Слова на твердую букву л – ЛОГОПЕД ДОМА – Речевой материал для звука “Л”

Содержание

ЛОГОПЕД ДОМА - Речевой материал для звука "Л"

 

ЗВУК Л (ТВЕРДЫЙ):

1. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК:

Кончик языка поднят и соприкасается, (но не прижимается с силой), с передней частью неба (альвеолами), остается неподвиж­ным, включается голос. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты, зубы разомкнуты.

Звук Л - согласный, твердый, звонкий.

 

2. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л В СЛОГАХ (СЛОГИ ПРЯМЫЕ):

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛА-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА

ЛУ -ЛА-ЛЫ-ЛО

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ЛАК, ЛАМПА, ЛАПА, ЛАВКА, ЛОБ, ЛОМ, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛУК, ЛУН­КА, ЛУНА, ЛУПА, ЛАВИНА, ЛАДОНЬ, ЛОПАТА, ЛОПУХИ, ЛОКОТЬ, ЛО­КОН, ЛОКТИ, ЛОДКА, ЛУНКА, ЛОМТИК, ЛОСКУТ.

ЮЛА, ВЕЛА, ДЕЛА, МАЛА, ПИЛА, КУЛАК, ХАЛАТ, ПАЛАТКА, БУ­ЛАВКА, БОЛОТО, ВОЛОДЯ, КОЛОБОК,

БЕГАЛА, ВИДЕЛА, ОБИДЕЛА, ВИЛЫ, АЛЫЙ, БЕЛЫЙ, ВЯЛЫЙ, МИЛЫЙ, КАНАЛЫ, ПЕНАЛЫ, КАНИКУЛЫ, ХАЛАТИКИ ЗАМЕ­ТИЛА.

ГЛАДКИЙ, КЛАД, ФЛАГ, КЛЫК, СЛОН, СЛУХ, БОЛТ, ХОЛМ, КЛАВА, КЛАДОВАЯ, ПЛАМЯ, ПЛАВАТЬ, ПЛАТОК, ФЛАГ,

ФИАЛКА, ФЛАКОН, СКАЛКА, ПЧЕЛКА, КЛУМБА, БЛУЗКА, БЛОК, КЛОК, ПЛОТ, ПЛОМБА, ФЛОТ, ХЛОПАТЬ, ХЛОПОК,

КАБЛУК, ГЛУПЫЙ, КЛУБОК, КОЛБАСКА, КЛУБНИКА, ПЛУГ, КЛЫКИ, ПЛЫТЬ, КОТЛЫ, БЕЛКА, МЕЛКО, АЛФА­ВИТ, ХАЛВА.

 

4. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МИЛА ВЫМЫЛА ЛАДОНИ.

ОКОЛО ПАЛАТОК ЛОПУХИ И ПОЛЫНЬ.

КЛАВА ПОЛОЛА ЛУК.

МИЛА НАДЕЛА НА ГОЛОВУ БЕЛЫЙ ПЛАТОК. ДЯДЯ ЛУКА КОПАЕТ КЛУМБУ ЛОПАТОЙ.

ВОЛОДЯ ПЛЫВЕТ НА ЛОДКЕ.

КЛABA МЫЛА ЛАДОНИ МЫЛОМ.

У КЛАВЫ ГОЛУБОЙ ПЛАТОК, У МИЛЫ БЕЛЫЙ.

ТЁТЯ МИЛА ИДЕТ В КЛАДОВУЮ.

У ВОЛКА КЛЫКИ.

 

5. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л (ТВЕРДЫЙ) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:

ОЛ-УЛ-ЫЛ

ЯЛ-ЕЛ-ЮЛ

ОЛ-АЛ-ЫЛ

ЯЛ-ОЛ-ЕЛ

УЛ-ИЛ-ЫЛ

ЕЛ-АЛ-ЯЛ

 

6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА: 

БАЛ, ВАЛ, ДАЛ, МАЛ, ГАЛКА, ПАЛКА, ФИАЛКА, УПАЛ, КАНАЛ, КОПАЛ, ПЕНАЛ, КОТЕЛ, ПОДУЛ, ТЯНУЛ, ДЯТЕЛ, МЕТАЛЛ, ВОЛ, ГОЛ, КОЛ,

ПОЛ, ХОЛМ, ДОЛГО, ПОЛКА, ПОЛНЫЙ, МОЛНИЯ, ПОЛДЕНЬ, УКОЛ, ФУТБОЛ, ГУЛ, ДУЛ, БУЛКА, ПОДУЛ, НЫЛ, МЫЛ, ВЫЛ, БЫЛ, МЯЛ, ПОДНЯЛ, ВЕЛ, КОТЕЛ, ЕЛ, МЕЛ, ПЕЛ, УМЕЛ, ГУДЕЛ.

 

7. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ДЯДЯ МИХАИЛ КОНЯ НАПОИЛ.

ПАВЕЛ ПОЙМАЛ ГАЛКУ.

ПАПА КУПИЛ ЕЛКУ.

НА ЁЛКЕ ПАВЕЛ УВИДЕЛ БЕЛКУ.

 

8. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ЛАЯЛ, ПЛЫЛ, КОЛОЛ, ПОЛОЛ, МОЛОЛ, ДЕЛАЛ, ЛАКАЛ, ГЛАДИЛ, ПЛАВАЛ, ЛОВИЛ, ГЛОТАЛ, БАЛОВАЛ, КОЛОКОЛ, КОЛОТИЛ, МОЛОТИЛ. ЛОПНУЛ.

 

9. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МИЛА МАЛА.

АЛЛА МАЛА.

МИЛА И АЛЛА МАЛЫ.

ВОВА БУДИЛ АЛЛУ.

СУП ОСТЫЛ.

 

ПАПА БЫЛ ЗАНЯТ.

НА ВОДЕ ЛОДКА.

КЛАВА МЫЛА ПОЛ.

МИЛА ПОМОГАЛА КЛАВЕ.

 

КЛУБОК УПАЛ НА ПОЛ.

У МИЛЫ БЕЛЫЕ ЗУБЫ.

НА НЕБЕ СВЕТИЛА ЛУНА.

СТУЛ СТОИТ У СТОЛА.

 

МИЛА ПИЛА МОЛОКО.

ГОЛОДНО ВОЛКУ ЗИМОЙ.

НА КЛУМБЕ ГЛАДИОЛУСЫ И ФЛОКСЫ.

У СЛАВЫ БЕЛЫЕ ГОЛУБИ.

 

ЛОДКА КАЧАЛАСЬ НА ВОЛНАХ.

ПО НЕБУ ПЛЫВЕТ БЕЛОЕ ОБЛАКО.

КОТЕНОК ЛАКАЛ МОЛОКО.

ПАВЕЛ ГЛАДИЛ ПЛАТКИ.

 

МИХАИЛ ПЛАВАЛ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ.

У ВОЛОДИ НОВЫЙ ПЕНАЛ.

 

КАТИТСЯ, КАТИТСЯ КОЛОБОК, КАК КЛУБОК. ПАВЕЛ ПОПЛЫЛ НА ЛОДКЕ ДОМОЙ.

ЛУНА В ОБЛАКАХ.

У КЛАВЫ ЮЛА.

                                  

В КОМНАТЕ ТЕПЛО.

ПЕТЯ НАДУЛ ГУБЫ.

МИХАИЛ НАПОИЛ КОТЕНКА ТЕПЛЫМ МОЛОКОМ.

 

МЫЛА МИЛА МЫЛОМ ПАВЛА.

ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА.

ИГОЛКА, ИГОЛКА, ТЫ КОЛКА.

У КЛАВЫ КУКЛА.

logopeddoma.ru

Постановка и автоматизация твердого звука [Л]

Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм.

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ол-ол-ол

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ул-ул-ул

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ыл-ыл-ыл

Далее автоматизируем в словах:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться

автоматизация прямого слога с звуком «Л»:

- слоги:

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

- слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

- слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

- автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади

Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.
Козуб Людмила Викторовна,
логопед-дефектолог высшей кв. категории,
аспирант НОУ «Логопедический кабинет»,
г. Оренбург

 

 Loading ...

logoportal.ru

Автоматизация твердого звука Л

Ла – ударный слог, начало слова

 Лад, лаз, лак, лай, лама, лампа, ладан, ладно, ласка, лайка, лапоть, латка, ластик, лакмус, ландыш, латекс, лацкан, ласточка, лакомка, лазанье, ладушки, лапочка, ласковый.

 Лава, лавка, лавочник.

Ла – безударный слог, начало слова

 Лапта, лапша, ладья, латунь, лакей, ладонь, латынь, латыш, лампас, лангуст, ладоши, лагуна, лачуга, лазейка, лампада, ламбада, лактоза, лазутчик, ландшафт, лаконичность.

 Лаваш, лавсан, лаванда, лавина.

 Лото, лопух, лоток, лоскут, логопед, лопата, лодыжка, локоток, лоханка, лохмотья, лосенок, лосиха, ложбина, лощина, логистика, локомотив, лопоухий, лохматый, локальный.

 Ловкач, ловушка, ловец.

Ла – ударный слог, середина слова

 Пила, зола, юла, скала, скула, шкала, смола, пчела, пиала, пастила, догола, кабала, палата, булава, баллада, салака, салага, баланда, бедолага, салат, халат, улан, пополам, талант, палатка, салазки, галактика, наладка, неполадка, водолазка, халатность, водолаз.

Ла – безударный слог, середина слова

 Вилла, школа, шпала, коала, акула, меняла, новелла, шиншилла, кобыла, альвеола, гондола, магнитола, сначала, чудила, мазила, запевала, зазывала, заводила, капсула, фабула, молекула, сомнамбула, балаган, эластичность, белладонна.

 Дело, тело, жало, сало, шило, соло, поло, дуло, мыло, около, стойло, одеяло, светило, точило, зубило, кадило, лекало, опахало, начало, наголо, бунгало, пугало, чучело.

 Голос, колос, холод, голод, осколок, поселок, войлок, затылок, выхлоп, волосы, голова, олово, золото, палочка, половина, колоннада, положение, головомойка, половица, молодец, улочка, булочка, наволочка, баловство, мелочь.

 Шалость, жалость, милость, жимолость, смелость, усталость, унылость, малость, сутулость, умелость, спелость, окаменелость, мягкотелость.

Важно помнить, что в русском языке глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса Л. Если глагол в прошедшем времени стоит в единственном числе, то он может изменяться по родам. На женский род указывает окончание А. Поэтому смело образуйте глаголы прошедшего времени, единственного числа, женского рода – ела, сидела, хотела, пела, мечтала, скучала, спала, ждала… Все эти глаголы помогут вам автоматизировать звук Л.

Ло – ударный слог, начало слова

 Лоб, лов, лом, лот, лось, ложа, лошадь, локоть, лопасть, лобио, локон, лотос, лозунг, логово, логика, лобби, лодка, ложка, лобзик, лоцман, лоскут, лоджия, ловкий.

Ло – ударный слог, середина слова

 Село, чело, помело, солома, соломинка, болото, колода, колодец, галоша, колонна, мелодика.

 Салон, талон, кулон, рулон, биатлон, одеколон, солонка, бензоколонка, долой, пожилой, костолом, псалом, поломка, камнеломка, галоп, холоп, остолоп, пилот, пилотка, монолог, диалог, чулок, уголок, котелок, потолок, колодка, молодка, солодка, змеелов, птицелов, оболочка, поголовье, изголовье.

 Биология, экология, геология, зоология, патология, псохология, идеология, социология, тавтология, лексикология, стоматология, физиология, технология, мифология.

 Уловка.

Лы – ударный слог, начало слова

 Лыжи, лыжник, лыко, лысина, лысый.

Лы – ударный слог, середина слова

 Малыш, улыбка, кандалы, мамалыга, волынка.

Лы – безударный слог, середина слова

 Скалы, пчелы, скулы, вилы, акулы, алый, талый, смелый, милый, тяжелый, усталый, малый, голый, полый, белый.

Лу – ударный слог, начало слова

 Луг, лук, луч, лупа, лужа, луза, лунка, лучник, луковица, лучший.

Лу – безударный слог, начало слова

 Луна, лубок, лужок, лужайка, лучина, лунатик, лукавство, луноход, лукошко.

Лу – ударный слог, середина слова

 Тулуп, валун, колун, халупа, белуха, получка, поцелуй, захолустье, новолуние, вполуха, галушка.

Лу – безударный слог, середина слова

 Палуба, шелуха, силуэт, голубь, Золушка, пожалуй, пожалуйста.

Ал-ял – ударный слог

 Бал, зал, бокал, пенал, финал, идеал, накал, шакал, запал, оскал, канал, сигнал, мангал, скандал, феодал, металл, капитал, кинжал, аксакал, инициал, потенциал, каннибал, номинал, пьедестал, балка, палка, галка, мигалка, пищалка, гадалка, зажигалка, мочалка, закалка, скалка, мешалка, скакалка, нахалка, фиалка, считалка, бетономешалка, соковыжималка.

 Вал, овал, обвал, подвал, вокал, вандал, вокзал, шквал, самосвал, сеновал, наповал, вассал, свалка, выбивалка.

Ал-ял – безударный слог

 Балда, солдат, сокол, купол, подпол, апостол.

 Кувалда, волна, вешалка, буйвол, символ, дьявол.

 Веялка, сеялка.

Ол-ёл – ударный слог

 Гол, вол, кол, мол, пол, холл, стол, ствол, щегол, подол, бензол, чехол, хохол, посол, помол, засол, футбол, гандбол, баскетбол, дискобол, частокол, ментол, богомол. Орёл, осёл, котёл, козёл, костёл, новосёл.

 Иголка, заколка, холка, щеколда, наколка, одноколка, двустволка, монголка, комсомолка, эспаньолка.

 Ёлка, чёлка, щёлка, пчёлка, метёлка, защёлка, светёлка, перепёлка.

Ил-ыл – ударный слог

 Ил, этил, кизил, винил, настил, славянофил, библиофил, Нил.

 Вилка, жилка, пилка, точилка, копилка, косилка, коптилка, поилка, сушилка, молотилка, лесопилка, подстилка, цедилка.

 Тыл, пыл, посыл, посылка, ухмылка, кобылка, бутылка, ссылка.

 И все глаголы прошедшего времени мужского рода (в неопределенной форме оканчивающиеся на –ить, -ыть): бил, купил, водил, тащил, гостил, был, ныл, мыл, забыл…

Ел-эл – ударный слог

 Мел, удел, отдел, надел, белка, сделка, сиделка, побелка, подделка, недоделка, самоделка, поделка, отделка.

 Венесуэлка.

Ел-эл – безударный слог

 Ангел, узел, факел, пепел, дятел, вымпел, вымысел, замысел, выделка.

 И все глаголы прошедшего времени мужского рода (в неопределенной форме оканчивающиеся на –еть): пел, сидел, сопел…

Ул - ударный слог

 Мул, пул, гул, аул, стул, баул, есаул, отгул, прогул, саксаул.

 Булка, втулка, прогулка, шкатулка.

Ул – безударный слог

 Мускул, стимул, консул, титул.

 И все глаголы прошедшего времени мужского рода (в неопределенной форме оканчивающиеся на –уть): булькнул, заглянул, заткнул, спугнул, обул…

Пла-пло-плу – ударный слог, начало и середина слова

 Плач, план, плащ, пламя, плата, плавки, платье, плаха, плакса, плазма, планка, пластика, плавание, плавный.

 Сплав, оплата, заплата, лесосплав.

 Плот, плоть, плод, плошка, площадь, пломба, плотность, плоскость, плохо, плотно.

 Оплошность, оплот, тепло, диплом, сплошь.

 Плут, плуг.

Пла-плу – безударный слог, начало и середина слова

 Плакат, плагиат, планета, платан, платина, плантация, плодоножка, площадка, плафон, плохой, поплавок, сплошной.

 Плутовка, плутоний.

Бла-бло – ударный слог

 Бланк, блажь, облава, поблажка.

 Блок, блошка, обломок.

Бла-бло – безударный слог

 Блондинка, облачность, область, вобла, обладание.

Кла-кло-клу – ударный слог

 Клад, класс, клан, клапан, кладка, клавиши, доклад, баклан, складка, укладка, накладка, наладка, вкладчик, оклад, складный.

 Клоун, клок, клоп, клон, стекло, поклон, наклон, склока, поклонник.

 Клуб, клуша, клумба, баклуши.

 Клык.

Кла-клу-клы – безударный слог

 Кларнет, клавесин, кладовая, пекло, выкладка, наклонение, склонение, отклонение, складной.

 Клубок, клуб, клуша.

 Клык.

Гла-гло-глу-глы – хла-хло-хлы – ударный слог

 Гланды, гладкий, огласка, согласие, обгладывать.

 Глотка, глобус, оглобля, глохнуть.

 Глушь, глупость.

 Глыба, углы.

 Хлам.

 Хлоп, хлопок.

 Хлыст, хлынуть.

Сла-сло-слу-слы – зла-зло - ударный слог

 Слава, слабость, слайд, сладкий, славный, слалом, послание, тщеславие.

 Слог, слон, слой, слово, слойка, условие, сословие, пословица, условность, заслон, кислотность, богослов, пустослов, дословно, сложный.

 Слух, служба, слуги, слушание, случай, служка, послушный, услуга.

 Ослы, послы.

 Злак.

 Зло, злоба, злость, назло.

Сла-слу – безударный слог

 Сладкоежка, сластена, сложение, весла, наслаждение, кислота, дислокация.

 Слуга, неслух.

Вла – фла-фло – мла - ударный и безударный слог

 Власть, влага, седовласый, владыка, владение, вложение.

 Флаг, фланг, флагман, фламинго, флакон.

 Флот, флоксы.

 Младший, младенец.

Автоматизация звука Л в сложных словах.

 Балаболка, балалайка, колокола, головоломка, молотилка, глагол, скалолаз, гладиолус, полнолуние, слалом, злословие, толстолобик, Лапландия.

 Уколол(а), солгал(а), положил(а), голосовал(а), поломал(а), плакал(а), голосил(а), гладил(а), колол(а), молол(а), полол(а), делал(а), плыл(а), пылал(а), ласкал(а), ловил(а), платил(а), отлупил(а), послал(а), сломал(а), сплавил(а), лопотал(а), болтал(а), сглупил(а), клокотал(а), обглодал(а), лудил(а), лаял(а), лакал(а), облапошил(а), оплошал(а), облокотился, слонялся, заблудился, оплавился.

 Голословный, голубоглазый, оголтелый, белолобый, долгополый.

 Благословил(а).

Автоматизация звука Л в словосочетаниях и во фразе

 Плывут облака.

 Послышался голос.

 Взошла луна.

 Набежала волна.

 Солома пожелтела.

 В глубоком колодце была холодная вода.

 У голубоглазой Клавы светлые волосы.

 Володя плыл на утлой лодочке.

 Белая акула испугала аквалангиста.

 Улукбек сделал плов.

 Пчела упала в яблочное повидло.

 Пилот в калошах ехал на велосипеде.

logopedspeshit.ru

Автоматизация звука [Л']

Мягкий звук [Л`] (или [Ль]) обычно легко ставится по подражанию. При произнесении слогов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Л`] (или [Ль]) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

1) Произносить (читать) слоги со звуком ЛЬ__

Слоги произносятся длительно

Образец: АЛЬ__, ОЛЬ__, УЛЬ__, ЫЛЬ__, ЭЛЬ__, ИЛЬ__, ЕЛЬ__, ЁЛЬ__, ЮЛЬ__, ЯЛЬ__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л'] в конце

Образец: даль__, соль__

  • моль
  • соль
  • пыль
  • куль
  • щель
  • тюль
  • быль
  • мель
  • боль
  • даль
  • сталь
  • цель
  • эмаль
  • утиль
  • удаль
  • медаль
  • деталь
  • бутыль
  • педаль
  • фитиль
  • табель
  • никель
  • китель
  • панель
  • фестиваль

3) Произносить (читать) слова со звуком [Л'] в середине

Образец: бу-ди-ль__ник

  • пальма
  • только
  • пулька
  • пальба
  • гильза
  • килька
  • пальто
  • пыльца
  • бульон
  • пыльца
  • пальчик
  • мальчик
  • булькать
  • бульдог
  • тюльпан
  • мыльный
  • дельфин
  • павильон
  • будильник
  • паяльник

4) Произносить (читать) слоги Л__Я, Л__Ё, Л__Ю, Л__И, Л__У

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л'] в начале

Образец: Л__ё-ня

  • лев
  • лес
  • лёд
  • лён
  • люк
  • лей
  • липа
  • Лиза
  • лифт
  • лист
  • лиса
  • люди
  • ливень
  • лимон
  • лебедь
  • лютик
  • лечит
  • лейка
  • лента
  • леска
  • лямка
  • ледник
  • лесник
  • лётчик
  • лесенка
  • лисёнок
  • львёнок
  • ледоход
  • лесенка
  • любимец

6) Произносить (читать) слова со звуком [Л'] в середине

Образец: зе-л__ё-ный

  • воля
  • пуля
  • колю
  • доля
  • Валя
  • Коля
  • налим
  • полёт
  • силён
  • полюс
  • билет
  • пилят
  • поляна
  • неделя
  • долина
  • малина
  • качели
  • колено
  • солянка
  • пеликан
  • мотылёк
  • самолёт
  • зелёный
  • великан

7) Произносить (читать) слова со вторым звуком [Л']

Образец: сл__ед

  • для
  • блин
  • клин
  • хлеб
  • плен
  • клей
  • глина
  • плита
  • длина
  • блеск
  • блюдо
  • клёны
  • климат
  • клякса
  • клетка
  • пляска
  • плесень
  • клюква
  • хлястик
  • бледный
  • клейкий
  • клеёнка
  • плёточка
  • сливочки

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Зелёная лягушка.
  • Сильная метель.
  • Длинная лента.
  • Маленький мальчик.
  • Больной пальчик.
  • Кленовый лист.
  • Дальний лес.
  • Малиновый кисель.
  • Лесная поляна.
  • Любознательный читатель.
  • Лёгкая лейка.
  • Маленький львёнок.
  • Сильный ливень.
  • Пуля пистолета.
  • Беленькое пальто.
  • Лимонные леденцы.
  • Любимые тюльпаны.
  • Лёгкое одеяльце.
  • Глиняное блюдо.
  • Стеклянная теплица.
  • Клетка для лисы.
  • Маленький стульчик.
  • Тополиный пух.
  • Люблинская улица.

9) Проспрягать предложения

  • Я летел(а) на самолёте.
  • Я лепил(а) из глины лягушку.
  • Я пилю липу.
  • Я поливаю лилии из лейки.

Образец:

  • Я лез(-ла) на пальму.
  • Ты лез(-ла) на пальму.
  • Он (она) лез(-ла) на пальму.
  • Мы лезли на пальму.
  • Вы лезли на пальму.
  • Они лезли на пальму.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: Л__юда мал__енькая

  • У Лены лейка.
  • Галя и Оля бегали.
  • Лёва и Коля сидели.
  • Коля сильнее Толи.
  • Лёня полез на липу.
  • Далеко, далеко колокольчик звенит.
  • Оля поливает лимон.
  • Лида любит лимонад.
  • Лёня лепит из пластилина.
  • Маленькая Оля лежит в коляске.
  • У Лизы болит левое колено.
  • Валя и Галя увидели лебедей.
  • Самолёт летит над лесами и полями.
  • Маленькие лисята бежали за лисой.
  • Оля из лейки поливает тополь клейкий.
  • Мальчики ели ванильные вафли.

11) Произносить (читать) чистоговорки

  • Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
  • Мы ловили налима на мели.
  • Метили в цель - попали в пень.
  • Воду лили, лили, лили, лили, лили, поливали, ляленьку купали.
  • Ели, ели, ели, ели, но малину не доели.
  • Пилят, колют, колют, пилят
  • Филя с Колей, Коля с Филей.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

13) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворения.

Улитка

Как то летом у калитки мы увидели улитку,
Путь недлинный ели, ели, одолела за неделю.

Тополиный пух

Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.

www.logopeda.net

как научить ребенка говорить букву Л

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

Дидактическая игра Отними у лисы колобка скачать и распечатать

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Предметные картинки для автоматизации звука л скачать и распечатать

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

orechi.ru

Изучаем буквы в действии!: Буква Л


Буква Л - 13 буква русского алфавита. Буква Л обозначает согласный звонкий звук: твёрдый [Л] и мягкий [Л'].

Слова, начинающиеся на букву Л: лес, лето, лекарство, ласточка, липа, лоб, луч, люк, лёд, лифт, лягушка, лыжи, лампа, ландыш, ласты, лодка, лилия, лев, лагерь, ладошка, Латвия, лгун, лаванда, левша, лёгкий, лекция, лекарство, лепить, лётчик, липкий, лечить, лоджия, лосьон, лысина,

Буква Л в середине слова: слон, улица, улыбка, апельсин, белка, блины, дело, ёлка, дупло, капли, пчела, улитка, Юля, хлеб, Алиса, блузка, весло, вилка, волосы, глина, голос, клоун, малыш, пугало, фильм, дельфин, железо,

Буква Л в конце слов: стол, стул, ель, мел, пыль, овал, рояль, угол, узел, ангел, бокал, вокзал, бал, дятел, котёл, пенал, сокол, чехол, факел, шакал, футбол, минерал, Стамбул, мотоцикл,

Несколько букв Л в слове: колокольчик, лилия,


Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.

Стихотворения (здесь, здесь)

Мы с мамой учим буковки.
На "Л" есть слово "луковка".
Кусачая, плаксивая,
Почти как "А" красивая ...
/Н.Рыбакова/

Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

Прислонились к ели ель -
Получилась буква "Эль".


Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Мы летели близко.

Мы косили, мы устали,
Под кустом легли, поспали.
Сели, посидели
И снова полетели.

Лебеди летели
И на воду сели
Воду лили, лили, лили,
Поливали, полиали,
Ляленьку купали.

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнём чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

Скороговорки (здесь, здесь)
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьес
У неё большая дача.

Сел и всё съел.

Палку толкал лапой Полкан.

Мама Милу мыла с мылом.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Мила мыло не любила.
Болтала, да не выболтала!

Загадки (здесь, здесь)

У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
М в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой ...

Стёр с бумаги ластик наш
Всё, что сделал карандаш,
А чернила не сумел -
Превратился в букву ...

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Малосольный огурец
Сын солил, а съел отец.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.

Чистоговорки (источник)

АЛ-АЛ-АЛ - у нас будет бал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зале надо вымыть пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зал поставили мы стол.
УЛ-УЛ-УЛ - у стола поставим стул.
АЛ-АЛ-АЛ - вот заходят гости в зал.
АЛ-АЛ-АЛ - Леонид разбил бокал.
ЛУ-ЛУ-ЛУ - лежат осколки на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - надо подмести полы.
АЛ-АЛ-АЛ - ах, какой весёлый бал!


Изображение буквы Л и картинки на букву Л (здесь)







Звук [Л]

 

Звук [ЛЬ]


Логопедия. Дефектология.

Как-то нечаянно я заметила, что мой сынишка, которому 4г 9м, не может выговорить твёрдую букву Л (до этого была обратная проблема - согласные звуки он слишком твёрдо выговаривал и в них не было мягкости). Т.к. логопед (а) долго надо ждать своей очереди (мы уже ждём 2 месяца) и (б) дорого сторит, я решила поискать информацию как же самой исправить этот дефект речи.

Вот рекомендации, которые я нашла (источник №1 и №2, внизу добавила из источника №3):
1) прикусить кончик распластанного языка и, растягивая губы в очень широкой улыбке, произносить в таком положении губ, зубов и языка звук "ы-ы-ы";
2) улыбаться, при этом открыть рот (между верхними и нижними зубами должна быть щель около 2 см), и спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук "ы-ы-ы";
--> Когда будет чистый звук "Л", переходить к произнесению звука в слогах "АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ", "ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ", затем "АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА...", потом к словам, фразам, скороговоркам.
3) широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и, открывая и закрывая рот, произносить звуки "ла", "ло", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался;
4) Упражнение "Чистим зубы": Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто чистим зубы, с внутренней и внешней стороны;
5) "Вкусное варенье": Широким языком слизывать с верхней и нижней губы;
6) Высунуть язык и попытаться дотянутьсяим до кончика носа;
7) "Маляр": Кончиком языка водить по верхнему нёбу, как будто вы его красите
--> После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно чётко и громко произносить все звуки.
"В гости к нам зима пришла,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.
Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы,
Санки катятся с горы"
8) кончик языка надо "вжать (вдавить)" в передние верхние два зуба и пробовать произносить "Л";
9) Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
10) Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
— при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению
11) Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала»

Дописано позже:
1) Надо объяснить характерную особенность артикуляции звука Л и подкрепить зрительно: "Когда мы правильно говорим звук Л, кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубки".


2) Закрепляем в упражнении "Силач": кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [л-л-л].
3) Упражнение "Звук Л путешествует по дорожкам": сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поём "Л-л-л" (можно придумать, что бежим по дорожке в магазин за Л..опатой, Л..ошадкой....)
4) Далее надо автоматизировать звук "Л" в обратных слогах (например, АЛ, ОЛ, ВАЛ, УСТАЛ, ЗАБЫЛ...), потом в прямых, словосочетаниях и т.д. (смотрите здесь больше).

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "В" - читайте здесь.

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "ЛЬ":
1) Просим ребёнка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В то же время ведётся фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
2) Прикусывать острый кончик языка на звук "Л" в автоматизируемом матермале.

Постановка и закрепление звука Л из книги Е.М.Косиновой.

Артикуляционная гимнастика - читать и смотреть здесь!

Сказка про букву Л (источник)


Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.
- Вот на букву М на чинаются слова "мама", "мир", "море".
- На букву С - "солнце", "свет", "счастье".
- На букву У - "ум", "удача", "успех".

Буквы М, С, У её успокаивали.
- На твою букву тоже начинаются хорошие слова: лбди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).
Повеселела буква Л.
-И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
-А ещё есть хорошее, доброе слово "ласка". Ласка - это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.
А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
- Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов - "любовь" начинается именно на букву Л.

Сказка про букву Л (источник)

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Сказка про букву Л (источник)

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Им всем стало сразу весело, стало хорошо. И они запели песни с буквой «Л»:

– Ля-ля-ля! Ло-ло-ло!

Они плясали, кувыркались, играли. А потом наступил вечер и буквы «О» и «Я» ушли в свои домики-квартирки, а буква «Л» легла спать.

И снился ей прекрасный сон: что у всех-всех букв, и всех-всех людей на Земле, у всех мальчиков и девочек сердце наполнилось любовью, лаской, добротою! Что все пели и веселились, и никто никогда больше не болел! Все жили в любви и ласке.

А теперь и ты, дружок, закрывай глазки и засыпай. Я тебя люблю!

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Автор – Дарья Луч

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Автоматизация звука [Л]. Картотека заданий

Составитель картотеки - Дубинина Татьяна Алексеевна


  1.   Автоматизация звука [л] в изолированном звучании


  • Прикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»:« ЛА – ЛА – ЛА …»;
    • Прикусить кончик языка и длительно тянуть: «Ы – ы – ы». При правильном выполнении данного упражнения слышится звук [л].
    1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
          ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА      ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ      ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО      ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ
    1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
          АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ      ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ      ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ      ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ       УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
    1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
    АЛА – АЛО             УЛА – УЛО            ОЛА – ОЛО          ЫЛА – ЫЛО АЛО – АЛУ             УЛО – УЛЫ            ОЛО – ОЛЫ         ЫЛО – ЫЛУ       АЛУ – АЛЫ             УЛЫ – УЛУ           ОЛЫ – ОЛУ          ЫЛУ – ЫЛЫ АЛЫ – АЛА             УЛУ – УЛА            ОЛУ – ОЛА          ЫЛЫ – ЫЛА
    1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
    АЛА – АЛО – АЛЫ  – АЛУ УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ                                                           ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

    ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ    

     
    1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)
    ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
    ЛА: лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка,  лан-дыш, ла-ком-ка;      ЛО: лоб, лов, ло-жа,  ло-кон, ло-коть, ло-шадь,  лод-ка, лож-ка; ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник; ЛУ: лук, луч,  лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
    ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко; АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук. ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;     ОЛ: волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка. ЛУ: ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га. УЛ: бул-ка, чул-ки. ЛЫ: по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы; ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка. ИЛ:  ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка; ЕЛ:  бел-ка, мел-ко, у-зел; ЁЛ:  ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать; ЯЛ:  бо-ял-ся, сме-ял-ся.
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова
    АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал. ОЛ: гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол. УЛ: мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул. ИЛ: мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил. ЕЛ: мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел. ЁЛ: ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

    ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных
    КЛА: клад,  класс. КЛО: клон, кло-ун. КЛУ: клуб, клу-бок, клуб-ни,  клум-ба, клуб-ни-ка. КЛЫ: клык, клы-кач. ГЛА: гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,
    ГЛО: гло-ток, гло-бус, глот-ка.
    ГЛУ:
    глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий; 
    ГЛЫ: глы-ба, у-глы. ПЛА: план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат,  пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;
    ПЛО:
     плот, плод, плом-ба,  пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;
    ПЛУ:
    плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;
    ПЛЫ: плыть. БЛА: бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;
    БЛО:
    блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;
    БЛУ:
    блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

    ФЛА: флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;
    ФЛО:
    флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;
    ВЛА:
    вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

    ХЛО: хло-пья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка; ЗЛА: зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;
    ЗЛО:
    зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;
    ЗЛЫ:
    злы-е.

    СЛА: Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;
    СЛО:
    сло-во, слог, слон;
    СЛУ:
    слу-ги, слу-га, слу-жить; ШЛА: шла, шланг, шлаг-ба-ум.  
    1. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
    Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.
    1. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
    Голубое небо, тёплый тулуп, белый мел, шёлковый платок, сладкая булка, тяжёлый молоток, светлый локон, белые флоксы, голодный волк, спелое яблоко, весёлый бал, глубокий колодец, смелый солдат, толстый блокнот, толстые чулки, тёплый чулан, алый флаг, молочная каша, толстая палка, холодный подвал, шёлковая блуза.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов
    Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко. Луша чистила лук. Володя стал пилотом.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов
          У лайки – белые  лапки. У белки – тёплое  дупло. У Милы – голубое      платье. Владик уехал в колхоз.  По волнам плывёт плот.     Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.     Лось убежал от волка.  Влад купил духи «Фиалка».     На яблоне – спелые  яблоки.  Алла писала мелом слова.     Луша мыла куклу мылом.     Клава каталась на лыжах. У Луши – белые  голуби.     Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые  бивни.      У Золушки – шёлковое  платье. Ложка из олова – оловянная.     Платье из шёлка – шёлковое.  Аллея из ёлок – еловая.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
    Мила поставила лампу на стол.  Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге. У Володи – иволга  из пластилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Клава нашла булавку.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов
    В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке. Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику.  Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов
    Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов
    Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу. На балконе у Славы – голубые  и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы. Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.
    1. Автоматизация звука [л] в чистоговорках
          ЛА – ЛА – ЛА  лопата и пила ЛА – ЛА – ЛА  новая юла ЛА – ЛА – ЛА  высокая скала ЛА – ЛА – ЛА  новая метла ЛА – ЛА – ЛА  в окошке нет стекла ЛА – ЛА – ЛА  Мила пол мела ЛА – ЛА – ЛА  кошка на окне спала ЛА – ЛА – ЛА  лодочка плыла ЛА – ЛА – ЛА  у Володи есть пила АЛА – АЛА – АЛА  я маме помогала УЛА – УЛА – УЛА  я шары надула ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа УЛА – УЛА – УЛА  в море плавала  акула ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат ЛОК – ЛОК – ЛОК  мы купили котелок ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас ЛО – ЛО – ЛО  на улице тепло ЛО – ЛО – ЛО  мы приехали в село ЛО – ЛО – ЛО  мама вымыла окно ЛО – ЛО – ЛО  в лодке новое весло ЛО – ЛО – ЛО  на дереве дупло ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу  юлу ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало
    СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  подмели полы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  новые столы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  вот идут ослы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у папы нет пилы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  в комнате углы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у мамы нет метлы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  мы стояли у скалы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у Милы две иглы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  мы забьём голы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  завяжи узлы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  в печке нет золы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  вот идут козлы АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ  новые пеналы АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ  на дороге шпалы ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ  у папы много силы ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ  делаю уколы ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ  я стою у школы ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ  мы купили пилы АЛ – АЛ – АЛ   папа гвозди забивал АЛ – АЛ – АЛ   со стола упал пенал УЛ – УЛ – УЛ   я поставил стул УЛ – УЛ – УЛ   наш малыш уснул УЛ – УЛ – УЛ   Павел сел на стул ОЛ – ОЛ – ОЛ   мы забили гол ОЛ – ОЛ – ОЛ   Алла мыла пол ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ  суп уже остыл ИЛ – ИЛ – ИЛ    папа потолок белил ИЛ – ИЛ – ИЛ    машину я катил ИЛ – ИЛ – ИЛ    дятел дерево долбил ИЛ – ИЛ – ИЛ    рисунок папе подарил ОЛ – ОЛ – ОЛ    я поставил стул на стол ОЛ – ОЛ – ОЛ    папа сделал стол ОЛ – ОЛ – ОЛ   Михаил дрова колол ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ    я машину мыл АЛ – АЛ – АЛ    я купил пенал АЛ – АЛ – АЛ    наш малыш упал
    1. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках
    Где  холодно, там и голодно. Ловит волк, да ловят и волка! Мал соловей, а голосок – золотой. От лампы – светло, а от печки – тепло. Дал мёду – дай  ложку! Всякое дело делай умело. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Обещал – сделай, дал слово – выполни! Делано наспех – сделано насмех. Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!
    1. Автоматизация звука [л] в стихах

    ***

    Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белок — это дом. Клоун Милу удивил: Он за хвост слона водил. Голубке голубь угодил: Ей платье, платок и панаму купил. В платье над лугом голубка летала – Не только меня она напугала! В полнолуние под ёлкой Волк завоет на луну. Нет оленя, белки, тёлки – Плохо, голодно ему. Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, Когда молоко закипит. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. Долго пела лайка мне О погоде, о луне. Мила вымыла ладони, Мила сделала салат. Маме помогала Мила. Мама Милу похвалила. Вот откуда эта мгла: Луна на облако легла, А облако как одеяло Луну окутало, поймало. Болонка лайку удивила: Надела платье, белый бант. Сказала: «У меня талант: Могу я лаять, петь, скакать, Вальс и ламбаду танцевать». Белая лужайка, Тёплая фуфайка, Я на лыжах побегу – Ты меня поймай-ка! Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком – Получилась полка. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была!

      

    Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка – тоже. Алла долго булку ела, Аппетита не имела. Жучка тихо подошла: Булку цап – и все дела! Мышка весело жила –  На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало! Веник пол подметал, Веник очень устал. И тихонечко уснул… Жил – был Забыл С головы до копыта, И снова – за дело! Голубь, гусь и галка – Вот и вся считалка! Завизжала пила,  Зажужжала, как пчела: «Ж – ж – ж – ж … Л – л – л – л …» Сломалась и стала, Начинай сначала! Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди немного, кошка, Будет и тебе одёжка! Автоматизация звука [л] в текстах Мяукающий клубок Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол. Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал. В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!» На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу» У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла  долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты. Хотела галка пить Хотела галка пить. Увидела – стоит  кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась,  и галка смогла напиться. Какая умная была галка! По Л. Н. Толстому Кому пол мести? Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести. Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт: «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу: «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату: «Апчхи!» - Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести! - Ну да, - сказал Влад, - «апчхи» - это не слово! Подумала Лада полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала она Владику, - Хоть «апчхи» - это не слово, но ведь мама устала.  Надо ей помочь». И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком. По Л. Успенской, Н. Успенскому СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
    2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
    3. Спивак ЕН. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
    4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
    5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg

    tatyana1972.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *