Связные тексты для запоминания – 2.4. – Super. –

Содержание

Запоминание длинных списков предметов методом связанных ассоциаций

Метод связанных ассоциаций – мощный инструмент для запоминания списков дел, вещей и тому подобное Освоение этого метода дает очень большой стартовый рывок в развитии памяти.

Чтобы запомнить ряд слов методом связных ассоциаций, вам понадобится какой-нибудь уже заученный ряд слов. Он станет базой. Можно придумать свой ряд или взять этот:

Дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь.

Каждое слово выученного ряда вы должны связать со словом нового ряда (первое с первым, второе со вторым и так далее). Такой метод позволяет сэкономить свое время и силы, так как не придется запоминать ряд заново.

Связывать слова между собой можно так, например: дерево и солнце. Солнце светит, а дерево тянется к солнцу. Или сметана и кошка. Кошка слизывает сметану на столе.

Поскольку вы знаете базовый ряд слов наизусть очень хорошо, то вам будет совсем не трудно воспроизвести новые слова в верной последовательности, пользуясь ассоциациями.

Например, дан ряд слов:

Трава, огурец, ананас, негр, окно, конверт, стул, бутылка, квартира, дверь.

Теперь, пользуясь выученным рядом слов, в нашем случае это будет «дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь» изобразим метод в действии.

Свяжем слово траву с соответствующим словом – дом. Перед домом растет изумрудная трава. Далее огурец и помидор. Рецепт летнего салата прост: огурец + помидор. Можем использовать связку мыло с запахом ананаса, а можно: ананас, перед подачей на стол был вымыт с мылом. Негр делает записи в тетради. Солнце слепит сквозь окно. Мышь прогрызла конверт. Мандарин разбился о стул. Коробка, заполненная бутылками. Нора – мышиная квартира. Дверь вся в огне.

Теперь попробуйте воспроизвести новый список по порядку. Как много слов вы назвали верно? Такое упражнение является великолепным тренингом для памяти и развития мозга в целом.

Данный метод можно использовать для запоминания обычных дел в быту. Можно использовать, чтобы запомнить список продуктов, которые должны купить в магазинах. Если список очень большой, то запоминание, таким образом, будет очень кстати для развития вашей памяти и ассоциации.

Упражнение на запоминание ряда слов

Запомните ряд, состоящий из 15ти слов, методом связных ассоциаций:

Верблюд, потолок, компот, книга, ракета, перец, иголка, подушка, листок, сентябрь, канава, река, воздух, канат, батон.

Также попробуйте воспроизвести не только в прямом порядке, но и в обратном. Постарайтесь допустить наименьшее количество ошибок. Если у вас они возникли, попробуйте придумать более прочные связи между словами.

Еще одной возможной причиной ваших ошибок может быть плохо выученный ряд слов, на который вы опираетесь, чтобы запомнить новый ряд.

Не поленитесь выучить длинный ряд слов, который станет вашей базой. Выучен должен быть так, чтобы вы могли без запинки и всяких сложностей рассказать его. Если вас спросить что-нибудь из таблицы умножения, то вы ответите незамедлительно (если конечно знаете ее наизусть). Поэтому выучите ряд так, чтобы, потом, не напрягаясь вспоминать. Пускай это будет список из 20 слов, чтобы всегда был запас. Для такого списка можете использовать удобные для вас и запоминания слова.

Умение правильно и верно составлять ассоциативные связи между словами – залог быстрого запоминания и качественного развития памяти.

Запоминание не связанных друг с другом слов в большом количестве методом связанных ассоциация – надежный способ для развития и поддержания в тонусе вашей памяти. Главное, заниматься регулярно.

Старайтесь как можно лучшее визуально представлять Ваш у ассоциативную связь в виде рассказа. Не спешите запоминать, тратьте столько времени на запоминание, сколько нужно именно Вам. Поначалу может получаться плохо, но с регулярными тренировками будете запоминать ассоциативные ряды все лучше и быстрей. Так же не забывайте, что нужно тренироваться по 20-30 минут и делать перерыв на 20-30 минут.

Во время перерыва нельзя читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете и так далее Мозг должен отдыхать, чтобы сформировались новые нейронные связи и навык лучше закрепился.

Задание на сегодня

Держите еще один ряд слов на запоминание:

Гора, камень, камин, снег, ветер, ковер, хлопушка, звезда, земля, огурец, клавиатура, колесо, якорь, море, мост, камера, дорога, самолет, ракета, луна, солнце, звезды.

Хорошее начало! Я рад, что мы сегодня уже прошли первый урок, главное поставить цель и идти к ней. Идти равномерно, стабильно шаг за шагом без рывков и долгих остановок. Для сравнения, чукча может голыми руками убить оленя: он просто идет за ним в одном и том же темпе до тех пор, пока олень не выдохнется и не сможет больше бежать.

Урок взят из курса: Супер-память за 30 дней

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.


Другие развивающие курсы

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.


Устный счет

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.


Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.


Секреты фитнеса мозга

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

cepia.ru

Запоминание связного текста

При запоминании
связного текста на иностранном языке
основную роль играет не образная, а
смысловая, словесно-логическая память.
Надо внима­тельно прочитать текст,
чтобы в нем не осталось ничего непонятного.
Затем требуется проанализировать его
и выделить в нем несколько основных
частей. Каждую часть необходимо
озаглавить, подобрав для этого ключевые
слова, и далее логически связать ключевые
слова в цепочку между собой, осознавая
их последовательность. Текст учится
частями, которые затем связываются друг
с другом посредством ключевых слов, и
восстанавливается при воспроизведении
с опорой на них. Вначале связные тексты
следует учить в объеме не более по­ловины
страницы. После образования навыка
обработки текста можно учить и несколько
страниц.

Повторение как система

Единственным
способом, предотвращающим забывание,
является повторе­ние пройденного.
План и методика повторения должны быть
разработаны в начале курса обучения,
такой план будет постоянным напоминанием
о необхо­димости последовательного
и систематического повторения. При этом
нужно помнить следующее:

  1. Ранее выученный,
    но даже совершенно забытый материал
    при повтор­ном усвоении запоминается
    значительно быстрее.

  2. Новую лексику
    лучше всего повторять при многократном
    чтении тек­ста, в который она включена,
    а не в отрыве от него. С другой стороны,
    актив­ный запас слов лучше всего
    повторяется через упражнения на перевод
    текста с родного языка на иностранный.
    Усвоение слова происходит в процессе
    его употребления в том виде речевой
    деятельности, которым мы хотим овладеть.

  3. Грамматика отражает
    определенные закономерности в языке.
    Подобно словам, грамматические формы
    также требуют постоянного повторения.

  4. Любое количество
    повторений, отделённых друг от друга
    во времени, лучше чем несколько
    повторений, следующих друг за другом.

  5. Наиболее эффективный
    режим повторения – через 30-40 мин., затем
    че­рез 24 ч., и далее – раз в сутки. В
    целом обычно хватает пяти-шести
    повторе­ний.

  6. Полезно повторять
    перед сном и утром, сразу после
    пробуждения.

  7. Эффективно
    повторение слов или текста в разных
    вариантах, чередуя воспроизведение
    вслух и про себя, громко и тихо, с
    открытыми и с закрытыми глазами,
    жестикулируя и неподвижно.

Различные варианты
создают богатство ассоциаций. Чем больше
ассоциа­ций образуется при запоминании,
тем оно прочнее и тем легче осуществляется
повторение.

Перенос навыка

Когда явления,
характерные для одного иностранного
языка и усвоенные учащимся, используются
им при изучении другого языка, говорят
о переносе навыка.

Благодаря переносу
навыка второй и третий иностранные
языки усваива­ются значительно легче,
чем первый. Считается, что на изучение
второго ино­странного языка нужно
потратить приблизительно вдвое меньше
времени, чем на изучение первого, а на
изучение третьего – вдвое меньше времени,
чем на изучение второго. Эта закономерность
проявляется ярче, если языки являются
более или менее родственными друг другу
и имеют сходство в словарном со­ставе
и грамматике (английский – немецкий –
голландский, французский -итальянский
– испанский – португальский – румынский;
шведский – датский -норвежский – исландский;
польский – чешский – словацкий; болгарский
– сер­бохорватский – словенский –
македонский; турецкий – татарский –
узбекский -казахский; финский – эстонский
и т.д.).

Однако, не в меньшей
степени перенос навыка наблюдается и
тогда, когда два языка не являются
сходными. Например, арабским языком
овладеть легче, если вы уже знаете
английский, французский или любой
другой, чем если вы не знаете никакого
иностранного языка.

studfiles.net

Лучшее упражнение на запоминание слов и букв

Нередко детям, как, впрочем, и взрослым, требуется запомнить какие-либо слова или буквы. Это касается не только иностранных языков, которые и так не просто выучить, но и нашего родного русского языка, который богат разнообразием простых и сложных слов. Но что делать, если совсем ничего не получается? Опустить руки и браться за другое дело? Или все таки постараться?

Если вы сталкивались когда-либо с этой проблемой, то данная статья станет спасением для вас. Эти упражнения на запоминание слов помогут вам и вашим детям развить свою память, научиться быстрее запоминать слова или буквы. Здесь вы можете сами выбрать, какое упражнение будет лучшим.

Перечисление

Одно самое простое упражнение на запоминание – “перечисление”. Допустим, даны слова “картина, карбюратор, зарядное устройство, цветы, туманность, виноград, кухонный гарнитур…”. Человек читает эти слова два раза, а потом по памяти должен вспомнить все, что он только что прочитал. Слова можно подбирать согласно возрасту человека, роду его деятельности, ближайших праздников или смены сезона.

Данное упражнение можно видоизменять и усложнять. К примеру, человек должен не только запомнить слова, но и составить с ними предложение, не потеряв ни одного.

Упражнение “Опиши картинку”

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: “клешни, алмаз, трава, осенние листья, щипцы, шоколад”. И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета “горький ШОКОЛАД”. Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

Ряды слов

Для следующего упражнения для запоминания букв вам потребуется помощник. Напишите ряд слов. Допустим, 20 штук. В ряду справа напишите слова, которые так или иначе относятся к левым. К примеру:

  • Глобус – карта.
  • Собака – будка.
  • Садовод – тачка.
  • Карандаш – ластик.
  • Гипотенуза – катеты.
  • Мед – пчелы.
  • Дерево – листья.
  • Флешка – дисковод.
  • Интернет – социальные сети.
  • Цветы – клумба.
  • Космос – планета.
  • Подсолнух- семечки.
  • Стиральная машина – порошок.
  • Ферма – корова.
  • Наушники – музыка.
  • Зубная щетка – зубная паста.
  • Шкатулка- украшение.
  • Кофе – турка.
  • Колбаса – бутерброд.
  • Свеча – пламя.
  • Портрет – карандаши.

Прочитайте все словосочетания, а потом закройте правый столбик. По памяти восстановите слова и запишите их напротив каждого левого. Не забывайте, что ряд слов зависит также и от возраста ребенка. Это говорит о том, что слова, которые применяются в упражнении, должны быть хорошо знакомы ребенку. Такие задания активно используются при обучении детей английскому языку.

Много из одного

Еще одно упражнение на запоминание. (Представлен один из самых типичных вариантов, можно доделать его исходя из возраста, возможностей, хобби и желаний человека, можно сделать проще или сложнее, главное – принцип). Перед вами картинки животных, вещей, цветов, насекомых, книг, городов, машин, музыкальных групп… В течение одной минуты вам следует запомнить все картинки. После чего на бумаге записать все предметы в алфавитном порядке.

Это задание используется в разных интерпретациях и почти на каждом интеллектуальном марафоне или игре. Его с удовольствием выполняют как взрослые, так и дети. Вам дается какое-то длинное слово, к примеру: “кораблекрушение”. Задача – составить как можно больше слов из букв данного слова. (Раб, рак, лак, шар, шок, блок, шов, широк, шлак). С тем же принципом применяются упражнения для запоминания английского алфавита. Такое упражнение можно превратить в целую игру, начисляя ребенку за каждое слово столько баллов, сколько букв в слове.

Упражнение “личный совет”

Когда-то преподаватели по русскому языку и литературе заставляли переписывать большие художественные произведения тех, у кого были проблемы с орфографией, пунктуацией… Хотите что-то запомнить, пишите эти слова или тексты. Переписывайте по несколько раз в день, пишите в черновиках, на закладках в видных местах, социальных сетях. Это поможет вам быстрее запомнить материал. Также чем больше вы читаете – тем лучше развивается ваша зрительная память.

Такие упражнения для запоминания таблицы умножения активно используются для детей младших классов, которым сложно выучить большое количеств чисел.

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Шифр

Вам знакомо слово «криптография»? Это некоторая шифровка букв, цифр или другой полезной информации. Вы тоже можете почувствовать себя сыщиком или археологом, изучающим древний язык, да к тому же и прокачать свою память и способности запоминать слова или буквы. Вы можете придумать шифр сами, а можете попросить об этом кого-то из вашего окружения (так будет интереснее). Следует зашифровать, к примеру, алфавит или цифры и знаки арифметических действий. Шифровкой могут быть различные незамысловатые рисуночки, геометрические фигуры или просто какие-либо символы. Расшифровывайте каждый день хотя бы по одному «посланию» или «примеру», и ваша память станет просто сногсшибательной. Также вы можете использовать упражнения для запоминания английских слов, шифруя их цифрами и символами.

Стихи наоборот

Учить стихи нас учили еще с детского сада. Но суть этого упражнения не в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений от начала до конца и рассказать их своему окружению, а в том, чтобы заучить стихотворение с конца до его начала. Да-да, слово за словом с конца до начала стихотворения. Получается не: «Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив?», а: «Красив не не много я разве, жалеешь не, любишь не меня ты?».

Различные логические игры, монополии, стратегии также помогут вам развить память и запоминать слова и буквы с легкостью.

Несомненно, кому-то определенное упражнение на запоминание может не подойти, кому-либо может помочь в большей степени, а кому-то в меньшей. Одним людям они покажутся сложными, а другие освоят их в два счета. Всегда самое главное – это желание. Не стоит останавливаться. Если вы знаете в лицо своего врага (как правило, враг человека – это его собственные недостатки), то сможете его победить, победить себя. Тренируйтесь, преодолевая все трудности, и вам покорятся любые вершины. Ваша память будет очень мощной, а способности великими. Как говорил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».

fb.ru

Техники запоминания

Рано или поздно у человека наступает ощущение, что вот и пришел склероз. Однако не стоит заранее впадать в панику! Чаще всего причина кроется не в заболевании, а банальной невнимательности. Оказывается, память, как и мышцы, всегда нужно держать в тонусе. Немаловажное значение, в один голос утверждают психологи, несут желание, настрой и осознанность. В забывании же на самом деле нет ничего плохого, по сути оно является санитаром человеческой памяти, фильтруя информацию на полезную и бесполезную. Просто иногда память нуждается в помощи, в таком случае необходимо выработать способ запоминания.

Техника запоминания информации

Будет полезна любому человеку на бытовом уровне.

Внешняя стратегия. Самый распространенный в народе способ, который опирается на подсказки для памяти, поступающие извне. Например, чтобы не забыть принести подруге книгу, мы ставим на запястье крестик, вяжем узелок на шарфе или перемещаем часы с правой руки на левую. У данной техники запоминания все же есть свои минусы — порой человек забывает о крестике или его смысловой нагрузке, снедаемый чувством, что забыл, о чем забыл. Специалисты советуют снабжать подобные внешние подсказки короткими сообщениями, например: «Ната. Книга».

Мысленные ассоциации. Заключаются в создании мысленных визуальных образов и придании смысла информации, которая им не обладает. Техника осуществляется в два этапа. На первом этапе человеку необходимо сформировать зрительный образ для каждого элемента из списка, который нужно запомнить. На втором он связывает этот образ с объектами из списка. Этот метод оказывается пригодным для запоминания, например, перечня покупок или распорядка дня.

Техника запоминания слов

Широко используется в учебном процессе для быстрого, эффективного и долгосрочного запоминания.

Ритм и рифма. Не секрет, что легче заучивать стихотворения, чем прозаические отрывки. Именно поэтому к словам, которые нужно запомнить, подбирают рифмованную пару. Минус этой техники запоминания в том, что зачастую пара-рифма лишена смысла, поэтому тоже рискует забыться.

Акронимы и устные посредники. Это более совершенный, проверенный не одним поколением способ. Принцип акронимов состоит в создании слова из начальных элементов, которые требуется запомнить. Например, закон Архимеда, согласно которому F=ρ(ро)g(жэ)V(вэ), горе-студенты облекали в акроним «РОЖЕВЕ» (то есть «розовое», в память о названии вина, которое пользовалось широкой популярностью на территории СНГ). Очень важно, чтобы созданный акроним не был бессвязной абракадаброй.

Под устными посредниками понимают связные тексты, в которых слова превратятся в образы и непременно останутся в вашей памяти. Так, используя мнемофразу «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц», учителя помогают школьникам запомнить слова, в которых после «ц» пишется «ы».

Техника запоминания чисел

Создавайте пары. Почему, например, называя номер телефона, мы не говорим «двести тридцать семь тысяч сто сорок пять» (237145), а произносим привычное «двадцать три, семьдесят один, сорок пять» (23-71-45). Все объясняется нашим интуитивным стремлением разделить громоздкое число на более мелкие составляющие. Используйте эту технику и для запоминания других больших чисел — упрощайте.

Техника запоминания текста

Применяется во время серьезной подготовки к лекции, докладу, при изучении нового материала.

ПВЗЧ, или «Просмотр, вопросы и три чтения». Это алгоритм, который, гарантируют психологи, позволит запомнить любой текст. Главные требования: максимальная концентрация, настрой и отсутствие внешних раздражителей. Первоначально текст для запоминания нужно бегло просмотреть (работает зрительная память), обратить внимание на параграфы, подзаголовки и составить к ним перечень вопросов либо собственный план. Теперь вы познакомились с текстом, он уже не чужой. Можно приступать к чтению. Первое чтение — это ознакомление с информацией, последовательное, но быстрое. Второе — самое медленное, вы вооружаетесь карандашом и выделяете главное. Третье чтение — аналитическое, вы делаете выводы о том, какие фрагменты информации запомнились, какие не закрепились в памяти. После каждого чтения советуют кратко повторять материал.

Вышеизложенные техники запоминания зачастую используются многими людьми неосознанно. Тренируйте свою память, чтобы помнить об этой жизни как можно больше!







topgorod.com

Упражнения для запоминания, развитие памяти

Вчера учил – сегодня уже забыл

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, перестаёт быть человеком.

Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образная – с помощью ее человек запоминает лица, цвет, звуки, т.д.
Словесно-логическая – которая помогает запоминать текст, формулы, термины, схемы.
Эмоциональная – сохраняет в воспоминаниях пережитые чувства, эмоции.

От длительности хранения информации память делится на долговременную и кратковременную.
Кратковременная память поверхностна и непрочна. Материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременная память требует усилий для запоминания, но позволяет сохранить информацию на долгое время. Эта память связана со сложными мыслительными операциями.

Есть ученики, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать или внимательно послушать учителя. Но некоторые из них уже завтра забудут то, что сегодня было понятно и хорошо запомнилось. К сожалению, это нередкий случай – когда материал запоминается медленно, а забывается быстро.

Что делать если у ученика «плохая память»? Смириться с невысокими оценками в школе? Тратить время на написания шпаргалок? Конечно же нет! Надо развивать память. Многие ученики считают, что сначала надо улучшить память, а уж потом применять её. Это невозможно. Только используя и нагружая память можно совершенствовать её.

Приведенные ниже тренировочные упражнения основаны на использования всех видов памяти. Эти упражнения можно использовать и как приемы запоминания. Они помогают учащимся преобразовать сложный материал в другую информационную форму, более лёгкую для запоминания.

Упражнение «Зубрёжка»

1. Повторите слова или фразы, которые надо запомнить про себя.
2. Через секунду повторить снова.
3. Повторить через две секунды
4. Подождать четыре секунды и повторить.
5. Повторить через десять минут.
6. Повторить через 2-3 часа.
7. При необходимости – через месяц.
Если вы вспомнили через год – запомнили навсегда.

Упражнение «Пересказ»

1. Бегло просмотрите текст, который вам надо запомнить. Обратите внимания на заголовки. Сделайте вывод – о чём текст.
2. Определите, из каких частей состоит текст. Постарайтесь поставить к каждой части вопрос. При постановке опирайтесь на заголовки и подзаголовки, на выделенные слова. Прочтите каждую часть и найдите на них ответы.
3. Текст разбейте на абзацы, содержащие общую идею. Составьте план пересказа по ним. Подчеркните слова в абзаце, которые составляют основную мысль.
4. Опираясь на составленный план, перескажите основные мысли каждого абзаца вслух, а потом про себя.
5. Повторно прочитайте текст, акцентируя внимание на основных мыслях.
6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выделяйте яркие образы и примеры, подчёркивающую основную мысль.
7. Перескажите текст и подумайте о своём личном отношении к прочитанному материалу.
8. Можно с кем-нибудь обсудить текст.

Упражнение «Учим стихотворение»

1. Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. Закройте глаза и зрительно нарисуйте картинку, отображающую эту строчку. Нравится она вам или нет?
2. Прочитайте следующую строку и представьте её в своём воображении.
3. Продолжайте то же самое с остальными строчками.
4. У вас в голове сложилась картина образов. Просмотрите мысленно эти образы. Опишите их своими словами.
5. Прочитайте стихотворение вслух, подкрепляя слова вашими образами.
6. Повторно перечитывайте стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, добавьте в них детали.
7. Вслушивайтесь в звучание слов. Акцентуируйте внимание на рифмы.

Упражнение «Запоминание слов»

Например, надо запомнить ряд слов:
Берёза, стул, море, ваза, помидор, полотенце, кролик, конфета, книга, дождь.

Представляем мысленно: рубим берёзу, из него делаем стул, берём его идём на пляж, садимся у моря, в руках ваза с овощами, полотенце на плечах, на нем вышит кролик. Рядом садится кто-то, он смеется, что вы кушаете помидор и угощает конфетой. Потом вы вместе читаете книгу. Но, к сожалению, дождь прогоняет вас с пляжа.

Постепенно количество слов для запоминания увеличивайте.

Упражнение «Кодируем число»

Присвойте каждому числу свой индивидуальный код. Опирайтесь на систему визуальных образов, ассоциации – контуры, форма, цвета.
Например:
Ноль – круг, мяч, яйцо
Один – палка, столб, свеча, карандаш
Два – близнецы, пара обуви, ноги, а может утка или гусь.
Три – треугольник, тренога, три богатыря.
Четыре – квадрат, картина на стене, лапы у животного (собака, кошка).
Пять – звезда, рука, награда на груди героя.
Шесть – открытый навесной замок, крючок.
Семь – коса, гномы (их было семь).
Восемь – песочные часы, бинокль очки.
Девять – улитка, ухо.
Десять – пальцы двух рук.

Связывайте образы в предложение, соответственно ряду цифр.
Например: вам надо запомнить число – 4832
Переводим цифры в слова. Получился набор слов:
Собака, очки звезда, треугольник, пара обуви.
Собака в очках, на треугольном коврике грызёт пару ботинок.

Другой пример: 7159
Кодируем, получаем слова: гном, карандаш, звезда, улитка.
Гном карандашом рисует звезду, а по его спине ползёт улитка.
Можно представлять самые несуразные сценки.

eduproj.net

Как быстро и хорошо запомнить текст

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).

Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом,  в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.

Но, конечно же,  не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.

Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала  4brain – Евгений Буянов, на страницах  своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели: «в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее». Пройдя по этой ссылке, вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных  приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.

Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».

Итак, не торопитесь приступать сразу же к  упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.

Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему акустической памятью, нужно слышать то, что он учит. А это говорит о том, что лучший для него вариант – заучивать вслух. Опорой памяти для людей визуального восприятия, служит обдуманное расположение ключевых слов (раскрашивание, рисунок, схемы).

Также важно определить при выборе способа запоминания текста:

  • Какого типа текст (какой сложности, тематики)
  • Насколько подробно необходимо вам его запомнить
  • На какое время

Итак, давайте,  чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти».  Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

Прочитайте вслух слова:

  • Лампа
  • Груша
  • Карта
  • Дождь
  • Гусь
  • Обруч
  • Собака
  • Лист
  • Дом
  • Газета

Запишите то, что запомнили на первом листе.

Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:

  • Чайник
  • Самолет
  • Бабочка
  • Ноги
  • Лошадь
  • Доска
  • Свеча
  • Хлеб
  • Книга
  • Велосипед
  • Луна

Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:

  • Заяц
  • Лыжи
  • Самовар
  • Топор
  • Лодка
  • Поездка
  • Загадка
  • Стул
  • Печенье
  • Чай

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

Приемы быстрого запоминания текста

«Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» Максим Горький.

У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы,  секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян  приоткрывает нам завесу этих тайн.

И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только  повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)»  все о данной методике читайте на данной странице.

А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять».  Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

Пример: Часы и Облако.

Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок «Теории творчества и креативности».

Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона»  или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом.  А процесс «вспоминания» слов  будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

  • Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
  • Читая текст, обращайте внимание на подробности
  • Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
  • Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
  • Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
  • Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
  • Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
  • Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд ( вкусным обедом, долгожданной покупкой)
  • Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
  • Все сложное, старайтесь максимально упростить
  • Всесторонне используйте различные органы чувств
  • Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе таблицы Шульте.
  • Читайте, учите только на свежую голову
  • Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
  • Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)

Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов).  Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: «Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс «Когнитивистика».

Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное,  результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста,  свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам и отличной памяти!

4brain.ru

Как научить ребёнка запоминать. Наш метод запоминания

Как научить ребёнка запоминать? Стихи, тексты, слова, буквы, — что угодно. Наш метод запоминания прост и эффективен – запоминание ассоциации. Мы со старшей дочкой Маришкой используем такие приёмы запоминания вот уже несколько лет. С ними запоминаем всё, что понадобилось, без особых хлопот, весело и, главное – надолго.


Как научить ребёнка запоминать? Наш метод запоминания — запоминание ассоциации!

Да очень просто! Дети они такие – зубрить не любят. Это не для них!

Зато – легко могут запомнить что-то для них интересное. То, что они почувствовали, понюхали, попробовали, увидели или же – хорошенько себе представили. Итого, — необходимо всего лишь придумать к запоминаемому скучному объекту весёлую ассоциацию. И — дело в шляпе!

Что всё это значит? Ну, например: захотелось вам, чтобы ребёнок выучил букву «Ж». Какой-то ребёнок её и сразу запомнит (наверное, просто сам себе представит что-то такое, что поможет ему запомнить, умница!). А кто-то никак не может запомнить букву «Ж». Хоть плачь! Максимум запомнит, что там много палочек.

В этом случае вовсе незачем убиваться по поводу способностей ребёнка! В крайнем случае, можно сделать вывод, что самостоятельно придумать ассоциацию к букве «Ж» у ребёнка не выходит. Значит – нужно помочь! Например, так:

Правда, буква «Ж» похожа на жука? И добавляем стишок:

Жук жужжал «Не знаю как,
Посчитать мне сколько лап.
Помогите, ж-ж-е, уж-ж-е!»
Получилась буква «Же»!

Так мы и выучили алфавит. Ибо самостоятельное запоминание символьной информации Маришке не давалось. Подробнее о нашей азбуке маленьких поэтов читайте здесь — в отдельной статье.

Наши приёмы запоминания – весёлые и эффективные. Как запомнить стих, текст и многое другое

Как выучить стих быстро и легко

Как быть, если вам или вашему ребёнку срочно необходимо выучить совершенно немыслимый стих и по своему содержанию, и что, самое страшное – объёму? Можно, конечно, пытаться долго и нервно зубрить…

Можно, но это не наши методы!

Итак. Как мы учим стихи. Проще некуда! Мы их рисуем!

И рисуем так, чтобы вся последовательность слов запомнилась в правильном порядке.

Вот, например, так мы готовились к поздравлению нашей бабушки:

Тут зарисовано начало стиха. Строки пронумерованы. Первые две строчки звучат так:

1) Мы тебе открыть решили тайну

2) В это день и в этот миг и час

Давайте рассмотрим поподробней.

В данном случае у нас степень детализации – слово. Т.е. каждому слову у нас соответствует картинка. Итак:

«Мы» — ну тут два обнимающихся человека. Мы.

«Тебе» — указываем на кого-то. Этот кто-то – тебе. Тут важен такой момент. Стишок может быть длинный. Слов типа «тебе», «Мне», «Мы», «Вам» может встретиться много. Тут главное определить заранее все такие слова и каждому из них – личную картинку. И, если, например, слово «Мы» встречается в запоминаемом тексте много раз, — много раз рисуем одних и тех же обнимающихся человечков.

Далее – «Открыть». Коробочка открывается…

«Решили» — тут мы решили пример.

Ну и, собственно, так далее. Рисуйте что угодно, весело, да так чтобы запомнилось хорошо.

Степень детализации может быть разная. Как-то раз приспичило Маришке выучить свой любимый стишок «Мой щенок».

Было это давно-о-о-о. Но вот, завалялся у меня листочек с нашей шпаргалкой.

Это он и есть , — самый что ни на есть рабочий вариант. Криво, косо, на скорую руку, синей ручкой. Не смотря на это, – работает!

Разберём, например, самую нижнюю строку. На ней хоть примерно можно понять, — что нарисовано 🙂 .

Степень детализации тут у нас – фраза. Смысловой кусочек строки. Местами – рисовали всю строку целиком, где-то, — только часть.

Итак.

  • Картинка № 41 означает «Что случилось?». Это там нарисованы пожарная машина, а также – милиция и скорая помощь. По-моему хорошая ассоциация с вопросом «Что случилось», не правда ли?
  • Картинка № 42 – «Если сразу не узнала я щенка». Вот такая картинка. Не узнала. Странный щенок.
  • Картинка № 43 «Нос распух»,
  • Картинка № 44 «Не видно глаза»,
  • Картинка № 45 «Перекошена щека».

 

Вот такую бумажку и надо ребёнку, чтобы стих был выучен. Красиво и разноцветно — здорово, но необязательно. По желанию, так сказать.

Помнится, Марине было ровно четыре года и ей в театральной студии, которую она на тот момент посещала,  задали выучить к праздничному концерту стих. Когда я его увидела, поначалу, – очень удивилась! Стих абсолютно не соответствовал возрасту. Ни по содержанию, ни по длине.

А потом решила, что большой стих — это большая честь для нас! Мы взяли ручку и листочек и, пожалуйста! Вот он. Тот самый стих :).   Марина блистала!

Также мою статью о нашей методике запоминания стихов можно прочесть здесь на замечательном детском блоге BabyDayTime.

Запоминаем тексты

Как вы догадываетесь, — также точно можно запоминать и тексты.

И, кстати! Вовсе не обязательно рисовать на бумажке! Можно, например, расставить какие-то предметы в определённой последовательности и проассоциировать каждый предмет с определённой частью текста.

Или – ассоциировать с уже имеющимися предметами. Например, — с тем, что стоит в комнате.

Это не мы придумали! Примерно так делал ещё Цицерон. Потому метод запоминания больших объёмов информации посредством ассоциации называется методом Цицерона.

Запоминаем названия или иностранные слова

Тут помимо рисунков мы, как и в азбуке маленького поэта добавили ещё и стихи. Рифма обязательно с объектом изучения. Получается просто замечательно! Марине, как правило, достаточно одного-двух знакомств с карточкой, чтобы запомнить. Тут мы запоминаем английские цвета. А здесь – английские слова.

Запоминаем имена

Случилось это давно. На Московском тренинге автора одного весьма необычного и необычайно эффективного курса YES Сергея Смирнова. Тренинг тот был не про английский. А про память. И запоминание.

Так вот. В начале тренинга была такая довольно известная игра, как представление. Если не ошибаюсь, участников было 54 человека. И вот все встали в круг и по очереди представлялись. Каждый следующий участник говорил не только своё имя, но и всех предыдущих. Догадываетесь, кому было труднее всего?

Так вот. После представления Сергей поинтересовался, не хочет ли кто-то сейчас назвать имена всех участников. И тут к моему огромному удивлению и, как мне показалось, к удивлению Сергея…

Вышла я и всех назвала! Заминка произошла только с одним абсолютно нерусским именем. Я перепутала порядок букв. Что интересно — до этого момента я была абсолютно уверена в том, что страдаю популярной болезнью «плохая память на имена».

Что же произошло?

Первое – я тогда поставила перед собой цель имена запомнить. Это ОЧЕНЬ важный момент. Как правило, если ты не запомнил имя, ты просто не озадачился тем, чтобы его запомнить.

И пункт два – я воспользовалась его же, Сергея, методом ассоциаций. Когда человек называл своё имя я быстренько вспоминала знакомого или родственника с таким именем. И вот, теперь, глядя на этих людей в голове моей всплывал образ родственничка а с ним и имя. Вуа-ля!

Ну а заковыристое имя. С ним ничего не поделаешь. Родственников нет, так что – придумываем ассоциацию на вольную тему. Только так, чтобы порядок букв остался в порядке 🙂 .


Это, пожалуй, всё, что я хотела рассказать о том, как научить ребёнка запоминать. Надеюсь, наш метод запоминания, секрет которого, — запоминание ассоциации, поможет и вам! Такие приёмы запоминания сделают обучение вашего ребёнка весёлым и интересным!

Удачи! И спасибо, что читаете!

Внизу можно оставить комментарий, поделиться с друзьями, поставить лайк и подписаться на новости.

Будем рады узнать о ваших успехах!

irinaroslova.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о