Урок русского языка в 3 классе антонимы их роль в речи – Конспект урока для 3 класса “Антонимы, их роль в речи”

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Синонимы, их роль в речи"

Урок в 3 классе

Тема: Синонимы, их роль в речи.

Цель: ученики будут знать, что такое синонимы; смогу называть синонимы к различным словам; смогу правильно употреблять синонимы в речи; будут работать в парах; смогут правильно ьзаписать слова с парными согласными; будут аккуратно работать в тетради.

Критерии успешности: я буду знать о синонимах; смогу подобрать синонгимы к словам; правильно напишу слова с парными согласными.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы друг другу улыбаемся,
И урок наш начинается!

2.Мотивирование к учебной деятельности.

1.Чистописание

Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании

Груз, мороз, арбуз, глаз.

- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

- Спишите с доски, продолжив закономерность

сзс З зсз С сзс З

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

- Назовите слова с парными согласными на конце слова.

2.Словарная работа:

3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- В русском языке много слов, не только одинаковых по звучанию, обозначающих разные предметы, но и разных по звучанию, которые служат для обозначения одного и того же предмета, признака, явления.

4. Новый материал

1. Устно рассмотреть упр.

2. Игра «Найди друга» - карточки.

Огонь пламя

Шалун озорник

Чистый аккуратный

Бросать кидать

Приятель друг

Противник враг

Красный алый

Шагать идти

Печаль горе

Солдат воин

Работа труд

5. Первичное закрепление

3.Упр. – самостоятельно с предварительным разбором.

Физминутка.

6. Включение в систему знаний и повторение.

4.Работа в группах: постер.

Какое время года за окном?

Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова-синонимы, данные в скобках.

Зимний лес.

Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах

Работа над пройденным материалом. (Звонкие и глухие согласные)

Получить бага (ж/ш), выйти на бере (г/к), найти кла (т/д), отправиться в похо (д/т), букет ро (с/з), ветки берё (з/с), автор кни (г/к), запах тра (в/ф), проливной дож (д/т)ь, вкусный обе (т/д), широкий пру (д/т),

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 3 класса "Антонимы, их роль в речи"

2. Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Постановка учебных задач и целей

Б) минутка чистоп. и словарная работа.

Составление словосочетаний, предложения.

Чтение рифмовки на доске.

— Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу.

Скажу я слово далеко

А ты ответишь…….

Скажу я слово высоко

А ты ответишь………

— Какие слова вставили?

— Каковы они по отношению друг к другу?

— О каких словах сегодня будем говорить на уроке?

— Что такое антонимы?

— Для чего они служат?

— Отгадайте загадку, о каком дереве?

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

произнесите слово? ударение? сколько слогов?

-ударная? безударная? как проверить?

— Р/р я/яя

— РЯБИНА —

— что такое рябина?

— как запомнить безударный гласный?

— Придумайте слово — ассоциацию? ( ягода)

— Составить словосочетание ( красная рябина)

— Составить и записать предложение.

Осень, рябина, за, покраснела, окно.

— близко

— низко

— формулируют цели и задачи урока.

— отгадать загадку

— письмо по образцу в тетради

— запись слова и слова ассоциации в тетрадь

— записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число.

— составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения.

3. Учебно- познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

А) актуализация знаний

Обобщение:

Б) чтение и анализ правила

В) развитие устной речи

Г) первичное закрепление

— Прочитать слова правого и левого столбика.

— Собрать их в пары — антонимы.

Добрый — ледяной

Лето — чёрный

Белый — зима

Плакать — ходить

Стоять — смеяться

Холодный — злой

— Что такое антонимы?

— Прочитайте пары антонимов?

— Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие?

— Для чего служат слова- антонимы?

стр. 54 — чтение и анализ правила

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нам нужны антонимы?

— Антонимы — слова одной и той же части речи.

стр. 54 упр. 111 — рассмотреть картинку

— Расскажи, что нарисовано на картинке?

— Назвать слова с противоположным значением.

стр. 54 упр. 112

— Какой частью речи являются слова- антонимы?

— Прочитать слова, выписать парами слова — антонимы.

Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару.

— повторение имеющихся знаний учащихся.

— работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы

— заучивание правила

— работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова — антонимы

— фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов.

4. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий.

А) закрепление

Б) развитие логики

В) развитие связной речи

Г) разноуровневая самостоятельная работа

( выполняют все три уровня)

— Что такое антонимы?

— Какие слова по смыслу?

— Для чего служат слова — антонимы?

— стр.55.упр. 113

-и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам.

— Работа по развитию догадки.

— Вставить антонимы в пословицы.

— Проанализировать пословицы.

— Когда так говорят в жизни?

Из………тучи — мелкий дождь. (большой)

Мягко стелет, да ……..спать.( жёстко)

Трудно в ученье, ….. в бою. ( легко)

…… кормит, а лень портит. ( труд)

Ученье….., а неученье тьма.( свет)

— стр. 55 упр. 114

— Прочитать текст » Всё наоборот»

— Вставить пропущенные антонимы

— Высказать своё отношение к действиям девушек.

— О чём рассказали нам антонимы?

— Какую характеристику они дали девочкам?

— Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?

— Что такое антонимы?

— Для чего служат антонимы?

1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам.

День — война —

Сладкий — плакать —

Радость — белый —

2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу.

Доброе слово лечит, а ……. калечит.

Платье хорошо новое, а друг …….

Осенью дни ненастные, а весной ………

3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова — антонимы .

Перец и мёд.

Огурец и помидор.

Зиму и лето.

Орла и воробья.

— самопроверка, сравнение с доской.

Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка.

Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах)

— чтение и анализ текста

— повторение правил перед выполнением работы

— самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого к сложному

— самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске

5. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего в речи употребляются слова — антонимы?

сегодня я узнал…

— Закончить фразу:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

— рефлексия

globuss24.ru

Конспект урока для 3 класса "Антонимы, их роль в речи" - VEKOR.RU

2. Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Постановка учебных задач и целей

Б) минутка чистоп. и словарная работа.

Составление словосочетаний, предложения.

Чтение рифмовки на доске.

— Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу.

Скажу я слово далеко

А ты ответишь…….

Скажу я слово высоко

А ты ответишь………

— Какие слова вставили?

— Каковы они по отношению друг к другу?

— О каких словах сегодня будем говорить на уроке?

— Что такое антонимы?

— Для чего они служат?

— Отгадайте загадку, о каком дереве?

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

произнесите слово? ударение? сколько слогов?

-ударная? безударная? как проверить?

— Р/р я/яя

— РЯБИНА —

— что такое рябина?

— как запомнить безударный гласный?

— Придумайте слово — ассоциацию? ( ягода)

— Составить словосочетание ( красная рябина)

— Составить и записать предложение.

Осень, рябина, за, покраснела, окно.

— близко

— низко

— формулируют цели и задачи урока.

— отгадать загадку

— письмо по образцу в тетради

— запись слова и слова ассоциации в тетрадь

— записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число.

— составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения.

3. Учебно- познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

А) актуализация знаний

Обобщение:

Б) чтение и анализ правила

В) развитие устной речи

Г) первичное закрепление

— Прочитать слова правого и левого столбика.

— Собрать их в пары — антонимы.

Добрый — ледяной

Лето — чёрный

Белый — зима

Плакать — ходить

Стоять — смеяться

Холодный — злой

— Что такое антонимы?

— Прочитайте пары антонимов?

— Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие?

— Для чего служат слова- антонимы?

стр. 54 — чтение и анализ правила

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нам нужны антонимы?

— Антонимы — слова одной и той же части речи.

стр. 54 упр. 111 — рассмотреть картинку

— Расскажи, что нарисовано на картинке?

— Назвать слова с противоположным значением.

стр. 54 упр. 112

— Какой частью речи являются слова- антонимы?

— Прочитать слова, выписать парами слова — антонимы.

Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару.

— повторение имеющихся знаний учащихся.

— работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы

— заучивание правила

— работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова — антонимы

— фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов.

4. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий.

А) закрепление

Б) развитие логики

В) развитие связной речи

Г) разноуровневая самостоятельная работа

( выполняют все три уровня)

— Что такое антонимы?

— Какие слова по смыслу?

— Для чего служат слова — антонимы?

— стр.55.упр. 113 -и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам.

— Работа по развитию догадки.

— Вставить антонимы в пословицы.

— Проанализировать пословицы.

— Когда так говорят в жизни?

Из………тучи — мелкий дождь. (большой)

Мягко стелет, да ……..спать.( жёстко)

Трудно в ученье, ….. в бою. ( легко)

…… кормит, а лень портит. ( труд)

Ученье….., а неученье тьма.( свет)

— стр. 55 упр. 114

— Прочитать текст » Всё наоборот»

— Вставить пропущенные антонимы

— Высказать своё отношение к действиям девушек.

— О чём рассказали нам антонимы?

— Какую характеристику они дали девочкам?

— Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?

— Что такое антонимы?

— Для чего служат антонимы?

1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам.

День — война —

Сладкий — плакать —

Радость — белый —

2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу.

Доброе слово лечит, а ……. калечит.

Платье хорошо новое, а друг …….

Осенью дни ненастные, а весной ………

3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова — антонимы .

Перец и мёд.

Огурец и помидор.

Зиму и лето.

Орла и воробья.

— самопроверка, сравнение с доской.

Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка.

Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах)

— чтение и анализ текста

— повторение правил перед выполнением работы

— самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого к сложному

— самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске

5. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего в речи употребляются слова — антонимы?

сегодня я узнал…

— Закончить фразу:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

— рефлексия

vekor.ru

Урок русского языка в 3 классе "Антонимы, их роль в речи". - Начальная школа - В помощь учителю - Учительские университеты

КГУ "Мариновская средняя школа Атбасарского района Акмолинской области"

Шинжанова Ольга Ивановна

Предмет: русский язык Сынып / Класс: 3
Дата: _________
Тақырып / Тема: Антонимы, их роль в речи.

Мақсат / Цель: расширить и углубить понятие об антонимах, обогатить ими речь,
научить употреблять антонимы в речи.
Оқыту мен тәриелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
• предметные: формирование умений различать и употреблять ан¬тонимы в речи;
• личностные: развитие нравственных качеств личности ребенка; проявление трудолюбия в учебной работе;
• системно-деятельностные: формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов-антонимов, умение работать со словарем, подбирать антонимы.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный;
инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-
поисковый;

Сабақ барысы / Ход урока.

1 этап. Мотивация к деятельности.
Мақсат / Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Постановка проблемного вопроса: Что такое антонимы? Для чего они служат? Чтение рифмовки: доскажи слова, противоположные по значению (упр. 110).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... близко.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... низко! Предложить про¬должить рифмовку.
Сообщение темы и цели урока.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность.
Мақсат / Цель: усвоение содержания темы.
1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2. Работа в парах (с. 54): какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением называются антонимами.) Для чего нужны антонимы? (Антонимы помогают лучше передать, изобра¬зить противоречия: Белый снег падает на черную землю.)
3. Работа по картинке. Расскажи, что нарисовано на картинке. На¬звать слова с противоположным значением (упр. 111).
Обратить внимание: антонимы слова одной и той же части речи. Выписать их парами (упр. 112). На какие вопросы отвечают антонимы? Какими частями речи они могут быть? Придумать и записать с ними предложения.
3 этап. Интеллектуальные преобразования.
Мақсат / Цель: выполнение практических заданий: информативных, им-провизированных, эвристических.
1. Придумать и написать антонимы к словам - существительным, прилагательным, глаголам (упр. 113).
2. Работа по развитию догадки! Вставить антонимы в пословицы. Провести работу над смыслом пословиц: в каких случаях жизни гово¬рят эти пословицы?
Из большой тучи - мелкий дождь. 2. Мягко стелет, да жестко спать. 3. Трудно в ученье, легко в бою. 4. Труд кормит, г. лень портит. 5. Кто хо¬чет много знать, тому надо меньше спать. 6. За маленьким погонишься - большое потеряешь. 7. Ученье - свет, неученье - тьма.
3. Работа со связным текстом «Все наоборот» (упр. 114): решение комплексных задач: лексических - вставить пропущенные антонимы; воспитательные: высказать свое отношение к действиям девушек. О чем рассказали нам антонимы? Какую характеристику они дали девоч¬кам? Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?

Физкультминутка.
4. Работа над загадками с антонимами. Дописать тексты антонима¬ми: лето - зима, шум - тишина. Придумать свои загадки с антонимами (упр. 115, 117).
5. Распознавание синонимов и антонимов, составление портрет¬ной характеристики со словами (упр. 116). Определи, в какой колонке синонимы, а в какой - антонимы. Порассуждай, о ком из твоего класса можно было бы рассказать, используя эти синонимы и антонимы. Со¬ставь характеристику соседа по парте.
6. Развитие логики мышления: кто это? Отгадай по признакам. Ка¬кие антонимы помогли тебе разгадать загадку?
1. Весной оно в земле теряется, летом - над землей возвышается, а осенью - к хозяину возвращается. Что это? (колос пшеницы)
2. Лежал, лежал да в реку побежал. Что это? (снег)
4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Мақсат / Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Подведение итогов урока:
• предметные: различают лексическое значение слов-антонимов;
• личностные: используют антонимы для характеристики действий героев, оценивают их поведение;
• системно-деятельностные: умеют наблюдать, находить и сравни¬вать значения слов, обобщать наблюдаемое с помощью оценки (хорошо -- плохо).

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:

Сабақты қорытындылау / Итог урока. Выставление оценок.

– Задайте друг другу вопросы о антонимах.

Рефлексия: Урок
привлек меня тем…
показался интересным…
заставил задуматься…
навел меня на размышления…

collegy.ucoz.ru

Урок русского языка на тему "Антонимы" (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе

К УМК Л.Ф. Климановой («Перспектива»)

Тема: Антонимы.

Цель: систематизировать знания учащихся об антонимах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в речи; делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, возьмитесь все за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. И теперь с таким настроением садитесь, начинаем урок русского языка.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Вв ветер волны

- Характеристика буквы В, обьяснение значений слов.

2. Словарная работа. (двое учащихся у доски) Учитель диктует, учащиеся самостоятельно пишут. Проверка учащихся у доски. Оценка.

Коллектив, аккуратный, грамм, группа, осенний, весенний, коллекция, жужжать, килограмм.

3. Орфографическая минутка.

- К данным словам подберите однокоренные имена существительные, имена прилагательные, глаголы, запишите, подчеркните орфограммы.

Боль - …., корм - … , цвет - …., мир - …., сор - …..

- Какую орфограмму подчеркнули? (Букву безударной гласной)

III. Самоопределение к деятельности.

- На доске записаны пословицы. Прочитайте и закончите их.

Ученье свет, а неученье……..(тьма)

Кто хочет много знать, тому надо……(мало) спать.

Горька работа, да…..(хлеб) сладок.

Сказать легко, да сделать…..(тяжело).

- Как называются слова, которые мы добавили?

На уроке будем говорить об антонимах.

IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику. С. 76.

- Прочитайте «Узелки на память». Что такое антонимы?

Упр. 122 с. 76 (Работа в парах)

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Спишите, выделите антонимы.

Упр. 123 с. 76 (Коллективная работа)

- Какими способами можно объяснить значение слова?

- Объясните разными способами значения слов в парах «грустный – веселый», «трусливый – отважный».

- Составьте и запишите предложения с этими словами.

V. Физкультминутка.

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем:

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Упр. 124 с. 77 (Работа в группах)

Задание 1 группы – выписать антонимы, обозначающие время, цвет, размер, температуру, место. Указать части речи.

Ранний – поздний, широкий – у.кий, белый- черный, тогда- теперь, бл.ко- д.леко, горячий – х.лодный, утро – вечер, жара – холод.

Задание 2 группы – спишите пословицы и подчеркните антонимы.

Учен.е – свет, а неучен.е – тьма. Мя.ко стелет, да жес.ко спать. В глаза не хв.ли, а за глаза не кори. Сытый голодного не разумеет. За маленьким погнался, а б.льшое пот.рял. Меньше г.вори, а больше делай.

Задание 3 группы – с помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте названия животных – героев сказок и басен. Подчеркните антонимы.

Образец. Волк простодушный, а лиса хитрая.

Лев – заяц, муха – слон, ягненок – волк, лисица – ворона, стрекоза – муравей.

VII. Рефлексия.

Выбор предложения.

Я узнал…..

После урока я хотел бы……

Я сумел…..

VIII. Подведение итогов урока.

- Какие слова называются синонимами. Приведите примеры.

- Слова каких частей речи могут быть антонимы? Приведите примеры.

- Какова роль антонимов в речи?

Домашнее задание.

Упр. 121 с.76.

infourok.ru

Урок русского языка в 3-м классе на тему "Антонимы". Цель


Открытый урок русского языка в 3-м классе на тему "Антонимы".

Цель:


  • ознакомление с понятием “антонимы”;

  • развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;

  • развитие речи, умения сравнивать и анализировать;

  • развитие орфографической зоркости;

  • обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок;

  • воспитание интереса к устному народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент. - Вам нужно поработать и отыскать синонимы, с помощью которых даны толкования слов.

Вещун – предсказание
Деликатный – вежливый
Завороженный – очарованный
Изысканный – красивый
Кавардак – беспорядок
Навязчивый – назойливый
Опрятный – аккуратный
Чародей – волшебник

-На какие две группы по частям речи можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.)

-Одной, ли части речи слова в паре. (Да) -Давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.).

3. - Какие буквы, в словах пропущены? Что это за орфограмма? Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Лю…ских – люди (парные согласные в корне слова.)

Г…ловах – головы (безударная гласная в корне слова.)

Тр..ва – травы (безударная гласная в корне слова.)

Цв…точный – цвет (безударная гласная в корне слова.)

Мом…нтально – момент (безударная гласная в корне слова.)

Гру…ный – грусть (непроизносимая согласная в корне слова.)

- Найдите в тексте синонимы. (Грустный - печальный.)

- А теперь найдите слова противоположные по значению. (Добрый – жадный.)

- Какие ещё можно подобрать слова противоположные по значению слову “добрый”, “жадный”? (“Злой”, “щедрый”)

- В паре, слова одной и той же речи? (Да)

- Кто знает, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

4. Сообщение темы, цели. Тема нашего урока – “Антонимы”.

Определение - “антонимы” стр., учебника “ Русский язык ” - Для чего они нужны в нашей речи? На этот вопрос мы ответим в конце урока. - Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.

Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.

5.Работа по теме урока.

Знай больше – говори меньше.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Не поев горького, не поймешь сладкого.
Ложь тяжела, да и правда не легче.
От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.
- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?
- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)
Больше – меньше
Маленькое – большое
Горького – сладкого
Ложь – правда
От радости – от печали
Старые – молодые
Молодеют – стареют
Вывод: что же такое антонимы?

Физкультминутка

- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.
Найти-потерять
Больной – здоровый
Горе-радость
Недруг-друг
Поддерживать – спорить
Радость – кручина
Прямить – крючить
Добрый – дурной
Толстеть – худеть

Проверка.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)

-Это стихотворение Генриха Сапгира тебе уже знакомо. Посмотри на него с другой точки зрения.

-Найди в тексте все пары антонимов.

Низко - высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое – сладкое

-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.)

6. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

- Объясни смысл пословиц.

- Попробуй произнести её быстро?

-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)

-Почему? (Повторение звуков)

- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.

-Что же такое антонимы?

-Где и для чего они используются в нашей речи?

7. Домашнее задание: подобрать антонимы и составить с ними предложения.

kzbydocs.com

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.

Задачи:

  • учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;
  • развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;
  • воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;
  • личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход

 Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Приложение. Слайд 1

– Здравствуйте, дети!  Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в видеоклассе. Вам здесь нравится? Тогда давайте наш урок проведём так, чтобы нам захотелось вернуться сюда ещё раз.
– Внимание на экран.

Приложение. Слайд 2

– Как вы объясните смысл этой пословицы?
– А что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)
– Как называются эти слова? (Синонимы)
– Что такое синонимы?

2. Формулировка темы урока

– Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое синонимы. Но сегодня у нас с вами другая цель и другие задачи.
– Посмотрите внимательно на эту пословицу, прочитайте её с выражением, выделите голосом главные слова. Что это за слова?
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь на уроке?
(Дети выдвигают свои предположения)

3. Актуализация знаний

– Сегодня мы обобщим все наши знания об антонимах. Постараемся ничего не забыть.

Приложение. Слайд 3

– Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой?

4. Обобщение

а) Приложение. Слайд 4

– Для выполнения этого задания вам необходимо творческое мышление, фантазия и воображение. На этом слайде выведены объекты. Подберите несколько признаков, которые относятся к каждому объекту. А затем противопоставьте эти признаки.
Запишите полученные словосочетания на одной строке по парам. Кто-то придумает такие словосочетания, которых нет у меня. А кто-то угадает, что будет на следующем слайде.

Приложение. Слайд 5

– А вы согласны с двумя первыми словосочетаниями? Все ли мужчины сильны и все ли женщины слабы? (Многие известные сильные спортсмены являются женщинами. Это такие виды спорта как дискобол, карате и даже бокс. А еще бывает, к сожалению, что сильный физически мужчина может быть слабым по характеру. И к счастью, слабая на вид женщина, может быть очень сильна духом.)
– Пришла пора ответить на первый вопрос нашего урока.
– Что такое антонимы? (Дети отвечают)

б) Приложение. Слайд 6

– Проверим вашу память.
– С какой пословицы мы начали урок?
– Какой частью речи являются слова «дело – потеха»? Докажите.
– Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы подошли вплотную. (Какой частью речи являются антонимы).
– Так какой частью речи они могут являться? (Имена существительные)
– Посмотрите на слайд. Слова какой части речи вы видите? Докажите.
– Какая часть речи прибавилась в копилку наших ответов? (Имя прилагательное)

в) – У вас на столах лежат задания на зелёных листах. На них вы видите 2 предложения  с пропущенным словом.

1.____________   обижает девочек. 

2._____________ защищ. ет девочек.

Для мальчиков
2._____________ п.мирила мальчиков.

1. ____________ поссорила мальчиков.

Для девочек

– Перепишите одно из этих предложений. Не забудьте на месте черты вставить своё имя.
– Найдите главные члены предложения.
– Почему вы выбрали именно это предложение? (Ответы и мальчика и девочки)
– Прочитайте два слова, противоположные по смыслу, которые вам встретились в ваших предложениях.
– Какой частью речи они являются? (Глаголы)
– Докажите.
– Какими же частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей)

Приложение. Слайд 7

– Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать , что антонимы могут быть и другими частями речи.

5. Физминутка

С вами нам пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – конец.

6. Проверяем домашнее задание

– Вам был предложен текст с выделенными словами. Что надо было сделать? (Переписать и заменить выделенные слова на антонимы)
– Прочитайте сначала первый текст.  Теперь переделанный текст.
– Отличаются?
– Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений)

Текст дома:

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень! 

г) – Продолжим занятие с текстом

– Перед вами лежит жёлтый листок. На нём текст. Прочитайте его про себя. Вслух. Найдите и запишите парами слова антонимы.

Текст:

В нашей школе в субботу прошёл День здоровья. На стадион пришли много ребятишек. За соревнованиями следили даже бабушки. Мальчики и девочки катались на санках, лепили снеговика и участвовали в различных конкурсах. Это им поможет избежать болезни. Только один дедушка мало радовался празднику. Ему так хотелось озоровать вместе с ребятишками!

– Сколько пар слов вы нашли? (4 пары)

7. Заключительный этап

– Как вы думаете, какой слайд я должна сейчас вернуть, чтобы мы обобщили, всё что прошли на уроке?

Приложение. Слайд 3

– Ответили мы на эти вопросы? Давайте вспомним.

8. Домашнее задание

– Вам необходимо пройти по своей квартире и подобрать из интерьера комнат слова-антонимы. Интересно, кто больше найдёт таких слов?

9. Итог урока. Рефлексия

– Наш урок подошёл к концу.
– Что на вас произвело наибольшее впечатления?
– Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках?
– Работа над какими заданиями вам показалась трудной?
– Чью работу на уроке вы бы сегодня отметили?

– Я хотела бы, чтобы вы попрощались за меня сами. Посмотрите на наш первый слайд.

Приложение. Слайд 1

– Пожалуйста, замените выделенные слова на слова противоположные по значению.

Приложение. Слайд  8

– Прочитайте хором. До свидания.

12.04.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о