Словосочетание для 3 класса – Словосочетание — Учебник по Русскому языку 3 класс (Канакина, Горецкий)
Словосочетание. Главное и зависимое слова — урок. Русский язык, 3 класс.
Здравствуй! На очередном нашем занятии мы изучим, что такое словосочетание.
Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов: купить поросёнка, удачный день, посмотрел всюду.
Главным называется такое слово, от которого ставится вопрос к другому слову или словам (зависимым).
Сохранить (Что?) фотографию.
Записать (В чём?) в блокноте.
Крепкий (Какой?) мешок.
Словосочетание может состоять из двух (сказочные места, дремучий лес) и более слов (прочитал «Алису в стране чудес», подписался на «Дары природы»).
Если слово обозначает действие, то является глаголом, если предмет — существительным, если признак — прилагательным.
«Узнавать» главные и зависимые слова по частям речи очень важно. Например, обычно в словосочетаниях эти слова возможно поменять местами (узнать у соседа, у соседа узнать). Но необходимо запомнить: если прилагательное находится перед существительным, то это сочетание является словосочетанием, если после, то словосочетание становится предложением.
«Забавный котёнок» и «Котёнок забавный».
Почему это произошло? Потому что после существительного прилагательное становится сказуемым, т. е. появляется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а словосочетание не может состоять из грамматической основы.
Обрати внимание!
1. Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов.
2. Обычно главное и зависимое слова можно поменять местами.
3. После существительного прилагательное становится сказуемым.
www.yaklass.ru
Тестовая работа 3 класс “Словосочетание”
Тест по теме «Словосочетание», 3 класс 03.02.16г
_____________________________________________________________
1. Даны примеры предложений и словосочетаний:
1. Высоко прыгнуть. 2. Далеко заплыть. 3. Катя прыгает. 4. Быстро плавать. 5. Акула проплыла. 6. Кузнечик подпрыгнул.
Распредели данные примеры на две группы.
a) Словосочетания: 1, 3, 5 примеры; предложения – 2, 4, 6.
b) В группу «предложения» войдут 3, 5 и 6 примеры, остальные словосочетания.
2. Прочитай пословицу «Первый блин бывает комом». Третьеклассник выделил в нём такие словосочетания: 1. блин (какой?) первый; 2. блин (что делает?) бывает; 3. бывает (чем?) комом. В каком случае он ошибся?
a) В первом.
b) Во втором.
с) В третьем.
3. Познакомься со стихотворением:
На остановке скучает бульдог.
Он был без зонта – до шерстинки промок.
Когда же бульдожий трамвай подойдёт?
В каком варианте правильно выписаны все словосочетания?
a) Бульдог на остановке, был без зонта, терпеливо вздыхает, бульдожий трамвай.
b) Скучает на остановке, был без зонта, промок до шерстинки, терпеливо вздыхает, бульдожий трамвай.
c) Скучает на остановке, промок до шерстинки, терпеливо вздыхает, он ждёт, бульдожий трамвай.
4. Даны словосочетания: громко звать, желтый тюльпан, ключ в замке, весело блестит.
Верно ли утверждение, что во всех данных примерах зависимое слово стоит первым?
a) Нет, не верно.
b) Да, верно.
5. Перечитай текст из теста № 4. Есть ли в нём нераспространённое предложение?
a) Да.
b) Нет.
Контрольное списывание с творческим заданием
по теме «Словосочетание», 3 класс. УМК Занков.
Составь текст из данных предложений, запиши его.
Осенние дожди.
И тогда становится очень скучно.
Хорошо, что осень скоро пройдет и настанет зима.
Дождь осенний- моросящий.
Осенние дожди совсем не похожи на летние.
Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая.
Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный нудный дождь.
Задания:
В последнем предложении определить грамматическую основу.
Из первого предложения выписать словосочетания, указав главное и зависимое.
Фонетический разбор: слякоть.
Контрольное списывание с творческим заданием
по теме «Словосочетание», 3 класс. УМК Занков.
Составь текст из данных предложений, запиши его.
Осенние дожди.
И тогда становится очень скучно.
Хорошо, что осень скоро пройдет и настанет зима.
Дождь осенний- моросящий.
Осенние дожди совсем не похожи на летние.
Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая.
Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный нудный дождь.
Задания:
В последнем предложении определить грамматическую основу.
Из первого предложения выписать словосочетания, указав главное и зависимое.
Фонетический разбор: слякоть.
infourok.ru
Что такое словосочетание? Примеры
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
- красная роза — роза какая? красная;
- плыть по реке — плыть по чему? по реке;
- рукава реглан — рукава какие? реглан.
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово. Сравним:
- сестра — родная сестра;
- идти — идти по тропинке;
- юбка — юбка в клетку.
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Словосочетания, объединяясь по смыслу, являются строительным материалом для предложения.
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
- светл-ая комнат-а
- танцу-ешь в зал-е
- ид-ешь у озер-а.
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
- медленно плывёшь
- наука победить
- работает вздыхая
- долго молчит.
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
- наречие (медленно, долго)
- неопределенная форма глагола (победить)
- деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
- красивое платье
- яркие краски
- вишнёвое варенье
- любимая сказка
- в спортивном рюкзаке
- острая боль
- по широкой дороге
- через узкую ступеньку.
В словосочетании главным словом может быть глагол, а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:
- купать (кого?) щенка
- брошу (что?) палку
- нарисуем (что?) дом
- отправить (что?) посылку
- накормить (кого?) котёнка
- убрать (с чего?) со стола
- приводить (во что?) в школу
- оплатить (что?) проезд
- пойти (на что?) на ярмарку
- вернуться (во что?) в среду.
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
- быстро прочитать — прочитать как? быстро;
- сказать сгоряча — сказать почему? сгоряча;
- поступить назло — поступить с какой целью? назло;
- рано встать — встать когда? рано;
- двигать вверх — двигать куда? вверх.
Видеоурок: «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ
russkiiyazyk.ru
1. |
Какие утверждения правильно характеризуют особенности словосочетаний, а какие – ошибочно?
Сложность: лёгкое |
1,5 |
2. |
Продолжи утверждения
Сложность: лёгкое |
1,5 |
3. |
Все ли слова являются словосочетаниями?
Сложность: лёгкое |
1,5 |
4. |
Выпиши из словосочетаний главные слова
Сложность: среднее |
3 |
5. |
Какое слово в словосочетании является зависимым?
|
3 |
6. |
Установи очерёдность главного слова в словосочетании
Сложность: среднее |
3 |
7. |
Какой частью речи является главное слово в словосочетании?
Сложность: сложное |
4 |
8. |
В каких словосочетаниях возможно переставить местами главное и зависимое слова, а в каких — нет?
Сложность: сложное |
4 |
9. |
«Подружи» слова
Сложность: сложное |
4 |
www.yaklass.ru
карточки с заданиями по теме “Словосочетание” (3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)
о
Учебно-методическое пособие
Карточки с заданиями по теме «Словосочетание»
( 3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)
Травкина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 254
Санкт-Петербург
Данное пособие можно использовать следующим образом:
- Фронтально, распечатывая столько карточек одного номера, сколько учеников в классе ( каждая карточка содержит два варианта).
- Индивидуально, распечатывая столько карточек, сколько учеников нужно будет опросить.
-
Коллективные средства обучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта – итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.бучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта – итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.
Карточка № 1
Вариант1
Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:
краснощёкий мальчик
шум колёс
возвращаюсь домой
зарево пожара
упали на землю
крепкое рукопожатие
медленно двигалось
в степной дали
бабушкины очки
ярко зеленели
незадолго до рассвета
два карандаша
Вариант 2
Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:
полезное занятие
статья по литературе
возвращаться домой
весьма старательный
широко известный
три товарища
шум прибоя
вышел из дома
поля пшеницы
заплетать косу
играл на гармошке
глядел вниз
Карточка № 2
Вариант1
Выпиши только словосочетания:
Варюша нашла в лесу старую еловую ветку.
а) Варюша нашла
б) нашла в лесу
г) нашла ветку
д) старую еловую
е) старую ветку
ё) еловую ветку
Вариант 2
Выпиши только словосочетания:
Варюша громко засмеялась и побежала домой.
а) Варюша громко
б) Варюша засмеялась
г) громко засмеялась
д) засмеялась и побежала
е) побежала домой
ё) Варюша побежала
Карточка № 3
Вариант 1
Выпиши только словосочетания:
Я позвонил по телефону своему товарищу и пригласил его на прогулку.
а) я позвонил
б) позвонил по телефону
в) позвонил товарищу
г) своему товарищу
д) по телефону
е) позвонил и пригласил
ё) пригласил его
ж) пригласил на
з) пригласил на прогулку
и) я пригласил
Вариант 2
Огромными змеями извиваются по земле толстые, узловатые корни громадных деревьев.
а) огромными змеями
б) извиваются змеями
в) извиваются по земле
г) извиваются корни
д) толстые узловатые
е) толстые корни
ё) узловатые корни
ж) корни деревьев
з) громадных деревьев
и) по земле
Карточка № 4
Вариант 1
Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.
Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти
медвежья берлога
мамина сумка
вишнёвое варенье
рыбный суп
бабушкин платок
собачьи следы
заячьи уши
козье молоко
волчий хвост
воронье гнездо
Вариант 2
Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.
Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти
яблочное варенье
ослиные уши
куриные перья
утиные яйца
оленьи рога
волчья нора
отцовы сапоги
пастуший рожок
картофельный суп
птичья стая
Карточка № 5
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – “выражение” и логос – “учение”).
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Как ты понимаешь значение таких выражений:
белая ворона –
витать в облаках –
зарубить на носу –
водой не разлить –
морочить голову –
чесать языком –
золотые руки –
тянуть за язык –
бросить перчатку –
как рыба в воде –
малым ходом –
сломя голову –
Проверь себя:
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Чесать языком – сплетничать.
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.
Тянуть за язык – вынуждать высказываться.
Бросить перчатку – вызвать кого-нибудь на спор, соревнование
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.
Малым ходом – медленно.
Сломя голову – очень быстро.
Карточка № 5
Вариант2
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – “выражение” и логос – “учение”).
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Как ты понимаешь значение таких выражений:
с малых лет –
бирюком жить –
на краю земли –
быть под рукой –
на руках носить –
попасть под горячую руку –
попасть на язык –
прикусить язык –
вылетело из головы –
не сносить головы –
очертя голову –
по головке не погладят –
Проверь себя:
С малых лет – с детства.
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
На краю земли – где-то очень далеко
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
Попасть под горячую руку – встретиться с разъярённым чем-либо человеком и получить от него нагоняй, взбучку, упрёк (часто незаслуженно)
Прикусить язык – замолчать
Вылетело из головы – забыл
Не сносить головы – отвечать за свои поступки
Очертя голову – рискованно
По головке не погладят – поругают
Карточка № 6
Вариант1
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:
Длинные полотнища флагов волнами развеваются по ветру.
Вариант 2
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.
Карточка № 7
Вариант1
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:
Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе.
Вариант 2
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:
Мохнатые сизые тучи низко несутся над морем.
Карточка № 8
Вариант1
Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:
влажная ночь
тёплая ночь
загустела в лесу
в дремучем лесу
Найди грамматическую основу предложения.
Проверь себя:
Тёплая влажная ночь загустела в дремучем лесу.
Вариант 2
Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:
тихо покачивалась
покачивалась на воде
покачивалась тихо
старая лодка
Найди грамматическую основу предложения.
Проверь себя:
Старая лодка тихо покачивалась на воде.
Карточка № 9
Вариант 1
Дополни грамматическую основу до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:
прошёл дождь
- проливной дождь
- прошёл вчера
- прошёл над городом
- над нашим городом
Вариант 2
Дополни грамматическую основу до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:
опустилась стая
- стая уток
- уток диких
- опустилась с шумом
- опустилась неподалёку
Карточка № 10
Вариант 1
Дополни грамматическую основу до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:
туман оставляет
- с восходом солнца
- оставляет на траве
- блестящие горошинки
- горошинки росы
Вариант 2
Дополни грамматическую основу до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:
облако двигалось
- облако пышное
- облако тёмное
- двигалось по небу
- двигалось медленно
Карточка № 11
Вариант1
Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:
покупать, шапка
шёлковый, платье
похожий, брат
отбежатьдерево
четыремесяц
четыремесяц
встретиться друзья
стучатьмолоток
застрелить волк
махнутьрука
носки шерсть
Вариант 2
Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:
выше, сестра
выйти дом
войтидом
спускатьсягора
лежатьтрава
дверигостиница
будкасобака
зайцыслед
Алёша костюм
три класс
три класс
Карточка № 12
Вариант 1
Выпиши только словосочетания:
Ночью в лесу громко выли продрогшие волки.
а) выли ночью
б) выли волки
в) выли в лесу
г) продрогшие волки
д) выли громко
Вариант 2
Выпиши только словосочетания:
Тихая и тёплая заря занималась над землёй.
а) тихая и тёплая
б) тихая заря
в) тёплая заря
г) заря занималась
д) занималась над землёй
Карточка № 13
Вариант1
В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?
1) платье в горошек
2) зреющие хлеба
3) укушенный в плечо
4) лежавший рядом
Вариант 2
В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?
1) оглядывающийся назад
2) быстро встал
3) юбка в клетку
4) пропуститьвперёд
Карточка № 14
Вариант1
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с – предлогом на, а предлог из – предлогом в.
выехать из переулка – въехать в переулок
уехать из города
уйти из школы
выйти из класса
уехать с курорта
сняться с якоря
уйти с представления
выбежать из квартиры
Вариант 2
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с – предлогом на, а предлог из – предлогом в.
уехать с Кавказа – приехать на Кавказ
выкопать из земли
появиться из темноты
вылететь с аэродрома
снять с головы
выйти из автобуса
выбежать из зала
уйти из больницы
Карточка № 15
Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом предлог на или в.
жить … Кавказе – жить …Белоруссии
гулять …. парке – гулять …бульваре
живёт …. Ленинском проспекте – живёт … Петергофе
пошёл … театр – пошёл… концерт
работает …заводе – работает … школе
заниматься … лаборатории – заниматься …участке
Карточка № 16
Вариант 1
Образуйте словосочетания:
квартира, Зоя Ивановна –
живу, Санкт –Петербург –
плыл, Волга –
приеду, Москва –
подарю, Ирина Владимировна –
любоваться, Анапа –
мечтал, Париж –
Вариант 2
Образуйте словосочетания:
встречусь, Василий Иванович –
уехал, Москва –
любовался, Киев –
жить, Кавказ –
отдам, Васильев Коля –
думаю, Нина Ивановна
учусь, Ирина Сергеевна
Карточка № 17
Вариант 1
Найдите словосочетание по его значению – действие и его признак.
1) идти по тропинке
2) быстро бежать
3) читать книгу
4) вернуться домой
Вариант 2
1. Найдите словосочетание по его значению – признак и причина его возникновения.
1) полезный детям
2) абсолютно неизвестный
3) бледный после болезни
4) очень интересный
Игра «Красивые словосочетания»
В древнем Китае, бывало, соберутся человек десять и начинают играть в игру, похожую на наши города, только названия городов заменяют красивые словосочетания. Вот пример:
солнечная погода
ангельский лик
красный закат
тоскливый взгляд
долгий путь
тонкий намек
картинная галерея
яблоневый сад
душистый горошек
классный журнал
лёгкий ветерок
Анаграммы
О С В Л О
П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И
В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е
слово
предложение
словосочетание
Соедини :
Слово называет предметы, признаки,
действия, но более конкретно
Словосочетание выражает законченную мысль
Предложение называет предмет, признак, действие
ext.spb.ru
Открытый урок “Слово и словосочетание” 3 класс
Урок русского языка
«Слово и словосочетание».
3 класс
УМК «Школа России»
учитель начальных классов
Кругликова Валентина Александровна
Тема урока: «Слово и словосочетание».
Цели урока: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторить изученные правила.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Слово и словосочетание».
План урока:
Организационный момент.
– Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.
Для того чтобы у нас сегодня все получилось и на уроке царила атмосфера дружбы предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем: ( Слайд)
Произносим хором:
Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в третьем классе учимся,
Всё у нас получится!
Настраиваю детей на работу:
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– Сегодня на уроке мы с вами ребята будем формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь, распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторим изученные правила.
1. – Откройте тетради. Положите их под наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.(Слайды)
Отгадайте загадку:
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: –
Эй! Сними меня! – кричит.
( Чайник)
– С какой буквы начинается это слово?
– Запишите 1 и 2 строчки.
– Какое правило связано с этой буквой?
– Вспомним правило:
Сочетания ЧА и ЩА
пишем только с буквой А!
–Ещё какое правило?
Сочетания ЧУ и ЩУ
пишем только с буквой У!
– Пишем под диктовку:
Чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо, чулан.
Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча.
– Подчеркните орфограмму.
3. Работа над словом из словаря.( Слайды)
– Отгадайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
(Ракета)
Разберём лексическое значение слова ракета:
1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.
2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.
3. Боевой реактивный снаряд.
4. Небольшое пассажирское быстроходное
судно на подводных крыльях.
– Слово «ракета» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
– Дома заучите правильное написание слова наизусть.
Повторение изученного (Слайды)
Задание на доске.
Сейчас мы запишем предложение.
Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения. ( Ученик выполняет у доски с комментированием, остальные – в тетрадях)
5. Постановка темы и цели.
-Прочитайте запись на доске.(читают ученики)
Дорога, весна, снег, поляна.
Долгая дорога, ранняя весна, последний снег, цвести на поляне
– Скажите, чем отличается первая строка от второй?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Откройте учебник на стр. 47. Мы продолжаем работу над разделом «Слово и словосочетание».
-Давайте вспомним, что такое словососчетание.
– На с. 47, найдите упр. 79. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.
– Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.
– Запишите название каждого предмета.
-Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета и слова в словосочетании связаны по смыслу.
– Сочетание слов или словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие, признак. Слова в словосочетании связаны по смыслу.
– Прочитайте определение.
Приведите свои примеры.
Коллективная работа.
– Откройте с. 48, найдите упр. 81. Прочитайте. Что вы прочитали?
– Прочитайте первое словосочетание. Посмотрите, как обозначена связь слов в словосочетании.
– Обратите внимание, что вопрос записан над стрелочкой, показывающей, от какого слова (главное слово в словосочетании) к какому (зависимое слово в словосочетании) задается вопрос.
– От какого слова поставлен вопрос, какое слово является главным?
– Какое слово является зависимым?
– Составьте второе словосочетание.
– Определите главное слово.
– Определите зависимое слово.
5. Работа по учебнику (с.48 у. 81)
– Когда нужно употреблять слово надеть, а когда одеть? (Слайды)
Звучит стихотворение. (Слайд 18)
Устно ученики читают словосочетания, приводят свои примеры.
(Слайд)
Закрепление изученного. (Устно.) (Слайды)
– Составьте словосочетания по картинкам.
8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Закрепление изученного (Письменно) (Слайд)
Работа у доски.
-Списать словосочетания, поставить вопрос к зависимому слову.
Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке.
Образец: подойти (к чему?) к киоску.
8. Повторение пройденного. Самостоятельная работа. (Слайд)
Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.
У меня на ст…ле ст…ит глобу… .
Глобу… ст…ит на чёрной но…ке.
Он похо.. на б…льшую гол…ву.
На нём реки, горы и м…ря.
9. Развитие речи. (Устно) (Слайд)
Составьте рассказ по картинке.
Рефлексия. (Слайд)
Составьте словосочетания. (Слайд)
Подведение итогов урока.
-Над какой темой работали на уроке?
– Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании? Какое слово в словосочетании называется главным (от какого ставится вопрос), а какое – зависимым(к какому ставится вопрос)?
-Чем отличается словосочетание от слова? (оно более точно, чем слово, называет: предмет, признак, действие)
-Оцените свою работу на уроке.
Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар – – –
(Парник, парк, пароль, партия, парень.)
Мы послушаем загадки, Трудное заданье это:
Но запишем лишь отгадки, И загадки угадать,
А потом прочтём ответы. И без ошибок записать.
1. Не куст, а с листочками, 2. Кто всегда ходит,
Не рубашка, а сшита, А места не находит?
Не человек, а рассказывает (книга) (часы)
3. Стоит Егорка 4. В поле стоял,
В красной ермолке, В мешках отдыхал,
Кто не пройдёт, В печи сидел,
Всяк поклон отдаёт. (земляника) Людей накормил. (хлеб)
5. Железный конь с бензином, 6. Ящик на коленях пляшет,
Подкованный резиной. (автомобиль) То поёт, то громко плачет. (гармонь)
7. Мимо рощи, мимо яра 8. Я глазищами моргаю
Мчит без дыма, мчит без пара Неустанно день и ночь;
Паровозова сестричка. И машинам помогаю,
Кто такая? (электричка) И тебе хочу помочь. (светофор)
Задание: составить с ними словосочетания или предложения, или выполнить разбор.
infourok.ru
Тест по русскому языку «Предложение. Словосочетание» 3 класс
Тест «Предложение. Словосочетание» 3 класс вариант 1
Фамилия ______________________________________
Закончите фразу:
Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу
А) частей речи
Б) слов
В) звуков речи
2. Закончите определение:
Предложение выражает _____________
А) сказанные слова
Б) желание человека
В) отношение к окружающему
Г) законченную мысль
3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:
Что? что делает? кого?
А) Он берет котенка.
Б) Безделье губит человека.
В) Ежик прячется в дупле.
Г) Дуб колышет ветвями.
5. Что мы называем главными членами предложения?
А) части речи
Б) слово и словосочетание
В) подлежащее и сказуемое
Г) существительное и глагол
6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.
В мае зацветут вишневые сады.
7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.
А) Светит солнце
Б) Солнечный свет
В) Яркое солнце печет
8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Копна сена Предложения
Песчаный берег
Мы играем
Идет по дорожке
Светят звезды
Ребята катаются на лыжах
9. Составьте предложение по схемам и запишите их.
Кто? что делает? где? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Какая? что? что сделает? ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
Тест «Предложение. Словосочетание» 3 класс вариант 2
Фамилия ______________________________________
Закончите фразу:
Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу
А) слов
Б) предметов
В) звуков речи
2. Закончите определение:
Предложение выражает _____________
А) сказанные слова
Б) законченную мысль
В) отношение к окружающему
Г) предположение
3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)
Приятно в жаркий день посидеть на берегу реки а ты умеешь плавать не купайсе в реке
4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:
Кто? что делает? кого?
А) Он берет котенка.
Б) Безделье губит человека.
В) Ежик прячется в дупле.
Г) Дуб колышет ветвями.
5. Что мы называем главными членами предложения?
А) части речи
Б) подлежащее и сказуемое
В) слово и словосочетание
Г) существительное и глагол
6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.
В лесу запоют свои песни соловьи.
7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.
А) Земля оттаяла
Б) Зимний день
В) Весело играют дети
8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Страница книги Предложения
Смешная история
Она читает
Скользит по льду
Падают снежинки
Снегири сидят на ветках
9. Составьте предложение по схемам и запишите их.
Кто? что делает? На чём? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Какой? кто? что сделал? ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
www.metod-kopilka.ru