Смысл пословица недаром молвится – Почему так говорят: «Пословица не даром молвится»?

Сочинение Пословица недаром молвится

Именно речь отличает людей от животных. В частности сознательная речь. Конечно, сейчас и гориллу обучили говорить на языке жестов, ученые исследуют особенности коммуникации морских существ. Тем не менее, если мы говорим о сообществе людей, то можем лучше осознать ценность и глубину речи. Слова на самом деле способны двигать этот мир, во многом они даже приближают людей к пониманию этого мира. Однако, много слов говорится людьми попусту.

Например, в культуре американской есть даже такие устойчивые выражения, которые буквально переводятся как «болтать ни о чем». Там люди привыкли, когда разговор является просто формальностью, к примеру, они спрашивают «как дела», но в действительности не имеют к этому никакого интереса. Пожалуй, людям в целом свойственно болтать, но противоположностью болтовне является пословица – фраза, которая несет в себе глубокий смысл. Ценность пословицы в универсальности и глубине, даже если пословица сказана не по делу, то все равно, глубокий смысл этой фразы заставит задуматься.

Таким образом, пословица всегда молвится не даром, то есть всегда приносит какую-то пользу, смысл. До того как стать пословицей, эта фраза рождалась в народном сознании из опыта огромного количества людей.
Иногда возможно много рассуждать о чем-то, но лучше просто выбрать соответствующую пословицу, которая полностью опишет ситуацию и подскажет, как действовать оптимальным образом. Поэтому к таким подсказкам следует прислушиваться и даже делать таковые некими формулами, которые составляют основные ориентиры для личности. К примеру, как ценные такие наставительные пословицы как «не говори гоп..» или «семь раз отмерь..» — они не теряют актуальности ни для молодых, ни для взрослых, ни для профанов, ни для опытных людей, всегда полезны.

В этом и заключается смысл пословицы, которая кратко и емко может выразить суть. При этом такие словестные формулы являются простыми для понимания, они ярки и выразительны, зачастую иносказательно передают целый спектр каких-то понятий, смыслов и феноменов. В самой пословице «пословица не даром молвится» есть глубокий смысл, слово не даром подчеркивает ценность пословицы и, соответственно, надлежащего отношения к этой народной мудрости.

Также читают:

Картинка к сочинению Пословица недаром молвится

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Заячьи лапы Паустовского

    В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

  • Образ и характеристика Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ

  • Сочинение про сказку Золотая рыбка Пушкина 2, 5 класс

    «Золотая рыбка» — милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.

  • Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя

    Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.

  • Сочинение Темы поэмы Пушкина Полтава

    «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина – это одна из самых значимых поэм в его творчестве. Это произведение автор создавал на протяжении 1828 года. Исторические события захватывают период Полтавской битвы, произошедшей в 1709 году.

sochinimka.ru

Пословица недаром молвится. / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится». Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия.

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа.
Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

«Родимая сторона — мать, чужая – мачеха»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,

«Глупый осудит, а умный рассудит»,

«Доброе братство – лучше богатства»,

«Злой плачет от зависти, а умный от радости».


От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц.
Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран).
Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.

Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.

В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.

В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».

На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.

Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций.


Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны.

Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению.

Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс.

В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое».


Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

«Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».

«Бедность – не порок, а гораздо хуже».

«В здоровом теле здоровый дух — редкая удача».

«Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».

«Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».



«Гол как сокол, а остер как топор».

«Голод не тётка, пирожка не поднесёт».

«Губа не дура, язык не лопата».

«Два сапога пара, оба левые».

«Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».


«Девичий стыд – до порога, переступила и забыла».

«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».

«За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».


«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет».

«И делу время, и потехе час».

«Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба».

«Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте».

«Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек».

«Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха».

«Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся».

«На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».

«Не все коту масленица, будет и пост».

«Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».


«Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».

«Один в поле не воин, а путник».

«От работы кони дохнут, а люди – крепнут».

«Палка о двух концах, туда и сюда бьет».

«Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».

«Пьяному море по колено, а лужа — по уши».

«Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».

«Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».

«Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».

«Рука руку моет, да обе свербят».


«Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».

«Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».

«Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет».

«Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».

«У страха глаза велики, да ничего не видят».

«Ума палата, да ключ потерян».

«Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».

«Шито-крыто, а узелок-то тут».


«Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет».

«Дуракам закон не писан, если писан, то не читан,

Если читан, то не понят, если понят, то не так.

Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,

Даже понят и исполнен — не изменится дурак».



Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением.
Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.

Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям.

Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок.

Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.














Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны.

Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить))

Спасибо.

babiki.ru

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость — наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Вот видит какое-то явление человек. Видит всю жизнь, выводит из всех этих историй жизни закон. И в старости, конечно, начинает всех учить жизни, рассказывать истории… Но внукам скучно их слушать, времени жалко! И вот дед начинает формулировать совсем кратко — только мораль историй. Если внукам нужны будут разъяснения, то он все расскажет. По-моему, это верно.

Моя бабушка говорила, что пословицу можно найти на любой случай жизни. Правда, иногда они друг другу противоречат. Например, хорошее начало — хороший конец. Или хорошее начало — плохой конец. И с началом можно все поменять местами. Я сам видел в специальном словаре пословиц… Всякое бывает, ситуации разные, советы тоже — они же пословицы.

Я думаю, что к пословицам стоит прислушиваться, но нельзя совсем уж брать их на веру. Это как брать советы с телевидения, применять их всем без разбору.

Важно уместно употреблять пословицы. Главное — не путать их части! А то получится обратный смысл… А так, конечно, если бы мы нашли сборник древнеегипетских пословиц, то смогли бы понять об этом народе очень многое, не разгадывая рисунки на пирамидах.

Другие сочинения:

Пословица недаром молвится

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Описание природы зимой

    Зима – наиболее холодное из всех времен года. Однако многие ждут ее с нетерпением. Трескучие морозы сковывают льдом реки, образуя каток.

  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

    Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

  • Образ и характеристика Хорошего Дела в повести Детство Горького сочинение

    Из повествования автора мы узнаем, что Хорошее Дело является одним из квартиросъемщиков в большом доме, принадлежащем Кашириным.

  • Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

    В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую.

  • Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

    Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию — показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения — старые консервативные

sochinite.ru

Пословица вовек не сломится сочинение миниатюра

пословица»

1: Пословица-самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.Пословица-народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.Все,что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.  Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.Пословица-это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.  Так говорит о пословицах С.Г.Лазутин в книге «Поэтика русского фольклора»

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ сочинение-миниатюру на любую из тем ; «Пословица не даром молвится», » Пословица вовек не сломится», «Одна речь не пословица»

Ответы:

       Сочинение-миниатюру на тему «Пословица не даром молвится» можно так:        Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать. Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы.        Не даром наш народ любит употреблять пословицы в своей речи. Они делают ее краше, интереснее и эмоциональнее. Пословицы позволяют сохранять современникам связь с прошлым, с предками. Они передавались из поколения в поколение, даруя свою мудрость. Из них можно почерпнуть много знаний и сделать свое высказывание экспрессивнее. На зря ведь говорят, что «пословица не даром молвится».

Оглавление [Показать]

Пословица вовек (ввек) не сломится.

ПОСЛОВИЦА ВОВЕК (ввек) НЕ СЛОМИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: , или «Пословица вовек не сломится>. Гоголь, В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность.
 Мне кажется, что, работая по словотворчеству, необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно наши изумительно четкие, меткие пословицы и поговорки. «Пословица век не сломится?. М. Горький, Письма начинающим литераторам.
— Снегирев: Пословица в веке не сломится; Даль: Старая пословица вовек не сломится; Михельсон: С т а р а я пословица вовек не сломится; Рыбникова: Пословица вовек не сломится; Соболев: Пословица ввек не сломится.

В рубрике: П

Старая пословица век не сломится.

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.

Смотреть что такое «Старая пословица век не сломится.» в других словарях:

  • ПОСЛОВИЦА — ПОГОВОРКА — Красна речь с притчею (с поговоркой). Поговорка цветочек, пословица ягодка. От пословицы не уйдешь. Пословицу и на кривой не объедешь. Пословицы ни обойти, ни объехать. Пословица ведется, как изба веником метется. Старинная пословица не мимо… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • пословица недаром(не мимо) молвится — Старая пословица во век не сломится. (Пень не околица), глупая речь не пословица. Ср. Пословица не сочиняется, а рождается сама: это ходячий ум народный. Даль. Толковый словарь (пословица). Ср. Ein Sprichwort ein Wahrwort. Ср. Proverb says truth …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • ПОСЛОВУ — нареч. вслед за словом, за приказаньем, точно или согласно со словом, с высказанным желаньем. Послову все сделаем, что угодно. В прежней военной команде, остановив ружейный прием, начинали снова команду словом: делай два! или: послову крок!… …   Толковый словарь Даля

poslovica-pogovorka.ru

Пословица недаром молвится | Статья в сборнике международной научной конференции


 


В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.


Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.


Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи. Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа. Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний. Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.


При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.


Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:


  1.              способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.

  2.              воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.


Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной. Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание. К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.


С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.


В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.


Например:


                   Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.


                   Белые руки чужие труды любят.



                   Горька работа да хлеб сладок.


К данным подбирают синонимичные:


                   Без мук труда не будет и радости.


                   Без дела жить — только небо коптить.


                   Без труда — нет плода.


Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.


В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:


                   Дружно за мир стоять — войне не бывать.


                   Войной да огнем не шутят.


                   Вражда не делает добра.


                   Держи порох сухим — будешь непобедим.


К рассказу «Кавказский пленник»:


                   Друзья познаются в беде.



                   Человек без друзей, что дерево без корней.


                   Из огня да в полымя.


                   Чужбина-калина, родина-малина.


                   Лучше пропасть, чем терпеть напасть.


                   Не зная броду, не суйся в воду.


Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С. Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.


                   Давши слово держись, а не давши крепись.


                   Жизнь дана на добрые дела.


                   От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.


                   Не одежда красит человека, а добрые дела.


Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?


                   Не все то золото, что блестит.


                   Смелость города берет.



                   Не место красит человека, а человек место.


                   Трусливому каждый шорох — беда.


Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:


                   Где есть желание, там найдётся и способ.


                   Но нет хуже дурака, чем старый дурак.


Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:


                   Друга в верности без беды не узнаешь.


                   Верный друг любит до смерти.


При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:


                   Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)


                   Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)


                   Как не злись метелица, всё весною пахнет.


                   Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)



                   Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)


                   Вода с гор потекла — весну принесла.


После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?


На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.


В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.


В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию. Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль. От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.


Это вкратце я рассказала об уроках литературы.


На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.


Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.


Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.


                   Воду толочь вода и будет.


                   Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.


                   Пытается из песка масло извлечь.



                   Люблю греться, да боюсь обжечься.


                   Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.


Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.


                   Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.


                   Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.


                   Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.


                   С малого начинай, чтоб высокого достичь.


При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:


Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.


                   Дружба и братство дороже всякого богатства.


                   Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.


                   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.


                   Невелика птичка, зато поет хорошо.



                   Слово не стрела, а разит пуще стрелы.


                   Не только штык, но и колос врага колет.


                   Щедр на слова да скуп на дела.


Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, учащийся, поговорка, слово, ряд пословиц, речь, работа, письменная речь, русский язык, авторская позиция.

moluch.ru

Методическая разработка «Пословица недаром молвится»

Тема: Пословица недаром молвится.

Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.

Задачи:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о пословицах как одном из видов устного народного творчества; способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики, а также расширению информационной базы учащихся посредством использования краеведческого материала;

развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры;

воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц; прививать чувства дружбы, товарищества.

Оборудование: выставка книг, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Вступление

Учитель

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришел сегодня на нашу творческую встречу, посвященную русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно А.С.Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!.. А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..» СЛАЙД 2

Вы много знаете пословиц и много интересного о них. Сегодня предлагаю вам принять активное участие в турнире-игре, которая даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

— Что такое пословица? (ответы детей) СЛАЙД 3

Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает. Они сопровождают людей с давних времён. Многие из них появились ещё тогда, когда не было письменности.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

СЛАЙД 4. Самый известный собиратель пословиц — это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике; рассказы, повести. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В.И.Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причём сумел очень удачно расположить пословицы. Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по «темам».

2.

  1. Пословица недаром молвится
    PPTX / 2.35 Мб

    Турнир-игра

(учащиеся делятся на 2 команды — «Мудрецы», «Мыслители». За каждый конкурс команда получает столько баллов, сколько правильных ответов. Команды проверяют друг у друга).

1. Конкурс шифровальщиков СЛАЙД 5

(пословицы на слайде, дети пишут на карточках; проверка на экране)

2. Конкурс «Восстановите пословицы» СЛАЙД 6

(1-ая половина пословицы на карточках, дети пишут 2 – ую половину)

3.Конкурс-блиц «Закончи пословицу» СЛАЙД 7

4. Конкурс «Пословица в рисунках»: СЛАЙД 8 (на экране — слайды с рисунками, учащиеся должны угадать пословицу).

5. Конкурс «Объяснялка» СЛАЙд 9: опознать поговорку по её шуточному объяснению (по 2 пословицы на каждую команду, читает учитель)

1. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью)

2. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло)

3. Пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг)

4. Какая пословица повествует о явлении, которое произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет)

6. «Перевёртыши»: СЛАЙД 11,опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку” (на карточках)

    • В свою телегу ложись. (Не в свои сани не садись)
    • Цент доллар убивает. (Копейка рубль бережёт)
    • Снимать пельмени с ушей. (Вешать лапшу на уши)
    • Охотник охотника не различает вблизи. (Рыбак рыбака видит издалека)
    • Воздух песок тупит. (Вода камень точит.)
    • Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы.)

    7. Игра «Ответь пословицей» (Речевые ситуации), СЛАЙД 12 по 2 для каждой команды

      Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. (Читает)

      Ситуация 1.

      Несколько дней Люда не выполняла домашних зада­ний, не готовила уроков, и наконец, получила «двойку».

      — Это случайно, — оправдывалась она.

      — Какой пословицей ей ответите? (Что посеешь, то и пожнешь.)

      Ситуация 2.

      Поломались на детской площадке качели. Ребята ре­шили их починить. Позвали помочь и Валерия, кото­рый больше всех качался на них.

      — Вот еще, — возмутился Валерий, — буду я во­зиться!

      — Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить».)

      Ситуация З.

      Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить «тяп-ляп». Весь шелк

      искромсала — из­резала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей за­помнить одну пословицу. Какую? («Семь раз отмерь, один раз от­режь».)

      Ситуация 4. Решала девочка головоломку, и никак не могла решить.

      Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе». Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше)

      Подведение итогов

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Сочинение миниатюра пословица вовек не сломится

      Оглавление [Показать]

      Пословица вовек (ввек) не сломится.

      ПОСЛОВИЦА ВОВЕК (ввек) НЕ СЛОМИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: , или «Пословица вовек не сломится>. Гоголь, В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность.
       Мне кажется, что, работая по словотворчеству, необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно наши изумительно четкие, меткие пословицы и поговорки. «Пословица век не сломится?. М. Горький, Письма начинающим литераторам.
      — Снегирев: Пословица в веке не сломится; Даль: Старая пословица вовек не сломится; Михельсон: С т а р а я пословица вовек не сломится; Рыбникова: Пословица вовек не сломится; Соболев: Пословица ввек не сломится.

      В рубрике: П

      Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать. Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы.
      Не даром наш народ любит употреблять пословицы в своей речи. Они делают ее краше, интереснее и эмоциональнее. Пословицы позволяют сохранять современникам связь с прошлым, с предками. Они передавались из поколения в поколение, даруя свою мудрость. Из них можно почерпнуть много знаний и сделать свое высказывание экспрессивнее. На зря ведь говорят, что «пословица не даром молвится».

      Старая пословица век не сломится.

      Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.

      Смотреть что такое «Старая пословица век не сломится.» в других словарях:

      • ПОСЛОВИЦА — ПОГОВОРКА — Красна речь с притчею (с поговоркой). Поговорка цветочек, пословица ягодка. От пословицы не уйдешь. Пословицу и на кривой не объедешь. Пословицы ни обойти, ни объехать. Пословица ведется, как изба веником метется. Старинная пословица не мимо… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

      • пословица недаром(не мимо) молвится — Старая пословица во век не сломится. (Пень не околица), глупая речь не пословица. Ср. Пословица не сочиняется, а рождается сама: это ходячий ум народный. Даль. Толковый словарь (пословица). Ср. Ein Sprichwort ein Wahrwort. Ср. Proverb says truth …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

      • ПОСЛОВУ — нареч. вслед за словом, за приказаньем, точно или согласно со словом, с высказанным желаньем. Послову все сделаем, что угодно. В прежней военной команде, остановив ружейный прием, начинали снова команду словом: делай два! или: послову крок!… …   Толковый словарь Даля

      Пословицы и поговорки – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечило им вечную жизнь в нашей речи.

      Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она – украшение речи, учитель и утешитель.

      Собранные в книге пословицы и поговорки предназначены для школьников разных возрастов. Человек растет, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта. И все больше народных речений становится понятным и близким. Иначе и быть не может. В них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.

      Наши великие писатели и поэты – Г. Державин, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, Ф. Достоевский, М. Шолохов и другие – учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

      Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина – «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

      Ценность народных речений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

      Не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» – «Напутное» – великий Даль писал о том, что пословицы – это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.

      Автор-составитель стремился собрать и включить в настоящий сборник не только самые широко употребляемые пословицы и поговорки, но прежде всего такие, которые принесли бы школьникам наибольшую пользу в выборе правильного жизненного пути, заложили бы прочную основу человека-гражданина, патриота своей родины.

      Составитель В.Д. Сысоев

      писатель, фольклорист,

      награжден медалями

      Пушкина и Шолохова

      Рецензенты: Т.А. Пономарева, доктор филологических наук, профессор

      Е.А. Иванов, доктор философских наук, профессор

      poslovica-pogovorka.ru

      Отправить ответ

      avatar
        Подписаться  
      Уведомление о