Состав числа 5 конспект урока 1 класс – План-конспект урока по математике (1 класс) по теме: Состав числа 5 | скачать бесплатно

Конспект урока "Состав числа 5" (1 класс, VIII вид).

1 класс.

Тема: Состав числа 5.

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить с составом числа 5, закрепление числового ряда 1-5, сравнение чисел в пределах 5;

  2. Коррекционная: коррекция математической речи, пространственной ориентировки, внимания, памяти, самоконтроля, мелкой моторики и тактильных ощущений;

Оборудование: картинка с недописанными цифрами, карточки домино, карточки для сравнения, грибы, яблоки, 2 тарелки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Математических сказок. Кто может попасть в эту страну? (Кто любит математику и сказки.)

- А сейчас поиграем. Игра называется «Котомка в дорогу»

– Что нам понадобится для нашего удачного путешествия в страну Математических сказок? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь… Проверьте, все ли у вас есть на партах.

- А какие человеческие качества, необходимы в учении? ( внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие.)

- Ещё мы возьмём друзей, учителей, одноклассников.

II. Актуализация опорных знаний

– Итак, в путь!


Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Посчитай мои пирожки, тогда скажу.

- Сколько пирожков? Посчитаем. ( 5)

- Ребята, посмотрите, а пирожки-то все с секретом. Придется выполнять и эти задания.

  1. Числа 1-5. Упражнение на внимание.

На доске картинка с недописанными цифрами 1 -5.

- Фрагмент какого числа нарисован?

  1. Дифференцированная работа.

1 группа – счёт 1 – 10 , 2 – 5 , 3 – 7, 4 – 6, 5 – 8.

2 группа – 1 ученик раскладывает цифры от 1 до 5 у себя на парте, другой от 5 до 1. Затем проверка: называют и показывают.

  1. Работа с числовым рядом.

- Назовите числа по порядку.

- Назовите числа в обратном порядке.

- Какое число стоит после числа 2, 4?

- Какое число стоит перед числом 2, 5?

- Какое число стоит между числами 3 и 5?

- Назовите соседей числа 3.

  1. Сравнение чисел в пределах 5.

    1. Коллективная работа. (соотнесение количества предметов и цифры, а также их сравнение)

    2. Самостоятельная работа.

Задание: Сравнение чисел на индивидуальных карточках.

- Сравните числа. Что значит – сравнить числа?

Сравнение чисел в пределах 5.

III. Открытие нового знания

– Побежала девочка дальше. Видит – стоит деревушка.

В деревушке 5 избушек,
5 крылечек, 5 старушек,
5 щенков, 5 дымков,
5 драчливых петухов
На пяти плетнях сидят
Друг на друга не глядят.
Распустили 5 хвостов,
Каждый хвост пяти цветов.

– Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5)
– Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 – хорошая отметка).
– как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке?  (Число 5 и цифра 5)
– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с числом 5 .Мы узнаем, из каких чисел можно составить число 5.

– Побежала девочка дальше. Видит, стоит яблонька.

– Яблонька-яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели?
– Посчитай мои яблочки и догадайтесь, как можно составить число 5, тогда скажу.

- Давайте, ребята, посчитаем яблоки.

- Сколько всего яблок? ( 5)

Нам яблонька дала еще одно задание. Посмотрите, у нас стоит 2 тарелки, как можно разложить 5 яблок на 2 тарелки. ( 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4). Заполняем таблички.

- Значит, 5 – это сколько …. (выставляются числа на доске).

5 5 5 5

. . . . . . . .

Чтение хором состава числа по таблице, составленной на доске.

Косточки домино (1 точка, 2 точки, 3 точки, 4 точки)

- Сколько точек ? (1)

- Сколько не хватает до 5?

- Почему? (Потому что 5 – это 1 и 4).

(Аналогично с числом 4, 3, 2).

Работа в тетради.

Повторение правил посадки при письме и положения тетради.

- Какую цифру мы пишем? Как пишем цифру 5? (образец).

- Напишем в воздухе цифру 5.

- Теперь пишем в тетради. Пишем аккуратно и красиво.

(Пока дети пишут, учитель проверяет перфокарты «Сравнение чисел»)

- Запишем состав числа 5.

5 5 5 5

4 . 3 . 2 . 1 .

(1, 2 состав выполняем вместе, 3, 4 – самостоятельно. Затем самопроверка.)

Физминутка «Ручеёк»

– Показала яблонька, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка дальше.

- И мы побежим по дорожке вслед за девочкой. Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают. У нас тоже свой веселый ручеёк есть. (Проводится физминутка «Ручеёк».)

Побежала девочка дальше. А на опушке леса повстречался ей ежик.

- Ежик-ежик, не видел ли ты куда гуси-лебеди пролетели?

- Помоги мне решить задачу, тогда скажу.

- Поможем ребята?

Решение задачи.

Шел ежик по лесу и нашел вначале 3 гриба, а затем еще 2. Сколько всего грибов нашел ежик?

- О чём эта задача?

- Сколько сначала нашел грибов ежик?

- Сколько нашел потом?

- Что нужно узнать в задаче?

- Известно, что ежик вначале нашел 3 гриба, а затем еще 2 гриба.

- Как узнаем, сколько нашел грибов ежик?

- Почему мы должны прибавить?

- Запишем решение задачи.

- О чём спрашивается в задаче?

- Получили мы ответ на вопрос задачи?

- Сколько нашел грибов ежик? Проверим (считаем хором).

- Что пишем теперь? (Ответ.)

- Что в задаче известно? Что нужно узнать?

- Как решали задачу?

- Назовите ответ.

Обобщение о числе 5

– Показал ежик, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание.
– Готовы ли вы помочь девочке спасти братца?
– Давайте расскажем Бабе Яге все, что мы узнали сегодня о числе 5. (Выслушиваются ответы детей.)

Решение заданий по выбору

– Баба Яга – хитрая. Никак не хочет отпускать братца. Спрятала она еще одно задание. Найдите его.

(Дети ищут задание в конверте. Находят его под крышкой парты или под стулом)

– Выберите наиболее интересное для вас  и выполните его.

Примеры с окошком, сравнение, числовой ряд, примеры.

– Проверка задания с объяснением.

IV. Итог урока

– Забрала девочка братца и побежали они домой. Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? 

(Быть послушными)
– А какие качества пригодились сегодня нам на уроке?
– Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?
– Поблагодарите своего соседа по парте за работу. А я благодарю вас.

infourok.ru

"Состав числа 5", 1 класс

Урок математики , 1 класс УМК «Школа России»

Тема: «Состав числа 5»

Цели урока:

  • показать учащимся, как можно получить число 5; учить детей различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; продолжать работу по соотнесению числа с соответствующей цифрой.

  • Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Развивать логическое мышление, внимание, речь.

  • Воспитывать интерес к математике.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • общеучебные – работать с числовой и текстовой информацией, выделять опорные слова;

  • логические – умение анализировать,

  • проблемные - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; построение алгоритма.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание - принятие, сохранение и удержание учебной задачи;

  • контроль и коррекция - выявление места затруднения, нахождение и исправление ошибок;

  • оценка - соотнесение собственного результата решения с эталоном.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группе, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Организация пространства:

  • фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного о числах 1–5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими.

Начать работу можно с выполнения заданий в тетради (задания 2, 3, с. 10 в тетради № 1).

Учитель предлагает ученикам рассмотреть внимательно задание 3.

– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в данном задании? (Соединить рисунок с цифрой, показывающей число предметов.)

– Выполните задание.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

В з а и м о п р о в е р к а.

Далее дети выполняют первую часть задания 2.

– Какая цифра написана? (5.)

– Обведите по контурам и закрасьте такое число треугольников, которое соответствует записанной цифре.

– Проверьте работу друг друга.

После этого задания учащиеся под диктовку учителя записывают в столбик следующие цифры: 4, 2, 3, 1.

Один из учеников после выполнения работы в тетради записывает цифры на доске.

С а м о п р о в е р к а с доски.

– Около цифры 4 нарисуйте такое количество яблок, которое соответствует записанной цифре.

– Около цифры 2 нарисуйте соответствующее число грибов.

– Около цифры 3 – соответствующее число слив.

– Около цифры 1 – соответствующее число морковок.

– Проверьте работу друг друга.

III. Изучение нового материала.

1. Формирование восприятия состава числа 5.

Работу можно провести по рисунку 1 (с. 34 учебника, часть 1) или с использованием наборного полотна.

– Рассмотрите внимательно рисунок.

– Что заметили?

(На двух лавочках сидят пять девочек.)

– Как девочки расположились на лавочках? (Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.)

Параллельно на наборном полотне или магнитной д о с к е «записывается»: 4 1.

Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 3 2.

Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 2 3 .

Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 1 4.

– Посмотрите на записи, сделанные на доске.

– Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5.

Учащиеся проговаривают хором:

Пять – это четыре и один.

Пять – это три и два.

Пять – это два и три.

Пять – это один и четыре.

2. Упражнение в получении числа 5 разными способами.

Далее учитель может провести с детьми игру «Заселяем домик».

Можно использовать «домик», помещённый на полях учебника (с. 34, часть 1), но лучше, чтобы «домик» был на доске и дети «заселяли» его магнитными цифрами.

IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5.

Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунок в задании 2 (с. 34 учебника, часть 1).

– Что хотите сказать? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)

Далее дети записывают на доске или на наборном полотне: 4 + 1 = 5.

– Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? (Четыре).

З а п и с ь: 5 – 1 = 4.

В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляется следующая запись:

4 + 1 = 5 5 – 1 = 4

3 + 2 = 5 5 – 2 = 3

2 + 3 = 5 5 – 3 = 2

1 + 4 = 5 5 – 4 = 1

– Какой вывод можно сделать?

В заключение урока учащиеся выполняют задание 1 (с. 35 учебника, часть 1): сравнивают числа (устно). Задание выполняется фронтально.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чему научились?

– Оцените свою работу.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 5. Состав числа 5"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала

Основные цели:

  1. сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  2. познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
  3. закрепить взаимосвязь между частью и целым;
  4. сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
  5. повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 5, научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
  6. учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, аналогия необходимые на этапе проектирования.

Творческие: учиться отгадывать загадки

Демонстрационный материал:

  1. карточки с графическим изображением чисел и знаков;
  2. модель числового отрезка;
  3. карточка для графической модели числа 5 на листе А-4, домики цифр, чёрный фломастер;
  4. эталон состава числа 5;
  5. герои сказок

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Учитель: Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране Цифирии. Вместе с нами сегодня отправятся в путь Мальвина и Буратино.

Устный счет: Начнем мы свое путешествие со счета до 20 и обратно.

Учитель. Игра "Молчанка". Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками.

Задачи:

Сколько яблок у ребят
Солнышком горят в руках?
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе ещё одно
Солнышком наполнено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5)
На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)

Учитель: – Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)

– Вот она наша красавица.

– Какая тема нашего урока? Число 5. Состав числа 5.

Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число5 , выучить состав числа, построить домик для числа 5.

– Назовите число, за которым идет число 5? (4)

– Назовите число, следующее за числом 5? (6)

– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)

– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)

Учитель: Поможем нашим героям построить домик для числа 5.

Я буду строить на доске, а вы в своих тетрадях в клетку.

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.

– Сколько этажей будет в доме? (4)

– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)

– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)

– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)

– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)

– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?

– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.)

– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)

– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)

– Молодцы!

Вывод: Что мы уже с вами узнали? Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

III. Первичное закрепление знаний.

Ребята, посмотрите, что я нашла в песке.

– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)

– Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

1. Геометрические построения

Мальвина и Буратино очень любят рисовать звездочки. Давайте научимся чертить звездочку в рабочих тетрадях стр. 40 №2, что нам для этого понадобится? (линейка и карандаш)

– Как мы должны соединять числа? (По порядку)

– Мальвина и Буратино принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.

– Кто догадался какая? (пятиугольник) стр. 40 №1

Почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)

– Мальвина и Буратино хотят, чтобы вы тоже научились его чертить.

– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)

– Чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Молодцы!

2. Изображение числа количеством предметов.

– Буратино прослушал задание, которое дала Мальвина. Давайте ему поможем выполнить задание №3 стр. 40. Рассмотрите внимательно и скажите, что надо сделать. (Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)

У доски 2 человека выполняют задание. Проверка.

№4 с. 40. Это задание сможет выполнить только самый внимательный. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.

– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?

– Сколько предметов нарисовано на второй картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на третьей картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на четвертой картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на пятой картинке? Какое число надо раскрасить?

Молодцы!

– Ребята, чтобы выполнить следующие задания надо научиться писать цифру 5.

Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.

Взяли ручки, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной в воздухе, приготовились…

Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.

– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.

УЧИТЕЛЬ. Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадях обязательно потренируйтесь и у вас все получится!

  1. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

1, 2, 3, 4, 5.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять.
А отрезок не простой,
Он, конечно, … числовой.

Выполняем задание №6 стр. 41.

Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке? (Прибавляли по одному от числа 3)

– Сколько всего прибавили? (2)

– Запишем нужное число в клетку.

– Сколько всего получилось? (5)

– Как называется результат этого действия? (сумма)

– Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)

– Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем

– Запишем нужное число в клетку.

– Сколько осталось? (2)

– Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)

УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку.

– Повернулись лицом друг к другу посчитаем и похлопаем ритм. Называть громко будем четные числа. (Ритмический счет по 2)

УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь по стране Цифири!

– Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.

– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?

– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2)

– Сколько получилось?

– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2)

– Сколько получилось?

Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)

Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Первые пять человек, правильно выполнивших задание, получат звездочки.

Проверка на доске. Кто выполнил все правильно, встаньте.

– Спасибо, молодцы!

4. Состав числа 5.

Ребята, Буратино опять растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.

Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.

–Самостоятельно выполняем задание, а Мальвина раздаст звездочки тем, кто правильно его сделает.

IV. Итог урока.

Учитель. Какая у нас была тема урока?

– Какое число мы окружили вниманием?

– Что можете рассказать о числе 5? По рисунку в учебнике.

– Где можно встретить число 5?

– А какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)

– Мальвине и Буратино очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.

Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.

22.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по математике на тему "Состав числа 5"(1 класс)

КГУ «СШ имени Комарова»

1 класс

Открытый урок по математике

«Сложение и вычитание числа 5»

Учитель: Ткаченко Т.А.

2015-2016 уч.год

Цели :

  • Обучающие – закрепить табличные случаи сложения и вычитания числа 5, формировать умение решать простые задачи, выявить читательский опыт детей

  • Развивающие  – развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике и чтению.

  • Воспитывающие  – воспитывать нравственные понятия (доброта, отзывчивость, дружба), коллективизм, умение работать самостоятельно.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Без математики, друзья,

Прожить на свете просто нельзя.

Без неё ты совсем пропадешь

Даже номера дома не найдешь,

И хлеба не купишь,

Тенге не сочтешь,

Что по чем не узнаешь,

А, узнав не поймешь.

II. Сообщение темы и цели урока.

У.  Ребята, чему мы научились на предыдущих уроках?

Д. Учились прибавлять и вычитать числа 1,2, 3,4.

У. Сегодня продолжим работу по этой теме. Итак, тема урока: Закрепление таблицы сложения и вычитания числа5. Для этого мы будем  решать примеры и задачи на сложение и вычитание числа 5.

Но урок математики у нас будет необычным: мы побываем в гостях у сказки.

III. Вводная беседа.

У. Ребята, а вы любите сказки?

Д. Да.

У. А какие сказки вы знаете?

Д. ответы детей

У. Что происходит в сказках?

Д. Волшебство, чудеса, …

У. Чему нас учит сказка?

Д. Оказывать помощь другим, быть смелыми, храбрыми, отзывчивыми, …

Учитель: Мы отправляемся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, сказка будет математическая. А для того, чтобы попасть в сказку, нам нужно отгадать название при помощи правильных ответов. Я вам предлагаю решить примеры.

8-3=5 (б) 7-4=3(л)

6+1=7 (А) 9-5=4(о)

4+2=6 (й) 0+2=2(и)

9-8=1(т)

Теперь расставьте ответы в убывающий числовой ряд. (7,6,5,4,3,2,1).Давайте повернем «горошины» и прочитаем название сказки (Айболит)

У. Послушайте отрывок из произведения . 

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит. 
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

У. Что вы знаете о Докторе Айболите?

Д. Лечит сказочных героев, животных.

У. Чему нас учит сказка “Доктор Айболит?”

Д. Доброте, оказывать помощь другим, кто в ней нуждается…

У. Ой, а это что такое? Ребята, для нашего класса прислали письмо от доктора Айболита. Прочитаем хором это письмо.

Кому: Ученикам 1 “Б” класса. 
От кого: от Доктора Айболита.
Здравствуйте, девочки и мальчики 1 “Б” класса. Мне пришла телеграмма от Гиппопотама : «Приезжайте ,доктор, в Африку скорей и спасите ,доктор, наших малышей!» Но мой чемоданчик с лекарством украл злой Бармалей.. Пожалуйста, помогите мне собрать медикаменты для больных зверей. 
С уважением Доктор Айболит.

У. Ребята, поможем Айболиту? За лекарством мы пойдем в аптеку. Эта аптека сказочная и лекарства продаются не за деньги ,а за знания.

1. Таблица сложения и вычитания 5. Для аптечки нам нужен градусник. Чтобы его купить ,надо составить таблицу сложения числа 5.Мы уже знаем таблицы сложения 1,2,3 и 4. Там встречалось число 5. Какое свойство сложения надо применить (переместительное).

Возьмите листочки и в клеточки впишите примеры.

1+5=6 10-5=5

2+5=7 9-5=4

3+5=8 8-5=3

4+5=9 7-5=2

5+5=10 6-5=1

У. Молодцы! 2. Решение задач У.  Айболиту нужны пилюли и микстура .Но тут еще одно задание. Вам надо решить задачи.

Из чего состоит задача?

Д. Условие, вопрос, решение, ответ.

У. Прочитайте задачу.

Д. Д/Айболит вылечил 3 медвежат и 5 зайчат. Сколько всего зверят вылечил Айболит?

У. Назовите вопрос задачи.

Д. Сколько зверят вылечил Д/Айболит?

У. Каким действием будем решать?

У. Запишите самостоятельно решение и ответ задачи в листочках(1 ученик работает у доски).

Проверьте, так ли вы записали.

3 + 5 = 8(з.)

Ответ: 8 зверят.

У. Прочтите 2 задачу.

К Айболиту прилетели лечиться 9 жучков , а бабочек на 5 меньше. Сколько прилетело бабочек?

9-5=4(б.)

Ответ: 4 бабочки.

У. Молодцы, справились с заданием.

3. Физкультминутка 

У. Доктор Айболит предлагает нам отдохнуть под веселую музыку.

4. Сравнение . Доктору могут понадобиться бинты. У вас на листочках записаны выражения.

Что значит «сравнить»?

Как сравнить выражения?

Сравни:

4+5*8 2+5*5+3

7-3*4 6-2*3+1

9-1*9 10-5*10-4

Проверяем

.

5. Таблицы. Чтобы быстрее вылечиться , нужно принимать витамины. Чтобы их купить , нужно поработать самостоятельно. У вас на листочках таблицы, их нужно заполнить.

Слагаемое

5

4

5

3

Слагаемое

3

5

Значение суммы

9

7

8

6

Уменьшаемое

9

8

7

8

6

Вычитаемое

5

2

Значение разности

5

3

5

У. Молодцы, ребята! Вы помогли Айболиту, собрать медикаменты и он может отправиться на помощь в Африку. Теперь он обязательно вылечит всех больных зверей.

6.Рефлексия

7.Итог урока

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по математике на тему "Состав числа 5" (1 доп.класс)

Дата:

Учебный предмет

Математика

Тема урока

Состав числа 5.

Класс

1 дополнительный

Цель урока:

Деятельностная цель: создать условия для формирования способности к открытию новых знаний.

Содержательная цель: формировать знания по составу числа 5.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с составом числа 5; повторить состав изученных ранее чисел.

Развивающие: развивать внимание и наблюдательность, мелкую моторику; мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; речь, память.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость.

Коррекционная: работать над развитием речевого слуха, слышать и исправлять дефекты произношения, учить правильно строить речевые высказывания, расширять словарный запас обучающихся.

Технологии, методы

Частично-поисковый, проблемный, ИКТ технология.

Основные понятия, термины

Цифра, число, состав числа.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Оборудование

Учебник математики, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, презентация, интерактивная доска, карточки (зеленые и красные), счетные палочки, фм-приемники, картинки животных, макет теремка, фрагмент мультфильма, документ-камера, маска медведя, костюм.


Планируемый результат

Предметный:

Познакомить с образованием и составом числа 5, учить писать цифру 5, соотносить цифру и число,

учить слушать собеседника и вести диалог.

Личностный:

Формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде.

Регулятивные

УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике, тетради определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Поздоровайтесь.

-[Сядь Амина, Джамал, Ваня, Тима, Женя] экран

- Проверим все ли готово у вас к уроку. (слайд 1)
- Будьте внимательны, активны, старайтесь хорошо говорить все звуки, (указать на рабочие звуки детей), а особенно звук [к].

Встают, здороваются.

Я сел (а)

Я слышу хорошо (плохо)

Повторяют рабочие звуки.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

-[Какой будет урок?] экран
- Что делают ученики на уроке математики?
- Вы хотите считать хорошо и быть хорошими учениками?

-А хорошо считать нам будут помогать гости.

-А какие это гости вы узнаете, посмотрев мультфильм.
(Фрагмент мультфильма) (слайд 2)
- Как называется эта сказка? (картинку теремка на мольберт)
- Какие гости пришли к теремку?

-Будем выполнять задания, чтобы помочь героям заселиться в теремок.

Будет урок математики.

Считают.

Отвечают на вопросы.

Муха, мышка, лягушка, заяц, петух, медведь.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные: формируем умение участвовать в диалоге.

Познавательные:

формируем умение строить речевое высказывание в устной форме.

ІІІ. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Кто прилетел первым? (муха)

-Давайте выполним её задания, которые она подготовила.

-[Будем считать].

1. Счёт в прямом и обратном порядке. (слайд 3)
- Ребята, посчитайте до 5.

- Ребята, посчитайте в обратном порядке.

–Что делали?
2. Состав числа 4.

- [Будем определять состав числа 4].

(на доску повесить домик для «4»).

-Ребята, из каких фигур состоит домик?

-Ребята, подумайте, из каких чисел состоит число 4.

4

(дети говорят числа, а я записываю в домик)

3 и 1 4 и 0

2 и 2

1 и 3

3. Состав числа 5. (Раздаю по маленькому домику детям)

-[Будем определять состав числа 5].

-Напишите в домиках числа.

5

-[Что делали?] заселяется в теремок муха

Ответы детей.

Считают.

Считали.

Треугольник, прямоугольник, квадрат.

Считали, определяли состав чисел.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение работать с классом;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

ІV. Этап выявления места и причины затруднения.

-Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задание.

(смотрю, как получилось у детей, проговариваем)

-У всех одинаково получилось? (нет)

- Почему заселили домик по-разному?

-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока (слайд 4)

Проверяют карточки.

Рассуждают.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение работать с классом;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

V. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Ребята, давайте вспомним, какой план работы поможет нам узнать состав числа 5.

План работы. (Повесить на доску)

1. Будем писать цифру 5.

2. Будем составлять число 5.

3. Будем работать с учебником.

4. Будем работать самостоятельно.

5. Будем решать задачу.

Ответы детей.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Этап реализации построенного проекта.

1. Работа в тетрадях.

- Ребята, сейчас нужно помочь мышке зайти в теремок.

- [Будем писать в тетради]. Экран

- Сядьте правильно, спинки ровные.
- Запишите число. 16 февраля

-[Будем писать красиво цифру 5.] (письмо в воздухе)

- Молодцы, написали. (Слайд 5 )

-А кто знает стихотворение про число 5?

Женя рассказывает стих. (показывает на слайд)

Стих для Жени

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

-[Что делали?]
2. Работа с раздаточным материалом. (Раздаю домики с окошками большие).

-[Будем составлять число 5.]

- На доске висит домик с окошками (вписать число 1 слева)

- Сколько кругов в зеленом кармашке? (5)
- Уберите 1 круг в красный кармашек.

- Сколько кругов в зеленом? (4). Запишем.

- Сколько в красном? (1). Запишем.

- Читаем.

- Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

- Сколько кругов в зеленом? (3). Запишем.

- Сколько в красном? (2).Запишем.

- Читаем.

-Женя, повтори. Экран

- Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

-Сколько кругов в зеленом? (2). Запишем.

-Сколько в красном? (3). Запишем.

-Читаем.

- Амина, повтори. Экран

- Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

-Сколько кругов в зеленом? (1). Запишем.

-Сколько в красном? (4). Запишем.

-Читаем.

- Тима, повтори.
-[Что делали?] Заселяется в домик мышка.

Пишут цифру 5.

Слушают стихотворение.

Писали в тетради.

Пять – это 4 и 1.

Пять – это 3 и 2.

Пять – это 2 и 3

Пять – это 1 и 4.

Составляли число 5.

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из текста;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ФИЗМИНУТКА (рано)

-Будем выполнять физминутку. (слайд 6)

Физминутка «Веселая мышка»

Ребята, работаем дальше.

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Выполняют физминутку.

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Ребята, поможем лягушке зайти в домик?

-[Будем работать с учебником.]

- [Откройте учебники на странице 36]. Экран

- Найдите картинку.

- Кто на картинке?

- Что делают девочки?

- Прочитайте задание.

Объясни по рисунку, как разными способами можно рассадить 5 девочек на 2 скамейки.

-Амина первая и т.д.

-Сколько девочек на первой лавочке?

-Сколько девочек на второй лавочке?

-Сколько всего девочек?

5 – это ….

-Женя, спроси у Амины, сколько девочек на первой лавочке?

4 и 1

3 и 2

2 и 3

1 и 4

-[Что делали?] заселяется в домик лягушка.

Индивидуальная работа – Малахов, Курбанов.

Да

Я открыл(а) учебник.

Естественная речь

На первой лавочке … девочек.

Диалог

Работали с учебником.

Познавательные: 

общеучебные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические: сравнение и классификация.

Регулятивные:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других.

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

-Ребята, поможем зайцу зайти в теремок?

-[Будем работать самостоятельно]. (слайд 7)

-Запишите примеры в тетрадь.

5 = 3 + … 5 = 4 + … (примеры на слайде)

(тетрадь ученика под документ-камеру.)

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Кто допустил ошибку?

-[Что делали?] заяц заселяется в домик

Решают примеры.

Проверяем работу по эталону.

Решали примеры самостоятельно.

Личностные: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

IX. Этап включения в систему знаний и повторения.

-Ребята, поможем петушку зайти в домик?

-[Будем решать задачу]. (Экран)

-Рассмотрите внимательно картинку.
- Сколько было?
- Что изменилось?

- Сколько стало?

-Проговорим решение.

-Кто хочет записать решение у доски?

4 + 1 = 5

Вместе говорим.

-[Что делали?] петух заселяется в теремок.

Пришел петух.

4 плюс 1 равно 5.

Стало 5 зверей.

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

X. Рефлексия учебной деятельности. 

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

-Состав, какого числа мы узнали на уроке?

-Для чего нам нужно это знать?

-Ребята, как говорили на уроке?

-Выберите нужную карточку: зеленую – было легко, красную – было трудно. (Слайд 8)

-Ребята, почему медведя не взяли жить в теремок?

(тут стучится в дверь медведь и заходит в класс)

-Здравствуйте, ребята.

-Я больше не буду ломать теремок. Можно я буду жить с вами в теремке?

-Спасибо. (Раздает конфеты детям).

-Теперь они будут все дружно жить в теремке. (Слайд 9)

-Герои сказки говорят вам спасибо. Им понравилось, как вы работали сегодня на уроке.

-Спасибо за работу. (Слайд 10)

Состав числа 5.

На уроке мне было легко (трудно).

Показывают карточки.

Да, можно.

Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

infourok.ru

Урок математики по теме "Состав числа 5". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Педагогические цели:

  • создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами;
  • учить различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами;
  • развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, картинки, конструктор «Лего», демонстрационные и раздаточные бусы из набора «Спектр».

Планируемые  результаты урока:

  • Усвоение состава числа 5;
  • Умение различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами.
  • Развитие внимания, наблюдательности.

Универсальные учебные действия,  формируемые на уроке:

Регулятивные: дети учатся осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения и совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: вырабатывается умение полно и точно выражать свои мысли в результате диалога и игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса - одноклассников, учителя, партнёра по общению.

Познавательные: закрепляется умение моделировать и преобразовывать объекты с выделением существенных признаков объекта.

Личностные: дети учатся делать выбор, как поступить в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других учащихся и учителя.

При разработке урока учитывались психо- физиологические особенности первоклассников, необходимость сохранения и поддержки дошкольных видов деятельности на начальных этапах обучения (игра, конструктор), предусмотрены индивидуальная и коллективные формы работы, возможность исследования, наглядность, осязаемость, возможность индивидуальной помощи слабым и поддержки сильных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задачи решать – нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся мы смело.
А чтобы ошибки не допускать.
Будем думать, смекать, вычислять.

II. Повторение пройденного о числах 1-5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими

1. Разминка. Устный счёт

– К нам пришли гости. Они приготовили для вас задачи в стихах.  Гости будут рады, если вы дадите правильные ответы. (На доске картинки с изображениями сороки, кошки, малыша. Дети, прослушав задачку в стихах, по двое выходят к доске. Один ребёнок берёт карточку с цифрой, показывающей ответ, второй – карточку с записью решения, прикрепляют на доске с двух сторон от картинки. Остальные, поднимая сигнальную карточку, показывают согласие с выбором.)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок? (Три. 4 – 1)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним подбежала.
Сколько кошек вместе стало? (Четыре. 3 + 1)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (Четыре. 2 + 2)

– Молодцы! Вы правильно посчитали! А сейчас мы с вами отправляемся на экскурсию в зоопарк.

2. Игра «Найди домик»

У детей на партах карточки. На одной стороне – изображения зверей и цифры, на другой записано слово «билет».

– Мы с вами пришли в зоопарк. К нам обращаются за помощью маленькие жители зоопарка. Зверьки потерялись. Помогите им найти свои домики. Для этого на своих билетах соедините картинки с изображениями зверей с цифрой, показывающей число предметов. (На карточках изображения лисят, волчат, медвежат.)

Взаимопроверка.

– Молодцы. Зверьки говорят вам спасибо.

3. Игра «Найди соседей»

– Мы идём дальше. Кто живёт в этих домиках? (На доске прикреплены обратной стороной картинки с изображениями зверей в вольерах.)
– Если вы угадаете соседей чисел, то узнаете, кто же поселился в этих вольерах.

                           …. 2 …..                …. 4 …..                   …. 3 ….

Дети по двое выходят к доске, выбирают карточки, выставляют их на классном наборном полотне. Остальные дети показывают своё согласие, поднимая сигнальную карточку. Учитель переворачивает карточки с изображениями зверей. (Лев, тигр, слон.)

– Вы правильно угадали соседей чисел, теперь вы знаете, кто из зверей рядом с кем живёт.

4. Игра «Засели домики»

– Наша экскурсия продолжается. А в этих домиках поселилось по несколько зверьков. (Бобры) Они очень дружные. Но чтобы им не было тесно, в сумме их должно быть не больше того числа, которое записано на домике.

У детей на партах карточки в плёнке с изображением зверей на одной стороне и этажей дома на другой. Фломастерами они вписывают недостающие цифры на этажах и отдают соседу. Взаимопроверка.

5. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

Запись под диктовку учителя в тетрадях, один ученик пишет на доске.   Самопроверка с доски.

– Запишите в столбик цифры: 4, 1, 3, 2.
– Наших зверей надо покормить.
– Около цифры 4 нарисуйте такое количество грибков, которое соответствует записанной цифре.
– Около цифры 1 нарисуйте соответствующее число морковок.
– Около цифры 3 – соответствующее число яблок.
– Около цифры 2 – соответствующее число груш.
– Проверьте работу друг друга. Зверьки говорят вам спасибо.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.
Подтянитесь на мысочках
Столько раз,
Ровно столько сколько пальцев
На руке у вас.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III. Изучение нового материала

1. Формирование восприятия состава числа 5.

Используется конструктор «Лего»

– А сейчас давайте украсим калитку в вольер ко львам. Расположите строительную плату короткой стороной к себе. Начинаем работать с нижнего левого угла. Берём один кирпичик с двумя кнопочками белого цвета, ставим его на плато, отступив одну кнопочку. Приставляем к нему кирпичик синего цвета с четырьмя клеточками, направив его вверх. К узкой стороне этого кирпичика приставляем широкой стороной синий кирпичик с четырьмя дырочками. К этому кирпичику узкой стороной  приставляем ещё один кирпичик синего цвета с четырьмя клеточками, направляя его вверх. Осталось приставить последний кирпичик синего цвета с четырьмя дырочками к предыдущему широкой стороной.

– Что у вас получилось? (Цифра 5.) Сколько кирпичиков участвовало в строительстве цифры? (5) Сколько кирпичиков разного цвета участвовало? (Один белый, четыре синих.) Как же можно получить число 5? (К четырём прибавить 1.) Теперь все знают, что лев в нашем зоопарке живёт в вольере под номером пять.
– Давайте подготовим игровую площадку для львят. Это у нас получится, если мы построим макет таблицы состава числа 5. Строить будем в верхнем левом углу нашей платы. Используем два цвета. Кирпичики располагаем на строительной плате через кнопочку. (Дети выполняют работу самостоятельно. Затем – взаимопроверка и проверка учителем.)

На магнитной доске выставляются цифры:

4   1
3   2
2   3
1   4

– Посмотрите на карточки на доске. Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5? Состав числа 5 учащиеся проговаривают хором.

2. Упражнение в получении числа 5 разными способами

Игра «Заселяем домик» выполняется на классном наборном полотне. Предыдущая запись на наборном полотне дополняется знаками.

4 + 1 = 5
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
1 + 4 = 5

Физкультминутка

(Выполняя движения за учителем, дети хором проговаривают недостающие в   стихотворении слова.)

Один, два, три, четыре, пять!
Будем вместе повторять.
Один да четыре будет … (пять).
Два да три тоже… (пять).
Три да два, один да четыре –
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём
И опять считать начнём.

 IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5. Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания»

1.  Работа по учебнику. ( стр. 34)

– А сейчас наши звери отдыхают, а мы рассмотрим рисунки к заданиям № 1 и № 2. Дети тоже немного устали, решили присесть, отдохнуть. Как разными способами рассадить пять девочек на две скамейки? (Дети рассказывают.) Что Знайка хочет нам рассказать с помощью второго рисунка? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)

– А если от пяти бусинок одну убрать, сколько бусинок останется? (Четыре.)

Запись на доске: 5 – 1= 4

Соответственно предлагается убрать 2, 3, 4 бусины. На доске и на наборном полотне появляются следующие записи:

4 + 1 = 5                 5 – 1 = 4
3 + 2 = 5                 5 – 2 = 3
2 + 3 = 5                 5 – 3 = 2
1 + 4 = 5                 5 – 4 = 1

– Какой вывод вы можете сделать? Посмотрите, слон кивает вам головой. Ему понравились ваши ответы. Слон приготовил для вас задачи в стихах.

2. Работа с бусами из пособия «Спектр»

Вы прибавляете к двум один орех,
Вы складываете две и три конфеты,
На вашей куртке было пять прорех
Их стало больше на пяток за лето.
Два плюс один, а также два плюс три
И пять плюс пять. Большое достиженье!
А ну-ка, первоклассник, посмотри,
Ты выполняешь действие сложения.

Учитель первый раз читает стихотворение, знакомит с содержанием, при чтении второй раз дети работают с раздаточными бусами. Учитель осуществляет показ на демонстрационных бусах. При зачитывании первой строки используется простой способ. Дети держат бусы перед собой на парте. При чтении второй строки дети работают с бусами, держа их перед собой на весу на уровне плеч. Для третьей и четвёртой строки – усложнение: действия производятся с закрытыми глазами. На предыдущем уроке дети уже работали с бусами, действия осуществляются быстрее.

– Молодцы!

V. Повторение и закрепление изученного материала. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся

1. Работа по учебнику (стр. 35)

– Посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите? Используя рисунок, учащиеся упражняются в сравнении чисел.

2. Игра «Домино»

Дети подбирают нужную карточку, объясняют свой выбор. Рассматриваются зайчики на рисунке справа. Повторяется состав числа 5.

3. Работа в тетради (стр. 9)

– Цифры внутри кружка показывают, сколько всего кружков должно быть в двух квадратах. Дорисуйте кружки.
– А теперь дорисуйте лесенку. Для этого обведите в каждом столбике столько клеток, сколько указано цифрой.

4. Игра «Кто самый внимательный?» (Дополнительно)

Дети должны найти ошибки на предлагаемых к рассмотрению картинках и записях по составу числа, проецируемых на экран через мультимедиа.)

VI. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Оцените свою работу.

8.06.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок математики в 1 классе "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5" - МАТЕМАТИКА - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

Цель урока: изучить число 5, его состав, написание цифры 5; развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление, внимание, память, речь.

Оборудование: бумажный самолётик-послание, портреты героев сказки  «Приключения Буратино», золотые ключики- молодчинки для каждого ребенка, индивидуальные веера цифр, Таблица состава чисел 2,3,4,5 (в виде божьей коровки)

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.
Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, к нам пришли гости, поприветствуйте их. Подарите гостям и друг другу улыбку. Тихо сели и друг друга не задели. Настроились на урок математики.
(На доске висит портрет Буратино.)
- Ребята, посмотрите на доску, кто к нам пришёл?   (Буратино.)
(В класс влетает бумажный  самолётик с посланием.)
Учитель:- Ой, что это?  Самолётик! Откуда?
- Кто мог его нам отправить? Давайте посмотрим, здесь что – то написано. Это письмо  от Мальвины. Что  она пишет?    Здесь не только письмо, здесь еще какие – то задания. (учитель читает послание)
«Дорогой Буратино, злой Карабас Барабас заточил меня и моих друзей в темницу. Освободить ты нас сможешь, выполнив трудные испытания. Мальвина.»
- Ребята, поможем Буратино? (Да!)
- За каждое выполненное нами задание злой Карабас Барабас освободит по одному сказочному герою. Но прежде, чем приступить к заданиям Карабаса Барабаса, давайте потренируемся и проверим свои силы в счете.

  2. Актуализация опорных знаний.
1) Учитель: Давайте поиграем в игру «Ритмический счет», от 1 до 10 (прямой и обратный). (1ученик – прямой счет, 1 ученик – обратный счет, по  1 разу  дети считают цепочкой прямой и обратный порядок.)
2) Учитель: А теперь - Гимнастика ума:
- Какое число при счёте называют между числами 2 и 4? 1 и 3? (3, 2)
- Назовите соседей числа 2, числа 4,  числа 7?  (1,3; 3,5; 6,8).
- Какое число стоит справа от 7? (8).
- Какое число стоит слева от 4? (3)
- Назовите самое маленькое число до 10 (1), самое большое число до 10? –(10)
- Молодцы! А теперь давайте начнём выполнять задания злого Карабаса Барабаса. И так читаю его первое задание:
1. Решите задачи в стихах, а ответы покажите с помощью числового веера. Затем один ученик объясняет, как получил ответ.

На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
(1+2=3)

Шёл мышонок – сладкоежка,
Нёс сестрёнке три орешка.
Правда, сам не утерпел, -
Два орешка всё же съел.
Задает сестра вопрос:
- Сколько ты всего принёс?
(3-2=1)

Четыре спелых груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(4-2=2)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(1+1+1+1=4)

- Молодцы, с первым заданием мы справились и освободили  лучшего друга Мальвины - Пьеро.
(На доску вывешивается портрет Пьеро.)

3. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: - Чтобы освободить второго героя, нам нужно поработать у доски.
Посмотрите на доску: Сколько одуванчиков вы видите на рисунке?(4). Сколько одуванчиков станет, если расцветёт ещё один? (5, если к  4+1 получим 5).
- Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы освободили ещё одного героя -  верного пса  Мальвины - Артемона.(на доску вывешивается портрет Артемона). И так, кто скажет, как мы получили число 5? (если к 4 прибавить 1, то получим следующее число 5. Если к  любому числу прибавить  один, получим следующее число.)
- Мы так трудились, наверно, очень устали. Давайте немного отдохнём, проведём физминутку про Буратино.
(проводится физминутка)

4. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх)
Раз нагнулся, (наклоны вперёд)
Два нагнулся. (наклоны назад)
Руки в стороны развел, (развести руки в стороны)
Видно ключик не нашёл. (показать удивление)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.  (дети встают на носочки)
Учитель:  Садимся правильно; раз, два, три, четыре, пять:
Дети: Мы работаем опять!

5. Самоопределение к деятельности.
Учитель: За выполнение заданий, Мальвина ставит вам всем  пять. Это самая высокая оценка.

- Кто знает, как выглядит пятёрка? Покажите её на веере. (дети показывают цифру 5). Давайте научимся её правильно писать.
(на доске образец цифры 5)
1) Учитель: Начинаю писать: отступаю больше половины верхней линии клетки. Пишу прямую наклонную, не доходя до середины клетки, пишу полуовал, затем в верхней части делаю ямочку.
2) Работа в тетради с  печатной основой.
Учитель:Откроем тетради на странице 11. Если вы правильно напишите цифру 5, то Карабас Барабас отпустит следующего героя. (дети пишут в тетради по образцу).
Учитель: обратите внимание на закономерность написания цифры.
Дети: Пишем пять пятёрок, пропускаем одну клеточку, снова пять пятёрок и т.д.
Учитель: под правильно написанной пятёркой зажигаем огонёк- ставим точку. У кого всех больше огоньков, тот научился писать цифру 5.(учитель контролирует записи)
- Молодцы! И с этим заданием вы справились! Карабас Барабас отпустил мудрую  черепаху (учитель вывешивает портрет черепахи).
А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку.

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы писать. (дети в воздухе пишут пятёрку)
Отдыхать умеем тоже (руки в сторону)
Руки за спину положим. (руки за спиной)
Голову поднимем выше (поднимают голову вверх)
И свободнее подышим.  (дети делают глубокий вдох и выдох)
Раз, два, три, четыре, пять-
Топаем ногами.  (Дети топают ногами)
Раз, два, три, четыре, пять-
Хлопаем руками. (дети хлопают руками)
Раз, два, три, четыре, пять-
Не будем отвлекаться. (дети встают смирно)
Раз, два, три, четыре, пять-
Сядем заниматься. (дети садятся)
Учитель: Пока мы с вами отдыхали, наши герои томились в темнице. Надо хорошо работать, чтобы их освободить.
Слушайте следующее задание:

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.
Учитель: откройте учебник  на станице 34. На картинке в учебнике вы видите четыре красных кружка и ещё один синий кружок. Сколько кружков вы видите на рисунке? (5). Как получили число 5?
Дети: К четырём  прибавили один, получится пять.
Учитель: как записать выражение?
Дети: 4+1 = 5. (Ученик записывает на доске)
Учитель правильно! Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись.
- Какие равенства можно записать к  следующим рисункам?
Дети: 4+1 =5 четыре красных кружка да ещё один синий, всего пять кружков. Проверяем, считая 5- 1=4 всего пять кружков, один из них синий. Сколько красных? Красных кружков 4
Мы с вами выполнили нелёгкое задание , и Карабас Барабас отдал нам ключик от дверцы, где заперта Мальвина. (учитель показывает ключ) Но откроется дверца, когда мы пройдём  последнее испытание.
- Вспомните состав чисел: 2, 3,4. (На доске домики с составом чисел- окошки закрыты. При верных ответах, учитель открывает   окошки )
Дети: - Два это один да один (1+1)
-Три это два да один, один да два. (1+2;  2+1)
-Четыре- это один да три, три да один, два да два
(1+3; 3+1; 2+2).
Учитель: Правильно! Ребята,  давайте попробуем составить таблицу состава числа 5.(Дети предлагают варианты, учитель записывает правильные варианты на доске: 5 это-1+4, 2 + 3, 3 + 2, 4 + 1)
(На доску вывешивается плакат с изображением божьей коровки, на которой  состав числа 5).
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Ура! Мальвина на свободе! (на доску вывешивается портрет Мальвины). Она так благодарна вам. Мальвина  пришла  не с пустыми руками.  Сейчас она посмотрит, как вы научились решать примеры, а затем приготовит сюрприз.
( На доске примеры, дети решают, говорят ответы, затем записывают их на доске )
2+1 =    4-2 =     3+2=          5-1 =
3+1 =    3-1 =      4+1 =     2+2 =
Учитель: Молодцы! Вы порадовали Мальвину и её друзей.
За их спасение , вы получаете  золотые ключики- молодчинки.( детям раздаются ключики- молодчинки вырезанные из картона).

8.  Рефлексия.(выполняется задание в тетради на печатной основе).
Учитель: Посмотрите на нижнюю картинку в тетради, выполните задание, которое вам дано .Соотнесите данные примеры с нужной картинкой.
-Кто выполнил задание, поднимите руки! Оцените свою работу при помощи «светофора».(дети показывают сигнальные карточки)

9. Подведение итогов урока.

- Назовите состав числа 4
- Назовите состав числа 5.
- Послушайте стихотворение:

У ладошки пять детишек,
Пять весёлых шалунишек.
Всё подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать-
На руке их ровно пять.

- Про каких пять братьев вы знаете? (5 братьев это5 пальцев )
- Почему я прочитала вам именно это стихотворение? (Потому, что  на ладошке  пять пальцев. И  мы познакомились с числом 5)).
-Вспомните их имена. (большой, указательный, безымянный, средний, мизинец).
- Посмотрите на свою ладошку. Посчитайте пальцы. Теперь приложите ладошку к листу, обведите каждый палец. Их пять. Дома  с помощью взрослых, на выполненных вами  рисунках напишите на каждом пальце его имя.
Подведём итоги:
- Что мы нового узнали на уроке? (узнали,  как получить число 5)
-Чему научились? ( определять состав числа 5, научились писать цифру 5)
- Понравилось спасать героев? (да)
- Запомнили состав числа5? Кому нужна помощь и объяснение подробней, подойдите на перемене.
Спасибо за хорошую работу!
(звонок)

xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о