Устойчивые и неустойчивые ступени соль мажор гамма – Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Содержание

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

 

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1)    до-ре-до-си-до – опеваем до;

2)    ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3)    соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

music-education.ru

Работа над гаммой Соль мажор :: SYL.ru

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио – Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации – диез и бемоль – и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так – в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее “продвинутый” ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: “раз-три-пять”, а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: “соль-си-ре”.

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета – сольфеджио.

www.syl.ru

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.

Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg

У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?

супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться

vrusha.info

В гамме есть УСТОЙЧИВЫЕ ступени (I, III, V) и НЕУСТОЙЧИВЫЕ (II, IV, VI, VII). Самая устойчивая

 

Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?

?

 

Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.

 

Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.

 

Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?

Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

Все устойчивые ступени (или звуки) как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.

 

Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.

Лад – это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.

В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.

В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них – закон притяжения.

 

Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?

 

№12.Осень М.Красев

 

 

№13. Савка и Гришка

Белорусская народная песня

 

Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

 

Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:

 

 

№ 14.

№ 15.

№ 16.

Жил был ниж- ний ввод- ный тон на седь- мой сту- пе- ни,

Был он в То- ни- ку влюб- лен, не- раз- лу- чен с не- ю.

Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.

Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.

 

Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

 

№ 17.

 

№ 18. Песенка-загадка



№ 19.


Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.

 

Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V – I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.

 

№ 20.

До- ми- нан- та в То- ни- ку хо- чет раз- ре- шить- ся,

К ко- ро- ле- ве То- ни- ке каж- дый звук стре- мит- ся!

 

№ 21. Английская народная песня

 

Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.

 

Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.

IV III IV ? IV ? ? ? ?

Кто ко- пы – том бьет – цок – цок? Э – то рез – вый мой ко – нек!

 

На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.

Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб– в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.

 

На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.

 

№ 22.


Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.

а)

б)

в)

г)

 

 

РЕПРИЗА.

Репризой называется знак повторения в музыке

то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.

Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:

№ 23.



Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на

 

Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты. В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

 

левая рука правая рука

        
  
   
 

 

 

2 1 1 2


 

 

Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.

 

№ 24.Пастушья песня

Французская народная песня

Умеренно



Тональность.

 

Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?

№ 25.

Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.

 

Тоника + Лад = Тональность

 

Тональность в музыке – это семья устойчивых и неустойчивых звуков, главный из которых – Тоника.

Тоникой может стать любая нота, и тогда все другие ноты тоже меняют роли и занимают соответствующие их новому положению ступени.

 

Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.

 

Тоника Лад Тональность
Фа мажор  
Си
минор  
Ми
мажор  
До
Минор  
Cоль
Минор  
Ля Мажор  
Ре Мажор  

 

 

Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?

 

№ 26. Эстонская народная песня



№ 27. Хоровод М.Попова

Весело

Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?


№ 28. Велосипедист

а) БыстроА.Метелицын

б) Быстро

в) Быстро

 

Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых – закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням – к Доминанте или к Медианте.


Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.


ТОН И ПОЛУТОН

 

Только на линейках нотного стана расстояние между соседними нотами всегда одинаковое, а на слух и на клавишах бывает и разное.

Если вы внимательно посмотрите, как на клавиатуре фортепиано располагаются звуки «До-мажора», то увидите, что иногда между двумя белыми клавишам есть запасная черная клавиша (например, между «До» и «Ре», между «Ре» и «Ми», «Фа» и «Соль»), а иногда ее нет (например, между «Ми» и «Фа», «Си» и «До»).

 
 

Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, – расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.

 

Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:

Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:

 

№ 29. А.Бевзенко

а)

б)

 

Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?

Вы заметили, что Тон звучит более уверенно, широко, а Полутон – узкий, неуверенный, даже немного плаксивый?

 

 

Задание 39. Определите расстояние между нотами:


Задание 40.

а) От данных звуков постройте вверх Полутон, подпишите вторую ноту.

 

б) От данных звуков постройте вверх целый Тон, подпишите вторую ноту.


Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).

 



Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог –

Весь до ниточки промок.

А.Барто

Если на нас упадет ананас,

Сок ананасный польется на нас.

Но ананас упадет не на нас –

Он не растет в огороде у нас.

П.Синявский



Похожие статьи:

poznayka.org

Устойчивые ступени. Что это такое?

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.



Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д.
Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ.

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем?
Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

myfortepiano.ru

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс |

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.

Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg

У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?

супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться

argi.su

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс |

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.

Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg

У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?

супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться

xn--b1altabgdr.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о