Стихи про урал для детей – Стихи про Урал: лучшие красивые стихотворения для детей, школьников русских поэтов классиков

Стихи про Урал и об Урале Л. Татьяничевой, А. Твардовского, А. Блока

На этой страничке нашего сайта мы собрали стихи про Урал и об Урале Людмилы Татьяничевой, Александра Твардовского, Александра Блока и Бориса Пастернака. Интересными стихи об Урале могут быть как детям, так и взрослым.

«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А теперь к стихам.

Стихи про Урал

Урал

Стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны, написанное в 1949 году.

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала —
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Малахит

Стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны, написанное в 1945 году.

Когда-то над хребтом Урала,
Солёной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа
То море в памяти хранит:
В тяжёлых каменных породах
Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,
И кажется: слегка подуть —
Проснутся каменные волны
И морю вновь укажут путь.
Урал! Опорный край державы…

Фрагмент из произведения А.Твардовского «За далью — даль. (Две кузницы).»

Этими стихами Александр Твардовский выразил свое признание к Уралу.

Урал!
Завет веков и вместе —
Предвестье будущих времен,
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он —
Урал!

Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.

Когда на запад эшелоны,
На край пылающей земли
Тот груз, до срока зачехленный,
Столов и гусениц везли, —
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова:
— Батюшка Урал…

Когда добром его груженный,
На встречной скорости состав,
Как сквозь тоннель гремит бетонный,
С прогибом рельсов даль прорвав, —
Не диво мне, что люд вагонный,
Среди своих забот, забав,
Невольно связь речей теряя,
На миг как будто шапку снял,
Примолкнет, сердцем повторяя
Два слова:
— Батюшка Урал…
Скифы

Произведение русского поэта Александра Блока, написанное в 1918 году.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!

А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Урал впервые

Стихотворение Бориса Пастернака, написанное в 1916 году.

Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,
На ночь натыкаясь руками, Урала
Твердыня орала и, падая замертво,
В мученьях ослепшая, утро рожала.

Гремя опрокидывались нечаянно задетые
Громады и бронзы массивов каких-то.
Пыхтел пассажирский. И, где-то от этого
Шарахаясь, падали призраки пихты.

Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе:
Он им был подсыпан - заводам и горам -
Лесным печником, злоязычным Горынычем,
Как опий попутчику опытным вором.

Очнулись в огне. С горизонта пунцового
На лыжах спускались к лесам азиатцы,
Лизали подошвы и соснам подсовывали
Короны и звали на царство венчаться.

И сосны, повстав и храня иерархию
Мохнатых монархов, вступали
На устланный наста оранжевым бархатом
Покров из камки и сусали.
 Весна на полярном Урале

Автор стихотворения — Владимир Герун. Наш современник. Поэт Воркуты, Можги, Дзержинска и любви! Стихотворение написано в 2007 году.

В горах весна приходит поздно,
Ещё не время для неё;
Всё так же ярки в небе звёзды,
Всё так же ходим мы в пальто.

 Но есть весенняя картина,
 Есть лужи, сырость и вода;
 Сосульки с крыш свисают длинно,
 Они растают навсегда.

Так канут в лету и забудем,
Что были вьюги, холода;
Мы радоваться счастью будем,
Наступит май, придёт весна!
В сердце Урала

Стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в 2015 году.

Урал! Люблю твои просторы,
И тёмный, каменный оскал.
Я все ручьи, леса и горы –
Стихами к сердцу привязал!

Я зачерпнул немало света
С твоих серебряных озёр,
Где камышом шуршало лето,
Как бы зиме наперекор.

А на земле вскипают травы,
Где тонким запахом грозы,
Обшиты хвойные дубравы,
До белых кончиков росы.

И, никому твою природу
Урал, в стихи не поместить,
Но, как любимую у входа,
Хотя бы взор твой сохранить.

Урал! Люблю твои просторы,
И тёмный, каменный оскал.
Я все ручьи, леса, и горы –
Надёжно к сердцу привязал!
Река Урал

Еще одно стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в 2015 году.

Взгляни на горы Южного Урала –
Там пенный выдох сделала река,
И вихрями воды загромыхала,
И волны распушила на века;

Так на земле высвечивалось имя
Реки Урал. В глубокой тишине
Немая речь наполнилась Россией,
Чтоб расцвести рекою по весне.
Я родился на Южном Урале…

И еще одно стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в сентябре 2015 года.

Я родился на Южном Урале
в стихотворчетве гор и лесов,
где поэзия листьев в начале,
раскрывалась движением слов,
и природа дышала стихами
над огнями ночных городов.
Родина

Стихотворение современного уральского поэта Алексея Пешкова (г. Нижний Тагил).

Вот ты Родина моя, русская земля.
Красота Уральских гор, лес да лагеря.
Здесь шесть месяцев зима средь полей и рек,
И металл здесь люди плавят уж не первый век.

Здесь забытые карьеры глубиной в сто лет,
Из Демидовских времен прошлого привет.
Малахитовые шахты и Бажова сказы
И о людях из брони стариков рассказы.

Атаман Ермак когда-то здесь дружину вел
И Уральский Добровольческий в бой священный шел.
Труд с отвагой вперемешку здесь в почете был,
Не словами, а делами этот край прослыл.

Предков наших здесь могилы, дети здесь растут,
Нам с тобою в этом доме создавать уют.
Нам с тобой под этим небом жить и умирать,
Нам с тобою эту землю Родиною звать.

Вот ты Родина моя, русская земля.
Красота Уральских гор, лес да лагеря.
И как жизнь бы не бросала и не била током,
Все когда-нибудь вернемся мы к своим истокам.

Вы знаете еще стихи про Урал известных поэтов? Напишите об этом в комментариях и мы обязательно добавим их на страницах нашего сайт.

shkolnaiapora.ru

Авторские стихотворения про УРАЛ – Нестерова Анна Евгеньевна

«Родники – это и есть сама жизнь…»

Урал – чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.

Известен в Октябрьском районе
«Поющий» прекрасный родник.
Журчит и блестит он на солнце,
Своею прохладой манит.
И хочется в жаркое время
Водицы целебной испить…


 

Прославил деревню Мостовку
Волшебный источник навек!
Храни, не губи это чудо
И пользуйся им, человек!

В честь Лесоводов России
Назван там третий родник
Течет он, бурлит и хочет,
Чтоб путник усталый приник.
Родник Памяти, Московский,
Большеконный, Чусовской,
Сколько же еще природа
Создала для нас с тобой!
Здесь источников так много,
Сразу всех не перечесть…
И для жителей Урала-
Это слава, да и честь!
Потому Урал – прекрасный
Мы не можем не любить,
Родники наши святые
Все должны мы сохранить.

Призываю, люди, я
Источники беречь,
Будьте же сознательны,
Вот о чем тут речь!

Автор: зам. заведующего по ВОР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

Родина

 

Как прекрасна Родина моя,
Как красивы родники, поля и травы…
Не сравнить ни с чем ее красу,
Все ее богатства величавы…
Чистота небес, простор полей,
Белизна ромашек на лугу…
Как прекрасна Родина моя,
С гордостью скажу я вам, друзья!!!

Автор: зам. заведующего по УВР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

Слава Родникам!

РОДНИК – живительная влага,
РОДНИК – бодрящая прохлада,
РОДНИК – источник жизни на Земле…
Беречь его тебе и мне!!!

Автор: зам. заведующего по УВР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

«РОДНИК – живительная влага!
РОДНИК – бодрящая прохлада!
РОДНИК – источник жизни на Земле…
БЕРЕЧЬ ЕГО ТЕБЕ И МНЕ!!!»
Автор: зам. заведующего по УВР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

***

Не надо слов возвышенных,
Не надо громких песен.
Звук родника – волшебный
И мир с ним интересен,
Струится жизнь, резвится жизнь,
И на душе тепло.
Послушай, друг!
Послушай, брат!
Ты сохрани его!!!

Автор: зам. заведующего по УВР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

Родники Урала!

 

Год прошел, как мы встречались!                                             Много уж воды умчалось…
Снова сердце рвется в бой
Защитить родник собой!
Нам хотелось бы, друзья!
Чтоб процветал Урал всегда!
Родники журчали, пели,
Чтоб стеной стояли ели!
На лугах цветы цвели…
И покой чтоб обрели
Птицы, звери…
И гурьбой воротились в лес родной!
Будем, люди, благосклонны
К уголкам родной природы,
Чтоб могли в любые дни
Посидеть у них в тени.
Им не надо ждать призыва,
А пока мы будем живы,
Родники должны беречь,
Чтоб они могли здесь течь,
Радовать детей и взрослых,
Напоить, лечить, умыть,
Но, и просто приютить…
Как богат родной наш край!
Человек! Ты защищай,
Защищай все, что красиво
Очень нужно,
И счастливо ты живи,
И твердо знай,
Что сберег любимый край!!!

Автор: зам. заведующего по ВОР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

Разговор с детьми

 
– Сколько живет родник? –
вопрос у детей возник.
– А жизнь его может быть вечной,
энергичной и быстротечной!
Если вовремя мы придем,
В порядок все приведем.
Уберем листву, подметем…
И на помощь друзей позовем.
Зажурчит родник, зазвенит,
Песней Жизни нас заманит.
Будет вечно родник наш жить,
Ну, а мы будем с ним дружить!!!

Автор: зам. заведующего по ВОР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

***

Где начало горных круч…
Там Урал и чистый ключ!
Он Велик и знаменит,
Много тайн он хранит.
Родники журчат водой
Чистой-чистой, питьевой!
Ели гордо здесь стоят
И шуметь нам не велят.
Поражает красота…
Сохраним природу?
– Да!!!

Автор: зам. заведующего по ВОР МБДОУ № 397
Нестерова Анна Евгеньевна

***
УРАЛ! Это значит могущество!
Безмятежность и красота!
УРАЛ! Это наша гордость!
Это сердец теплота!
УРАЛ! Это просто сказка!
Это сила и высота!
УРАЛ! Это зелень лета,
Это снег и осенний лист…
УРАЛ! Это наша светоч!
УРАЛ! Это наша жизнь!

***
НАШ УРАЛ

Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик…
Любим мы его душою!
Да и как же не любить?
В небеса уходят горы,
Реки бурные текут,
А леса стоят стеною
Посмотри и там, и тут.
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой,
Полечись, попей водицы,
Вместе с нами песню пой.
Здесь, у нас в Уральских недрах,
Ископаемых не счесть,
Потому Уралу Слава!
Слава! Слава! Да и честь!
И не только этим славен
Наш богатый край родной!
Здесь удмурт, казах, татарин…
Очень даже парень свой!!!
Много здесь живет народов,
Сразу всех не перечесть,
И в Чапаевском поселке,
Тоже есть такие, есть…
К роднику пришли гурьбою
Праздник нас сюда собрал,
Пусть живет и процветает
Величавый наш Урал!!!

Автор: Нестерова А.Е. зам. заведующего по ВОР МБДОУ № 397

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Стихи про Урал | KidsClever

На данной странице собраны познавательные стихи про Урал, которые расскажут малышам и школьникам много новой информации об этом удивительном крае.

 

Стихи про Урал

Край родной,

то солнечный, то вьюжный,

Мудростью силён и красотой –

Пояс гор Уральских,

древних, дружных –

Оберег Руси моей святой!

 

***

 

Не бывали на Урале?

Жалко, если не бывали,

И не видели, к примеру,

Вы Кунгурскую пещеру,

Где блестит на стенах лед

И не тает круглый год.

 

Сквозь кустов густую сень

Там течет река Ирень,

Извиваясь как змея.

По реке той плавал я.

И смотрело с берегов

Стадо сонное коров:

 

– И куда они плывут?

Ведь всего приятней тут.

Склоны гор в лесной клубнике,

Костянике, землянике,

А под соснами блестят

Шляпки желтые маслят.

 

А с горы кругом видна

Вся зеленая страна!

 

***

 

Мой край. То нежный, то суровый,

С годами ставший дорогим,

Прими возвышенное слово,

Тебе пою я этот гимн.

 

Ты, словно друг, соединяешь

Восток и Запад меж собой

И над равнинами взлетаешь

Хребтами в дымке голубой.

 

Горит закат в озёрах синих,

И в домнах плавится металл.

Тебя взрастила мать Россия,

А силу дал отец Урал.

 

Святую память Танкограда

Ты сквозь историю несёшь.

В твоих горах такие клады

А на полях такая рожь

 

В тебе – рожденье новой эры

И Аркаима тайный свет.

Народа мужество и вера –

Свидетельство твоих побед.

 

***

 

Урал от устья хмурой Кары, 

От кромки льда Байдаргубы 

Всю жизнь глядит на Мугоджары 

На южный край своей судьбы. 

Урал, как мир, неординарен 

Простор его тому виной. 

Урал на полюсах полярен: 

На нем царят и стынь, и зной. 

Урал от Кары до Арала 

Издревле свой бросает взор, 

Любуясь, как вдали предстали 

Ландшафты в синей дымке гор.

Урал — сокровища земные: 

Рубин, сапфир и изумруд, 

И самородки золотые, 

Черед цветных и черных руд. 

Урал в красе и в полной силе 

Собой являет арсенал. 

Урал — жемчужина России, 

Урал — России идеал.

kidsclever.ru

Сайт образовательного учреждения – Item Info

Гимн Уралу

Мой край. То нежный, то суровый,
С годами ставший дорогим,
Прими возвышенное слово,
Тебе пою я этот гимн.

Ты, словно друг, соединяешь
Восток и Запад меж собой
И над равнинами взлетаешь
Хребтами в дымке голубой.

Горит закат в озёрах синих,
И в домнах плавится металл.
Тебя взрастила мать Россия,
А силу дал отец Урал.

Святую память Танкограда
Ты сквозь историю несёшь.
В твоих горах такие клады
А на полях такая рожь

В тебе – рожденье новой эры
И Аркаима тайный свет.
Народа мужество и вера –
Свидетельство твоих побед.
(Ася Горская)

На Урале

Не бывали на Урале?
Жалко, если не бывали,
И не видели, к примеру,
Вы Кунгурскую пещеру,
Где блестит на стенах лед
И не тает круглый год.

Сквозь кустов густую сень
Там течет река Ирень,
Извиваясь как змея.
По реке той плавал я.
И смотрело с берегов
Стадо сонное коров:

– И куда они плывут?
Ведь всего приятней тут.
Склоны гор в лесной клубнике,
Костянике, землянике,
А под соснами блестят
Шляпки желтые маслят.

А с горы кругом видна
Вся зеленая страна!

(Р. Алдонина )

Страна малахита

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)

 

Урал

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
(Л.Татьяничева)

 

Живу я в глубине России

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини
И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.

Тайга, тайга
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!

По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.

А может, здесь она моложе
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – всё то же.
И доброта,
И песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена!
(Л. Татьяничева)

358.tvoysadik.ru

Конкурс чтецов “Урал. Демидовы. Полевской”

Разделы:
Литература


Учитель: Здравствуйте, уважаемые
гости, коллеги, друзья, ребята! Вновь встречаемся
мы на нашей литературной встрече. Предлагаем
вашему вниманию стихи уральских поэтов, пишущих
о силе Урала, его прекрасной природе, о маленьком
городе Полевском… Итак…


(Девочка сидит за столом, что – то пишет, читает,
занимается. Отвлекается от занятий.)


– Эх, уже одиннадцать часов! А ещё доклад надо
приготовить по географии. Итак, Свердловская
область …


(Девочка читает книгу. Звучит музыка
ValGardena “Prelude from Tristan and Isolde” (Richard Wagner/ Christopher James/ Jeff
Leonard)


Ведущий:


Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны боcые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.


– Свердловская область… Опять забыла! Ничего не
получается!


(Берёт пульт от телевизора и включает его.


Звучит музыка Поля Мориа “В мире животных”.
Выходят ведущие прогноза погоды.)


– Добрый день! В студии ваши любимые ведущие Яна
Бессонова и Елена Юсько. Предлагаем вашему
вниманию прогноз погоды по Свердловской области
на 3, 5, 10 ближайших десятилетия, столетия… (На
экране – карта области)


– Посмотрите на карту. Итак, наша область – одна
из крупнейших административных территорий
России… Её площадь – 195 тысяч квадратных метров.


– Крайняя северная точка – одна из
труднодоступных вершин хребта Поясовый Камень с
высотной отметкой 1025 м.


– Горные тундры, каменистые россыпи покрывают
его вершины и склоны.


– Здесь сходятся территории Ханты-Мансийского
автономного округа Тюменской области,
Республики Коми и Свердловской области.


– Самая южная находится в Артинском районе на
границе с Башкирией.


– Здесь начинается река Ока и её приток Суя,
которые несут свои воды в реку Ай, а затем в Уфу.


– Недалеко расположено урочище Сабаровка и
высотная отметка 440 метров.


– Крайняя западная точка лежит в 12 километрах к
западу от посёлка Нижняя Ирга в Красноуфимском
районе.


Любители путешествий могут побывать здесь,
посетив памятник природы, – Нижнеиргинскую
дубраву.


– Наконец, восточная точка. Она находится на
границе с Тюменской областью, к юго-востоку от
деревни Герасимовка Тавдинского района.


– Граница области проходит здесь по реке Лайме.


– Несложные подсчёты показывают, что
географический центр области расположен
примерно в 21 километре на юго-западе от рабочего
посёлка Сосьва.


(Ведущие перебивают друг друга, не давая
сказать).


– В трёх километрах к западу от дороги между
этим населённым пунктом и посёлком Восточный.


– Точка географического центра находится в
сосоново-берёзовом лесу на очень пологом склоне
урочища Верхняя Берёзовка.


– Здесь преобладает равнинный рельеф с
абсолютными высотами около 100 метров.


(Ведущие смотрят друг на друга, отворачиваются,
поворачиваются, улыбаются):


– На этом наш прогноз погоды завершён.


– Увидимся завтра.


– А Вам мы представляем стихотворение Натальи
Пивоваровой “Люблю я небо чистое…”


– в исполнении ученицы 5 В класса Вотякова
Екатерина


Люблю я небо чистое,

Его простор большой.

И облака пушистые,

И дождик проливной.

Люблю я речку бурную

И тихий ветерок,

Деревьев тень ажурную

И золотой песок.

Природа – всюду спутница

И мой надёжный друг.

Она в минуты смутные

Излечит мой недуг.

Прислушаюсь – услышится,

Как шепчет травостой.

И дышишь, не надышишься

Всей этой красотой.


(Слышна мелодия будильника. Его выключает
героиня. Звучит музыка “Снова, в школу…” группы
“Корни”. Девочка потягивается, мечтает).


– Школа, школа… А ведь завтра я поеду в
Екатеринбург, поразвлекаюсь!.. (Задумывается.)
Е-ка – те – рин – бург (читает по слогам, берёт
карту, ищет записи, открывает книгу, читает)


– “Основание Екатеринбургу положил
командированный на Урал артеллирийский капитан
В.Татищев”. (Отрывается от чтения)


– В 1721 году на берегу Исети был заложен
металлургический завод. Он должен был стать
сильной крепостью… В ноябре 1723 года завод был
пущен, и эту дату считают датой рождения
Екатеринбурга. Вот так.


(Встаёт. На экране – карта Екатеринбурга.
Героиня подходит к нему).


– Город стал быстро расти. Здесь был организован
монетный двор, гранильное производство по
обработке самоцветов.


(Садится за стол).


– Этот город становится крупнейшим центром
страны и остаётся таковым до сегодняшнего дня.


(Читает книгу. Выходят ведущие прогноза погоды):


– А сейчас представляем вашему вниманию
стихотворение известной поэтессы Людмилы
Татьяничевой “Живу я в глубине России…”


– Исполняет ученица 6 Б класса Наталья
Банникова.


(Звучит музыка Дидюли “Парящий в облаках”)


Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини,

И в синих отсветах металл.


Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берёт отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей,

Строже, может быть.

А, может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское –

Всё то же.

И доброта.

И песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани –

В Урале Русь отражена

(Героиня читает)


– “С Екатеринбургом тесно связаны
горнозаводчики Демидовы…” (отрывается от
чтения)


Что-то имя знакомое… Демидовы… Где – то я это
слышала…


(Звучит музыка Steve Erquiaga “Prelude in C sharp minor” (Sergej
Rachmaninoff). Выходит первый ведущий.)


– Никита Демидович Антуфьев родился в селе
Павшино в крестьянской семье. Потом он
переселился в Тулу, стал кузнецом.


(Выходит второй ведущий)


– В 1696 году Никита Демидов уже имел небольшую
фабрику, вододействующий завод, который построил
на свои деньги.


– Представляете, в 1702 году Пётр I передал
Н.Демидову Невьянский железноделательный завод.


– А в 1709 году Пётр присвоил Никите Демидову чин
комиссара.


– Царь так высоко оценил заслуги первого
Демидова, что хотел поставить ему в Петербурге
медную статую. Смерть помешала сделать это.


– Старший сын Демидова Анкифий был владельцем 25
заводов, 3 пристаней, 36 сёл.


– Это был дворянин, действительный статский
советник.


– И Прокофий Демидов не отставал от брата. Он
учредил воспитательный дом, Коммерческое
училище, ссудную кассу, построил Нескучный сад, в
котором была собрана флора четырёх континентов.


– Его брат Григорий заложил в Соликамске
уникальный ботанический сад.


– Четвёртый сын, Никита, учредил медаль при
Академии художеств “За успехи в механике”,
переписывался с Вольтером, жертвовал на
строительство Московского университета.


– Его сын – Николай, единственный наследник
гигантского состояния, был адъютантом князя
Потёмкина.


Героиня:


– Да, род Демидовых был могущественен, благодаря
ему и был прославлен Урал, Екатеринбург, Ревда,
Кировград, Красноуральск, Верхняя Пышма,
Полевской.


(Показывается отрывок из фильма “Демидовы”.
Выходят ведущие погоды):


– А теперь мы предлагаем вашему вниманию
стихотворение уральской поэтессы Людмилы
Татьяничевой “Уральский виноград”


– Стихотворение читает ученик 8 В класса
Уразманов Азат.


УРАЛЬСКИЙ ВИНОГРАД


Барский дом, окованный железом.

Кружево чугунное оград…

Повелел хозяин камнерезу

Вырезать из камня виноград:

Чтоб он был совсем как настоящий,

Словно солнцем налитая гроздь.

Только камнерезу, на несчастье,

Видеть виноград не довелось.

Что он видел?

Белые метели,

Островерхий синий Таганай,

Сосны и нахмуренные ели –

Милый сердцу,

Но суровый край.

Не плоды цветущей Украины

И не крымских фруктов аромат, –

Знал он только горькую рябину,

Красную, как ветреный закат.

И сказал себе уральский мастер:

– Много бед – ответ всегда один…-

Взял он не прозрачные тумпасы,

Не морской воды аквамарин,

А кроваво – красные рубины

И густой, задумчивый гранат –

Вырезал он гроздь родной рябины.

– Вот вам, барин, местный виноград.-

Были розги мастеру наградой.

Но с тех пор в народе повелось

Называть уральским виноградом

Красную рябиновую гроздь.


(Звучит музыка “Новостей”. Выходят ведущие
погоды)


– В эфире новости, экстренный выпуск.


– Недалеко от города Екатеринбург расположился
небольшой городок – Полевской.


(На экране появляется карта Уральского региона)


– “Если взглянуть на физическую карту
Уральского региона, то сразу видно, что как до
северного, так и до южного края Урала от города
Полевского одинаково далеко: он в самом центре
хребта”.


– Чем знаменит он, что интересного и
замечательного есть в этом маленьком городке? Об
этом нам расскажет наш специальный
корреспондент, ученица 5 А класса Ощепкова Алёна.


– И в этом ей поможет стихотворение Любови
Пивоваровой “Когда заря над Полевским встаёт…”


(Звучит музыка Дидюли “Океан ласкает
гребни”)


Когда заря над Полевским встаёт,

И защебечет первых птичек стайка,

Увидеть можно как вершит обход

Своих владений госпожа Хозяйка.

То девичьей стыдливой красотой

Появится на тропке перед вами,

То ящеркой в короне золотой

Скользнёт бесшумно на скалистый камень.

Мелькнут в листве зелёные глаза,

Как будто свет божественный прольётся,

И утренняя жгучая роса

Вдруг россыпью алмазной обернётся.

Придет в движенье малахит тайги

И заволнуется бескрайним морем,

Зажгутся золотые огоньки

Костров старателей в его просторе.

И быль, и небыль – мой родимый край,

Бажовских сказов вечная загадка,

Как я люблю его зелёный рай,

В котором земляника пахнет сладко.

И словно слёзы сок берёзы льют

На лунные таинственные были,

Которым я и ты любовь свою

Еще до дня желаний не испили!


(Звучит музыка RELAX fire “So F ar Awaj”. Девочка за
столом мечтательно продолжает разговор):


– Мимо автовокзала в городе Екатеринбург идёт
улица 8 марта. С неё и начинается путешествие в
один из самых замечательных уральских городов.
Первым по дороге в Полевской встречается село
Горный Щит. Основано оно ещё было в начале XVIII
века как крепость для защиты Уктусского завода
от башкирских набегов.


В середине пути откроется великолепный вид на
Макаровское водохранилище… Вдали, на горизонте,
будет синеть красавица Азов-гора, овеянная
тайнами и легендами.


Автобус медленно, урча, поднимается вверх. Вот
он, Полевской. Первое ощущение – будто город
находится в огромной чаше.


Слева, за речушкой Красногоркой, встретится
Чусовая, подбегающая к самой дороге. Прячась за
зарослями черёмухи и осинника, она бежит по всей
восточной части города. Полевской…


(Героиня засыпает. Выходят ведущие прогноза
погоды):


– А мы прерываем наш репортаж и представляем
вашему вниманию стихотворение Людмилы
Татьяничевой “Малахит”.


– Стихотворение читает ученик 8 К класса Калач
Кирилл.


МАЛАХИТ


Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И, кажется: слегка подуть –

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.


(Экскурсовод кричит в рупор):


– Внимание, внимание! Впервые в нашем городе!
Экскурсия по самым знаменитым местам! Подходим,
не робеем! Плата небольшая! Приглашаем всех к нам!


(Раздаются всем участникам и зрителям билетики.
На экране – кадры с изображением старинного
Полевского)


– Первые немногочисленные поселения появились
в Полевском в 3 тысячелетии до нашей эры, а в пятом
веке до нашей эры началось сооружение рудников и
заселение края.


– Руду добывали в разных местах, но главным
источником был Плоский холм (Гумёшки). По берегам
реки Полевой была целая сеть плавильных
площадок, которые располагались и на горе Думной.


– 18 век. Генералу де Генину приказано было
начать строительство медных заводов и крепости.


Царица:


– Пётр повелевает: у Полевой речки, на старинной
земле государевой… построить медные заводы и
крепость в пристойном месте для содержания и
охранения тех заводов от башкирцев…”


– Так в 1735 году начинает строиться Северский
железноделательный завод.


– Места здешние были знамениты не только
железной рудой. У нас добывали и драгоценный
демантоид (разновидность граната), и поделочные
камни – родонит, змеевик, лиственит. В
окрестностях города – богатейшие залежи
мрамора, известняка, строительного камня, а,
начиная с 1803 года, были открыты золотоносные
россыпи.


– Во второй половине XVIII века Полевской
приобретает и мировую известность. Он –
поставщик изумительного по красоте малахита.


(Выходят ведущие прогноза погоды.)


– Об этом стихотворение Людмилы Татьяничевой,
нежно любящей Урал, “Малахит”


– Читает стихотворение ученик 8 А класса
Тесленко Сергей


МАЛАХИТ


Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть –

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.


– (Говорит экскурсовод)


Много тайн хранит наш Полевской. Поговорим о
некоторых.


(Выходит сказительница. Вокруг неё усаживаются
маленькие участники)


– Сказывают, появляется каждую ночь ровно в
двенадцать часов на вершине Азов – горы девка и
зажигает свечку. А кто она, откуда – никто не
знает. И будто пламя этой свечи никакой ветер
погасить не может. Сказывали также, что редко
кому удавалось увидеть этот огонь, хотя горел он
с полуночи до рассвета. А девку и вообще, пожалуй,
и никто не видал.


– Бабушка, а кто такая эта девка?


– Как бы вам объяснить? (бабушка задумывается) В
давние времена гора Азов была казацким
сторожевым пунктом. Около села Полдневского есть
место, называемое “Казацкая елань”, – это дорога,
проложенная казаками, которых Пётр поселил в
Полдневой. На Азове был казацкий наблюдательный
пункт. Другой – около Полдневой на Берёзовой
горе. С этих пунктов казаки наблюдали за проезжей
дорогой, давали охрану каравану или
путешественнику и оповещали друг друга
сигнальными кострами об опасности. Когда в наши
края пришёл Пугачёв, он занял эти сторожевые
пункты, и с них пугачёвцы также сигнализировали
друг другу, оттого и поймать их было трудно.


Тут, на горе, где-то есть пещера, в ней Пугачёв и
хранил все свои сокровища, а пуще всего девку,
Азовкой её звали.


Бывало, поедет он куда, а она всё в пещере добро
его стережёт. Дорога в те времена непроезжей
была. Отсюда Пугачёв и надумал идти на Полевской
завод. С большим войском пошёл к Думной горе, что
у самого завода. Подошёл и начал думать, как ему
лучше завод взять? Оттого – то гора Думной
названа.


Девка Азовка всё на горе жила, добро Пугачёву
стерегла.


– Бабушка, а ты её сама видела?


– Нет, деточка. Я больше стихи люблю слушать о
нашей полевской природе. Может, кто прочтёт?


– Конечно, это сделают ученицы 6А класса
Прохорова Маша и Уксусова Настя.


– Они прочитают стихи Любови Пивоваровой “В
лесу вечернем дремлет облепиха…” и Анатолия
Азовского “Вот и августа зори созрели…”


В лесу вечернем дремлет облепиха.

Смолк на деревьях птичий разговор.

Но осень, как искусная ткачиха,

Без устали из листьев ткёт ковёр.

Брожу я по затейливым узорам,

Вдыхая запах павшего листа.

Уже горит над пожелтевшим бором

Неярким светом первая звезда.

Нет в сердце радости, но нет и грусти.

Живёт необъяснимый в нём покой.

Зовёт к себе калины красный кустик,

И дышит ствол берёзки под рукой. (Л. Пивоварова)


Вот и августа зори созрели.

Ты по утренним росам пройди,

И все звёзды, что за ночь сгорели,

Оживут и забьются в груди.

И так скоро прошедшее лето

Сможет вновь свои краски собрать,

Чтоб всесильным огнём первоцветов

Твои мысли и жизнь озарять.

И пускай за прозрачною дверцей

Глухо осень стучится, ты знай,

Что в твоём не смирившемся сердце

Только-только закончился май. (А. Азовский)


(Звучит музыка Gbeorghe Zamfir “Reverie (Traumerej)”(Schumann).)


Уральский край, мой Полевской… Здесь есть всё:
и высокие, мощнейшие горы, которые покоряют своей
величественностью, и острые скалы, и бурлящая,
игривая Чусовая, и небольшие ручейки, и глубокие
озёра, и еловые, пихтовые леса, дурманящие
смолистым запахом, и белоствольные берёзки,
меняющие свой облик от сезона к сезону: то они в
прозрачном покрывале, то в очаровательной белой
шубке, то в зелёном, изумрудном одеянии, то в
разноцветном блеске ярких огоньков-листочков…


Я люблю свой Полевской так же, как и Тамара
Шушпанникова
, полевская поэтесса, которая
написала очень много стихов о природе родного
края, в том числе и стихотворение “Завздыхала
весна у крылечка”.
Читает ученица 6 В класса
Шинтяпина Мария.


Завздыхала весна у крылечка.

От черёмухи – вкруг голова,

И сжимает мне сердце колечко

Из мечты, где цветы да трава.

Будто вновь я в лесах на рассвете

Умываюсь живою росой.

Будто вновь только солнышко светит,

И ничто не пугает грозой.

Будто день этот с вывихрем струйным

Между гор навсегда в землю врос,

Где моя незакатная юность

Затерялась средь белых берёз.


(Выходят ведущие прогноза погоды)


– А сейчас вновь…


(Выбегает маленькая девчушка)


– Тётенька, тётенька (дёргает за рукав).


– Прогноз погоды.


– Подожди, тебе чего, девочка ты кто?


– Я Таня Мартынова. Очень люблю писать стихи так
же, как и многие ребятишки города Полевского, как
Любовь и Наталья Пивоваровы Тамара Шушпанникова,
Диана Сорокова, Анатолий Азовский. Мы очень любим
свой суровый край, его необъятные просторы,
доброту, задушевность, поэтому и льются из нашего
сердца волнующие строки.


– Очень хорошо.


(Не может закончить выступление, так как
девочка просит):


– А можно я почитаю свои стихи?


– Свои? Давай…


(Таня читает стихи)


Небылица.


Кроссовки с синим язычком с утра лакают
молочко,

Шнурки бегут стираться и гладиться потом,

А чашечки и кружечки галдят с утра, подружки,

Тарелочки с узором поют с утра все хором,

А полотенце с тряпкой с утра играют в ляпки,

А вилочки и ножечки играют в мячик ложечкой.


Филя.


Пёс мой чёрный, лопоухий,

С ним люблю резвиться я.

Грусть мою он разгоняет

Резво хвостиком виляет,

Рано утром он встаёт

Погулять меня зовёт.


Природа.


В природе есть река и голубые облака,

Ещё есть море и снега,

Есть бури и метели, и громкие капели.

Меняет время года красавица природа.


– Ого-го. А много у тебя таких прекрасных
произведений?


– Несчитанное множество. Они постоянно
возникают, чтобы рассказать о моих мыслях и
чувствах. (Вопросительно глядит на ведущих). А
можно я представлю следующих участников?


– Конечно.


(Ведущие уходят)


– Я приглашаю исполнить стихотворение Анатолия
Азовского “А мне казалось, я уже забыл”

ученика 8 Б класса Попова Артёма.


А мне казалось, я уже забыл,

Как выглядит лесная медуница,

Как из-под самых ног взлетает птица

И криками уводит из гнезда.

Как по ночам далёкая звезда

На лучиках покачивает землю,

И запах трав дурманит крепче зелья,

Настоянного тыщу лет назад.

Но, как и прежде хрупкиё росопад

Желанно охлаждает ноги,

И, как мальчишка, прямо без дороги

Бегу я, сам не ведая куда…


– А сейчас я приглашаю на нашу сцену ученицу 5 Б
класса Глотову Дарью. Она прочтёт стихотворение Тамары
Шушпанниковой “Под тяжестью гроздьев
склонилась калина”.


Под тяжестью гроздьев склонилась калина,

В предчувствии скорой зимы.

Вот-вот и погаснет, пожухнув, долина

В объятьях сквозной тишины.

И вздрогнет роса по-осеннему знобко

В сентябрьском взгрустнувшем лесу.

И вдаль одиноко унылая тропка

Проводит всю леса красу.

И солнце, взглянув на отцветшую осень,

Застынет в предзимней тоске.

И ветер, собрав с рос последнюю проседь,

Закружится в снежной пурге.


(Выходит главная героиня)


– Да, многое я сегодня узнала об Уральском крае,
об уважаемой семье горнозаводчиков Демидовых, о
городе Полевском, его замечательных жителях –
поэтах, пишущих, ищущих, стремящихся постичь свой
дивный край, край неброский и неяркий, но зато
такой любимый и родной.


(Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”.)


Как юность, как песня – мой город любимый,

Стоишь на Уральской земле,

Украшенный лесом, в купавках долиной,

И светом берёзок во мгле.

Высокими соснами в небо летящими

Ты горд и велик, город мой,

Холодными звёздами в росы упавшими

И белой спокойной луной.

Как юность, как песня в наряде черёмух

Несёшь белый шлейф за собой,

Великий и маленький – взглядом, как омут,

Ты стал просто нашей судьбой.

28.02.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Путешествие по Уралу

Разделы:
Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тип: ознакомление.

Возраст детей: 6 лет.

Способ организации детей на занятии: подгруппа детей.

Предварительная работа с детьми: разучивание пословиц и чтение стихов об Урале, экскурсия детей с родителями по родному краю, фотовыставка «Наш родной Урал».

Наглядный дидактический материал:

а) демонстрационный дидактический материал: презентация «Путешествие по Уралу»;

б) раздаточный дидактический материал: коллекция полезных ископаемых, фото озёр Урала; альбом с рисунками детей про Урал, открытки с изображением природы Урала.

Словарь новых слов: уральцы, полезные ископаемые.


Обще дидактическая цель занятия:

  • Создать условия для усвоения блока информации об Урале;
  • Применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через групповую форму организации познавательной деятельности;

Образовательная цель: создание условий для формирования представлений о природе Урала, продолжать формировать представления о своей малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • через логические задания пробуждать интерес к территории, на которой живут воспитанники;
  • активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.

Развивающие:

  • развивать произвольную и непроизвольную формы смысловой памяти;
  • логичность речи и мышления;
  • способность доказывать свою точку зрения, расширять кругозор и эрудицию детей;

Воспитательные:

  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы; способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Вводная часть.

Организационный момент

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

– Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

– Я рада тебя видеть!.. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)


Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н. Забилы.

(Слайд 2)


Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? (ответы детей)

– Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Но наша страна большая, а есть у каждого человека свой маленький уголок, где он родился и живёт.

– А как называется край, в котором мы живём? (Урал, Уральский край)

– А мы, его жители? (уральцы)

Воспитатель: Это наша малая Родина.

Стихотворение Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал» (рассказывает ребёнок)


Найдешь ли прекрасней

Уральского края?

Здесь горные реки

В ущельях играют,

Здесь горы в зеленых

Лохматых уборах,

Прозрачные воды

Шумят на озерах.

Здесь золотом, хлебом

Богата земля.

Кругом самоцветы,

Железо, руда.

Живут здесь умельцы-

Мастеровые,

Из камня цветы

Вырезают живые.

Слова здесь не ценят,

А ценят дела,

Чтоб дружбою крепла

Уральцев семья.

Здесь сказы Бажова

Все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал.

Воспитатель: Вот три предмета и загадки к ним:

  1. В каких зеркалах рыба водится? (озёра)
  2. Каким гребнем голову не причешешь? (гребни гор)
  3. Каким поясом не подпоясаешься? (Каменный пояс земли – Уральские горы)

– А вам хотелось бы отправиться в путешествие по Уралу?


«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!

1,2 – 1,2 – повернулась детвора.

Мы еще чуть-чуть пройдемся и познанием займемся!»

Обращаю внимание на кувшин.

– А это что такое? (сосуд, кувшин)

– Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри?!

(снимаю пробку, заглядываю внутрь) и какие-то трубочки.– Что нам с этим делать? (Пробуем подуть)– Это воздушные пузыри.

– Пузыри воздушные, ветерку послушные.


Основная часть.

– Ребята, а можно отправиться в путешествие с мыльными пузырями? Интересно, как вы думаете, что в таком путешествии «хорошо» – «плохо» (слайд 3)

– А мы с вами полетим на воздушном шаре, чтобы с высоты посмотреть на наш край.

– Итак, нам пора отправляться.

Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – мой волшебный шар лети».


– Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам озёра Урала покажи!

– Каким цветом отмечены озёра? (голубым)


– Давным-давно, много миллионов лет назад на месте Урала плескалось море, росли огромные деревья, извергались вулканы.


Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись. (Л.Татьяничева)

Игра «Осколки древнего моря»: собери из частей целое.

Воспитатель: а вы знаете, что на Урале более 3000 озёр?

Рассматриваем фотографии озёр. (слайды 4-7)


Полетели дальше.

– Крутим, крутим шарик свой, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам горы покажи! (слайд 8-9)

– Каким цветом изображены горы? (коричневым)


Игра «Горы»

– Уральские горы старые. Когда – то они были очень высокие, но шло время, горы постепенно разрушились.

Игра демонстрирует процесс разрушения горы.


Дети стоят около воспитателя, изображая гору.


Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)

До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Камешки прочь.

Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И с той самой поры

Ничего не осталось (Двумя руками показывают на опустевшее место).

От нашей горы!

Горы, разрушаясь, приобретают причудливые формы. Посмотрите, как красивы Уральские горы (слайды с видами Уральских гор 10-14)


– Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам камни покажи.

Воспитатель:– Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. (Открывает сундучок) Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями – полезными ископаемыми. Давайте повторим – «полезные ископаемые».


Работа в «лаборатории» (за столами)

Опыт 1. «Свойства камней»

Какие камни:

  • твёрдость;
  • цвет;
  • форма;
  • гладкость, шероховатость

Опыт 2. «Изменение цвета в воде» – наблюдение.


Физкультурная пауза.

Подвижная игра «Пузырь»

– Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Да не лопайся.

«Лопнул пузырь!»

Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузыри, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются в разные стороны.

Ребята, вы отдохнули? Можно отправляться дальше.

Просмотр презентации – рассказ ребёнка о путешествии с родителями (слайды 16-26)


Заключительная часть.

– Дети, я очень рада, что вы любите свой край и часто путешествуете с родителями.

А сейчас я хочу, чтобы вы сказали, что можно сделать для того, чтобы наша малая Родина стала ещё краше. (ответы детей)


– Много всего хорошего вы перечислили – это сажать цветы, деревья, ухаживать за ними; не сорить, мусор выбрасывать только в контейнеры; ухаживать за птицами; не рисовать на стенах и др.

– Будущее зависит от вас, ребята. От того, сколько доброго и хорошего вы можете сделать и сейчас, и тогда, когда станете взрослыми.

Рефлексия.

(слайд 29)

– а как нам оставить память о нашем путешествии на мыльном пузыре? (нарисовать)

Как же нарисовать мыльный пузырь?

Делаем раствор для рисования. (Моющее средство + вода + краска)

Отпечатываем фон из мыльных пузырей и добавляем свой рисунок по впечатлениям.

17.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Николай Заболоцкий – Урал: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья. Темные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звезды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне.

Но лишь заря прорежет небосклон
И встанет солнце, как, подобно чуду,
Свет тысячи огней возникнет отовсюду,
Частицами снегов в пространство отражен.
И девственный пожар январского огня
Вдруг упадет на школьный палисадник,
И хоры петухов сведут с ума курятник,
И зимний день всплывет, ликуя и звеня.

В такое утро русский человек,
Какое б с ним ни приключилось горе,
Не может тосковать. Когда на косогоре
Вдруг заскрипел под валенками снег
И большеглазых розовых детей
Опять мелькнули радостные лица, —
Лариса поняла: довольно ей томиться,
Довольно мучиться. Пора очнуться ей!

В тот день она рассказывала детям
О нашей родине. И в глубину времен,
К прошедшим навсегда тысячелетьям
Был взор ее духовный устремлен.
И дети видели, как в глубине веков,
Образовавшись в огненном металле,
Платформы двух земных материков
Средь раскаленных лав затвердевали.
В огне и буре плавала Сибирь,
Европа двигала свое большое тело,
И солнце, как огромный нетопырь,
Сквозь желтый пар таинственно глядело.
И вдруг, подобно льдинам в ледоход,
Материки столкнулись. В небосвод
Метнулся камень, образуя скалы;
Расплавы звонких руд вонзились в интервалы
И трещины пород; подземные пары,
Как змеи, извиваясь меж камнями,
Пустоты скал наполнили огнями
Чудесных самоцветов. Все дары
Блистательной таблицы элементов
Здесь улеглись для наших инструментов
И затвердели. Так возник Урал.

Урал, седой Урал! Когда в былые годы
Шумел строительства первоначальный вал,
Кто, покоритель скал и властелин природы,
Короной черных домн тебя короновал?
Когда магнитогорские мартены
Впервые выбросили свой стальной поток,
Кто отворил твои безжизненные стены,
Кто за собой сердца людей увлек
В кипучий мир бессмертных пятилеток?
Когда бы из могил восстал наш бедный предок
И посмотрел вокруг, чтоб целая страна
Вдруг сделалась ему со всех сторон видна, —
Как изумился б он! Из черных недр Урала,
Где царствуют топаз и турмалин,
Пред ним бы жизнь невиданная встала,
Наполненная пением машин.
Он увидал бы мощные громады
Магнитных скал, сползающих с высот,
Он увидал бы полный сил народ,
Трудящийся в громах подземной канонады,
И землю он свою познал бы в первый раз…

Не отрывая от Ларисы глаз,
Весь класс молчал, как бы завороженный.
Лариса чувствовала: огонек, зажженный
Ее словами, будет вечно жить
В сердцах детей. И совершилось чудо:
Воспоминаний горестная груда
Вдруг перестала сердце ей томить.
Что сердце? Сердце — воск. Когда ему блеснет
Огонь сочувственный, огонь родного края,
Растопится оно и, медленно сгорая,
Навстречу жизни радостно плывет.

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Урал на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о