Урок по теме моя родина беларусь – Классный час на тему «Беларусь

Содержание

Классный час на тему «Беларусь

Тема: «Беларусь - моя Родина».

 

Цель: Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины. Задачи: Воспитывать любовь к Родине. Формировать чувство гордости за достижения своей страны. Развивать познавательную активность.

 

(дем. материал: государственная символика - герб, флаг, гимн в иллюстрациях, фотографии зданий, площадей, парков, памятников).

 

С чего начинается Родина -

 

С картинки в твоём букваре,

 

С хороших и верных товарищей,

 

Живущих в соседнем дворе.

 

А может она начинается

 

Стой песни, что пела мне мать...

 

Вот так о Родине поётся в песне, а белорусский писатель Якуб Колас в стихотворении «Родны край» написал о Родине так:

 

                  О, край родны, край прыгожы,

 

Мiлы кут мaix дзядоў!

 

Што мiлей у свеце божым

 

Гэтых светлых берагоў,

 

Дзе бруяцца срэбрам рэчкi,

 

Дзе бары, лясы гудуць,

 

Дзе мядамi пахнуць грэчкi,

 

Нiвы гутаркi вядуць.

 

А как вы, ребята, думаете,

 

                            - Что такое Родина?

 

-  Как называется наша Родина?

 

-  Как называется город нашей Родины?

 

Да, мы живём в сказочном крае, - крае лесов, рек и озёр. Здесь вы родились,

 

научились ходить, писать, читать, видеть, говорить

 

И мы сейчас с вами совершим экскурсию по нашей родной Беларуси на поезде, который так и называется - Беларусь.

 

В поезд можете садиться.

 

Этот поезд быстро мчится

 

От границы, до границы,

 

По полям, до синих рек, озёр

 

На зелёный светофор...

 

Вот мы и приехали на станцию, которая называется «Символы». Как и другие независимые страны, наша Беларусь имеет свои государственные символы ( какие?)...

 

(предлагаю детям нарисовать флаг РБ, дети рассказывают, что представляют собой герб и флаг).

 

Каждый народ, в том числе и наш, белорусский, гордится своей Родиной и уважает её символы. У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна (Это что? - гимн), его исполняют стоя

 

( исполняем первый куплет с припевом гимна).

 

Мы, беларусы, - мiрныя людзi,

 

Сэрдцам адданыя роднай зямлi

 

Шчыра сябруем, сiлы гартуем

 

Мы ў працавiтай, вольнай сям’i.

 

Слаўся, зямлi нашай светлае iмя,

 

Слаўся, народа братэрскi саюз,

 

Наша любiмая мацi - Радзiма,

 

Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

 

Дальше поезд быстро мчится, и он доехал до границы г. Минска, (подходим к карте Беларуси и находим г. Минск).

 

Город Минск - главный город нашей Республики, нашей Родины, это столица РБ. Город Минск носит почётное звание, город - герой, это один из крупнейших и красивейших городов Европы, ему более 900 лет.

 

 

 

Город имеет свою символику (герб, флаг, гимн. Рассматриваем и рассказываем о

 

символах города).

 

Гости столицы, приезжая в город, попадают на привокзальную площадь, где расположены два высоких здания - символические ворота города (рассматриваем иллюстрацию) и красивое здание железнодорожного вокзала (иллюстрация). С этого места мы легко попадаем на площадь Независимости, где находится главное здание РБ-Дом Правительства (иллюстрация), здесь же, на площади находится исторический памятник города - Католический Собор, Дом кино (иллюстрации). От площади Независимости мы выезжаем на главную улицу города (как она называется?).... Проезжая по проспекту. С правой стороны мы видим любимое здание детей (как оно называется?).... По левую сторону находится парк им. Я Купалы, (где в центре парка возвышается скульптура - памятник Я.Купалы, а рядом - фонтан, «Девушки с венками», проезжая чуть-чуть дальше по проспекту, с правой стороны мы видим любимое место отдыха детворы и взрослых, детский парк им М.Горького.

 

Здесь очень много разных каруселей и других интересных аттракционов, а также много интересных мест, где отдыхает и развлекается детвора. Вот мы подъезжаем к высокой стеле, красивой и в тоже время строгой, на пике которой сверкает пятиконечная звезда, а у подножия стелы горит вечный огонь-это Площадь Победы (в честь кого горит здесь вечный огонь?)...

 

В городе Минске очень много культурных заведений, где можно хорошо отдохнуть, послушать хорошую музыку, посмотреть интересный спектакль, представление, комедию. Это: театры «Оперы и балета», «Я. Купалы», «Музыкальной комедии», «Дворец искусств», музей ВОВ, а также много парков, скверов, где можно покататься на различных аттракционах, полюбоваться редкими и красивыми кустарниками, деревьями, цветами. В Ботаническом саду, у пруда всегда собирается много любопытных зрителей, и малых, и взрослых-они любуются гордо плавающей парой лебедей.

 

Наша родная Беларусь разделена на шесть областей (рассматриваем на карте, находим каждую область, её главный город).

 

Минская область привлекает туристов многообразием исторических красивых мест: озеро Нарочь, Браславские озёра, Курган Славы, Хатынь, красивейшими замками князей Радзивилов в г. Несвиже...

 

Могилёвская область - г. Могилёву более 600 лет, в могилёвской области родился и вырос наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко

 

-Гомельская область-в г. Гомеле один из красивейший парков РБ, заводов, на которых выпускают..., а что, отгадайте загадки:

 

Едет конь стальной, рычит, за собой плуги волочит (трактор). Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт ( комбайн)

 

Заворчу, зажурчу, в небеса улечу (вертолёт).

 

Также Гомельская область славится Белорусским металлургическим заводом, меховой фабрикой в г. Жлобине...

 

Витебская область - в г. Витебске проходит «Славянский базар» - это фестиваль культуры, также выпускают телевизоры «Витязь»...

 

Брестская область привлекает внимание иностранных гостей, да и жителей нашей Республики историческими памятниками ВОВ, одним из которых является Брестская крепость - герой, заповедник «Беловежская пуща», где находятся под охраной государства много редких животных и птиц, а также растений, которые занесены в красную книгу. Здесь же находится Резиденция Деда Мороза...

 

Гродненская область - очень много старинных замков: Лидский замок, Мирский замок, замок в Новогрудке, руины Кревского замка...

 

Вот мы немножечко и познакомились с нашей Родиной, нашей родной Беларусью. Правда, она очень красивая, культурная, дружелюбная? (ответ детей). А ещё нашу Беларусь называют - Сiнявокая. И это так, ведь не даром в песне поётся: - Беларусь мая, сiнявокая,

 

 

 

Беларусь мая - Родны край.

 

 

 

( А почему её так называют? - Ответы детей).

 

Ребята, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:

 

-  ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее.

 

-  знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа.

 

-  беречь красоту своего языка, помогать другим овладевать им.

 

-  изучать историю людей, которые жили до нас.

 

-  дорожить историей своего края, народа.

 

 

www.metod-kopilka.ru

Классный час "Моя родная Беларусь"

Классный час

Тема: “Моя родная Беларусь.”

Цель: формирование гражданственности и патриотизма, национального самосознания.

Задачи: дать понятие «большая и малая Родина»; развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны; воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Родине, своему городу, семье и школе. 

Ход урока

  1. Орг. Момент. Эпиграф:

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
Не перервать связующую нить, 
И нам порой так нужно оглянуться”. 

2. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часу мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве. 2018 год в Беларуси объявлен годом малой родины. И тема нашего урока «Моя родная Беларусь.”

- Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Давайте разберемся что такое Родина? А малая Родина? 
(Родина - это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа.) 

Ученик:

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

"Моя малая Родина" – так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Бывает и так, что человек покидает свой родной край в поисках лучшей жизни, но это совсем не значит, что он забывает о своём любимом городе или селе.

 Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране. Как называют человека, который любит свою страну, беспокоится о её будущем? (Патриот.)
-Дети, а сейчас я предлагаю составить синквейн к слову «патриот».Учащиеся самостоятельно составляют синквейн приблизительно следующего содержания: 

Патриот 
Заботливый, ответственный 
Трудится, помогает, защищает. 
Любит свою Родину 
Гражданин. 

Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ -любитель Отечества. 
И вы ребята должны вырасти настоящими патриотами своего Отечества. Любить и уважать свою Родину. Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, село.

Проверим, как вы владеете своим родным языком. Игра «Переводчик».

Ваша задача - представленные слова перевести на белорусский язык. 

Родина - Радзіма, 
язык- мова, 
государство- дзяржава, 
флаг – сцяг,
друзья - сябры 
Отечество - Айчына,

Аист – бусел,

Родители – бацькі,

Цветы - кветкі

Деревья - дрэвы

Учитель - настаўнік

Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Пословица»

Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…

3.Физкультминутка. (Названия рек, озёр, городов Беларуси и других стран.)

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Почему?  Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями. Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.

Работа с картой Беларуси.

- Рассмотрим территорию нашей страны на карте. Сколько областных центров? (Показать на карте.) Столица? Соседи государства?

Работа в парах.

 Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Беларуси, подписать областные города нашей страны. Проверка.

Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Беседа о значении символов герба и флага, прослушивание гимна.

- Как понимаете слова «сэрцам адданыя роднай зямлі»?

Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг. Ведь Вы – наше будущее.

«Свободный микрофон». 
а) Моя Родина – это… 
б) Я благодарен(а) своей стране за то, что… 
в) Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… (5-10 прилагательных). 
г) Когда вырасту, я … 

infourok.ru

Сценарий классного часа "Моя родная Беларусь"

Классный час «Моя родная Беларусь»

Цель: формирование и развитие у учащихся чувства гордости за свою Родину, народ, государственные символы;
- обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по государственной символике Республики Беларусь;
- воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к государственным символам, а также белорусского патриотизма.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Учитель:

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, —
Мы все с рожденья в нем живём…

Вступительная беседа

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке.

А вы когда-нибудь задумывались на тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»

Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и села. Это место, где человек родился, живёт.

II. Основная часть

Ученик:

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

Учитель: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Пословица»

Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

Ученик:

Радзіма наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

Ученик: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.

Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Ученик:

Сообщение Государственный флаг

Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самый старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

Ученик:

Наш флаг. Бронислав Спринчан

Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье,
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка.

Учитель: Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым государственным символом является герб.

Ученик: Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.

Ученик:

Наш герб

Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.

Учитель: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки родного края»

Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
Каких животных называют строителями? (Бобров)
Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
Как называется жёлто-бурая птица, похожая на маленькую курицу? (Перепел)
Каких жуков называют санитарами, потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких животных? (Жук-могильщик)
Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля, авдотка и др.)
Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
Назовите растения, занесенные в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

 
Учитель: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

Ученик: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

Ученик:

Стихотворение про гимн

В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с теплым чувством,
Гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.

Ученик:

Ірына Ляшкевіч «Гляджу на родныя мясціны»

Ученик:

Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.

Ученик:

Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…

Учитель: Наша Родина – Республика Беларусь, и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и достопримечательности родного края. А знаете ли вы, почему наша Беларусь так называется? Сейчас послушайте легенду о Беларуси.

Легенда о Беларуси

Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое… Прыйшлі беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ён і пачаў нас надзяляць: “Рэкі вам даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Спёкі ў вас ніколі не будзе, але і холаду – пагатоў. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, как былі ўсе ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ што-небудзь. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках – касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзьмі вы будзіце таленавітымі на музыку, на песні, на вершы… На дойлідства – таксама. І будзіце вы жыць ды жыць…

Учитель: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі,
Апрвнае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (лен)2. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочками у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто прийдёт,
Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (лось)

Учитель: Настало время проверить ваши знания.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Сколько человек проживает в нашей стране?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

Ученик:

Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.

Учитель: И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

III. Заключительная часть

- Наш классный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

Литература

1. Шаблоўская М.Ф. Беларуская дзіцячая літаратура. Хрэстаматыя. Мн.: ТАА “Юніпрэс”, 2003.

2. http://dobri-nastavnik.ru/scenaryi/scenarij-klassnogo-chasa-ya-grazhdanin-respubliki-belarus.html/2

3. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007. 

4. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. - Минск: НИО, 2007 

5. ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004 

infourok.ru

"Беларусь в моём сердце"

Классный час

« Беларусь в моём сердце»

Цели:

расширить знания учащихся о Беларуси;

формировать ценностное отношение к своей стране;

развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование: карта Беларуси, выставка книг по теме, выставка детских ри-

сунков «Край мой – Белая Русь».

Ход классного часа

Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).

На карцевялікага свету

Яна, як зяленылісток,

Песня гарачага лета,

Крынічнайвадыглыток.

Адвечнаякалыханка,

Душызапаветны куток,

Трапечагарачым ранкам

На дрэвенястомнылісток.

А ў навальніцуб’ецца,

Небачнапаміжлісця,

Як роднаяматчынасэрца,

Што мне даражэйжыцця.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часу.(Ответы детей.)

– Да. Мы отправимся в путешествие по нашей стране. А путешествовать мы будем на поезде «Беларусь».

Первая станция ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Учитель: Родина – это дом в котором мы живём. Это место, где ты родился и растёшь. Наша Родина –Беларусь. Здесь родились и живут твои родители, дедушки и бабушки. Слово «родина» является однокоренным со словами «род», «родня», «родной».

У каждого из нас есть свой самый дорогой и близкий человек. Это наша мама.Ребята, дайте определение какая ваша мама? (ласковая, добрая, нежная, любящая, чуткая.)Давайте подберём слова, которые расскажут, какая наша родная Беларусь (щедрая, добрая, нежная, любящая, заботливая). Ребята посмотрите, как похожи «мать» и «Родина». Наша Родина - мать для всех её людей.

Беларусь ты моя дорогая.

И навеки в тебя я влюблён.

В голубые озёра взираю

Словно в очи, чей взгляд окрылён.

И в снега сквозь суровые зимы

И в жестокой жаре летних дней

Не покину я родныя нивы,

Где бы жизнь не была красивей.

Я твой сын! Я тобою рождённый

Полюбил все леса и поля.

И твой взгляд я ловил вдохновлённый

Дорогая Отчизна моя.

Учитель: Вот мы и приехали на вторую станцию. Как и другие независимые страны, наша Беларусь имеет свои государственные символы (какие?)...

Государственным символом является герб.

Излучает он чудесный свет.

У него - высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней нашего герба.

В центре герба контур Беларуси, который символизирует территориальную целостность страны. Живой зеленый контур озарен сиянием золотых солнечных лучей. Это солнце, дающее жизнь, восходит над землей. Символы земли и солнца отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная звезда -древний символ человека . Присутствие звезды в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин.

Венок являлся символом славы, знаком связи между потомками и предками. Недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка тоже не случаен. Все символизирует труд и богатство. Рожь является основной зерновой культурой и сегодня. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие нашего сельского хозяйства.

- Мы с вами рассмотрели государственный герб нашей страны, а что вам известно о белорусском флаге?

Страна моя родная, Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всем милее.

Зелёный цвет полей, лугов, лесов,

Флаг нашей страны – главный символ нашей Родины.

И красный цвет – цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в сердце и любовь, и верность.

Три полосы флага и орнамент флага несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна (Это что? - гимн), его исполняют стоя.

Кто является Президентом Республики Беларусь? Как называется столица Беларуси? Сколько областей в нашей стране?

Третья станция «Мы рисуем свою Беларусь».На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать мы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине.

Каждое красивое слово надо объяснить.

Сінявокая( или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер.

В полях цветут синие васильки .

Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая – потому что – это наша Родина.

Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы

любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые

делают много необходимых вещей.

Лесная – много лесов, боров, пущ.

Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные

игрушки.

Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые

вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый

урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других.

Учитель: Замечательная картина получилась у вас.

Четвёртая станция: «Я частичка своей Родины»

Дети получают предметные картинки. Им необходимо придумать предложения о своей Родине.

Но не всегда над нашей страной светило мирное небо.

Пятая станция«Героическая» Дорогую цену заплатил белорусский народ за свою свободу. В Великой Отечественной войне погиб каждый третий наш соотечественник. Четыре долгих года шла война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска.В тяжёлых, опасных боях досталась нашему народу эта победа.Минуло уже более 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Но память о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с врагом, будет вечно жить в сердцах наших белорусских людей.Наши защитники отстояли мир для того, чтобы всем детям нашей страны можно было никого не бояться, спокойно спать.

Благодарное человечество всегда будет помнить о стойкости и мужестве, о подвигах защитников Отечества. Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Но и в настоящее время не во всех странах спокойно могут жить люди: ходить на работу, учиться, играть. На Украине гибнут дети, разбиты школы, детские сады. Люди прячутся в подвалах домов.Белорусы не хотят войны. Нашим детям и взрослым нужен мир.Вот как наши ученики видят мир. Обратить внимание на выставку рисунков.

Символом мира в нашей стране является аист. Эта птица благодарности залетела к нам в окно. Давайте сейчас вспомним тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное будущее. И мысленно скажем им «Спасибо». Минута молчания.

Учитель: И взрослые и дети хотят жить под мирным небом в нашей стране.

Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!

Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство

А сейчас мы возьмём «яркие краски» и нарисуем мир в наших окнах.

Песня «Я рисую мир в моём окне»

Рефлексия «Беларусь в моём сердце»

. Г. В. Чахова, учитель начальных классов высшей категории Лингвистической гимназии г. Жлобина

Классный час «Путешествие по Беларуси»

© «Народная асвета», 2009, №3 http://www.n-asveta.com/dadatki/subota/chahova.pdf

Сінявокая( или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер.

В полях цветут синие васильки .

Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая – потому что – это наша Родина.

Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы

любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые

делают много необходимых вещей.

Лесная – много лесов, боров, пущ.

Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные

игрушки.

Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые

вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый

урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других

людей, считаются с их мнением. У них много друзей.

Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских

лесах было много партизанских отрядов, которые сра-

жались за Родину.

  1. Учитель. Замечательная картина получилась у вас.

(Звучит музыка.Выходит Дед-Бородед и поет.)

Я хаджу па белым свеце

І гляджу, як вы жывеце.

Калітрэбапамагу,

Боўсерабіць магу.

– Хто я? Дед-Барадзед,

Абышоў белы свет, Г. В. Чахова, учитель начальных классов высшей категории Лингвистической гимназии г. Жлобина

Классный час «Путешествие по Беларуси»

© «Народная асвета», 2009, №3 http://www.n-asveta.com/dadatki/subota/chahova.pdf

А цяпер у ціхі час

Завітаў да вас.

– Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто

знает, почему нашу страну так называют?

Ученик: Белая – от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая

– от светлых их волос. Белая – значит чистая и свободная.

Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края.

(Приложение 1.)

– А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает ле-

генду о Жлобине. Приложение 2.)

– Очень интересная легенда. У нашей страны богатая и славная история.

Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я ви-

жу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и уз-

нать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До сви-

дания!

Учитель. А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли – своясвя-

тыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)

Учитель. Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истин-

ный, величественный. У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни,

которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и любовью. Какие святыни

знаете вы?

(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина, Я. Колас и Я. Ку-

пала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние храмы и церк-

ви, Брестская крепость.)

Учитель. У каждого народа есть еще одна святыня – его родной язык. А с язы-

ком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со

своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказ-

ками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали

или слышали от взрослых.

(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)

Ученики:

1. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой

обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье

2. На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена

3. На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на

счастье «папараць-кветку».

4. На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше подни-

мались качели, тем длиннее будут стебли льна.

Учитель: Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обряда-

ми, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества,

Масленицы, Пасхи, Троицы…

Я знаю, вы подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир

«Ты – мне, я – тебе». Г. В. Чахова, учитель начальных классов высшей категории Лингвистической гимназии г. Жлобина

Классный час «Путешествие по Беларуси»

© «Народная асвета», 2009, №3 http://www.n-asveta.com/dadatki/subota/chahova.pdf

1 группа: Сколько областей в Республике Беларусь? Назовите их и пока-

жите на карте.

2 группа: С какими странами граничит Республика Беларусь? Покажите

их на карте.

3 группа. Назовите государственные символы нашей страны?

4 группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?

Учитель. Я тоже подготовила для вас вопросы. Если вы правильно на них от-

ветите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по

вертикали под цифрой 1.

1. Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во

время Великой Отечественной войны?

2. Самая большая река в Беларуси.

3. Город, в котором вы живете.

4. Президент Республики Беларусь.

5. Самое большое озеро в Беларуси.

6. Белорусский поэт.

7. Столица Беларуси.

8. В какой области мы живем? Назовите ее областной центр.

Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте, сколько цветочков каждая микрогруп-

па сумела посадить на своей полянке?

(Награждение дипломами.)

Учитель: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного,

таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее

частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете

много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы,

географии и, конечно, книги.

1

2

3

4

7

6

5

8 Г. В. Чахова, учитель начальных классов высшей категории Лингвистической гимназии г. Жлобина

Классный час «Путешествие по Беларуси»

© «Народная асвета», 2009, №3 http://www.n-asveta.com/dadatki/subota/chahova.pdf

(Ученик читает стихотворение.)

Я – беларус, я нарадзiўся

На гэтайказачнайзямлi,

Дземiжлясоў и пушчаўдзiкiх

Адвекупрашчурыжылi.

Я – беларус, я ганаруся,

Што маю гэтаеiмя:

Аб добрай славе Беларусi

У свецезнаюцьнездарма!

Я – беларус, I я шчаслiвы,

Штомацiмову мне дала,

Што родных песеньпералiвы

I зблiзку чую, I здалля.

Приложение 1

Легенда о белорусах

Бог делил между народами земли. Одним – то, другим – то.

Пришли белорусы… Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять:

«Реки вам даю полные, пущи – немереные, озера – несчитанные. Жары у вас

никогда не будет, но и сильных морозов – тоже. Голодать вы никогда не будете.

Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и пти-

цы в пущах стаями, рыба в реках – косяками, пчелы в ульях – миллионами. А

травы ароматные – как чай. Не будет голода.

Женщины у вас будут красивые, дети – сильные, сады – богатые, грибов и

ягод – завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи – споКлассный час

Тема: «Беларусь - моя Родина».

Цель: Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины. Задачи: Воспитывать любовь к Родине. Формировать чувство гордости за достижения своей страны. Развивать познавательную активность.

(дем. материал: государственная символика - герб, флаг, гимн в иллюстрациях, фотографии зданий, площадей, парков, памятников).

С чего начинается Родина -

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

Стой песни, что пела мне мать...

Вот так о Родине поётся в песне, а белорусский писатель Якуб Колас в стихотворении «Родны край» написал о Родине так:

О, край родны, край прыгожы,

Мiлы кут мaixдзядоў!

Штомiлей у свецебожым

Гэтых светлых берагоў,

Дзебруяццасрэбрамрэчкi,

Дзе бары, лясы гудуць,

Дземядамiпахнуцьгрэчкi,

Нiвыгутаркiвядуць.

А как вы, ребята, думаете,

- Что такое Родина?

- Как называется наша Родина?

- Как называется город нашей Родины?

Да, мы живём в сказочном крае, - крае лесов, рек и озёр. Здесь вы родились,

научились ходить, писать, читать, видеть, говорить

И мы сейчас с вами совершим экскурсию по нашей родной Беларуси на поезде, который так и называется - Беларусь.

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится

От границы, до границы,

По полям, до синих рек, озёр

На зелёный светофор...

Вот мы и приехали на станцию, которая называется «Символы». Как и другие независимые страны, наша Беларусь имеет свои государственные символы ( какие?)...

(предлагаю детям нарисовать флаг РБ, дети рассказывают, что представляют собой герб и флаг).

Каждый народ, в том числе и наш, белорусский, гордится своей Родиной и уважает её символы. У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна (Это что? - гимн), его исполняют стоя

( исполняем первый куплет с припевом гимна).

Мы, беларусы, - мiрныялюдзi,

Сэрдцамадданыяроднайзямлi

Шчырасябруем, сiлыгартуем

Мы ў працавiтай, вольнайсям’i.

Слаўся, зямлiнашайсветлаеiмя,

Слаўся, народа братэрскiсаюз,

Наша любiмаямацi - Радзiма,

Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

Дальше поезд быстро мчится, и он доехал до границы г. Минска, (подходим к карте Беларуси и находим г. Минск).

Город Минск - главный город нашей Республики, нашей Родины, это столица РБ. Город Минск носит почётное звание, город - герой, это один из крупнейших и красивейших городов Европы, ему более 900 лет.

Город имеет свою символику (герб, флаг, гимн. Рассматриваем и рассказываем о

символах города).

Гости столицы, приезжая в город, попадают на привокзальную площадь, где расположены два высоких здания - символические ворота города (рассматриваем иллюстрацию) и красивое здание железнодорожного вокзала (иллюстрация). С этого места мы легко попадаем на площадь Независимости, где находится главное здание РБ-Дом Правительства (иллюстрация), здесь же, на площади находится исторический памятник города - Католический Собор, Дом кино (иллюстрации). От площади Независимости мы выезжаем на главную улицу города (как она называется?).... Проезжая по проспекту. С правой стороны мы видим любимое здание детей (как оно называется?).... По левую сторону находится парк им. Я Купалы, (где в центре парка возвышается скульптура - памятник Я.Купалы, а рядом - фонтан, «Девушки с венками», проезжая чуть-чуть дальше по проспекту, с правой стороны мы видим любимое место отдыха детворы и взрослых, детский парк им М.Горького.

Здесь очень много разных каруселей и других интересных аттракционов, а также много интересных мест, где отдыхает и развлекается детвора. Вот мы подъезжаем к высокой стеле, красивой и в тоже время строгой, на пике которой сверкает пятиконечная звезда, а у подножия стелы горит вечный огонь-это Площадь Победы (в честь кого горит здесь вечный огонь?)...

В городе Минске очень много культурных заведений, где можно хорошо отдохнуть, послушать хорошую музыку, посмотреть интересный спектакль, представление, комедию. Это: театры «Оперы и балета», «Я. Купалы», «Музыкальной комедии», «Дворец искусств», музей ВОВ, а также много парков, скверов, где можно покататься на различных аттракционах, полюбоваться редкими и красивыми кустарниками, деревьями, цветами. В Ботаническом саду, у пруда всегда собирается много любопытных зрителей, и малых, и взрослых-они любуются гордо плавающей парой лебедей.

Наша родная Беларусь разделена на шесть областей (рассматриваем на карте, находим каждую область, её главный город).

Минская область привлекает туристов многообразием исторических красивых мест: озеро Нарочь, Браславские озёра, Курган Славы, Хатынь, красивейшими замками князей Радзивилов в г. Несвиже...

Могилёвская область - г. Могилёву более 600 лет, в могилёвской области родился и вырос наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко

-Гомельская область-в г. Гомеле один из красивейший парков РБ, заводов, на которых выпускают..., а что, отгадайте загадки:

Едет конь стальной, рычит, за собой плуги волочит (трактор). Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт ( комбайн)

Заворчу, зажурчу, в небеса улечу (вертолёт).

Также Гомельская область славится Белорусским металлургическим заводом, меховой фабрикой в г. Жлобине...

Витебская область - в г. Витебске проходит «Славянский базар» - это фестиваль культуры, также выпускают телевизоры «Витязь»...

Брестская область привлекает внимание иностранных гостей, да и жителей нашей Республики историческими памятниками ВОВ, одним из которых является Брестская крепость - герой, заповедник «Беловежская пуща», где находятся под охраной государства много редких животных и птиц, а также растений, которые занесены в красную книгу. Здесь же находится Резиденция Деда Мороза...

Гродненская область - очень много старинных замков: Лидский замок, Мирский замок, замок в Новогрудке, руины Кревского замка...

Вот мы немножечко и познакомились с нашей Родиной, нашей родной Беларусью. Правда, она очень красивая, культурная, дружелюбная? (ответ детей). А ещё нашу Беларусь называют - Сiнявокая. И это так, ведь не даром в песне поётся: - Беларусь мая, сiнявокая,

Беларусь мая - Родны край.

( А почему её так называют? - Ответы детей).

Ребята, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:

- ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее.

- знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа.

- беречь красоту своего языка, помогать другим овладевать им.

- изучать историю людей, которые жили до нас.

- дорожить историей своего края, народа.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Страна моя родная, Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всем милее.

Зелёный цвет полей, лугов, лесов,

Флаг нашей страны – главный символ нашей Родины.

И красный цвет – цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в сердце и любовь, и верность.

государственным символом является герб.

Излучает он чудесный свет.

У него - высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней нашего герба.

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі не шукай,

Не знойдзеш ты наўсёйзямлі

Мілей, чымгэты край.

Не знойдзеш ты такіхлюдзей,

Іхсэрцы – дабрыня;

Яна струменіць, льецца ў свет

Крынічкаюштодня.

Таму ў жыцці не трэбабыць

Няшчырым, сквапным, злым.

Не забывай, ты – беларус,

І заставайсяім.

Государственный флаг выражает важные сведения о нашей стране. Каждый гражданин должен хорошо понимать язык белорусского флага, чтобы осознанно почитать флаг и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей.

Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет с древнейших времён служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сапоги.

Зелёный цвет – это цвет Природы, нашей кормилицы, нашей первоматери. Это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны.

Не только в тёплых южных странах растут вечнозелёные растения, их немало и у нас в лесах и болотах. Среди них – можжевельник, ель и сосна, различные мхи и травы.

Зелёный цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

Наконец, белый цвет – это, прежде всего, цвет свободы. Недаром считают, что название нашей страны – Беларусь – связано с неугасимой волей народа к свободе. Вместе с тем, белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.

Флаг Беларуси имеет ещё одну важную, характерную черту, ещё одну важную деталь – это красный народный узор или, другими словами, орнамент. Орнамент по существу своего происхождения – это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы ещё в те времена, когда не существовало письменности. Люди, у которых ещё не было книг, хотели передавать уроки жизни новым поколениям. Этой цели и служит орнамент, которым вышивали одежду, украшали дома, сбрую, оружие, бытовую утварь – горшки, кружки, ларцы. Взявшись за руки, идём.

infourok.ru

Беларусь - моя Родина

Тема: «Беларусь - моя Родина»

Цель: формирование у детей образа родной страны и чувства Родины

Задачи: расширить знания учащихся о Беларуси; формировать ценностное отношение к своей стране; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование:

для учителя – мультимедийная презентация, карта Беларуси, видеофильм «Наша столица», буквы для слова;

для учащихся –контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент

- Сегодня необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы. Они посмотрят какими учениками вы стали, как умеете вести себя на уроке. Дети, вы готовы работать?

Тогда улыбнитесь мне, и мы начнем наш классный час.

  1. Сообщение темы

- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?

Белая Русь мая!

Чыстая ты мая!

Родная ты мая!

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. (слайд 1)

А сопровождать нас в этом путешествии будет:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (слайд 2)

Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.

  1. Беседа о нашей Родине – Республике Беларусь

А) - В какой стране мы живем?

Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)

Давайте расскажем стихи о Беларуси.

Я – дзяýчынка-беларуска

З васíльковымí вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзíма.

Я – беларус маленькí,

З блакíтнымí вачыма.

Хачу í я, каб лепей

Жыла мая Радзíма.

- Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.

Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.) (слайд 3)

Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.

Герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур нашей страны в золотистых лучах солнца над земным шаром. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, а слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой с надписью: «Республика Беларусь».

Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на фла­ге? А знаете ли вы, что они обозначают?

Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя поло­са — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благо­родство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является сим­волом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом сим­волизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.

Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в са­мые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.

Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к сим­волам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.

В) игра «Найди Беларусь на карте»

- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)

- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны. (слайд 4)

Мяжуе з Польшчай, Украíнай,

Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыцце твае í гонар твой.

- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)

- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске)

Г) просмотр видеофильма «Наша столица»

- Аист предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильмы о нашей столице городе Минске.

Д) работа с картой

-Беларусь поделена на части? Это области. На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. В какой области живем мы? (слайд 5)

Обведите и закрасьте нашу Брестскую область

Какой город является областным центром Брестской области?

Каждая область тоже делится на части – районы. В Бресткой области 16 районов. Мы с вами живем в Пружанском районе.

Е) малая Родина

Назовите поселок, в котором мы с вами живем.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для нас малой Родиной является наш поселок. Давай те совершим небольшое путешествие по нашему поселку.

Е) беседа о родном языке

- Аист полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо. (слайд 6)

Я прыйду да вас ý госцí.

И мы будзем весела гуляць.

Але спачатку мяне

Паспрабуйце вы адгадаць.

Я í хмарка, í туман,

Ручаёк í акíян,

Я лятаю í бягу

í шкляною быць магу. (Вада.)

Па кустах пакацíýся,

На зубах раскусíýся. (Арэх.)

Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,

Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)

Круглая лíтара кацíлася па полí

Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)

- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?

- Сегодня мы разговаривали на скольких языках? В нашей стране два государственных языка: русский и белорусский. В школе мы изучаем и русский язык и белорусский. А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?

Ж) Игра «Пословицы»

- Сложить начало и конец пословиц. (слайд 7)

Хто працуе заýтра як знойдзеш.

Хочаш есцí калачы той не сумуе.

Сёння зробíш не сядзí на печы.

- О чем все эти пословицы говорят?

- Какой ваш самый главный труд?

  • Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все возможное, чтобы наша Родина процветала.

4. Подведение итогов урока

А) игра «Пажаданне ýсíм беларусам»

- Дома с родителями вы готовили пожелания. Пусть аистята на своих крылышках унесут ваши пожелания всем белорусам. (Дети прикрепляют к карте аистят и читают пожелания)

Б) заключительное слово учителя (слайд 8)

- Наш классный час подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о героях нашей Родины, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом. Всем спасибо. Классный час закончен.

Подготовила учитель 1 класса В.И.Киселевич

20.11.2018г.

multiurok.ru

Главная страница

Автор: Administrator   
21.01.2019 19:59

ПЛАН НЕДЕЛИ ХОРОШИХ МАНЕР «О ДРУЖБЕ, ДОБРЕ И ОТЗЫВЧИВОСТИ»

Автор: Administrator   
20.01.2019 10:47

19 января 2019 года  с учащимися 1 «Б» класса члены объединения по интересам «ЮСП» провели викторину «МЧС рядом».


19 января  учащиеся 4 "В" класса посетили Пожарный аварийно-спасательный отряд № 3 на объектах РУП "ПО "Белоруснефть" Речицкого районого отдела по чрезвычайным ситуациям.

Автор: Administrator   
17.01.2019 10:30
Кататься на тюбинге

смертельно опасно

Катание с горки на тюбинге (в народе его еще называют «ватрушкой») становится опасным для жизни и здоровья развлечением. Главная проблема заключается в том, что при катании тюбинг неуправляем.

Страницы информационных агентств пестрят тревожными сообщениями. 6 января нынешнего года в Могилеве 24-летний мужчина, катаясь с горки, ударился головой о фонарный столб. Удар оказался смертельным. 15 декабря прошлого года в Минском районе, также катаясь на  тюбинге и ударившись головой о столб, погиб 9-летний мальчик. А сколько детей, катаясь на «ватрушках», получили различные травмы! С начала зимы только в Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии за помощью обратилось более ста детей. Далее ...

rechitsa-skool6.of.by

Презентация и конспект по немецкому языку на тему "Моя Родина

Технологическая карта урока немецкого языка

Учитель немецкого языка ГУО «Коптянская базовая школа»:

Кулякина-Еленская Жанна Александровна, высшая категория

образование высшее

Урок в 8 классе

Тема: «Беларусь – наш общий дом»

Форма урока: урок - путешествие

Предисловие к уроку

К созданию этого урока меня подтолкнуло чувство убежденности в том, что наши дети, даже те из них, которые довольно неплохо изъясняются по-немецки, случись им пообщаться в иноязычной среде, едва ли смогли бы интересно и увлеченно рассказать о своей стране, о своем родном посёлке. Современные возможности для отдыха и путешествий велики, именно школьники являются теми представителями Беларуси, по которым на бытовом уровне о нас смогут судить в других странах. Попроси белоруса рассказать о своей стране — и он замнется, застесняется, и не потому, что не любит ее, а просто потому, что не может донести до слушателей ее современное развитие, красоту родного края, самобытность, охарактеризовать свой трудолюбивый, «памяркоўны» народ.

Преподавание иностранного языка немыслимо без изучения географии, истории и культуры страны, язык которой изучается. Однако в последнее время я все чаще сталкиваюсь с тем, что мои ученики о Германии знают больше, чем о родном крае, в котором они живут. Им кажется, что все, что находится рядом с домом — это вещи обыденные и ничего нового в них найти невозможно. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении оказывается, что история нашей Родины — это целый мир. Стоит только начать — и он тебе откроется.

Он особенно актуален сегодня, так как 2018 год объявлен в Беларуси Годом Малой Родины.

Урок, который я собираюсь предложить Вашему вниманию, является уроком обобщающим и направлен на совершенствование коммуникативных компетенций по темам « Гос.устройство РБ”, “Из истории”, “Путешествие по областям”, « Права граждан», “Моя малая Родина – агрогородок Копти», «Мой двор в моей стране»

Он основан на разнообразных формах работы — индивидуальной, парной и групповой. Специально разработанные упражнения позволяют осуществить дифференцированный подход к каждому ученику.

Все этапы урока продуманы с учетом постоянной смены деятельности — это и говорение, и восприятие речи на слух, и чтение. Такое решение придает ему динамичность и высокий темп.

Важным этапом урока станет зарядка для глаз, продуманная и разработанная в полном соответствии с контекстом урока, которая является компонентом здоровьесберегающих технологий.

Поскольку основу урока составляет мультимедийный проект и несколько ММ-презентаций, совершенно естественно, что проведение его невозможно без таких технических средств обучения, как компьютер, оснащенный колонками.

Цель: Совершенствование коммуникативных компетенций

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать общекультурные умения собирать, систематизировать и обобщать информацию, развивать критическое мышление посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

  2. Учить вырабатывать разнообразные аргументы, принимать собственные продуманные решения по теме;

  3. Активизировать речевую деятельность учащихся по теме «Беларусь – наш общий дом» с использованием изученных лексико - грамматических структур.

Развивающие: активизировать внимание учащихся, способствовать разнообразию познавательной и учебной деятельности, создавать творческую обстановку, достичь эффективности развития межпредметных связей.

Воспитательные: Формировать гражданскую позицию и чувства сопричастности к жизни страны, воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.

Прогнозируемый результат: Создать словесный социокультурный портрет современного белорусского государства на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации

Цель использования ИКТ: повышение учебной мотивации учащихся на уроке

Оборудование: карта Беларуси, проекты учащихся, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер

I.
Содержание обучения
Умения
Виды заданий
Дополнительные материалы
Виды контроля
Методы

1. Экзистенциальный компонент

 Характеризовать ценностное отношение учащихся к предмету, осознание целей урока

  • Постановка конкретной цели урока учителем

  • Самооценивание учащимися достижения поставленной цели в конце урока

 Слайд

Технология самооценивания внедряется при помощи карт оценивания

наглядный

2.Социальный компонент

Осуществлять коммуникации

Применение технологии «обучение в сотрудничестве» и метода проектов

Карточки для определения ассоциаций, карточки с заданиями

Карты Беларуси

Материалы к проектам

проблемный

3.Оценочный компонент

Оценить свою деятельность

 

 Карты оценивания

аналитиче -

ский

4. Объектный компонент 

4.1 Лингвистическая компетенция
Тематическая лексика
Использование лексики при говорении, в контексте
  • Употребление лексики в знакомых конструкциях предложений
  • Употребление лексики в процессе коммуникации
Выставление оценки в карты
словесный
Произношение и интонация
Правильность произношения немецкой и интернациональной лексики
словесный
4.2 Речевая компетенция
Говорение
Построение целостных, связных и логичных высказываний на основе понимания различных видов заданий
  • Ассоциации со словом «Беларусь»
Карточки с контуром Беларуси
Объяснител.- иллюстративн.
Аудирование
  • Фронтальный опрос учащихся о стране
  • Защита проектов
При помощи карточек учащиеся выставляют себе отметки
Письмо
Выбор информации
Карточки с чертами характера
Самостоят. работы
4.3 Социолингвистическая компетенция
Выбирать и использовать адекватные языковые формы в зависимости от цели и ситуации общения
Использование изученных лексико – грамматических конструкций при описании проектов и предложений – высказываний (Коnjunktiv)
Составление предложений о будущем нашей Родины по теме «Когда я вырасту, что я сделаю для своей страны»
практический
4.4 .Социокультурная компетенция

Понимать и адекватно использовать нормы поведения и этикета в процессе общения

При составлении проектов использованы достоверные факты из истории Беларуси, знания географии, государственной и административной структуры нашего государства, сведения о своём регионе

Проблемно – поисковый и аналитический

II.

Сфера общения
Умения
Виды заданий
Дополнительный материал
Виды контроля
Социально-культурная и учебная сферы применительно к стране изучаемого языка и нашей стране
Интегрировать знания, полученные на уроках истории, географии, обществоведения, бел. литературы и немецкого языка, создать самостоятельный продукт на немецком языке

Проекты

« Гос.устройство РБ”, “Из истории”, “Путешествие по областям”, «Права граждан», “Моя малая Родина – агрогородок Копти», «Мой двор в моей стране»

Нарисованные, ММ проекты
Оценивание готовых проектов и его устной защиты

Карта оценивания урока

Ф.И. учащегося

Психо-

логическая готовность к уроку

Участие во всех этапах урока

Говорение

Восприя-

тие речи на слух

Проект

Итого-

вая отмет-

ка

В упр

При защите проек-

та

1.Артемьев Артем

2. Дудкина Виктория

3. Кириков Николай

4. Краскович Александр

5. Моисеенко Анастасия

6. Шимановская Анна

7. Щука Ирина

Ход урока:

I Блок целевой (5мин)

  • Организационный момент (1 мин)

  • Определение готовности к уроку (1мин)

  • Целеполагание. Мотивация. (2 мин)

  • Постановка задач.(1мин)

II Блок процессуальный (28мин)

  1. Подготовительный. Введение в языковую атмосферу (10 мин)

  1. Обобщение знаний (15,5 мин)

  1. Итог (2,5 мин)

III Блок аналитический (12мин)

  1. Контрольно- оценочный этап (5мин)

  2. Рефлексивный с составление визитной карточки страны (5мин)

  3. Домашнее задание (2мин)

Учитель читает стихотворение:

Люблю цябе такой, якая ёсць,

Зямля мая, зямля бацькоў святая, —

Мая слязінка — са святла наскрозь,

Маё прычасце, мой святлісты лёс…

З табой і паміж бедаў я світаю.

Мой чароўны беларускі край,

Бацькаўшчына светлая мая!

Уладзімір Караткевіч

Эпиграф: Meine wunderbare belоrussische Heimat, mein herrliches Vaterland! Мой чароўны беларускі край, Бацькаўшчына светлая мая!

Wladimir Korotkewitsch

Plan der Stunde:

  1. Beginn der Stunde

  2. Einführungsetappe

  3. Ideen sammeln

  4. Präsentation der Projekte (Kontrolle der Hausaufgabe)

  5. Bilanz

  6. Reflexion

  7. Stundenlohn

  1. L. Guten Tag, liebe Freunde! Wie geht’s? Wie fühlt ihr euch? Wie ist die Laune? Also, super? Gut! Heute sind alle da. Alle haben Bücher, Hefte. Haben alle die H.a.g. gemacht? Nun, gut.

Unsere Stunde beginnt. Und heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. Wir machen eine Reise. Aber das ist eine virtuelle Reise. Eine Reise durch Belarus. Diese Stunde ist die letzte in diesem Thema. Unser Plan heute ist:

  1. 1. L. Schüler, ich gebe euch die Blättchen mit dem Kontur unseres Landes. Schreibt eure Assoziationen mit dem Wort „Belarus“. Arbeitet bitte zu zweit.

(на доске вывешивается карта Беларуси, на неё навешиваются карты с ассоциациями)

2. Wiederholen wir ein wenig. Ich gebe euch die Fragen, und ihr antwortet.

- Wo liegt Belarus?

- Wie groß ist unser Land?

- Was für ein Staat ist Belarus?

- Wie viel Einwohner leben in unserem Land?

- Welche Sehenswürdigkeiten gibt es bei uns?

- Warum nennt man unser Belarus “blauäugiges“?

- Wie heißen die berühmten belorussischen Persönlichkeiten? - ganz gut!

3. Also, unser Land ist ein europäischer, unabhängiger Rechtsstaat, der in Europa liegt, hat viele schöne Sehenswürdigkeiten, viele Flüsse und Seen, viele berühmte Menschen lebten hier.

Alle Nationen haben Besonderheiten. Die Belorussen sind keine Ausnahme. Also, was ist das typisch belorussisch? Denkt bitte nach und dann äußert eure Meinungen. Hier gibt es Kopien mit verschiedenen Eigenschaften. Wählt, was passt zum belorussischen Nationalcharakter? Macht bitte eine Erfindung!

gastfreundlich tolerant sparsam humorvoll faul temperamentvoll zurückhaltend offen hochmütig arbeitsam pünktlich ordentlich kreativ kaltblutig energisch höflich treu

geizig fröhlich sachlich geduldig gleichgültig dumm

bescheiden leichtsinnig hilfsbereit wahrheitsgetreu erkenntlich

Wirklich! Absolut richtig!

  1. Also, jetzt sind wir bereit, unsere Reise zu beginnen. Aber zuerst sammeln wir Ideen:

  1. Aus der Geschichte von Belarus

  2. Die Staatsstruktur

  3. Rechtsstaat

  4. Kleine Reise durch die Gebiete

  5. Meine kleine Heimat - das Agrarstädchen Kopti

  6. Mein Zuhause in meinem Land

Тurnpause: Schüler, bevor wir mit unseren Projekten arbeiten werden, machen wir eine Turnpause mit diesem Trainingliste. Also macht bitte.

  1. Diese Ideen sind interessant und das sind unsere Projekte.

Also, präsentiert bitte!

(флажками отмечаем открытые вершины путешествия)

Der erste Gipfel ist erobert.

  1. Gut. Ihr seid die Zukunft unseres Landes. Und jetzt sagt bitte: was würdet ihr für unser Land machen, wenn ihr erwachsen werdet?

Ich würde viele Blumen pflanzen.

Ich würde etwas für unsere Umwelt machen

Ich würde alle Menschen satt machen.

Und ich würde alle Krankheiten beheilen.

Ich würde viele Bäume pflanzen.

Ich würde kein Alkohol, keine Drogen und keine Zigaretten geben.

  1. Gut. Unsere Reise war wunderbar und lehrreich. Alle sind gut vorbereitet. Wir machen einen Schluss. Wir machen eine Bilanz.

Also, Belarus ist…

  • Ein europäischer Staat

  • Ein unabhängiger unitarischer Staat

  • Der Staat mit seiner Geschichte

  • Ein Rechtsstaat

  • Mein Agrarstädchen und mein Zuhause ist meine Heimat, mein Stolz

  1. Also wie ist die Visitenkarte unseres Landes: Elfchen

Erinnert bitte daran: на доске

  1. Was? (Nomen) | wie? (Adjektiv) - 1 Wort

  2. Was ist so?| wie ist das? - 2 Wörter

  3. Wo ist es? | Was tut es? – 3 Wörter

  4. Etwas über sich selbst| über das Nomen erzählen – 4 Wörter

  5. Ein Schlusswort - 1 Wort

Schreibt bitte auf solchen Blättchen

  1. Die Noten und die H.a.g.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о