Тайц про ягоды – По ягоды – Яков Тайц

Тема: Рассказ Я. Тайца «По ягоды» - никитина чтение и развитие речи

Тема: Рассказ Я. Тайца «По ягоды»

Задачи: познакомить детей с новым рассказом; выяснить первичное понимание прочитанного; учить осмысливать прочитанное, строить самостоятельные высказывания.

165
Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Высказывания учеников о своем отношении к рассказу И. Соколова-Микитова «Лето в лесу».

3. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему, которую предстоит рассмотреть на уроках. В ходе беседы привлекаются картинки, которые отражают явления природы, описываемые в рассказе, а также учитель опирается на знания учащихся. Сопровождающие беседу вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Назовите предыдущее время года. Где вы отдыхали летом? Чем вы занимались? Рассмотрите картинки. Покажите на картинках ягоды, которые растут в лесу летом.

Лексический материал для ответов: ходить в походы, купаться в озере, в речке; на рыбалку, в лес за ягодами и грибами; привал на лесной опушке, отдых на лесной полянке, на лугу, на лужайке; собирать лесную малину, землянику, чернику, бруснику, клюкву; полные корзинки, кузовки, кружечки; вкусное угощение, угощение на славу.

4. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название рассказа, который они будут читать. Обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора Учитель знакомит учащихся с понятием «автор» рассказа: Автор — это человек, который пишет рассказы и стихи. Он думает, как лучше написать, чтобы было интересно читать. Затем учитель предлагает учащимся повторить вместе с ним вывод: Яков Тайц — автор рассказа «По ягоды».

5. Выразительное чтение рассказа учителем.

6. Чтение рассказа учениками.

7. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы

166

учителя: О чем говорится в рассказе? О ком в нем говорится? Что вы запомнили?

8. Чтение рассказа учениками по смысловым законченным отрывкам. Объяснение новых слов через выборочное чтение, драматизацию, подбор синонимов. (Взяли кружечки и пошли, давай собирать, бабушка в кружечку, Надя — в -рот и др.)

9. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений:

а) дополните предложения: У бабушки кружечка (какая?)... . У Надя кружечка (какая?)...;

б) скажите по-другому: угостить нечем — ... .

10. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О ком рассказ? О чем рассказ?

11. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа (соблюдение правильной интонации, ударений, пауз).
Урок 8

Тема: Рассказ Я. Тайца «По ягоды»

Задачи: учить осмысливать прочитанное; формировать умение делить текст на части; учить устанавливать связь между частями, оценивать поведение главной героини.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение рассказа.

3. Деление текста на части. Работа сопровождается беседой и выборочным чтением. Вопросы учителя: О чем говорится в первой части? Как можно озаглавить первую часть? О чем говорится во второй части рассказа? Что в ней главное? Как можно озаглавить вторую часть рассказа?

Варианты ответов детей: В первой части рассказа говорится о том, что бабушка с Надей пошли и лес за ягодами. В первой части рассказа говорится о том, что делали

лесу Надя и бабушка. Во второй части рассказа говорится о том, что произошло на следующий день. Во второй части рассказа говорится о том, что делала в лесу Надя и как она угощала дедушку.

Примерный план рассказа

1) Бабушка и Надя в лесу.

2) На другой день.

Мы разделили текст на части и составили план рассказа. Для чего нужен план?

Варианты ответов: План помогает пересказывать текст. План помогает вспомнить то основное, о чем говорится в рассказе. План отражает содержание текста. План отражает содержание текста, помогает вспомнить то основное, о чем говорится в тексте.

4. Установление связи между частями рассказа с помощью вопросов: Как начинается рассказ? С помощью каких слов связаны между собой части рассказа? Назовите слова, связывающие части (на другой день). Как заканчивается рассказ? Сколько частей в рассказе?

Схематическую запись данного текста можно представить следующим образом:

Поягоды

1

Вотиземляникапоспела.................................................................... .

Убабушкиполнаякружечка, ауНадипустая,. СтыдносталоНаде.

2

Надругойдень………………..

………………!

………………….?

………. . ИонисНадейсталиестьизоднойкружечки. .......
…….. Таквсеисъели.

168

5. Пересказ рассказа учащимися. Педагог учит детей выражать мысли путем изменения порядка слов в предложении, перефразировки, изменения синтаксических структур предложений и т.п.

6. Беседа о поведении девочки. Вопросы учителя: Как поступила девочка в первый день? Почему? Как поступила девочка на следующий день? Почему? Когда тебе понравилась девочка? Какая девочка?

Лексический материал для ответов: исправила свою ошибку; на следующий день Надя поступила; ни одной ягодки не съела; собрала полную кружечку ягод; поделилась с дедушкой; угостила дедушку; потому что; так как; ведь; жадная, нежадная, добрая, красивая, высокая, смелая.

Мне понравилась девочка, когда из леса она принесла (какую?) ... кружечку (чего?) ... и (что сделала!) ... (когда?) ... . Дедушка и Надя стали (что делать*!)... из одной кружечки. Надя поняла свою ошибку. Ей стало (как?)..., потому что она (какал?)... .

7. Чтение рассказа учениками по ролям.

8. Обобщающая беседа. Определение главной мысли, с помощью вопросов: Какой рассказ вы прочитали? Кто его автор? Для чего нам автор рассказал эту историю?

Варианты речевых структур для ответов: Автор рассказал нам эту историю, чтобы... (мы были добрыми, мы были нежадными, мы думали о других).

9. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям.
Урок 9

Тема: Рассказ Я. Тайца «По ягоды»

Задачи: учить осмысливать прочитанное, пересказывать с элементами оценки поведения главной героини, устанавливать связи между частями рассказа.

Примерная структура урока


  1. Организация начала урока.

169

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение рассказа по ролям.

3. Пересказ текста по плану с домысливанием третьей части и с элементами оценки поведения героя. Задания и вопросы учителя, сопровождающие беседу: Сколько частей в рассказе? Для чего нужен план? Прочитайте, какими словами начинается первая часть рассказа. Как можно начать рассказ по-другому?

Варианты начала рассказа: Вот и земляника поспела. Уже созрела в лесу земляника. Появились в лесу ягоды: земляника, малина. Однажды бабушка с Надей пошли в лес за ягодами. Как-то раз...

Прочитайте первую часть рассказа. Кто хочет пересказать первую часть? Как поступила девочка? Какие слова связывают части? Какими другими словами можно соединить части рассказа? (На следующий день, в другой раз.) Прочитайте вторую часть рассказа. Перескажите ее своими словами. Как поступила девочка? Какими словами можно присоединить третью часть ко второй? (Очень скоро, через несколько дней.) Как можно закончить рассказ?

Варианты окончания рассказа: Ох, как хороша земляника! До чего хорошо ...! Вкусное получилось угощение! Ели и пили чай с ... . Как хороши душистые лесные ягоды!

4. Домашнее задание: пересказ рассказа по плану и опорным конструкциям.

Примерный вариант пересказа

Влесусозрелаземляника

. Земляникасталасладкая. Можно собиратьягоды. Надяибабушкавзяликружечкиипошлиалес. Бабушкасобиралаягодывкружечку, аНадяелаземлянику. Удевочкиягодвкружечкенет. Дажедедушкуугоститьнечем! Надя расстроиласьизагрустила, потомучтопоняласвоюошибку.

Надругойденьдевочкапошлавлесодна. Надясобиралаягодывкружечку. Онаниоднойягодынесъела. Надяпришладомой сполнойкружкойягод. Девочкаугостиладедушку. Вместеони

сталиестьягоды. Мнепонравиласьдевочка, когдаонаподелиласьземляникойсдедушкой. Надя

нежадная, добрая.

Анаследующийденьбабушка, дедушкаиНадявзяликорзинкуиведеркоипошливлесвсевместе. БабушкаиНадясобирали земляникувкорзинку, адедушкавведерко. Полнуюкорзинку иведеркоземляникисобрали. Когдапришлидомой, позвалигостей. Всесталиягодыестьсудовольствием. Ах, какиевкусныеягоды!
Урок 10

Тема: Рассказ Л. Воронковой «Жаркий день»

Задачи: ознакомить учеников с рассказом; выяснить первичное впечатление от прочитанного; учить осмысливать и представлять прочитанное.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ учениками рассказа Я. Тайца «По ягоды» с опорой на лексику, речевые конструкции.

3. Вводная беседа к теме урока, в ходе которой актуализируются знания учащихся по теме. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Какой самый жаркий месяц лета? Какая погода в июле? Что вы делаете, когда на улице очень жарко?

Лексический материал для ответов: жара, зной; на небе нет облаков, на небе ни облачка; сильно греет солнце, печет; под ногами раскаленный песок, раскаленная земля; нельзя стоять босыми ногами, горячо стоять; купаться в озере, реке, пруду; плескаться в тазу, под краном, в реке; отдыхать; прятаться в тени; обливаться холодной водой.

4. Рассказы детей об одном из летних дней по опорной речевой конструкции и картинкам: На улице (как?).... На небе нет (чего?)... . Солнце (что делает1?)... так сильно, что

171

босыми (на чем?) ... нельзя стоять. Мы с друзьями бежим (куда?) к (на)... . Там мы (что делаем"!)... . Потом (что де лаем?)... в тени.

5. Знакомство с автором рассказа. Учитель обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора. Рассказывает, что Людмила Воронкова пишет рассказы для детей. Учитель показывает ученикам портрет писательницы.

6. Выразительное чтение рассказа учителем или чтение рассказа учениками.

7. Беседа о целостном восприятии прочитанного рассказа по вопросам: О ком говорится в рассказе? О чем говорится в рассказе? Определите тему рассказа.

Лексический материал: В рассказе говорится о жарком дне. Автор описывает летний зной. Лето. Жаркий день. Знойный летний день. Домашние птицы.

Было весело или грустно читать рассказ? Почему? Что показалось смешным?

Варианты ответов учеников: Я рассмеялся(лась), когда читал(а) о том, как плескался в тазу гусак. Я смеялся (лась), когда читал(а) о гусаке. Мне было смешно читать, как плескался в тазу гусак. Мне было весело читать. Я представлял(а), как гуси ныряли головами в воду и как плескался гусак.

8. Чтение рассказа учениками, словарная работа. Вопросы и задания учителя по первым двум предложениям: Какая была погода? Выбери слова, показывающие, что на улице было жарко. Расскажите своими словами о погоде.

Примерные ответы учеников: Стояла жара, солнце припекало, на дорожке босыми ногами трудно стоять, так как раскаленная земля. Кругом тишина. Жара. На небе ни облачка. Солнце припекает. Земля и песок раскаленные. На них нельзя ступать босыми ногами, потому что очень горячо. Ветра нет. Все кругом спит от жары и зноя.

172

Чтение и вопросы к третьему и четвертому предложениям: Как вели себя куры в летний зной? Прочитайте об этом. Расскажите своими словами.

Примерные ответы учеников: Куры спрятались в тень под кусты. Им было так жарко, что они раскрыли клювы. Куры лежали под кустами сирени и спали, раскрыв клювы в тени.

Чтение и вопросы к следующим двум предложениям: Прочитайте, что делали гуси. Скажите своими словами. Почему так себя вели гуси?

Примерные ответы учеников: Гуси стояли возле таза с водой. Они старались опустить голову в холодную воду. Гуси толкали друг друга около таза с водой. Каждый из них хотел окунуть голову в воду. Птицам было очень жарко, поэтому они так себя вели. Куры спрятались в тень, а гуси ныряли головами в воду, потому что на улице было очень жарко.

Вопросы к следующим предложениям: Что делал гусак? Как вы понимаете слово довольный*? Как вы понимаете выражение гусак довольный? Что придумал гусак? Продемонстрируйте его действия. Что осталось в тазу, когда он вылез из таза? Придумайте, о чем думал гусак, пока купался в тазу.

Примерные ответы учеников: Гусак довольный — гусаку было очень хорошо. Какой я умный! Пока ныряете головами, я выкупаюсь. Вот как ловко я придумал! Никто не догадался влезть в таз с водой и купаться. Какая хорошая вода! Как хорошо! Как свежо!

9. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений.

Выберите и прочитайте слова, передающие поведение животных в жаркий день: Птицы (что делали!) ... . Куры (что делали?) ... . Гуси (что делали?) ... . Гусак (что сделал1!) ... .

173

10. Выразительное чтение рассказа.

11. Домашнее задание: выразительно читать рассказ с соблюдением пауз, ударений, правильной интонации; нарисовать картинку к рассказу и подписать ее словами из рассказа.
Урок 11

Тема: Рассказ Л. Воронковой «Жаркий день»

Задачи: учить осмыслять прочитанное; учить пересказывать рассказ с элементами рассуждения, правильно подбирать заголовки к тексту.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Выразительное чтение рассказа учениками.

3. Рассматривание рисунков, выполненных дома. Учитель организует выставку рисунков. Затем просит детей высказать свое мнение о рисунках. Ученики составляют высказывания, используя опорные речевые конструкции.

Примерное описание рисунков: Мне понравился рисунок (кого?) ... . И вот почему. Для рисунка (кто?)... выбрал) (какие?)... (что1?).... На рисунке солнце (какое?)... . Небо (какое1?)... . Трава (какая?)... . Куры (что делают?) ... . Гуси (что делают?) ... . На улице (как?) ... . Рисунок точно передает содержание рассказа. Я думаю, что подписать его можно так: « ...»

4. Пересказ учениками рассказа по конструктивной картинке, плану, лексическому материалу, опорным речевым конструкциям предыдущего урока.

План для пересказа

1) Жара.

2) Птицы...

3) Куры...

4) Гуси...

5) Гусак.

174

5. Оценка прочитанного рассказа. Вопросы учителя: Чем интересен рассказ? Что вам понравилось? Что заставило вас улыбнуться?

Структура ответа: В рассказе мне понравилось то, что сделал гусак в жаркий летний день. Вот, что он придумал... Это...

Слова для справок: смешно, радостно, весело, грустно, залез, плескался, встряхивал, вылез, купался, очень понравилось, был доволен.

Кто из вас наблюдал такую же картинку летом? Каким всегда выходит гусь из воды? Кто из вас знает почему?

6. Подбор заголовков к рассказу. Учитель предлагает ученикам прочитать заголовки к рассказу и подумать, какие из них наиболее точно передают главную мысль рассказа, какие являются наиболее удачными.

Варианты заголовков: Жаркий день. Гусак. Зной. Жара. Летний зной на дворе. Птицы. Домашние птицы. Лето.

7. Домашнее задание: пересказ рассказа по плану, рисункам, опорным конструкциям, лексике. Ответить на вопрос: Что понравилось в рассказе?
Урок 12

Тема: Рассказ Е. Чарушина «Как Томка научился плавать»

Задачи: актуализировать знания детей о домашних животных, ознакомить с содержанием рассказа; выяснить первичное впечатление от прочитанного; формировать навык выразительного чтения; учить осмысливать прочитанное; формировать эмоциональное восприятие.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

175

2. Пересказ по плану рассказа Л. Воронковой «Жаркий день».

3. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему, которую предстоит рассмотреть на уроках. В ходе беседы привлекаются картинки, на которых изображены домашние животные. Сопровождающие беседу вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Кто из домашних животных живет у тебя дома? Какой он (она)? Расскажи.

Лексический материал для ответов: косолапый, неуклюжий, лапы заплетаются, крохотные лапки; хитрая, умная, пухлая мордочка, любопытный мокрый нос; глаза черные, точно смородины; глаза зеленые, так и светятся, хвост длинный, пушистый, обрубочек, крючком, загибается; усики, усищи торчат во все стороны; когти, как у орла; зубы, как у тигра, на лапках «белые чулочки»; симпатичный, забавный, шустрый, веселый, озорной, злющий-презлющий, такой красавец; любит играть, любимая игрушка, умеет плавать в ..., купается в ..., боится воды.

4. Слово учителя о детском писателе. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название рассказа, который они будут читать. Обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора. Учитель сообщает ученикам о том, что Е. Чарушин пишет книги для ребят о животных.

5. Выразительное чтение рассказа учителем или чтение учащимися.

6. Беседа по целостному восприятию текста. Вопросы, сопровождающие беседу: О ком рассказ? О чем рассказ? Что вам запомнилось? Что вам понравилось?

7. Чтение, беседа по содержанию рассказа и словарная работа. В ходе объяснения словаря учитель использует конструктивную картину или иллюстрации.

Вопросы к первым шести предложениям: Куда пошли дети? Кого они взяли с собой? Что дети стали делать на реке? Что делал Томка?

Работа с предложениями 7—9: Выберите слова и выражения, которыми автор описывает Томку. Как вы думаете, почему щенок оглядывался на ребят?

Варианты ответов детей: Я думаю, что Томке очень хотелось достать камушек, но он не знал, как это сделать. Я думаю, что щенок никогда не был на озере и боялся достать камушек.

Вопросы к предложениям 10—15: Прочитайте, как щенок полез в воду. Расскажите об этом своими словами. Что случилось с Томкой в воде?

Опорные речевые конструкции: Сначала ..., Потом ..., затем ... .

Вариант ответа: Томка в воде стал дышать, И вода попала ему в нос и в рот. Щенок в воде захлебнулся и стал кашлять, чихать, отфыркиваться.

Чтение 16—19 предложений. Вопросы к ним: Продемонстрируйте действия Томки. Что придумала ребята? Почему мальчики решили бросить в озеро мячик?

Варианты ответов детей: Ребята бросили в воду мячик. Мальчики кинули в озеро мячик. Мальчики кинули в озеро мячик, потому что Томка любил играть с мячом. Мальчики бросили в воду мячик, потому что это любимая игрушка щенка.

Чтение с 20 по 25 предложения. Вопросы: Почему Томка побежал в воду? Почему щенок теперь не замкнулся? Почему первый раз Томка захлебнулся?

Варианты ответов детей: Томка побежал » ВОДУ, потому что узнал свою любимую игрушку. Щенок $езахлебнулся, потому что не опустил нос в воду. Томка 4е опустил нос в воду, потому что мячик лежал на ней, как на гладком полу. Томка захлебнулся, потому что камушек упал на дно озера, и щенок старался его найти под Расскажите, как Томка поплыл.

177

Варианты ответов детей:

1) Ребята бросили мячик в озеро. Он шлепнулся в воду, покрутился и остановился. Томка побежал к воде, потому что узнал свою любимую игрушку. На этот раз он не захлебнулся, потому что не опустил нос в воду. Шел, шел да так и поплыл.

2) Мальчики кинули мячик в воду. Он ударился и остался лежать на воде, как на гладком полу. Томка побежал к воде, потому что узнал свою любимую игрушку. Щенок шел, шел, да и поплыл. Томка не опустил нос в воду, потому что смотрел на мячик.

8. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа (с соблюдением пауз, интонации, ударений).
Урок 13


перейти в каталог файлов

metodich.ru

Короткие рассказы для детей. Я. Тайц

В отечественной литературе для детей много хороших коротких рассказов, подходящих для чтения дошкольникам разного возраста. Это также хорошая тренировка чтения для ребят, научившихся читать.

Пока им трудновато читать объёмные книжки. Но вполне подойдут маленькие рассказы, созданные специально для таких обстоятельств. Пример — короткие рассказы для детей советского писателя Якова Тайца. Он не только писал книжки, но и, будучи художником, сам их иллюстрировал.

Маленькие рассказы Тайца написаны понятным для современных детей языком. Это немаловажно при нынешнем состоянии устной речи.

Как читать короткие рассказы?

Советуем родителям не просто почитать их детям, но и поработать по содержанию: задать вопросы, предложить пересказать и другое.

Пример.

По грибы

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
— Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
— Бабушка, давай меняться лукошками!
— Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.

Вопросы.

  1. Куда пошли бабушка и Надя?
  2. Как выглядит осенний лес?
  3. Легко ли собирать грибы в засыпанном опавшими листьями лесу?
  4. Кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
  5. Сколько грибов было у бабушки?
  6. Сколько грибов у Нади?
  7. Почему Надя предложила бабушке поменяться корзинками?
  8. Почему она смутилась, когда дедушка её похвалил?

Рассказы Я. Тайца

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес, давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади нет ничего, даже дедушку угостить нечем.
Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела — всё в кружечку. Пришла домой, поставила кружечку перед дедом и говорит:
— Кушай!
— А сама что же?
— А я вчера ела.
— Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе.
И вот они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всю и съели.

Волк

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:
— Ты почему Красную Шапочку съел?
Волк молчит.
— Ты почему трёх поросят обижал?
Волк поджал хвост.
— Вот сиди теперь в клетке, плохой серый волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, больше не будет

Карандаш

Папа принёс большой карандаш. Маша кричит:
— Мне!
Миша кричит:
— Мне!
Папа сказал:
— Тише! Мы его разделим.
Провел одном концом — синий. Провел другим концом — красный.
Миша с Машей смеются:
— Давай делить карандаш!
Мише синий конец, а Маше — красный. Миша рисует синие картинки, Маша — красные.

Была трава

Росла-росла трава и выросла вот такая, Наде по пояс. Дедушка взял косу и стал косить: жик-жик, жик-жик…
Надя спросила:
— А мне можно покосить?
— Нельзя, — сказал дедушка, — ещё порежешься. Ты лучше вороши!
Дедушка дал Наде грабли и показал, как ворошить. А когда сено подсохло, сметал стожок.
А Надя помогала ему и приговаривала:
— Была трава — стало сено! Была трава — стало сено!..

Всё здесь

Надя с бабушкой пошли на другое поле. Колосьев на нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растёт?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.

Послушный дождик

Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я — начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!
Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!

Белым-бело

Надя спросила:
— Бабушка, а ты в колхозе кто?
— Я — птичница.
— А где твои птички?
— Сейчас покажу.
Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла Зима
Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами:
«Тук-тук… Тук-тук…»
Как будто стучит дождик и пришла осень.
Потом куры разошлись по своим домикам. И всё вокруг опять стало зелёное. Как будто вернулось лето.
КЫШ…
Дома у бабушки тоже были куры. Надя спросила:
— Можно, я их покормлю?
— Можно!
Надя взяла мисочку с просом, стала звать:
— Куры, куры, сюда! А куры не идут.
— Бабушка, они не идут!
— А ты им скажи: цып-цып! Надя сказала:
— Цып-цып-цып!..
Тут со всех сторон набежали куры. Давай клевать просо. Мигом всё склевали.
— Всё! Больше нет! — сказала Надя. И показала курам пустую мисочку.
А куры не уходят. Стоят, ждут.
— Бабушка, они не уходят!
— А ты им скажи: кыш-кыш! Надя сказала:
— Кыш-кыш-кыш!..
Куры всё поняли и разошлись.

Ага

Маша была в деревне. У бабушки с дедушкой. Там были злые гуси. Они ходили гуськом и переговаривались:
— Га-га?
— Ага!
— Га-га?
— Ага!
Они хотели Машу ущипнуть. Маша закричала:
— Бабушка, гуси!
Бабушка сказала:
— А ты не бойся, возьми палку.
Маша взяла палку да как замахнётся:
— А ну, гуси, уходите!
Гуси пошли прочь. Маша сказала:
— Что, испугались?
И гуси в один голос ответили:
— Ага!

По пояс

Маша с бабушкой вышла в поле. Там низенькие зеленые кустики. Ряды ровные. Как по ниточке.
— Это что, бабушка?
— Кукуруза, внучка.
Маша стала рядом, примерилась:
— Ох, какая маленькая кукурузочка. Мне по пояс!
А через месяц снова пришли на то поле. Кусты теперь были высокие-высокие! Маша стала рядом, положила ладошку на голову, примерилась:
— Смотри, бабушка! Раньше они мне были по пояс, теперь я им по пояс. Вот какая кукурузища!

Речка

Наша Маша каши не любит, кричит: «Не хочу! Не хочу!» Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.
— Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать.
Маша всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.

Кубик на кубик

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины – к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд.

Миша кричит: "Ту-ту!". Он машинист.

Маша кричит: "Ваши билеты!" Она кондуктор.

А папа тянет веревку и приговаривает: "Чух- чух….Чух- чух"…. Значит, он паровоз.

Маленькие рассказы для детей полезны тем, что приучают малышей некоторое время сосредотачиваться от начала до конца. Чем чаще будет практиковаться их чтение, тем длиннее будет период сосредоточенного внимания. Сайт Нестандартные дети желает успешной тренировки чтения.

mama-pomogi.ru

УМНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

86

Надкусил я его – сморщился. Тьфу ты! Хуже всякого лекарства!

– Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

– Горькое, бабушка, горькое!

Про ягоды, Я. Тайц

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки,

пошли в лес и давай собирать. Только бабушка - в кружечку, а Надя

– в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пу-

стая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела

– все в кружечку.

Пришла домой и говорит деду:

– Кушай!

– А сама что же?

– А я вчера ела.

– Вчера не считается, - сказал дедушка.

– Давай вместе, - и они с Надей стали есть из одной кружеч-

ки.

– Надя – ягодку, и дед – ягодку. Так всё и съели.

Кто копает грядки, Э. Шим

На лесной поляне кучки рыхлой земли. Будто маленькие гряд-

ки. Можно вообразить, что сюда приходят лилипуты. И когда нет

людей, они копают свои маленькие грядки. И сажают на них свои

крошечные деревья. Потому что на каждой такой кучке растёт бе-

резка ростом со спичку. Или сосенка с тремя зелёными иголочка-

ми, похожими на паутинки.

Но я теперь знаю, кто здесь копает землю. Сам

видел. Иду через поляну, вдруг впереди трава заше-

велилась. Я замер. А там земля стала вспучиваться,

подыматься холмиком… Показались две широкие

лапки с когтями, мокрый нос…Ну, конечно, это крот.

osken.kz

Тема. Я. Тайц «По ягоды». Наблюдения над ролью и значением имен прилагательных


Формальная часть урока.

Тема. Я. Тайц «По ягоды». Наблюдения над ролью и значением имен прилагательных.

Цели:


  1. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, осмысленно определять жанр, тему произведения.

  2. Познакомить учащихся с рассказом Я.Тайца «По ягоды» и смоделировать ситуацию усвоения понятий имен прилагательных.

  3. Воспитывать уважение к труду и ответственность за свои поступки. Прививать любовь к природе.

Задачи урока:

- развивать наблюдательность, речь, внимание, память;

- формировать умение сравнивать и выражать свое отношение к прочитанному;

- совершенствовать навыки грамотного письма, орфографической зоркости;

- формировать умение наблюдать за значением имен прилагательных в речи;

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок - моделирование.

Оборудование:


  1. Справочная литература:

а) Энциклопедия Ю.Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес». Издательство «Русский язык», 1995 г.

  1. Учебная литература:

а) Учебник «Чтение и письмо» Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Ефросининой Л.А., Москва «Вентана-граф», 2007 г.

б)Рабочая тетрадь «Письмо № 3» Безруких М.М., Кузнецовой М.И., Евдокимовой А.О.

3. Дидактический материал:

а) индивидуальные дифференцированные задания на карточках;

б) модель первой страницы обложки к рассказу Я.Тайца.

в) иллюстрация с земляникой для словарной работы;

г) модель к слову ягода;

д) сигнальные карточки;

е) костюмы для инсценировки;

ж) зрительный тренажёр «замечательная ягода или фрукт».

4. ТСО: магнитофон, аудиозапись «Улыбка» на музыку В. Шаинского.

5. Оформление доски: пословица для речевой разминки, предложения по теме урока для конструирования, модель к слову ягоды, слова-антонимы и предложения для самопроверки. Использование зрительного тренажера.

^


  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  1. Речевая разминка, направленная на совершенствование техники чтения и выразительности.

  1. Работа с рассказом Я.Тайца «По ягоды».

    1. Подготовка к восприятию произведения.

    2. Чтение рассказа учителем.

    3. Моделирование первой страницы обложки к рассказу Я.Тайца «По ягоды».

    4. Беседа по восприятию.

    5. Словарная работа.

    6. Дифференцированное чтение рассказа.

  1. Физминутка – ягоды.

  1. Работа над языковым материалом.

    1. Работа с учеником.

    2. Ознакомление с новой темой.

  1. Закрепление практических навыков.

    1. Конструирование незаконченных предложений.

  1. Зрительный тренажер «Замечательная ягода или фрукт».

2.Самостоятельная дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.

3.Проверка по образцу и самооценка.

VIII. Итог урока.

Определение уровня практических навыков на результативность и эмоционального настроя.

^


  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята!

-Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу.

- Звучит аудиозапись Улыбка» на музыку В. Шаинского.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

Тихонько сели.


  1. ^

- Посмотрите на доску.

- Прочитайте пословицу.

Труд человека кормит, а лень портит.

-Прочитайте пословицу:

- медленно, орфографически,

- орфоэпически,

- с ударением на первое слово,

- на последнее слово.

- Объясните смысл пословицы.

- Как вы догадались, весь наш урок связан с темой «Труд».

III. ^

1. Подготовка к восприятию произведения.

- Действительно, ребята, немало вещей на земле создано трудом человека. И в стародавние времена и сейчас человека ценят, прежде всего по его делам. Даже собирать ягоду – это огромный труд.

- Мы слушатели.

^

3. Моделирование первой страницы обложки к рассказу Я. Тайца.

- Определите жанр произведения?

- Назовите тему рассказа?

- Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. Запишите.

Модель обложки.

Я.Тайц


« По ягоды»

^

– Понравилось ли вам произведение? Чем?

– Какое слово помогло понять, что Наде стало стыдно? (кружечка)

- Какая кружечка была у бабушки, а у Нади? (полная, пустая).

- Зачитайте отрывок из рассказа, подходящий к иллюстрации.

- Чему учит это произведение?

^

- В этом рассказе встретилось слово «земляника», кто знает, что оно означает?

- Земляника – это лесная ягода, которая низко прижимается к земле. Сама ягода вкусная, ароматная, но очень мелкая и в наших лесах появляется первой. Есть у нее «усы», которые идут от одного кустика в разные стороны.

^

IV. Физминутка. – ягоды.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче к дому будет путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

И.Лопухина.

^


  1. Работа с учебником.

- Читает загадку хорошо успевающий ученик.

- Прочитайте отгадку орфоэпически, а теперь орфографически. (ягоды).

- Для того чтобы начать писать, надо повторить правила посадки:

Я тетрадочку открою и с наклоном положу.

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Запомните написание слова «ягоды», запишите в тетрадь.

- Сколько в этом слове букв? Какие звуки обозначает буква «я»? (буква «я» в начале слова, обозначает два звука – мягкий согласный звук [й,] и гласный звук [а]).

- Подберите модель для слова «ягоды».

- Проверка сигнальными карточками.

- Один ученик читает слово по модели.

^

- Ягоды, фрукты люди стали собирать очень давно. И не только из-за их хороших вкусовых качеств, их применяли, как лекарство.

Инсценировка.

-Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд,

Вместе мы фруктовый сад.

Выходят дети в костюмах.

-Апельсин, лимон, яблоко, смородина.

-Ребята, подберите слова, характеризующие эти предметы по цвету, вкусу, форме.

- Представьте фрукты, ягоды, употребляя все признаки.

- А теперь фруктовый сад в каждом доме.

-Как вы думаете, для чего нужны эти слова?

Вывод:

Благодаря этим словам описание становится точнее, ярче, выразительнее.

^


  1. Конструирование незаконченных предложений.

Предложения записаны на доске.

- Посмотрите на доску и прочитайте предложения.

Полосатый, сахарный, круглый…(арбуз)

Красная, сладкая, душистая, лесная….(земляника)

- Кто догадался, какие слова пропущены?

Выставляются таблички со словами.

- Произнесите слово «арбуз» так, чтобы отчетливо слышен был последний звук.

-Какой звук слышим?

-Подберите проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

-Запишем в тетрадочку первое предложение с комментированием на месте.

^

Детям предлагается зрительно найти ягоду или фрукт определенного цвета, формы, величины. Зафиксировать взгляд. По сигналу педагога перевести взор на другой заданный объект.


  1. ^

– Сейчас каждый из вас выполнит задание по карточке.

- Возьмите карточку, прочитайте какие задания необходимо выполнить.

- Если нарисовано красное яблоко, то задание на этой карточке труднее. А зеленое яблоко - легче.

- Вы можете выполнить одно задание, а может быть, все два.


1 уровень.

Допишите предложения.

Вставь по смыслу нужные слова.

В саду висят…..яблоки, ….груши.

Воробьи жадно клюют……плоды.

Слова для справок: румяные, золотистые, сладкие.


2 уровень.

Игра «Наоборот». Слова – подсказки:

Большой - ……………….., горький, старый,

белый - ………………….., маленький, сладкий - ……………….., чёрный.

молодой - ………………..

^

- Проверь и оцени свою работу.

- Закрась ягодку, которую считаешь нужной.

Самооценка.

Если ты выполнил задания правильно –

Допустил 1 ошибку –

Допустил 2 или 3 ошибки –

Спасибо за работу!

VIII. Итог урока.

1. Определение уровня практических навыков учащихся на результативность и эмоционального настроя детей.

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

uch.znate.ru

Я. Тайц «По ягоды» | Открытый класс

Я. Тайц «По ягоды»
Submitted by Татьяна Леонидовна Белобородова on чт, 01/12/2016 - 05:35
Данные об авторе

Автор(ы): 

Белобородова Татьяна Леонидовна

Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя школа №17имени В.С.Завойко"Учитель начальных классов

Регион: 

Камчатская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

1 класс

Предмет(ы): 

Литературное чтение

Цель урока: 

Цель:  способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор),

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к старшим.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

21

Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература

  1. Л. А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие М. Вентана Граф, 2008.
  2. И.Лопухина Логопедия, Звуки, буквы и слова
  3. Начальная школа №11 2006, Н.Л.Бугаева ,урок окружающего мира в 1 классе

 

презентация к уроку, портрет Я.М.Тайца, проектор, экран, модели обложек, цветные карандаши, выставка книг Я. Тайца, карточки для работы в группе, карточки контроля, карточки обратной связи, толковые словари

Используемая методическая литература: 

Литература

  1. Л. А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие М. Вентана Граф, 2008.
  2. И.Лопухина Логопедия, Звуки, буквы и слова
  3. Начальная школа №11 2006, Н.Л.Бугаева ,урок окружающего мира в 1 классе

Используемое оборудование: 

презентация к уроку, портрет Я.М.Тайца, проектор, экран, модели обложек, цветные карандаши, выставка книг Я. Тайца, карточки для работы в группе, карточки контроля, карточки обратной связи, толковые словари

Используемые ЦОР: 

Цель:  способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор),

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к старшим.

Краткое описание: 

-

Ресурс для профильной школы: 

Ресурс для профильной школы


 

Прикрепленный файлSize
Литер.чт.(Белобородова Т.Л.).docx27.55 KB
тайц По ягоды.pptx636.77 KB

www.openclass.ru

НОД по развитию связной речи

НОД по развитию связной речи ( программа подготовительной группы

для дошкольников с ТНР 1 период обучения )

НОД

Тема: Пересказ рассказа

Я. Тайца «По грибы»

Тип: формирование лексико-грамматических средств языка

Форма работы: подгрупповая

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Посещаемость

Программное содержание

(цели и задачи):

Материалы, оборудование

Содержание (ход):

Ф.И. ребенка

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

-развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

2 куклы,

предметные картинки по тексту рассказа: дедушка, бабушка, девочка, 2 лукошка (пустые), 2 лукошка (одно полное, второе наполовину пустое).

1. Организационный момент.

Игра «Назови ласково».

- К нам в гости пришли куклы Катя и Катенька. Вы подарите им подарки и составите предложения по образцу, а затем сядете на свои места.

Дети берут пары картинок с изображением грибов, по очереди выполняют задание и садятся на свои места.

Образец: Кате я подарю опенок, а Катеньке — опеночек.

2. Объявление темы.

- Сегодня мы с вами узнаем, как собирали грибы бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По грибы».

Яков Тайц — это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.

3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»

с последующим подробным обсуждением.

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: 
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади - половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.


- Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? 
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?

По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

- Почему Наде было стыдно?

- Как она поступила дальше?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По грибы».

физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке 
Ищут грузди и волнушки. 

Дети идут в хороводе

Белочки скакали, 

Рыжики срывали.

Скачут вприсядку, срывают

воображаемые грибы

Лисичка бежала, 
Лисички собирала.

Бегут, “срывают” грибы

Скакали зайчатки, 
Искали опятки. 

Скачут стоя, “срывают” грибы

Медведь проходил, 
Мухомор раздавил.

Идут вразвалку, в конце строки

топают правой ногой

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.

6. Итог.

-Какой рассказ мы сегодня пересказывали?

- Почему Наде стало стыдно?

- Как она исправила свою ошибку?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Форма работы: индивидуальная

Ф.И. ребенка

infourok.ru

Урок литературного чтения в 1 классе Тема : Я. Тайц «По ягоды»


Урок литературного чтения в 1 классе

Тема : Я. Тайц «По ягоды»

Цель: способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор),

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к старшим.

Оборудование: презентация к уроку, портрет Я.М.Тайца, проектор, экран, модели обложек, цветные карандаши, выставка книг Я. Тайца, карточки для работы в группе, карточки контроля, карточки обратной связи, толковые словари

Ход урока:

I Орг. момент. (1 группа у конторок)

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

II. Вступ. беседа. Актуализация опорных знаний.

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

Повторение изученных произведений. Работа со схемой в группах

Правила работы в группе


  • Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.

  • Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.

  • Помогать, если возникнут проблемы.

  • Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.

  • Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

  • Не забывайте, распределять работу между членами группы.

Произведения о природе

Проверка по образцу. Найдите подсказку . (дети находят схему – подсказку на стенде)

- Какие литературные произведения по жанру о природе мы читали?

- Назовите авторов произведений о природе. Как можно быстро ответить на поставленный вопрос.

III. Определение темы, постановка учебной задачи. Составление плана урока. (2 группа у конторок)

1. - Послушайте песенку-загадку и определите, о чем будем читать сегодня на уроке. (прослушивание просмотр видеоклипа)

2. - Что такое земляника? Где можно узнать значение слова?

3. Работа с толковым словарем по группам.

4. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Работа со стр. 125 -126учебника

Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

- Что можете сказать об авторе произведения?

Найдите его портрет. Какое произведение Я. Тайца мы читали? Работа с выставкой книг Я.М. Тайца.

Работа с иллюстрацией.

– Как вы думаете, о чем будет текст?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?


  1. Какую задачу поставим перед собой на уроке?

  2. Что будем делать для этого? Оценивание содержания произведения, чему учит рассказ?

IVРабота над рассказом Я.Тайца “По ягоды» (3 группа у конторок)

  1. - Давайте проверим наши предположения.

Самостоятельное чтение рассказа учащимися.

  1. Подтвердились ли наши предположения?

  2. Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Что можно сказать о героях произведения?

  1. Моделирование первой страницы обложки к рассказу Я. Тайца.

- Определите жанр произведения?

- Назовите тему рассказа?

- Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. Запишите.

Модель обложки.

Я.Тайц

« По ягоды»


  1. Самопроверка по образцу.

  2. Физкультминутка

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче к дому будет путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

И.Лопухина.

V. Повторное чтение рассказа и анализ. ( 4 группа у конторок)

- Будем читать и анализировать рассказ.

- Как бабушка и Надя собирали землянику? Задание 1 в тетради с. 71

- Почему у Нади осталась пустая кружечка? Прочитайте.

- Объясните, почему девочке было стыдно? Зад. 2

- Расскажите, как Надя поступила на другой день?

- Какой была девочка Надя?

VI. Закрепление.

Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).

- Зачем составляют план?

Работа по группам ( выделить в каждом абзаце предложение, служащее заголовком)

1Бабушка в кружечку, Надя – в рот.

2.У бабушки полная кружечка, у Нади - пустая.

3. Все в кружечку.

4.Надя –ягоду, дед – ягоду.

Найди ошибку в плане, расставь номера по порядку, дополни план (дифференцированное задание по группам см. приложение)

VII . Творческие задания

Словесное рисование

Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

Как можно продолжить рассказ?

Пересказ от имени Нади?

VII. Контроль знаний. «Вычеркни лишнее»


  • Главные герои рассказа: бабушка, Надя, мама, дедушка, папа.

  • Надя – смелая, добрая, заботливая, трудолюбивая, злая.

Каждому ученику дается карточка. Уч-ся читают, сравнивают информацию, проверяют себя и вносят поправки.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

- Какие выводы можно сделать по прочитанному?

- Чему учит рассказ?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Удалось ли их решить?

- Как мы это сделали?

fs.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *