Урок наречие 4 класс – Урок русского языка по теме “Наречие”, 4-й класс

Урок русского языка по теме “Наречие”, 4-й класс

Разделы:
Начальная школа




Цель:

  • познакомить учащихся с наречием как частью
    речи; учиться упражняться находить наречия в
    тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и
    определять каким членом предложения они
    являются;
  • развивать мышление, формировать учебные умения
    и навыки.






    Учитель:Дети:
    Руки –на месте,
    Ноги –на месте,
    Локти –у края
    Спина –прямая!

Итак, урок русского языка.


Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике
русского языка в 3 классе. Будем учиться находить
эту часть речи, задавать к ней вопросы и
определять каким членом предложения является.


– Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим
пройденное.


I.  Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите
известные части речи, назовите их.


Было тихо, очень тихо:

Тихий час теней…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал.


В. Орлов.


– Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот,
поросенок — это имена существительные)


– Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода,
изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)


– Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал,
хрюкал — это глаголы)


– Назовите признаки глаголов.

(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют
3 наклонения)


– А прилагательное есть?

(тихий — имя прилагательное)


– Назовите признаки имен прилагательных.

(изменяются по родам, по падежам).




II. Знакомство с наречием.



– Вот мы с вами и определили тему урока:


Наречие (открываю табличку Наречие).


Какая особенность слов?


– На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?)
(открываю вопросы)


– Попробуем изменить слово по падежам.


И. п. есть кто? что? тихо.

Р. п. нет кого? чего? тихо.

П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.


– изменяется по падежам? (нет).

– – Попробуем изменить слово тихо по лицам.


Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо


– – изменяются по лицам? (нет).


См. Приложение 1.


Не изменяются никак —- неизменяемые
слова.
(открываю табличку неизменяемая часть
речи)


– Какая часть слова указывает на изменяемость
слов?

(окончание)


– Что такое окончание?

(изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении
)


– Какая часть слова служит для образования
новых слов?

(приставка, суффикс)


– Какие знаете суффиксы?

(у существительных, прилагательных, глаголов)


– В наречиях тихо, темно суффикс О.

Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)


– Суффикс доказывает, что наречие —
неизменяемая часть речи.


Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!


III . Выделение наречий.


– Прочитайте предложения левого и правого
столбика



– С какой частью речи связано? От какого слова
зададим вопрос к наречию?

(чаще всего наречие связано с глаголом,
поясняет глагол и с другими частями речи
.)


Запишите словосочетания столбиком с
вопросами


Прекратился (когда?) вскоре.

Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)


– Спасибо, кто написал.
– С какой частью речи познакомились?

– Каковы ее особенности?


Наречие неизменяемая часть речи,
которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?,
откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и
имеет суффиксы а, о, у, у.


IV. Работа но учебнику.


– Откройте учебник на странице 36, прочитаем
правило
.


См. Приложение 1.




V . Физминутка.


Ночной лес.

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл,

А кто мяукал,

Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал,

И глазищами вращал,

Но, а кто-то тихо — тихо,

Тонким голосом молчал.


С. Пшеничных.


– Кто услышал наречие?
(тихо – тихо)


VI. Дифференцированная работа.


– А сейчас мы поработаем с наречиями.


1 группа.


Напишите словосочетания, поставьте вопрос к
наречиям.

1)


играет (как?) весело

вернулся (когда?) поздно

2)


прыгали (куда?) вниз

приехал (откуда?) издалека


См. Приложение 2.


2 группа.


Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.

Разберите предложения по членам предложения,
слова по составу.


– О чем говорится в предложении.


Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.


– Найдите наречия


Посвистел (как?) немного


– Разберем по составу наречие Немного — есть
окончание? (нет)




3 группа.


– Послушайте стихотворение, найдите наречия.



Но однажды поутру (когда?)

Прискакала кенгуру

Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)


К. Чуковский.


– Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите
наречия
).

– Сколько услышали наречий? (5)
– А теперь проверим работу на доске.


Немного

– Скажите, из каких частей состоит наречие?



Наречия бывают без окончаний, нулевого
окончания у них нет.

– Для чего нужны наречия?

(если уберем наречия, речь будет неточная и
невыразительная
)




VII. Работа с фразеологизмами.


– Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом —
наречием.

Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/

– как пишется это слово?

Все идет как по маслу — (как?)

/хорошо/

Встать чуть свет —-

(маме надо) /рано/

Рукой подать —-

(до магазина) /близко/

Яблоку негде упасть — –

(сегодня в классе) |тесно|


VIII. Работа по учебнику.


– Найдите Упр. №4, стр. 38.

– Прочитайте задание. – Какая дана подсказка?

– Кто догадался, какие это дни.

– Затрудняетесь?

– Посмотрите на число.

– Как одним словом можно назвать это число?

– Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то
суббота будет когда?




(завтра)

(вчера)

(позавчера)

(послезавтра)


– С этим заданием вы справились.


IХ. Диагностическое задание.


1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем
диагностические задания, а сегодня будем
готовиться к их выполнению.


– Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте
внимательно задание.

– Отметьте Х” только те наречия, где надо писать
букву а. См. Приложение 3.


2. Прочитайте предложение.


Определите, какой частью речи являются
искусственные слова в предложении на языке
племени Крокс.





Гл.Сущ.Когда?Сущ.
СяпалаКалушачверапо напушке.


Чвера — какая часть речи?

Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово
стало настоящим наречием. (Вчера)


Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2,
стр.37




ХI. Итог урока.


– Какое задание тебе показалось самым легким?

– Самым трудным?

– Самым интересным?


ХII. Как вы чувствовали себя на уроке?


– Как вам сегодня было на уроке скажите
наречиями.


Дети говорят:


– хорошо

– тепло

– уютно

– интересно

– весело

– здорово


ХIII. Оценка за урок.


Дайте себе оценку такую, которую считаете
заработали сегодня на уроке.


Красный —- “5”
Зеленый —- “4”

Синий — – “3”


– Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было
интересно.


1 ученица


Существительное — школа,

Просыпается — глагол,

С прилагательным — веселый,

Новый школьный день пришел!


2 ученица


Мы наречием отлично

На урокам дорожим,

Соблюдаем мы привычно

дисциплину и режим.


Учитель


После школы, как известно,

Вы катаетесь в санях.

А потом, прошу вас, дети,

Повторяйте части речи!


О. Высотская.




Использованная литература

  1. Беседы с учителем //4 класс четырехлетней
    начальной школы / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М:
    “ Вентана – Граф”, 2003.
  2. Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
  3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник
    для 4 класса. – М: “Вентана – Граф”, 2003.
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М:
    “Вако”, 2005.
  5. Пшеничных С. Ночной лес: Стихотворение//
    Начальная школа, – 2007. – №6./
  6. Чуковский К. Сочинения в двух томах. – М:
    “Правда”, 1990.
  7. Школьный фразеологический словарь русского
    языка. М: “Просвещение”, 1989.

25.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка «Наречие», 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Горчухинская средняя общеобразовательная школа

Макарьевского муниципального района Костромской области

 

 

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Наречие»

4 класс

УМК любой

 

Автор:Лубенец Елена Васильевна

(учитель начальных классов)

 

Тема: Наречие.

Цели и задачи: Исследовать новую часть речи – наречие по заданному плану;

Познакомить с особенностями наречия;

Учить отличать наречие от других частей речи;

Развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;

Воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

 

Форма работы: Групповая , самостоятельная.

Ход урока :

I. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Прочитать пословицу. (написана на доске)

Выучишь правило – выполнишь верно задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

– Какое слово не могли определить?

Дети: Слово «верно».

III. Сообщение темы и цели урока.

-Задайте вопрос к этому слову.

– Представляю вам новую часть речи – наречие.

– Определите цель нашего урока.

– Цель нашего урока исследовать наречие со всех сторон.

Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

IV. Исследование по заданному плану.

1. Я называю наречия, а вы задаёте вопрос.

– На какие вопросы отвечает каждая группа наречий?

 

Весело, интересно, дружно, неожиданно. КАК?

Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно. КОГДА?

Слева, внизу, справа, вверху, вдали. ГДЕ?

Налево, направо, вниз, вверх, вперёд. КУДА?

Сверху, снизу, справа, оттуда, издали. ОТКУДА?

– Как вы поняли на какие вопросы отвечает наречие?

2. – Следующий вопрос исследуем в группах. Определите часть речи у каждого слова.

(Групповая работа в карточках ) Приложение №1

Молодёжь весело пела.

Солнце ярко светило и слепило глаза.

Вечером тучи закрыли всё небо.

-Вспомним те определения , которые знаем о частях речи. Попробуем определить что обозначает наречие (пела (как?) весело, светило (как?)ярко, закрыли(когда?)вечером. Подумаем, что обозначают эти слова (признак признака предмета, признак действия ).

3. Составляю на доске блок- схему.

 

Наречие

?

обозначает

род

число

лицо

 

 

 

V. Физминутка.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз – два – тр и – четы ре – пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

(Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела.

(Дети садятся за парты.)

4.- На доске записан текст. Прочитайте и определите из какого произведения эти слова.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом,

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Ответ: А.С.Пушкин поэма «Руслан и Людмила»

– Найдите в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают.

– От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выпишите словосочетания.

( ходит (когда?) днём и ночью , ходит (как?) кругом, идёт (куда?) направо, налево)

– Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие?

– Правильно, от глагола! Древние римляне наречие так и называли «приглаголие». Наречия в русском языке появились позже других частей речи.

5. – А сейчас поиграем в игру «Словесный футбол»

– Назовите все возможные словосочетания с наречием «вчера» и глаголом «ездить» в женском и мужском роде, во множественном числе. Можно к глаголу добавлять любые приставки. Сделайте вывод.

Дети: Наречие – неизменяемая часть речи.

VII. Работа над правилом.

– Что же у нас получилось?

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? и др.

Наречия обозначают признак признака предмета, признак действия .

Наречие – неизменяемая часть речи.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Дети: Это правило.

– Расскажите правило по блок-схеме.

VIII.Закрепление.(самостоятельная работа) .(Приложение №2)

– Перед вами картинка, но не простая. В ней спрятались наречия. Постарайтесь их найти.

(тихо, темно, безлюдно, ярко, тускло, одиноко и т.д.)

IX. Итог урока .(рефлексия)

-Дорогие ребята. Сегодня вы показали отличную работу, потому что вы все любознательные и активные.

-Что вам понравилось?

-Что узнали нового?

-Закончите предложения:

-Я не ожидал(а), что…

-Оказывается…

-Самым неожиданным для меня было…

-Мне больше всего…

X.Домашнее задание.

Приложение №1

Молодёжь весело пела.

Солнце ярко светило и слепило глаза.

Вечером тучи закрыли всё небо.

 

 

Приложение №2

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок “Наречие” (4 класс)

Класс: 4 УМК «Школа России» Просвещение 2013

Предмет: Русский язык

Тема урока: Наречие как часть речи

Тип урока: Освоение нового материала

Цель урока: Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Дидактические материалы:Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь, карточки с текстами.

Организационная структура урока.

Проверим готовность к уроку. Долгожданный дан звонок начинается урок. Закройте глаза и мысленно произносите за мной такие слова: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

– Откройте глаза. Я желаю вам успеха!

Дети повторяют: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Регулятивные :

1.Мозговая гимнастика. (улучшает внимание, ясность восприятия, речь):

2.Психологический настрой детей.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте вопросы и ответы на них в задании 112.

– Запишите составленные диалоги. Числа записывайте словами. Прочитайте.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Читают записанные диалоги.

(См. РМ, Приложение1.)

Коллективная работа

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте предложение, записанное на доске:

Слон, лев, шакал и бегемот с утра отправились

в поход.

– Какой звук вы произнесли четыре раза?

– В каком слове произнесение звука [т] не совпадает с его обозначением на письме?

– Дайте характеристику звуку [т].

– А теперь повторим и запишет по правилам каллиграфии цепочку строчных парных согласных букв.

– Звук [т].

– В слове «поход».

– Звук [т] согласный, твердый, глухой, парный.

Выполняют чистописание.

б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш.

Работа в тетрадях.

Списывание.

Языковой анализ.

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; (коммуникативные УУД).

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Запишите словарные слова под диктовку: беседовать, газета, гореть, инженер, желтый, пассажирский, прекрасный, одиннадцать, пейзаж, двадцать, сверкать, шестнадцать.

– Разделите слова на группы. По какому признаку составили группы? (По частям речи.)

– А сейчас познакомимся с новым словарным словом.

Впереди – 1. На каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь или чем-нибудь. 2. В будущем.

Слово «впереди» образовано из слов «в» и «перед».

Медленно – неторопливо, длительно, с небольшой скоростью. Произошло слово от древнего слова «меделя» – «медленный».

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к словам «вперед» и «медленно»

Читают словарные слова по группам.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Числительное

газета,
инженер, пейзаж

желтый, пассажирский, прекрасный

беседовать,

гореть,

сверкать

одиннадцать,

двадцать,

шестнадцать

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

м

в

п

е

р

е

д

д

л

е

н

н

о

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом.

Составляют предложения со словами «вперед»

и «медленно». (См. РМ, Приложение 2.)

Групповая.

Запись под диктовку.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

III. Работа по теме урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой,

а вы найдите известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:

Тихий час теней… 

Лишь будильник робко тикал, 

Мышь скреблась, сверчок пиликал,

Козлик мекал, 

Кот мяукал, 

Поросенок дерзко хрюкал.

– Какие части речи вам знакомы?

– Назовите признаки имен существительных.

– Назовите признаки глаголов.

– Назовите признаки имен прилагательных.

– К какой части речи относятся слова «тихо», «робко», «дерзко»?

– Прочитайте тему урока. Сформулируйте вопросы.

– Составьте план изучения наречия как новой части речи

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Называют части речи по тексту стихотворения Н. Матвеевой.

Называют части речи из стихотворения В. Орлова.

Час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросёнок – это имена существительные. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?», обозначают предмет, бывают мужского, женского и среднего рода.

Тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал – это глаголы. Глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», обозначают действие предмета.

Тихий – имя прилагательное. Имена прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «чей?», обозначают признак предмета.

Наречие

1Обозначает признак действия

Отвечает на вопрос как?

В предложении связано с глаголом.

Является второстепенным членом.

2. Учиться отличать её от других частей речи.

Составляют план изучения наречия как части речи:

1. Самостоятельная или служебная часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

6. Роль наречия в речи

Работа в парах с использование учебника.

Познавательные:

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Коммуникативные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Как вы думаете, наречие – самостоятельная или служебная часть речи? – Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).

Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод).

-Давайте составим схему о НАРЕЧИИ.

Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему? (Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

– Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Самостоятельная потому что называет, а не указывает.

Составляют схему «Наречие».

Наречие

• Самостоятельная часть речи;

• отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?», «куда?», «откуда?»;

• обозначает признак действия;

• не изменяется.

Делают вывод: если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Наблюдения над наречиями.

Самостоятельная работа.

Анализ и синтез.

Познавательное: Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 124)

– Прочитайте. Сравните выделенные слова. Что они обозначают: признак предмета или признак действия?

– На какой вопрос отвечает слово «печальные»?

– С какой частью речи связано по смыслу слово «печальные»?

– Каким членом предложения является слово «печальные»?

– На какой вопрос отвечает слово «печально»?

– С какой частью речи связано по смыслу слово «печально»?

– Каким членом предложения является слово «печально»?

– Выпишите подчеркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них.(Приложение№3 )

Сравнивают слова.

– Слово «печальные» отвечает на вопрос «какие?»
и обозначает признак предмета. Связано с именем существительным. В предложении является определением.

– Слово «печально» отвечает на вопрос «как?» и обозначает признак действия. Связано с глаголом. В предложении является обстоятельством

Сопоставление. Самостоятельная работа

Работа в парах.

V Физ. минутка.

подвижная под музыку «Четыре шага»)

Показ учителем.

Ученики выполняют действия согласно тексту песенки

VI. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 125).

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 126)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

– Проведите опыт. Изменится ли наречие «звонко» («тонко»), если в словосочетании «звонко журчит» глагол «журчит» изменить по числам? По временам?

– Прочитайте. Выделенные слова – наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

– Какую роль выполняют наречия в предложениях?

– На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

– Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Слова «звонко», «тонко» отвечают на вопрос «как?», обозначают признак действия.

Наречие не изменяется.

Делают вывод: наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у него не может быть окончания.

Дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают. (См. РМ, Приложение 4.)

Работа в парах с использованием учебника.

Выборочное письмо.

Коммуникативная:

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре.

Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль по результату

Регулятивное: уметь работать с текстом.

VII. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 5,6.)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте загадку. Объясните отгадку к загадке.

– Подчеркните наречия. Устно задайте к каждому наречию вопрос

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями

Выполняют задание в рабочей тетради.

Находят наречия.

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка.)

Работа в тетради, в парах.

Инсценирование.

Регулятивные:

Понимать
на слух ответы учащихся. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: Осуществлять анализ с целью нахождения.

соответствия заданному эталону

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

– Что бы вы хотели еще узнать о наречии?

– Попробуйте сформулировать, каков результат вашей работы на уроке с помощью этих слов.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Выполнение упражнений и заданий.

Наречие

• Самостоятельная часть речи;

• отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?», «куда?», «откуда?»;

• обозначает признак действия;

• не изменяется.

Делают вывод: если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия

На уроке мне было… потому что… Особенно…

Слова для справок: интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно

Коммуникативная:

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 114 в рабочей тетради, упражнение 127 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Регулятивные:

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

infourok.ru

Урок по русскому языку “Наречие” 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Горчухинская средняя общеобразовательная школа

Макарьевского муниципального района Костромской области

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Наречие»

4 класс

УМК любой

Автор:Лубенец Елена Васильевна

(учитель начальных классов)

Тема: Наречие.

Цели и задачи: Исследовать новую часть речи – наречие по заданному плану;

  • Познакомить с особенностями наречия;

  • Учить отличать наречие от других частей речи;

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;

  • Воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Форма работы: Групповая , самостоятельная.

Ход урока :

I. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Прочитать пословицу. (написана на доске)

Выучишь правило – выполнишь верно задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

– Какое слово не могли определить?

Дети: Слово «верно».

III. Сообщение темы и цели урока.

-Задайте вопрос к этому слову.

– Представляю вам новую часть речи – наречие.

– Определите цель нашего урока.

– Цель нашего урока исследовать наречие со всех сторон.

Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

IV. Исследование по заданному плану.

1. Я называю наречия, а вы задаёте вопрос.

– На какие вопросы отвечает каждая группа наречий?

Весело, интересно, дружно, неожиданно. КАК?

Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно. КОГДА?

Слева, внизу, справа, вверху, вдали. ГДЕ?

Налево, направо, вниз, вверх, вперёд. КУДА?

Сверху, снизу, справа, оттуда, издали. ОТКУДА?

– Как вы поняли на какие вопросы отвечает наречие?

2. – Следующий вопрос исследуем в группах. Определите часть речи у каждого слова.

(Групповая работа в карточках ) Приложение №1

Молодёжь весело пела.

Солнце ярко светило и слепило глаза.

Вечером тучи закрыли всё небо.

-Вспомним те определения , которые знаем о частях речи. Попробуем определить что обозначает наречие (пела (как?) весело, светило (как?)ярко, закрыли(когда?)вечером. Подумаем, что обозначают эти слова (признак признака предмета, признак действия ).

3. Составляю на доске блок- схему.

Наречие

?

обозначает

род

число

лицо

V. Физминутка.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз – два – тр и – четы ре – пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

(Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела.

(Дети садятся за парты.)

4.- На доске записан текст. Прочитайте и определите из какого произведения эти слова.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом,

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Ответ: А.С.Пушкин поэма «Руслан и Людмила»

– Найдите в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают.

– От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выпишите словосочетания.

( ходит (когда?) днём и ночью , ходит (как?) кругом, идёт (куда?) направо, налево)

– Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие?

– Правильно, от глагола! Древние римляне наречие так и называли «приглаголие». Наречия в русском языке появились позже других частей речи.

5. – А сейчас поиграем в игру «Словесный футбол»

– Назовите все возможные словосочетания с наречием «вчера» и глаголом «ездить» в женском и мужском роде, во множественном числе. Можно к глаголу добавлять любые приставки. Сделайте вывод.

Дети: Наречие – неизменяемая часть речи.

VII. Работа над правилом.

– Что же у нас получилось?

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? и др.

Наречия обозначают признак признака предмета, признак действия .

Наречие – неизменяемая часть речи.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Дети: Это правило.

– Расскажите правило по блок-схеме.

VIII.Закрепление.(самостоятельная работа) .(Приложение №2)

– Перед вами картинка, но не простая. В ней спрятались наречия. Постарайтесь их найти.

(тихо, темно, безлюдно, ярко, тускло, одиноко и т.д.)

IX. Итог урока .(рефлексия)

-Дорогие ребята. Сегодня вы показали отличную работу, потому что вы все любознательные и активные.

-Что вам понравилось?

-Что узнали нового?

-Закончите предложения:

-Я не ожидал(а), что…

-Оказывается…

-Самым неожиданным для меня было…

-Мне больше всего…

X.Домашнее задание.

Приложение №1

Молодёжь весело пела.

Солнце ярко светило и слепило глаза.

Вечером тучи закрыли всё небо.

Приложение №2

infourok.ru

Конспект урока русского языка на тему “Наречие” ( 4 класс)

Открытый урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Наречие как часть речи».

УМК «Начальная школа 21 века».

Учитель: Логинова Е.Н.

Цели урока:

– дать общую характеристику наречия как части речи;

– развивать умение отличать наречие от других частей речи;

– развивать речь детей;

– закреплять умение детей определения гласного на конце наречия;

– обогащать словарный запас учащихся;

– воспитывать интерес к изучению русского языка;

– воспитывать любовь к России через стихотворное произведение;

Вид урока: комбинированный.

Оборудование:

– разрезная таблица по характеристике части речи;

– таблицы вопросов наречия;

– карточки со словами;

– текст для работы класса;

Задачи урока:

-формировать умение находить наречие в словах;

– развивать орфографическую зоркость;

– развивать внимание, мышление, речь;

Обучающие:

– закрепление умения определять наречие по вопросам, по гласному на конце слова;

Развивающие:

– развитие мыслительных операций (сравнение и классификация интеллектуальных умений), творческих способностей, устной речи;

– продолжить работу по формированию самооценки учащихся;

– формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– уметь договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Воспитывающие:

– формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, развивать доброжелательность и отзывчивость;

Планируемые результаты:

Личностные умения: проявлять интерес к оформлению правильного ответа на уроке;

Познавательные: анализировать выбор написания наречия и обосновывать своё мнение;

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: осознавать себя как индивидуальность;

Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников, проявлять целеустремлённость, настойчивость в достижении цели;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы;

Познавательные: распознавать наречия, обосновывать своё мнение, определять способ проверки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать наречие.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Введение в тему.

– Послушайте стихотворение, которое сочинила ваша ровесница, и подумайте, какие слова привлекли внимание девочки. Правильный ответ и будет темой сегодняшнего урока.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «кругом белым-бело!» –

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно» –

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» –

Пред тобою сразу вся Россия!

– Какие слова привлекли маленькую поэтессу?

Дети: Это слова высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело.

(Слова открываются на доске).

– Вы правильно ответили на мой вопрос. Именно эти слова привлекли внимание девочки.

4. Повторение пройденного материала.

– Что это за слова? Что их объединяет? (Ответы детей: отвечают на одни и те же вопросы, являются одной частью речи).

– Попробуйте изменить эти слова по падежам, числам и лицам (Дети: эта часть речи неизменяемая).

– Что указывает на неизменяемость? (Дети: суффиксы, которыми заканчиваются эти слова).

– Давайте все вместе вспомним то, что мы прошли о наречии .

(Выставляются на доску части разрезной таблицы «Наречие».)

Наречие – неизменяемая часть речи.

Отвечает на вопросы: Как? Где? Откуда? Почему? Зачем? Куда?

Наречие имеет на конце суффиксы – О, – А.

– Особенности этих частей речи и будут темой сегодняшнего урока. – Запишем число и тему нашего урока: «Наречие».

-Запишите данные наречия, сгруппировав их по вопросам.

– С одним из этих наречий составьте распространенное предложение.

– Кто сможет, попробуйте употребить в своём предложении словарное слово. (Записывают в тетрадь более удачное. Один ученик работает у доски).

– Разберите это предложение по членам предложения, дайте ему характеристику. ( Примеры предложений: Художник красиво нарисовал зимний пейзаж. Высоко летит космический корабль.)

5. Введение в тему.

Выяснение роли наречий.

– Сейчас я буду читать вам предложения парами. Сравните их по смыслу. Чем они отличаются?

– Дождь прекратился. Дождь вскоре прекратился.

– Был хоккей. Вчера был хоккей.

– Начались соревнования по художественной гимнастике.

Вечером начались соревнования по художественной гимнастике.

– Из каких предложений ясно: Когда прекратился дождь? Когда был хоккей? Когда начались соревнования?

Дети: из вторых предложений пары ясно, когда начались эти события.

– Какой вывод мы можем сделать из этого задания? Для чего нам нужны наречия?

Дети: они делают нашу речь более яркой, образной, точной.

-Запишите любую пару предложений в тетрадь, подчеркните наречие.

Физкультминутка.

6. Изучение нового материала.

Связь наречия с другими частями речи.

– А теперь выясним, с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова они поясняют? Составляем словосочетания из предложений, где есть наречия.

Прекратился (когда?) вскоре

Был (когда?) вчера

Начались (когда?) вечером

– Запишите их.

– Какой вывод мы можем сделать о связи наречий с другими частями речи?

Дети: наречия поясняют глаголы.

– Давайте дополним нашу таблицу о наречии. ( Выставляется следующая таблица с предложением:

Наречия поясняют глаголы.

Этимология слова.

– Наречие- старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его этимологии, то выделим корень реч. Слово же речь в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части речи – глагол. Видимо, это не случайно: само слово наречие указывает на близость его к глаголу.

7. Работа с учебником.

Чтение и разбор правила

Работа с упражнением (по выбору учителя)

(совместная работа – проговаривание).

Физкультминутка

Игра «Будь внимателен». Дети должны угадывать разные части речи и выполнять определённые движения для каждой.

8. Самостоятельная работа.

– Выписать 2-3 словосочетания с наречиями, указать главное слово, (текст учителя)

– Взаимопроверка.

9. Расширение словарного запаса детей.

Игра « Назови синоним»

Мелко – неглубоко

Внезапно – неожиданно

Тихо – неслышно

Близко – недалеко

Тяжело – нелегко

Срочно – немедленно

Свободно – непринуждённо

Игра «Подбери наречие»

– Учитель называет фразеологический оборот, дети должны понять его смысл, а потом подобрать подходящее наречие.

Идти черепашьим шагом – (медленно)

Кот наплакал – (мало)

Как по маслу – (хорошо)

Встать чуть свет – (рано)

Рукой подать – (близко)

Яблоку негде упасть – (тесно)

(Игры берутся учителем по его усмотрению)

10. Домашнее задание. Из текста выпишите словосочетания с наречиями. Укажите в них главное слово, поставьте вопрос.

11. Итоги урока.

– Сегодня мы в течение всего урока исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (ответы детей по таблице «Наречие»).

– Спасибо вам за работу.

– Выставление оценок учитель ведёт по ходу и в конце урока.

infourok.ru

Конспект и презентация урока по русскому языку на тему “Наречие” (4 класс)

Оценочный лист ____________________________

Виды заданий

Критерии оценки

Оценка

Орфографическая минутка

“5” – без ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3 ошибки

 

Части речи

“5” – без ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3 ошибки

 

Работа в парах

“5” – без ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3 ошибки

 

Самостоятельная работа

“5” – без ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3 ошибки

 

Итог

 

 

Части речи

 

 

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографическая минутка

 

 

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

 

 

 

зап . сать, т.грёнок, т . пло, в . сёлый, св.стеть, к.рмить, д . вно, з.лёный, д.машний, гр.бок, тр.ва, вн . зу

 

 

Работа в парах

 

Прочитайте слова, задайте к ним вопросы. Запишите слова по вопросам.

 Грустно, впереди, легко, вчера, вправо, вверху, сверху, сзади, всегда, снизу, влево, вперёд, далеко, издали, вблизи.

где?

 

 

 

 

 

 

 

куда?

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда?

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Урок по теме “Наречие”. 4-й класс

Разделы:
Начальная школа


Цель: Знакомство учащихся с наречием,
как частью речи.


Задачи:

  • Дать понятие, что такое наречие и его
    особенности.
  • Развивать логическое мышление, речь, умение
    анализировать, обобщать, сравнивать, делать
    выводы.
  • Воспитывать самостоятельность,
    ответственность.

Организационный момент


Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз – вперёд смотри – это три,

Руки в сторону пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть


Сообщение темы урока.


– Здравствуйте ребята. Меня зовут Лариса
Викторовна. Я сегодня у вас проведу урок русского
языка, на котором я вас познакомлю с новой частью
речи. Мы будем работать в тетрадях. Для этого
нужно записать число, классная работа.


– К вам на урок я приехала не с пустыми руками.
Мои ученики, тоже, как и вы учатся в четвертом
классе, отправляя меня сюда, напутствуя, написали
вам письмо. Прочитайте, что они написали.


– Кто прочитал, поднимите глазки. Кто желает
прочитать вслух?




Дорогие друзья!


Пишут вам ученики 4 класса Тюлькинской школы.

Наша школа расположена в центре посёлка. Её
видно издалека. Мы каждое утро весело, вприпрыжку
бежим на уроки. Мы живём дружно, ответственно
относимся к урокам, активно участвуем в школьных
мероприятиях. Сегодня наш учитель у вас проводит
урок. Мы желаем Вам внимательно слушать
объяснения, правильно отвечать на вопросы.
Стараться выполнять задания правильно.



– В конце урока вы должны будете написать
письмо-ответ учащимся 4 класса Тюлькинской школы,
используя изученную сегодня часть речи. Поэтому
слушайте внимательно, чтобы усвоить данную тему.


Объяснение нового материала.


– В этом тексте встречается много слов на то
правило, над которым будем работать в течение
урока.


– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
Но прежде чем мы узнаем, что это за часть речи,
давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете.


(Дать определение. Что это такое?)


– Повторили, что такое имя существительное, имя
прилагательное, глагол, но это не все части речи,
которые вы изучили.


– Чтобы узнать с какой частью речи познакомимся,
посмотрите на текст, найдите подчеркнутое
предложение. Разберите его по членам предложения
самостоятельно.


– Кто желает вслух проговорить члены
предложения?


– Какое незнакомое слово как часть речи
встретилось в тексте?


– На какой вопрос оно отвечает? КОГДА?


– В тексте найдите слова, отвечающие на вопросы:
КАК? ОТКУДА?


– Проверим.


– Слова, отвечающие на вопросы: Когда? Как?
Откуда? – называются НАРЕЧИЕ


НАРЕЧИЕ – это старое слово. Оно к нам пришло из
древнерусского языка. И обозначало язык, слово,
вопрос, вещи.


– В русском языке есть наречия, которые отвечают
на вопросы ПОЧЕМУ? КУДА? ГДЕ? ЗАЧЕМ?


– Наречие что это такое? ЧАСТЬ РЕЧИ


– С какой частью речи связаны по смыслу наречия?
Какие слова они поясняют? (глаголы)


– Мы разбирали предложение по членам. Каким
членом предложения является наречие?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО





– Поработаем подробно со словомСЕГОДНЯ
– Попробуем его просклонятьНЕ СКЛОНЯЕТСЯ
– ПроспрягатьНЕ СПРЯГАЕТСЯ

– Какой вывод мы может сделать – НАРЕЧИЕ не
спрягается и не склоняется.


– Посмотрите внимательно на опорную схему,
которая на доске, сформулируйте правило, что
такое наречие.


– Запишите в тетрадь эту схему.


Физминутка.


По смыслу наречие связано с глаголом. Отдохнем
немного, проведем игру на внимание, которая
называется “Глагол – наречие”


Я называю слова, если это глагол – вы
выполняете прыжок, если слово – наречие -
выполняете приседание.


Учится, думает, красиво, близко, готовит,
смело, летали, пригласила, ровно, неожиданно,
направо, присесть, издалека лежит, взмахнула.



Работа по учебнику.


– А теперь поработаем по учебнику, проверим, как
вы усвоили новую часть речи – наречие.


– Откройте учебники на стр. 36 упражнение №1


– Прочитайте задание.


– Взаимопроверка. Поднимите руки, кто не
допустил ни одной ошибки, одну ошибку, :.


Закрепление.


– Сейчас я вам хочу дать упражнение на смекалку.
Проверим, как вы усвоили тему наречие, и как
быстро сможете сообразить.


– Я читаю фразеологические сочетания, а вы
будете записывать самостоятельно через запятую
одним словом – наречием.


Идти черепашьим шагом – (как?) медленно


(как пишется это слово?)


Всё идёт как по маслу – (как?) хорошо


Встать чуть свет (маме надо) рано


Рукой подать (до магазина) близко


Яблоку негде упасть (сегодня в классе) тесно


– Проверим.


Итог урока.


– Давайте поиграем в игру, которая называется
“Я начну, а ты продолжи”.


НАРЕЧИЕ – это :


Отвечает – :


В предложении НАРЕЧИЕ является :.


Изменяется или нет::


– Мои ученики, когда передавали вам письмо,
попросили привезти ответ.


– Используя опорные слова, напишите письмо
Тюлькинским ребятам, о том понравилось ли вам на
уроке или нет, интересно, внимательно, хорошо ли
работали, поняли или нет новую часть речи.


Письмо ученикам 4 класса Тюлькинской
школы.




Интересно, неинтересно, понравилось,
активны, внимательно, всё поняли, с удовольствием
занимались.


– Закончим наш урок стихами.


Стихи.


Существительное – школа

Просыпается – глагол

С прилагательным – весёлый,

Новый школьный день пришёл!

Мы наречием отлично

На уроках дорожим

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Вы катаетесь в санях.

А потом, прошу вас, дети.

Повторяйте части речи.

22.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о