Старший воспитатель это – Старший воспитатель – кто это?
Старший воспитатель – кто это?
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ – КТО ЭТО?
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. И мне такое название моей должности нравится больше.
Если коротко, то методист анализирует, планирует, организует, координирует,
контролирует деятельность педагогического коллектива. Так написано в моих
должностных обязанностях, так оно и есть.
Если коротко, то методист анализирует, планирует, организует, координирует, контролирует деятельность педагогического коллектива. Так написано в моих должностных обязанностях, так оно и есть.
Одной из наиболее существенных задач методиста является, на мой взгляд, поддержание уважения и почтения к Методике дошкольного воспитания и обучения – той основе педагогического знания, на которую опирается и благодаря которой развивается профессионализм и творчество педагога. Методика – это ремесло, набор приемов, технология. Овладение технологией – кропотливый труд, который не сводится только к получению информации. Организовать этот процесс постоянного профессионального совершенствования педагогов – задача именно методиста. Для этого методист организовывает педсоветы, семинары, консультации, готовит педагогов к аттестации и т.д.
Еще одна задача методиста, пожалуй, самая важная, – понимать и правильно оценивать силы и возможности каждого педагога, знать, что важно для него в жизни, к чему он стремится, удовлетворить потребность каждого педагога в уважении, признании и самореализации.
«К достижению качества через достижения личности» — вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования. Ведь только коллектив, состоящих из уважаемых и уважающих себя личностей можно считать творческим коллективом.
Елена Ивановна, методист.
www.children37.ru
СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ — МегаЛекции
НАСТОЛЬНАЯКНИГА
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Документация
Старшего воспитателя,
Работа с кадрами
УДК 373.2 ББК 74.104 КТК4110 Е50
ПРЕДИСЛОВИЕ
Елжова Н.В.
Е50 Настольная книга старшего воспитателя: документация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Сердце отдаю детям).
ISBN 978-5-222-20646-1
Вы стали старшим воспитателем или методистом, как нас до сих пор называют в дошкольных учреждениях. Квалификационные требования у должностей «воспитатель» и «старший воспитатель» одинаковы, но содержание работы разное. Должность старшего воспитателя напоминает деятельность заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.
Теперь ваша работа будет тесно связана с коллективом педагогов, работой по приказам ДОУ и вышестоящих организаций, заключением договоров с учреждениями и другой деятельностью, которой вы раньше никогда не занимались, работая воспитателем. «С чего начать?» — этот вопрос задают себе начинающие методисты (старшие воспитатели), его задавал себе и автор этой книги 20 лет назад, когда стал старшим воспитателем. Данная книга поможет постичь азы выбранной вами профессии, а опытным старшим воспитателям познакомиться с методической работой другого дошкольного i учреждения.
УДК 373.2 ББК 74.104 |
Елжова Н.В.,2012 ООО «Феникс», оформление, 2013 |
ISBN 978-5-222-20646-1
Вы стали старшим воспитателем. Это признание вашего педагогического опыта, таланта, умения руководить и управлять педагогическим коллективом. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Управлять — это значит верить». Верить в себя, в людей, в свое дело, в его успех. Руководить — это значит заставлять делать правильные шаги, а управлять — помогать их делать.
Как оправдать доверие руководителя и педагогического коллектива? Как показать себя профессиональным работником?
Методист, старший воспитатель, воспитатель-методист, технолог образовательного процесса — определения одной и той же должности. В разное время нашу должность называли по-разному. Но воспитатели называют нас методистами. А методист — это специалист по методике. Ему необходимо знать методику, теорию и практику педагогического процесса. Работа методиста — это планы, диагностические карты, самоанализы, отчеты, педчасы, педсоветы, приказы вышестоящих организаций, городские мероприятия и конкурсы. Надо все успеть.
Рядом с вами работают педагоги, которые будут помогать вам в реализации намеченных мероприятий. Но они не только педагоги, а еще и женщины. А самое трудное в управлении — руководить женским коллективом. За рубежом на должности управляющих женским коллективом назначают мужчин и повышают им зарплату. Психологи отмечают, когда женским коллективом руководит мужчина, среди женщин уменьшается число конфликтов. Я наблюдала изменения в коллективе педагогов, когда среди наших сотрудников появился мужчина — охранник. Даже те
Настольная книга старшего воспитателя
Прелисловие
воспитатели, которые не пользовались косметикой, начали приходить на работу с макияжем.
Если в коллективе работают одни женщины, знайте, что будут происходить интриги. Трудно управлять коллективом, если у вас и большей части педагогов разный темперамент. Значит, скорость совместных дел будет разная и это надо учитывать.
Помните, что с вами работают воспитатели, но они еще являются мамами, женами, бабушками. И у них бывают проблемы дома. Есть такая закономерность: если у женщины в семье порядок, то будет порядок и на работе. А у мужчин, наоборот, если порядок на работе, значит, будет порядок и в доме. Поэтому старший воспитатель должен быть еще и психологом, чтобы вовремя помочь своим воспитателям. Если женщина изложила свою проблему, ей уже стало легче. Умейте найти вовремя доброе слово, как известно — оно лечит.
Я хочу привести интервью одного старшего воспитателя, когда она уходила на заслуженный отдых.
— Мечтали ли Вы работать методистом?
— Нет. Я мечтала стать воспитателем.
— Почему же Вы стали старшим воспитателем?
— Я хорошо работала воспитателем. Потом заведующая
уговорила меня стать методистом.
— Я знаю, что Вас приглашали на заведование ДОУ.
Почему отказались?
— Это не мое. Я замещала руководителя. Это приказы,
сантехника, вечно текущая кровля. И никакого твор
чества. Скучно!
— Какие черты характера нужны методисту?
— Человечность, любознательность, требовательность,
честность, справедливость.
— Ваши пожелания начинающим коллегам.
— Оставаться всегда Человеком. Много читать, ибо
педагогический рынок пересыщен дошкольной ли
тературой. Быть требовательным и справедливым,
постоянно находиться в творческом поиске. Мето
дист, работая в женском коллективе, должен быть
— 4
еще и психологом. О любви к детям и воспитателям можно не напоминать.
Подведем итог.
Старший воспитатель (методист) — это заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. Работает в тесном контакте с руководителем и под его руководством. Оба несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, за всестороннее развитие всех групп детей и каждого ребенка в отдельности. Он создает условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. В центр всей образовательной работы учреждения этот специалист ставит не планы, программы, методики и технологии, а ребенка и его развитие.
Из нашего детского сада за два года старшими воспитателями ушли работать четыре педагога. И уходя, они спрашивают: «С чего начинать? Вы нам поможете?» Когда уходят воспитатели на повышение, мне жаль с ними расставаться, потому что в каждого из них вложила часть своей души. Но всегда им говорю: «Счастливого пути! Вам надо расти» и отпускаю их с легким сердцем.
Я вспоминаю себя, когда меня уговорили стать старшим воспитателем: и радость, что это другая работа, и смятение, а с чего начать? Я вспоминаю свой первый рабочий день, когда меня руководитель привел в методический кабинет и сказал: «Разбирайте бумаги. Приводите все в порядок». Неделю разбирала множество шкафов, забитых рукописными бумагами. Компьютеров не было, не было и печатной машинки. Разобрала. А что дальше?
В этой книге я хочу ответить на вопросы, которые задают все начинающие старшие воспитатели.
Советы старшему воспитателю
СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ
1. Известная пословица советует: «Век живи — век
учись». Учитесь искусству руководства постоянно.
Находитесь в постоянном творческом поиске: со
вершенствуйте стиль своей работы, анализируйте
и устраняйте недостатки. Ищите новые методы
и формы руководства коллективом.
2. Помните, вы являетесь примером в работе для всего
деятельности и обладать высокой культурой.
3. В работе ставьте конкретные цели и задачи, направ
ленные на совершенствование образовательного про
цесса.
4. Учитесь быстро принимать решения, но в спокойном
состоянии. Ибо решения, принятые в спешке, приво
дят к ошибкам.
5. Умейте нравиться людям, это облегчит сплочение
коллектива.
6. Не забывайте хвалить педагогов за их достижения
и успехи. Это укрепляет веру в себя.
7. Научитесь делегировать свои полномочия коллекти
ву. Ваша главная цель: уметь правильно руководить.
8. Требовательность — это дисциплина и слаженность
работы всего коллектива. Требовательность должна
быть систематична. • .
9. Не приказывайте воспитателям, а убеждайте, проси
те, разъясняйте.
10. Используйте индивидуальный подход к каждому чле
ну своего коллектива.
11. Оценивайте людей по их делам и поступкам, а не слу
и анализ его деятельности.
12. Анализ начинайте с положительного. Умейте видеть
хорошее в каждом педагоге.
13. Помните, публичная критика не нравится никому.
14. Будьте терпимы, никогда не теряйте чувство собст
венного достоинства и самообладания. Крик — это
признак слабости, а не силы.
15. Не забывайте дарить улыбки, это так просто! Улыбка
обладает свойством возвращаться к тому, кто ее по
дарил.
16. Все члены коллектива для вас должны быть равны. На
личие «хороших» и «плохих» воспитателей — слабость
руководителя и его неспособность к руководству.
17. Запомните, оптимисты живут долго и являются дви
гателями прогресса.
18. Будьте терпимы к критике. Если она несправедлива,
то докажите это делом.
19. Научитесь правильно планировать свою работу,
не забывая о резерве времени.
20. Помните, точность — вежливость королей. Будьте
сами точны и требуйте этого от своих подчиненных.’
21. Доверяйте, но проверяйте, так как функция контроля
очень важна для повышения качества педагогическо
го процесса.
22. Не забывайте о том, что труднее всего руководить
женским коллективом. Будьте не только руководите
лем, но и психологом.
23. Горите на работе, но не сгорайте. Пусть огонь вашей
души освещает путь всего коллектива.
24. Помните, что самая большая ценность — умно оце
нить опыт мудрых, взять себе в дорогу жизни то,
о чем никогда не следует забывать:
«— Самый большой грех — страх.
— Самый лучший день — сегодня.
— Самый лучший город, где живешь, преуспеваешь.
— Самая лучшая работа — та, которую любишь.
— Самая большая утрата — потеря надежды.
— Самая большая слабость — ненависть.
— Самая нелепая черта характера — сомнение.
— Самый опасный человек — лжец.
— Самая большая потребность — общение.
— Самое большое богатство — здоровье».
(Из книги «Здоровьесберегающие технологии» И. В. Чупах, Е.З. Пу-жаева, И.Ю. Соколова)
Настольная книга старшего воспитателя
Иеще один совет. Напечатайте для себя список дней рождения ваших педагогов. В день рождения воспитателя с утра зайдите в группу и поздравьте его совместно с детьми. Это всегда приятно, когда о тебе помнят.
И пусть эта молитва великого педагога помогает вам в вашей работе.
Молитва воспитателя
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов.
Не бью низкие поклоны.
Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость.
Не прошу почестей. Нет у меня мыслей-крыльев, которые вознесли бы
Песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты.
Устал я, измучен.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи,
с сердечной просьбой.
Ибо есть у меня драгоценность,
которую не хочу доверить брату-человеку.
Боюсь — не поймет, не проникнется,
пренебрежет, высмеет. Всегда перед Тобой я — смирейнейший из смиренных,
Но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с тобой тишайшим шепотом,
Но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.
Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги,
благослови их усилия. Нелегким путем их направи, но прекрасным.
А взалог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд.
,’:, Януш Корчак
(Генрик Гольдшмидт)
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Профессия воспитатель. Категории воспитателей. Старший воспитатель ДОУ
Профессия воспитатель очень древняя и почетная. Когда она появилась, сказать сложно, однако известно, что ее история началась еще в Древней Греции. В те далекие времена в состоятельных семьях был раб, который занимался воспитанием детей. Он провожал его в школу. В остальное время оберегал ребенка от различного рода опасностей, следил за его развитием, невольно формируя его поступки и поведение. Раба называли педагогом, что в переводе с греческого означало “детоводитель”. Позже появился домашний воспитатель. А сама профессия воспитатель возникла после популяризации общественного образования.
Характер человека, его жизненная позиция, взгляды и моральные принципы закладываются еще в детстве. Вот почему компетентность, образованность, всестороннее развитие личности воспитателя приобретает огромную социальную значимость. Работа эта очень ответственна, так как в процессе нее формируется не только новая личность, но и новый гражданин государства. В процессе дошкольного образования происходит формирование отношения ребенка к обществу, труду, самому себе. Что в свою очередь обуславливает его дальнейшее развитие.
Образование
Профессия воспитатель требует получения диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования.
Качества, которые необходимы при работе воспитателем:
- Желание и интерес к работе с детьми.
- Творческое мышление и креативность.
- Воспитатель должен быть доброжелательным, отзывчивым, тактичным.
- Внимание и память должны быть хорошо развиты.
- Самоконтроль.
- Хорошая организованность.
- Эмоциональная устойчивость.
- Внятная и грамотная речь, эрудированность, общая культура.
- Отличные управленческие качества.
Воспитатель должен обладать знаниями:
- Нормативно-правовых актов и других программно-методических документов по вопросам дошкольного образования и правам ребенка.
- Педагогики и методики дошкольного воспитания.
- Детской, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также анатомии и физиологии детей.
- Основ дефектологии.
- Литературно-художественного и музыкального репертуара.
- Различных методик обучения и развития детей.
- Правил охраны здоровья и жизни детей.
- Основ доврачебной помощи.
Воспитатель должен уметь:
Понять проблему ребенка, находить контакт с любым из детей.
Поддерживать дисциплину, но избегать грубых методов.
Применять в своей работе разные методики воспитания, образования и развития.
Выявить склонности и интересы каждого из детей и рассказать об этом родителям, для того чтобы развивать способности ребенка в дальнейшем.
Общаться и решать конфликты с родителями.
Характеристика деятельности
Воспитатель занимается организацией и проведением работ по умственному, физическому, трудовому, нравственному и эстетическому развитию детей, а также подготавливает их к школе. Обучает навыкам узнавания цифр и букв, устному счету, лепке, рисованию, пению. Занимается развитием речи детей, их мышления, знакомит с эстетическими и этическими правилами и нормами, с произведениями искусства.
Развивает у детей наблюдательность, творческую инициативу, сообразительность, самостоятельность. Воспитатель прививает детям навыки общения, развивает вежливость, правдивость, доброжелательность, приветливость и другие социально-значимые качества. Помогает укреплять здоровье воспитанников с помощью физических упражнений и закаливания, организует строгий режим занятий и отдыха.
Соблюдает санитарно-гигиенические нормы в помещениях, формирует у детей навыки личной гигиены. Контролирует качество и своевременность питания воспитанников, поведение их во время еды. Пытается приобщить детей к труду. Проводит консультации родителей по вопросам укрепления здоровья, воспитания и обучения детей. На воспитателя ложится большая ответственность за здоровье и жизнь подопечных.
Самообразование воспитателя
Для того чтобы быть успешным в современной системе образования, необходимо постоянно заниматься совершенствованием своих знаний. К сожалению, с каждым годом полученные знания теряют свою актуальность. Поэтому самообразование воспитателя – это самый эффективный способ улучшения педагогического мастерства.
Самообразование – это работа педагога по углублению и расширению полученных ранее теоретических знаний. А также это совершенствование и приобретение новых профессиональных умений и навыков, которые отвечают требованиям современной педагогики и психологии.
Категории воспитателей
Воспитатели, желающие повысить заработную плату, могут подать заявление о том, что они хотят пройти аттестацию для получения первой или высшей категории. Каждая категория дается сроком на 5 лет, по истечении этого срока ее необходимо подтвердить в том же порядке. Проходящие аттестацию письменно или с помощью компьютера отвечают на вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности. После окончания испытания комиссия выносит решение о том, соответствует или нет испытуемый занимаемой должности.
Педагогический состав
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в основном педагогическом составе находятся старшие и младшие воспитатели.
Старший воспитатель занимается организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его деятельность связана с методической работой. Его еще называют методистом. Совместно с заведующей этот специалист участвует в руководстве коллективом ДОУ, подбирает кадры, разрабатывает и внедряет новые программы и педагогические планы. Следит за тем, чтобы в группах было достаточно книг, игрушек, игр. Сотрудничает с другими ДОУ, а также школами, музеями, детскими центрами.
Старший воспитатель занимается проведением открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций. Работает с родителями детей: подготавливает стенды на различные темы, папки-передвижки и прочее.
Младший воспитатель помогает основному воспитателю правильно организовывать сон и отдых детей в группе, следит за здоровым и правильным питанием.
Его обязанности:
- приносит и раздает еду;
- убирает посуду со столов и моет ее;
- умывает детей и моет им руки;
- проводит два раза в день влажную уборку и проветривает помещение;
- меняет постельное белье;
- убирает площадки для прогулок;
- помогает одевать детей перед прогулкой и раздевать после нее.
Организации, в которых может работать воспитатель
На самом деле их не так уж и мало.
- Государственный или частный детский сад.
- Детский дом.
- Центр социальной помощи семье и детям.
- Развивающий центр.
- Органы опеки и попечительства.
Карьерный рост
Работа воспитателем не предполагает большого карьерного роста. Конечно, есть возможность когда-либо стать заведующей детским садом. Или, к примеру, заняться предпринимательской деятельностью, открыв частный детский сад или организовав развивающий центр.
Условия труда
Педагоги обычно работают посменно (днем либо вечером), в помещении или на открытом воздухе (во время прогулок и занятий на природе).
В заключение можно сказать, что профессия воспитатель безусловно актуальна и востребована в современном мире. А люди, посвятившие всю жизнь работе с детьми, достойны похвалы и большого уважения. Работа воспитателем сложна, но она многократно вознаграждается любовью детей.
fb.ru
Залесская Т.М.: Старший воспитатель – какой он?
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ В настоящее время к старшим воспитателям, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов ДОУ, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Старший воспитатель обязательно должен иметь высшее педагогическое образование. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива. Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми? Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель – не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредовано, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной приём, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идёт вместе с детьми и воспитателем и берёт часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми. В чём заключается умение «работать с людьми» для старшего воспитателя? Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать единую команду. Только в этом случае старший воспитатель может достичь тех целей, которые он ставит. Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявляя единые требования к членам педагогического коллектива. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учётом особенностей психологического климата в ДОУ помогает старшему воспитателю в работе. Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчинёнными. Работать с детьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности. Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель? Прежде всего, старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один решить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути её решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить её до логического конца. Если старший воспитатель провёл активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только принято, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы. В рамках методической работы должно быть чётко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними, им будет, о чём говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования. Во многих ДОУ методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром? Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное ни сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т.д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоёмкий и длительный процесс. Зная сильный воспитателей, увлечённых той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами, и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, так как на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию. Обычно старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять всё сразу в один год. Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2-3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса. С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю новичку. Ещё одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления или старший воспитатель – новичок в работе – это умение распределять функционал, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ. В период становления детского сада или вливание в коллектив старшего воспитателя очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотношений. В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где всё отлажено, каждый на своём рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину. Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя? В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информировать о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издаётся. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен ещё в магазине, полистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдёт ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать её, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей. Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести её. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив. Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной дорожке, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаём, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в районе, городе, стране. Зная проблему в своём детском саду, не нужно пытаться решить её только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал «Справочник старшего воспитателя», где и даётся как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т.д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не даёт одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то своё, новое. Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. То есть не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5-10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идёт вперёд, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями. Инновационная и экспериментальная работа это ещё и дополнительная нагрузка, и документация. Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями? Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать её, сравнить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие ДОУ или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т.д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребёнка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Старшим воспитателям следует заглядывать на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чём они нуждаются. Это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в детском саду. Ведь информирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности. Так какой он, современный старший воспитатель?Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своём дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей.
zalesskaya.blogspot.com
Старший воспитатель – Ребенок в детском саду
Автор — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист.
Роль старшего воспитателя детского сада в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении трудно переоценить. Судя по должностным обязанностям и квалификационным характеристикам, старший воспитатель, как минимум, должен быть способен организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении едва ли не на уровне кандидата педагогических наук или представителя министерства образования.
Что же мы видим на деле? Часто ли в наших детских садах встречаются именно такие старшие воспитатели, способные
- «…воспринимать и ретранслировать информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;
- изучать, обобщать, транслировать внедрение передового педагогического опыта педагогов ДОУ, внедрять ППО педагогов-новаторов других ДОУ;
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;
- анализировать состояние и результативность методической работы и на этой основе определить цели и задачи ее совершенствования…» и так далее?
Тенденция такова, что все старшие воспитатели есть продукт высшего образования того региона, в котором находится местный вуз, где происходит подготовка педагогов, в чьих руках – будущее нашей страны. Сложно спорить с тем фактом, что все мы родом из детства. От того, как и кто воспитывает ребёнка в дошкольном учреждении, зависит вся его дальнейшая жизнь и будущее нашего общества. Звучит пафосно и глобально, но такова реальность.
ВЫВОД: Самая главная специальность в педагогике – старший воспитатель детского сада, ибо от него зависит качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Именно старший воспитатель должен понимать и выстраивать правильный методический курс реализации образовательной программы и программы развития учреждения. Дошкольное образование – основа основ. Всё остальное образование человека будет базироваться на образовании дошкольном.
Уровень личности старшего воспитателя должен быть таким, чтобы этот человек понимал все недостатки современного дошкольного воспитания. Чтобы мог их решить хотя бы в одном отдельно взятом учреждении образования, не глядя на шаблоны. Например, проблему гендерной ориентации образования в нашей стране.
Не буду первооткрывателем, если скажу, что неправильно, когда образованием во всей стране, практически на всех уровнях (кроме, разве, дополнительного образования, за что педагогам отдельный поклон) занимаются исключительно женщины. И это не считается официальной проблемой, не делается никаких шагов по её решению. Согласитесь, что это всё-таки ненормально. Умный, правильный старший воспитатель не будет ждать милости от министерства образования. Он найдёт пути, как исправить эту ненормальность. Пусть и не на уровне всей страны, а на уровне своего отдельно взятого учреждения, городского методобъединения. Профильного методического журнала, специализированных педагогических сайтов и порталов. Научно-практических конференций.
Умный, правильный старший воспитатель использует в образовательном процессе дошкольного учреждения гендерные возможности окружающего социума.
Умный, правильный старший воспитатель правильно прочтёт и поймёт свои должностные обязанности, и не будет обобщать опыт по использованию в образовательном процессе сценариев непосредственно-образовательной деятельности на основе материала, использовавшегося для предыдущих пятнадцати поколений воспитанников детского сада.
Он современен. Он умеет думать.
Именно старший воспитатель создаёт корпоративный дух учреждения. Кстати, вы слышали когда-нибудь это выражение, произносимое касательно детского сада? Я – нет. Тем не менее, это очень важно. Именно с дошкольных образовательных учреждений начинается длинный путь формирования личности ребёнка. Психологи утверждают, что основы личности человека формируются к пяти годам, то есть, непосредственно в зоне ответственности старшего воспитателя. Старший воспитатель обязан своей деятельностью сформировать вокруг ребёнка такую образовательную среду, положительные результаты пребывания в которой не стёрлись бы в личности ребёнка и по окончании им средней школы. Много ли вы знаете подобных примеров? Я – нет.
Такой подход наиболее реален в реализации в тех образовательных учреждениях, которые сложились как образовательные комплексы «Детский сад – школа – учреждение дополнительного образования». Там старший воспитатель может быть неотъемлемой частью общего образования, поддерживая общую образовательную концепцию, являясь создателем базы для начального и среднего образования. Во всех других случаях (коих большинство) у старшего воспитателя задача более сложная: он должен иметь огромный потенциал, интуицию, научное мышление, базовую культуру личности, на основе которых создавать и реализовывать программы деятельности своего учреждения. Много вы встречали подобных сотрудников детских садов? Я – нет.
Где же взять и как воспитать такого умного, креативного, интеллигентного старшего воспитателя?
Проблема ещё заключается и в сакраментальной фразе, в соответствии с которой строится практически весь образовательный процесс в маленьких провинциальных городах, которые, собственно, и есть наша страна. Фраза такая: девушку из деревни вывезти можно, деревню из девушки – никогда. Много вы встречали выпускников педагогических вузов, которые правильно употребляют слова «надеть» и «одеть»? Я – нет. Похоже, большинство педагогов даже не подозревают, что есть такое слово – надеть. Мы всё ещё можем говорить о культуре и интеллигентности? Проблема гигантская. Практически неподъёмная. Но от её решения зависит наше будущее.
Разорвать этот заколдованный круг «деревня – выпускник вуза – воспитатель детского сада – сотрудник ИРО, педагог вуза – деревня – студент вуза» необходимо.
Примеров неразрываемости – сотни. Такова жизнь, основа страны – это провинция. Значит, нужны особые программы по привитию культуры, по организации такой среды, где человек перестанет мусорить на улицах и говорить «одеть» вместо «надеть». Наверняка с такого угла зрения на процесс воспитания и образования не смотрел никто и никогда. А пора. Пусть всё начнётся с детского сада!
Пусть именно старшие воспитатели будут идеалом интеллигентности!
Пусть именно в детском саду и именно старшим воспитателем будет создана особая культурная среда, воспитывающая культурных детей – новый пласт общества!
Классика жанра заключается в том, что все, кто может мыслить научно, в итоге и работают в научно-ориентированных учреждениях. Они перерастают свою деятельность старшими воспитателями в детских садах. Кто же остаётся в детских садах? Вывод: институтам развития образования необходимо создавать условия для реализации потенциала личности старших воспитателей на уровне дошкольных образовательных учреждений.
Старший воспитатель может стать реальной движущей силой общества. Главное, начать с него самого.
По роду деятельности приходилось видеть много старших воспитателей, выходящих (тут всё, как и полагается) с группой детского сада на экскурсии. Знаете, как без всяких тестов и диагностик отличить хорошего воспитателя от непрофессионала? По двум фразам. В начале экскурсии: «Дети, встали в пары!» и в конце экскурсии: «Дети, что надо сказать?», после чего дети хором орут: «Спасибо». В любом из этих случаев в процессе экскурсии группа представляла собой трудно-организуемую массу детей, не владеющую навыками культуры поведения, а воспитатели являли собой образец незаинтересованности в своих собственных детях, интересоваться которыми во время экскурсии их заобязывала хотя бы должностная инструкция.
Дело не в том, идут твои дети парами или по трое. Да хоть по пятеро. Главное, чтобы они были людьми. Культурными, интеллигентными. А ты – умный, заинтересованный, нормальный старший воспитатель, которому не всё равно, в каком обществе будем все мы жить лет так через 15 — 20, когда твои малыши вырастут и станут основой общества.
Уважаемый старший воспитатель! Помни! Ты основа всех педагогических основ в этой стране.
На тебе, как на трёх китах, зиждется система отечественной педагогики. Ты начинаешь путь ребёнка в образовании. Проникнись ответственностью и достигай положительного результата. Работай так, чтобы ты мог сказать: «Я сделал всё, что мог. Пусть, кто может, сделает больше». И, может быть, тогда будет меньше проблем в нашем обществе. И тысячи людей скажут тебе: «Спасибо!».
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.
deti-club.ru
Каким должен быть современный старший воспитатель ДОУ
Содержание статьи:
Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства»
В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.
Скачать книгу «Управление персоналом»
Скачать бесплатно в .pdf
Своими взглядами на то, каким должен быть современный старший воспитатель детского сада, поделилась Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
Всегда ли предъявлялись высокие требования к должности старшего воспитателя?
Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в.Изначально это была должность “педагог” для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность “воспитатель-методист”, позднее – должность “старший воспитатель”.
Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием.
Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:
- доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
- 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми?
Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель – не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Хотя раньше, да и сейчас в отдельных дошкольных учреждениях это практикуется. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя.
Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов.
Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми.
В чем заключается умение “работать с людьми” для старшего воспитателя?
Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.
Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать самоанализу педагогов детского сада.
Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель?
Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат.
Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение.
Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования, которая включена в план работы заведующего ДОУ на год.
Во многих дошкольных учреждениях до сих пор методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром?
Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоемкий и длительный процесс.
Из своего опыта работы могу посоветовать следующий прием: зная сильных воспитателей, увлеченных той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны.
Тогда они будут себя чувствовать хозяевами и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие.
- Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать.
- Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, т. к. на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература.
- По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.
В детских садах–новостройках проблема организации работы методического кабинета и использования педагогами пособий осложняется также тем, что некоторые старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять все сразу в один год. Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2–3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса.
С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю детского сада-новостройки?
Еще одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления, новостройки, – умение распределять профессиональные функции педагога детского сада, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ. В данный момент с творческой группой специалистов Южного округа г. Москвы разрабатывается программа развития детского сада для новостроек. Она схематична, и мы думаем, что может быть использована как основа для работы в первый, второй год для всех новостроек.
Следует заметить, что в период становления детского сада очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотношений.
В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где все отлажено, каждый на своем рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя?
В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
Старший воспитатель детского сада сегодня должен:
- уметь сам работать в инновационном режиме;
- знать, как организовать инновационную деятельность ДОУ и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне;
- вести ее;
- важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаем, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в округе, микрорайоне, городе, стране. Зная проблему в своем детском саду, не нужно пытаться решить ее только своими силами.
Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”, где и дается как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т. д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе.
Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. Т.е. не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5–10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.
Очень хорошо, что во многих современных журналах дается обзор научных статей. Старшие воспитатели, готовящиеся к защите своей кандидатской, совершают первый шаг к глубокому обзору и анализу того, что есть в науке. Смотреть ли информацию в Интернете, ходить ли на конференции, читать журналы, каждый решает сам. Сегодня все источники важны. Инновационные технологии в детском саду — это еще и дополнительная нагрузка, и документация.
Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями?
Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться.
Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребенка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов.
Я рекомендую старшим воспитателям заглянуть на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чем они нуждаются. Уверена, что это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в вашем детском саду. Ведь формирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.
Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель?
Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства
Татьяна Волосовец, канд. пед. наук, проф.; директор ФГНУ РАО “Институт психолого-педагогических проблем детства”
www.resobr.ru
Березина Татьяна Ивановна | сайт старшего воспитателя детского сада
Правда – хорошо, а счастье лучше!Фаина Раневская
О себе
РАБОТАЮ СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ВСЕГО ПОЛТОРА ГОДА, ДО ЭТОГО РАБОТАЛА ВОСПИТАТЕЛЕМ.
ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ: 25 ЛЕТ.
ВОСПИТЫВАЮ ТРОИХ СЫНОВЕЙ. СВОЕ СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ, А ДУШУ СЕМЬЕ.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Очень люблю сказки!!!!!
Книги В. Пикуля.
Мой взгляд на мир
Мои достижения
ОКОНЧИЛА В 2005 ГОДУ САМАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ “ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ”
РЕШЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИСУЖДЕНА КВАЛИФИКАЦИЯ “ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ”.
ЗАЩИТИЛА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ НА ТЕМУ: “ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ”.
Моё портфолио
Слово методист обозначает по С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика в свою очередь, – это совокупность методов обучения чему – нибудь, практического выполнения чего – нибудь. Очевидно, он должен обучить или показать практическое выполнение, какого – либо процесса.
Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60 –х годов ХХ века. Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и их воспитанием в яслях – садах. Затем была введена должность «Воспитатель – методист», позднее – должность «Старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя – методиста всегда брали только с высшим педагогическим образованием.
Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми, будет зависеть качество работы всего коллектива.
Воспитание и развитие детей – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании детей дошкольного возраста.
Сравним профессию педагога с профессией врача. Имеет ли право врач ошибиться, когда осматривает своего пациента, в частности ребенка и ставит ему диагноз? Ну конечно, не имеет такого права, это же ясно как день! Так же и педагог, не имеет право выбирать свои воспитательные и развивающие методы и средства, если он заранее хорошо не изучит ребенка.
Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является организация воспитательно – образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада. Руководителем этого направления является старший воспитатель. В нашем дошкольном учреждении особое место занимает работа по проблеме профессионального роста кадров. Задачей профессионального совершенствования педагога является развитие их ценностных ориентаций, профессиональных потребностей, а так же профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.
Я работаю старшим воспитателем недавно, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:
– первое, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.
– второе, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.
– третье, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм работы с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя.
Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. Старший воспитатель способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, а закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. он должен еще в магазине пролистав, просмотре пособия понять, подойдет ли оно для работы. при этом важно не только оценить литературу, но и уметь выбирать ее исходя из целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
Старший воспитатель детского сада сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу у учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, подсказывают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи которые не имеют к этому способностей. учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в районе, городе, стране. Внедряя чей – то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети, и значит, на основе этой инновации появится что – то новое, свое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями. Вопрос номер один: какой должна быть методическая работа в новых условиях?
Если ты старший воспитатель только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Старший воспитатель это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.
Старшему воспитателю необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.
Старший воспитатель должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.
Главное в труде старшего воспитателя – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требует оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций.
Методическая работа мне представляется оркестром, где дирижер чутко улавливает звуки всех инструментов, и искусно направляя, добивается гармоничного сочетания звуков. Каким же должен быть методист – дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре.
Важно быть мастером своего дела. А что значит быть мастером педагогического труда?
Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Мастер педагогического труда – человек широкого кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Активно использует в своей практике новые формы и способы взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.
Моя миссия заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Мастером педагогического труда.
Что нужно, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну, конечно знания, но обязательно – добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям, к своей профессии.
Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности:
Ø Не оправдывай свое незнание чего – либо, сделай так, чтобы это знать;
Ø Постарайся помочь, если тебя просят о помощи;
Ø Никогда не скрывай своих чувств, но умей их контролировать;
Ø Уважай выбор и мнение другого человека;
Ø Умей слышать, и будешь услышанным.
Давайте попробуем, работая на пределе, доказывать всем, и в первую очередь себе, что не зря мы носим гордое имя ПЕДАГОГ!
Трудно? А кто сказал, что будет легко? А как же иначе?
Подводя итог всему вышесказанному, какой он современный старший воспитатель?
Современный старший воспитатель – это методист – технолог; методист – педагог; методист – исследователь; методист – эксперт; методист – аналитик; методист – управленец. И самое главное – любящий свою профессию и детей.
Один мудрый человек мне сказал: «Не бойся ошибаться, бойся бездействия». Эти слова являются путеводной нитью в жизни и профессиональной деятельности.
Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Добавить грамоту в портфолио
nsportal.ru