Сочинение на тему пословица недаром молвится – Сочинение-миниатюра на тему «Пословица не даром молвится» – Сочинения по русскому языку

Доклад Тема: «Пословица недаром молвится»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5

"Мой первый доклад"

Тема: «Пословица недаром молвится»

Выполнила ученица Тришневская Дарья

МАОУ сош № 5, 4Г класс

Руководитель: Костюченко В. Г.

учитель начальных классов МАОУ сош№ 5

Сатка 2013 год
Содержание

Введение ………………………………………………………………….…....3

Основная часть………………………………………………………………...4

Исследовательская часть……………………………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………...8

Источники информации………………………………………………………9

Приложение…………………………………………………………………...10

Введение:

В современной жизни школьников, пословицы не потеряли своей актуальности. К любому случаю из жизни есть своя пословица, которая особенно подходит к данному моменту. Ведь пословица используется не только как присказка, а как возможность взять народную мудрость, для примера. Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление к хорошим поступкам, правильному поведению и уважению старших.

Тема: «Пословица недаром молвится».

Цель работы: Выяснить роль пословиц в речи современных детей.

Задачи:


    1. Углубить знания о пословицах;

    2. Изучить материалы словарей.

    3. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.

    4. Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.

    5. Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.

Объект исследования: Речь современных школьников.

Предмет исследования: знание и использование пословиц в речи современных школьников.

Гипотеза:


  • Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.

  • Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.

Такие пословицы как - « Семь раз отмерь , один раз отрежь», учат нас не торопиться с решением, высказыванием и прежде чем, что либо сделать подумать.

К труду приучает и следующее высказывание,- «Любишь кататься, люби и саночки возить» Я думаю что, каждый ребёнок должен использовать пословицы в своей жизни и брать, только самое хорошее для себя, и становиться от этого умнее, добрее и мудрее.

Основная часть

Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.

Что же такое пословица?

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Насколько велико значение пословиц в самом сознании народном мы видим по количеству пословиц о пословице! Вот некоторые из них:


  • Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

  • Без пословицы не проживёшь.

  • Не всякая пословица при всяком молвится.

  • От пословицы не уйдёшь.

  • Пень не околица, а глупая речь не пословица.

  • Пословица ведётся, как изба веником метётся.

  • Пословица недаром молвится.

  • Русская пословица ко всему пригодится.

  • Старая пословица век не сломится.

  • Без пословицы речь не молвится

  • Из поговорки слова не выкинешь.

  • Для поговорки мужик в Москву пешим шёл.

  • Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.

  • Пословица не на ветер молвится.

  • Пословицы не обойти, не объехать.

  • На пословицу ни суда, ни расправы.

  • Пословицу и на кривой не объедешь.

  • На рынке пословицы не купишь.

  • Пословицами на базаре не торгуют.

  • Рожь в поле не околица, а пьяного речь не пословица.

  • Над кем пословица не сбывается!

  • Глупая речь не пословица.

  • Эта пословица не для Кузьмы Петровича.

  • Можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц.

К первому типу мы относим пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Бабушка надвое сказала»; « Игра не стоит свеч»; « Своя рубашка ближе к телу»; «Сухая ложка рот дерет» и т. п.

Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Аппетит приходит во время еды»; «Лежачего не бьют»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.

Наконец, третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся, например: «Бедность не порок»; «Век живи, век учись»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание – знак согласия»; «Старый друг лучше новых двух» и τ. д.

Исследовательская часть.

Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов (см. приложение)

В результате чего выяснила, что большинство учеников начальной школы знают пословицы, но крайне редко применяют их в жизни.

В данной таблице (табл.1), я представила результаты своих исследований:


класс

Используют ли

пословицы в речи


Понимают смвсл пословиц

Преобладающий тип посл

Нужно ли использ.пословицы в речи

2кл

10% используют

60%

2,3 тип

90%

3кл

50% используют

70%

2,3 тип

100%

4кл

14% не ответили

14% используют,

72% не исп.


72%

2,3 тип

86%

(табл.1)

На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы;:


  • пословицы украшают речь;

  • они учат нас быть умнее;

  • передают мысли, чувства народа; 

Вывод по исследованию:

В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи.

Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.

Заключение

Пословицы широко распространены в речи современного человека, это мы выяснили, проведя исследовательскую работу. Полученные данные помогли понять, насколько важно знать и применять пословицы в обыденной речи и в написании литературных произведений. Такие писатели как Пушкин, Крылов , Толстой и т.д. широко использовали этот жанр в своих произведениях. Некоторые выражения самих писателей позже переросли в пословицы, вот некоторые из них :

из произведений А.С.Пушкина


  • «Любви все возрасты покорны»;

  • «Что пройдёт, то будет мило»;

И. Крылов в своих баснях создал такие пословицы как:

  • «А воз и ныне там»;

  • «Услужливый дурак , опасней врага»;

Хотелось бы отметить, что современный школьник так же знает и понимает смысл пословиц. Многие дети применяют их в речи .Тем самым обогащают свой внутренний мир и нравственное воспитание .

Выводы


  1. Узнала из литературы, что такое пословица и познакомилась с их значениями.

  2. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.

  3. Узнала мнение о пословицах, и какие из них чаще всего используется.

  4. Придумала и провела опрос школьников 2-4 классов.

Список литературы


  1. Сборник пословиц В.И Даля

  2. Басни И. Крылова

  3. Стихи А.С. Пушкина

  4. В.Сысоев « Пословицы и поговорки»

  5. http://xreferat.ru/49/1800-1-poslovicy-i-pogovorki.html

Приложение

Анкета

Класс______


п/п


Тема

Запиши, какие знаешь пословицы

1

Народная мудрость

советы


2

Труд, работа

3

Нравственность

Человеческие качества


4

Дружба

5

Ответственность

6

Ум, знания

7

Семья

8

Родина

Храбрость

патриотизм


Нужно ли знать и использовать пословицы в современной жизни?

да

нет

Часто ли вы используете пословицы в современной жизни?

да

нет

какую роль играют пословицы в нашей жизни?

literature-edu.ru

Пословица недаром молвится | Обучонок

Автор исследовательской работы: 

Емельянова Виктория

Руководитель проекта: 

Насекина Юлия Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Торжка Тверской обл.      

В своей исследовательской работе по русскому языку и литературе "Пословица недаром молвится" я хочу выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной речи. Для этого я изучу материал о пословицах и поговорках, выделю тематические группы, проанализирую учебник, проведу анкету.

Современная молодежь сейчас очень мало читает. Чтение современных детей порой ограничивается школьным учебником.


Поэтому в процессе исследовательской работы (проекта) по русскому языку "Пословица недаром молвится" я планирую узнать, используют ли авторы школьного учебника русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) возможности русской пословицы.

Ведь тогда любой ученик сможет обогатить свой и без того бедный словарный запас этими краткими, правильными и запоминающимися выражениями русской речи.

Содержание

Введение.
I. Теоретические основы.

1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.
1.3. Источники появления пословиц.
1.4. Тематические группы пословиц.
II. Практическая часть.
2.1. Анализ учебника «Русский язык» 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской.
2.2. Анкетирование учащихся 5-Б, 5-В классов.
Заключение
Список литературы.
Приложение.

Введение


Пословицы и поговорки существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Чтобы яснее и образнее выражать свои мысли, мы используем всё многообразие ресурсов языка, в том числе и пословицы.

К сожалению, речь современных подростков отличается бедностью словаря, в ней зачастую вовсе отсутствуют какие бы то ни было средства выразительности. А ведь пословицы и поговорки – удивительное явление в языке.

Пословицы могут заставить задуматься над своими поступками и поведением, помогают выразить свою мысль лаконично, ёмко, чётко; рассказывают об истории движения народа по пути цивилизации.

Несомненно, пословицы и поговорки обогащают нашу речь, поэтому я решила познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, понять насколько часто и грамотно мы их используем в речи, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой, рассказав им о происхождении некоторых пословиц.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что словарь школьников обеднён, лишён выразительных образных конструкций, в том числе пословиц и поговорок. Учащиеся испытывают необходимость в расширении своего словарного запаса, чтобы грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.

Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – устная и письменная речь младших подростков.

Гипотеза: я предполагаю, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
  2. Выделить тематические группы пословиц.
  3. Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц в качестве материала для упражнений.
  4. Провести анкетирование учащихся 5-х классов, проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • анализ учебных пособий;
  • анкетирование школьников.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материал работы может быть использован школьниками для повышения своего образовательного уровня, педагогами - при проведении уроков по теме «Пословицы и поговорки», для формирования дидактического материала по самым различным темам курса русского языка.

Перейти к разделу: 1.1. Пословицы - жанр фольклора, их отличие от поговорок

obuchonok.ru

Ответы@Mail.Ru: почему так говорят: пословица недаром молвится.

потому что пословицы это фольклор, а фольклор это народное творчество, то есть то творчество которое сочиняется народом!!!!

потому что это народная мудрость, опровергать которую бесполезно))

Потому что есть пословица: говори, говори, да и молви. Молвить - значит сказать просто и мудро.) ) Пословицы - квинтэссенция мудрости народной.

Вы вот своими глазами волка, волчару видели? Представьте: будет он смотреть телевизор, или нет! Видели ли вы когда-нибудь своими глазами (не зайца) а патефон? Всегда помните: лучшее средство защиты от волчьих зубов - патефон! Только не забудьте. А пословица такова: лучше семь раз отмерить, чем один раз чтобы током 220 долбануло!

Потому что пословицы сконцентрировали в себе вековые наблюдения людские, закономерности развития общества. Короткой фразой описывается то, что в учебнике социологии или психологии может занять целый параграф. Важно только прислушиваться к смыслу пословиц.

лентяй и сидеть устает

touch.otvet.mail.ru

Сочинение по пословице миниатюра - Пословицы и поговорки

08.02.2016 08:02

В русском народном творчестве есть пословица: «Дал слово. Словосочетание Сочинение миниатюра «В словарь русского языка. 1) написать мини-сочинение о труде, используя в качестве опорного материала пословицы о важности труда в человеческой жизни. Грибоедов Александр Сергеевич: Ваши заявки: мне очень срочно нужно сочинение. по теме: мое.

Рабочая программа по литературе (6 класс) по теме: Рабочая программа по литературе 6 класс. Пословица недаром молвится. См. ПОСЛОВИЦА ПОГОВОРКА.

Сочинение-миниатюра Учёба в зеркале пословиц и афоризмов. сути любого вопроса и живет по пословице «Спросить — минутный стыд, не спросить.

Мой любимый предмет история (сочинение-рассуждение) Мой любимый предмет физкультура. ÐÓÑÑÊÈÉ ßÇÛÊ 5—11 êëàññû Серия «Большая перемена» Á Î Ë Ü Ø Î É Ñ Á Î Ð Í È Ê ÑÎ×ÈÍÅÍÈÉ È. Этапы изучения: 1. Вводные и ориентировочные занятия. Цель: Сформировать интерес к изучению.

Сочинение на тему «Происхождение и актуальность пословиц» Из-за этого стоит понять, как они появились, и почему именно пословицы занимают. Сочинение на тему Мой город в будущем Сочинение-миниатюра на тему. Если Вам понравилось сочинение на тему: Тема сочинения: Как я помогаю маме дома, тогда.

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится». Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия.

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа.
Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
«Родимая сторона — мать, чужая – мачеха»,
«Вся семья вместе, так и душа на месте»,
«Глупый осудит, а умный рассудит»,
«Доброе братство – лучше богатства»,
«Злой плачет от зависти, а умный от радости».

От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц.
Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран).
Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.

Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.

В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.

В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».

На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.

Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций.


Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны.

Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению.

Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс.

В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое».


Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

«Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».
«Бедность – не порок, а гораздо хуже».
«В здоровом теле здоровый дух — редкая удача».
«Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».
«Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».

«Гол как сокол, а остер как топор».
«Голод не тётка, пирожка не поднесёт».
«Губа не дура, язык не лопата».
«Два сапога пара, оба левые».
«Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».

«Девичий стыд – до порога, переступила и забыла».
«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
«За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».
«За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».

«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет».
«И делу время, и потехе час».
«Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба».
«Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте».
«Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек».
«Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха».
«Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся».
«На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».
«Не все коту масленица, будет и пост».
«Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

«Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».
«Один в поле не воин, а путник».
«От работы кони дохнут, а люди – крепнут».
«Палка о двух концах, туда и сюда бьет».
«Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».
«Пьяному море по колено, а лужа — по уши».
«Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».
«Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».
«Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».
«Рука руку моет, да обе свербят».

«Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».
«Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».
«Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет».
«Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».
«У страха глаза велики, да ничего не видят».
«Ума палата, да ключ потерян».
«Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».
«Шито-крыто, а узелок-то что такое миниатюра на тему пословицы тут».

«Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет».
«Дуракам закон не писан, если писан, то не читан,
Если читан, то не понят, если понят, то не так.
Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,
Даже понят и исполнен — не изменится дурак».

Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением.
Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.

Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям.

Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок.

Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.















Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны.
Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить))
Спасибо.
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Пословица недаром молвится. / Интересненькое / Бэйбики. Куклы фото Вязания на спицах на заказ москва
Похожие новости

Навигация Опросы Активных опросов нет А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Как гласит еще одна народная мудрость: ошибиться может каждый. Но иногда цена ошибки бывает очень высокой, и исправить её уже не в наших силах. С самого детства и до сих пор мне говорила так мама. В детстве я никогда, конечно, не слушала её и всерьез не воспринимала. Когда я  стала старше, то немного иначе начала относиться к маминым словам. Мне даже  стало интересно: откуда появилась эта пословица?          «Друзья познаются в беде» — эта пословица, несущая самый достоверный принцип, живет почти в каждом народе и языке.      Народная мудрость гласит: корень учения горек, да плод его сладок. С этим трудно не согласиться. Думаю, это одна из лучших пословиц. Неслучайно, пословица – это народная мудрость, накопленная веками.  Человек рождается и сразу начинается обучаться, прежде всего, самым простым вещам: сидеть, ходить, узнавать маму и папу, позже учится сам справлять нужду, говорить, рисовать, правильно держать ложку, вести себя в обществе. Все это должны дать ребенку родители. Затем чадо переступает порог школы и встает на длинный и тернистый путь к знаниям. В школе ребенка учат не только читать, писать, считать и жить в социуме, но и думать, анализировать, оценивать, фантазировать. Со временем него формируется своя точка зрения, и он учится её доказывать и отстаивать свое мнение. Помимо школы родители могут отдать своего ребенка в музыкальную, художественную, спортивную школы, где помимо профессиональных навыков, он научиться еще чувству ритма, вкуса, развивается глазомер, тренируется сила воли и выносливость. Таким образом, расширяется кругозор ребенка.  По прошествии одиннадцати лет, миниатюрное сочинение на пословицу уже взрослый, самостоятельный человек уходит из школы, но обучение его на этом не заканчивается, напротив, с этого начинается следующий, более значимый период его жизни – пять лет университета. Сейчас среди молодежи бытует мнение, что высшее образование не обязательно для богатой и счастливой жизни, примеры тому – миллионеры, не закончившие даже школу: Стив Джобс, Билл Гейтс, Генри Форд и многие другие. Но дело в том, что эти люди отличаются от нас, они не просто мыслят по-иному, они действуют и добиваются результатов. Не каждый из нас способен на такое, поэтому – век живи век учись. Сколько бы ни было тебе лет, ты всегда можешь узнать что, чего ранее не знал. Главное – не нужно этого бояться или стыдиться. И пусть тебе тридцать, сорок лет – никогда не поздно научиться рисовать, или играть, например, на флейте. Ярчайший тому пример – М.В. Ломоносов, который начал учиться в восемнадцать лет! И как оказалось, не зря. Не бойтесь учиться, ведь ученье – свет! Начнем с того, что такое порок. В словаре Даля порок – это недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.  Если верить христианской религии, то существует семь человеческих пороков, или Главных грехов: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень. Можно ли смело утверждать, что матерью всех этих грехов является безделье?   Безделье – это уже «семя» для прорастания в человеке такого порока, как лень. На мой взгляд, это самый ужасный грех, ведь не зря говорят, ленивый могилы не стоит, лень добра не дает, лень прежде нас родилась. Лень зачастую доводит человека до крайности, оставляет без куска хлеба, это самый коварный порок уже потому, что есть изначально уже в каждом человеке, и с ним, несомненно, надо бороться.  Также безделье запросто может стать матерю другого, не менее ужасного порока – чревоугодия. Чревоугодие или попросту обжорство – это неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Великие слова сказал известный древнегреческий философ Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Значит, мы не должны относиться к еде как к культу или как к единственному источнику удовольствия, пища приносить сытость и здоровье организму, а не вред телу и душе человека. Зависть – социально-психологический концепт, охватывающий целый ряд форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определил зависть, как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». Трудно поверить, но она тоже может возникнуть в результате безделья, когда один трудится и получает желаемое, а другой бездельничает и завидует первому.  Таким образом, следует быть внимательнее в жизни, ведь такое, казалось бы, невинное дело, как безделье, может перерасти и страшные пороки.  Думаю, эту пословицу можно назвать самой «русской народной» из всех. Хотя история ее происхождения и развития в языке доподлинно не известна, пословица уже на протяжении нескольких веков удерживает одну из лидирующих  позиций среди прочих поговорок и крылатых выражений в нашем языке.  Есть информация, что в русский язык пословица пришла из латинского и является вольным переводом древнеримского крылатого выражения «Habent parvae commoda magna morae», Что буквально переводится как «Имеющий большое терпение получает большие выгоды».  В русском языке есть несколько пословиц, содержание которых сводится к терпению и движению к цели. Так пословицы «Терпи, казак — атаманом будешь!», «На хотенье есть терпенье», «Не имея терпенья, ничему не научишься» будут иметь похожее значение с пословицей «Терпение и труд все перетрут». Но последняя, как уже было сказано, является самой часто употребительной. Тем более, что каждая пословица имеет свое узкое значение и применение, отличающееся от других. Что касается нашей пословицы, то слово «труд» существенно корректирует и меняет её смысл. Само по себе терпение крайне присуще темпераменту русского человека. Это можно найти как в Библии, так и русских сказках. В Библии сказано, что нетерпеливость выглядит как праведный грех, а терпение прославляется как плод Духа, который должен проявиться в жизни каждого последователя Христа. Что касается сказок, то здесь яркий пример – Емеля на печи. Можно сказать, что это пример невероятной лени, а можно посмотреть с другой стороны и увидеть, что это проявление именно терпения, желание дождаться того момента, когда печь сочинение сама начнет двигаться. В тоже время, труд делает простое терпение более осмысленным и полезным занятием.         Все без исключения пословицы таят в себе очень важный и поучительный смысл. Одни учат нас быть добрыми и отзывчивыми, другие – справедливыми и неторопливыми. Пословицы имеют богатую родословную, которая берет свое начало с Древней Руси, а иногда и  самой Древней Греции или Рима. И, соответственно, они дошли  до нашего, современного поколения, что еще раз доказывает их правдивость и актуальность. Не  смогут жить лживые мысли столько сотен лет.         И пословица «Радости знай в меру – в беде не теряй веру» не будет исключением. Она прошла через много поколений, но не просто прошла, она научила их двум важным вещам.  Первое – нужно уметь всегда вовремя остановиться в развлечениях или отдыхе. Веселье не должно быть смыслом жизнь, оно должно помогать набраться сил, как физических, так и моральных, чтобы продолжать трудиться дальше. Тот же смысл имеет еще одна пословица: «Делу время — потехе час».        Второе  гласит о том, что человек всегда должен хранить веру в себя, в свои силы,  в свою цель и мечту. Даже если его настигли несчастья, череда неудач, он должен хранить свою веру и не сдаваться. Особо ярким примером является история замечательного русского актера – Александра Абдулова. Александр был серьезно болен раком, его диагноз был суров, и шанса вылечить недуг просто не было. Но он не пал духом, а продолжал великолепно, на него было приятно смотреть.         Таким образом, мы не только раскрыли важнейший смысл этой пословицы, но и доказали, как этот смысл влияет на судьбы людей.    Как и любая русская пословица, эта пословица символически отражает очень важную мораль, точнее народную мудрость. Конечно, речь здесь идет не о рыбной ловле, а о  том, что ели ты хочешь получить желаемый результат, придется изрядно потрудиться. В русском языке есть и другие пословицы с этой же моралью: любишь кататься — люби и саночки возить, терпенье и труд все перетрут, нет боли нет, кто побед, не работает тот не ест и другие.       Понятие труда издавна был неотделимо от русского народа, неслучайно эта пословица — народная мудрость. В далекие времена труд — единственное, что помогало простым людям выжить. Сегодня — та же история. Человеку безработному нелегко жить, а иногда человек сам не желает искать работу, сидя у родителей на шее. Но это уже совсем другая история.      К каждому человеку, рано или поздно, приходит понимание того, что какие-то вещи не могут достаться тебе легко. Обычно человек понимает это еще в детском возрасте. Он просит у мамы купить ему игрушку, а та ставит ему условие, мол, будешь вести себя хорошо в садике — получишь игрушку. Чем взрослее ребенок, тем значимее конечная цель. Конечно, иногда родители балую детей, покупая им то, что они хотят. Такие дети вырастают в избалованных, расточительных, не знающих цену вещам людей. Которые, скорее всего, будут висеть на шее у бедных родителей.       Думаю, пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» будет существовать, пока существует сам человек. Она не только важна и поучительна, но и как никогда актуальна.  Сейчас большинство люди думают, что не нужно не каких усилий, чтобы жить хорошо. Это не так. Да, иногда тебе улыбается удача, но не стоит воспринимать это более чем случай, который может повториться, а может и нет. Как говорит еще одна пословица: на Бога надейся, а сам не плошай.         Есть и другая замечательная пословица с похожим значением: человек богат не словом, а делом. Действительно, абстрагируйтесь от пословицы и представьте себе такого человека, который пообещает — не выполнит, пообещает — не выполнит. Поначалу люди будут прощать его, говорить, мол «ничего, бывает». Но после они  поймут, что это не дело случая, а черта характера и просто-напросто утратят всякое доверие к человеку. Как порой важно быть ответственным, обязательным! Если в тебе нет такой черты характера — непременно развивай её, старайся во что бы то ни стало выполнить обещанное, и не обещай того, чего не можешь выполнить. А то иначе не найти тебе хорошую, высокооплачиваемую работу, ведь они требуют от работника максимум ответственности.     Не стоит путать обязательность с подобострастием. Это — недостойное Человека качество. «Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время» — говорил герой комедии «Недоросль» Стародум. Но в настоящее время иногда бывает недостаточно этих качеств, и ответственность — одно из недостающих. Добавить лишь немного знаний — и двери в яркую, интересную и успешную жизнь открыты.   Я сама иногда замечаю в себе это ужасное качество — безответственность. Но, боясь, что это станет чертой характера, как можно быстрее борюсь с ним. Поверьте, с безответственностью можно и нужно бороться, преодолевать себя каждый день! Среди своих одноклассников есть люди, у которых необязательность уже вошла в привычку, и порою она играет с ними очень злую шутку.    Как известно, народная мудрость никогда не ошибается, а пословица — та самая народная мудрость, и я на примерах из жизни показала, что действительно, не будь скор на обещания, а скор на исполнения.  Страница из  1 2 3 > >>
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:

Как написать сочинение по пословице сочинение на тему пословицы Школы Мужчина друг женщине цитаты НАПИШИТЕ сочинение -миниатюру с использованием пословиц и поговорок
Сочинение миниатюра по пословице : Не смейся над, сам. — Школьнику. com
Сочинение миниатюра по пословице : добром — Школьные Знания. com
Школьные сочинения по пословицам Школьные сочинения
Сочинения по пословицам, афоризмам и поговоркам
Мини-сочинения по пословицам и поговоркам
Сочинение с пословицей по русскому языку
Похожие новости

poslovica-pogovorka.ru

Сочинение по пословице | Сочинения, биографии, рефераты

Что такое дружба? Каждый хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Нельзя дать четкого определения этому понятию, как и нельзя объяснить, как становятся друзьями.

Чаще всего становятся друзьями люди, которые чем-то похожи между собой. У них общие интересы, общие увлечения и взгляды на жизнь. Таким людям есть о чем поговорить, чем заняться вместе. ...читать далее "Сочинение на тему Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице, Сочинение про друга

Мы все живем в обществе и должны общаться друг с другом. Общение наше заключается в поздравлениях, разговорах, а также советах. Если задуматься, о том, сколько советов мы даем каждый день, а также о том, сколько получаем, т о в целом выйдет немалое количество.

То же советы – это вредно или полезно? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Советы можно давать от души, а можно просто так. ...читать далее "Сочинение на тему Один совет – хорошо, а два – лучше"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Говорят, что безделье – мать всех пороков. Нельзя не согласиться с этой пословицей. Ленясь и ничего не делая, человека начинают одолевать лишние ненужные мысли. Эти мысли приводят к плохим поступкам. Человек привык лениться, не хочет трудиться. Он ищет легкой добычи, простых путей для прекрасного существования. ...читать далее "Сочинение по пословице Безделье — мать всех пороков"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Пословица гласит, что маленькое дело лучше, чем большое безделье. С ней нельзя не согласиться. Безделье - вредная вещь, которая губит человека. Бывают дни, когда делать что-то нет желания. Например, совершенно не хочется, придя со школы, делать уроки. Человек отдыхает один день, потом два, три. ...читать далее "Сочинение по пословице Лучше маленькое дело, чем большое безделье"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Не бывает лишних и ненужных знаний. Иногда кажется, что все то, что преподают в школе – ненужные вещи, которые ничем не помогут в жизни. Но разве было бы комфортно находиться человеку в современном обществе без умения чтения и навыков счета? Конечно, нет. Эти знания мы используем каждый день: в магазине, когда расплачиваемся, в метро, когда читаем название станций. ...читать далее "Сочинение по пословице Грамоте учиться — всегда пригодится"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать. Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы. ...читать далее "Сочинение-миниатюра на тему «Пословица не даром молвится»"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Не зря говорят, что пословица – мудрость народная. Наши предки, творя пословицы, старались вложить в них весь свой накопленный годами опыт и передать все то, что с ними происходило. Пословицы отображают все темы жизни и деятельности человека: есть пословицы об Отчизне, о религии и духовных нормах, о временах года, об учении, о семье. ...читать далее "Смысл пословицы «Пословицы — мудрость народная»"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

Язык является самым ценным приобретением человеческого общества. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли, чувства, хранят их и передают потомкам. Говорят, что по речам узнают человека. И это верно. Очень часто можно встретить людей, допускающих речевые ошибки. Такие люди ставят неверные ударения, употребляют нецензурные фразы и слова-паразиты. ...читать далее "Сочинение по пословице По речам узнают человека"

Опубликовано Рубрики Сочинения по русскому языкуМетки Сочинение по пословице

sochineniya-na5.ru

Пословица недаром молвится

Проблема:

Носить воду в решете – значит заниматься бесполезным делом. Правы ли собранные веками нашим народом поверья. Я решила узнать это.

Методы исследования

- Из дополнительной литературы найти сведения о поверьях наших предков , связанных с ношением воды в решете

-Провести опыт

Цель работы:

-Узнать, можно ли носить воду в решете

Объект исследования:

-Объектом исследования стали вода и решето

Зачем носили воду в решете ? Поверья наших предков:

Сито и решето – не только предмет кухонной утвари, известный с древнейших времён, а вещь весьма почитаемая некогда у славян, да и не только у них. У многих народов мира сохранились предания на тему решета. Так, в древнем Риме весталка Туккия, будучи обвинённой в нарушении брачного договора, сумела опровергнуть навет, набрав воду в решето и пронеся, не пролив ни капли. В славянском фольклоре тоже нередко обыгрываеться сюжет с решетом. Например, в одной русской сказке чертям вздумалось потребовать у солдата задать им работу, а он отправил их носить воду в решете в городские бани.

Но чаще всего подобное задание связано с несчастными падчерицам. Например, одна из героинь была выгнана из дома злой мачехой и нанялась батрачить у бабы-яги; та приказала истопить баню, натаскав воды в решете. Но трудолюбивую девочку выручила сорока, подсказавшая замазать дно глиной.

Но бывали случаи, когда воду решетом носили или проливали сквозь решето совершенно серьезно. Такие действия были связанны с ритуалами. На полеских свадьбах лили воду через решето, “чтобы велося, родилося”. Вятичи считали, что если пролить воду в решето, то можно избавиться от тоски. Во многих местах её лили чтобы вызвать дождь, а кое – где переворачивали решето, чтобы его остановить. Дырявая посудина наделялась целебными свойствами. Славяне верили, что если дитя заболеет, то его нужно поить водой, пролитой через решето.

Вот оно как, оказывается!

Носить воду в решете – значит заниматься бесполезным делом. Почему? Тут вроде бы всё понятно. Решето в дырках, поэтому вся вода выливается. А может не вся?

Я решила выяснить сколько воды можно унести в решете. Итак, задание – наполнить 10 литровый тазик. Никакой посудой, кроме решета, пользоваться нельзя.

А как же делают эту дырявую посуду. Казалось бы, в решете нет ничего сложного, но на самом деле смастерить его вручную не так то просто. Сначала делают абигайку – так называют широкий обод, бортик решета. Для этого мастеру понадобятся тонкие деревянные пластины, обычно используют иву. Её древесина самая податливая. Но все равно, если такую дощечку попытаться согнуть, она сразу сломаеться – дерево слишком сухое. Чтобы пластины стали гибкими, их нужно замочить в воде и чем она будет горячее, тем лучше. Вода впитывается в дерево и размягчает его волокна. Пока дощечка мокрая, её можно гнуть. Тут главное не торопиться – одно резкое движение и пластина может дать трещину. Все, кольцо замкнули. Что бы бортик сохранил свою форму концы пластины временно фиксируют зажимом и оставляют сушиться.

А нам пора начинать эксперимент.

Итак, первая попытка. Увы, вода входит и выходит. Даже зачерпнуть толком не удаётся, а ведь ещё и до тазика донести надо. Неужели на этот раз пословица не врёт и в решете действительно нельзя носить воду.

У мастера другая задача – скрепить детали решета. Он решил связать их прутьями ивы так, как это делали в старину. Ошпаренный в горячей воде прут легко завязываеться в узел. Осталось только проткнуть в бортике пару отверстий и решето можно будет шнуровать как ботинки. Из этих же прутьев мастер сплетёт ещё один ободок чуть большего диаметра. Он нужен чтобы закрепить дно решета – сетку сплетённую из тонкой проволоки. Принцип как в пяльцах – надел одно кольцо на другое и никаких гвоздей не надо. Решето готово.

Но вернёмся к нашему опыту. Я решила увеличить скорость и попробывала бежать быстрее, чем вытекает вода. Увы, результат всё тот же. Вода вытекает моментально и в тазик попадают только капли.

Нужно менять тактику. И я решила применить научный подход и усовершенствовать конструкцию. Для этого мне понадобились парафиновые свечи. Сначала их надо настругать на тёрке, а потом расплавить стружку на медленном огне. Делать это нужно очень осторожно, потому что пары парафина легко воспламеняются. Ну вот, теперь готово.

Пока парафин не застыл, нужно окунуть в него решето, а затем сильно встряхнуть лишние капли, чтобы отверстия в сетке остались пустыми. Посуда осталась по-прежнему дырявая, но теперь в ней можно носить воду.

Зачёрпываем, вода хотя и выливается, но уже не так быстро и мне удаётся донести её до тазика. В чём же секрет?

Молекулы воды, хоть и имеют нейтральный заряд, на самом деле полярны, то есть похожи на маленькие магниты, поэтому они легко образуют связи с другими молекулами. В отличии от молекул воды, молекулы парафина не имеют полюсов, поэтому эти химические вещества никак не реагируют друг с другом. Вода не смачивает парафин, а собирается на его поверхности в капли,

образуя на сетке решета тонкие плёнки, которые и держат воду.

С таким решетом дела пошли заметно быстрее. Вода в тазике всё прибывает и прибывает. Вот вам и чудеса в решете.

А, кстати, откуда пошло это выражение? Оно появилось в XVl веке и связано с гаданием на ярмарках.

Сначала в решето насыпали фасоль, чечевицу и горох. Потом всё это встряхивали и по расположению разноцветных бобов и горошин предсказывали будущее. Понятно, что такие гадальщики могли сочинить всякие небылицы. Вот почему, когда рассказывают о чём-то невероятном, мы говорим “чудеса в решете”.

А у меня в решете не чудеса, а законы физики, именно они помогли справиться с моим заданием. Эксперимент с решетом сработал. Теперь будем экспериментировать с водой. Я решила её заморозить. Ведь лёд – это таже вода, но только в твёрдом состоянии. Вот вам ещё один способ как донести воду в решете. Только нужно ждать пока вода замёрзнет, а потом, уже в тазике, растает.

Пора подводить итоги. Итак, носить воду в решете можно, но только делать это надо с умом. За 2 часа удалось принести 10 литров воды.

Выводы:

Этот опыт объясняет ряд обыкновенных явлений, к котрым мы чересчур привыкли, чтобы задумываться об их причине. Смоление бочек и лодок, смазывание салом пробок и втулок, окрашивание масленной краской и вообще покрытие маслянистыми веществами всех тех предметов, которые мы хотим сделать непроницаемыми для воды, а также и прорезинивание тканей – всё это не что иное, как изготовление решета вроде сейчас описанного. Суть дела и там и тут одна и та же, только в случае с решетом она выступает в необычном виде.

Литература:

1. “Занимательная физика” Я.И.Перельман,

2. “Русь Ведическая. Быт славян”,

3.Большая детская энциклопедия,

4. сеть интернет.



sundekor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о