Татарский орнаменты узоры – Татарские узоры и орнаменты

Содержание

Татарские узоры и орнаменты

Татарские орнаменты.

Картинка 5 из презентации «Татарский орнамент в тюбетейке»

Размеры: 640 х 442 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока технологии щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Татарский орнамент в тюбетейке.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 2411 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Бордюры» — Гжель. Костюм новобрачной 1920-е гг. Ббордюр может встречаться как настенная роспись, украшающая стены зданий. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Магические знаки на одежде оберегали тело человека от злых сил.

«Татарская кухня» — Содержание сухих веществ 12, 15, 20 %. Томат – пасту вырабатывают несолёную 1 и высшего сортов. Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является бэлиш, запеченный в горшке. Во 2 сорте допускаются огурцы уродливой формы, слабохрустящей консистенции. Самый распространённый вид луковых овощей. Калькуляция.

«Монголо-татарское иго» — К концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Проживали на территории Центральной Азии. Ордынское владычество на Руси. Поход хана батыя на русь. Завоевания монголо – татар в XIII в. «ИГО» Илья Глазунов. 3. Отражение угрозы с Запада. Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.

«Татарские писатели» — Дом Г.Камала. Кутуй. У М.Рахимова есть серия работ по теме «Джалиловцы». Муса Джалиль. Вот портрет молодого Джалиля. Ахмед Симаев. Закир нури. План работы творческой группы. Казанский период в жизни и творчестве Тукая занимает особое место. Гумер баширов. Гоголь Н.В. Г.Тукай.

Консультация «Мотивы татарских узоров и орнаментов»

В плену. В самой Казани множество газет и журналов.

«Монголо-татарское иго» — Памяти великих воинов!!! Монголо-татарское иго. Два века под игом. Монголо- татары 3 года грабили. жгли и уводили в полон. Куликовская битва. Победа! Во времена ига русская дружина многократно побеждала и, Тевтонский и, Ливонский ордена. После победы татары стали разорять юг Руси. Богдан. Калка и последствия.

«Орнамент» — Плоскостной. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Создание орнамента с помощью центральной симметрии и параллельного переноса. Поворот. С помощью параллельного переноса. Осевая симметрия. Как получен орнамент?

Кухни мира

15 презентаций о кухнях мира

Новости и общество

Татарский орнамент как проявление культуры

24 июля 2014

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Видео по теме

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере

Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Комментарии

Похожие материалы

Закон
Флаг Белоруссии: значение цветов и орнамента. Как выглядит белорусский флаг?

Белорусская история полна трудной борьбы за независимость. Своей символикой государство офи…

Здоровье
Какие проявления у пациентов с уретритом? Симптомы, причины и лечение

Уретрит (воспаление мочевыводящих путей) — достаточно распространенное заболевание, которому подвержены взрослые и дети. Признаки проявления у женщин сложно определить, так как они схожи с циститом. Диагноз став…

Новости и общество
Современный человек как носитель культуры своего народа

Любой человек, родившись на этом свете, с материнским молоком впитывает национальную культуру, овладевает родным языком. Жизненный порядок и традиции народа становятся его личным образом жизни. Таким образом, человек,…

Образование
Нартский эпос как памятник культуры Кавказа

Монументальным памятником культуры адыгов, как, впрочем, и других народов Кавказа, является нартский эпос. Создание этого величественного источника традиций исследователи относят к третьему тысячелетию до н.э. На прим…

Образование
Древний Египет: скульптура и искусство как источник культуры древнего мира

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла у истоков великой африканской реки Нил и носила название Египет. Эта страна оставила нам в наследство богатую культуру. Она потрясает разнообразием и многоплановост…

Образование
Встречают не по одежке: устная речь как показатель культуры

 Многие известные деятели культуры уверены, и небезосновательно, что человек, который неуважительно относится к родному языку – дикарь. Специалисты справедливо считают русский язык огромным богатство…

Духовное развитие
Религия как феномен культуры. Самая древняя религия

Любая мировая религия является феноменом культуры, ведь культурой принято считать совокупность представлений человека об окружающем их мире. В отличие от культуры, которая определяется как результат взаимодействия чел…

Бизнес
Какие культуры после каких можно сажать, чтобы урожаи радовали

Огородники со стажем знают, что существуют культуры, которые очень требовательны к плодородию почвы. Они за период своей вегетации вытягивают из земли массу полезных элементов. После них не всякий овощ будет чувствова…

Бизнес
Вкусный болгарский перец: болезни культуры, и как с ними бороться

Болгарский перец является продуктом популярным и крайне востребованным. В нем содержатся каротин, минеральные соли, белки, глюкоза, множество витаминов. Используют овощ для маринования, соления, приготовления салатов …

Бизнес
Как выращивать бахчевые культуры

Бахчевыми культурами называют однолетние растения, относящиеся к семейству тыквенных. Отличительной их особенностью являются длинные стебли с усиками. В том случае, если рядом с этими культурами будут поставлены опоры…

Дизайн-студия Mardesign разработала "Татарские узоры". Также Вы можете скачать понравившийся "Татарский узор"

Каждый узор несет в себе не только символ цветка, но и смысл, который в нем заложен.

 

Тюльпан — это традиции и искусство татар (миллэт). Тюльпан — это родина (герб РТ). Тюльпан — это Ислам. Символ тюльпана – редкий пример того, как элемент доисламской, кочевой эпохи органично вписывается в новый контекст: с приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрел новый сакральный смысл. 

 

«Цветок Всевышнего» – тюльпан с давних времен украшает стены, окна и двери татарских мечетей.

Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Тюльпан не зря носит такой гордый титул: в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. Кроме того, согласно восточной нумерологической системе Абаджа, где каждой букве присваивается собственное число, сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Тюльпан"

 

 

Трилистник — знак оберег.

 

Видное место среди растительных изображений почти во всех видах искусства казанских татар занимает трилистник. Трилистник редко выступает в композиции самостоятельным мотивом. Объединяясь с другими цветами, трилистник создает очень красивую своеобразную картину. Условная трактовка трилистника в орнаментальной композиции, особенно в вышивках, превращала это изображение и в цветок, и в лист, и в веточку.

 

Сибирские татары выдвинули знак-символ трилистника на своем флаге.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Трилистник"

 

 

Значительное место среди цветочных изображений занимает гвоздика (канәфер чәчәге). Наибольшее распространение изображение этого цветка получает в вышивках, меньше — в резной орнаментации камней и остальных видах народного творчества. Мотив гвоздики так же имеет большое количество вариации. Мотив гвоздики тоже имеет большое количество вариаций. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются лепестки в виде волнистых и полукруглых завершений. 

 

На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Гвоздика"

 

 

Значительное место в татарском искусстве среди цветочных изображений занимает мотив близкий к георгинам. Мотив георгин имеет большое количество вариаций с различными цветовыми оттенками. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются и лепестки в виде волнистых, полукруглых завершений или комбинаций тех и других. При создание данной композиции используются татарские узоры, которые образованы из простейших фигур: кругов. Трактовка георгин отличается легкостью и графичностью.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Георгин"

 

 

Цветочные изображения с сердцеобразными лепестками характерны для вышивок тамбуром и гладью (золото). Сердцеобразный элемент в построении цветочных мотивов татарского орнамента получает широкое применение. 

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Сердцеобразные лепестки"

 

 

Многие народы почитали шиповник как символ здоровья, успеха и изобилия. Плод шиповника считался лучшей защитой от сглаза. С давних времен люди используют плоды шиповника в лечебных целях. 

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Плод шиповника"

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Орнамент — красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своем крае и времени, когда родился, о своем народе и событиях, которые пережил вместе с ним.


Напевы волжских узоров…

Давайте изучим наш орнамент — татарский — вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?

— Орнамент — это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров — от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше — с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нем окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила

lezgidin.ru

Татарский орнамент, татарский узор, татарские мотивы, роспись на плитке, Даминова Флёра


Странно, но только сейчас, я стала по-настоящему воспринимать национальные узоры и орнаменты. Вот, например, татарский орнамент. Всю жизнь прожила в Казани, по национальности татарка, а все народное как-то проходило мимо меня...

Все началось с предложения одного книжного издательства об иллюстрировании Корана (подарочный экземпляр), но только с татарским орнаментом. Сначала я подумала, что быстро с этим справлюсь, материала по восточным мотивам у меня много. Сделала эскизы, показала заказчикам, им понравилось, но они сказали, что с такими орнаментами, какие предложила я, они могли бы заказать Коран и в Арабских Эмиратах.

Вот здесь я и поняла «легкость» своего отношения к работе! И пошла в Ленинскую библиотеку! Обложилась книгами по татарскому орнаменту, историческими очерками о создании народных ремесел, благо у татарского народа их много! Одна кожаная мозаика чего стоит! А вышивка золотом на народном костюме, а вышивка на полотенцах!

Вот так, напитавшись настоящим, чем-то чистым, и правильным, я почувствовала в себе такой эмоциональный подъем! Что мне хочется творить и творить! Теперь я просто влюбилась в тему, и мне очень хочется показать всем красоту национальных узоров!

1. Здесь татарский орнамент создан по мотивам орнаментов кожаной мозаики, часто используемый в изготовлении национальных сапожек.

2. Татарские кожаные сапожки. Есть конечно красивее, но зато они лично мои.

3. В продолжение темы узоров из кожаной мозаики - отдельные фрагменты орнаментов, воспроизведенные мною на плитке 10х10 см.

4. Фрагмент

5. Далее представлены работы с растительными мотивами, подсмотренные на татарских вышивках гладью.

6. Татарский узор на плитке 10х10 см.

7. Врата. Роспись по сусальному золоту, работа оформлена в багет.

8. Зеркало «Татарский узор». Вдохновением для росписи этого зеркала послужила увиденная мной вышитая скатерть 1884 года, в Национальном музее РТ. Скатерть конечно фантастически красива! Вышивка!

9. Мечеть Кул-Шариф в обрамлении татарского орнамента.25х35 см

Национальные сувениры очень востребованы. Убедилась в этом, когда на территории музея-заповедника "Казанский кремль", в главной мечети Кул-Шариф проходила моя персональная выставка "Восточные мотивы в росписи на керамической плитке". Интерес был очень большой, благо, кураторы выставки постоянно продлевали ее, за что им отдельное спасибо. Ведь поток туристов с весны до осени просто огромен. И я рада, что мои работы "вписались" в общий колорит сувенирной продукции и что можно предложить что-то еще, кроме классического набора - чак-чака и тюбетеек.

Мои новые работы, представленные на очередной персональной выставке в мечети Кул Шариф "Переливы узоров" татарский орнамент, в 2013 году.

Зеркало "Татарское окошечко" , выполнено по мотивам домовой резьбы в татарских деревнях.

Зеркало "Татарские переливы"

Панно из плитки " Татарская песня". Надглазурная роспись, обжиг 830 С. 50 х 50 см

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830

Набор тарелок с татарским орнаментом

Набор тарелок с татарским орнаментом


Набор тарелок с татарским орнаментом

www.artflera.ru

Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

fb.ru

Татарские орнаменты и узоры фото


Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Конспект занятия " Стилизованный татарский орнамент. Панно"

Символика цвета костюма у татар

Кроме многообразия линий орнамента и создаваемых ими узоров, большую информацию несло в себе не только сочетание цветов на этих узорах, но и цвет самого фона, на котором они создавались. Прежде всего это связано с цветом деталей костюма, который никогда не был случайным, а часто говорил и о вероисповедании его владельца, и о его семейном положении, и о возрастной и социальной принадлежности, и о связи с определенными обрядовыми ситуациями, и о ступени, занимаемой в религиозной иерархии. Причем символика цвета связывала не только этно-генетически родственные народы, но и перенималась с веяниями новой культуры (например, влияние Византии на культуру Османской империи)12. Особенно явно эта граница цвета разделяет кочевые и земледельческие народы. И прежде всего это касается головных уборов и обуви — наиболее консервативной части костюма. Чаще всего это можно видеть на примере женского костюма.

Татарский орнамент

Различия в восприятии значения цвета у этносов, принадлежащих к культуре кочевников или земледельцев, в Крыму можно проследить на примере сравнения его использования в костюме ногайцев и степняков с костюмом горноприбрежной группы татар.

При этом любопытно провести аналогии с его восприятием в культуре народов, близких и к той, и к другой группе. Так, например, ногайцы и степняки имели очень много общего в этой области со ставропольскими "трухменами" и с кочевыми народами Северного Кавказа и Средней Азии. Так, Н.Ф. Дубровин (Дубровин, 1871, 280-281) писал в 1860-е годы, что у ногайцев очень большую роль в костюме играл красный цвет, в старину говоривший о родовитости, а позднее и о состоятельности его владельца. Постепенно отношение к этому цвету стало более демократичным, и в XIX в. его использовали уже часто просто как выделяющий праздничные ситуации.

Такую же трансформацию в отношении к красному цвету, но уже у народов адыгской группы отмечает и Л.В. Самарина (Самарина, 1996, 220). Женщины носили красного цвета рубаху, такого же цвета туфли, пояс и платье-бешмет. У девушек красное навершие имели шапочки. Мужчины носили красные сапоги, а на спинке у ворота верхней одежды — нашивку-оберег красного цвета. В основном одежду красного цвета носила молодежь. То же и у "трухмен", наголовные покрывала-"дастары" которых бывали обычно малинового или красного цвета (Володин, 1908, 38-39). С.Ш. Гаджиева пишет (Гаджиева, 1976, 128), что у ногайцев Северного Кавказа молодые женщины в старину носили платья-рубахи красного и малинового цветов, реже оранжевого (невольные аналогии с цветом платьев-рубах в костюме таджичек. — Л.Р.). Такого же цвета были и шальвары.

Позднее красный цвет был заменен на белый. Верхняя одежда молодых девушек тоже была красного цвета, но с годами цвета менялись (Гаджиева, 1976, 140). Сначала на синий, а затем, как и у туркмен и других народов Средней Азии (Сухарева, 1982, 87), — на желтый, а у совсем старых — на белый. В культуре многих народов красный цвет символизировал жизнь, плодородие, защиту, власть и богатство. У монгол он был символом покоряющей власти (Жуковская, 1988, 166), а у византийцев просто символом власти (Каждан, 1968, 165). Постепенно из подчеркивающего высокое происхождение носившего его владельца красный цвет превратился в символ радости и молодости и уже присутствовал в одежде как праздничный, принадлежащий в основном молодежи. Для определенных деталей одежды — в основном это курточки и фески, красный цвет был распространен и у горно-прибрежных татар.

Белый цвет у многих кочевых народов был символом траура. А в одежде пожилых женщин белый цвет говорил о выходе их из продуцирующего возраста и, таким образом, символизировал их очищение. Так, например, у ставропольских трухмен белые дастары носили женщины любого возраста во время траура, а пожилые носили их всегда (Володин, 1908, 38-39). Е.Н. Студенецкая, описывая костюм народов Северного Кавказа, отмечает, что белый цвет был характерен здесь для погребальной одежды, так как являлся символом чистоты (Студенецкая, 1989, 216). А Л.В. Самарина замечает, что как символ чистоты белый цвет был традиционен и для девичьих платков и шалей у тех же народов (Самарина, 1996, 219, 220). У монгол белый цвет означал покой, просветление и траур (Жуковская, 1988, 166). А в культуре Византии он символизировал спасение (Каждан, 1968, 165). Татарки любого возраста из горно-прибрежной группы носили наголовные покрывала не красного цвета, как это было принято у молодых степнячек, а белого, принятого у народов, входивших в Османскую империю (Racinet, 1995, 119; Брун, Тильке, 1996, 379, 389).

Кроме белого цвета, в среде кочевников в качестве траурного выступал и черный цвет. Так, у тех же трухмен мужчины во время траура по близким родственникам носили головные уборы черного цвета, а если это были дальние родственники, то черный заменялся зеленым или синим цветом. По словам Р.Г. Мукминовой, в XVI в. в Бухаре и Самарканде мужчины в знак траура повязывали голову синим тюрбаном и надевали синего цвета халаты (Мукминова, 1979, 76). Вообще известно, что у многих народов, в том числе и входивших в состав Османской империи, постепенно синий цвет заменялся на черный (Чепурина, 1935, 103; Нерваль, 1986, 23). В Византии черный цвет символизировал гибель (Каждан, 1968, 165), и, очевидно, с этим связана устойчивая христианская традиция воспринимать его как цвет траура.

Поскольку зеленый цвет у мусульман считался знаком особого отличия, то известно, что на многих землях, завоеванных турками, христианам запрещалось носить одежду (особенно головные уборы) зеленого цвета. В Византии же зеленый цвет означал смирение (Там же, 166). На Тибете зеленый цвет выражает божественную мудрость (Жуковская, 1988, 157), а в буддизме означает — "видящий то, что обладает смыслом" (Там же, 166).

Желтый цвет у монгол был символом благочестия и милосердия (Там же, 166). В Византии желтые сапожки символизировали путь, ведущий к божеству (Каждан, 1968, 165), а в Турции, по впечатлению Ж. де Нерваля, были знаком социального превосходства (Нерваль, 1986, 356). У народов Северного Кавказа (адыгской группы) желтого цвета обувь говорила о дворянском происхождении ее владельца (Самарина, 1996, 220). В Крыму их носили и мужчины, и женщины — это был самый распространенный цвет обуви у крымских татар. Интересно замечание Ж. де Нерваля, что в Турции в середине XIX в. вероисповедание каждого прохожего на улице можно было определить по цвету обуви: турки носили обувь желтого цвета, армяне — красного, греки — синего, а евреи — черного (Нерваль, 1986, 356).

Как итог вышеизложенного можно сделать вывод, что часто одни и те же цвета у народов с различными этническими корнями, культурными и историческими традициями несли в себе очень близкую символику. А самая значительная разница в восприятии цвета проявилась у народов, принадлежавших или к кочевой, или к земледельческой культуре. Правда, постепенно эти различия стирались, что было связано с изменением образа жизни (в основном у кочевых народов). Менее явно разница в отношении к цвету прослеживается на основе деления по конфессиональной принадлежности.

lezgidin.ru

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Напевы волжских узоров...

Орнамент – красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним.

Давайте изучим наш орнамент – татарский – вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.

– Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?

Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нём окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.

Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар

После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона. В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения, лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпан, куст караганника, изображения диких гусей и т.д. 

В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных – льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы – драконы, сфинксы, двуглавые птицы. В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен – предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало своё влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.

В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей.

Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов.

У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама.

Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг.

В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.

– А арабские геометрические мотивы?

Так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.

Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама. А у татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.

– В какой форме орнамент присутствует в жизни сегодня?

Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).

Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотными нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы...

Продолжение следует.

Беседовала Гузель Ибрагимова

* авторские права защищены

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Конспект занятия " Стилизованный татарский орнамент. Панно"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна»);

  • активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

  • закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

  • обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации;

  • освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

  • повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

  • способствовать развитию художественного вкуса;

  • развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

  • воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

- Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический». Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.


«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.


- Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

- Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

- У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор(цветок, листок)

- Как называется этот цветок? (Тюльпан)

- Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

- Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей. 

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

- Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

- Понравилось ли вам занятие?

- Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»

multiurok.ru

Татарские орнаменты

Слайдшоу Татарские орнаменты

Татарский национальный орнамент

Сборник татарских орнаментов в рукодельных изделиях.

Если ювелирное искусство татар принадлежит исключительно профессионалам, которые занимались этим делом, как специалисты, то область рукоделия считается издавна подлинным художеством татарской семейной женщины. Татарки большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работы очень красивы. Татарок учат шитью, вышиванию ичигов и тюбитеек со всеми по азиатскому вкусу узорами, орнаментами. Татары любят рукоделие, вышивают онучи, полотенца, кукряки, нагрудники, ткут скатерти, знают сафьянную работу, вышивают золотом и серебром.
Вышивки по большей части исполняются тамбуром, и композиция узора состоит из мотивов растительного царства, вышивают шелками, золотом, серебром и гарусом. Любимыми тонами являются: зеленые, желтые, синие и красные цвета. Красивы и молитвенные коврики - намазлыки, вышитые гарусом в очень сочных и ярких тонах импрессионистического колорита.
Со времен волжских болгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста "древа жизни" и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света. Тюльпан один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте, являлся символом возрождения.

Смотри также:  Сборник онлайн раскрасок Татарский орнамент

Объем: 37 шт.

Формат: JPG

Размер: 5,28 Mb

 Татарские орнаменты

rinfom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *