Урок ворона и лисица – План-конспект открытого урока по чтению в 5 классе. Тема И.А. Крылов “Ворона и Лисица”
План-конспект открытого урока по чтению в 5 классе. Тема И.А. Крылов “Ворона и Лисица”
Открытый урок по чтению в 5 классе
Автор разработки: Бусева Нина Борисовна
Место работы: Новоропская специальная (коррекционная) образовательная
школа-интернат VIII вида
Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
(Басня)
Цель урока: учить характеризовать героев басни на основе их поступков.
Задачи урока: – совершенствовать навыки выразительного чтения и умения
работать с текстом;
– пополнить словарь учащихся новыми словами и выражениями;
– развивать умение находить в басне главные слова, делать
выводы;
– корректировать и развивать мышление на основе упражнений
– воспитывать отрицательное отношение к лести, к льстецам;
– прививать интерес к чтению басен.
Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, иллюстрация к басне «Ворона
и Лисица». Другие иллюстрации к басням Крылова
«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»,
«Квартет», «Щука и Кот».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Психологический настрой.
-Какая погода сегодня за окном?
– Какое настроение она навевает на вас?
-Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.
III. Вступительная беседа.
– Перед вами портрет Ивана Андреевича Крылова – русского баснописца. За свою жизнь он написал много басен. С его баснями вы уже знакомились в 4 классе. Посмотрите на иллюстрации, прикрепленные к доске.
– Кто герои басен Крылова?
(Животные, птицы, рыбы, насекомые).
– Кого он изображал под видом животных?
(Под видом животных он изображал людей).
– А теперь уберите те иллюстрации, которые вам не знакомы.
(На доске остались две иллюстрации).
– Из каких басен эти иллюстрации?
(«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»).
В своих баснях И.А. Крылов высмеивал недостатки людей: ложь, жадность, грубость, лесть и другие.
IV. Сообщение темы урока и подготовительная работа к восприятию.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной басней И. Крылова.
-Прочитайте название басни.
(Ворона и Лисица)
– Как вы думаете, кто герои басни?
(Герои басни Ворона и Лисица)
– Какие качества приписывает народ вороне и лисице? Какая лиса?
(Хитрая, умная, обманщица)
– Какой называет народ ворону?
(Глупой)
– А еще народ называет ворону вещуньей, предсказательницей, которая предсказывает обычно плохое.
V. Чтение басни учителем.
– А теперь послушайте, как я прочту басню.
Учитель читает.
– Наделил ли И. Крылов героев своей басни теми же качествами, которые им приписал народ?
(Да, наделил).
VI. Чтение учащимися трудных слов из басни.
– На доску выписаны из басни трудные слова:
гнусна΄, вредна΄
льстец
взгромоздя΄сь
близёхонько
вскружи΄лась
– Давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся вам в басне, соблюдая правильное ударение.
VII. Чтение басни учениками про себя и вслух.
– Сейчас прочитайте басню про себя.
При чтении отметьте слова и выражения, которые вам непонятны.
– Какие слова и выражения в басне вам непонятны?
– Мне непонятны слова «твердили миру».
(Много раз повторяли людям с целью запомнить).
– Я не понимаю слово «не впрок»
(Без пользы).
– Мне непонятно слово «взгромоздясь».
Взгромоздиться – устроиться с трудом на верху дерева.
Лучший ученик читает басню вслух, остальные следят за его чтением.
VIII. Беседа по содержанию басни с выборочным чтением.
Вопросы и задания.
1. В каких словах басни заключен ее главный смысл? Найдите эти слова и прочитайте.
– От чего они предостерегают?
(От лести и льстецов).
2. Как вы понимаете слово лесть?
(Лесть – это лицемерное, угодливое восхваление).
А где лесть, там и ложь.
– Образуйте от слова лесть родственные слова.
(Лесть – льстить, льстец, льстивый).
– Кого называют льстецом?(Того, кто льстит, кто неискренне, притворно расхваливает кого-нибудь с целью извлечь из этого выгоду).
Льстец – подхалим, угодник.
3. Что автор говорит о лести и льстецах?
(«Что лесть гнусна, вредна»;
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок»)
Правильно, молодец.
– Гнусна – внушающая отвращение.
– Как вы понимаете слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
(Он хитростью, лестью, обманом войдет в доверие и сумеет достичь желаемого).
4. – Почему Лиса остановилась под деревом?
(Почуяла запах сыра).
– Проследите, как действует на Лисицу сыр?
(«Вдруг сырный дух Лису остановил:
– Как вы понимаете выражение «Лисицу сыр пленил»?
(Привлек своим вкусным запахом).
– Каким метким словом называет И. Крылов Лисицу?
(Плутовка).
5. – Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?
(Потому что она хитрая, обманщица и знает, как обмануть глупую Ворону и выманить сыр).
6. – Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне?
– Лисица восхищается красотой Вороны.
– Давайте, сопоставим эти похвалы с внешним видом Вороны.
Посмотрите на иллюстрацию.
– Какова Ворона на самом деле? Опишите Ворону.
(Ворона – большая, некрасивая птица. Она серая. Голова, крылья и хвост у нее черные. Клюв длинный и толстый. Глаза черные, страшные).
– Какой голос у Вороны?
(Хриплый, неприятный, грубый, некрасивый).
– Можно ли назвать Ворону мастерицей петь?
(Нет. Она каркает).
– Кого вы еще видите на этой иллюстрации?
(Лисицу).
– Что она делает? Ответьте словами Басни.
(«Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит»).
-Каким голосом говорила Лисица?
(Ласковым, добрым, нежным).
– Искренним был ее тон или она притворялась?
(Она притворялась).
– Как автор говорит об этом?
(И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь – птица!»).
– Лисица льстит Вороне, говорит неправду.
7. – Как басня подтверждает слова автора о том, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло»).
– Ворона в восторге от похвал. Она так обрадовалась Лисицыным похвалам, что уже ничего не соображала, ничего не понимала, у нее с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло.
– Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье спёрло»?
(Перехватило дыхание, остановило дыхание).
– Нашла ли лесть Лисицы «уголок в сердце Вороны»?
(Да, нашла).
– Ворона легко поддается обману Лисицы и искренне верит ей.
– Как это случилось?
(«И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова»).
– Ворона не смогла устоять против соблазна стать царь-птицей и «запела», каркнула во все воронье горло».
– Почему Лисе удалось обмануть Ворону?
(Лисе удалось обмануть Ворону потому, что она хитрая плутовка).
– А еще почему? Какой была Ворона?
(Глупой).
– Лисе удалось обмануть Ворону не только потому, что Лиса умела хитрить и льстить, но и потому, что Ворона была глупой, недогадливой, легковерной.
8. – Что высмеивает автор в этой басне?
(Автор высмеивает в этой басне тех, кто поддается лести, кто любит слушать лесть).
– Автор высмеивает глупых, легковерных людей, которые любят лесть.
9. – Чему учит эта басня?
(Эта басня учит не доверять льстецам, не верить их льстивым, хвалебным речам).
IX. Тренировка учащихся в выразительном чтении басни.
– А теперь мы потренируемся в выразительном чтении басни. Будем читать басню небольшими частями, и контролировать чтение своих товарищей.
Старайтесь читать выразительно, соблюдая паузы и логические ударения. Слова автора надо читать не спеша.
В итоге лучший ученик читает всю басню.
X. Примеры из жизни класса.
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из героев они вам напомнят?
(Лисицу).
– А среди вас есть льстецы?
(Да, есть).
– Приведите похожий случай из жизни вашего класса.
Ученики приводят пример.
XI. Задание на самоподготовку.
– На самоподготовке вы еще потренируетесь в выразительном чтении басни.
XII. Итог урока и аргументированные оценки.
– С какой басней И. Крылова вы сегодня познакомились?
– Понравилась вам эта басня?
Объявление оценок.
Урок окончен.
infourok.ru
Конспект урока с презентацией по литературному чтению на тему «И.А. Крылов “Ворона и Лисица”»
Инфоурок › Начальные классы › Конспекты › Конспект урока с презентацией по литературному чтению на тему «И.А. Крылов “Ворона и Лисица”»Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Выбранный для просмотра документ презентация.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдМБОУ СОШ № 53
2 слайдКрылов Россия XIX век Корзина идей Эзоп Др. Греция VI век до н. э. Лафонтен Франция XVII век
3 слайдБасня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными). Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Определение
4 слайдПортрет И.А. Крылова Биография 02.02.1769-09.11.1844 Фильм о биографии Годы жизни И.А. Крылова
5 слайдВерные и неверные утверждения ДА ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ 1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. 2. Он родился в городе Самаре. 3. Его семья жила бедно. 4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. 5. Он работал продавцом. 6. Крылов выучил несколько языков. 7. Он начал писать в 16 лет. 8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. 9. В первой книге Крылова были рассказы. 10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю.
6 слайдЧто знаете об этих животных?
7 слайд«Ворона и лисица» И.А. Крылов
8 слайдСловарная работа Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу. Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить – очаровать, покорить чем-либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – предсказательница.
9 слайдГлаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло – каркнула очень громко. Была такова – исчезла, скрылась. Дыханье сперло – трудно стало дышать. Бог послал – нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа
10 слайдворона нашла кусочек сыру; лиса близёхонько бежала; ворона каркнула; лисица говорит сладкие слова вороне; плутовка подходит на цыпочках; лисица схватила сыр и убежала; сыр выпал. Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки
11 слайдворона нашла кусочек сыру; лиса близёхонько бежала; плутовка подходит на цыпочках; лисица говорит сладкие слова вороне; ворона каркнула; сыр выпал. лисица схватила сыр и убежала; Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки
12 слайдГлупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона Синквейн
13 слайдБыло интересно … Сегодня на уроке я узнал, что … Я хотел узнать ещё о баснях… Больше всего мне понравилось… Новым для меня стало …
14 слайд1. Выразительное чтение басни стр. 66 Домашнее задание 2. Задание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть; создание диафильма к басне.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-347493
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока чтения И.А.Крылов “Ворона и лисица “
МБОУ Ульяновская СОШ
Урок чтения и развития речи в 5-в классе
Выполнила:
Шаравина С.В.
с. Ульяново
Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
Цели: 1.Обучающая: обучать основным навыкам выразительного чтения, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.
2.коррекционно-развивающая: корректировать развитие устной речи, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативную компетенцию.
3.воспитительная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, прививать интерес к чтению и русской литературе.
Оборудование: Учебник Чтение 5 класс З.Ф.Малышева, компьютер, проектор, презентация, карточки с планом басни.
I.Оргмомент. Психологический настрой детей на урок.
-Посмотрите друг на друга улыбнитесь и произнесите «Мне приятно тебя видеть». Итак, друзья, внимание, ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- начнем урок.
II.Сообщение темы урока.
А)Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них- солнышки. За каждый правильный ответ- солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет 5 жетонов и больше, тот получит за урок «5».Мы приступаем к изучению нового раздела «Басни Ивана Алексеевича Крылова»(1 слайд)
Б)Знакомство с новым литературным жанром.
-А как вы думаете, что такое басня?
– Слово басня произошло от старинного глагола «баять», что значит «говорить»
–Басни– короткие рассказы в стихах или прозе с моралью или нравоучением.(2 слайд) Басни Крылова написаны живым, почти разговорным языком. Герои басен- звери добрые и злые, глупые и умные.
-Среди портретов поэтов и писателей найдите портрет И.А.Крылова.(Пушкин, Крылов, Лермонтов, Барто).(3 слайд)
В) Короткий рассказ о И.А Крылове.
-Коля приготовил небольшой рассказ о Крылове.
(И.А.Крылов родился в Москве в семье одного бедного армейского офицера. Его детские года прошли на Урале. Мать Крылова была без всякого образования, но умная от природы. Она сама руководила учебой сына. Но семья была бедной, и после смерти отца мальчику пришлось работать, чтобы обеспечить мать и младшего брата. Но он не унывал. С детства Крылов полюбил чтение, имел прекрасные способности и был настойчив в овладении знаниями. В зрелые годы он стал одним из самых просвещенных людей своего времени)
-Молодец, Коля.
-В Петербурге, в Летнем саду стоит памятник великому баснописцу. Крылов сидит в кресле, а вокруг него фигуры героев его басен.(4 слайд)
-А кто его герои?
III) Знакомство с басней И.А Крылова «Ворона и Лисица»
-А)А вот кто будет героями нашей басни вы узнаете, разгадав загадки.
1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев- черный цвет.(5 слайд)
Видишь кружат 20 пар
И кричат: «Карр!Карр!Карр!»(Ворона)(6 слайд)
2) Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая(7 слайд)
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.(Лисица)(8 слайд)
-Кто же главные герои басни?
-Как же называется басня, которую мы сегодня будем читать?(«Ворона и Лисица»)(9 слайд)
Б)Чтение басни учителем.- Что высмеивает Крылов в этой басне? Правы ли вы, узнаем в конце урока.
В)Дыхательная гимнастика. Представьте, что у вас на ладошке легкое птичье перышко. Глубоко вдохните и сдуйте перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца.(3 раза).(10 слайд)
Г) Словарная работа
– В басне нам встретились незнакомые слова и выражения. Прочитаем и объясним их значения.
1)Пленил- заворожил.
2)Вещунья– приносящая вести, в басне-прозвище вороны.
3)Лесть– угодливое восхваление.
4)Гнусна– внушающая омерзенье.
5)Вредна– опасна.
6)Не впрок– не на пользу.
7)Взгромоздясь– взобраться с усилием на что-то высокое.
8)Уголок– маленькое местечко.(11 слайд)
Д) Работа над содержанием басни.
1.Чтение басни по частям, анализ каждой части и выразительное чтение.
-Посмотрите у вас есть план басни. Прочитайте его. Басня уже разделена на части:
1.Мораль.
2.Ворона и сыр.
3.Появление лисицы.
4.Лесть лисы.
5.Потеря сыра.(12 слайд)
Е)Зарядка для глаз(упражнение для коррекции зрения)(13 слайд)
Глазки быстро заморгали, раз, два, три, четыре, пять. Но от этого устали и зажмурились опять. Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть. Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
Чтение 1 части. Мораль.
-Что содержится в морали(поучение)
-Чему учит мораль этой басни?(угодливая лесть опасна)
-Раз мораль-это поучение. С какой интонацией будем читать? (с поучительной)
-Прочитаем с поучительной интонацией.
Чтение 2 части. Ворона и сыр. (Про себя.)
-Какая героиня басни появляется?(Ворона)
-Кто подразумевается под Вороной? (человек)
-Говорит Ворона какие-нибудь слова? (нет)
-Ее описывает автор. Назовите прилагательные, которыми можно описать ворону (громоздская (большая), крупная.
-Можно ли ее назвать красивой птицей? (нет)
-Как к ней относится Крылов? ( с усмешкой)
-Читать этот отрывок медленно.
-Чтение выразительно.
Чтение 3 части. Появление Лисицы. Читаем друг другу по строкам.
-Какие слова повторяются в этом отрывке?(сыр, лисица)
-Посмотрите какие глаголы выделены?( Остановил, видит, пленил)
-А какая лиса? (плутовка, хитрая)
-А как она говорит? (чуть дыша)
-Чтение выразительно
Ж)Физкультминутка. Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. Кар-кар-кар. Каждый день они кричали, крыльями махали, спать ребятам не давали. Кар-кар-кар. Кар-кар-кар. Только к ночи замолкают и все вместе засыпают.Кар-кар-кар.(14 слайд)
Чтение 4 части. Лесть лисы. Читаем за диктором.
-В этом отрывке Лиса заговорила. Какова цель Лисы? (заставить ворону открыть рот)
-Что лиса для этого делает? (хвалит ворону)
-С какой интонацией будем читать? (ласково, расхваливая)
-Чтение выразительно.
Чтение 5 части. Потеря сыра. Хором.
-В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг)
-А Крылов восторгается Вороной?(Нет, он над ней смеется)
-Прочитайте, смеясь над глупой Вороной.
2.Профессиональное чтение басни.( Ильинский)
-Вот к чему нужно стремиться.(7 минут)
3.Характеристика Вороны и Лисицы.
Выберите качества, которые характеризуют лису, а какие ворону, карточки на парте у ребят. Работают в паре. (Неуклюжая, умная, глупая, красивая, доверчивая, коварная, хитрая, льстивая, бестолковая)(15 слайд)
-Чему же учит басня?( Верить льстецам нельзя, лесть привлекательна, но очень опасна)
4.Работа с иллюстрацией в книге.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Удалось ли художнику передать характер героев? Какая Лисица? А Ворона?
-А сейчас вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения(Дети закрашивают изображение Вороны и Лисицы)(16 слайд)
5.Обобщение.
-С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?(с лестью, заискиванием)
Рефлексия.
-Что нового узнали:
-Чему научились:
-За что похвалю себя: (17 слайд)
-Сосчитайте солнышки. Большое солнышко улыбнулось вам за вашу работу на уроке.(18 слайд)
6.Домашнее задание.
1.Читать выразительно (Надя). 2.Выучить наизусть.(Коля)(19 слайд)
И.А.Крылов родился в Москве в семье одного бедного армейского офицера. Его детские года прошли на Урале. Мать Крылова была без всякого образования, но умная от природы. Она сама руководила учебой сына. Но семья была бедной, и после смерти отца мальчику пришлось работать, чтобы обеспечить мать и младшего брата. Но он не унывал. С детства Крылов полюбил чтение, имел прекрасные способности и был настойчив в овладении знаниями. В зрелые годы он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
kopilkaurokov.ru
И.А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.
Задачи:
1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни.
2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор.
3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.
Ход урока
I. Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
II. Речевая разминка
Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,
затем – быстро.
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
III. Повторение ранее изученного материала.
Ребята, посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и узнаем новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе?
IV. Постановка темы и цели урока
В каком жанре писал И.А. Крылов?
Что такое басня?
Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя «Ворона и Лисица»
V. Работа по теме урока
1) Работа с иллюстрацией.
Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)
Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)
Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).
Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)
Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)
Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).
Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).
На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.
(Чтение произведения учителем)
2) Восприятие прослушанной басни
Что больше понравилось и запомнилось при моём чтении басни?
О чём эта басня? (Лиса хотела отнять кусок сыра у Вороны)
Ей это удалось?
Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?
3) Чтение басни детьми.
Какие слова в басне были непонятны? (объяснение учителем слов, непонятных для детей)
4) Подготовительная работа перед чтением детьми басни вслух.
Какова Лиса в изображении Крылова? (Хитрая, умная, лукавая, плутовка ).
Как она действует? (На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону)
Как будем читать эти строки? (Медленно, вкрадчиво).
Как надо читать разговор Лисы и Вороны?
В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны?
Для чего Лиса это делает? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).
5) Чтение басни детьми вслух.
Что послал Бог Вороне?
Какой по размеру был сыр?( небольшой)
Этот сыр дорог для вороны? Почему?(Вороне не часто приходится лакомится сыром).
Какой можем сделать вывод? (Сыр для вороны очень дорог).
Как ворона залезла на дерево? ( «На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж, собралась»
Как вы понимаете слово «взгромоздясь»? (Уселась, приземлилась, примостилась. Ворона большая и неуклюжая).
В какое время суток происходило действие? (Утро)
Почему? («Позавтракать совсем уж было собралась»)
Что произошло, когда она взгромоздилась? («Призадумалась»).
Может Ворона о чём-то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек)
Как вы понимаете слова «на ту беду» ( Лиса – хитрый зверь. Автор как бы предупреждает).
Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).
Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).
Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).
Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).
В начале автор рассказывает о том, что Лиса просто бежала по лесу, но вот она почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.
( «На цыпочках подходит,
Вертит хвостом, …глаз не сводит,
…говорит сладко, чуть дыша»)
Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).
«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).
«Глаз не сводит»? (Внимательно следит)
«Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).
«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).
Для чего всё она это делает? ( Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).
На самом ли деле Ворона так хороша? (нет)
Для чего Лиса говорит неправду? (Хочет, чтобы Ворона поверила ей, а после заполучить сыр).
Как Лиса располагает к себе Ворону, какими словами она льстит ей?
(« Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!»)
В какой форме употреблены существительные? (в ласкательной форме)
Как можно было бы сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья, нос).
Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).
Что Лиса говорит о голосе Вороны? ( « И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»)
На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).
«Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).
«Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).
«Спёрло»? (Перехватило дыхание).
Какой цели добивалась Лиса? (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).
Добилась Лиса своей цели? (Да).
Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).
Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость).
А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).
Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам). Чтение морали.
Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).
VI. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6) Работа над выразительным чтением басни.
7) Выразительное чтение басни детьми
1) про себя
2) чтение всей басни вслух
VII. Итог урока
Над чем работали на уроке?
Какова тема этого произведения?
Чему учит эта басня?
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Выучить басню
infourok.ru
И. Крылов “Ворона и Лисица” (разработка урока)
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:
С1. понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-4 минут, определяя тему и основную мысль текста с опорой на ключевые слова;
Г4. создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на русском языке.
2. Опрос домашнего задания.
Деление класса на группы по признакам: 1. “Животные“, “Птицы”, “Учебные предметы”, “Школьные принадлежности”, “Литературные герои”.
3. Актуализация знаний.
Учитель предлагает посмотреть иллюстрации к басням Крылова.
Учитель:
– Как вы думаете, что изображено на этих иллюстрациях? Знакомы ли вам эти персонажи? О чем идет речь на этих иллюстрациях?
– Правильно,это иллюстрации к басням Крылова.
А что такое басня? И на казахском языке: спросить перевод и какие басни знают.
(Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки
Просмотр части мультфильма “Ворона и Лисица“.
Учитель: Скажите, что может прозойти дальше?Кто догадался чем мы будем заниматься сегодня на уроке?Правильно, мы сегодня познакомимся с басней Крылова “”Ворона и Лисица”.
Для оценивания работы в группах лидерам групп раздаются “Оценочные листы”
4. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Выразительное чтение учителем басни Крылова “Ворона и Лисица”.
Полный просмотр мультфильма
Г) Словарная работа.
В басне много непонятных слов, которые требуют объяснения. Части текста распределяются по группам.
Каждая группа работает со своим отрывком из текста, находит в нем слова и разъясняет их значение на листах бумаги (при разъяснении все слова проговариваются всеми вслух).
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал – так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном
Все не впрок – не на пользу
5. Вторичное восприятие текста.
(Г) Прием «Чтение со стопами» (учащиеся читают стихотворение по частям, находят ответы на вопросы учителя, зачитывая их из прочитанных отрывков):
Текст делится на 4 части. Каждая группа читает свой отрывок текста .
1 группа
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Вопросы 1 к группе: – Как вы понимаете, что такое лесть? (Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе).
Кого называют льстецом? Что И. А. Крылов говорит о лести и льстецах? («Что лесть гнусна, вредна…», «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)
2 группа
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.
Весь материал – в документе.
videouroki.net
Разработка урока – Басня И.А. Крылова “Ворона и Лисица”
1. Мораль (слайд 6)
— Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение)
— Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова.
— Подчеркните самые важные для понимания слова. (слайд 6)
— Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)
— Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной)
— Но поучать можно по –разному.
— А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) ——Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7)
2. Ворона и сыр
— Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек)
— Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)
— Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова.
(слайд 8) Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем.
Воспользуйтесь иллюстрацией. (слайд 9)
— Как относится к ней Крылов (с усмешкой) В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)
(слайд 10)
— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.
3. Появление лисицы (слайд 11)
— Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица)
— Почему? (показать, как голодна Лиса)
— А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»?
— На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)
— А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)
— Как называет Крылов Лису? (плутовка)
— То есть, какая Лиса? (хитрая)
— Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша)
— Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)
— То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.
— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
4. Лесть Лисы (слайд 13)
— Итак, в этом отрывке Лиса заговорила.
— Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)
— Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.
— С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать)
— Какими словами Лисица льстит Вороне?
— Найдите и подчеркните. (слайд 14)
— Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)
— А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить.
— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.
5. Потеря сыра (слайд 15)
— В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.
— Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся).
— Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы.
— С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо).
— А как стоит произнести последнюю строчку?
— Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)
— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.
schesna.ru
Открытый урок по теме “Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица”
Разделы: Начальная школа
Цели урока.
– продолжить формирование представления об особенностях жанра басни;
– формирование полноценного навыка выразительного чтения басни;
– развитие умения анализировать произведение в жанре басни;
– воспитание познавательной активности, позитивных межличностных отношений учащихся в групповой работе.
Оборудование.
Портрет И.А. Крылова; репродукция куртины Диего Веласкеса «Эзоп» [5], раздаточный материал: текст басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица», задания по группам, учебник «Родная речь» 3 класс часть 1, составители Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., «Просвещение», М., 2005; костюмы Вороны, Лисицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний.
2.1 Игра «Определи литературный жанр».
Два ученика читают отрывки из произведения Н.А.Некрасова «Мороз – Красный нос», И.А. Крылова «Мартышка и Очки».
Учитель. Кто может определить, к какому жанру литературы относятся данные отрывки?
Кто из вас знает, чем басня отличается от стихотворения? (Ответы учащихся)
Учитель. Да, басня – это насмешливое стихотворение, которое имеет 2 части (сюжет и мораль).
Кто может быть героем басни – человек или животное?
А кто помнит, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Ответы учащихся)
Учитель. Да, этот прием называется иносказанием. Его придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом, и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Читая басню, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык. В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов [4].
3. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
3.1 Сегодня мы познакомимся с вами с одной из самых известных басен И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
3.2 Чтение басни учителем.
3.3 Лексико-орфоэпическая подготовка.
лесть | впрок | взгро-моз-дясь |
льстец | уголок | со-бра-лась |
льстить | голубок | при-за-ду-ма-лась |
перышки | голосок | вскру-жи-лась |
близехонько | вещуньина | пленил |
Задания учащимся:
1) Слова 1-ого столбика прочитать жужжащим чтением, затем хором медленно, затем быстро.
2) Слова 2-ого столбика прочитать четко, ритмично.
3) Прочитайте слова 3-го столбика медленно, по слогам, затем с увеличением громкости.
Учитель. Значение каких слов в басне вам не понятно? (Ученики находят слова и стараются пояснить их смысл.)
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец – льстивый человек.
Взгромоздясь – взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленил – привлек внимание, привел в восторг, очаровал.
Вещунья – предсказательница, предвидящая будущее.
3.4 Самостоятельная работа учащихся в группах.
Класс разбивается на 3 группы, каждая из групп получает задание и набор слов.
Задания группам.
Группа №1
Выполняйте по плану.
1) Прочитайте басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
2) Назовите и запишите персонажей басни.
3) Дайте характеристику Вороне. Выберите нужные вам слова, из предложенных.
Группа №2
Выполняйте по плану.
1) Прочитайте басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
2) Назовите и запишите персонажей басни.
3) Дайте характеристику Лисице. Выберите нужные вам слова, из предложенных.
Группа №3
Выполняйте по плану.
1) Прочитайте басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
2) Назовите и запишите персонажей басни.
3) Выделите мораль басни. О чем она?
4) Какой недостаток высмеивается в басне?
Список предложенных слов для работы в группах №1, 2.
восторгается | хвалит |
умная | хитрая |
высмеивать | восхищается |
неискренняя | лживость |
глупая | угождать |
льстить | неумный |
Учащиеся самостоятельно выполняют задания в группах, готовятся к ответам.
4. Анализ басни и формирование умения выразительного чтения.
(Фронтальная работа с учащимися всего класса и группами)
В процессе анализа, учащиеся групп №1, 2 пишут на доске слова, характеризующие персонажи.
Учитель.
Вопрос к классу – С какими персонажами вы встретились в басне?
Вопрос к группе №1 – Что произошло с Вороной? Найдите в тексте. Какую интонацию используете при чтении отрывков? Чтение отрывка учащимися.
Вопрос к группе №2 – Откуда взялась Лисица? Найдите в тексте слова.
Как вы думаете, почему автор говорит, что Лисица бежала «на ту беду»?
Что остановило Лисицу?
Как далее автор называет Лисицу? Найдите в тексте. (Плутовка)
Вопрос к классу – А кого так называют?
Как подходит Лисица к дереву? Прочитайте отрывок друг другу.
Какую выбрать интонацию при чтении?
Сладкий голос говорит правду или не правду?
Вопрос к группе №1 -Как автор передает радость Вороны от льстивых слов? Найдите подтверждения в тексте.
Как вы думаете, Ворона поверит Лисице и запоет?
Вопрос к группе №3 -Как вы считаете, слова еще какого персонажа, звучат в басне? Найдите строчки и прочитайте их. Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вывод?
Чтение учащихся в группах. Выбор лучшего чтеца.
5. Этап обобщения характеристики персонажей.
Учитель. Какими автор изображает персонажей басни?
Представители групп № 1, 2 зачитывают свои подготовленные ответы.
Ворона приняла лесть и ложь Лисицы за правду, а потому и случилась беда – она потеряла сыр [1].
Учитель. А что еще потеряла Ворона? (покой, ведь она вещунья и ей обидно, что ее обманули)
О каком огромном зле мы узнали из басни? (лесть)
Кто нам об этом рассказал? (автор)
Автор восхищается или высмеивает этот порок?
Какой вывод вы сделаете для себя, прочитав басню И.А. Крылова?
Хотел ли кто-либо из вас, походить на персонажа басни?
6. Этап выразительного чтения басни.
6.1 Подготовка выразительного чтения учащимися согласно памятке.
6.2 Чтение басни по ролям.
6.3 Инсценировка.
Памятка [4]
Паузы | |||
№ п/п | Знаки препинания | Счет | Обозначение |
1 | , | Раз | I |
2 | . – : | Раз, два | II |
3 | ?! | Раз, два, три | III |
4 | Красная строка | Раз, два, три, четыре | IIII |
5 | После прочтения заглавия | Раз, два, три, четыре, пять | IIIII |
Логическое ударение | |
Обозначение | |
Слова, на которые падает логическое ударение Соединение строчек, интонационный перенос Повышение тона Понижение тона |
___________ + ¯ |
7. Этап рефлексии. Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? Кто из ребят помог вам и классу сделать открытие?
Список литературы
1. Вачкова С.Н. «Как научить детей чтению басен: Практическое пособие» – М.: АРКТИ, 2007
2. Матвеева Е.И. «Литературное чтение (1 – 4 классы): учим младших школьников понимать художественный текст» – М.: Эксмо, 2006
3. Оморокова М.И. «Чтение в начальных классах: методическое пособие» – М.: издательство «Родничок», «АСТ», «Астрель», 2003
4. Шестипалова К.П. «Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эзоп
24.02.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai