Сказка про гласные и согласные буквы – . , – .

Сказки про гласные и согласные звуки

Сказки про гласные и согласные звуки


Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказки и "домик звуков".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываем детям вот такие сказки.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все 

звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений: - спеть по очереди гласные звуки, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».

"Жили-были веселые человечки-звуки

. Они умели петь песни. Их звали «А»«О»«Э»«У»«Ы»«И», а вместе их называли — "гласныезвуки, У гласных звуковбыли звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "СогласныСогласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

multiurok.ru

Сказка об упрямых согласных звуках

Доброго времени суток всем! Сегодня мой пост снова посвящен таким «непонятным» и нужным первокласснику звукам. Я уже писала об облаках со звуками, которые мы делали с сыном, а теперь предлагаю сказку. Мой ребенок вроде лучше запомнил, чем  при сотом повторении теории.

 

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве было 42 жителя: 6 гласных звуков  [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются». Вот например, [п]. В слове

«пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж],[ш] и [ц] решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ],[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя это мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки и даже целые слияния, для рождения новых слов.

Расширенная и обновленная версия сказки находится вот здесь.

Чтобы не пропустить очередные мамины нововведения в процесс обучения  подпишитесь на  обновления  по почте.

Удачи вам!!!

 

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Урок русского языка на тему"Сказки про гласных и согласных"

Про девочку Эмму.

Жила-была девочка Эмма. Училась она во втором классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Эмма получила двойку.

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Эмма споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в

И Эмма разучилась писать своё имя…

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Эмма, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

- Почему ты плачешь? – спросила её учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.

Девочка обрадовалась, последовала совету учительницы и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:ванна, класс, касса, коллектив, аллея, масса, грамм, конный, жужжать, суббота, хоккей, программа, коллекция, искусство, дрожжи, перрон, пассажир, грипп, поссориться, русский.

Спор согласных.

В Звукобуквограде жили звонкие и глухие согласные. Однажды между ними произошёл удивительный спор.

- В таких словах, какгриб, зуб, мороз, глаз, город,нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда, - говорили глухие и не унимались, потому что им хотелось взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах

огород, дуб, зуб, колхоз, обеднужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самое главное правило.

Гласные поссорились.

Однажды гласные буквы гуляли по лесу и так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругаются.

А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда гласные без ударения, то каждая хочет занять место другой.

К счастью, есть волшебник Ударение. Стоит ему сделать гласную ударной, как она сразу ясно слышится. Об этом узнали дети и очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь правильно и грамотно писать слова.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

Сказка про шипящие.

Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные А, У, Ю, Я, И,Ы Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уж многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело уже было вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

Буква-хвастунишка.

Как-то гласные буквы стали спорить, кто из них важнее.

- А это я! – кричала буква А. – Я первая стою в азбуке!

- Я! Я! Я! – надрывалась буква Я. – Я – так говорит о себе каждый человек!

А ещё одна гласная буква улыбнулась и промолвила:

- О чём вы говорите? Какие же вы главные? Если на вас не будет падать ударение, вас будет еле слышно! Во всём алфавите главная я, потому что всегда ударная! (ё).

Про йотированные гласные.

Однажды в кабинет главного врача в Звукобуквограде вошли буквы Е, Ё, Ю, Я. Они прежде никогда не болели и были напуганы тем, что с ними происходило.

- Что с вами? - спросил врач.

- Мы недомогаем. Что-то появилось у нас внутри.

- Нужен рентген, - сказал врач.

Сказано – сделано. Сделали рентген, посмотрел врач на снимок, а там…

- У вас же внутри ЙОТ! И краткое, по-другому.

- Это опасно? – забеспокоились буквы.

- Нет конечно. Это случается иногда. Просто ЙОТ играет с вами в прятки. Он невидимка и любит всех подурачить.

- Какое же лекарство вы нам посоветуете? – спросили буквы.

- Как можно чаще делайте фонетический разбор слов, с которыми вы работаете.

А у себя в блокноте записал: Е, Ё, Ю, Я – ЙОТированные.

Собрались вместе буквы Е, Ё, Ю, Я, посоветовались и решили быть всегда начеку, если вставали:

· В начале слова

· После гласной

· После разделительных Ь и Ъ.

Фокусник.

Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым: глаголел превращается в существительноеель, а консервнаябанка - в тёплуюбаньку. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Если мы захотим, то

лукпревратиться влюк,мышкавмишку, арад – вряд» Замолчал Мягкий знак, задумался.

Просьбы Мягкого знака.

Мягкий знак дружит с разными буквами. В словахконьки, деньки, пеньки – с Я, в словахкапельки, петельки, угольки –с Л. А вот с К почему-то нет.

К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим. «Мне даже очень хорошо стоять между буквами – Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне веселей будет!

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело доугольков.Слово на строке не помещается. Что делать? Девочка разделила слово на слогиу-голь-кии решила перенестиуголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!» А как по другому?

-У-гольки, -попросил Мягкий знак.

– Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.

- Тогдаугольк-и - снова просит Мягкий знак.

- Так нельзя. Не по правилам.

- Тогдаугол-ьки.

- Что ты, что ты разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось Мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

Глагол и его друзья.(3 класс).

Жил-был глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Добрые люди сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко. Пригласили с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике.

Жители страны встретили друзей дружелюбно и предложили жить вместе. В этой стране все трудились, скучать было некогда. Друзья с радостью согласились остаться и работать в предложении, как другие. Улыбка не сходила с их лиц, потому что они приносили пользу. А что может быть прекраснее – приносить пользу другим!

infourok.ru

Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки (Н. Г. Детюк)

СКАЗКИ О ЗВУКАХ ДА БУКВАХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

Сказка о том, как буквы своё место в жизни искали

Давно это было, ещё в древние времена.

Жили-были гласные и согласные буквы, да вот только порядка у них и мира между ними не было. Всё время буквы спорили, кому за кем становиться, каждая буква хотела на первом месте стоять.

– Нам надо всем построиться по порядку, и каждому нашему домику присвоить номер, и тогда нас легко будет найти в нашем городе, – предложила буква А.

– Первыми должны стоять гласные, – сказали гласные буквы.

– Нет, согласные, – спорили с ними согласные буквы. – Да без нас вы ни одного слова не произнесёте! Вы, например, можете каплю превратить в птицу? А мы можем! А в некоторых словах, так нас, согласных, по сто букв бывает!

– Приведите хоть один пример. Что это за слова такие, в которых сто согласных букв? – спрашивали их гласные.

– А вы у учеников спросите – они всё знают!

– Зато мы поём хорошо! А вы петь не умеете! – парировали гласные.

Буква Я была известной зазнайкой и хвастунишкой. Всё время себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая важная буква!». А однажды буква Я так заявила: «Без меня вам не прожить!» Так долгое время буквы всё ссорились и спорили. А Мягкий знак, известный мягкостью своего характера, предложил: «Пойдёмте к царю нашего государства, и пусть он нас рассудит».

Приходят буквы к Русскому Языку. Рассказали буквы государю о своём споре. А Русский Язык им и говорит:

– Чтобы вы больше не ссорились, определю каждой букве своё место, построю вас по порядку, который вы будете отныне и во веки вечные строго соблюдать. Порядок этот назову азбукой.

– Но ведь всё начинается в этом мире с меня! Я должна стоять первая! – продолжала настаивать на своём буква Я.

Рассердился Русский Язык на букву Я за её зазнайство и сказал: «Каждая буква нужна и важна! А ты отправляйся-ка в конец азбуки и подумай о своём поведении!» И отправил Русский Язык букву Я в самый конец азбуки. Оттуда не будет слышно её хвастовства.

С тех пор буква Я в азбуке, которую теперь алфавитом называют, самая последняя стоит. А буквы с тех пор больше не ссорились. Дружно живут в алфавите, а «встанут в ряд – вмиг заговорят». Люди даже про них такую загадку придумали – Белое поле, чёрное семя, кто его сеет, тот разумеет. Услышал эту сказку детский поэт Борис Заходер, очень рассмешила его эта история, и поэт написал стихотворение о буквах и о букве Я, букве-зазнайке:

Жили в азбуке у нас Буквы. Жили, не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится, там и дело спорится.

Только раз все дело стало из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала, взбунтовалась буква Я!

«Я, – сказала буква Я, – главная-заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!»

Говорят ей: «Встань на место!»

Отвечает: «Не пойду! Я ведь вам не просто буква.

Я – местоимение. Вы в сравнении со мною —

Недоразумение! Не более – не менее!»…

Тут вся азбука пришла в страшное волнение.

– Фу-ты, ну-ты, – фыркнул Ф, от обиды покраснев.

– Срам! – сердито С сказала.

– В кричит:

– Воображала! Это всякий так бы мог!

Может, я и сам – предлог!

Проворчала П:

– Попробуй, потолкуй с такой особой!

– Нужен к ней подход особый, —

вдруг промямлил Мягкий Знак.

А сердитый Твердый Знак, молча показал кулак.

– Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —

закричали Гласные.

– Не хватало только драки! А еще Согласные!

Надо раньше разобраться! А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ! Буква Я сама поймет:

Разве мыслимое дело всюду Я совать вперед?

Ведь никто в таком письме

не поймет ни «бе» ни «ме»!

Я затопала ногами:

– Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись.

Все – буквально! – улыбнулись.

И ответил дружный хор:

– Хорошо, идем на спор.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку,

Правда, стало быть, твоя!

– Чтобы я да не сумела,

Я ж, не кто-нибудь, а Я!

…Буква Я взялась за дело:

целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела,

написать она сумела только: «…яяяяя!»

Как зальется буква X: «Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»

О – От смеха покатилась!

А – За голову схватилась.

Б – Схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась, а потом как заревет:

– Я, ребята, виновата! Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята, даже сзади буквы Ю!

– Что ж, – решил весь алфавит, —

если хочет – пусть стоит!

Дело ведь совсем не в месте.

Дело в том, что все мы – вместе!

В том, чтоб все – От А до Я – жили, как одна семья!

Буква Я всегда была всем и каждому мила.

Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!

Сказка про звуки и буквы

В сказочной стране Русский Язык есть городок, и называется он Буквоград. В этом городке всего 33 домика, в которых живут звуки. Каждый домик имеет свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.

Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А-А-А! О-О-О! И-И-И! Ы-Ы-Ы! У-У-У! Э-Э-Э!». Это проснулись гласные звуки и начали петь. Гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!». Из других же домиков слышится шипение: «Ш-Ш-Ш. Ж-Ж-Ж. Щ-Щ-Щ. Ч-Ч-Ч». В этих домиках живут согласные звуки, которые называют шипящими.

Из других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук: «П. Т. К. С. Ф. Ш.» – эти звуки называют глухими согласными. А напротив глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные. Их голоса можно услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ж». Эти согласные неразлучные друзья, очень похожи друг на друга, в конце слова произносятся одинаково, из-за этого их называют ещё парными. На улице Непарной в остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х], [Ц], [Ч], [Щ] – всего их 4; и только звонкие согласные звуки: [Л], [М], [Р], [Н], [Й] – всего их 5. Согласных звуков в русском языке намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше – 21!

А на окраине этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки из этих домиков не раздаются!!! Поэтому прозвали эти домики-буквы мёртвыми. А называются буквы Твёрдый (Ъ) и Мягкий знак (Ь). Об этих буквах я расскажу в следующей сказке.

Сказка о Твёрдом и Мягком знаке

Давно это было. В одной волшебной стране, в загадочной стороне, в городе Буквограде, жили-были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного – покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак. А у другого – напористый, твёрдый, – его назвали Твёрдый знак.

Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:

– Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом белом свете? Мы не можем начать слово, не обозначаем никаких звуков.

– Пойдём к царевне нашей Орфографии и узнаем у неё своё предназначение, – предложил ему Твёрдый знак.

Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к царевне Орфографии, младшей дочери Великого и Славного царя Русского Языка. Поведали Знаки царевне о своей печали, а Орфография им и отвечает: «Вас называют мёртвыми буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных букв в конце слова – боль, соль – и сможешь изменять значение слова! Ты сможешь угол превратить в уголь, мел – в мель! Ты будешь обозначать мягкость согласных звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба, письмо. Ещё будет у вас одно предназначение! Наделю вас силой разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять в словах гласные буквы от согласных, чтобы они не сливались, и не меняли значение слова. Без тебя, Мягкий знак, семья может превратиться в семя! А это, знаешь ли, не порядок! Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: пЬеса, вЬюга, листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты, Твёрдый знак, встанешь после приставок, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё, Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Не печальтесь, друзья, о вас ещё легенды будут складывать!». Выдала Орфография братьям удостоверения, подтверждающие их назначение, и Указ издала, чтобы отныне не ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку.

Во избежание беды великой строго-настрого Орфография запретила Мягкому знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ. А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было: «СОЧЕТАНИЯ БУКВ РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ пишутся без Ь!!!»


Сказка о том, как между буквами гласными спор вышел

В некотором царстве, царя Русского Языка государстве, живут звуки Согласные да Гласные. Гласные звуки весёлые, дружные, да затейники такие, выйдут на полянку – начнут хороводы водить. А сойдутся вместе с согласными звуками, так и песни разные начнут петь. У гласных – красивые, звонкие голоса, потому их и назвали Гласными звуками. Смотрят на них Гласные и Согласные буквы, слушают да начнут записывать их песни. Однажды между гласными буквами А и О спор вышел. Услышали они, как звуки пели:

– Вода, кругом вода!

– А Буква А и говорит:

– В слове «вада», я буду стоять.

– Это, по какому такому праву? – спросила Буква О.

– У тебя, что слух плохой? Ты разве не слышишь: «вада, кругом вада!», так звуки гласные поют, – ответила Буква А.

– Что-то тебя слишком много в одном слове! Нет! В первом слоге встану я – «вода»! – воскликнула Буква О.

Услышала их спор царевна Орфография и поспешила к ним на помощь. С собой взяла своего помощника – Ударение.

– Не ссорьтесь, Гласные буквы! – сказала Орфография, стараясь примирить их. – Дело в том, что в русском языке гласные звуки бывают ударными и безударными. Ударные звуки всегда произносятся понятно и отчётливо, потому что на них падает ударение.

– Да, да, – сказало Ударение, – у меня не забалуешь! Взмахну своей волшебной палочкой, так звук гласный перестаёт народ честной путать и произносится так, как вы и должны писать слово!

– Ну, всё правильно, я и стою во втором слоге слова «вода», потому что мой звук под ударением, – сказала Буква А.

– А в первом слоге слова «вода» должна стоять я! – сказала Буква О, надеясь на поддержку царевны правил написания букв.

– В этом спорном случае вам нужно поступить так: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на спорный звук. И сразу всё станет понятно, какая буква должна писаться в слове, потому что безударный звук станет ударным, – подсказала буквам Орфография. – Например, вода – воды.

– Если вы будете соблюдать это правило, то никогда больше не будете спорить и ссориться, – пояснило Ударение. – А ещё проверочное слово должно быть близким по значению!

– А-а-а, теперь всё понятно! – воскликнули Гласные буквы. Поблагодарили буквы гласные царевну Орфографию и Ударение за столь мудрый и справедливый совет. Побежали и рассказали другим Гласным об этом правиле написания безударных гласных букв, чтобы и они больше не спорили и не ссорились.


Сказка про глухие и звонкие согласные буквы

В Орфографическом царстве, в Фонетическом государстве, живут согласные буквы и звуки. Живут – горя не знают. Но бывает, что и спорить начнут, отношения выяснять.

Однажды между парными звонкими и глухими согласными буквами произошёл спор: «В таких словах как ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать на конце букву звонкого согласного звука», – твердили звонкие согласные. «Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную», – не соглашались Глухие.

В этот самый момент, воспользовавшись ссорой, которая между парными согласными произошла, пробралась в их город Ошибка, всеми ненавистная. Ошибка-то и больше раззадорила глухие согласные, всё нашёптывала им, на ссору подбивая: «Не сдавайтесь, глухие, докажите этим звонарям, что вы тоже имеете право на конце корня писаться…»

– Ну, попробуйте доказать, что в словах ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, – напирали Глухие буквы.

Звонкие согласные сначала растерялись, не знали, какие доводы привести, чтобы доказать глухим согласным буквам свою правоту, ведь и правда, при произношении в конце этих слов слышатся глухие звуки. Царевна Орфография услышала про раздор, который между согласными вышел, да, во избежание смуты великой и порядка ради, издала Закон о правописании Звонких и Глухих согласных. И отправила согласным звонким и глухим верного подданного своего – Всемогущее Правило. Оно-то, Всемогущее Правило, и прояснило всю ситуацию, зачитало закон царевны Орфографии: «Чтобы не допустить в написании слов врага нашего – Ошибку, отныне и во веки веков написание парных звонких и глухих согласных – следует проверять! Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук! Какой звук слышится перед гласным, букву того и следует писать на конце слова. Вот примеры – слушайте и не говорите, что не слышали! Гриб – грибы; зуб – зубы; мороз – морозы; глаз – глаза, город – города. И прочее, и прочее, и прочее».

Услышали сей Закон парные согласные, стали выполнять его, не нарушая. Благодаря этому закону, и поныне живут глухие и звонкие буквы и звуки в мире и согласии. А коварная Ошибка сбежала, едва увидев Всемогущее Правило. Побежала к ученикам, может, кто-нибудь ещё не знает этого правила. Тогда Ошибка проберётся к ним в тетрадки, и будет там жить-поживать и «двойки» ученикам получать.

Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок: чтоб Ошибку победить, надо правила учить!

Сказка про Ударение

Однажды Ударные гласные звуки пожаловались на свою тяжёлую и «травмоопасную» жизнь Безударным гласным:

– Ох, и противное же это Ударение! – сказали Ударные гласные звуки.

– Разве? Мы этого не замечали, – поддержали разговор Безударные гласные.

– А вы встаньте на наше место, тогда узнаете, как больно оно «ударяет». И зачем только Ударение живёт в нашем царстве? – спросили Ударные гласные звуки. – Ведь нет от него никакой пользы – одни страдания! Мы думаем, что нужно изгнать Ударение из царства Русского Языка! Пойдёмте к Русскому Языку – помощи просить.

Близко видать, да далеко шагать… Пошли Ударные и Безударные гласные на поклон к царю своему, Великому и Прекрасному Русскому Языку. «О Великий и Могучий Русский Язык! Избавь нас от страданий, которые терпим от Ударения ежеминутно, изгони ты его из царства своего», – взмолились Гласные буквы. А Русский Язык им и отвечает:

– Не могу я этого сделать, потому что всё, что есть в моём царстве, необходимо и важно!

– В чём же важность и значимость этого хулигана Ударения? Ведь оно только и знает, что драться да прыгать в словах с места на место!

– Роль Ударения велика! Вам оно помогает звучать без фальши, отчётливо и понятно, под ударением голос ваш чище. А ещё Ударение вносит ясность в значение слов, которые пишутся одинаково, но значение у них разное! Живут в моём царстве такие слова — замок, мука, белки, да и много других, я их назвал омографы. Но стоит Ударению переместиться в этих словах с одного слога на другой, с одной гласной на другую, как тут же слово меняет своё значение! Был красивый старинный замок, – ударение перескочит на второй слог, и получится крепкий и надёжный замок! И наоборот, белая пшеничная мука превратится в тяжёлую муку! А географический атлас Ударение может превратить в ткань – нежный, красивейший атлас! А если не поймёте роль Ударения в слове, то ни за что не отгадаете загадку:

Мы очень милые зверьки,

Мы любим рощицу зелёную.

Но переставьте ударение,

И превратимся мы в еду, сырую и варёную.

Да и чтобы понять смысл написанного, необходимо уметь правильно расставлять в словах ударение. Убедитесь сами! Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

средь невидимых дорог. (И. Соколов-Микитов)

Поняли гласные буквы всю важность смыслоразличительной роли Ударения в русском языке и подружились с Ударением. Да и все слова стали относиться к нему с почтением и уважением.

Почему ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЧА-ЩА с буквой А и ЧУ-ЩУ с буквой У

Когда-то давным-давно, ещё в древнерусском языке, шипящие звуки [ж] и [ш] были только мягкими согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а букву Ы на дух не переносили, совсем знать её не хотели. Буква Ы всегда дружила только с твёрдыми согласными. Но шло время, и звуки [ж] и [ш] изменились, отвердели (стали твёрдыми согласными), но с буквой И – «не разлей вода», так о неразлучных друзьях говорят.

А Ошибка всё не унимается! Подбивает букву Ы, чтобы она эту дружбу крепкую разрушила:

– Ты, буква Ы, не сдавайся! Это в древние времена, когда звуки [ж] и [ш] мягкими были, Орфография приказала буквам Ж и Ш с буквой И дружбу водить! С тех пор немало воды утекло! Другие времена настали. Они твёрдыми стали, но не современные какие-то, всё по-старому пишутся. Пойди к ним и отвоюй своё место! Ведь твоё право после твёрдых согласных стоять! – подговаривает букву И Ошибка. – А я уж в тетрадках у школьников орудовать буду!

Послушала буква Ы Ошибку. Отправилась к буквосочетаниям ЖИ и ШИ, уж она их и упрашивала, и даже угрожала тем, что всё время преследовать их будет, а Ошибка ей в этом поможет. Да только ЖИ и ШИ ей ответили: «Не предадим мы дружбу старинную». И всем сказали: «ЖИ и ШИ пишите только с буквой И! Живот. Машина». А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она к ним в слово ни просилась! Так ЖИ и ШИ и по сей день всегда пишутся с буквой И. Вот уж правду говорят: «Настоящая дружба в огне не горит и в воде не тонет!»

Поняла Ошибка, что её коварный план не удался, так она за буквосочетания ЧА – ЩА и ЧУ – ЩУ принялась. Не может Ошибка пережить, что буквы Ч и Щ с буквами А и У в мире и согласии живут. Не может Ошибка спокойно наблюдать за их тёплыми чувствами, которые между ними ещё в древние времена возникли! Они всегда вместе, часто прогуливаются в чаще, в реке ловят щуку. И чувствуют они себя при этом совершенно счастливыми! Стала тогда Ошибка подговаривать гласные буквы Ю и Я – дружбу их разбить.

Взялись было буквы Ю и Я за дело. Стали уговаривать ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ дружить с ними, пообещали им, что будут подчёркивать их нежность и мягкость! А шипящие Ч и Щ им отвечают: «Да мы и так всегда мягкие!». Буквы Я и Ю даже романсы исполняли в их честь: «Ах, какие же они прекрасные, эти мягкие шипящие!». Но никакие их признания в любви, обещания, уговоры и подарки не разрушили дружбы старинной и не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Эти буквосочетания так ответили буквам Я и Ю: «Старый друг – лучше новых двух!»

kartaslov.ru

Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с  понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

Цели:

- обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий  согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

- Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте:  а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой  согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

3.  Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел  красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его  встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

- А мы звуки.

- Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук,  соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная  буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

- А фамилия  у нас у всех одна»,- сказали звуки.

-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

- Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

- Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал  (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал  (как?..)  и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки  щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

- Привет! Ты кто?

- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

- Мы звуки.

- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

- Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

- Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

- Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

- А зовут нас…

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

- Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки  замолчали, а потом спросили хором:

- Что?

- Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

- Да! ДА! — закричали звуки. -  Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

- СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

- Ура!!!  Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

- Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас  громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

-  Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

- Вам не нравится?

- Нравится! Нравится!  Мы согласные! Мы согласные!

- Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

- А мы тоже хотим петь, но  не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

-  Я придумал!  Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

- Но как? Мы же не умеем петь!

- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил  имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

-  А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

- Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется»  в нужную колонку, что позволяет детям проверить   правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С  с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и  на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе  знакомства с  понятиями  гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим  этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.

Скачать Презентацию + Логопедические распевки

Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва

 Loading ...

logoportal.ru

Сказка про гласные и согласные звуки


Сказка «Гласные и согласные звуки»
Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.
Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки.
Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.
Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.
Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.
Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.
Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь? », «Да» - ответили синие. «Хорошо! » - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны? ». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ.
И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!
Предварительно нужно нарисовать 2 домика, красный - украшенный нотками и скрипичным ключом и синий из ледяных кирпичиков с сосульками свисающими с крыши.
После прослушанной сказки ребенок получает карточки с изображением звуков, раскрашивает в нужный цвет и "селит" (приклеивает) в тот домик, в котором он живёт.
Когда мы произносим гласный звук, то воздух проходит свободно через рот, не встречая преграды, язык спокойно лежит во рту, не двигается, рот приоткрыт. Гласный звук обозначаем красным цветом.
Когда мы произносим согласные звуки воздушная струя прерывается, правильный звук получается в результате движения губ и языка.
2472690-92710Гласный звук легко поется
А-А-А, О-О-О, У-У-У – как песня льется,
Э-Э-Э, И-И-И, Ы-Ы- Ы – пропой и ты,
Дом их красный, посмотри!
Если звуки не поются,
То согласными зовутся.
И жужжанье, и шипенье,
Рокот, шепот, свист и рык –
Звуки эти издаются,
Когда работает язык!
00Гласный звук легко поется
А-А-А, О-О-О, У-У-У – как песня льется,
Э-Э-Э, И-И-И, Ы-Ы- Ы – пропой и ты,
Дом их красный, посмотри!
Если звуки не поются,
То согласными зовутся.
И жужжанье, и шипенье,
Рокот, шепот, свист и рык –
Звуки эти издаются,
Когда работает язык!
-546735-92710Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

00Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

-61341040640
3082290655574041871904898390041871904326890036156904326890120586549460150120586543745150634365437451541871902840990036156902840990418719034124900119634034124900119634028409900214884057746906248402840990-1943101983740

433959055848250433959050133250376809050133251358265563245001358265506095007867655060950433959040989250433959035274250376809035274251348740409892501348740352742507772403527425-46101069850-41910267017523012406462120323469073367900

schoolfiles.net

Вопрос: короткая смешная сказка про буквы или звуки. Сказка про звуки и буквы 2 класс короткие


Сказки про гласные и согласные звуки

Сказки про гласные и согласные звуки

Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказки и "домик звуков".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываем детям вот такие сказки.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений: - спеть по очереди гласные звуки, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуковбыли звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. 

kinderbooks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *