Снегирев г медвежонок – Геннадий Снегирёв – Медведь: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Геннадий Снегирёв – Медвежата с Камчатки: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Это было на Камчатке, где по берегам горных озёр растут зелёные кедры, и слышен гул вулканов, и небо по ночам озаряется огнём из кратеров.
Шёл по камчатской тайге охотник и вдруг видит: сидят на дереве два медвежонка. Он ружьё с плеча снял и думает: «Медведица где-то близко!»
А это были любопытные медвежата. Они убежали от матери.
Один медвежонок от любопытства совсем близко спустился к охотнику.
А другой медвежонок был трусишка и только сверху поглядывал — вниз спускаться боялся.
Тогда охотник сахару им дал. Тут медвежата не выдержали, слезли с дерева и стали у него выпрашивать кусочки сахару.
Съели они весь сахар, поняли, что охотник — «зверь» совсем не страшный, и стали медвежата играть: валяться на траве, рычать, кусаться…
Видит охотник: весёлые медвежата. Взял он их с собой и привёл в охотничью избушку, на берег большого таёжного озера.
Стали у него медвежата жить, купаться в озере.
Один медвежонок — назвали его Пашка — любил рыбу ловить, только, кроме тины да травы водяной, ничего он не мог поймать.

Другой медвежонок — назвали его Машка — всё время искал в тайге ягоды и сладкие корешки.
Как Пашка из воды вылезет, отряхнётся — начинает зарядку делать: передние лапы — вперёд, правую лапу — вверх, левую — вниз… и вытянется.
Зарядка окончена!
Сделал зарядку Пашка и стал вокруг избушки ходить, во все дырки заглядывает, обнюхивает брёвна.
Полез на крышу… а там — незнакомый зверь!
Спину выгнул и на Пашку как зашипит!
Хочется Пашке с ним подружиться, да страшно.
Жили медвежата в избушке, купались в озере, ягоды собирали, муравейники раскапывали, да недолго.
Однажды застрекотала над озером большая птица. Кинулся от неё Пашка бежать. А Машка от страха забралась на ветку над самой водой, вот-вот свалится в озеро.
Птица спустилась на таёжную полянку, перестала стрекотать и замерла.
Хочется медвежатам поближе подойти, обнюхать её, да боязно, издали на неё поглядывают.
А потом осмелели медвежата и подошли.
Лётчик им сахару дал, тут уж их не отгонишь.
К вечеру посадил их лётчик в кабину, и полетели они к берегу океана.
Там их привели на большой корабль, который шёл в Петропавловск-на-Камчатке.
Пашка всю дорогу смотрел, как матросы на палубе работают.
А Машка бродила, бродила по кораблю и нашла краба.
Укусила его — вкусно!
И стала его грызть — очень ей краб понравился.
Пришёл корабль в Петропавловск-на-Камчатке.
Там медвежат подарили ребятам, и стали они жить в детском доме.
Ребята их сахаром кормили и молоком и вкусные корешки приносили из тайги.
Машка так объелась, что у неё живот заболел.
А Пашка всё равно у ребят кусочки сахару выпрашивает.

Читать сказку “Геннадий Снегирёв — Медвежата с Камчатки” на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

skazki.rustih.ru

Геннадий Снегирев – Голубая Тува

ЛЮБОПЫТНЫЕ ГОСТИ

Звери часто приходили из тайги посмотреть на чум, понюхать дым от костра.

Хорошо, если ёжик придёт или бабочка прилетит. А то какой-то зверь всю ночь в кустах сопел и вздыхал от любопытства, а сам не показывался. Только верхушки кустов шевелились. Поближе подойдёшь – замирает. Отойдёшь – снова шуршит. Так мы и не узнали, что за зверь.

Вот синицы – те совсем не боятся. Стайкой налетят вместе с ветром и лазают по чуму. Поклюют жучков в коре и дальше улетают, за озеро.

Кузнечики тоже храбрые: усядутся на чум и стрекочут весь день на солнышке.

Но самые любопытные звери были бурундуки. Они жили за чумом в кедрах.

Один бурундук спустился с кедра, лапки на животе сложил и сел перед чумом. Сидел-сидел, потом подошёл и заглянул в чум. Мендуме курит трубку, а бурундук замер, смотрит, как трубка дымит. Думает: если Мендуме не шевелится – значит, он не живой. Забрался бурундук в чум и стал ружьё обнюхивать. Потом кружку обнюхал и нашёл кусок хлеба. Попробовал, погрыз не понравилось.

Бурундук всё осмотрел и залез Мендуме на плечо, поближе к трубке.

Сидит на плече, смотрит на дым, а Мендуме глаза скосил и смотрит на бурундука.

Долго так сидели, пока Мендуме не выдержал и засмеялся.

Бурундук завизжал, скатился с плеча и метнулся из чума на верхушку кедра. Сидит и бормочет, на Мендуме злится. Долго бормотал, никак не мог успокоиться.

МЕДВЕЖОНОК

Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал головками иван-чай. На краю были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.

Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать.

Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну, тут я его сразу узнал – это медвежонок.

Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос у медвежонка всё вытягивался, вытягивался, как будто его тянули из куста за нос.

Наконец весь вылез и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.

И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица ищет медвежонка.

Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает.

Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет!

Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел.

СОБОЛЬ

Это было в глухой тайге. Людей там редко встретишь – одни звери.

Мы шли по звериной тропе: я и старик Мендуме.

К вечеру привела нас тропа на таёжное озеро. Со всех сторон к воде подступают зелёные кедры, и вода в озере зелёная.

Подует ветер – кедры закачаются, зашумят, и кажется, что озеро тоже заволновалось.

Развели мы на берегу большой костёр, напились чаю, собаку привязали к сухому кедру, а сами задремали у огня.

Спал я недолго.

Ещё с вечера собака смотрела на верхушку кедра и ворчала, а ночью стала громко лаять.

Я проснулся. Мендуме тоже не спал.

– Медведь? – спросил я у него.

– Нет!

– Лось?

– Нет, – сказал Мендуме, – это соболь!

Он по лаю узнал, кого почуяла собака.

Мы так и не заснули до утра.

На рассвете соболь вылез из дупла, и Мендуме убил его.

Шкурка соболя была чёрная и мягкая. Мендуме гладил её рукой и рассказывал, как живёт соболь, какие цены бывают на шкурки.

Но я уже всё забыл, а помню только соболиные глаза, зелёные и глубокие, как таёжное озеро, на берегу которого жил соболь.

ЕЩЁ НЕ ОСЕНЬ

Солнце светило ещё ярко, но звери уже готовились к зиме. Кедровки, тяжело взмахивая крыльями, летели в горы. На зиму они запасали кедровые орешки в трещинах среди камней и зарывали в землю.

Бурундуки набивали орешки за обе щеки и тащили в норки.

Часто далеко от лесов, в горах, я встречал зелёные кедры. Сперва я не понимал, откуда они: ветер не мог занести орешки так высоко. А потом догадался. Это кедровка забывала про свои запасы, вот они и проросли.

Бурундуки молча сидели на верхушках ёлок и грелись на солнце. Высоко в синем небе кувыркались вороны. Скоро зима, но солнце ещё греет, и вороны кричат по-весеннему нежно.

СЕНОСТАВКИ

В горах завяли травы. Листики брусники покраснели, листики иван-чая пожелтели, а горная куропатка сделалась снежно-белой.

Я шёл по каменной осыпи. Вокруг одни камни. Ни одной травинки. И слышно, как под камнями гремит ручеёк. Я подумал: здесь только один ручеёк может жить – больше никто.

Тут увидел я маленький стожок сена. Кто-то старательно сложил его на зиму, травинка к травинке, корешок к корешку. Потом ещё такой стожок, и на краю осыпи сразу три. И от каждого дорожка утоптана вниз на луга. Смотрю: зверёк величиной с крысу бежит по дорожке. Во рту у него клочок сухой травы. Добежал зверёк до стожка, сложил сено и скорей обратно, вниз, за другим пучком.

В этот день я насчитал много стогов сена. Для меня-то они были крошечные, ногой можно столкнуть, а для зверьков этих – настоящие. Они все вместе запасали сено на зиму.

Они очень спешили, и не зря. К вечеру налетел холодный ветер и пошёл дождь. Стожки были хорошо сложены, капли дождя скатывались с травинок и совсем не намочили сухое сено.

Мендуме рассказал, что зовут этих зверьков сеноставки. Летом грызут они травы на горных лугах. Когда трава высохнет, тащат её к своим норкам и делают стога. Олени часто раскапывают из-под снега сено и едят его. Тогда сеноставки до весны не доживают.

– Все ли стога уже готовы? – спросил Мендуме.

Я сказал, что видел только целые.

– Скоро осень, – сказал Мендуме.

СЛЕД ОЛЕНЯ

За одну ночь вершины гор стали белыми от снега.

На солнце заполыхали красные костры среди зелёных кедров. Это лиственницу опалило морозом. Иголки на ветвях покраснели и теперь будут так гореть до самой зимы. С каждым днём огонь осени всё больше разгорался в горах.

Осень спускалась в долину. Появились красные осенние травы на болотах. Зажелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.

Мендуме ушёл из чума на три дня и вернулся с чёрной собакой Туком. Теперь в чуме нас было трое. Тук лежал у костра и, высунув язык, смотрел, как Мендуме чистит своё ружьё золой. По чуму хлестал дождь. Мендуме чистил ружьё и прислушивался, как кричат бурундуки в кедрах.

Бурундук: “Тубук-тубук-тубук!” Дождь: кап-кап-кап! Бурундуки кричат плохая погода будет!

Утром было тихо. Дождь кончился, бурундуки замолчали.

Мендуме надел на ноги кожаные носки – ичиги, и мы пошли искать оленя. Тук лаял где-то впереди. Мендуме останавливался и молча слушал.

– Белка! – говорил Мендуме, и мы шли дальше.

Он по лаю узнавал, кого почуял Тук.

К вечеру мы вышли на болото. На землю падали снежинки. Закричала кедровка, и вдруг громко залаял Тук. Мендуме снял ружьё и стал тихо красться. Потом он остановился, нагнулся и стал что-то рассматривать. Я подошёл к нему. Он показал мне пальцем на землю. Во мху был след оленя. Он на наших глазах наполнялся болотной водой. Мы позвали Тука назад и пошли по следу.

Олень уходил в горы, и Мендуме часто останавливался, брал щепотку земли из свежего следа и мял её в пальцах. Земля плохо крошилась, она была ещё сырая, – значит, олень близко.

Мендуме шёл впереди. Вдруг он остановился у можжевеловых кустов, повесил ружьё за спину и махнул рукой.

– А олень? – спросил я.

Мендуме показал на след. Я увидел рядом с большими следами маленькие копытца оленёнка. Олениха оставила оленёнка в можжевельнике и теперь уводила с собой.

Мендуме закурил трубку и сказал, что никогда не убивает олениху с оленёнком. Он засмеялся и показал на снежные горы. Я посмотрел туда и увидел на белом снегу два коричневых пятнышка – побольше и поменьше. Это была олениха с оленёнком. Они шли через горы в долину. Оленёнок проваливался в снег и отставал, а мать поджидала его.

Солнце садилось, и два диких оленя шли в розовых снегах.

ПИНАГОР

1

На берегу Белого моря стоит маленькая рыбачья избушка. От солёного ветра и жаркого солнца избушка стала жёлтая, как капелька сосновой смолы. В избушке живут рыбак и его дочь Марина. Маринин отец работает в заповеднике. Он наблюдает, когда прилетают птицы, охраняет гнёзда, а в море следит за стаями рыб. Марине шесть лет, поэтому папа не берёт её с собой в море. За избушкой начинается лес. Когда чёрные тучи быстро бегут по небу, а море бывает злое и волны дохлёстывают до крыльца, Марине страшно, и она уходит в лес.

Морской ветер звенит в ветвях сосен. На лесных полянках тихо. Только колокольчики покачиваются на тонких стебельках.

Отсюда между соснами видно серое небо и море. Далеко-далеко на волнах прыгает чёрная точка. Над ней кружатся чайки. Это рыбачья лодка.

Лодка подходит всё ближе. Маринин отец в высоких резиновых сапогах прыгает в воду и толкает лодку на песок. Марина подкладывает под лодку круглые брёвнышки, помогает отцу втащить лодку на берег, подальше от злого моря.

profilib.org

Снегирев Геннадий. Голубая Тува (Маленькие повести)

   Бурундук всё осмотрел и залез Мендуме на плечо, поближе к трубке.
   Сидит на плече, смотрит на дым, а Мендуме глаза скосил и смотрит на бурундука.
   Долго так сидели, пока Мендуме не выдержал и засмеялся.
   Бурундук завизжал, скатился с плеча и метнулся из чума на верхушку кедра. Сидит и бормочет, на Мендуме злится. Долго бормотал, никак не мог успокоиться.
   МЕДВЕЖОНОК
   Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал головками иван-чай. На краю были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.
   Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать.
   Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну, тут я его сразу узнал – это медвежонок.
   Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос у медвежонка всё вытягивался, вытягивался, как будто его тянули из куста за нос.
   Наконец весь вылез и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.
   И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица ищет медвежонка.
   Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает.
   Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет!
   Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел.
   СОБОЛЬ
   Это было в глухой тайге. Людей там редко встретишь – одни звери.
   Мы шли по звериной тропе: я и старик Мендуме.
   К вечеру привела нас тропа на таёжное озеро. Со всех сторон к воде подступают зелёные кедры, и вода в озере зелёная.
   Подует ветер – кедры закачаются, зашумят, и кажется, что озеро тоже заволновалось.
   Развели мы на берегу большой костёр, напились чаю, собаку привязали к сухому кедру, а сами задремали у огня.
   Спал я недолго.
   Ещё с вечера собака смотрела на верхушку кедра и ворчала, а ночью стала громко лаять.
   Я проснулся. Мендуме тоже не спал.
   – Медведь? – спросил я у него.
   – Нет!
   – Лось?
   – Нет, – сказал Мендуме, – это соболь!
   Он по лаю узнал, кого почуяла собака.
   Мы так и не заснули до утра.
   На рассвете соболь вылез из дупла, и Мендуме убил его.
   Шкурка соболя была чёрная и мягкая. Мендуме гладил её рукой и рассказывал, как живёт соболь, какие цены бывают на шкурки.
   Но я уже всё забыл, а помню только соболиные глаза, зелёные и глубокие, как таёжное озеро, на берегу которого жил соболь.
   ЕЩЁ НЕ ОСЕНЬ
   Солнце светило ещё ярко, но звери уже готовились к зиме. Кедровки, тяжело взмахивая крыльями, летели в горы. На зиму они запасали кедровые орешки в трещинах среди камней и зарывали в землю.
   Бурундуки набивали орешки за обе щеки и тащили в норки.
   Часто далеко от лесов, в горах, я встречал зелёные кедры. Сперва я не понимал, откуда они: ветер не мог занести орешки так высоко. А потом догадался. Это кедровка забывала про свои запасы, вот они и проросли.
   Бурундуки молча сидели на верхушках ёлок и грелись на солнце. Высоко в синем небе кувыркались вороны. Скоро зима, но солнце ещё греет, и вороны кричат по-весеннему нежно.
   СЕНОСТАВКИ
   В горах завяли травы. Листики брусники покраснели, листики иван-чая пожелтели, а горная куропатка сделалась снежно-белой.
   Я шёл по каменной осыпи. Вокруг одни камни. Ни одной травинки. И слышно, как под камнями гремит ручеёк. Я подумал: здесь только один ручеёк может жить – больше никто.
   Тут увидел я маленький стожок сена. Кто-то старательно сложил его на зиму, травинка к травинке, корешок к корешку. Потом ещё такой стожок, и на краю осыпи сразу три. И от каждого дорожка утоптана вниз на луга. Смотрю: зверёк величиной с крысу бежит по дорожке. Во рту у него клочок сухой травы. Добежал зверёк до стожка, сложил сено и скорей обратно, вниз, за другим пучком.
   В этот день я насчитал много стогов сена. Для меня-то они были крошечные, ногой можно столкнуть, а для зверьков этих – настоящие. Они все вместе запасали сено на зиму.
   Они очень спешили, и не зря. К вечеру налетел холодный ветер и пошёл дождь. Стожки были хорошо сложены, капли дождя скатывались с травинок и совсем не намочили сухое сено.
   Мендуме рассказал, что зовут этих зверьков сеноставки. Летом грызут они травы на горных лугах. Когда трава высохнет, тащат её к своим норкам и делают стога. Олени часто раскапывают из-под снега сено и едят его. Тогда сеноставки до весны не доживают.
   – Все ли стога уже готовы? – спросил Мендуме.
   Я сказал, что видел только целые.
   – Скоро осень, – сказал Мендуме.
   СЛЕД ОЛЕНЯ
   За одну ночь вершины гор стали белыми от снега.
   На солнце заполыхали красные костры среди зелёных кедров. Это лиственницу опалило морозом. Иголки на ветвях покраснели и теперь будут так гореть до самой зимы. С каждым днём огонь осени всё больше разгорался в горах.
   Осень спускалась в долину. Появились красные осенние травы на болотах. Зажелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.
   Мендуме ушёл из чума на три дня и вернулся с чёрной собакой Туком. Теперь в чуме нас было трое. Тук лежал у костра и, высунув язык, смотрел, как Мендуме чистит своё ружьё золой. По чуму хлестал дождь. Мендуме чистил ружьё и прислушивался, как кричат бурундуки в кедрах.
   Бурундук: “Тубук-тубук-тубук!” Дождь: кап-кап-кап! Бурундуки кричат плохая погода будет!
   Утром было тихо. Дождь кончился, бурундуки замолчали.
   Мендуме надел на ноги кожаные носки – ичиги, и мы пошли искать оленя. Тук лаял где-то впереди. Мендуме останавливался и молча слушал.
   – Белка! – говорил Мендуме, и мы шли дальше.
   Он по лаю узнавал, кого почуял Тук.
   К вечеру мы вышли на болото. На землю падали снежинки. Закричала кедровка, и вдруг громко залаял Тук. Мендуме снял ружьё и стал тихо красться. Потом он остановился, нагнулся и стал что-то рассматривать. Я подошёл к нему. Он показал мне пальцем на землю. Во мху был след оленя. Он на наших глазах наполнялся болотной водой. Мы позвали Тука назад и пошли по следу.
   Олень уходил в горы, и Мендуме часто останавливался, брал щепотку земли из свежего следа и мял её в пальцах. Земля плохо крошилась, она была ещё сырая, – значит, олень близко.
   Мендуме шёл впереди. Вдруг он остановился у можжевеловых кустов, повесил ружьё за спину и махнул рукой.
   – А олень? – спросил я.
   Мендуме показал на след. Я увидел рядом с большими следами маленькие копытца оленёнка. Олениха оставила оленёнка в можжевельнике и теперь уводила с собой.
   Мендуме закурил трубку и сказал, что никогда не убивает олениху с оленёнком. Он засмеялся и показал на снежные горы. Я посмотрел туда и увидел на белом снегу два коричневых пятнышка – побольше и поменьше. Это была олениха с оленёнком. Они шли через горы в долину. Оленёнок проваливался в снег и отставал, а мать поджидала его.
   Солнце садилось, и два диких оленя шли в розовых снегах.
   П И Н А Г О Р
   1
   На берегу Белого моря стоит маленькая рыбачья избушка. От солёного ветра и жаркого солнца избушка стала жёлтая, как капелька сосновой смолы. В избушке живут рыбак и его дочь Марина. Маринин отец работает в заповеднике. Он наблюдает, когда прилетают птицы, охраняет гнёзда, а в море следит за стаями рыб. Марине шесть лет, поэтому папа не берёт её с собой в море. За избушкой начинается лес. Когда чёрные тучи быстро бегут по небу, а море бывает злое и волны дохлёстывают до крыльца, Марине страшно, и она уходит в лес.
   Морской ветер звенит в ветвях сосен. На лесных полянках тихо. Только колокольчики покачиваются на тонких стебельках.
   Отсюда между соснами видно серое небо и море. Далеко-далеко на волнах прыгает чёрная точка. Над ней кружатся чайки. Это рыбачья лодка.
   Лодка подходит всё ближе. Маринин отец в высоких резиновых сапогах прыгает в воду и толкает лодку на песок. Марина подкладывает под лодку круглые брёвнышки, помогает отцу втащить лодку на берег, подальше от злого моря.
   2
   Утром море успокоилось. Светило солнце. Было слышно, как далеко в лесу кукует кукушка.
   Марина помогала отцу распутывать сети. Морскую траву она выбрасывала на камни, а улиток, которые притаились в своих домиках-ракушках, – обратно в море.
   Иногда попадались рогатые икринки морских скатов. Сверху икринки были сухие, но внутри сидели маленькие скаты. Марина осторожно опускала икринки в море. Они покачивались на волнах, как кораблики.
   Волна захлёстывала их, и икринки медленно опускались на дно.
   – Пап, – спросила Марина, – почему икринки скатов с рожками?
   – Потому что они цепляются рожками за морские травы.
   – А у рыб икринки, как у птиц яички?
   – Да, – сказал отец.
   – А почему же они без скорлупок?
   – Им не нужны скорлупки: ведь они плавают в воде и не разбиваются.
   – А у рыб бывают гнёздышки? – спросила Марина.
   – Конечно, бывают, – сказал отец. – У кого мало икры, у того и гнёздышко, чтобы икру охранять.
   3
   В отлив море уходило, и среди камней оставались лужицы.
   Рыбки и рачки, которые не успели уплыть в море, сидели в лужицах и ждали прилива.
   Марина знала, что все рыбки уплывают в море, только в одной луже жила странная толстая рыба. Она приклеила свои икринки к камню и целый день сидела в луже и охраняла их.
   Рыбу эту звали пинагор. Чтобы икринки не высохли на солнце, пинагор набирал своими толстыми губами воду и поливал их.
   Марина подошла к луже.
   Пинагор от злости надулся и покраснел. Какой злюка! Но Марина не обиделась – ведь пинагор защищал своё гнездо.
   Марина каждый день приходила к луже. И пинагор совсем перестал злиться: он знал, что Марина не тронет его.
   Наконец из икринок выклюнулись крошечные, как комарики, мальки. Пинагор загнал их в ямку на дне лужи, а сам сидел рядом и махал плавничками, чтобы вода в ямке была всегда свежая. Однажды Марина вышла из избушки и увидела, что в пинагоровой луже ходит большая ворона. Ворона опускала клюв в воду и ловила маленьких пинагорчиков.
   Пинагор бросался на ворону. Он щипал её толстыми губами. Пинагор защищал своих мальков, а ворона больно клевала его большим клювом.
   Марина громко закричала. Ворона испугалась и улетела в лес. С тех пор Марина охраняла мальков.
   Пинагорчики стали уже большие, и однажды лужа опустела: в прилив пинагор увёл своих детей в море.
   4
   Отец собирался ловить рыбу. Он чинил сети, замазывал дырки в лодке смолой. Марина помогала ему, и отец взял её с собой в море. Марина сидела на сетях и смотрела вниз, в воду.
   На дне росли длинные зелёные травы. На подводных полянках лежали красные морские звёзды. Они тихонько шевелили щупальцами. Далеко от берега вода зелёная. В зелёной воде плавают прозрачные, как льдинки, медузы. Марина поймала рукой медузу. Медуза была холодная и скользкая, она выскользнула из пальцев.
   Лодка подплыла к синему стеклянному шару. Он качался на волнах.
   К шару привязана была верёвкой сеть. Отец втащил шар в лодку.
   Медленно из зелёной глубины он стал тянуть сеть.
   Рыбы запутались жабрами и плавничками в крепких нитках.
   Больших рыб отец бросал на дно лодки, а маленьких Марина выпускала обратно в море – пускай подрастут!
   Глубоко под лодкой Марина увидела тёмное пятно. Отец подтягивал сеть, и тёмное пятно подплывало всё ближе. Марина разглядела морду, два глаза…
   – Папа, мы поймали собаку!
   – Это тюлень, – сказал отец. Он втащил тюленя в лодку.
   – Почему он мёртвый, а рыбки живые? – спросила Марина.
   – Тюлень не рыбка, – ответил отец, – ему дышать надо!
   И он рассказал Марине, как тюлень погнался за рыбами, запутался в сетях, захлебнулся и утонул.
   Холодный ветер подул с моря. Марине стало холодно и грустно.
   Далеко над зелёными островами летали белые чайки.
   5
   Кулички-сороки с длинными, как карандаши, клювами кружились над избушкой, с криком собирались в стайку. А потом улетели за море. По ночам в лесу трубил лось. Волны разбивали о камни тонкие льдинки.
   Ночи стали длинные, дни серые. Наступила осень. Море замёрзло, а в лес прилетела полярная сова. Она бесшумно летала над землёй и высматривала: нет ли где больной птички?
   Марина надела валенки и вышла из избушки. Пинагорова лужа замёрзла. Но Марина знала: весной подует тёплый ветер, лужа растает, снова приплывёт с моря пинагор и выведет мальков.
   Д О М И К О С Ь М И Н О Г А
   Когда я приехал во Владивосток, мне хотелось всюду побывать и всё увидеть.
   И бухту Майхе, где растут женьшень и папоротники, большие, как деревья, а в чаще бродят тигры. За тиграми голубые сороки перелетают с ветки на ветку и стрекочут.
   И остров Путятина увидеть, где на озере цветёт лотос и живут пятнистые олени. Пятнышки на оленьей шкуре как солнечные зайчики. Ляжет олень под деревом – и нет оленя, исчез. Только солнце сквозь листву пускает зайчиков на траве.
   Совсем решил на Путятин ехать; пошёл в порт, а катер на остров идёт через три дня. Слышу, кассирша кому-то говорит:
   – На Южные Курилы пароход через час уходит!
   Когда я карту рассматривал, мечтал на Курильских островах побывать, на самых дальних.
   – Давайте, – говорю, – поскорее билет.
   И поплыл. Четыре дня плыл пароход. Сначала штормило, а потом, как Лаперузов пролив прошли, ветер утих. Ещё два дня – и утром Курилы!
   ГОЛУБАЯ ЧАЙКА
   Рано утром пароход подошёл к острову.
   Рассвело, а берега не видно. На море лёг туман, густой, как простокваша.
   Слышу: на палубе кто-то пробежал. Наверное, вахтенный матрос. Якорная цепь загремела. На корме закричали, а что, разобрать не могу: на берегу гремят водопады, голоса заглушают.
   Солнце взошло, туман расходиться стал волнами, шлюпку спустили на воду, поплыли на берег.
   Впереди туман, да волны накатывают, и птицы кричат морские – глупыши. Вынырнет из тумана глупыш и с криком за кормой в тумане исчезнет.
   – Да вон, вон, наверху!
   Задрал голову, посмотрел наверх, а там гора в небе висит над туманом.
   Солнце выше поднялось, и ещё две вершины показались. В горах всюду белые струйки висят – водопады.
   Когда я на вершину горы залез, увидел там в потухшем вулкане озеро. В озере горячие ключи бьют, и вода совсем голубая. Чайка пролетела над озером голубым пятнышком, сквозь перья на крыльях голубизна просвечивает.
   ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
   В посёлке я у знакомого рыбака пил чай. Он мне рассказывал, как осьминожек в отлив на щупальцах поднялся, хотел его напугать.
   Вдруг тарелки в шкафу как забренчат, как задребезжат!
   Лампочка над столом закачалась, и весь мой чай разлился по скатерти.
   Я вскочил, хотел на улицу выбежать. У дверей уже был, слышу: тарелки больше не звякают, лампочка чуть покачалась и успокоилась.
   Рыбак засмеялся:
   – Маленькое землетрясение. Сначала мы тоже пугались, выбегали на улицу…
   Потом я ходил в горы, огромные камни смотрел. Когда настоящее землетрясение было, эти камни из кратера вулкана вылетали, из самого пекла. Они обожжённые и в дырках, как будто их долго варили.
   И купался в горячей речке. Холодный ветер листья с деревьев рвёт, а вода в речке горячая, как в бане.
   Один раз гулял на берегу, сел на камень, а камень тёплый. Перевернул камень – из земли повалил горячий пар. Как будто крышку открыли у чайника.
   Зимой на Курилах печки не топят. По деревянным трубам горячая вода прямо из земли бежит в дом. И лучше всякой печки греет. Горячая вода нужна бельё постирать – краник в сенях открой и наливай сколько хочешь.
   Когда пароход к островам подходит, вулканы издалека белым дымком попыхивают, курятся. Вот и назвали острова – Курильские.
   ЛОПУХОВАЯ ЧАЩА
   Подальше от берега лопух растёт. Густой – не продерёшься, да и страшно. В бамбуковой чаще растёт лиана-ипритка, такая ядовитая, даже не дотронешься до неё, ветер только подует, пыльцой обдаст – обожжёт, как кипятком.
   В курильском лесу всякие лианы растут. Такие, что деревья обвивают, в кору впиваются и сок из дерева пьют. Цветы у лиан большие, яркие; хочется сорвать, да боязно – вдруг ядовитые!
   Я в лопуховом лесу гулял. Листья лопушиные над головой как зелёные крыши; один лист можно постелить, а другим сверху накрыться. Темно, сыро, и никакой травы не растёт. Посмотрел я на свою руку: она зелёная – листья белый свет не пропускают.
   Какая-то птичка с земли вспорхнула, в лопушиный стебель вцепилась коготками. Вроде знакомая птичка. Да это соловей, курильский. На груди у него красная салфеточка.
   Соловей улетел, а я стал из чащи выбираться. Впереди показалась поляна, а на поляне растут пальмы.
   Нет, не пальмы, а трава-дудочник. У нас ребята из неё дудочки вырезают. А из этого дудочника можно сделать трубу в две руки толщиной. Каждая травинка – дерево. А наверху зонт, как у пальмы. Называется “медвежья дудка”. На такой дудке только медведю дудеть.
   Слышу: гремит водопад.
   Выбрался к речке и по речке вышел на океанский берег, в рыбацкий посёлок.
   САЙРА
   Утром меня разбудили чайки. И глупыши кричат, и вороны каркают, и ничего не разберешь. Кто-то под окном пробежал:
   – Сайра, сайра, сайра подошла!
   Я скорее оделся, вышел на улицу. Над бухтой чайки собрались, полощут крыльями, падают на воду, в клювах мелькают блестящие ножики – выхватывают сайру из воды. На зелёных волнах белыми хлопьями покачиваются чайки, взлететь не могут: отяжелели, объелись сайрой.
   По берегу ходят вороны, сайру клюют, которую волны выбрасывают. Серебряной полоской блестит на солнце мёртвая сайра, ближе к воде живая трепыхается на песке.
   А по воде словно рябь от ветра набегает широкими полосами. Это стаи сайры идут с океана.
   Ночью вся бухта зажглась огоньками – рыбачьи сейнеры выходят в океан.
   С берега видно, как сайру ловят.
   Сначала белый огонь над водой горит. Вдруг потухнет – синий вспыхнет.
   За борт опускают белую люстру. Сайры на свет, как бабочки, собираются несметными стаями. А потом сразу потушат белую лампу-люстру и синюю зажгут. Сайра так и замрёт.
   Пока она на месте стоит, остолбенелая от синей лампы, тут её обмётывают огромным кошельковым неводом и выгребают.
   На рассвете я ходил по берегу, собирал кальмаров.
   Кальмары за сайрой погнались, а волны их выбросили на берег.
   Кальмары хищные, быстрые. Сайра в воде как молния мелькает, а кальмар ещё быстрее, глазом не заметишь. Щупальца сложит, крылышки растопырит, воду из себя выталкивает и мчится за сайрой.
   На берегу кальмар умирает, но всё равно щупальцами с крючочками сайру в себя запихивает, обволакивает и не ест, а растворяет в желудке. Поперёк схватит, согнёт и запихивает. С хвоста схватит, сожрет!
   Одного кальмара я поднял с песка, он надулся и запыхтел быстро-быстро: “Пых-пых-пых!..”
   А сам весь переливается: то фиолетовый, то оранжевый, то даже не знаю какой. Похоже, как бензин в луже разольют, вот так же переливается.
   Кальмаров я на подсолнечном масле жарил – очень вкусные, как белые грибы.
   ВОРОНЫ
   Сайра шла несколько дней.
   Лисьи следы на берегу видны, медвежьи; трясогузка побегала на песке, поклевала сайру и опять улетела на речку.
   А потом вдруг утром проснулся – тишина. Вышел на улицу – тишина. Сайра прошла в один день, как ножом отрезало. Нет больше ни одной сайры.
   Ни чаек, ни глупышей не слышно. Все улетели вслед за сайрой в океан. Будут за ней лететь, хватать, объедаться, отдыхать на волнах, пока не отстанут, – сайра рыба быстрая, океанская.
   Вороны на берегу поклевали всю сайру и приуныли. Сидят около моря на камнях, сгорбились и по сторонам поглядывают: где бы поживиться?
   Один мальчик вышел на берег погулять, а ворона увидала у него бутерброд с вареньем, подлетела и вырвала из рук. Мальчик заревел и прибежал домой.
   – Я, – говорит, – я… я только один раз откусил!
   Отец ворону поругал, новый бутерброд намазал и велел не зевать, смотреть по сторонам.
   Мальчик, пока весь бутерброд не съел, из дому не вышел. А пока ел, всё на дверь поглядывал – вот как его ворона напугала!
   ТОПОРКИ
   Берег высокий, внизу океан. На крутой стене в каждой щели, на каждом уступчике, в ямке сидит кайра, а вон карниз весь белый; ещё с океана кайра летит, да уже сесть негде. Остальные кайры закричали, загалдели, потеснились, и… ничего, села.
   Топорок летит. Чёрный, на солнце золотом отливает, голова белая, а клюв – оранжевый, широкий, как топор. Крылышки у топорка короткие, под водой такими хорошо грести. Топорок в воздухе трепыхается, вот-вот упадёт!
   Никак не может на лету повернуть – несёт его прямо в скалу. И вдруг воздух лапками стал загребать, загребать… и повернул. Юркнул в свою норку – птенцов кормить рыбой. Топорок длинные норки роет на высоких берегах. Там и птенцов выводит, рыбой выкармливает и пол в норках выстилает рыбьими костями и перьями. Перья он у чаек крадёт.
   Топорок в океане за рыбой ныряет, ныряет и столько нахватает рыбёшек, что не может взлететь. Отталкивается от воды – вот-вот-вот-вот… Машет, машет крылышками, да так и не взлетит. Отдохнёт, посидит на волне, опять замахает крылышками-култышками. Нет, никак!
   Наконец взлетел. Только не может повернуть в воздухе и прямо сверху сел на головы кайрам, растолкал их и отдыхает, а рыбу не выбрасывает, держит в зобу, обязательно притащит птенцам.
   Ещё видел я, как вынырнула гагара. А на клюве у неё висит ракушка морской гребешок.
   Гагара нырнула и на дне увидела: лежит гребешок, створки раскрыл. Она хотела его клювом вытащить из ракушки, а гребешок – щёлк! – и захлопнулся.
   Гагара вынырнула, хватила воздуха, гребешок её снова вниз потянул, она под водой исчезла. Опять вынырнула, дыхнула и снова под воду.
   Ещё раза два показалась с гребешком на конце клюва и больше не выныривала. Я стоял ждал. Нет гагары. Утонула.
   ДОМИК ОСЬМИНОГА
   В отлив подводные скалы торчат из воды. Морская капуста длинными лентами лежит на камнях. Ребята с ножами ходят и собирают её в вёдра.
   Я тоже собираю, только не капусту, а морских звёзд и ежей. Нашёл большую звезду – красную, а в середине синий круг. И ещё поймал морского ежа фиолетового. Отнёс его подальше от берега. Он иголками пошевеливает и ползёт к воде. Медленно, но всё равно прямо к воде ползёт, а глаз-то у него нет.
   Я ежа отпустил, стал искать раковины в лужах, среди камней.
   И вдруг в одной большой луже как метнётся – песок взбаламутил осьминог!
   Стал я смотреть на него. Он недоволен – покраснел, а спрятаться ему некуда. Я поближе подошёл – осьминог щупальцами задвигал. На щупальцах много-много белых пуговок перламутровых – присосок. Как на баяне.
   Хотел его палочкой потрогать – он ещё больше покраснел, потом побледнел, стал какой-то серый и сбоку трубку выпустил голубую.
   И как дунет водой из трубки – мелкие камешки на дне в разные стороны разлетелись! Стал осьминог под большой камень подлезать, щупальцами его обхватил и подвинул к другому камню.
   Потом ещё подлез, подвинул и забился между двумя камнями. Тут я вижу, он меня и сам боится, и решил: поглажу его! Стал на колени, руку опустил в воду и потихоньку к нему тянусь.
   Взял и погладил пальцем между глаз. Один раз, два, три… И тут… осьминог закрыл глаза. Я глажу, а он глаза зажмурил совсем, втянул их; у него зрачки поперёк и длинные, как у козы.
   Погладил, погладил и отошёл. Осьминог глаза открыл и стал за мной подсматривать. Над каждым глазом бугорок и рожки мягкие.
   Если дно ровное, осьминоги настоящие домики строят. Один камень подвинут, второй, а сверху взгромоздят третий – крышу. Сидит осьминог в домике и посматривает, а вокруг пустые раковины лежат: он из них выедает моллюсков.
   Говорят, чтобы раковина не захлопнулась, осьминог бросает в неё камень. Раковина – щёлк, а камень не даёт ей закрыться. Осьминог бросается и выедает моллюска.
   Осьминог – зверь умный, любит, чтобы его погладили, приласкали.
   В бухте вода совсем прозрачная, каждый камешек на дне виден.
   На сером камне покачиваются под водой белые ландыши на тонких стебельках. Это икра осьминога. Он её приклеивает на камень, а потом из неё крошечные осьминожки выклюнутся и расплывутся в воде.
   СТРАШНАЯ РОЖА
   На дне заросли морской капусты колышутся, как вершины деревьев в лесу. Рыба клюёт, только успевай вытаскивать. Насадишь кусочек рыбьего мяса на крючок, не успеешь закинуть – дёргает! Без удочки, просто бечёвка намотана на палец.
   Терпуг попался, бьётся на дне лодки, красные плавники растопыривает.
   Ага! Ещё дёрнула! Подтащил я бечёвку, и вдруг… из воды высунулась страшная рожа, глаза на меня таращит.
   Я испугался, бечёвку отпустил, рожа на дно шарахнулась.
   Стал я её потихоньку выуживать. Вытащил и не поверил: да это бычок океанский! Одна голова. Из неё во все стороны кости торчат, обтянутые кожей. Губищи толстые, глазами вращает. И прямо из головы растёт хвостик и два плавника по бокам. Ну и чудище, напугало меня!
   Потом я и не таких выуживал. Не бычки, а целые быки. И все разные. Синие – с жёлтыми плавниками, зелёные – с красными, и один другого страшней. Настоящие драконы!
   ФЕДЯ
   Рыбаки говорят: “У каждого маяка своя соль!”
   Один маяк через каждые десять секунд мигает в ночном океане, другой через восемь секунд, третий – через пять, и все по-разному.

thelib.ru

Геннадий Снегирев | Медведь

Peskarlib.ru > Русские авторы > Геннадий СНЕГИРЕВ

Добавлено: 12 января 2011  |  Просмотров: 10350

Распечатать текст Геннадий Снегирев – Медведь


Осенью я собирала в тайге бруснику и наткнулась на мох, который почему-то рос кверху корешками. Кто-то свежей земли натаскал и посадил его так.

«Кто же это, — думаю, — так мох посадил?»

Смотрю, под поваленной сосной вырыта яма и вокруг много следов нахожено, как будто босой человек ходил, только с когтями.

Я сильно испугалась: ведь это же медведь из берлоги землю выгреб и сверху прикрыл мохом, хотел спрятать землю, чтобы берлогу не нашли. Побежала я скорей к дедушке и всё ему рассказала.

Дедушка обрадовался:

— Этот медведь сюда прибежал, когда тайга за рекой горела.

Дедушка мне велел сидеть дома, а сам взял ружьё и пошёл в деревню собирать людей. Долго я его ждала. Темно стало. «А что, — думаю, — если медведь дедушку загрыз?»

Страшно мне и жалко дедушку. Хотела я уже одеваться и его искать. Слышу, телега во двор приехала и остановилась.

Вошёл дедушка, ружьё повесил на стену.

— Ну, — говорит, — иди смотри медведя!

Я вышла во двор, смотрю, лежит на телеге мёртвый медведь. Большой, голова вниз свесилась, зубы оскалил.

Охотники его свалили на землю, лошадь зафыркала и хотела убежать, только её удержали. Потрогала я у медведя клыки, они все жёлтые.

Дедушка мне говорит:

— Старый медведь, однако, сплоховал, корешки с вершками спутал, вот и попался!


Также смотрите:

Геннадий Снегирев

Беспокойный хвостик

Нашёл я лесной шатёр. Старые ели сучья сплели, а внизу — мягкая подстилка из жёлтых иголок. Темно в нём и душно, пахнет смолой. Читать…

Геннадий Снегирев

Кто сажает лес

За рекой росли одни ёлки. Но потом среди ёлок появились дубки. Ещё совсем маленькие, всего три листика торчат из земли. Читать…

peskarlib.ru

Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».

Тема: Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».

Цель урокаформирование компетентности читателя посредством знакомства с рассказами Ю.Дмитриева и Г. Снегирева.

Планируемые результаты:

Познавательные:

 – ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата», Г. Снегирёва «Медвежата»;

– осознанное восприятие литературного произведения.

Регулятивные: 

– планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные: 

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с

учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:

 – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

– участвовать в творческом процессе.

Оборудование:  Букварь Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова часть 2; проектор, шаблоны для моделей обложки, карточки для определения настроения, презентация к уроку, клей, листы и шаблоны для моделирования, карточки жанры и темы литературных произведений.

Ход урока

  1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности (Слайд 1)

Рады слышать мы звонок

Начинается урок!

Интересно нам читать

Думать, спорить, размышлять!

Учитель:

У нас урок литературного чтения. Давайте проверим готовность к нему.

Вы готовы глазки? (поглаживание век)

-Да (смотрим в бинокль).

-Вы готовы ушки?

-Да (руки к ушам).

-Вы готовы ручки?

-Да (хлопаем в ладоши)

-Вы готовы ножки?

-Да (Поглаживание ног, топаем)

-Вы готовы?

-Да (руки в стороны и обнимите себя).

II. Актуализация знаний

Учитель:

Ну-ка тише, ребята. Слышите, кто-то идет.

1. Дыхательная гимнастика

  1. -Отгадайте загадку

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной…(медведь).

Весной жизнь в лесу очень интересна. Проснулись медведи, вылезли из берлоги, но остались последние снежинки. Давайте поможем медвежатам их сдуть.

2) Работа над четким произношением

-Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать

(Слайд 2)

● МИ — МИ – МИД

МЁ — МЁ – МЁД

МА — МА — МАД

МЕ — МЕ — МЕД

МЮ – МЮ – МЮД

МЯ – МЯ – МЯД

2. Речевая разминка

Работа со скороговоркой (Слайд 3)

Мёд в лесу медведь нашел

Мало мёду, много пчёл.

-Прочитайте медленно, быстрее, быстро.

– Прочитайте, девочки.

-Прочитайте, мальчики.

III. Целеполагание урока

  1. Сообщения учащихся

Учитель:

-Вы отгадали загадку, поработали со скороговоркой. Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? ( Мы будем говорить о медведе).

Учитель:

-Да, сегодня будем знакомиться с двумя произведениями, авторы которых Юрий Дмитриев и Геннадий Снегирев.

Катя Лушпа подготовила для вас сообщение о писателе Юрии Дмитриеве (Слайд 4)

Дмитриев

Юрий Дмитриев родился в городе Москве, в семье врача. Его юность прервана войной. Он пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст. После войны работал в газете и одновременно окончил Московский университет.

Вот Дмитриев становится учителем. Его любят ученики, ценят товарищи. Но все же что- то его манило. Самым любимым занятием с детства было хождение в лес, в рощу.

Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал.

Учитель:

-Артем Соколов подготовил для вас сообщение о писателе Геннадии Снегиреве (Слайд 5)

Снегирёв

Геннадий Снегирев  родился в Москве. Отец его погиб на войне, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. В тринадцать лет будущий писатель начал работать – лечил рыб, делал раскопки на Чудском озере, изучал рыбьи кости и чешую. Снегирев часто бывал в научных экспедициях. Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам.

  1. Работа с выставкой книг писателей

Учитель:

_-Перед вами представлена выставка произведений этих писателей, которые вы можете посмотреть и потом взять в библиотеке и прочитать.

IV. Сообщение темы урока

Давайте познакомимся с произведением Ю.Дмитриева

Открыли книгу по закладке

– Прочитайте название рассказа («Медвежата)

V. Чтение произведения учителем

-Послушайте произведение.

VI. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

– Что нового и интересного вы узнали из этого произведения?

– К какому жанру можно отнести это произведение? (рассказ)

VII. Повторное чтение текста

Учитель:

Молодцы, ребята, но давайте еще раз прочтем текст.

-Вслух читает тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко и выразительно.

VIII. Работа в паре

Учитель: Проверим, как внимательно вы читали текст. Поработайте в паре, посоветуйтесь с соседом и найдите ответ в классе на такой вопрос

-Почему медвежата рождаются такими крошечными? Будьте внимательны ищите полный ответ со своей парой. Если надо, вернитесь к тексту. Кто Ответ только один, поэтому будьте внимательны.

– Проверим.

-Сложите вместе два своих кулачка. Вот такими маленькими рождаются медвежата.

IX. Физкультминутка (Слайд 6)

– А теперь мы закроем глазки и отдохнем. Мы попали с вами в чащу леса, здесь вас ждет Мишка. Встали все на физкультминутку.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

X.Знакомство с другим произведением

– С произведением Г. Снегирева вы познакомитесь сами. Читайте самостоятельно вполголоса.

X. Проверка понимания и первичное закрепление.

– Понравилось произведение? К какому жанру отнесем ?( рассказ)

– Итак, о ком рассказал Снегирёв? ( О медвежатах?)

– Что же еще нового вы узнали о медвежатах?

(О том, как медвежата первый раз вылезли из берлоги и как их мама-медведица учила искать корм в лесу)

(О том, как медвежата учились разгребать муравьиные кучи.)

-Как вы думаете, можно ли считать рассказ Снегирёва продолжением рассказа Дмитриева?

XI. Моделирование обложки Работа в группах (Слайд 7)

-А сейчас вы поработайте в группах, но сначала послушайте задание: нужно смоделировать обложки к двум произведениям, которые вы прочитали и ответить на два вопроса:

– Чем похожи эти произведения?

-Чем они отличаются? ( Каждая группа выходит к доске и доказывает свою точку зрения).

-Я раздам каждой группе файл, в котором лежат заготовки для моделей, вы должны выбрать те, которые подходят к этим произведениям и наклеить на обложки.

Проверка по слайду (Слайд 8)

XII. Итог урока

– Какие произведения мы читали?

– Чему учат эти произведения? (Любить живую природу, животных.

– Как мы должны относиться к дикой природе? (Беречь ее и охранять ее).

.Рефлексия

На доске корзина (Слайд 9)

– Ребята! Если на уроке

●было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – красная малинка

● было интересно, получилось хорошо – жёлтая малинка

●не всё получилось, как хотелось –ежевика.

 Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать (Слайд 10)

infourok.ru

Геннадий Снегирев | Медвежата с Камчатки


Это было на Камчатке, где по берегам горных озёр растут зелёные кедры, и слышен гул вулканов, и небо по ночам озаряется огнём из кратеров.

Шёл по камчатской тайге охотник и вдруг видит: сидят на дереве два медвежонка. Он ружьё с плеча снял и думает: «Медведица где-то близко!»

А это были любопытные медвежата. Они убежали от матери.

Один медвежонок от любопытства совсем близко спустился к охотнику.

А другой медвежонок был трусишка и только сверху поглядывал — вниз спускаться боялся.

Тогда охотник сахару им дал. Тут медвежата не выдержали, слезли с дерева и стали у него выпрашивать кусочки сахару.

Съели они весь сахар, поняли, что охотник — «зверь» совсем не страшный, и стали медвежата играть: валяться на траве, рычать, кусаться…

Видит охотник: весёлые медвежата. Взял он их с собой и привёл в охотничью избушку, на берег большого таёжного озера.

Стали у него медвежата жить, купаться в озере.

Один медвежонок — назвали его Пашка — любил рыбу ловить, только, кроме тины да травы водяной, ничего он не мог поймать.

Другой медвежонок — назвали его Машка — всё время искал в тайге ягоды и сладкие корешки.

Как Пашка из воды вылезет, отряхнётся — начинает зарядку делать: передние лапы — вперёд, правую лапу — вверх, левую — вниз… и вытянется.

Зарядка окончена!

Сделал зарядку Пашка и стал вокруг избушки ходить, во все дырки заглядывает, обнюхивает брёвна.

Полез на крышу… а там — незнакомый зверь!

Спину выгнул и на Пашку как зашипит!

Хочется Пашке с ним подружиться, да страшно.

Жили медвежата в избушке, купались в озере, ягоды собирали, муравейники раскапывали, да недолго.

Однажды застрекотала над озером большая птица. Кинулся от неё Пашка бежать. А Машка от страха забралась на ветку над самой водой, вот-вот свалится в озеро.

Птица спустилась на таёжную полянку, перестала стрекотать и замерла.

Хочется медвежатам поближе подойти, обнюхать её, да боязно, издали на неё поглядывают.

А потом осмелели медвежата и подошли.

Лётчик им сахару дал, тут уж их не отгонишь.

К вечеру посадил их лётчик в кабину, и полетели они к берегу океана.

Там их привели на большой корабль, который шёл в Петропавловск-на-Камчатке.

Пашка всю дорогу смотрел, как матросы на палубе работают.

А Машка бродила, бродила по кораблю и нашла краба.

Укусила его — вкусно!

И стала его грызть — очень ей краб понравился.

Пришёл корабль в Петропавловск-на-Камчатке.

Там медвежат подарили ребятам, и стали они жить в детском доме.

Ребята их сахаром кормили и молоком и вкусные корешки приносили из тайги.

Машка так объелась, что у неё живот заболел.

А Пашка всё равно у ребят кусочки сахару выпрашивает.

Осенью я первый раз пошёл в школу. Сначала я очень боялся: ведь все ребята будут рассказывать, где были летом, а я нигде не был. Я болел. Читать…

После плавания поставили наш корабль в док — от ракушек и морской травы чистить. Столько их на корабельном днище развелось, что кораблю плыть мешают. Целая борода волочится за ним по морю! Читать…

peskarlib.ru

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе “Ю. Дмитриев «МЕДВЕЖАТА» Г. Снегирёв «МЕДВЕЖАТА»”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Конспект урока

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

в 1 классе

Ю. Дмитриев «Медвежата»

Г. Снегирёв «Медвежата»

Подготовила: учитель начальных классов

Степанченко Светлана Николаевна

Ржевка

2017

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова – М: Вентана-Граф, 2012» (по системе «Начальная школа XXI века»).

Цели деятельности учителя: способствовать развитию воображения, памяти, логического мышления, любознательности, наблюдательности; создать условия для обогащения словарного запаса, совершенствования навыков чтения, воспитания уважительного отношения к близким, доброго отношения к животным.

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Личностные: различают основные нравственно-этические понятия; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Представьте, что мы с вами оказались в холодном лесу. Небо затянуто тучами, солнце редко дарит земле тепло и свет.

Отгадайте загадку и попробуйте догадаться, о ком будет текст:
Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу (Медведь.)

II. Построение проекта выхода из затруднений.

− Что вы знаете о жизни медведей?

1.Рассказ учителя:

Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У медведя мощное тело,  высокая холка, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.

Медведь ходит, одновременно наступая двумя лапами с каждой стороны. От этого его походка выглядит вперевалку с боку на бок, ступни направлены немного внутрь. За это его и прозвали косолапым. Несмотря на это он быстро бегает, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям. 

Медведь – зверь  очень любопытный, но осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. Бытует мнение, что медведь сосёт лапу во время спячки и поэтому не голодает. Но на самом деле зимой происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап медведя, при этом старая кожа шелушится, и сильно чешется, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения, животное облизывает свои лапы.

Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи, таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны,  они голодны и нападают на любого, кто встретится им на пути.

Медвежата рождаются зимой в берлоге. Рождаются они слепые и глухие, но уже через некоторое время начинают слышать, позднее – видеть, а когда весной выходят из берлоги, они уже могут есть не только материнское молоко, но и ягоды, зелень и насекомых. Детеныши держатся с мамой до 3 лет.

2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата» учителем.

– Что нового вы узнали из этого рассказа?

Учитель читает стихотворение В. Орлова:

Про маленького Мишку –
упрямого сынишку

Вечер по лесу плывёт,

Звёздочками светится,

Сыну песенку поёт

Бурая медведица:

– На траву упала шишка.

Баю, бай, усни, сынишка.

– Не нужна мне шишка! –

Зарычал сынишка! –

Не хочу, не буду спать!

Лучше я пойду гулять!

– Когда медвежата первый раз выходят из берлоги? (В апреле, когда растает снег.)

-Чем опасен медведь-шатун?

3. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата» хорошо читающими детьми.

4. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

– Расскажите о медвежатах по плану:

1. Почему маленьких (только что родившихся) медвежат никто не видел?

2. Какими появляются на свет медвежата?

3. Чем они питаются?

Вперевалку зверь идёт А когда приходит осень,

По малину и по мёд – Лезет в яму до весны,

Любит сладкое он очень. Где он спит и видит сны.

– Пофантазируйте, что снится медведю?

– А вот писатель Р. Фархади думает так, послушайте.

Учитель читает отрывок из рассказа Р. Фархади:

Сон медвежонка

Снится медвежонку, что он идёт по лесу. Вокруг – цветы, пахнет земляникой, мёдом. Проснулся медвежонок и побежал из берлоги. Остановил его папа-медведь:

– Ещё зима за окном. Спи.

Заснул медвежонок. Опять ему снится весна. Проснулся и побежал из берлоги. Мама-медведица насилу его остановила.

– Ещё не время вставать. Зима не прошла, метель метёт, лёд синеет. Спи.

Только успел заснуть медвежонок, а ему опять весна снится. Вылез из берлоги и убежал в лес. А в лесу тепло. Ручейки бегут, птицы поют, подснежники расцветают. Медвежонок радуется, прыгает. Не зря ему такой сон снился.

Физкультминутка

5. Чтение рассказа Г. Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками.

6. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

7. Беседа.

Вспомните сказки, где главный герой – медведь. (Колобок, теремок, Маша и медведь, Винни Пух и т.д)

III. Рефлексия деятельности.

Игра «Чьи это мамы?».

Белка – бельчонок.

Зайчиха – зайчонок.

Лисица – лисёнок.

Лошадь – жеребёнок.

Медведица – медвежонок.

Список использованной литературы
1.Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
2.Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
4.Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана – Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).

Источники иллюстраций

1.Доклад о буром медведе для детей: http://www.7gy.ru/knigi-dlya-detej/detyam-o-zhivotnyh/791-doklad-o-burom-medvede-dlya-detei.html

2.Бурый медведь: http://www.7gy.ru/knigi-dlya-detej/detyam-o-zhivotnyh/791-doklad-o-burom-medvede-dlya-detei.html

3.Лес: http://www.2fons.ru/pic/201405/1024x600/2fons.ru-252.jpg

4.Маша и медведь: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/999/4999265_10.jpg

5.Колобок: http://для-детей.net/upload/medialibrary/992/kolobokimedved.jpg

6.Теремок: http://cdn4.imgbb.ru/user/151/1515663/201410/be3cf6901e30648f0855e6121210d60e.png

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *