В театре что показывают – «Главное, что показывают в театре, а не сколько»

театр — это… Что такое театр?

Морфология: (нет) чего? теа́тра, чему? теа́тру, (вижу) что? теа́тр, чем? теа́тром, о чём? о теа́тре; мн. что? теа́тры, (нет) чего? теа́тров, чему? теа́трам, (вижу) что? теа́тры, чем? теа́трами, о чём? о теа́трах

1.


Театр — это вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актёры перед зрителями.

Любительский, профессиональный театр. | Европейский, восточный театр. | Театр масок, миниатюр, пантомимы. | Увлекаться театром. | Он хорошо знает театр и особенно балет.


2. Театром называется организация, которая занимается устройством представлений, постановкой спектаклей.

Драматический, оперный театр. | Большой, Малый театр. | Театр балета. | Столичный, провинциальный театр. | Кукольный театр. | Театр юного зрителя. | Государственный, частный театр. | Театр драмы и комедии. | Театр имени А. С. Пушкина. | Труппа театра.


3. Театром называется здание, в котором происходят представления.

Роскошный, уютный театр. | Театр на тысячу мест. | Строительство, реконструкция театра. | Фойе, зрительный зал театра. | Перестраивать, ремонтировать театр.

4. Летним театром называют павильон в парке, в котором в тёплое время года играют любительские спектакли.

5. Театром одного актёра называется драматическое представление, которое играет, показывает один человек.

6. Домашним театром называются любительские спектакли, которые разыгрывают члены одной семьи для родственников, гостей и т. п.

7. Театром теней называется ручная пантомима, в которой тени на стене или экране изображают животных, людей и перемещаются.

За занавеской горел ночник, на экране разыгрывался знакомый театр теней.

8. Анатомический театр — это больничное помещение, которое используется для обучения студентов медицинских вузов приёмам вскрытия и препарирования трупов.

9. Театр военных действий — это зона проведения армейских боевых операций крупного масштаба во время войны.

Покинуть театр боевых действий.

dic.academic.ru

Как современные режиссеры ломают стереотипы: Театр: Культура: Lenta.ru

Для большинства театр — это сцена, на которой играют актеры, повторяя заученный текст. Но новые режиссеры зачастую творят собственный мир на основе своего воображения, и многим для этого не нужны подмостки. В рамках международного арт-фестиваля «Сад гениев», который проводился в начале июля в Ясной Поляне, театровед Марина Давыдова прочла лекцию о том, что представляет собой современный театр. «Лента.ру» публикует фрагменты ее выступления.

В то время, когда я училась в институте, были популярны дискуссии о том, выживет ли театр, не потеснят ли его другие виды искусства. Действительно, этот нетиражируемый, неконвертируемый, в отличие от кино, формат казался одним из самых архаичных, старомодных, доживающих свои последние дни.

Сейчас я могу сказать (и для меня самой это удивительно и неожиданно), что театр оказался не просто чрезвычайно живучим, он стал едва ли не главным видом искусства. Как-то вдруг выяснилось, что в нем очень много «дверей», через которые в него можно войти и выйти в сопредельные пространства.

В литературе (будь это беллетристика или нечто сугубо интеллектуальное) есть только один способ репрезентации любого произведения — книга. Или кино — его можно показывать только на экране. У театра способов репрезентации множество. В театре можно показывать кино, в театре можно показывать видео — этим активно пользуется, например, немецкий режиссер Франк Касторф. Он впервые стал использовать в своих спектаклях видеокамеру, транслируя то, что происходит на сцене, крупным планом на экран, который стал составной частью всех его постановок. Но когда мы в театре показываем кино, он все равно остается театром.

Представление Франка Касторфа

Недавно на фестивале Wiener Festwochen я показывала спектакль «Концерт по заявкам», поставленный по известной пьесе Франца Ксавера Кретца. Она интересна тем, что в ней вообще нет слов. Это одна сплошная ремарка, описывающая вечер из жизни немки, живущей в типовой квартире в Восточной Германии. В течение всего спектакля героиня, находясь на сцене, выполняет некие ритуальные действия, которые совершает любая современная женщина. В конце зритель понимает, что самое страшное испытание для нее заключается в том, что в ее жизни ничего не происходит. Спектакль заканчивается фактически самоубийством этой женщины.

У этой пьесы очень много интерпретаций, но та, которая была показана в рамках фестиваля, представляла собой инсталляцию. Зрители стояли вокруг квадратного помоста, на котором была гиперреалистически воспроизведена квартира с раковиной, с душем, с унитазом — со всем, что в ней должно было быть. В ней жила героиня, а мы ходили вокруг и смотрели, какие журналы она читает, в какие компьютерные игры играет, что ест, что прячет в холодильник… Это выглядело как типичная инсталляция. Тем не менее мы все понимали, что происходящее перед нами — театр.

Или, например, есть такой португальский режиссер Тьяго Родригес. Его очень любят фестивальные продюсеры, поскольку затраты на его спектакли минимальные: он привозит с собой небольшой чемоданчик и играет весь спектакль совместно со зрителями. Родригес приглашает их из зала, они садятся на стулья, и он вместе с ними разучивает, а потом читает сонет Шекспира. Но это вовсе не литературный вечер — это тоже театр.

Примеров того, как нетеатр становится театром, великое множество. Хрестоматийным для меня является спектакль режиссера Хайнера Геббельса «Вещь Штифтера». В нем на сцене не только нет артистов — вообще нет людей. Его главными героями являются пять роялей, играющих сами по себе. В финале эти главные герои выдвигаются на авансцену, и когда раздаются аплодисменты — они немного «кланяются». Но мы смотрели это представление и понимали, что это спектакль.

Спектакль режиссера Хайнера Геббельса «Вещь Штифтера»

Если меня попросят одним словом определить, какой он — современный театр, я отвечу: разный, потому что в нем ничто не отменило ничего. Нельзя сказать, что возник некий бессюжетный театр и вытеснил сюжетный. Или, например, сейчас много визуального театра (появилось много спектаклей, в которых артисты молчат), но он не вытеснил вербальный. Театр-цирк сосуществует с театром, в котором поют, и так далее.

Если современный театр настолько разнообразен, можно ли его как-то определить, какими словами его описать? Это непростой вопрос для меня. Когда его задает человек, не занимающийся театром профессионально, он кажется детским, но на детские вопросы отвечать сложнее всего. У меня есть два ответа на него: иронический и более серьезный.

Первый таков: в науке есть проблема распознавания образов, ведь даже ученым очень сложно зафиксировать, как это происходит в человеческом сознании. Скажем, входит в комнату кошка, и мы сразу видим, что это кошка. Входит собака — и мы видим, что это собака. Но если нас попросят объяснить, чем формально собака отличается от кошки, мы не сможем этого сделать. Что, собака больше кошки? А если это мопс? Распознавание образов — одна из важных научных проблем. Когда я смотрю спектакль, и меня потом спрашивают, современный ли это театр, у меня в голове происходит некое распознавание образов — вот и ответ.

Если же говорить серьезно, то давайте поставим мысленный эксперимент. Я пришла в какой-то театр и ничего не знаю про спектакль, который собираюсь смотреть. Не знаю, кто его поставил, кто в нем играет, когда он был поставлен. А потом мне говорят, что спектакль был поставлен вчера, состоялась премьера. Я отвечу: «Ну хорошо, может быть». Потом мне скажут, что обманули меня, и премьера была десять лет тому назад. И я опять соглашусь: десять так десять. Тут мне говорят: «Вообще-то по-настоящему это было тридцать лет тому назад». В случае с Малым театром или театром Моссовета я охотно и в это поверю, поскольку спектакли, которые ставят там, не несут в себе никаких признаков времени.

Но если мне скажут, что спектакль Саши Вальц был поставлен 30 лет тому назад, я тут же не поверю. Дело тут даже не в нестандартных решениях. И у Саши Вальц, и у Хайнера Геббельса оптика современного человека. Они видят реальность так, как ее не могли увидеть и зафиксировать люди прошлого. Если вы, имея это в виду, будете смотреть такой спектакль, вы почувствуете то же самое. Современным ли языком с вами говорит художник, слышит ли он вообще голос времени, какие-то его шумы, запахи, входит в его плоть и кровь современная реальность?

Среди расходящихся тропок, многочисленных театральных форматов в какой-то момент появилась одна важная тенденция. Возникло такое понятие, которое я бы определила как неинтерпретационный театр. Профессия режиссера — человека, который ставит спектакль, — очень молодая. Она возникла где-то в конце XIX века, тогда начали появляться какие-то первые опыты.

В первое время все самые радикальные режиссерские жесты совершались в пространстве интерпретационного театра. Брался некий текст (чаще всего пьесы, но иногда, например, романа или повести), обычно классический, но он мог быть и современным. Режиссер садился вместе с артистами, разбирал его, а дальше начинал его интерпретировать на сцене. Некоторые пытались вчитаться в написанное, подобрать к нему какие-то правильные ключики. Были случаи, когда режиссер брал текст и пытался сделать постановку вопреки ему. Тем не менее все его усилия были направлены именно на текст, он выстраивал с ним более или менее сложные отношения. Театр в этих рамках развивался в течение многих десятилетий.

Но вдруг появилось направление, в котором режиссеры вообще не работали с текстом. Они сочиняли театральную реальность из ничего, с чистого листа. Иногда режиссер придумывает все сам и выплескивает это на сцену с помощью артистов, но иногда эти спектакли сочиняются коллективно.

Тадеуш Кантор играет в спектакле «Умерший класс», 1983 год

У истоков понимания того театра, с которым мы сейчас имеем дело, стоят две великие фигуры: Тадеуш Кантор и Пина Бауш. Кантор в первую очередь был художником, и долгое время его не воспринимали как режиссера. Последний период своего творчества он называл «Театром смерти». В его рамках было поставлено пять спектаклей, самый известный из которых называется «Умерший класс».

Кантор рассказывал, как приехал однажды в польский городок Белополе, в котором родился, и увидел здание школы, в которой учился, заброшенное, заколоченное. Он подошел к строению и заглянул в мутное окошко. «И вдруг я увидел свой класс, и себя там, и своих одноклассников. Они предстали передо мной», — говорил он. К тому моменту большая часть его одноклассников была мертва. Сам Тадеуш Кантор — еврей, как и его соученики, и многие из них погибли в гетто в годы немецкой оккупации.

Спектакль «Умерший класс», как и все в этом цикле, — это одновременно некая инвокация и визионерство. Очень важно, что во всех этих постановках Тадеуш Кантор сам стоит на сцене и смотрит на видения и явления, которые сам же породил. Но он делает это так, как будто видит их в первый раз, очень эмоционально реагируя на происходящее.

Кантор умер накануне премьеры своего последнего спектакля «Сегодня у меня день рождения». Сохранились записи репетиций, на которых актеры не понимали, что делать, поскольку без самого Тадеуша Кантора его видения не работали. Но отменять спектакль не стали, роль Кантора сыграл один из артистов, и в результате стало понятно, что этого не может быть. Никто не может сыграть его, кроме него самого.

Пина Бауш формально относится к миру хореографии, но то, что она сделала, называется «танц-театром». Это нечто большее, чем танец, абсолютно свое направление. Некоторые вещи в творчестве Кантора и Бауш рифмуются — в частности, это детская память, которая оказывается и у того, и у другого художника очень сильной и порождает новые миры.

Пина Бауш создала свой театр в городе Вуппертале и прославила этот провинциальный индустриальный город на весь мир. Когда она была маленькой девочкой, жила недалеко от Вупперталя. У ее отца было кафе, и Бауш с трех лет наблюдала за тем, что там происходит. Люди ссорились, мирились, выясняли отношения, смертельно обижались друг на друга — происходили и комические, и трагические вещи.

Балерины из труппы Пины Бауш танцуют Palais des Papes во Франции, 1995 год

Фото: Anne Christine Poujoulat / AP

Эта детская память претворилась в «Кафе Мюллер». Так же, как Тадеуш Кантор присутствует в своем спектакле среди порождений собственной фантазии и воспоминаний, Пина Бауш танцует в своей постановке.

Театр в сознании россиянина — это такой дом с колоннами, в который мы приходим в семь часов вечера и попадаем в темный зал, в котором смотрим нечто. Обычно по сцене ходят какие-то люди, они говорят выученные слова по ролям. Зрители же оценивают их актерские умения. Они говорят: «Да, вот этот Гамлет играет на пятерку, а вот эта Гертруда — какая-то троечная». Конечно, такой театр никуда не делся, но это лишь один из великого множества способов существования театров.

Наверное, одна из главных проблем российского пространства заключается в некоем обрядоверии в области культуры: наше общественное мнение верит в существование каких-то вечных законов в искусстве, правильных и неправильных форм. В театральных вузах учат, как правильно ставить спектакли.

В современной реальности совершенно невозможно сказать, как это делать правильно, поскольку практически каждый режиссер, если он действительно значимая фигура, становится демиургом, творящим на сцене новую реальность, и каждый творит ее по своим законам.

lenta.ru

Что такое театр? Отвечаем на вопрос :: SYL.ru

Что такое театр? Пожалуй, на данный вопрос без проблем может ответить любой среднестатистический школьник. Пусть полное определение у ребенка, возможно, и не получится с первого раза, но, согласитесь, найти в современном мире человека, который бы никогда не бывал в стенах этого заведения, достаточно сложно.

Конечно, в детстве театр – это, прежде всего, куклы, которые под управлением заботливых рук взрослого оживают и переносят нас совсем в иной мир.

Потом мы открываем для себя более тонкие и серьезные произведения, трогающие нас до глубины души, заставляющие думать и размышлять, сопоставляя жизнь, происходящую на сцене, с нашей собственной.

Нередко случается и так, что люди, задай им вопрос о том, что такое театр, отвечают, что для них это некий особый способ найти выход из сложившихся ситуаций, проанализировав предварительно накопленный опыт прошлых поколений.

Целью данной статьи является стремление получить ответы на сразу несколько вопросов. Конечно же, читатель узнает, что такое театр, определение этого понятия будет предложено практически сразу же. Кроме того, будет рассказано о разных его видах, об исторических фактах и о некоторых нюансах посещения.

Раздел 1. Общее описание

Вряд ли кто-то станет отрицать, что театр – это, безусловно, один из древнейших видов искусства мира. Он весьма разнолик, очень разнообразен, но всегда великолепен и даже несколько грандиозен.

Отвечая на вопрос о том, что такое театр (в данном случае не столь важно, является ли он современным или, к примеру, средневековым), отметим, что это, прежде всего, коллективное искусство, объединяющее людей разных специальностей: актеров, режиссеров, костюмеров, драматургов и других работников сцены.

Также нельзя не упомянуть, что в целом он может быть драматическим, оперным, кукольным или театром пантомимы.

Раздел 2. Где же появились первые помосты планеты

В соответствии с историческими данными, впервые театр возник в Греции. И сначала он был некой частью религиозного обряда, проводимого на круглой сцене, расположенной так, чтобы все вокруг имели возможность видеть представление. Скорее всего, именно поэтому само слово «театр» с греческого языка переводится как «место для обозрения».

Первый в мире театр был построен за 500 лет до н. э. в Афинах. В то время он, кстати, назывался партером.

В Риме заведение такого плана появилось только за 48 лет до н. э. Нельзя не отметить, что здесь впервые были установлены сиденья для зрителей и возникла приподнятая сцена.

Современный, более привычный нам театр построили где-то в 1619 г. в Италии, и он уже включал занавес для отделения сцены от посетителей.

Раздел 3. Сцена и декорации

Очутились в незнакомом городе и хотели бы на память сделать несколько характерных фото? Театр для этого обычно подходит как нельзя лучше. Почему? Все дело в том, что это, как правило, одно из самых красивых, как, впрочем, и характерных, зданий любого населенного пункта.

Но в большинстве случаев внутреннее убранство тоже не может не привлекать к себе повышенное внимание.

В целом театральной бутафорией называют предметы реквизита и декораций. А вот по-итальянски данное слово обозначает муляж или подделку. Все это применяется, как правило, для экономии на стоимости, весе и прочности реквизита.

Кстати, далеко не всем известно о том, что каждый, даже самый скромный, театр имеет свой бутафорский цех, где работают мастера, регулярно производящие такого вида декорации.

Раздел 4. Самые необычные театры в мире

Мы уже упоминали о том, что если из путешествия вам захочется привезти характерные и очень оригинальные фото, театр, вернее — его основное здание и прилегающие постройки, всегда придут на помощь, т. к. смотрятся они в большинстве случаев великолепно и величественно. Об этом, конечно же, не стоит забывать.

Однако существуют и такие государства, в театры которых вы, скорее всего, отправитесь в первую очередь. Тут нельзя не упомянуть Японию, которая по праву считается самой продвинутой в этом плане страной. Только здесь существуют Но, Бунтраку и Кабуки.

Театр Но — самый старый драматический театр мира. Свое начало он берет еще в далеком от нас в 16 веке. В былые времена представления тут организовывались исключительно для аристократов, именно поэтому он до сих пор отличается размахом, пышностью и неким особым шиком. Нельзя не упомянуть, что здесь все главные актеры носят маски из кедровой древесины, а мероприятия ведутся вовсе без декораций. На протяжении всего действия актеры постоянно меняют свои роли.

Кабуки – хорошо известный на планете театр марионеток. В целом он чем-то напоминает Но, только изначально предназначался для людей не такого благородного происхождения. Здесь мужчинами исполняются все женские роли, присутствует очень выразительная мимика, а постановки на старояпонском языке длятся не менее 6 часов.

Бунраку – самый большой японский театр. Он открылся в 18 веке. Все роли исполняются человеческого роста куклами, которыми управляют актеры. В нем все сюжеты драматичны, а постановки печальны.

Раздел 5. Что можно надевать в театр

Что такое театр, мы разобрались, теперь самое время поговорить о неком дресс-коде. Форма одежды для похода в данное культурное заведение зависит от самого театра, статуса его представления и времени суток.

Самые требовательные к внешнему облику – это драматический и театр оперы. Здесь, безусловно, нужны костюмы и платья. А вот в детский, кукольный или некоммерческий можно надеть даже простые джинсы.

Стоит запомнить, что во все театры категорически запрещается приходить в футболках, майках, шортах и сандалиях.

Мероприятия, проводимые до шести вечера, не так формальны, соответственно, одежду можно надевать менее нарядную, а после восемнадцати часов правила этикета требуют строгих костюмов и длинных платьев с дорогими украшениями и туфлями на каблуках.

www.syl.ru

Что такое театр? — Театр — Культура и искусство — Каталог статей

            
1) Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище,
от θεάομαι — смотрю, вижу). Театр — это синтез всех
искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф,
фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является
актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования,
доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не
обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая
человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым
сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене,
зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение
через страдание) внутри него происходят изменения.
           2) Театр – это
род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности
посредством драматического действия. В театре актеры, перевоплощаясь в героев
действия, воссоздают перед зрителями искусственную реальность, показывают
развитие ситуации. В зависимости от формы актерской игры, выделяют
драматический театр, оперный театр и балетный театр. Это основные формы театра,
но существует еще несколько промежуточных. Также театром называют здание, в
котором происходят театральные представления.

История театра

Искусство сцены родилось в
глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то
воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его
возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное
искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и
министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру
выдвинули определение Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает
«мир в театре». Сценическое про странство мыслили как модель
мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху
Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков.
Осуждая «низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни
достойной», — говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху
Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко — как «очищающее
нравы» и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и
драматург Н. В. Гоголь. Для него сцена — «это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра». Тезис «театр — университет»
сохраняет значение по сей день.

Во времена тирании и цензуры театр становился
не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к
свободе и сопротивлению. В годы революций XX в. появился лозунг «Искусство
— оружие» (был популярен в 20х гг.). И театр стал выполнять ещё одну
задачу — пропагандистскую.

Рассуждая о театре, А. С. Пушкин писал, что
«дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие
театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам.
Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Но мастера театра —
творцы, и потому они способны не только понять настоящее, но также предвидеть
будущее. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со
сцены.

Театру не однажды предрекали гибель, но он
каждый раз выживал — выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением,
и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая
жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия.
Посещение хорошего спектакля — идёт ли он в прославленном театре или на
маленькой студийной сцене — всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.

 

ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

 

Как и любой другой вид искусства (музыка,
живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство
синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста
пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете
решающая роль принадлежит музыке.

Драматический театр в Кёльне.
Современное театральное здание гармонично сочетается с памятником архитектуры
— Кёльнским собором.

Театр — искусство коллективное. Спектакль — это результат
деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех,
кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает
зрителей. Недаром существует определение «работники театрального
цеха»: спектакль — это и творчество, и производство.

Актеры комики. Английская гравюра.
XVIII в.

Театр предлагает собственный
способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор
художественных средств. Спектакль — это и особое действие, разыгранное в
пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

Страсти Христовы. Художник X.
Мемлинг. XV в. Евангельские сюжеты часто становились основой театральных
представлений.

В основе театрального
представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в
тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает
необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий — либретто.
Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на
сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В
результате литературное слово становится словом сценическим.

Актёры импровизаторы. Художник Л.
Гульери. 1598 г.

Первое, что видит зритель после
того, как откроется (или поднимется) занавес, — это сценическое пространство, в
котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время,
отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно
передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя
погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с
помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму — в
лето, улицу — в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью
человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена
приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи
и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

Типичная барочная декорация.
Художник Ж. Л. Депре.XVIII в.

Ещё в античности сформировалось
два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена
коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с
трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет
изменять театральное пространство — устраивать помост посреди зрительного зала,
сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.Большое значение всегда
придавали театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади
города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали
внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от по вседневной жизни, как бы
поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная
зеркалами лестница.

Представление на сцене арене в
древнеримском театре.

 

Усилить эмоциональное воздействие
драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время
действия, но и в антракте — чтобы поддержать интерес публики. Главное лицо в
спектакле — актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом
превратившегося в художественный образ — своеобразное произведение искусства.
Конечно, произведение искусства — не сам исполнитель, а его роль. Она творение
актёра, созданное голосом, нервами и чем то не уловимым — духом, душой. Чтобы
действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и
последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет
режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не
менее они подчинены воле руководителя — режиссёра. Люди, как и много веков
назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и
чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог — и не только словесный. Это
беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью
цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство
сцены «заговорить». И всё вместе заключено в строгие рамки
режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и
цельность.

Зритель сознательно (а порой и
бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру,
соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное — он,
зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и
сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра
продолжается.

Ссылка на источник материала:     1) Википедия
                                                                       2) Что такое театр?

rmid.ucoz.ru

ТЕАТР это что такое ТЕАТР: определение — Философия.НЭС

Театр

гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.  

Оцените определение:

Источник: Словарь по культурологии

Театр

греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Источники театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТЕАТР

греч. — место для зрелищ, зрелище). — 1. Тип архитектурной постройки, предназначенной для представлений. 2. Род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих, сельскохозяйственных игрищах, народных обрядах.

История европейского театра начинается с Древней Греции. Здесь в VI веке до н. э. появились первые театральные здания, стали развиваться различные жанры сценического искусства. Древнегреческий театр оказал влияние и на развитие театрального искусства в Древнем Риме.

В средние века многие традиции античного театра были забыты, театральные здания не строились. Носителями театрального творчества являлись бродячие актеры — жонглеры, гистрионы, скоморохи.

Важнейшим этапом в развитии европейского театра стала эпоха Возрождения. Возникают первые профессиональные театры, имеющие постоянные помещения и труппу. Спектакли создаются на основе драматических или иных сценических произведений.

В России первый опыт создания профессионального театра был сделан в XV(( веке. В 1672 году появился придворный театр Алексея Михайловича. При Петре I был создан первый общедоступный, публичный, государственный театр. Но труппы этих первых театров состояли в основном из иностранцев.

Первый русский национальный театр был учрежден в 1756 году указом Елизаветы Петровны. Это был театр под руководством Федора Волкова.

В XV((( веке развивался в России и крепостной театр. Расцвет русского театра — вторая половина XIX века, когда труппы появляются во всех российских городах, спектакли стали создаваться усилиями не отдельных актеров, а всеми исполнителями.

На рубеже XIX — XX веков сложился новый вид театра — режиссерский. Основы его были заложены К. Станиславским. Главная роль в театре теперь принадлежала режиссеру, который с помощью актеров осуществлял замысел автора на сцене. Традиции режиссерского театра развиваются и сегодня.

В наши дни существует множество разнообразных его видов: драма, комедии, кукол, театр юного зрителя, музыкальный, оперы, балета и др.

Оцените определение:

Источник: Справочник: История и теория культуры

ТЕАТР

от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище),— 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.— одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.— иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.— иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме). Но при этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сценических произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.— иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал). содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и острокомедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V—IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дельарте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимулирует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII—первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож- мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнеподобия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность — многообразие школ и направлений, режиссерских систем,теорий сценического иск-ва, актерской игры.

Оцените определение:

Источник: Эстетика: Словарь

terme.ru

Виды театров. Виды и жанры театрального искусства

Первые театральные постановки ставили когда-то прямо на улице. В основном, представления устраивали бродячие артисты. Они могли петь, танцевать, надевали различные костюмы, изображая зверей. Каждый делал то, что у него получалось лучше всего. Новый вид искусства постепенно развивался, актеры совершенствовали свое мастерство.

Первый театр в мире

Слово «театр» в переводе с греческого означает место для проведения зрелищ и само зрелище. Первое подобное культурное заведение, предположительно, возникло в Греции. Произошло это в V-IV веках до н. э. Эта эпоха получила название «классической». Для классического искусства характерны гармония и баланс во всех элементах и составляющих. Древнегреческий театр появился благодаря поклонению различным богам.

Театр Диониса — это самое старое театральное сооружение. Бог виноделия, растительности и природы высоко почитался древними греками. Дионису посвящали культовые обряды, которые постепенно переросли в настоящие трагедии и комедии. Ритуальные празднества превратились в настоящие театральные действа. Сооружение представляло собой пространство под открытым небом. Зрители изначально располагались на деревянных местах. Театральное искусство настолько почиталось в Древней Греции, что неимущим гражданам власти давали деньги на спектакли. Запрещено было смотреть постановки замужним женщинам.

Первый храм искусств имел три основные части:

  • орхестру – на ней выступали танцоры и хор;
  • зрительный зал – располагался вокруг орхестры;
  • здание скены, где располагались комнаты для артистов.

Занавеса и привычной сцены не было, а все женские роли играли мужчины. Актеры за один спектакль несколько раз меняли роль, поэтому должны были отменно танцевать и петь. Облик актеров меняли при помощи масок. Рядом с сооружением находился храм Диониса.

Античный театр заложил основы и сущность современного. Самым близким по жанру можно назвать театр драмы. Со временем появлялось все больше различных жанров.

Театральные жанры

Театральные жанры в современном мире так разнообразны. Это искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации. Человечество постоянно развивается. В связи с этим появляются разнообразные жанры. Они зависят от страны, в которой зарождаются, от культурного развития населения, от настроения зрителей и их запросов.

Перечислим некоторые виды жанров: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие.

Жанры театрального искусства не могут конкурировать между собой. Они интересны каждый по-своему. Зрители, которые любят театр оперы, с не меньшим удовольствием посещают театр комедии.

Самые популярные виды театральных жанров – это драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.

В драме можно увидеть и трагические, и комические моменты. Здесь всегда очень интересно наблюдать за работой актеров. Роли такого жанра непростые и легко вовлекают зрителя в сопереживание и анализ.

Комедийные постановки имеют основную цель – вызвать смех у зрителя. Для высмеивания тех или иных ситуаций актеры также должны хорошо постараться. Ведь зритель должен им поверить! Комедийные роли играть так же сложно, как и драматические. Элемент сатиры при этом облегчает просмотр спектакля.

Трагедия всегда связана с конфликтной ситуацией, о которой и рассказывает постановка. Этот жанр был одним из первых, появившихся в Древней Греции. Так же, как и комедия.

Мюзикл имеет много поклонников. Это всегда яркое действие с танцами, песнями, интересным сюжетом и долей юмора. Второе название этого жанра – музыкальная комедия. Он появился в США в конце 19-го века.

Разновидности

Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислим некоторые из них:

  • оперный;
  • драматический;
  • театр кукол;
  • театр абсурда;
  • детский;
  • авторский;
  • театр одного актера;
  • театр света;
  • музыкальной комедии;
  • театр сатиры;
  • театр поэзии;
  • театр танца;
  • эстрадный;
  • театр роботов;
  • балетный;
  • театр зверей;
  • театр инвалидов;
  • крепостной;
  • театр теней;
  • театр пантомимы;
  • театр песни;
  • уличный.

Театр оперы и балета

Опера и балет появились в Италии в эпоху Ренессанса. Первый оперный театр появился в Венеции в 1637 году. Балет сформировался как отдельный театральный жанр во Франции, преобразовавшись из танцев при дворах. Очень часто эти виды театров объединяют в одном месте.

Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета – это всегда красивейшие театральные заведения. Их располагают в богатейших городских зданиях с уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие оркестровые ямы – так выглядит это изнутри.

Драматический театр

Здесь главное место отводится актерам и режиссеру. Именно они создают характеры персонажей, перевоплощаясь в необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом. Театр драмы называют театром «переживаний». К. С. Станиславский писал свои работы, изучая работу драматических актеров. В драматических театрах ставят не только спектакли – пьесы со сложными сюжетами. Театр драмы включает в свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Все постановки основываются только на драматической литературе.

Театр на любой вкус

Музыкальный театр — место, где можно посмотреть любое из театральных действий. В нем ставят оперы, комедии, оперетты, мюзиклы и все те представления, в которых есть много музыки. Здесь работают артисты хора и балета, музыканты и актеры. Музыкальный театр объединяет в себе театр оперы, балета, театр оперетты. Любой вид театрального искусства, связанный с эстрадной или классической музыкой, может найти своих поклонников в этом театре.

Кукольный театр

Это особое место. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа.

В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене. Эта идея принадлежит известному С. В. Образцову. Он надевал на руку перчаточную куклу по имени Тяпа и великолепно играл на сцене миниатюры, выступая в роли его отца.

Истоки этого вида театра находятся далеко в Древней Греции. Создавая куклы для обрядов, люди не знали, что это перерастет в настоящее искусство. Театр кукол – это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.

Театр комедии

Объединил в себе актеров, которые умеют петь и танцевать. Они должны легко вживаться в комедийные образы и не бояться быть смешными. Очень часто можно увидеть «Театры драмы и комедии», «Театры музыкальной комедии». Объединение нескольких жанров в одном театре не мешает сохранять его колорит. Репертуар может включать оперетты, сатирические комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки для детей. В театр комедии люди ходят с удовольствием. Зал всегда полный.

Эстрадный театр

Пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Первый театр эстрады появился в середине прошлого столетия. Им стал театр в Ленинграде, который открыли в 1939 году. В 2002 году его назвали «Театр эстрады им. А. И. Райкина». Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. Артисты эстрады – это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их теперь называют.

В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы, постановки на классические произведения. Подобные спектакли может предлагать музыкальный театр.

Театр сатиры

Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Нина Корниенко, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.

Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.

Новые веяния

Новые виды храмов искусств удивляют самого искушенного зрителя. Не так давно в Польше появился первый Театр роботов. В нем играют актеры–роботы, которые передают свои эмоции глазами и жестами. Постановки рассчитаны пока на детскую аудиторию, но руководители проекта намерены постоянно расширять репертуар.

Летом театральные постановки выходят на улицу. Это уже стало традицией. В этом году многие фестивали проходили под открытым небом. Прямо возле театров сооружались небольшие сцены, на которых полноценно отыгрывали спектакль. Даже артисты оперы и балета уже выходят за рамки театра, чтобы привлечь как можно больше зрителей.

fb.ru

Что такое театр. История театрального искусства

История театрального искусства началась еще в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство и не было образования. Но люди знали, что такое театр. Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски. Постепенно происходило отделение действия и обрядово-культовых основ, выделение из толпы хора героев, превращение массового значимого празднества в организуемое зрелище. Все это создало предпосылки для появления столь любимой всеми литературной драмы. Принужденное расчленение на зрителей и актеров выявило общественные важные функции этого вида искусства.

Данный процесс отчетливо выразился в театре Древней Греции, который оказал огромное влияние на активное развитие европейского искусства. В городах-государствах он стал важной главой общественной жизни. Что такое театр в Древней Греции? Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч завороженных зрителей. Помимо имеющихся профессиональных актеров могло разыгрываться представление и самими гражданами — непосредственно участниками хора. Танец и музыка оставались необходимыми, главными элементами действия.

Что же такое театр в Древнем Риме? Здесь развилась более активно постановочная сторона большинства спектаклей, изменился даже тип сцены, возросла профессиональная театральная техника, возникли разнообразные виды представлений (музыкально-танцевальные зрелища на мифологические сюжеты — пантомимы, которые, достигнув в эпоху Империи своего расцвета, оставались вплоть до 5 в. наиболее популярным театральным жанром).

Европейский театр Средневековья практически прекратил существование. Уильям Шекспир и еще несколько драматургов в XV в. возродили его. Тогда все без исключения роли в спектаклях исполняли мальчики и мужчины. Актрисы впервые появились в популярных труппах итальянских бродячих актеров, которые разыгрывали комедии «цель арте» (небольшие комические пьесы с обязательным участием персонажей-масок).

Гуманистическая культура периода Ренессанса возрождала традиции античного театрального искусства, объединив их с богатыми традициями народного национального достояния. В пьесах известных драматургов данной эпохи раскрывалась история в острейших политических и социальных конфликтах.

Подъем театра связан с активным распространением классицизма, общественная почва которого — укрепление неких абсолютистских режимов в некоторых европейских странах. Задачей актеров стало создание сложного образа героя, который преодолевает в ходе внутренней борьбы и жестоких испытаний собственную раздвоенность между требованиями общества и частным интересом. Современные проблемы в этот период приобретали как отвлеченный, так и общезначимый характер. Вот что такое театр классицизма.

Во второй половине 18-го века он становится главным выразителем идей бурного буржуазного Просвещения. В искусстве актеров того времени высокая гражданственность отлично сочеталась с активным стремлением к созданию новых целостных характеров, проявляющих интерес к исторической правде.

Романтизм стал выразителем чаяний демократической массы и гуманистических идеалов. Под знаменем этой эпохи в драме развернулась серьезная борьба с таким себе эпигонским классицизмом — за народность, историзм, национальную самобытность.

Реализм, что был подготовлен театром эпохи Просвещения, а потом и романтизмом, приобрел достойные самостоятельные формы в 30-40гг. 19 в. и достиг наивысшего господствующего положения к середине столетия.

В современном театре производится синтез очень многих видов искусства, общественных проблем и эмоций — психологического анализа, высокой нравственной проблематики, непосредственности эмоционального состояния, достоверность и гротеск, переживание и отстранение, лирика и сатира. Все это вступает в самые смелые и неожиданные сочетания. Что такое театр современности? Это ярко выраженная тенденция стремления к повышенной активности образов, к экономии важных художественных средств, а также их содержательности. Сегодня этот вид искусства немыслим без режиссера. Также значимой сейчас является сценография.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о