Три кита в музыке марш песня танец – , , . , – .
Три кита в музыке | Музыкальный класс
Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством. К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать.
Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.
Первый кит: Песня
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Второй кит: Танец
Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.
Третий кит: Марш
Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Впервые встречается в трагедиях древней Греции в качестве аккомпанемента сопровождающего выход на сцену актёров. С маршами, различными по настроению: весёлыми и бодрыми, праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие моменты из жизни человека. Из беседы композитора Д. Д. Кабалевского «О трёх китах в музыке» можно сделать вывод по поводу характера марша, а именно, у каждого отдельного произведения этого жанра абсолютно свой характер, не похожий на другие.
Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.
Автор – Станислав Колесник
И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:
music-education.ru
Встреча в музыкальной гостиной “Три кита в музыке”
Встречи в музыкальной гостиной
«Три кита в музыке»
Задачи:
Обучающая – осознание детьми трех основных, широко распространенных жанров в музыке (песня, танец, марш)
Развивающая – развитие умения определять на слух основные жанры музыки; развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.
Воспитывающая – воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.
Музыкальный материал:
Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.
Слайд№1
М.Р. Льется музыка рекой.
Вьется нотною строкой,
Захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук… К.Ибряев
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной. Раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались, вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали свои выставки.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы отправиться в путешествие по океану музыки. А вы знаете, кто создает музыку?
(композитор) Слайд №2 А что с ней происходит дальше? Что нужно, чтобы музыка ожила? (дети отвечают: «ее нужно исполнить, нужен исполнитель») Слайд№3 А исполняется музыка для того, кто ее будет … слушать. А как мы называем таких людей? (дети отвечают – «слушатели») Слайд№4 Посмотрите на слайд и найдите на картинке композитора, исполнителя и слушателя (дети находят и определяют) Итак, ребята, без композитора и исполнителя и слушателя музыка жить не может. Как вы думаете, чтобы стать композитором, надо учиться? Конечно, это вопрос не вызывает никаких сомнений, а для того чтобы стать исполнителем? (тоже надо учиться). Но для того, чтобы научиться слушать музыку, полюбить и понимать ее – тоже надо учиться.
Слайд №5 Сейчас я расскажу вам легенду о сотворении нашей земли и о трех китах.
Давным-давно, очень много лет назад, люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой они живут. Они еще не знали, что Земля похожа на что? (дети: «шар») Земля похожа на шар, но древние люди не знали об этом. Слайд №6 Они думали, что Земля похожа на большой круг, со всех сторон окруженный морями и океанами. А чтобы круг не упал, держат его три огромных, могучих кита. О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали ее ученые-музыканты. Музыка тоже держится на трех китах и плавают они в океане музыки. Что же это за «три кита», спросите вы? Самое интересное, что они вам хорошо знакомы. Послушайте музыкальное произведение, подумайте и скажите, что это за музыка?
Звучит песня «Песенка моя»
Слайд №7 Так вот первый «кит» – основной жанр – песня.
Слайд №8 Песни бывают разные по настроению, но для них характерна мелодичность, напевность. Чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споем.
Исполнение песни «Песенка моя»
А теперь послушаем другую музыку. Это будет наш второй «кит»
Звучит «Вальс»
(дети: «звучит вальс, музыка плавная, нежная»)
Слайд №9 Второй наш «кит» – танец.
Танец-кит пустился в пляс.
И развеселил он нас.
Ну, давай, скорей пляши,
Веселится от души! (М.Тимофеева)
Слайд №10 Танцы тоже бывают разные, их огромное множество, но для музыки характерна танцевальность.
А сейчас мы будем танцевать,
Друг друга на танец приглашать!
Танец «Приглашение» (укр. нар. мелодия)
А теперь пришло время встретиться с третьим «китом». Его вы узнаете тоже без труда.
Звучит «Солдатский марш» Муз. Р.Шумана
(дети: «это марш», музыка четкая, ритмичная»)
Слайд №11 Марш – третий наш «кит».
Открывайте ворота
И встречайте марш-кита.
Это четкий, мерный ритм,
Не дает скучать, бодрит. (М.Тимофеева)
Слайд №12 Марши тоже бывают разные, но для них характерен четкий ритм, поступь.
Давайте попробуем пошагать под эту музыку, а ритмичное звучание барабанов добавит нам четкости в наших движениях.
(дети шагают в характере музыки, 2-3 ребенка играют на барабанах)
Слайд 13 Вот видите, все «три кита» – три жанра музыки нам с вами хорошо знакомы. Давайте, еще раз их назовем (дети называют вместе с педагогом: первый «кит» – песня, второй – танец, третий – марш)
Слайд №14 А сейчас вам задание: посмотрите на слайде и определите музыкальные жанры по движениям животных.
(дети выполняют задание)
Слайд №15 Посмотрите и определите музыкальные жанры по фотографиям на слайде. (дети выполняют задание)
Ребята, как вы думаете, какой из жанров самый главный?
(ответы детей)
Слайд №16. Песня – самый важный и самый главный «кит». Песня всегда мелодия, а мелодия –“душа музыки”, в том числе и танцевальной, и маршевой. Почти любой танец и марш можно спеть или напеть.
Слайд№ 17 Все «три кита» дружат между собой и дополняют друг
друга. Так под ритмичную маршевую песню удобно шагать, например, песня «Зарядка». А под плясовую «По малину в сад
пойдем» хочется пуститься в пляс.
Хоровод «По малину в сад пойдем»Итак, давайте вспомним, к то нужен, чтобы музыка получилась? (композитор, исполнитель и слушатель) Настоящей музыка становится тогда, когда она написана, исполнена и услышана.
Какие основные жанры в музыке существуют? (песня, марш, танец)
infourok.ru
Три кита в музыке: песня, танец, марш
Ответь на вопросы:
Из чего состоит музыка? Напиши: композитор,………………………………………………………
Какие 3 кита ты знаешь? Выбери правильный ответ:
А) Песня, танец, музыка
Б) Песня, танец, марш
В) Мелодия, танец, марш
Вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка – это____________Какие бывают марши? Напиши ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Какие бывают песни? Напиши_____________________________________________________
Что важно для кита «Песня»? _____________________________________________________
Ответь на вопросы:
1. Из чего состоит музыка? Напиши: композитор,………………………………………………………
2.Какие 3 кита ты знаешь? Выбери правильный ответ:
А) Песня, танец, музыка
Б) Песня, танец, марш
В) Мелодия, танец, марш
3.Вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка – это____________
4.Какие бывают марши? Напиши ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5.Какие бывают песни? Напиши_____________________________________________________
6.Что важно для кита «Песня»? _____________________________________________________
Ответь на вопросы:
1.Из чего состоит музыка? Напиши: композитор,………………………………………………………
2.Какие 3 кита ты знаешь? Выбери правильный ответ:
А) Песня, танец, музыка
Б) Песня, танец, марш
В) Мелодия, танец, марш
3.Вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка – это____________
4.Какие бывают марши? Напиши ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5.Какие бывают песни? Напиши_____________________________________________________
6.Что важно для кита «Песня»? _____________________________________________________
Ответь на вопросы:
1.Из чего состоит музыка? Напиши: композитор,………………………………………………………
2.Какие 3 кита ты знаешь? Выбери правильный ответ:
А) Песня, танец, музыка
Б) Песня, танец, марш
В) Мелодия, танец, марш
3.Вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка – это____________
4.Какие бывают марши? Напиши ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5.Какие бывают песни? Напиши_____________________________________________________
6.Что важно для кита «Песня»? _____________________________________________________
videouroki.net
Конспект по музыке “Три кита в музыке-песня,танец,марш”
Музыка Урок 1
Тема: Три кита в музыке – песня, танец, марш.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки, учить различать танцевальность, маршевость и песенность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш» (слушание), записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание).
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с уроков прошлого учебного года:
Р. Шуман «Весёлый крестьянин»,
Э. Машковская «Жила была работа»,
З. Левина «Кап-кап-кап» …
Цель: вспомнить, что музыка может не только выражать, но и изображать.
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыки Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
разучивание песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
Итог урока:
Музыка Урок 2
Тема: Марш .
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять маршевость в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений С. Чернецкого «Марш», М. Блантера «Футбольный марш», П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание), песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки прошлого урока:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока: Три кита в музыке – песня, танец, марш .
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыки С. Чернецкий «Марш», М. Блантер «Футбольный марш», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
слушание песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Итог урока:
Музыка Урок 3
Тема: Танец.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевалдность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька», а также разучить песню Герчик «Осень».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока: Три кита в музыке – песня, танец, марш .
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыки П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька»
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: разучивание песни Герчик «Осень».
Итог урока:
Музыка Урок 4
Тема: Танец. Знакомство с танцами: полонез, мазурка, менуэт.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевалдность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Шопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт»
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька»
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыки Шопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт».
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: песни Герчик «Осень».
Разучивание осенних песен.
Итог урока:
Музыка Урок 5 (1) начало
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков:
Шопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт».
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: осенних песен
Разучивание: Бетховен «Сурок»
Итог урока:
Музыка Урок 6 (2)
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки: осенние песни русских и советских композиторов
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: Герчик «Осень», «Овощи», «Наступила осень»
Итог урока:
Музыка Урок 7 (3) окончание
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведения А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Разучивание: песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки: песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пение песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Итог урока:
Музыка Урок 8
Тема: Киты встречаются вместе.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевальность, маршевость и песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений П.И. Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро», русская народная плясовая песня «Камаринская».
Пение: песни Дунаевского «Моя Москва»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов
2.Постановка цели урока
3.Слушание: МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки: произведений П.И. Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро», русская народная плясовая песня «Камаринская».
5. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пение песни Дунаевского «Моя Москва»
Итог урока:
Музыка Урок 9
Тема: Обобщение по теме «Три кита в музыке – песня, танец, марш».
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевальность, маршевость и песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений П.И. Чайковского, Шопена, Бетховена, Д.Б. Кабалевского и др…
Пение: песни Д.Б. Кабалевского «Школьный вальс», А. Островского «Пусть всегда будет солнце», Герчик «Осень» и др…
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов, А. Островского «Пусть всегда будет солнце»
2.Постановка цели урока
3. Пение песен разученных на уроках при изучении темы
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Итог урока:
Музыка Урок 10
Тема: Введение в тему «О чём говорит музыка?»
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народноы песни «Калинка».
Пение: белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов, А. Островского «Пусть всегда будет солнце»
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: Л. В. Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пение : белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Итог урока:
Музыка Урок 11
Тема: Что выражает музыка?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной плясовой песни «Калинка».
Пение: белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: Л. В. Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»и плясовой русской народной песни «Калинка»
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может выражать настроение.
Исполнение : белорусской народной песни «Перепёлочка»
Итог урока:
Музыка Урок 12
Тема: Как музыка выражает черты человеческого характера?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений Д.Б. Кабалевского «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
Разучивание и пение: «Ты, да я, да мы с тобой»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Л. В. Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»и плясовой русской народной песни «Калинка»
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: Д.Б. Кабалевского «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может выражать настроение и характер человека.
Разучивание и исполнение : песни «Ты, да я, да мы с тобой»
Итог урока:
Музыка Урок 13
Тема: Может ли музыка что-нибудь изображать?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»
Исполнение: «Ты, да я, да мы с тобой»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Д.Б. Кабалевского «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать поведение различныхживотных.
Исполнение : песни «Ты, да я, да мы с тобой»
Итог урока:
Музыка Урок 14
Тема: Может ли музыка что-нибудь изображать?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений М. Глинка «Попутная песня»
Исполнение: новогодние песни
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: М. Глинка «Попутная песня»
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека .
Разучивание и исполнение : новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 15
Тема:Как музыка рисует портреты детей?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений М. П. Мусоргский цикл «Детская»
Слушание: Д.Б. Кабалевский «Алёшенька»
Исполнение: новогодние песни
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. Глинка «Попутная песня»
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: М. П. Мусоргский цикл «Детская», Д.Б. Кабалевский «Алёшенька»
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека .
Исполнение : новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 16
Тема: Обобщение по теме «О чём говорит музыка?»
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка». .
Слушание:
Исполнение: новогодние песни
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно.
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно по желанию детей
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека, «рисовать» картины природы .
Исполнение : новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 17 (вариант 1)
Тема: Введение в тему «Куда ведут нас три кита?»
Цель: Знакомство в крупными жанрами: опера, балет, симфония;
– способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей», фрагмент балета «Щелкунчик», фрагмент оперы «Орфей» «Миф об Орфее» и др…
Слушание:
Исполнение: новогодние песни
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно.
2.Постановка цели урока
3. Слушание музыки: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно по желанию детей
4. Беседа после прослушивания (применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может рассказать о настроении человека, его характере, о человеке, который эту музыку сочинил. Она может изобразить различное движение. Музыка очень разнообразна, разножанрова.
Исполнение : новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 17 (вариант 2)
Тема: Введение в тему «Куда ведут нас три кита?»
Цель: создание условий для повторения материала первого полугодия, подготовки восприятия нового материала четверти по теме «Куда ведут нас «три кита»?
Задачи:
1. Вспомнить и закрепить понятия «марш, танец, песня – простые жанры музыки.
2. Восстановить после каникул основные навыки вокально-хорового пения: правильная посадка, пение по руке дирижёра, спокойное, короткое дыхание носом, пение без крика, выстраивание унисона.
3. На примере музыки Д. Кабалевского, М.Коваля показать важность дружелюбных взаимоотношений. Продолжить знакомство с произведениями П.И. Чайковского.
^ Подготовка к уроку: портреты Д.Б. Кабалевского, П.И. Чайковского, М. Коваля; таблички с терминами (марш, песня, танец, опера, симфония, жанр), таблички с названиями произведений, пластинки.
Конспект урока.
Перед началом урока организовать построение детей у кабинета. Задание на вход: выполняя движение шага, услышать в конце музыкального построения точку – остановиться. (Хор козлят из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят»)
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас отдохнувшими, посвежевшими. Наверно, вы хорошо провели каникулы?!
– Повстречались ли вы в каникулы с музыкой?
Беседа с детьми:
– Какой праздник? Красивая ли ёлка?
– какая по настроению музыка звучала на празднике? Почему? Что выражала музыка?
– А что музыка может изображать? (движение вверх-вниз, по кругу, движение конницы, звучание музыкальных различных инструментов, озвучивать картины природы и т.д.).
– Мне хочется вспомнить небольшую попевку «Мы шагаем», рисующую движение мелодии вверх-вниз. Мелодия может двигаться вверх-вниз, а может стоять на месте. Следим за основным движением мелодии.
Исполнение попевки «Мы шагаем» в нескольких вариантах построения мелодии. Обращаем внимание на правильную певческую посадку, следим за правильным
формированием звука (без форсирования), выстраиваем унисон, пробуем вариант простого двухголосия – пение по группам.
– А теперь проведём небольшой необычный диктант: я хлопаю знакомую вам мелодию, а вы должны угадать, что это за музыкальное произведение.
– Узнали? А так? (хлопаю и пою)
Исполнение и работа над ритмическим двухголосием
в попевке «Разные ребята».
– О чём рассказала нам эта музыка? О разных ребятах.
– А что же у них разного? Характер.
На протяжении всего начала урока мы были исполнителями. А кто ещё нужен, чтобы получилась музыка? (композитор, слушатель)
– А кто такой композитор? А слушатель?
Посмотрим, не разучились ли вы быть внимательными слушателями и слушать музыку «затаив дыхание». Сели удобно. Задание:
Внимательно послушать музыкальное произведение, название которого я вам не назову.
Вслушайтесь, попытайтесь определить, сколько действующих лиц.
Слушание «Упрямого братишки» Д. Кабалевского.
Беседа.
– Понравилась музыка?
– Сколько действующих лиц? (два)
– Похожи они? (нет)
– В чём разница? (в характерах)
– А эта музыка рисует внешний вид героев – одежду, рост, цвет глаз? Нет.
Правильно, музыка рассказывает нам о характерах героев («уговаривающая» мелодия и резкие «отнекивающиеся» интонации).
– Давайте ещё раз послушаем эту интересную пьесу русского композитора Д. Б. Кабалевского (портрет) и попробуем подобрать такие движения рук, которые верно передадут характер каждого действующего лица.
Повторное слушание «Упрямого братишки».
– Каковы ваши новые впечатления от прослушанной музыки?
– Они изменились? Да.
– Что мы можем сказать о движениях, которые вы подобрали?
Они разные.
– Как звучат музыкальные характеристики героев –
одновременно или по очереди? Сначала – по очереди, а
затем – вместе.
– Почему? Потому что – ссора.
– А сразу ссора? Нет, сначала разговор спокойный, тихий.
– Так почему ссора? Потому что кто-то всё время упрямился
(повтор одного и того же звука).
Итак, музыка может рассказать не просто о человеческих характерах, но и передать их взаимоотношения.
Какая волшебница музыка! Помните, на первом уроке я сказала, что музыка может о многом поведать нам, если её внимательно слушать. Не зная названия этого музыкального произведения Кабалевского, вы определи главное действие – ссора, спор. А примирение в конце вы услышали? К сожалению, примирения нет. Эта музыка очень интересна и называется «Упрямый братишка». А вам бы хотелось, чтобы этот братишка дружил бы со всеми? Да.
– А в этой музыке ссорятся или дружно живут?
Исполнение в записи хора козлят из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
– Дружат. А как вы догадались? ( по настроению –
весёлое, задорное)
– Что это за жанр? (Песня – танец)
– А вы чувствуете присутствие ещё одного жанра?
(Маршевые интонации)
Разучивание маршевой интонации, затем – танцевальной и песенной.
– Что за таинственные буквы у меня на доске? В, Б, Т, Б, М, Д (имена козлят)
Музыка, которая будет звучать на выход, написана уже известным вам композитором. Попробуйте назвать фамилию композитора. Я наиграю несколько его произведений. (Вальс из «Спящей красавицы», «Марш деревянных солдатиков»)
– Да, это русский композитор П.И. Чайковский (портрет).
А сейчас прозвучит ещё одно его произведение.
^ Звучит в записи «Марш» из III части 2-ой симфонии.
– Что это за жанр? Как вы догадались? (назвать признаки марша).
«Продирижируйте» ногами этот марш. Обратите внимание,
что есть вступление. Молодцы!
Вывод: Музыка может рассказать о настроении человека, его характере, о человеке, который эту музыку сочинил. Она может изобразить различное движение. Музыка очень разнообразна, разножанрова.
Сегодня на уроке хорошо работали:………………………………………….
Хотя я думаю, знаю, что оценка не самое главное в нашем уроке.
Выход: «Марш» из симфонии №2 П.И. Чайковского.
infourok.ru
Три кита в музыке – песня, танец, марш. — КиберПедия
Музыка Урок 1
Тема: Три кита в музыке – песня, танец, марш.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки, учить различать танцевальность, маршевость и песенность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш» (слушание), записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание).
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с уроков прошлого учебного года:
Р. Шуман «Весёлый крестьянин»,
Э. Машковская «Жила была работа»,
З. Левина «Кап-кап-кап» …
Цель: вспомнить, что музыка может не только выражать, но и изображать.
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиРахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
разучивание песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
Итог урока:
Музыка Урок 2
Тема: Марш .
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять маршевость в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений С. Чернецкого «Марш», М. Блантера «Футбольный марш», П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание), песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки прошлого урока:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока:Три кита в музыке – песня, танец, марш .
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиС. Чернецкий «Марш», М. Блантер «Футбольный марш», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
слушание песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Итог урока:
Музыка Урок 3
Тема: Танец.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевалдность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька», а также разучить песню Герчик «Осень».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока:Три кита в музыке – песня, танец, марш .
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиП.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька»
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: разучивание песни Герчик «Осень».
Итог урока:
Музыка Урок 4
Тема: Танец. Знакомство с танцами: полонез, мазурка, менуэт.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевалдность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Шопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт»
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька»
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиШопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт».
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: песни Герчик «Осень».
Разучивание осенних песен.
Итог урока:
Музыка Урок 5 (1)начало
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков:
Шопена «Полонез ля мажор», «Мазурка», Моцарт «Менуэт».
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыкиБетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: осенних песен
Разучивание: Бетховен «Сурок»
Итог урока:
Музыка Урок 6 (2)
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
Разучивание осенних песен.
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня».
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки:осенние песни русских и советских композиторов
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: Герчик «Осень», «Овощи», «Наступила осень»
Итог урока:
Музыка Урок 7 (3)окончание
Тема: Песня.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять песенность музыкальных произведений
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведения А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Разучивание: песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки:песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пениепесни А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Итог урока:
Музыка Урок 8
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей,
4. Слушание музыки:произведений П.И. Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро», русская народная плясовая песня «Камаринская».
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пениепесни Дунаевского «Моя Москва»
Итог урока:
Музыка Урок 9
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов, А. Островского «Пусть всегда будет солнце»
Постановка цели урока
3. Пениепесен разученных на уроках при изучении темы
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Итог урока:
Музыка Урок 10
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Сурок», Тома «Вечерняя песня», осенние песни русских и советских композиторов, А. Островского «Пусть всегда будет солнце»
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:Л. В.Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Разучивание и пение: белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Итог урока:
Музыка Урок 11
Тема: Что выражает музыка?
Цель: способствовать формированию восприятия музыки;
– способствовать развитию у учащихся образного мышления через слушание музыки;
– сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека;
– способствовать формированию у учащихся интереса к музыке через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной плясовой песни «Калинка».
Пение: белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка».
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:Л. В.Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»и плясовой русской народной песни «Калинка»
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может выражать настроение.
Исполнение: белорусской народной песни «Перепёлочка»
Итог урока:
Музыка Урок 12
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Л. В.Бетховена «Весёлая», «Грустная», «Марш»и плясовой русской народной песни «Калинка»
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:Д.Б. Кабалевского «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может выражать настроение и характер человека.
Разучивание и исполнение: песни «Ты, да я, да мы с тобой»
Итог урока:
Музыка Урок 13
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Д.Б. Кабалевского «Три подружки»: «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать поведение различныхживотных.
Исполнение: песни «Ты, да я, да мы с тобой»
Итог урока:
Музыка Урок 14
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:М. Глинка «Попутная песня»
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека .
Разучивание и исполнение: новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 15
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. Глинка «Попутная песня»
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:М. П. Мусоргский цикл «Детская», Д.Б. Кабалевский «Алёшенька»
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека .
Исполнение: новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 16
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно.
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно по желанию детей
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может изображать не только поведение животных, но и настроение человека, «рисовать» картины природы .
Исполнение: новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 17 (вариант 1)
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков: М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно.
Постановка цели урока
3. Слушание музыки:М. П. Мусоргского цикл «Детская», М. Глинка «Попутная песня», Камиль Сен-Санс «Карнавал животных, Д.Б. Кабалевского «Три подружки», Бетховен «Весёлая», «Грустная», «Марш», белорусской народной песни «Перепёлочка» и русской народной песни «Калинка»- выборочно по желанию детей
4. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыка может рассказать о настроении человека, его характере, о человеке, который эту музыку сочинил. Она может изобразить различное движение. Музыка очень разнообразна, разножанрова.
Исполнение: новогодних песен
Итог урока:
Музыка Урок 17 (вариант 2)
Музыка Урок 1
Тема: Три кита в музыке – песня, танец, марш.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки, учить различать танцевальность, маршевость и песенность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш» (слушание), записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание).
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с уроков прошлого учебного года:
Р. Шуман «Весёлый крестьянин»,
Э. Машковская «Жила была работа»,
З. Левина «Кап-кап-кап» …
Цель: вспомнить, что музыка может не только выражать, но и изображать.
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиРахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
разучивание песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
Итог урока:
Музыка Урок 2
Тема: Марш .
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять маршевость в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений С. Чернецкого «Марш», М. Блантера «Футбольный марш», П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», записи русской народной песни «Во поле берёза стояла» и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» (разучивание), песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки прошлого урока:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока:Три кита в музыке – песня, танец, марш .
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиС. Чернецкий «Марш», М. Блантер «Футбольный марш», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»
и песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»
слушание песен Дунаевского «Моя Москва», и Струве «Моя Россия»
Итог урока:
Музыка Урок 3
Тема: Танец.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки; учить определять танцевалдность в музыкальных произведениях
Виды деятельности: слушание, пение.
Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей, а так же произведений П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька», а также разучить песню Герчик «Осень».
Ход урока
1.Актуализация:
Слушание музыки с прошлых уроков:
Рахманинова С.В. «Итальянская полька» и Прокофьева С.С. «Марш»
Цель: вспомнить тему прошлого урока:Три кита в музыке – песня, танец, марш .
Постановка цели урока
3.Слушание:МР3 диск с записью урока Д.Б. Кабалевского для детей.
4. Слушание музыкиП.И. Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица», Рахманинова С.В. «Итальянская полька»
5. Беседа после прослушивания(применение полученных знаний)
Вывод: Музыкальные произведения делятся на три группы: танцевальные, песенные, маршевые.
Пение: разучивание песни Герчик «Осень».
Итог урока:
Музыка Урок 4
cyberpedia.su
«Три кита» в музыке песня, танец и марш
скачать2КЛАСС
I четверть.
Тема: «Три кита» в музыке – песня, танец и марш.
ПЕСНЯ—это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песни бывают разные по характеру и исполнению. Бывают как со словами, так и без слов.
ТАНЕЦ – это музыка, под которую танцуют. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Название некоторых из них:
-
ВАЛЬС -
ГАЛОП -
ПОЛЬКА -
ТРЕПАК -
ХОРОВОД
МАРШ – от французского слова (marche) – ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю.
Марши бывают:
-
торжественные -
военно-строевые -
походные -
спортивные -
детские -
похоронные
При всем разнообразии маршей им присущи общие черты. Это, прежде всего, двух или четырехдольный тактовый размер и четкий ритм шага.
Музыка может выражать и изображать,
Музыка выражает:
Характер
Чувства
Мысли
Настроение
Музыка изображает все, что находится в движении.
Постепенно знакомить детей с музыкальной грамотой и музыкальной терминологией.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:
-
ДИНАМИКА -
РИТМ -
РЕГИСТР -
ТЕМП -
ТЕМБР -
ЛАД
МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения».
ДИНАМИКА – сила звука.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ
p – piano (пиано) – тихо;
f – forte (форте) – громко;
РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний.
ТЕМП – скорость движения музыки.
В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.
ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса
человека.
ЛАД
Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.
Минор – грустный, печальный, темный лад.
II четверть
Тема: «О чем говорит музыка»
Музыка выражает и изображает.
Музыка может выражать:
-
Характер -
Чувства -
Мысли -
Настроение.
Музыка может изображать все, что находится вокруг нас в движении.
Постоянно закреплять названия и определения музыкальных терминов.
III четверть
Тема: «Куда ведут нас «Три кита»
Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки. Раскрываются ворота, ведущие в оперу, симфонию, концерт и балет.
ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Музыка в опере раскрывает характер главных героев, передает их мысли, чувства, переживания. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор и симфонический оркестр. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо. В зависимости от содержания, оперы бывают сказочные, лирические, комические, героические.
СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части – классическая.
КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента.
БАЛЕТ – от итальянского слова (balletto) – танец. Балет – это музыкальный спектакль, где все герои танцуют. Балет – это мир танцевальных движений, жестов, мимики. Самое главное в балете – союз танца и музыки.
На обобщающем уроке закрепить понятие того, что и в симфонии, и в опере, и в балете мы можем встретиться со всеми «тремя китами». Но в симфонии это, как правило, песни, которые никто не поет, танцы, которые никто не танцует, и марши, под которые никто не марширует. В балете танцы танцуют, под марши маршируют («танцевально»), песни почти никогда не поют. В опере песни всегда поют, танцы танцуют, под марши маршируют.
IV четверть
Тема: «Что такое музыкальная речь»
Все уроки в этой четверти должны сопровождаться простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия. Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строит музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими, ускоряющимися и замедляющимися, движущимися вверх и вниз и т.д.
Закреплять понятия:
-
Солист, хор. -
Высокий и низкий регистры. -
Простые формы музыкальных произведений (одночастная, двухчастная и трехчастная). -
Значение тембра в музыке. -
Знакомство с инструментами симфонического оркестра.
Солист – исполнитель сольной партии в музыкальных произведениях для какого-то инструмента или голоса. Соло – от итальянского слова (solo), что означает один, единственный.
Хор – это коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для коллектива. Хор – от греческого слова (choros), что значит толпа, собрание. Хоры могут быть разными по составу: мужской, женский, смешанный, детский. Хоровые коллективы отличаются друг от друга по своей манере исполнения: академический, народный.
РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
Особенности построения (формы) музыки.
Простая форма может быть:
-
Одночастной -
Двухчастной -
Трехчастной
Одночастной формой называется форма, которая содержит один музыкальный образ, и нет контрастного образа. Это те песни и музыкальные произведения, которые написаны в едином, не изменяющемся характере: «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и др.
Двухчастной формой называется форма, которая содержит две части, и они контрастны. Это те песни и музыкальные произведения, состоящие из заметно отличающихся друг от друга частей: «Монтер», «Калинка» и др.
Трехчастной формой называется форма, которая содержит три части, первая и последняя части похожи друг на друга, а средняя часть контрастна им. Это произведения: «Танец с кубками», «Веселая. Грустная», где средняя часть резко отличается от первой и третьей части.
Значение тембра в музыке.
ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр – от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.
Инструменты симфонического оркестра.
На примере симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
Струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Духовые деревянные инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот.
Духовые медные инструменты: труба, валторны.
Ударные инструменты: большой барабан, литавры.
СЛОВАРЬ
Эмоционально-образного содержания музыки.
ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:
РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ
ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ
ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ
ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ
ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ
ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ
БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ
СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ
ЗАБАВНАЯ
РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:
ПРЫГУЧАЯ
СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ
СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ
СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ
ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ
УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ
СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:
ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ
ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ
НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ
УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ
МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ
ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ
ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ
НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ
ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ
ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ
МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:
БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ
БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ
СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ
ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ
РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ
СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ
БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ
ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ
ВОЕННАЯ
СОЛДАТСКАЯ
СУРОВАЯ
СТРОГАЯ
УВЕРЕННАЯ
ХРАБРАЯ
ТВЁРДАЯ
скачать
nenuda.ru
“Три кита в музыке” – музыка, презентации
Цель: формирование у детей представление о музыкальных жанрах
Задачи: – познакомить учащихся с простыми и доступными музыкальными жанрами: « Песня, Танец, Марш»
– развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, мышление, память, воображение и фантазию;
– воспитывать интерес и любовь к музыки, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся.
Просмотр содержимого документа
«”Три кита в музыке”»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Дом детского творчества №1» г. Мариинска
Три кита в музыке
Занятие музыка для детей 5-6 лет
Автор: Шанда Марина Александровна,
Педагог дополнительного образования

Три кита в
музыке

Особо одарённый природой человек, который может и любит сочинять музыку ?
КОМПОЗИТОР

Как называют людей, которые поют или играют на музыкальных инструментах?
ИСПОЛНИТЕЛИ

Найдите на картинках того, кто сочиняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

Найдите на картинках того, кто исполняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

Найдите на картинках того, кто слушает музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

“ Земля стоит на трех китах ” – считали раньше люди. Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим! На марше, танце, и на песне. Она стоит века, И мы с мелодиями вместе, Идем в руке рука”.

«Три кита»
в музыке –
– песня,
– танец,
– марш.

МАРШ

Что такое марш?
Марш – это
ходьба под музыку,
четкие движения…

Давайте вспомним какие марши вы знаете?
Детский
Военный
Спортивный
Праздничный

ТАНЕЦ

Что такое танец?
Танец – это
движение
под музыку…

Как можно танцевать?
Парами
Ансамблем
Солистом

Назови какие виды танца ты знаешь?
ВАЛЬС
Ча ча ча
Танго
ПОЛЬКА
Галоп

Песня

Что такое песня?
Песня – это
звучание музыки
и слов…

Песни делятся на две категории:
Народные песни
Композиторские
песни

Характер у песен бывает разный:
Грустный
Задумчивый
Добрый
Шутливый
Веселый
Злой

Послушай внимательно и угадай, где звучит «кит марш», «кит танец» и «кит песня»?

Что такое три «кита» в музыке?
Это три основы, на которых строится вся музыка:
Песня ,
Танец
и Марш .

Список используемых источников
Литература
- Бочкова И.В., Использование ИКТ на уроках музыки. 2011 г.
Интернет-источники:
- Три кита в музыке http:// www.ikt.oblcit.ru/205/Maikovskaya/p3aa1.html
- Уроки музыки http:// festival.1september.ru/articles/subjects/14
Источники иллюстраций:
- Картинки из личного архива
kopilkaurokov.ru