Уроки толерантности в начальных классах – Классный час (3 класс) по теме: Урок толерантности в начальной школе “О тех, кто рядом” | скачать бесплатно
Урок толерантности. – начальные классы, уроки
Конспект классного часа для 4 класса
Урок толерантности или учимся сочувствовать, 4 класс
Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.
– Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я…
– Если я увижу больного престарелого человека, то…
– Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я…
– Если бы я был волшебником, то…
Оформление: написать на доске список человеческих качеств:
1. Терпение.
2. Чувство юмора.
3. Чуткость.
4. Умение доверять людям.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других.
8. Умение слушать.
9. Любознательность.
10. Способность к сопереживанию.
Ход классного часа
Сообщение темы и цели.
– Послушайте стихотворение и скажите, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
(Читает ученик)
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
– А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
– А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)
Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».
2 Беседа «Что такое толерантность?»
Что такое толерантность?
Дорогие ребята! Это новое слово, которое в последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе
Мы послушаем нашего ученика, которого я заранее попросила найти в толковом словаре значение этого слова.
Ученик: Слово толерантность возникло в 18 веке во Франции от имени князя, Министра иностранных дел этой страны Толейрана. Толерантность означает терпимость, уважение человеческого достоинства, принятие другого таким, какой он есть.
Учитель:16 ноября – Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эмблему (цветок толерантности).
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это терпение.
Толерантность – это дружба.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.
А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать – значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, – это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
– Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Правильно, быть толерантным – значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
– Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
– Кто из мальчиков прав? (Никто.)
– Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то – танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)– Кто назовет другие черты толерантного человека?
(Учащиеся высказываются.)
Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение – все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
– Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?
3 Упражнения на развитие толерантности
Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.
1. «Аплодисменты»
Попрошу встать тех, кто умеет:
• кататься на роликах;
• вышивать;
• сочинять стихи;
• танцевать;
• плавать и т. д.
(Остальные учащиеся аплодируют.)
2. «На какого сказочного героя я похож»
Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.
3. «Это здорово!»
Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)
4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»
У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?
Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.
Какие качества необходимы толерантному человеку?
Я буду помогать вам в толковании этих положительные качества человека.
1 – проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2 – легкое устанавливание контактов (общительность)
3 – мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 – радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 – устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 – стремление сделать другому добро (доброта)
7 – сострадание (милосердие)
8 – почтительное отношение (уважение)
9 – готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
5.Толерантность в семье, школе.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1 ответом, желтым – если со 2, и красным – если с 3-м.
1. Маленький брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь.
Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.
Ты ударяешь его.
2.Ты поссорился со своей сестрой.
Ты попытаешься объясниться с ней.
Ты обижаешься и не разговариваешь с ней
Ты злишься и мстишь ей.
3.Ты недоволен собой.
Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться.
Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
Ты все сваливаешь на других.
4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.
3. Ты идешь с ними гулять.
У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Продолжаем игру.
1. Саша живет в бедной семье, он плохо одет…
1.Это неважно.
2.Ты делаешь ему замечание.
3. Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2. Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»
3. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. Маша проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость..
1. Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь
2. Ты сочувствуешь
3.Ты смеешься над глупым ответом.
– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте продолжим игру.
Для того чтобы больше не было войны.
1. Нужно понимать, почему она происходит.
2. Ничего нельзя сделать.
3. Меня это не касается
2. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
1.Ты ищешь возможность проявить солидарность
2. Ты об этом услышал и забыл.
3. Меня это не касается
3. Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен.
1. Ты все-таки слушаешь его.
2.Ты вежливо пытаешься перебить его.
3. Ты не даешь ему говорить.
4. В классе ты уже ответил.
1. Ты предоставляешь возможность ответить другим.
2. Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку.
3.Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ
6. Подведение итогов
Составление правил толерантного человека.Для того, чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить свод правил толерантного человека.1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. 5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
kopilkaurokov.ru
Урок толерантности – Начальные классы
Тема занятия: «Урок толерантности»
Цель урока:
– формирование качества толерантности
Задачи:
– ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
– развивать коммуникативные умения детей
– развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
– формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
– развивать умение пользования словарями
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Приветствие».
– Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга? ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )
– Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира.
– У европейцев это рукопожатие. Почему, как вы думаете, люди жмут друг другу
именно руку? (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)
– Давайте поприветствуем друг друга по – европейски.
-Есть и другие приветствия: некоторые жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.
– Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.
Ребята, сегодня мы разделимся на группы. На столах есть солнышки разных видов. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 5 команд. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
II. Сообщение темы.
Учитель. Сегодня необычный урок. Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек)
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
Послушайте притчу «Ворота сада». Мелодия 1.
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
– Какие выводы можно сделать прослушав эту притчу?
Ответы детей: (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим…)
III. Вступительная беседа.
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из физического тела, из образа (роли) и характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1 – проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2 – легкое устанавливание контактов (общительность)
3 – мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 – радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 – устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 – стремление сделать другому добро (доброта)
7 – сострадание (милосердие)
8 – почтительное отношение (уважение)
9 – готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Толерантность – терпимость, допущение.
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: “Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся”.
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Творческая работа. Мелодия.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.
Заселение планеты человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
– Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье, и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне.
Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.
Вывод:
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Тест.
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
V. Игра.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный цветок, если вам подходит первое выражение, синий – второе.
1.Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
2.Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
3.Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.
Ты идешь с ними гулять.
5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал…
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
6. В классе ты уже ответил…
а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
7. Саша плохо одет…
8. К тебе подходит ребенок-инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Подведение итогов.
VI. А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике.
1. (Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)
– Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)
– А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
– А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
– Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
– Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
– Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
2. Игра “Не будь таким, как все”
– Сейчас мы с вами будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.
– Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)
– Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.
3. Игра « Чем мы похожи?»
-Я приглашаю сюда Машу и Ксюшу, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож. Играем, пока все не выйдут в круг.
4. На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.
– Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.
( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)
– Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)
– Попробуйте выбрать качества характера каждому человечку.
Стеклянный Соломенный Шоколадный Ледяной
открытость вспыльчивость доброта равнодушие
честность обидчивость мягкость сдержанность
– Объясните свой выбор.
– Все они разные, но что их объединяет? ( Они человечки)
– « Сказка ложь, да в ней намек …». На что намекал писатель, придумывая разных человечков?
( На непохожесть людей, на разность их характеров).
– Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все – таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).
– Как вы думаете, какие из качеств помогают человечкам жить мирно?
( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)
– А какие качества им мешают? ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)
На доске размещен лист с изображением контура человека с большим сердцем.
К лучикам сердца нужно прикрепить полоски бумаги, на них напечатаны различные человеческие качества. Нужно выбрать те, которые присущи толерантной личности. (Например: доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, смелость, черствость, умение владеть собой, гуманизм, милосердие, сострадание, эгоистичность, хитрость, жестокость, умении сотрудничать, мстительность, готовность к примирению, раздражительность и т.д.).
VII. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» Что такое столетник?
Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.
Учитель демонстрирует цветок для показа детям.
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:
красный
зелёный
розовый
коричневый
жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза. Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы?
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»
– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов
зелёный – чувство спокойствия
розовый – чувство счастья
коричневый – чувство угнетённости
жёлтый – чувство уверенности
VIII. Физкультминутка.
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.
IX. Работа в группах.
Учитель: Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных ситуациях.
1 ситуация
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация
Ребята в классе показали друг другу свои любимые телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия.
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя и высказывают общее решение группы.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
– Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
+ | – |
Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. | Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
X. Викторина.
– Когда у него день рождения?
– Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?
– Где работают его мама и папа?
– Какие домашние животные живут у них дома?
– Чем увлекается в свободное время?
– В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?
– Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
XI. Толерантность литературных героев в произведениях.
а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
-Ребята, кто читал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.
-О ком эта сказка? (об утенке)
-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)
-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )
-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)
-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )
-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?
Попробуйте придумать свою концовку.
б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )
-Как зовут сестру? (Элиза)
-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)
-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)
-Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)
-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)
-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)
-Чем заканчивается сказка?
в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?
-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)
-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)
-Почему?( он не был не на кого похож)
-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?
-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)
-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)
-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)
-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)
3. Выводы.
-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)
-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?
-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)
-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями? Бусинка
-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).
XI. Рефлексия.
-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков, закончив начатое мной предложение на этих голубях. Песня мира.
Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…
XII. Итог.
А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
– Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
– Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался.
И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Да, ребята, всегда нужно помнить, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
К сожалению не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.
Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н.Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
Диета для тех, кто хочет стать толерантным.
Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.
Понедельник | Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми. |
Вторник | Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение. |
Среда | Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя. |
Четверг | Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе. |
Пятница | Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом. |
Суббота | Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга. |
Воскресенье | Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним. |
Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям. Песенка о доброте.
Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю – притчу. (Приложение 3)
А какой вы извлечёте из неё урок, мы обсудим на следующем классном часе.
Приложение 2
ФИ ребёнка_______________________________________________________
Приготовьте карандаши:
красный
зелёный
розовый
коричневый
жёлтый
Приложение 3
Ворота сада
(Притча)
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
multiurok.ru
Классный час “Урок толерантности”
Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (231,4 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формирование качества толерантности.
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
- развивать коммуникативные умения детей
- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
- развивать умение пользования словарями
Оборудование:
- индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
- индивидуальный рабочий лист (Приложение 2)
- история-притча (Приложение 3)
- изображение цветов (тюльпана, георгина, нарцисса, столетника, розы)
- музыкальная фонограмма
- магнитофон
- «Краткий словарь современных понятий и терминов» М. изд. «Республика», 1995
Ход занятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
Учитель. Сегодня необычный урок. (слайд 1) Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку. (слайд 2)
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) Проверяем отгадку. (слайд 2-1)
Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
III. Вступительная беседа
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
- проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
- легкое устанавливание контактов (общительность)
- мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
- радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
- устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
- стремление сделать другому добро (доброта)
- сострадание (милосердие)
- почтительное отношение (уважение)
- готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
(слайд 3)
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Дети. Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)
Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
V. Физкультминутка.
Учитель. Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.
Дети танцуют на месте под музыкальную фонограмму. После названного имени смотрят на ребёнка и жестами, мимикой выражают ему радость.
Мы так рады за Янусю –
У неё «пятёрка» с плюсом!
Мы так радуемся с Дашей-
На тарелке много каши!
Мы так рады за Кирилла –
Видел он во сне гориллу.
А Илья – то та-ра-ра-
Песни нам поёт с утра.
Мы так рады за Алину –
Нам представила картину!
За Данилов тоже рады-
Будет чистота в тетради.
Мы так рады за Алёну –
Умная она с пелёнок!
Мы так рады за Виталю –
Он мечтает об Италии.
Мы так рады за Кристину –
Съела всю она малину!
Паша с Мишей молодцы –
Вырастили огурцы!
Мы так рады за Полину –
Полная грибов корзина!
Рады мы за весь наш класс–
Каждый- личность ведь у нас!
VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» [2] (слайд 4) Что такое столетник?
Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.
Учитель демонстрирует цветок для показа детям. (слайд 4-1) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:
- красный
- зелёный
- розовый
- коричневый
- жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза. (слайд 4-2) Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы? (слайд 5)
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»)
– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов (слайд 6).
- красный – чувство возбуждения
- зелёный – чувство спокойствия
- розовый – чувство счастья
- коричневый – чувство угнетённости
- жёлтый – чувство уверенности
Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VII. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
VIII. Итог.
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: (слайд 7) Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю-притчу. (Приложение 3)
А какой вы извлечёте из неё урок, мы обсудим на следующем классном часе.
Список использованной литературы:
- «Краткий словарь современных понятий и терминов» М., «Республика», 1995 г.
- «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008 г.
- «Родительские собрания» 2 класс («Шаги к мудрости»), 1994 г.
- «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.
14.03.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок толерантности в начальной школе
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цели урока:
1.Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
2. подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
3. воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)
Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово “толерантность”.
Учитель читает стихотворение С.Маршака “Всемирный хоровод”.
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
– О чем это стихотворение?
Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.
Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.
( Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.)
– Давайте попробуем сами ответить на вопрос: Что же такое толерантность? (выслушиваются ответы детей)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
Застынь, проклятая война.
Ты столько горя принесла
Народом всей планеты Мира.
И землю – матушку поила
Ты кровью всех её детей.
Так знай, проклятая война,
Что дружба победит тебя,
И разрядятся наши страны
От страшных ядерных ракет,
Что принесли так много бед
Народом нашим и не нашим.
И будет вечно в этом мире
Нам солнце яркое светить,
И падать снег, и литься дождь.
Рождаться будут, умирать
Той смертью, что дала природа.
Живите, радуйтесь, любите
Все то, что создано природой,
И не губите вы её
Рукою дерзкой и жестокой.
Живите в мире и добре!
Вот что хочу сказать тебе,
Товарищ, друг и мой приятель.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь “нет” и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет…
– Это неважно.
– Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
– Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
– Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают…
– Ты пытаешься защитить его.
– Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
– Ты стремишься лучше узнать его.
– Ты говоришь: “Все люди твоего цвета кожи – это нули”.
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…
– Ты говоришь, что все девочки – нули.
– Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
– Ты говоришь, что все мальчики – нули.
– Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид…
– Ты естественным образом разговариваешь с ним.
– Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
– Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее
Х. Подведение итогов
Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – экипаж одного корабля.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.
И в заключении нашего урока мы вместе споем «Песенку о друге»
Если с другом вышел в путь /2р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть/2р.
А с друзьями много
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Там, где трудно одному /2р.
Если будет туго,
Где чего – то не пойму /2р.
Разберусь я с другом.
припев.
На медведя я, друзья, /2р.
Выйду без испуга.
Если с другом буду я /2р.
А медведь без дуга.
Припев.
kopilkaurokov.ru
Игровой классный час в начальной школе на тему Что такое толерантность
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС)
«Что такое толерантность»
Возраст: 2 класс, 4 класс
Продолжительность: 1 урок
Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
Ход занятия:
1.Организационный момент урока. (1 слайд)
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
т
о
л
е
р
а
н
т
н
о
с
т
ь
41-40
15-13
33-30
20-16
17-12
12-6
3+4
2+6
7+2
5+5
5+6
8+4
10+3
Прочитайте, какое слово получилось?
3. Обсуждение понятия толерантность. (2-5 слайды)
Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
Обсуждение понятий, чтение презентации.
4. (6 слайд)
5. Динамическая пауза. (7 слайд)
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия.
6. Работа к микрогруппах. (8 слайд)
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации.
Ситуации.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
7. Фрагменты из М/Ф: «Гадкий утенок», «Голубой щенок»
Примерные вопросы к обсуждению:
– Почему не хотели дружить с щенком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали?
– Почему они дружат? Похожи ли они?
– Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод?
– Почему они восхищаются им теперь? Вывод.
8. Игра. (10 слайд)
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь “нет” и стремишься заручиться помощью.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
9. Творческая работа. (11 слайд) с фильмом.
Заселение поляны человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
10. Подведение итогов. (12 слайд) с переходом на слово.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает
11. Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
На столах у вас есть смайлики, один весёй, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еланская основная общеобразовательная школа
Саратовской области Ртищевского района»
Конспект классного часа во 2, 4 классах
на тему:
Толерантность- что это ?
Провела: учитель начальных классов
Родионова Е.В
Елань , 2016 г.
infourok.ru
Урок в начальной школе по толерантности
Тема урока №1: «Искусство общения»
Цель урока:
1.Закладывать понимание того, что Бурятия многонациональная республика, а люди, проживающие на её территории, равны и имеют одинаковые права.
Задачи урока:
Закрепить понимание детьми термина «толерантность», его лексического значения.
Способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Развивать творческие способности детей.
Приложение: презентация
Эпиграф урока: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В.А.Сухомлинский) (слайд №1)
этапы
Ход урока
Вводная часть к теме урока
Учитель: Сказка «Мудрецы и слон»
«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?
– Я знаю, – сказал одни мудрец, – мы ощупаем его.
– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.
Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.
– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.
Второй потрогал ноги слова.
– Он похож на дерево, – воскликнул он.
– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.
– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.
– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»
– Нет, на верёвку.
– На змею!
– Стена!
– Вы ошибаетесь!
– Нет, я прав!
Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.
О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?
Вывод: У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.
Игра:
Мы все разные
Поднимите руку:
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
– любит есть морковь
Вывод: Мы все разные. Как вы думаете – это хорошо?
– Представьте, что на Земле все люди одинаковые (рост, цвет волос, один язык, одни привычки, одинаковы по разуму и др.)
Задумайтесь, мы все одинаковые. Это ведь здорово и ли нет?
(слайд №2)
Все разные люди, обычаи разные.
Разные все мы, так было всегда.
Были всегда бунтари — несогласные,
Равными не были все никогда!
Разные люди о счастье мечтали,
Разные люди для близких своих.
Верили, ждали, любили, страдали,
Разные люди — мы родом из них.
Марковцев Ю.
Вывод: Все люди на Земле мечтают об одном и том же – счастье, любви, благополучия в доме, вне зависимости цвета волос, роста, национальности)
Тест
Тест:
приятно ли тебе общаться с ребятами класса?
знаешь ли ты, дети, каких национальностей учатся с тобой в классе?
знаешь ли ты традиции своего народа и других национальностей?
хотел ли ты общаться с детьми других национальностей, которые не живут в нашей стране?
готов ли ты прийти на помощь человеку другой национальности?
(слайд№3)
Ключ: 5 баллов – ты внимателен, готов и можешь общаться с людьми.
3-4 балла – ты умеешь общаться с людьми других национальностей, будь внимательнее к ним.
1-2 балла – учись обращать внимание на людей, которые тебя окружают, узнай их традиции и обычаи.
Актуализация знания учащихся о понятиях , “национальность, ее основных признаках. Используется схема “Признаки нации” (толковый словарь).
(слайд №4)
Для человека национальность –
и не заслуга,
и не вина.
Если в стране
утверждают иначе,
значит,
несчастна эта страна.
-Как понимаете смысл стихов Роберта Рождественского?
Национальность представляет собой человеческую общность с длительными информационными и родственными связями (обусловленными общей территорией проживания), в ходе использования которых были выработаны уникальные общий язык, быт и культура.
Признаки национальной принадлежности: (слайд№5)
– языковой
– исторический
-духовный
– территориальный
Работа в паре:
Учитель. Каждый человек имеет право на собственную культуру, на ее сохранение, а также на приобщение к другой культуре.
-О каких еще нациях или народах вы слышали?
-С какими представителями наций или народов вы встречались?
-Какие обычаи, традиции у этих народов? Назовите характерные признаки.
Работа в группе:
Задание: Назовите ассоциации, когда вы слышите название определенной этнической группы)
Цыгане – песни, пляски, кочевой образ жизни,
Немцы – пунктуальны, основательны
Итальянцы – вспыльчивы, любят спагетти, и т.д.)
– Скажите, с кем вы дружите в классе? Почему?
Вывод: Влияет ли на общение принадлежность к какой либо нации?
– Что вы цените в общении между собой?
Правила межнационального общения.
(работа в группах)
Вставь пропущенные слова. (слайд № 6-7)
Уважай _____,_____,_____ других людей.
Узнай о других ________ как можно больше.
Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь к ______.
(слайд №8)
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
– Как вы понимаете «Нужно терпенье в себе воспитать?»
– Кто знает, каким словом можно заменить такие понятия как « терпение, уважение, сострадание к другим людям»?
У. – Это слово называется «толерантность» (слайд№9)
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
История понятия «толерантность»
(слайд №10)
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившийся ситуации.
Игра: Собери пазлы «толерантность»
Ученики делятся на группы. Задание: Выберите понятия, которые относятся к понятию «толерантность». Если вы правильно подпишите названия, то у вас получится слово. (уважение мнения других, доброжелательность, непонимание. жестокость, доверие, агрессивность, равнодушие, помощь, соблюдение прав и свобод разных людей, прощение. сотрудничество)
– какие понятия вы не выбрали? Данные понятия присущи интолерантной личности.
– Какого человека можно назвать личностью? (того, который отвечает за свои действия и поступки).
Работа в группе
(слайд №11) Задание: Вам предлагается набор фотографий и инструкция. «На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – писатели, есть и люди других профессий». Определите: кто есть кто?
Учитель: Ответьте на вопросы:
– легко ли было выполнить это задание?
– почему никому точно не удалось определить «кто есть кто»
– насколько объективны ваши оценки других людей?
– часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личных особенностях?
Вывод: «Право на оценку имеет лишь тот, кто может оценить себя» (В.А.Сухомлинский).
_ Можно ли сказать, что люди определенной нации лучше или хуже?
– Могут ли одни нации управлять и диктовать свои условия другим?
Все права человека вне зависимости его национальной принадлежности защищены в правовых документах на разных уровнях: Конституция РФ, Конституция Бурятии, Декларация прав и свобод человека и др. За разжигание межнациональных конфликтов предусмотрены уголовные и административные наказания.
Задание в группах: Продолжите фразы.
– “Это хорошо, что существует этническое разнообразие, потому что …..
– «Это плохо, что существует этническое разнообразие, потому что …
Вопрос: Какое высказывание было труднее продолжить? Почему?
Уважать надо все народы,
Их дети учатся вместе с нами.
Неужели мы разной природы?
Ведь мы рядом живем веками!
Кто признает только свой народ,
А другие нации не уважает,
Может быть, дорогу в жизни найдет,
Но много важного потеряет.
В республике нашей народов многообразие,
Слово «толерантность» всем понятно.
Здесь живут дети Европы и Азии,
И каждому комфортно и приятно.
Учитель: Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?
«Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В.А.Сухомлинский).
Памятка: Диета вежливости (раздается учащимся)
Домашнее задание
Рабочая тетрадь «Моя бурятия» – Записать люди, каких национальностей проживает на территории Бурятии.
infourok.ru
классный час 3 кл толерантность 2016-2017.doc – Урок толерантности в начальных классах …
4 радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 стремление сделать другому добро (доброта)
7 сострадание (милосердие)
8 почтительное отношение (уважение)
9 готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на
Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод,
голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает
себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку
сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то,
что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что
возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут
на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных,
вежливых людей!” Наконец, ктото из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают
“волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по
кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень
обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
Вопросы по итогам игры:
Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)
Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по
отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание
прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)
А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание,
игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность,
равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)
Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность?
(Толерантными).
3. Толерантность в семье, школе.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно
жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у
нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся
znanio.ru