). Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.

11 Инновационные технологии: Пальчиковые игры в воде, сухом бассейне. Логоритмика. Моделирование. ТРИЗ. Синквейн. Игровые. Различные виды терапий. Конструкторы ЛЕГО.

12 Пальчиковые игры в воде, сухом бассейне.

13 Логоритмика

14 Моделирование. Наглядное моделирование это: Опорные картинки, Схемы, Мнемотаблицы, Карточки-символы, Реальные приметы и т.п.

15 СТИХОТВОРЕНИЯ

16 ТРИЗ. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

17 Конструкторы ЛЕГО. (конструктивно-игровая деятельность)

18 Правила использования речевых технологий: 1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен. 2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. 3) Обязательное подкрепление демонстрации речью.

19 Синквейн. Речь Чистая, правильная. Учим, повторяем, закрепляем. Мы многое узнали о развитии речи. Здорово!!!

20 Синквейн новая технология развития речи дошкольников. Воспитатель Горбань О.П.

21 Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

22 Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

23 Синквейн появился в начале XX века в США; Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка; В России синквейн начал применяться с 1993 года.

24 Обратный синквейн Зеркальный синквейн Синквейн-бабочка Корона синквейнов Гирлянда синквейнов

25 Синквейн концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

26 Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

27 Условные обозначения: слова-предметы КТО это? слова-признаки КАКОЙ предмет? слова-действия ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?

28

29 Составьте синквейн 1. Ежик 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес.

30 Дети сочиняют синквейны Красногрудый, черноголовый. Сидит, клюёт, пугается. Снегирь - символ холодной зимы. Зима, холод. Снегирь. Зонт. Цветной, большой. Раскрывается, защищает, закрывается. Мой зонтик самый замечательный. Дождь.

31 Составление нового синквейна. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. Составление синквейна по прослушанному рассказу; Коррекция и совершенствование готового синквейна. Анализ неполного синквейна (без указания темы синквейна или определение названия темы этого синквейна)

32 Синквейн о синквейне 1.Синквейн. 2. Творческий, активизирующий. 3. Развивает, обогащает, уточняет. 4. Синквейн помогает учиться. 5. Технология

33 Воспитатель Рязанова Т.Г.

34 Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

35 Технологии развития речи Традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание). Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.

36 Здоровье сберегающая технология Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

37 Дыхательная гимнастика

38 Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж.

39 Коррекци онные тех нологии: сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят развивают мелкую моторику рук и речь.

40 ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

41

42

43 Игровая технология Применяется для развития умения составлять описательные рассказы.

44 Технология моделирования

45 Моделирования предложений

46 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый)

47 «Все профессии нужны, все профессии важны» «Все профессии нужны, все профессии важны»

48 «Времена года» Составить рассказ об осени по плану-мнемотаблице 1. Рассказ о солнце осенью. 2. Какое небо осенью? 3. Как выглядит земля осенью? 4. Что происходит с деревьями осенью? 5. Какую одежду носят дети осенью? 6. Изменения в жизни животных осенью. 7. Изменения в жизни птиц. 8. Занятия детей.

49 Заучивание стихотворения "Осень, осень" Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.

50 Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

51 Описание предметов. Домашние животные.

52 Деревья

53 Овощи и фрукты.

54 Серия картин «Семья»

55 Мнемотаблицы сказок.

56 Компьютерная технология. - развития речевого дыхания с использованием звуковых волн, -артикуляционная гимнастика, -автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, -работа над фонематическим восприятием, -презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных. - сочинения рассказов по картинке.

57

docplayer.ru

Семинар- практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО»

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ БЕЛОНОЖКОВА В.И. МБДОУ Г.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» ПОДГОТОВИЛА: СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ БЕЛОНОЖКОВА В.И. МБДОУ 8 2016Г. Цель педсовета: Активизация форм повышения квалификации

Подробнее

Составление описательных рассказов

Составление описательных рассказов Презентация для воспитателей ГБОУ Школа 1375 Подготовили учителя-логопеды комплекса: Каретникова Е.Ю., Гридасова - Прохорова Л.О. Связная речь ребенка итог его речевого

Подробнее

детей 3-5 лет рассказыванию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 Невского района Санкт- Петербурга «Использования мнемотехники для обучения детей 3-5 лет рассказыванию» Воспитатель: Кутилина

Подробнее

«Что сначала, что потом»

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Детский сад 17 Сказка» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста «Что сначала, что потом»

Подробнее

Венгеровский детский сад 4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Выступление на педагогическом совете по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Подробнее

Обобщенный педагогический опыт

Обобщенный педагогический опыт «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной реи дошкольников, имеющих проблемы в развитии.» Автор: учитель-дефектолог МКДОУ 4 «Катюша»

Подробнее

Консультация для воспитателей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчёлка» Консультация для воспитателей на тему: «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Данная рабочая программа «Мнемотехника» для второго года обучения, разработана на основе комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротренинг», рассчитана на один

Подробнее

КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Фамилия, имя, отчество педагога: Асалиева Ирина Магомедовна. Название темы: «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей. Цель работы: повышение своего теоретического

Подробнее

Паспорт логопедического кабинета

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 1 «Теремок» компенсирующего вида г. Олекминска муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) 678100 г.олекминск, ул.

Подробнее

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

Брилева Райса Хажинуровна воспитатель МДОУ Д/С КВ 4 г. Раменское, Московская область DOI 10.21661/r-464488 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: статья посвящена актуальной

Подробнее

Проект: «Умные пальчики»

Проект: «Умные пальчики» Руководители проекта: Педагог-психолог: Искакова Н.Н. Учитель логопед: Зимина В.В. 2015г. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что

Подробнее

docplayer.ru

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ Детский сад №17 "Белочка" г.Сургут, Тюменская область, ХМАО -Югра

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

  • обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО
  • совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников
  • в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор
  • развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников
  • повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Повестка.

 

1. Теоретическая часть:

  • ФГОС ДО: речевое развитие.
  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть:

  • Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
  • Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
  • Игры-схемы для развития связной речи.
  • Игровые упражнения ТРИЗ.
  • Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
  • Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
  • Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
  • Проект решения.

Ход

Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».

Теоретическая часть

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО: речевое развитие.

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

  • Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
  • Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.).

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.

ФГОС дошкольного образования: речевое развитие (на слайде сравнение ФГОС и ФГТ)

Содержание образовательной области речевое развитие:

  • владение речью как средством общения и культуры
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ключевые задачи обновления образовательного процесса:

  1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
  2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
  3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
  4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
  6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Практическая часть

Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

  • Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
  • Игры-схемы для развития связной речи.
  • Игровые упражнений ТРИЗ.
  • Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
  • Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
  • Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.
  3. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о