Уроки мхк 10 класс – Конспект урока МХК_10 класс__ Введение в предмет МХК. Общее понятие о культуре

Уроки МХК 10 класс — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

Искусство Руси

Тема урока:  Древняя Русь. Содержание учебного материала: Деревянное зодчество Древней Руси. Технология возведения памятников д…

 31.03.2016  Кирносова Ольга Васильевна  9  1

«Волшебная кисть»

Волшебная кисть У каждого человека своя судьба в жизни, а у творческого человека – свой путь, своя дорога к искусству. Главный источник …

 22.03.2016  Дейнека Надежда Владимировна  21  1

 27.02.2016  Смолякова Инна Васильевна  111  7

 26.02.2016  Смолякова Инна Васильевна  211  10

Рабочая прграмма по МХК

Предмет:       Мировая художественная культура Класс   10 Общее количество часов по предмету по учебному плану …

 19.02.2016  Камалова Фанзиля Фаидовна  94  7

Искусство западноевропейского Средневековья

Средневековая культура уникальна и неповторима. Сегодня предстает как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной
цивилизации. О времени западноевропейско…

 10.02.2016  Акимов Александр  109  22

 08.02.2016  Бычкова Мария Викторовна  131  18

 08.02.2016  Бычкова Мария Викторовна  565  36

Разработка урока на тему «Древнегреческий театр»

Урок проволся с целью обобщения знаний учащихся о Древнегреческом театре и определении его роли и значимости в развитии всего Европейского театра, театрального
искусства, развития коммуникативной&n…

 28.01.2016  Зоненко Раиса Николаевна  158  8

Ученический проект «Древнегреческий театр»

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической
(V-IV века до н. э.) …

 28.01.2016  Зоненко Раиса Николаевна  114  16

 27.01.2016  Беляева Наталия Анатольевна  138  17

Гай Юлий Цезарь.

•Гай Юлий Цезарь •древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. •Дата и место рождения: 100 г. до н.э., Рим. •Да…

 16.01.2016  Перепечин Александр Олегович  117  2

 16.01.2016  Беляева Наталия Анатольевна  124  3

 16.01.2016  Беляева Наталия Анатольевна  97  4

«Титаны Возрождения»

Цель урока: Создание атмосферы духовного общения и духовной свободы, взаимного доверия и понимания, привлечение учащихся к заинтересованному диалогу. …

 23.12.2015  Напиральская Елена Ивановна  229  27

 13.12.2015  Пузрякова Ирина Васильевна  459  38

 10.12.2015  Панкратова Ольга Александровна  174  12

Урок на тему «Чувашская национальная одежда»

Одежда любого народа, в том числе и чувашского, специфична и разнообразна. Как доступно донести этио богатство до учеников, сделать урок зрительно наглядным и
впечатляющим? Над этим пришлось немало…

 05.12.2015  Протасова Тамара Анатольевна  123  0

 03.12.2015  Полугрудова Светлана Александровна  536  59

 02.12.2015  Ларюцкая Светлана Валерьевна  884  137

mhkromanova.jimdo.com

Конспект и презентация урока МХК 10 класс «Первые художники Земли» по программе В.Даниловой

Урок 1 МХК 10 класс

Тема: Первые художники Земли.

Цель урока:  формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.

Задачи урока:

-научить различать изученные произведения,

— расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,
— сформировать навыки анализа и сравнения произведений,
— стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы.

— стимулировать использовать приобретенные знания для формирования своего досуга.

Ход урока.
I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Готовность к уроку.

II Актуализация знаний

1.Знакомство с учебником сл. 1

2. Вопросы для повторения сл. 2

  • Что такое культура?

  • Что такое культурный человек?

  • Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

  • Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

сл. 3 «Культура» — (от латинского «cultura»)- «уход за землей», «возделывание земли»

«Культура» — все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.

Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

сл. 4 Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

сл. 5 Какая бывает культура?

КУЛЬТУРА:

  • Мировая

  • Национальная

КУЛЬТУРА:

1.Духовная (традиции, обычаи. знания о природе и самом себе):

2. Материальная (вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)

сл. 6 Таким образом, культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

III. Постановка учебных задач

1. Сл.7 Изменялись названья королевств и империй.

Пролетали столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушин –

Все забудут потомки – возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Боровицкая.II.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Древние цивилизации». Художественная культура первобытного мира и древнейших цивилизаций дала человечеству великие творения искусства. Из глубины веков пришли к нам удивительные по красоте пещерные рисунки первых художников Земли, загадочные менгиры и кромлехи — прообраз будущих культовых сооружений, величественные пирамиды Древнего Египта и доколумбовой Америки, шумерская письменность Месопотамии. Тысячелетия разделяют нас с этим периодом.

Но это вовсе не означает, что дошедшие до нас памятники художественной культуры являются лишь безмолвными свидетелями своего времени: о прошлом они говорят наглядно и красноречиво и позволяют нам лучше осознать настоящее и прогнозировать будущее.

Для того чтобы понять смысл и значение этих древнейших посланий, необходимо знать их язык, ощутить восприятие окружающего мира нашими далекими предками, познакомиться со своеобразием художественной культуры в различных регионах планеты.

Что определяло художественный стиль той или иной цивилизации? Как происходило формирование культурных традиций? На эти и многие другие вопросы нам предстоит дать ответ.

Наш разговор о древних цивилизациях мы начинаем с первобытного искусства…

сл. 8 Запишите тему урока «Первые художники Земли»

IV Изучение нового материала.

1. Беседа

— Как вы знакомо ли было древнему человеку чувство красоты?

— Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?

2. Причины возникновения художественного творчества

От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Каковы же были главные причины возникновения художественного творчества?

Сл. 9 Ответ на этот вопрос мы можем найти в одной из древнейших теорий, принадлежавшей греческому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.). В ней говорится прежде всего о познавательных потребностях человека и о заложенном в нем чувстве прекрасного. Искусно выполненная наскальная живопись, скульптура, керамика и другие предметы обихода действительно отражают стремление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии.

Причины возникновения художественного творчества:

-познавательные потребности человека,

-заложенное чувство прекрасного в человеке.

Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине XIX в., когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, перед взором восхищенных зрителей предстал неведомый огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

3. Этапы развития первобытной культуры

Сл. 10 Знакомиться с памятниками первобытной культуры мы будем, пользуясь сложившейся периодизацией основных этапов ее развития.

Самый длительный период истории человеческой культуры каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.). В нем принято выделять три этапа:

  • палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.),

  • мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.)

  • неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).

Сл. 11 В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.).

Сл.12 В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:

сл.13 Изобразительное искусство первобытного человека

Что представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к познанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более похожие на произведения искусства.

Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине XIX в., когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, перед взором восхищенных зрителей предстал неведомый огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Сл.14 Пещера Альтамира

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Сл. 15 Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. Восхитительно было и мастерство рисунка, выполненного каменным резцом! Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел. Да, это была настоящая живопись первых художников Земли!

Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя ученые долго не верили в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошенничестве, интерес к находкам в пещере возрастал постоянно. Даже испанский король Альфонс XII приезжал сюда со свитой взглянуть на росписи. Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, гравировались кремневыми резцами на камне, кости и роге; для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода). К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита, или древнего каменного века, ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тыс. лет до н. э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. лет до н. э., стали больше внимания уделять прорисовке деталей. Например, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть животного. Для изображения пятен на телах животных они научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски). Линия контура стала динамичной (более яркой или темной), что позволяло точнее передавать оттенки частей тела животных (густую шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет до н. э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение.

Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных — лошадей, львов, носорогов, оленей, которые были главными объектами охоты человека, обеспечивавшими ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Точность и лаконичность рисунков, умение немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных отличали эти изображения. Художник не просто копировал окружающую природу, а, проникая в суть явлений, он отбирал в ней самое важное. В созданных образах он воспроизводил коллективные переживания и мысли всего племени. Это была, как писал немецкий философ Г. В. Гегель (1770—1831), «одушевленная реальность», созданная по законам красоты. Именно в это время были созданы самые знаменитые росписи в пещерах

Сл.16 Ласко,

Сл.17 Нио.,

Сл.18 Пеш-Мерль

Сл.19 Фон де Гом

Сколько в них экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к то тему, бывшему, по представлению древнего человека, прародителем или покровителем племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих большерогих оленей, скачущих галопом лошадей: их передние ноги согнуты в коленях и прижаты к туловищу, голова и шея вытянуты. В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величиной отдельных животных, а потому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (10—6 тыс. лет до н. э.), происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начинает таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияют на рост лесов. Если раньше представления о Вселенной ограничивались для человека лишь поверхностью земли, то теперь для него открываются ее недра, богатейший небесный и подводный миры.

Сл.20 Новые условия жизни оказывают сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Усложняются композиционные решения рисунков, а сам изобразительный язык становится более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план. Все чаще в них преобладают полные драматизма и экспрессии обобщенные схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. На стенах пещер появляются неясные знаки-символы, беспорядочные переплетения линий, ряды точек.

Сл.21 Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и силуэты человека невелики по размеру. Расширяется и цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет.

Сл. 232 Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны изображения животных: их грациозные позы, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.

В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки.

Сл. 23 В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо). Усиление зависимости человека от природных сил (вода, огонь, солнце, плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему адекватных им знаков, которыми обильно украшались предметы обихода. Возникает особый художественный язык, в котором, кроме схематических рисунков, появляются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, ромбы, спирали, кресты). Все чаще встречаются изображения предметов быта, оружия и средств передвижения. Живопись становится еще более стилизованной и схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения человека и животных. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения.

Сл. 24 К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных. Оценивая назначение изображений зверей, исследователи выделяют две их функции — быть объектом ритуальной охоты и тотемом (священным животным, дающим жизнь племени). Последняя функция (хронологически более поздняя) была тесно связана с обрядом жертвоприношения и соответствующим оформлением жертвенника — прообраза культового центра.

Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных подчеркнуто объемно и натуралистично из мягкого известняка или мамонтовой кости. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыня. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.

Сл.25 В период медно-каменного века — энеолита — (4—3 тыс. лет до н. э.) в среднем и нижнем течении Днепра, недалеко от Киева, в обширных наземных жилищах Триполья, были обнаружены выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, бытовые предметы и орудия труда. Особенно эффектно выглядела лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определенное назначение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда.

Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг — солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из черных треугольников — пашню, ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре, воспринимались как знак засеянного поля. Наиболее популярный змеиный орнамент в виде зигзагообразной линии расценивался как связующее звено между небом и землей, показатель наличия столь необходимой человеку влаги, дождя. Свои знаки в виде «елочек» имели растения. На стенках сосудов можно различить стилизованные фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз, быков, собак и птиц. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.

Сл. 26 Таким образом, характерными особенностями первобытного изобразительного искусства является: не соблюдены законы перспективы

-произвольное накладывание фигур одна на другую

-передача глубины пространства

-виден объём животных

-распределение тёмных и светлых тонов

-довольно широкая палитра красок

-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений

-редки изображения человека

С чего началась история архитектуры

Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей. Если раньше они обитали в пещерах, созданных самой природой, то теперь появилась потребность в сооружении простейших рукотворных жилищ, первоначально возводимых из костей, бивней и шкур мамонта. В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение гигантским великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-катками, кожаными ремнями.

Сл. 27 Первые сооружения такого рода — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.

Сл.28 Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.

Сл. 29 В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Сл. 30 Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.

Сл. 31 Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Наиболее известен Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.

Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.

Сл.32 Музыка, танец и пантомима

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмичные движения, повторявшиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачкй, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. Например: у австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебёдушек», «оленя».

Сл. 33 Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.

Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.

Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема. На известном наскальном изображении человека-зверя под названием «Колдун» он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зверя. Задняя часть тела, и в особенности ноги, — вполне «человеческие», хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно назвать руками — скорее, это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.

Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.

Сл.34 Путь развития музыкальной деятельности.

1.Имитация звуков природы.

Сюда относятся «звукоподражательные мотивы», основанные на имитации пения птиц, ревы зверей, воспроизведение тех естественных криков и возгласов, которое исторгало из себя крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.

2.Искусственная интонационная форма – в попевках качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звука.

По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы», теперь появляется человеческая интонация- предельно условная (повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)

3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций. Именно это – формирование зафиксированных сознанием ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало зарождение музыкального (интонационного) творчества.

V. Подведение итогов урока.

1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

VI.Домашнее задание.

1.§1

2. Рефераты:

«Художественные комплексы первобытной культуры (Альтамира, Стоунхендж и др. – по выбору)»

«Творения первых художников Земли»

«Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»

«Роль мифа в культуре первобытного человека»

infourok.ru

Урок № 1 Введение, 10 класс МХК


ВВЕДЕНИЕ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


КУЛЬТУРА

  • МАТЕРИАЛЬНАЯ ( реализует стремление человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах)
  • ДУХОВНАЯ ( представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека)


  • КУЛЬТУРА – совокупность производственных, общественных и духовных достижений человека.
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – сплетение духовного начала с материальным его воплощением, интуитивная устремленность человека к творению красоты.
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс создания, сохранения, восприятия, оценки произведений искусства


ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ

Главные причины возникновения художественного творчества (Аристотель):

  • Познавательная потребность человека.
  • Заложенное в человеке чувство прекрасного.


Каменный век – самый длительный период истории человечества и его культуры ( 40 – 4 тыс.лет до н. э.)

  • Палеолит (40 – 12 тыс. лет до н. э.)
  • Мезолит ( 18 – 8 тыс. лет до н. э.)
  • Неолит ( 10 – 4 тыс. лет до н. э.)


Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 году в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Пещера Альтамира получила всемирную известность




  • Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.


После археологических исследований в пещере Альтамира был открыт музей, но искусственное освещение и углекислый газ начали вредить рисункам. Музей был закрыт. Сейчас попасть туда можно только с письменного согласия властей.




Тарпаны — изображение на стене пещеры Шове. (Франция)




Зубры. Композиция в пещере Ласко (Франция)


Лошади «в яблоках» – одна из самых популярных фресок из Пеш-Мерль, которая многократно издавалась. Выше лошадей и перед левой лошадью видны отпечатки кистей рук, сделанные способом, который французы называют «суффляж», т.е. набрызгивание краски на плотно приложенную к плоскости кисть руки. Самое простое набрызгивание в данном случае это – набрать в рот жидкую краску и дунуть, как это иногда делают хозяйки при глажении белья. Краска черная. Анализ показал, что черную краску готовили либо из древесного угля, либо из растертых комьев окиси марганца. Если набрать в рот краску, сделанную на основе угля, никаких последствий не будет. Если же – окись марганца, человек мог умереть. Есть пища для размышлений о ритуале, который мог иметь и смертельный исход


Пещера Фон-де-Гом. Изображение бизона




Венера Виллендорфская (Франция). Венера Брассемпуйская (Австрия)


Мезолит. Саймалы-Таш и Лянгар-Кишт на Западном Памире.


Мезолит

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.


Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед.


Неолитические артефакты: браслеты, топорища, резцы, орудия для шлифования


Маски Саньсиндуй

Саньсиндуй — археологическая культура позднего неолита и раннего бронзового века (2800—800 гг. до н. э.), обнаруженная в районе Чэнду (Китай). Названа по местечку Саньсиндуй уезда Гуаньхань провинции Сычуань (в 30 километрах от Чэнду, административного центра провинции).


Красный керамический сосуд с двумя «ушками», культура Пэйлиган, около 6000 — 5200 гг. до н. э. Шанхайский музей.


В эпоху неолита возникли довольно сложные сооружения, связанные с религиозными представлениями.

Мегалиты – первые сооружения архитектуры, носили культовый характер. Грубо обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке.

Существовали 3 вида мегалитов:


Менгиры – продолговатые камни – столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м), использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн


Дольмены – более сложные архитектурные сооружения – 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой, внутреннее пространство служило местом пребывания души умершего предка ( 2*3 м, высота до 2 м) (Кавказ)


Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре.

Кромлех Бродгар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал








  • Труа-Фрер — пещера во Франции, где было найдено много образцов доисторического искусства. Пещера расположена на юго-западе страны, в коммуне Монтескье — Аванте, департамент Арьеж, регион Юг — Пиренеи. Название в переводе с французского означает «Три брата». Открытие пещеры произошло в 1910 году.


Труа Фрер. В одной из полостей пещеры, которая считается «святилищем», большое панно с крупными изображениями (бизон – более 2 м), а над ним широко известное изображение «рогатого бога» или «колдуна», сочетающее гравировку и раскраску. Высота около 90 см . «Колдун» или охотник, замаскированный под бизона




  • Пещера была названа в честь первооткрывателей пещеры, трех братьев, сыновей графа Бегуана. Рисунки, найденные в пещере, были выполнены в 13 веке до нашей эры. Эти образцы доисторического искусства стали известными после того, как были опубликованы аббатом Анри Брейлем. На стенах пещеры изображены около 350 рисунков. Это бизоны, лошади, носороги, а также несколько антропоморфных изображений.
  • В 2011 году в пещере обвалился грунт, обнажив вход в большой зал, размером 60 на 30 метров. В нем были найдены наскальные рисунки животных, которые до сих пор не смогли идентифицировать. Помимо рисунков, было обнаружено большое количество человеческих черепов очень странной формы — они сильно вытянуты.


Труа Фрер, «Галерея сов». Гравированное изображение пары сов. Размер по горизонтали 87 см.




Пещера Ласкó во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э.












  • Шульга́н-Таш  — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита






  • Долина чудес — долина во французской коммуне Тенда, где обнаружено более 40000 доисторических наскальных изображений (петроглифов) бронзового века, созданных скорее всего из религиозных мотивов. Смысл многих петроглифов непонятен, так как на них часто изображали геометрические фигуры в странном сочетании.


«Колдун» — петроглиф из Долины чудес




multiurok.ru

Вводный урок по МХК в 10 классе

Предмет: Мировая художественная культура

Цель урока: Формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества. Познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; снять предубеждение против знакомства с элитарной культурой; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: Введение в предмет МХК. Понятие культуры и искусства. Предназначение искусства. История взаимодействия художественной культуры и личности

Цель: формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества.

Задачи: познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; снять предубеждение против знакомства с элитарной культурой; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».

Оформление : репродукции картин, изображение египетских пирамид , архитектурного памятника , скульптуры ; схема «Культура». ( по возможности использовать электронное пособие « Азбука искусства .Как научиться понимать картину»).

Ход урока:

1. Организационный момент. Знакомство с учащимися. Требования учителя к уроку.

2. Введение темы урока.

-Мы начинаем новый предмет. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроках?

Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей. Вдумайтесь , что это значит! Это значит, что человек видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь 1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности, восхищения, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать. Он умирает, так никогда по-настоящему и не узнав, что такое жизнь, и что такое любовь… Грустно.

Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться ( не просто смотреть, но и видеть)

В одно окно смотрели двое:

Один увидел — дождь и грязь,

Другой — листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

… В одно окно смотрели двое.

На наших уроках мы соприкоснёмся с тем, что мы не всегда замечаем в нашей повседневной жизни. Будем вместе учиться не просто смотреть, но и видеть. ( по возможности посмотреть фрагмент из электронного пособия « Азбука искусства . Как научиться понимать картину»).

— Расшифруйте это слово МХК (аббревиатура МХК). Обсуждение. Если с «мировой» всё понятно, то с « художественной» и «культурой» сложнее.

СХЕМА №1

Действительно , слово «культура» употребляется в различных смыслах .

— возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.;

— воспитание, соблюдение правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;

— цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»)

— искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые подсчитали , что в 1964 г. определений было — 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.

Слово «культура» в переводе с латинского (cultura, от основы colere — возделывать) означает «возделывание», «взращивание». Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». То есть культура меняет человека , возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю . Первобытный человек не только что- то создавал, что- то изменял , но и изменялся сам . Первобытное стадо превращалось в общество. Зверь стал человеком. Много тысячелетий живёт человек и столько же существуют его творения . Всё, что создал человек ( орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, пирамиды) , — это культура общества . То есть, получается , что культура- всё, что создано человеком в результате материального и духовного развития. ( запись в тетради).

— К какой, например, культуре мы отнес ём орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, танцы, дамбы, глиняная табличка ,египетские пирамиды .

Иногда трудно однозначно отнести явление или к материальной или к духовной культуре. Надо иметь ввиду, что духовная культура проходит через ум и душу человека, что форма материальна , а содержание идеально ( демонстрируем в руках книгу или открытку, можно показать на обручальное кольцо ).

— Почему люди носят обручальные кольца? С какой целью строили египетские пирамиды? ( внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона , как наместника бога на земле). Всё зависит от того , какие потребности удовлетворяются – материальные или духовные. — Рассмотрим схему. Найдите слово, которое в названии нашего предмета — МХК.

СХЕМА №2

Мы видим, что искусство часть духовной культуры. И снова несколько смыслов в понятии «искусство». Приведите примеры словосочетаний. Обсуждение . Итак, искусство это

— высокая степень мастерства и умения (от искусы творити)

— это деятельность , в которой художник ( в широком смысле — творец) выражает своё мировоззрение ( мировоззрение в красках) и душевное состояние, чувства.

Художник, в какую бы эпоху он ни жил, стремится воплотить в своих произведениях окружающий мир, передать своё отношение к нему. Но каждый делает это по своему ( демонстрируем иллюстрации к уроку) – на холсте, в камне, в звуке, в словах . В зависимости от этого выделяют виды искусства ( тема следующего урока)

СХЕМА №3

— Какую роль играет искусство?

Благодаря искусству люди учатся видеть мир ярче, многогранней, открывать прошлое и лучше понимать настоящее.

Домашнее задание : Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника?

infourok.ru

Презентация к уроку МХК в 10 класса на Тему » Введение в предмет МХК. Общее понятие о культурее

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация к уроку МХК в 10 класса на Тему » Введение в предмет МХК. Общее понятие о культурее

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Прекрасное пробуждает доброе» Д. Кабалевский «Введение в предмет МХК. Общее понятие о культуре. Виды культуры» Раздел 1. «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА» СОСТАВИТЬЛЬ: Шарипова Екатерина Эдуардовна, учитель МХК МАОУ СОШ№147, г. Екатеринбург

2 слайд

Описание слайда:

Смысловое понятие «культура» Что такое культура? Что такое культурный человек? Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре? Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

3 слайд

Описание слайда:

Альбет Швейцер -немецкий ученый, видный гуманист XX века культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить»

4 слайд

Описание слайда:

Распределите на две группы следующие изображения

5 слайд

Описание слайда:

МИР Натура Культура

6 слайд

Описание слайда:

Натура (от латинского natura – природа) – часть мира, не затронутая человеческим влиянием. Культура (от латинского cultura – возделывание) – часть мира, измененная человеком.

7 слайд

Описание слайда:

Что в этом изображении вы можете назвать натурой, а что культурой?

8 слайд

Описание слайда:

Что в этом изображении вы можете назвать натурой, а что культурой?

9 слайд

Описание слайда:

Что в этом изображении вы можете назвать натурой, а что культурой?

10 слайд

Описание слайда:

Просмотрите на эти фотографии. Это все культура, но какая она разная! В чем вы видите разницу?

11 слайд

Описание слайда:

Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Мир искусства Архитектура Живопись Скульптура Графика

15 слайд

Описание слайда:

Мир искусства Музыка Танец Театр Литература

16 слайд

Описание слайда:

Мир искусства Кино Фото Дизайн

17 слайд

Описание слайда:

Произведения каких видов искусства вы сможете найти на фотографии?

18 слайд

Описание слайда:

Древний мир Средневековье Возрождение Новое время XX век Периоды в истории художественной культуры

19 слайд

Описание слайда:

Дискуссия: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?»

20 слайд

Описание слайда:

ПОДВОДЯ ИТОГИ: Культура — порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

21 слайд

Описание слайда:

АНКЕТИРОВАНИЕ: 1. Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими, на мой взгляд, должны быть уроки МХК) 2. Что мне дает изучение МХК? 3. Нужен ли мне этот предмет?

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-010294

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок 5 МХК 10 класс

Урок 5 10 класс

Художественная культура Древней Передней Азии

Цели: дать представление о развитии художественной культуры в Древней Передней Азии; развить эстетический вкус учащихся; воспитать уважение к истории мировой культуры.

Ход урока

  1. Организационный момент + проверка д/з

Каковы особенности древнеегипетской скульптуры? (изображение человека в идеальном возрасте, т.е. достигнувшим расцвета физических и духовных сил; строгое подчинение канону)

Что изображали на рельефах и фресках? (сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении, работа на поле и в саду, охота в Нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза)

Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? (без ее участия не обходилось ни одно театральное действо, т.н. мистерии, в честь наиболее почитаемых Богов)

Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты(флейта, свирель, арфа)

Чтение сообщений учащимися.

  1. Объяснение нового материала

Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом.

Запись в тетради:

Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря; Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых основали государства и города, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. История искусства стран передней Азии, начавшаяся на рубеже IV – III тысячелетий до н.э.в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, входившие в состав Шумера, Вавилона, Ассирии и других государств, благодаря географическому расположению находились в соприкосновении как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией, и крито-микенским миром. Именно поэтому целый ряд художественных открытий древности стал достоянием многих стран. Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И, тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству. Создавались и настенные росписи. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.

В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Но статуи божеств и правителей разнообразны по пластическим решениям, отмечены печатью значительности. В рельефах Двуречья также рождаются и новые темы, связанные с рассказом о победоносных войнах, деяниях правителей. Наряду с рельефом и круглой пластикой распространение получает глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы, способствовали их разрушению. Однако до нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4–3 тыс. до н.э. в древнейших государствах Двуречья – Шумерийском и Аккадском, позволяющих судить об основных особенностях искусства Передней Азии. Древние Шумер и Аккад, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, как бы заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья. Именно здесь возникла письменность, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло.

Искусство народов Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты и приемы изображения людей и событий, отображение пространственно-временных отношений – все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета, за каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто.

Искусство Шумера и Аккада. Запись в тетради: В аккадский период возникает новая форма храма – зиккурат. (стр.44) Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов ( в основанием 56*52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранилось лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. Лестница отвечала стремлению к тому, чтобы Боги принимали активное участие в мирской жизни. На вершине платформ находился храм, посвященный Богу луны Сину.

До наших дней так же сохранились развалины ворот Богини Иштар в Вавилоне. ( стр.45) Эти ворота имели для вавилонян особое значение: от них мимо храма Мардука шла дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце 19 – начале 20 вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие зубчатые башни. Ворота Богини Иштар декорированы глазурированными изображениями священных животных Бога Мардука – быка и фантастического существа Сирруш.

Так же до нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н.э. Весьма распространённым типом скульптуры был т.н. адорант – статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги статуи обычно очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании.

Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покоренных стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду по тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят игрой на арфе. Среди подробных предметов искусства следует особо отметить штандарт из Ура (стр.46) – трехъярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного сражения т одержанной победе. Он представляет собой две наклонные панели, соединённые рейками. Был найден археологом Леонардо Вулли в 1930-е гг. в одной из царских гробниц Ура. Назначение его неизвестно. Вулли предположил, что данный предмет носили на шесте (как штандарт) – отсюда его название. Согласно другой теории штандарт из Ура был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены из мирной жизни, а на другой – военные действия. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который так же держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.

Искусство Старовавилонского царства. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Самым важным политическим центром Междуречья стал Вавилон. Его правитель Хаммурапи (1792 — 1750) создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства сохранилось немного, так как после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, представляющих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Если же в произведении речь идет не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона. Сцены из жизни богов представляли собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Искусство Ассирии. О существовании Ассирии — мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали задолго до ее археологического открытия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция короля Саргона 2 (722-705 гг. до н. э.) Больше половины общей площади города занимал дворец. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими лицами.

В украшении покоев царских дворцов ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Наиболее известным из рельефов считается ансамбль из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличии от аналогичных изображений из дворца в Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении: увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием и яркостью.

  1. Итоги урока

Какие природные зоны включает в себя территория Древней Передней Азии? (Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря; Иранское и Армянское нагорья)

Что такое зиккурат? (Это тип храма – он представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище)

Какими видами изобразительного искусства представлено искусство Древней Передней Азии? (рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах)

Что такое «Кодекс Хаммурапи»? (это двухметровая стела, на которой изображены царь Хаммурапи и Бог солнца и справедливости Шамаш, а так же записаны 282 закона)

Домашнее задание: параграф 4, стр. 41-51, ответить на вопросы.

multiurok.ru

Урок МХК по теме «Художественная культура Древней Греции». 10-й класс

Разделы:
МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: способствовать формированию знаний
учащихся о художественной культуре Древней
Греции.


Задачи:

  • дать представление о характере древнегреческой
    архитектуры и скульптуры;
  • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре;
    рассмотреть их виды;
  • выявить роль древнегреческой культуры в
    становлении европейской культуры;
  • воспитывать интерес к культуре других стран;

Тип урока: формирование новых знаний


Оснащение урока: Г.И. Данилова МХК. От истоков
до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.




Ход урока


I. Организация класса.


II. Подготовка к восприятию новой темы


III. Изучение нового материала


Земля Древней Эллады до сих пор поражает
величественными архитектурными сооружениями и
скульптурными памятниками.


Эллада – так называли свою страну ее жители, а
себя – эллинами по имени легендарного царя –
родоначальника Эллина. Позднее эту страну
назвали Древней Грецией.


Синее море плескалось, уходя далеко за
горизонт. Среди водного простора зеленели густой
зеленью острова.


На островах греки построили города. В каждом
городе жили талантливые люди, способные говорить
на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3




Архитектурный облик древней Эллады


“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость
без изнеженности”. Именно так выразил идеал
греческой культуры, общественный деятель V в. до
н.э. Перикл. Ничего лишнего — главный принцип
искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5


Развитие демократических городов-государств
во многом способствовало развитию архитектуры,
достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В
нём нашли выражение главные принципы,
впоследствии сформулированные на основе трудов
греческих архитекторов римским зодчим Витрувием
(вторая половина I  в. до н.э.): “прочность,
польза и красота”.


Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной
конструкции, когда учитываются сочетание и
взаимодействие несущих (поддерживающих) и
несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее
распространение получили дорический и
ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени
позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) — коринфский
ордер, которые широко используются в архитектуре
вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7


В дорическом храме колонны встают прямо из
постамента. У них нет украшений, кроме
полосок-каннелюр–вертикальных желобков.
Дорические колонны с напряжением держат крышу,
видно как им тяжело. Верх колонны венчает
капитель (голова). Ствол колонны называют ее
телом. У дорических храмов капитель очень проста.
Дорический ордер, как наиболее лаконичный и
простой, воплощал идею мужественности и
стойкости характера греческих племён дорян.


Для него характерны строгая красота линий, форм
и пропорций. СЛАЙД 8-9.


Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу
она приподнята над постаментом.
Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще
и струятся как складки тонкой ткани. А капитель -
имеет два завитка. СЛАЙД 9-11


Название происходит от города Коринфа. Они
богато украшены растительными мотивами, среди
которых преобладают изображения листьев аканта.


Иногда в качестве колонны использовали
вертикальную опору в виде женской фигуры. Она
называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14


Греческая ордерная система воплотилась в
каменных храмах, которые как известно служили
жилищем для богов. Наиболее распространенным
видом греческого храма стал периптер. Периптер
(греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по
периметру колоннами). На длинной его стороне было
16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял
собой помещение, имеющее в плане форму
вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15




Афинский Акрополь


V века до н.э. – время расцвета древнегреческих
полисов. Афины превращаются в крупнейший
политический и культурный центр Эллады. В
истории Древней Греции это время принято
называть “золотым веком Афин”. Именно тогда
здесь велось строительство многих архитектурных
сооружений, вошедших в сокровищницу мирового
искусства. Это время — время правления вождя
афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16


Самые замечательные постройки находятся на
афинском Акрополе. Здесь были самые красивые
храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал
великий город, прежде всего он был святыней.
Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде
всего видел


Акрополь. СЛАЙД 17


Акрополь – в переводе с греческого “верхний
город”. Располагался на холме. Здесь строили
храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе
руководил великий греческий архитектор Фидий.
Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он
возродил это колоссальное творение. Все храмы
возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18


СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план
Акрополя, с подробным описанием памятников
архитектуры и скульптуры.


На южном склоне Акрополя располагался театр
Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем
разыгрывались трагические и комедийные сцены из
жизни богов и людей. Афинская публика живо и
темпераментно реагировала на все, что
происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40




Изобразительное искусство Древней Греции.
Скульптура и вазопись.


В историю мировой художественной культуры
Древняя Греция вошла благодаря замечательным
произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры
в изобилии украшали площади древнегреческих
городов и фасады архитектурных сооружений.По
словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше
статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42


Наиболее ранние из дошедших до нашего времени
произведений – это куросы и коры, созданные в
эпоху архаики.


Курос — тип статуи юноши-атлета, обычно
обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3
м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах;
они имели преимущественно мемориальное
значение, но могли быть и культовыми образами.
Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их
позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные
фигуры с выставленной вперед ногой, руки со
сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела.
Черты их лица лишены индивидуальности:
правильный овал лица, прямая линия носа,
продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы,
крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной
образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45


Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности
и утонченности. Их позы также однообразны и
статичны. Круто завитые локоны, перехваченные
диадемами, разделены пробором и спускаются на
плечи длинными симметричными прядями. На всех
лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46


Древние эллины первыми задумались, каким
должен быть прекрасный человек, и воспели
красоту его тела, смелость воли и силу его разума.
Особое развитие получила в Древней Греции
скульптура, достигшая новых высот в передаче
портретных черт и эмоционального состояния
человека. Главной темой работ скульпторов был
человек — самое совершенное создание природы.


Изображения людей у художников и скульпторов
Греции начинают оживать, двигаться, они учатся
ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в
полушаге. СЛАЙД 47-49


Древнегреческим скульпторам очень нравилось
ваять статуи атлетов, так они называли людей
большой физической силы, спортсменов. Самыми
известными скульпторами того времени считаются:
Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50


Мирон самый любимый и популярный среди
скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую
славу принесли Мирону его статуи
атлетов-победителей. СЛАЙД 51


Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный
юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через
мгновение атлет распрямится и брошенный с
огромной силой диск полетит вдаль.


Мирон, один из скульпторов, который стремился
передать ощущение движения своим работам. Статуе
25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые
хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52


Поликлет — древнегреческий скульптор и
теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й
половине V века до нашей эры. Поликлет написал
трактат “Канон”, где впервые рассказал о том
какие формы может и должна иметь образцовая
скульптура. Разработал своего рода “математику
красоты”. Он внимательно всматривался в
красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая
которые можно построить правильную, красивую
фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета
– “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.).
Считалось, что скульптура создана на основе
положений трактата. СЛАЙД 53-54


Статуя “Дорифор”.


Прекрасный и могучий юноша – видимо,
победитель олимпийских игр, медленно идет с
коротким копьем на плече.В этой работе
воплотились представления древних греков о
красоте. Скульптура долго оставалась каноном
(образцом) красоты. Поликлет стремился
изображать человека в покое. Стоящим или
медленно идущим. СЛАЙД 55


Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился
мальчик, которому суждено было стать самым
знаменитым скульптором всей греческой культуры.
Он заслужил славу величайшего скульптора. Все,
что сделал Фидий, по сию пору остается визитной
карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57


Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса
Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из
дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых
и железных гвоздей и специальных крючков
крепились детали из других материалов. Лицо, рук
и другие части тела были из слоновой кости – она
довольно близко по своему цвету к человеческой
коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны
из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза
Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в
высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом
составляла по разным данным от 12 до 17 метров.
Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс)
захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”.
СЛАЙД 58-59


Скульптурные шедевры эллинизма.


На смену классическим традициям в эпоху
эллинизма приходит более сложное понимание
внутреннего мира человека. Появляются новые темы
и сюжеты, изменяется трактовка известных
классических мотивов, совершенно иными
становятся подходы к изображению человеческих
характеров и событий. Среди скульптурных
шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру
Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для
фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику
Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с
сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора,
Полидора. СЛАЙД 60-61


Античная вазопись.


Такой же прекрасной, как архитектура и
скульптура, была и живопись Древней Греции, о
развитии которой можно судить по рисункам,
украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10
вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали
великое множество сосудов самого разного
назначения: амфоры – для хранения оливкового
масла и вина, кратеры – для смешивания вина с
водой, лекиф – узкий сосуд для масла и
благовоний. СЛАЙД 62-64


Сосуды лепили из глины, а затем расписывали
специальным составом – его называли “черным
лаком”.Чернофигурной называли роспись, для
которой фоном служил естественный цвет
обожженной глины. Краснофигурной называли
роспись, для которой фоном служил черный цвет, а
изображения имели цвет обожженной глины.
Сюжетами для росписи служили легенды и мифы,
сцены повседневной жизни, школьные уроки,
соревнования атлетов. Время не пощадило античные
вазы — многие из них разбились. Но благодаря
кропотливому труду археологов некоторые удалось
склеить, но и по сей день они радуют нас
совершенными формами и блеском черного лака.
СЛАЙД 65-68


Культура Древней Греции, достигнув высокой
степени развития, оказала в дальнейшем огромное
влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69




IV. Закрепление пройденного материала


V. Домашнее задание


Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о
творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия,
Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.


VI. Итог урока

30.04.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о