Виды речи 2 класс конспект урока школа россии – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку “Виды речи. Язык и речь” | скачать бесплатно

Урок для учителя начальных классов «Виды речевой деятельности человека»

Тема: Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

Планируемые результаты.

Предметные.

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Анализировать речь людей. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической.

Метапредметные.

Регулятивные. Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

Коммуникативные. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Познавательные. Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные.

Ориентирование ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

    Орфографическая минутка.

    .зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

    Язык – словарное слово; друг – подруга.

    - Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

    (Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

    Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

    Рядком-ряды, ладком-ладить.

    - Объясните, что значит слово «лад»? Это старославянское слово; лад – добро, мир, согласие.

    Самоопределение к деятельности.

      - В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

      Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

      Слайд. Письменная речь.

      Слайд. Устная речь.

      - От какого слова образовано «устная»? (Устаревшее слово «уста» - рот, губы.)

      Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

      Запишем предложения. (Ученики по очереди выходят к доске.)

      Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.

      Девочка написала в тетрадке слова.

      (Девочка – «о» словарное слово, чк пиши без мягкого знака. Тетрадка – тетради. Написала – пишет, слова – слово.)

      - Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

      Ученики молча читают книжки.

      (Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.)

      - Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)

      Петя читает сказку сестрёнке Маше.

      (Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.)

      - Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

      Работа по новой теме.

        1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

        По речам узнают человека.

        - Объясните эту пословицу. (От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

        - Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

        2.Работа по учебнику.

        Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

        - Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

        - Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

        Физминутка.

          У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
          Встаньте, пожалуйста!
          Поднимите руки!
          Будьте добры, похлопайте в ладоши!
          Потопайте.
          Попрыгайте, пожалуйста.
          Будьте любезны, руки вперед.
          Опустите руки, пожалуйста.
          Будьте добры, наклоните голову вперед.
          Наклоните, назад, пожалуйста.
          Влево.
          Вправо.
          Будьте любезны, садитесь на свои места.

          Закрепление изученного материала.

            Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Правильное написание отгадок надо посмотреть в словаре на странице

            Старшим людям не грубите
            И не панибратствуйте,
            Им при встрече говорите
            Не «привет», а… (Здравствуйте.)

            Маша знала слов немало, но одно из них пропало, И оно-то как на грех, говорится чаще всех. Это слово ходит следом за подарком, за обедом, Это слово говорят, если вас благодарят. (Спасибо.)

            - Какая буква выпадает из слова «здравствуйте» при произношении? («в») Чтобы запомнить, мы будем вспоминать слова «Здравия желаю» - так говорят при встрече военные.

            Рефлексия.

              - Проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова. Вы должны закончить фразу.

              Растает даже ледяная глыба

              От слова тёплого … (спасибо).

              Зазеленеет старый пень,

              Когда услышит … (добрый день).

              Если больше есть не в силах,

              Скажем маме мы …(спасибо).

              Мальчик вежливый и развитый,

              Говорит при встрече …(здравствуйте).

              Когда нас бранят за шалости,

              Говорим …(простите, пожалуйста).

              И во Франции, и в Дании

              На прощанье говорят …(до свидания).

              Подведение итогов работы.

                В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

                В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

                - Много ли для вас значит вежливость в общении?

                Домашнее задание. Творческое. Составьте диалог, в котором говорящие используют вежливые слова.

                 


                 


                 


                 

                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                Урок русского языка во 2 классе по теме Знакомство с учебником. Какая бывает речь

                Технологическая карта  урока русского языка

                Дата: 03.09.2018

                Учебный предмет: русский язык

                Учитель: Елисеева С.Г.

                Класс: 2

                УМК: Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина,
                В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.

                Тема: Знакомство с учебником. Какая бывает речь

                Цели: познакомить учащихся с учебником, систематизировать знания о видах речи (устная, письменная)

                Тип урока

                : систематизации знаний

                Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

                Универсальные учебные действия (метапредметные):

                Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

                Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

                Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

                Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

                Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

                Оборудование: Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина,
                В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.

                Схема «Речь. Устная и письменная»

                1. Мотивация к деятельности

                Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

                Долгожданный дан звонок,

                Начинается урок.

                Он пойдет ребятам впрок.

                Постараюсь все понять

                И внимательно читать.

                Звуки с буквами пришли

                И порядок навели.

                – Проверим готовность к уроку

                Подготовка класса к уроку

                Ученики готовят учебные принадлежности.

                Самоопределение (Л)

                Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

                2. Актуализация знаний

                Как называется учебник?

                 О чем говорит название учебника?

                Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы,
                бережно относиться
                к книге

                (П),

                (Р),

                (Л)

                3. Постановка учебной задачи

                Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока.

                (учебник, с. 5, 6)

                Сообщает тему урока.

                - Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

                - Что мы должны для этого сделать?

                Слушают учителя.

                Принимают учебную

                задачу, сформулированную вместе с учителем

                формулирование цели, темы

                (П – общеучебное)

                ( Р)

                Постановка вопросов (К)

                4. Работа по теме урока

                Цель: повторить все, что ребята уже знают о видах речи, закрепить полученные знания.

                Какая бывает речь? (Упр. 1, 2).

                Рассмотрите схему в учебнике.

                Что вы знаете о речи?

                Прочитайте текст.

                Что вы узнали о видах речи?

                Какая речь устная или письменная возникла раньше?

                Рассматривают схему, составляют по ней
                рассказ.

                Читают текст, отвечают на вопросы к нему

                (Л)

                 (П)

                ( Р)

                Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

                Физкульминутка

                Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно (дети кладут головы на парты, закрывают глаза).

                Тише, тише, тишина в нашу комнату вошла.

                Деткам снится сладкий сон, нравится ребятам он:

                Про зефир, про мармелад и про вкусный шоколад,

                Про конфеты, про варенье, про торты и про печенье.

                Добрый Гена-крокодил нас на праздник пригласил.

                Он детишек угощает и на танец приглашает.

                5.Закрепление

                Цель: закрепление изученного материала

                Роль русского языка (упр. 3).

                Рассматривают рисунки. Читают предло-
                жение. Отвечают
                на вопросы учителя. Слушают рассказ
                учителя.

                (Л)

                ( Р)

                ( П - общеучебные).

                6. Подведение итогов урока

                Цель: анализ урока

                 Какие виды речи вы знаете?

                Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи

                Отвечают на вопросы учителя

                (Р)

                (Р)

                (К)

                7.Рефлексия деятельности

                Цель: закрепление и коррекция способов действия.

                Сегодня я узнал(а)…

                Было трудно…

                Я выполнял(а) задания…

                Я понял(а), что…

                Я научился(ась)…

                Теперь я могу…

                У меня получилось…

                Меня удивило…

                Отвечают на вопросы учителя

                (Л)

                Умение выражать свои мысли ( К)

                ( П)

                infourok.ru

                Конспект по русскому языку на тему "Речь" (2 класс)

                Палкина С.Г.

                МБОУ СОШ № 64

                Урок русского языка во 2 Б классе

                Тема: Речь

                Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме

                Задачи: - создать условия для обобщения знаний о речи и предложении;

                - формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;

                -развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;

                - предоставить возможность оценить свои знания и умения

                Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, самооценки - развитие критического и логического мышления, - умение правильно формулировать и доказывать свою точку зрения

                Познавательные УУД: систематизировать знания по теме «Речь»

                - умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения

                Коммуникативные УУД:

                - умение анализировать и доказывать

                - умение слушать и исправлять ошибки

                Регулятивные УУД: -

                - умение определять учебную задачу

                Ход урока

                1. Организационный момент

                2. Минутка чистописания. Повторение темы «Звуки» (слайд 2)

                А) м л н р

                ч щ х ц

                - По какому признаку сгруппированы буквы?

                - Напишите каждую группу два раза.

                Б) Составьте из звуков слово (дана транскрипция слова). Проведите краткий звуковой анализ слова. (речь)

                В) Определите тему урока. (слайд 3)

                Сегодня на уроке мы повторим, что такое речь, какие виды речи бывают. Подумаем, почему нужно совершенствовать свою речь.

                3. Работа по теме урока.

                А) Прочитайте текст (карточка у каждого ученика)

                Проанализируйте, что вы уже знаете - поставьте знак «плюс». Если материал вам не известен, поставьте знак «минус».

                Люди говорят, читают и пишут, рассказывают, слушают и спрашивают, добывают новую информацию. Всё это люди могут делать потому, что знают свой язык.

                Разговор, рассказ, вопрос и ответ – это наша речь. С помощью речи люди сообщают что-то друг другу или спрашивают о чём-нибудь друг друга. Когда мы говорим, это устная речь. От старинного слова «уста» - губы. Когда мы пишем, это письменная речь.

                Речь состоит из предложений, которые выражают мысль. Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.

                В научно-деловой речи сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.

                Художественная речь – это речь образная (изобразительная). В ней передаются чувства, настроение человека.

                Речь бывает внешняя (средство общения) и внутренняя (средство мышления). В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

                Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников общения.

                 Чем активнее люди совершенствуют устную, письменную речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их знаний и культуры поведения.

                Б) Работа с данным текстом.

                -Что знакомо по данной теме?

                - Что узнали для себя нового?

                - Что такое речь? Прочитайте.

                - Выпишите предложения, в которых говорится, что такое устная речь и что такое письменная речь.

                - Проверьте, правильно ли вы выписали. (слайд 4)

                4. Физминутка.

                - Какую речь я сейчас использовала?

                5. Повторение по теме «Предложение»

                - Найдите предложения (по классу развешаны)

                • Устная речь

                • Дети, будьте внимательны!

                • Грамота – второй язык.

                • Почему нельзя обзывать друг друга?

                • Речь красна слушанием.

                - Сколько здесь предложений? Докажите, что это предложения. Дайте характеристику. Что знаете о предложениях. (слайд 5)

                - Объясните смысл пословиц.

                - Спишите пословицу о речи.

                - Найдите слово на орфограмму «безударная гласная в корне проверяемая ударением». Докажите написание. (слайд 6)

                - Какой тип речи вы сейчас использовали?

                - Используете ли вы и родители в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы?

                - По-вашему мнению, нужно ли работать над своей речью, совершенствовать ее?

                6. Работа с текстом.

                (Звучит музыка.)

                Закройте глазки. (Читаю текст из упр. 224)

                - О чем говорится в тексте.

                - Откройте с. 110, упр.224. Прочитайте текст шёпотом. Выберите заголовок.

                - Какую речь использовали?

                - Спишите вторую часть. Какую речь использовали?

                - Подчеркните главные члены предложения.

                - Проверьте (слайд 7)

                7.Рефлексия (слайд 8)

                - Мне понравилось…

                - Я узнал…

                - Я вспомнил…

                - Я умею определять…

                - Мне было трудно выполнить …

                (слайд 9)

                Оцените себя по результату выполненной работы в карточке. Выберите вариант трудности.

                1 вариант – я знаю, но не совсем уверен

                2 вариант – я знаю и уверен

                Приложение

                1 вариант

                __________________

                1. Выбери правильное утверждение:

                А) речь бывает устная, печатная, письменная;

                Б) речь бывает устная и письменная.

                В) в конце каждого предложения ставится только точка;

                Г) в конце каждого предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак;

                Д) в конце предложения ставится запятая.

                1. Обведи главные члены предложения: подлежащее, существительное, сказуемое

                1. Подчеркни в предложении главные члены предложения.

                Саша и Маша. Весной звонко поют птицы.

                Отметка ученика ___

                Отметка учителя ___

                2 вариант

                _____________________________

                1. Выбери правильное утверждение:

                А) Разговор, рассказ, вопрос и ответ – это наша речь.

                  Б) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную

                мысль.

                В) Предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу

                Г) В научно-деловой речи сообщаются точные сведения.

                Д) В художественной речи сообщаются точные сведения.

                2. Найди предложения и дай им характеристику, соедини стрелочкой по линейке.

                А) На лесных полях. Повествовательное

                Б) Весной звонко поют птицы. Вопросительное

                В) Как хорошо весной! Невосклицательное

                Восклицательное

                1. В повествовательном, невосклицательном предложении подчеркни главные члены предложения.

                Отметка ученика ___

                Отметка учителя ___

                infourok.ru

                Знакомство с учебником. Виды речи - Поурочные разработки по русскому языку 2 класс - Технологические карты уроков - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

                Урок 1(2). Знакомство с учебником. Виды речи

                 

                ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести представления о речи и её значении в жизни человека; ввести в лексику определения понятий «устная речь», «письменная речь», «речь внутренняя».

                ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

                • Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.

                ХОД УРОКА

                1. Актуализация знаний

                — Отгадайте загадку.

                Тридцать три сестрички

                Ростом невелички,

                Если знаешь наш секрет,

                Мы покажем целый свет. (Алфавит)

                — О каком секрете говорится в загадке?

                Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.

                Первое слово:

                Первая буква занимает третье место в алфавите.

                Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.

                Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.

                Второе слово:

                Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.

                Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.

                Последняя буква слова занимает в алфавите десятое место.

                Ключевые слова: виды речи.

                 

                2. Целеполагание

                Работа по учебнику на с. 3-5.

                — Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение).

                Чтение обращения авторов к первоклассникам (с. 3).

                Беседа.

                Как называется новый учебник?

                Чему будет учить вас этот учебник?

                На странице 4 рассмотрите условные обозначения, которые помогут вам ориентироваться на страницах учебника.

                Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

                Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем, чему будем учиться в этом разделе.)

                Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь».

                Учащиеся знакомятся с информацией на с. 5: Вспомним узнаем ..., будем учиться ...

                Работа по учебнику (с. 6).

                — Прочитайте тему нашего урока. («Виды речи».)

                Определите учебно-познавательную задачу. (Какая бывает речь?)

                 

                3. Работа по теме урока

                Работа по учебнику

                С. 6, упр. 1. Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме.

                — Какая бывает речь?

                Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь рассказать.

                В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?

                В каких случаях человек использует речь про себя?

                Подумайте, кто может обладать речью? (Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из «кладовой» языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.)

                Списывание с доски предложения.

                Только человек обладает даром речи.

                Работа по учебнику. С. 6, упр. 2.

                — Прочитайте.

                Что вы узнали о видах речи?

                Вспомните, когда на уроке мы пользовались устной речью? Речью про себя? Письменной речью?

                Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?

                Выполнение заданий в рабочей тетради С. 3, упр. 1 —устно.

                С. 3, упр. 2 — письменно.

                 

                4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

                Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Выполнение заданий к упражнению (устно).

                Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложения» (учебник, с. 132).

                Чтение рубрики «Обрати внимание!» (учебник, с. 7).

                 

                5. Самостоятельная работа

                Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Списывание высказывания Л. Успенского.

                Способ проверки: самопроверка.

                 

                6. Домашнее задание

                Выполнить по учебнику упр. 1 на с. 6.

                 

                7. Подведение итогов урока

                — Для чего нужна речь в нашей жизни?

                В чем особенности устной и письменной речи?

                А что такое мысленная речь?

                Часто ли мы пользуемся в жизни мысленной речью?

                Какая речь возникла раньше — устная или письменная?

                compendium.su

                Конспекты уроков по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" первое полугодие.

                Предмет Русский язык Класс 2-А

                Дата _______________

                Тема НАША РЕЧЬ

                Урок 1. Язык и речь. Какая бывает речь?

                Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

                Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

                Ход урока

                1. Организационный момент

                2. Работа по теме урока

                Знакомство с учебником

                • Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

                • Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

                • Прочитайте обращение авторов учебника.

                (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

                • Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучныйзвучит красиво.)

                • Какие открытия поможет сделать учебник?

                • Для чего нужно знать законы культуры речи?

                Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русской языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи учиться пользоваться языком.)

                Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.) Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

                Физкультминутка

                Раз — подняться, потянуться,

                Два — нагнуться, разогнуться,

                Три — в ладоши три хлопка,

                Головою три кивка.

                На четыре — руки шире,

                Пять — руками помахать,

                Шесть — на место тихо сесть.

                1. Работа по теме урока

                • Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

                • На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь?)

                Упр. 1 (с. 6).

                • Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.)

                Упр. 2 (с. 6).

                • Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи? Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или письменная?

                Упр. 3 (с. 7).

                • Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

                • Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.

                • Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на с. 132.) Откройте и прочитайте памятку.

                • Объясните значение выражения «до глубокой старости». (Очень старый.)

                • Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно, крепко.)

                Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?

                Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)Какие буквы выделены в этом предложении?

                Спишите, диктуя себе по слогам. Проверьте написанное. Оцените себя.

                • Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменнойзаписывали предложение, устнойотвечали на вопросы, речью про себяразмышляли.)

                Рефлексия

                Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

                • Слушаем ответ ученика.

                • Мама читает сказку малышу.

                • Обдумываем решение задачи.

                • Пишем диктант.

                • Читаем про себя.

                • Поем песню.

                (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

                Оцените себя.

                «+» — понял тему и не сделал ни одной ошибки.

                «-» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

                VI. Подведение итогов урока

                Домашнее задание

                Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.

                Предмет Русский язык Класс 2-А

                Дата _______________ Урок 2.

                Тема Виды речевой деятельности человека

                Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

                Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

                Ход урока

                1. Организационный момент

                2. Актуализация знаний

                Орфографическая минутка

                Шиповник, мыши, душица, кувшинка.

                • Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

                • Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

                • Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

                • Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.

                1. Самоопределение к деятельности

                (На доске запись.)

                Снежынки весной превращяются в лужы.

                • Прочитайте очень странное предложение на доске.

                • Какой это вид речи? (Письменная речь.)

                • Что можете сказать о предложении? (В нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩА.)

                • Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)

                • Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

                • Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

                IV Работа по новой теме

                Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

                Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Прочитаем стихи В.В. Маяковского.) Читает ученик с хорошим навыком чтения.

                Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

                1. Словарная работа

                Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».) Что обозначает слово «здравствуйте»?

                Почему в слове выделена буква В? {Она пишется, но не произносится.)

                • Как можно запомнить эту букву? {Пишется как в слове «здоровье», военные говорят «Здравия желаю».)

                • Запишите слово, подчеркните орфограмму.

                1. Физкультминутка

                2. Закрепление изученного материала

                Упр. 5 (с. 8-9).

                • Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)

                (Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

                • Прочитайте вопросы, ответьте на них.

                • Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

                • Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? (Ответы детей.)

                • Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письменной и устной речи.

                (Запись на доске.)

                До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.

                1. Рефлексия

                • Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете.

                Растает даже ледяная глыба

                От слова теплого... («спасибо»).

                Зазеленеет старый пень,

                Когда услышит... («добрый день»).

                Если больше есть не в силах,

                Скажем маме мы... («спасибо»).

                Мальчик, вежливый и развитый,

                Говорит при встрече... («здравствуйте»).

                Когда нас бранят за шалости,

                Говорим... («прости, пожалуйста»),

                И во Франции, и в Дании

                На прощанье говорят... («до свидания»),

                1. Подведение итогов урока

                • Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)

                • С какими людьми вам приятнее общаться?

                • Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятно общаться?

                Домашнее задание

                Вспомнить слова приветствия и записать их.

                Урок 3.

                Тема Диалог и монолог.

                Цели: познакомить с терминами диалог и монолог, формировать умение оформлять диалог.

                Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

                Ход урока

                1. Организационный момент

                2. Актуализация знаний

                Орфографическая минутка

                (На доске запись.)

                Волки рыщут, пищу ищут.

                Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

                Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.

                Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пиши с буквой У.)

                Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.

                1. Самоопределение к деятельности

                1. — Ты чего такой хмурый?

                • Кафтан прожег.

                • А велика ли дыра?

                • Один ворот остался.

                1. Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

                • Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

                1. Работа по теме урока

                1. Работа по учебнику

                • Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

                • На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

                Упр. 6 (с. 10-11).

                • Прочитайте задание.

                • Как называется сказка? («Терем-теремок».)

                • Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

                Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.) Кто отвечает? (Муха-горюха.)

                (Чтение в парах.)

                • Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог?

                • К кому обращен монолог? (К птичке.)

                • Спишите первое предложение с проговариванием.

                1. Словарная работа

                • Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

                • Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем букву О.)

                • Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».) Запишите это слово. Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)

                1. Физкультминутка

                2. Закрепление изученного материала

                Упр. 9 (с. 12).

                — Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

                Прочитайте текст.

                VII Рефлексия

                Упр. И) (с. 13).

                По какому рисунку можно составить монолог По какому рисунку можно составить диалог?

                VIII Подведение итогов урока

                Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц — это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

                Домашнее задание

                Выполнить упр. 11 (с. 14).

                ЛЮБИ КНИГУ/

                Любишь ли ты читать?

                Книги учат нас быть смелыми и честными, добрыми и умными. Их главные герои — примеры для нас в жизни. Любимая книжка как настоящий друг. Она даст хороший совет, развеселит в грустную минуту. Береги и люби книгу! 41 слово.

                Урок 4.

                Тема ТЕКСТ Что такое текст?

                Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.

                Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

                Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица).

                Ход урока

                1. Организационный момент

                2. Актуализация знаний

                Орфографическая минутка

                Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка».

                (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)

                • Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.

                • А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки, которые эти птицы издают.

                (На доске запись.)

                Воробей свистит.

                Сорока каркает.

                Ворона стрекочет.

                Синица чирикает.

                • Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)

                • Что вы записали? (Предложения.) Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)

                1. Самоопределение к деятельности

                (Отвечают 2—3 учащихся.)

                Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.

                Тема нашего урока — текст.

                IV Работа по теме урока

                Откройте учебник на с. 15.

                Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться. Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?)

                Упр. 12 (с. 16).

                Прочитайте. Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.) Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины».) Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели? Спишите первое предложение текста.

                1. Физкультминутка

                2. Закрепление изученного материала

                • Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали?

                • Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)

                • Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполни упр. 13.

                Упр. 13 (с. 17).

                Что прочитали? (Текст.) Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.) О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста. Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмисьпоявился неожиданно, внезапно.)

                • Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)

                • Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)

                (Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

                • Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)

                • Проверьте свое предположение, прочитайте правило на с. 18.

                1. Рефлексия

                Упр. 14 (с. 18).

                • Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)

                • Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)

                • Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.

                (Остальным детям учитель дает карточку-подсказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)

                infourok.ru

                Виды речи

                Здравствуйте. Вы узнали меня?

                Я – Василиса премудрая. Да-да, внучка той самой Василисы, которая смогла преодолеть все труднейшие задания, которые давала ей злая мачеха, благодаря маленькой кукле. Когда Василиса стала взрослой, она овладела мудростью народной и волшебством. А потом научила всему, что умела сама свою дочку – мою маму. А она передала свои знания мне. Но самой главной народной мудростью и волшебством в нашем роду всегда считалось знание русского языка. А теперь я решила, что этим волшебством должны овладеть все. Поэтому я буду делиться с вами секретами волшебного русского языка. Где мой волшебный планшет?

                Итак, начнём…

                Сегодня мы с вами поговорим о видах речи. И я хочу перенести вас в далёкое прошлое. Вот посмотрите на этого человека.

                Он ещё не умеет говорить. Только мычит и что-то показывает. А вот как понять, о чем он хочет сообщить? Но пройдёт несколько тысяч лет, и люди научатся называть предметы, которые их окружают и действия, которые они совершают. Постепенно человек научится рассказывать и о том, что видит вокруг себя и даже придумывать различные истории. И всё, о чём рассказывали друг другу, люди слушали и запоминали. А так как в древности рот назывался «уста», то всё то, что мы произносим (и, конечно, слышим) стало называться устной речью.

                Но разве можно запомнить всё то, что нам рассказывают, начиная самого раннего детства и в течение всей жизни? Конечно, это невозможно. И с древних времён люди пытались различными способами записать то, о чём они узнали. Но не всегда это было удобно. Да и рисовать ведь не каждый умеет. А ещё хуже, когда рисунок понимают не так, как хотел автор. Нарисовал, например, один человек, что он собирается приехать к другу в гости, отправил такое письмо своему другу. А тот понял, что это его приглашают в гости. Сел в колесницу и поехал. А по дороге разминулись. Так и не увиделись друзья…

                Но прошли ещё сотни и тысячи лет. И вот люди стали каждый звук, который произносят, обозначать специальным значком – буквой. А из букв составлять слова и записывать их. Теперь уж тот, кому адресовано послание, никогда не истолкует неправильно то, о чём ему написали. И то, что написано, а, следовательно, можно прочитать, мы называем письменной речью.

                Запомнили, ребята? Речь, которую мы произносим и слышим, т.е. звучащая речь, называется устной.

                А речь, которая записана, и её мы можем прочитать – это письменная речь.

                А ещё есть тайная речь – про себя. Это наши мысли. Но если мы их произнесём вслух, она сразу станет устной.

                А вы знаете, с древних времён ценились люди, которые умели красиво и правильно говорить. На Руси таких называли златоустами, краснобаями, а искусство красиво говорить – красноречием. Конечно, это не значит, что у них были золотые уста (рот) и речь их была не красной, а красивой. Красно баять значит – красиво говорить. Ведь раньше слово красный обозначало вовсе не цвет, а красоту. У русского народа сложено множество пословиц об умении красиво говорить.

                Красноречие – первейшее искусство.

                Наивысше искусство – искусная речь.

                Пусть лучше спотыкаются мои кони, но не язык.

                Слово слово родит, третье само бежит.

                Язык разум открывает.

                Владеющий речью – владеет людьми.

                Ах, что-то я сегодня много говорила. Ребята, а как вы думаете, какой речью я пользовалась? Я говорила, а вы, надеюсь слушали. Ну конечно, устной. А вот если вы это запишите себе, чтобы не забыть, а дома прочитаете, то вы воспользуетесь письменной речью. Давайте ещё раз повторим, ведь говорят, что повторение – мать учения. Всё то, что мы произносим и слышим называется устная речь. Всё то, что мы пишем и читаем называется письменная речь. Прежде, чем закончить наш маленький урок, хочу вам посоветовать – больше читайте хороших книг, тогда вы будете много знать, а ваша речь будет интересной и красивой. И про вас тоже когда-нибудь скажут: «Ах, златоуст!»

                А сейчас я ухожу к себе, чтобы подготовиться к следующему уроку. До новых встреч.

                videouroki.net

                Конспект урока по теме части речи 2 класс. УМК `Школа России`


                ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
                «ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
                конспект пробного урока
                по русскому языку
                на тему «Что такое части речи»
                студента 14-11КП группы
                специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
                Колесникова Екатерина Сергеевна
                (Фамилия, имя, отчество полностью)
                Консультация методиста _____/________________/
                К уроку допущенУчитель (подпись) ______________________
                Дата проведения ______________________
                Время проведения ______________________
                Оценка за проведение
                Учитель (оценка, подпись) _____________________
                Методист(оценка, подпись) _____________________
                Тюмень 2016 год
                Тип урока: Открытие новых знаний
                Тема урока: Что такое части речи?
                Цель урока: совершенствовать умения и навыки правильного определения частей речи и различения их изученных признаков.
                Задачи урока:
                Обучающие: формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
                Развивающие: развивать внимательность, память.
                Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету «русский язык», воспитывать любовь к природе с помощью текстов.
                Формировать УУД:
                Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
                Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание; слушать и понимать речь других; работать в паре, сотрудничать при решении общей задачи, формулировать собственное мнение и позицию.
                Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
                Регулятивные: уметь самостоятельно определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий при работе по алгоритму; уметь делать предположение и вывод на основе работы; уметь работать коллективно по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
                Оборудование урока: Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.
                Учитель: электронная презентация, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, карточки со словами
                Ход урока
                Название этапа: организационно-мотивационный этап
                Цель: проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
                Метод: словесный
                Приёмы:
                Время: 1 мин
                Деятельность учителя Деятельность обучающегосяУУД Примечание
                Здравствуйте, ребята! Приветствие. Учебник, дневник, пенал и тетрадки
                На парте всё в образцовом порядке.
                Подарим улыбки, свободно в

                schoolfiles.net

                Отправить ответ

                avatar
                  Подписаться  
                Уведомление о