Составление рассказа по картине в школу ушакова – . . , – .

Содержание

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "В школу".

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине

«В школу» (подготовительная группа).

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация,

развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

-словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящие к темам «Школа», «Осень»; учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Материал: картина «В школу», мяч.

Ход занятия

Рассматриваем картину «В школу».

Можно назвать эту картину? Придумайте ей название.

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу?

Что находиться у школьников в портфелях? Как можно назвать все эти предметы по –другому?

В какое время года дети начинают учиться?

Как мы отличаем осень от других времён года? Что бывает только осенью?

Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идёт дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Предлагаю детям рассказать рассказ по картине. Сначала расскажите, что

произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине.

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображённым на картине, я предлагаю послушать начало рассказ.

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Ещё вчера они приготовили портфели и учебники. Слава стал очень рано, всё боялся опоздать. За ним зашёл друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу…»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображённых на картине.

Дидактическая игра: « Стоп! Мяч, остановись!»

Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают мяч рядом стоящему ребёнку. «Будем говорить какой должен быть школьник (подбор слов –прилагательных). Например , добрый, отзывчивый, прилежный,

внимательный и т. д.

Предлагаю детям послушать стихотворение А. Барто «В школу»,

предварительно выученным ребёнком.

www.prodlenka.org

«Описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами» ⋆ Планета Детства

Программное содержание:

— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

— учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;

— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.

 Наглядный материал: Картина «Лиса с лисятами».

 Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.

 Ход занятия

 Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.

Воспитатель: — Отгадайте загадку

— Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения. А теперь, все внимание на стенд.

 На стенде картина «Лиса с лисятами»

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.

(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.

Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)

— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)

— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)

Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?

Дети: — Лисята, детеныши лисы.

Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.

А теперь игра «Придумай словечко»

— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.

Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.

Дети: — Лисенок.

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»

 Подвижная игра «Хитрая лиса».

Воспитатель: — Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия.

Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

Воспитатель: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.

Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.

 Автор: Турлевская Оксана Анатольевна,
воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка»,
г. Асино, Томская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

 

[email protected]

 

planetadetstva.net

Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы,  Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель: 

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей. 

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта  (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Пример:

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Пример:

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле.  Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Пример:

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко. 

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Пример:

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Пример:

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

 Пример:

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

7gy.ru

Занятие 5. Рассказ по картине дети идут в школу. Золотая осен


РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ».ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цели: обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу»; закреплять понятия «речь», «слово», «предложение»; учить составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении, членить слова на слоги; познакомить со слоговым составом слова; научить раскрывать в рисунке выбранную тему; совершенствовать умение работать карандашами и красками; развивать чувство прекрасного, любовь к природе.Планируемые результаты: составляет рассказ по сюжетной картинке или набору картинок, используя в речи сложные предложения; пересказывает содержание небольшого стихотворения; выполняет самостоятельно рисунки на тему осенней природы.
Материалы и оборудование: серия картинок на тему «Дети идут в школу»; карандаш, гуашь, бумага; репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Бокшая «Осень», Е. Л. Кульчицкой «Парк осенью», детские рисунки.
Содержаниеорганизованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
– Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Давайте отправимся вслед за ним в осенний лес. Наша первая остановка около школы.
2. Рассказывание по картине «Дети идут в школу».
– Рассмотрите картинки «Дети идут в школу». Какое время года изображено?
– Кто изображен на картинках?
– Что делают дети? Куда они идут?
– Как они одеты? Что они несут в руках?
– Почему дети идут с цветами?
– Кто их ждет в школе?
– Зачем они идут в школу?
– Кого называют «первоклассниками»?
– Послушайте стихотворение А. Барто «В школу».
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
От

educontest.net

Составление рассказа по картине «В школу»., Петрашова Оксана Владимировна

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Составление рассказа по  картине «В школу».

Задачи:

-связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

-словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; развивать интонационную выразительность речи.

Материал: Картина «В школу», сюжетная картина «Разная осень», ноутбук, предметные картинки, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Когда это бывает?

С деревьев листья опадают,

И дождик льет и льет.

Быть может "Новый год"? (осень).

Воспитатель: Правильно, это осень.

Воспитатель: Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью?

Дети: С деревьев листья опадают, дождик льет, улетают птицы, люди собирают урожай.

Основная часть.

Д/и «Разная осень».

Цель: активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Осень», учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления.

Воспитатель: - Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, светлое, то какими словами можно сказать про осень?

Дети: теплая, ранняя, золотая, солнечная, ясная.

Воспитатель: - Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Дети: холодная, поздняя, хмурая, дождливая, пасмурная.

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов вызнаете.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что еще может происходить только осенью, а поможет нам в этом волшебная шкатулка либо волшебный мешочек (дети достают по очереди картинку с изображение школьных предметов и рассказывают, что на ней изображено и как это связанно со школой).

Дети: - дети идут в школу

Физминутка:

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится зарядку

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: - Ребята, про школу у меня есть картина.

Воспитатель выставляет картину «В школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

-Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

www.prodlenka.org

Рассказывание по серии сюжетных картин

Поделись с друзьями

3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

грамматика и словарь: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы.

Материал. Серия сюжетных картин по развитию речи. (авторы Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова. — М., 1990).

Ход занятия

Воспитатель ставит на стенд 4 картинки (первая из них

-открыта,  остальные закрыты), спрашивает детей: «Как вы думаете, о ком и о чем мы сегодня будем рассказывать? (О девочке, которая пошла в лес.) В какой день девочка собралась в лес? (В солнечный, осенний, теплый, ясный.) Как звать Девочку? Кого она могла встретить в лесу? Какой был лес?» Воспитатель предлагает детям закончить предложения:

— Маша взяла с собой корзиночку, она хотела...

— Девочка посмотрела наверх и увидела, что...

— Заглянула Машенька под кустик, а там...

Затем воспитатель предлагает четырем детям составить рассказ. Один ребенок рассказывает по первой картинке, остальные развивают сюжет.

Далее воспитатель открывает вторую картинку, и новая группа детей составляет рассказ заново.

Воспитатель открывает третью картинку и приглашает к стенду новых рассказчиков.

И в заключение рассказ составляется по всем четырем картинкам.

Воспитатель каждый раз предлагает детям придумать на-звание рассказу. Обсуждает с ними, насколько рассказ полу-чился, дает оценки.

Воспитатель предлагает детям закончить фразы, «чтобы получилось складно»:

— Маша с ежиком гуляла... (и грибочки собирала).

— Вышел ежик погулять... (а грибочков не видать).

— А на толстой старой ели... (птички пестрые сидели; птички громко песни пели).

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о