Викторины на белорусском языке детям 5 класса – Викторина по русскому языку для 5-6 классов скачать

Викторина по русскому языку для 5 класса


«Викторина - это игра в ответы на вопросы из разных областей знания» - так толковый словарь русского языка раскрывает значение этого слова.

Игры и викторины привлекательны для школьников любого возраста. О целесообразности их проведения говорить излишне. Викторины, как и другие игровые формы, расширяют процесс познания, обеспечивают более глубокое проникновение в литературный и лингвистический материал, происходят в ситуации психологической раскованности, помогают почувствовать себя успешным.

Викторина может быть устной или письменной, проводиться на уроке или во внеурочное время.

Викторина по русскому языку для 5 класса

1.Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся?

2.Какое количество гласных букв в русском алфавите? А сколько гласных звуков?

3.Сколько раз встречается звук С в предложениях:

Через поле и лесок

подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4.При помощи какой части слова связываются все слова в предложении?

5.Как называется изменение глагола по лицам и числам?

6.Исправьте речевые ошибки в предложениях: А) Он переживал радостное счастье. Б) Девочка оробела и испугалась. В) Скорый поезд прибыл с Крыма.

7.  Соберите слова, которые спрятались в других словах:

А)Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ .

Б)Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ .

8. Определите в прямом или переносном значении употреблено каждое прилагательное:

круглый столик, чёрная зависть, круглый год, круглая сумма, прозрачная вода, острое слово, прозрачный намёк, чёрный карандаш, острый нож, светлая мысль.

9. Объясните, что обозначают фразеологизмы: находить общий язык – …, прикусить язык – …,придержать язык –…

10.Напишите небольшое сочинение на тему «Мой любимый учебник» (7-8 предложений)

Ответы на задания викторины

по русскому языку

Ответы на вопросы викторины по русскому языку.

5 класс

1.Звуки речи (1 балл)

2.10 букв, 6 звуков в русском алфавите. (2 балла)

3. 6 раз: через, лесок, голосок, скажешь, здесь, слышно

(2 балла)

4.При помощи окончания связываются слова в предложении.(1 балл)

5.Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.(1 балл)

6.А) Он испытывал радость. Б) Девочка испугалась.

В) Скорый поезд прибыл из Крыма. (3 балла)

7.Под – снеж – ник – и, двор – ов – ый (2 балла)

8.Прямое значение: круглый столик, прозрачная вода, острый нож, чёрный карандаш.

Переносное значение: чёрная зависть, круглый год, круглая сумма, острое слово, прозрачный намёк, светлая мысль.

(5 баллов)

9.Находить общий язык – понимать друг друга, прикусить язык – замолчать, придержать язык – не говорить лишнего.

(3 балла)

10. Сочинение (5 баллов)

Всего 25 баллов


multiurok.ru

Игра-викторина «My dear country, my Belarus» — English for School

Наша коллега из г. Кобрина Елена Котова поделилась разработкой внеклассного мероприятия для 6-го класса по теме «Беларусь».  Пользуйтесь и не забывайте благодарить коллег.

Игра-викторина «My dear country, my Belarus»

Цели:

  • закреплять и углублять знания о родном крае: столице республики, природе, труде, культуре, народном творчестве, конституции республики;
  • развивать память, мышление, внимательность, умение после¬довательно высказывать свои мысли;
  • воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, карандаши цветные.

Ход мероприятия:

Идет видеоролик о Беларуси. Звучат вводные слова учителя.

Pictures beloved of my native country,
You are my gladness, my pain,
What can it be lures my heart o bounty?
What binds me so with its chain to you…
I hear the ripe harvest in glad conversation,
The quiet complaint of the leas,
The happy drone of tall woods’ murmuration,
The song of the mighty oak-trees.
Эти слова написал известный белорусский поэт Якуб Колас. Послушаем, как это звучит на родном нам языке.
(Один из учащихся рассказывает)
Вобразы мілыя роднага краю,
Смутак і радасць мая!
Што маё сэрца да вас парывае?
Чым так прыкованы я к вам…
Чуеца гоман мне спелае нівы,
Ціхая жальба палёў,
Лесу высокага шум-гуд шчаслівы,
Песня магутных дубоў
(Начало работы с презентацией. Слайд № 1)
— Мы начинаем игру-викторину, которую назвали «My dear country, my Belarus». Надеемся, вы многое знаете и будете быстро и правильно выполнять задания. За каждый правильный ответ команда будет получать васильки, а в конце нашего мероприятия мы узнаем команду-победительницу.
Let’s guess your names.
(Cобирают из разрезанных букв названия STORKS, BISON)
Your names are … and…. You will do some tasks. If the first team doesn’t give the correct answer, the second team may give it. And the winner will get a cornflower.
Let’ s start. Our first task is… (Начало работы с презентацией. Слайд № 2)
Task 1. Do you know the geography of Belarus?
1. Belarus is a … .
a) Federation
b) Kingdom
c) Republic
2. Where is Belarus?
a) In Asia
b) In Northern America
c) Between Poland and Russia
3. What is the population of Belarus?
a) About 5 mln people
b) About 10 mln people
c) 1.8 mln people
4. What is the area of the country?
a) 207.6 thousand sq/ km
b) 442 thousand sq/ km
c) 130 thousand sq/ km
5. How many regions are there in Belarus?
a) 4
b) 6
c) 10
6. Where is Kobrin?
a) In Brest region
b) In Minsk region
c) In Gomel region
7. The capital of Belarus is …
a) Polotsk
b) Minsk
c) Mogilev
8. What are the colours of the national flag?
a) Red and white
b) Red, blue and white
c) Red, green and white
9. We celebrate Independence Day on the…
a) 1st of March
b) 3rd of June
c) 3rd of July
10. Which is the largest lake in Belarus?
a) Lake Svityas
b) Lake Osveyskoye
c) Lake Naroch
11. Which is the longest river?
a) The Neman
b) The Dniper
c) The Zapadnaya Dvina
Молодцы! Давайте догадаемся, о чем дальше пойдет речь. (Слайд № 3)
Учитель читает:
Непаседа, даўгацыбы бусел-
Даўняе вясны забыты сон.
… Я злавiць яго за хвост цягнуся,
Дражнiцца i ўцякае ён.
Так писал Рыгор Бородулин. Его стихи были переведены на английский язык тоже. Послушаем как это звучит.
(Один из учеников рассказывает)
Restless stork,
With legs so thin and frail-
Long-forgotten dream
Of spring’s past day.
… I shall try to catch it by its tail-
But it teases me and flies away.
And our next task is…

Задание 2. «Do you know any symbols of Belarus?”
1. It’ s one of the national symbols. It is red, white and green. (flag)
2. What are the colours of our national costumes? (white and red)

3. Look and say. What is it? (Belarusian emblem)
4. It is the symbol of Belarusian fields. (A cornflower)
5. This bird is a symbol of good luck. (A stork)
6. The symbol of Belovezhskaya Pushcha is … . (A bison)

The third task…

Задание 3. «Do you know our Belarusian nature?”
Look and answer “What is it?” Слайды №№6-19
Посмотрим видеофрагмент и попробуем догадаться, чему будет посвящен следующий этап викторины. (Слайд № 20)
So, what are we going to speak about?

Задание 4.” Do you know Minsk, the capital of our country?”
1. The population of Minsk is…
a) 1 mln people
b) More than 1 mln people
2. It was founded in…
a) 1283
b) 1067
3. You can see a lot of cafes, museums and shops there in Minsk. (Trinity Suburb)
4. You can see a lot of veterans there on Independence Day and on Victory Day. (Pobeda Square)
5. You can see a lot of animals, clowns and acrobats there. (the Circus)
6. You can see opera and ballet there. (the Opera and Ballet Theatre)
7. It is a very big building. You can see a lot of books there. (the National Library)

8. It is a favourite place for mums and children. (Gorky Park)

Задание 5. “ Do you know any famous places of Belarus?” (Слайд № 21)
1. This is a castle in Minsk region. (Nesvizh castle)
2. This is a castle in Grodno region. (Mir castle)
3. This castle is famous for its ghosts (Nesvizh castle)
4. M. Radzivil- Sirotka built this castle. (Nesvizh castle)
5. This place is famous for the European bison. (Belovezhskaya Pushcha)
6. This place is famous for our musical festival “Slavyansky Bazar”. (Vitebsk)
7. This place is famous for Suvorov’s Park and Suvorov’s House- Museum. (Kobrin)
8. This city met the Great Patriotic War in 1941. (Brest)

Задание 6. ”Do you know our proverbs?” Слайд №22
Составьте пары англо-белорусских пословиц. (Предлагаем верно собрать пару).
Кiдаць словы на вецер. Speak to the wind.
Якое дрэва, такiя i адросткi. The tree is known by its fruit.
Звычка-другая натура. Habit is the second nature.
Што край – то звычай. Every country has its customs.
Здароуе мiлей за грошы. Health is better than wealth.

Па адзеннi сустракаюць, па розуму праважаюць. Clothes make the man.
Два вокi бачаць больщ, чым адно. Two heads are better than one.
Лепей верабей у руцэ, чым жорау у небе. A bird in a hand is worth two in the bush.
Перш, чым параiць, падумай. Think before you leap.
Сябры пазнаюцца у бядзе. A friend in need is a friend indeed.
Жаба свае балота хвалiць. Every bird likes its own nest.
Усюды добра, а дома лепей. East or West, home is best.

Задание 7. ”Draw one thing about Belarus” Слайд №23
Пока рисуют, звучит песня ВИА “Песняры”  “Жураўлi на Палессе ляцяць “ (Слайд №7)
— Игра-викторина закончилась. Пора подсчитать, у кoго оказалось больше васильков, и определить победителя. Итак, первое место…, второе…, третье…
— Ребята, я надеюсь, что в ходе этой игры вы не только получили море позитивных эмоций, а также вспомнили, а где и узнали много нового о нашей республике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

fortee.ru

Как хорошо вы знаете Беларусь?

18 Октября 2016 года

Вы любите драники, «Песняров» и симпатизируете Беларуси? Или, возможно, у вас есть белорусские корни? Пройдите наш увлекательный тест-викторину и узнайте, насколько хорошо вы знаете историю и современность Синеокой. «СВ» подобрала 10 вопросов, которые расширят кругозор и помогут лучше понять братский народ.

Начать викторину

Ваш результат 4 из 10

О Беларуси и ее жителях вы пока знаете не очень много, но это не повод расстраиваться. Наоборот – тут открывается такое широкое поле для новых открытий! «СВ» каждый день публикует самое интересное из жизни двух стран – России и Беларуси, увлекательно рассказывает об истории и современности, заглядывает в будущее, вспоминает традиции, развлекает интересными историями о знаменитых людях. Давайте дружить и узнавать друг друга лучше!

Ваш результат 8 из 10

Хороший результат, вы молодец! В вас явно имеются белорусские гены, которые «зовут» узнать больше о Синеокой. Беларусь вам щедро отплатит своим гостеприимством и теплотой. Равно как и Россия – в этом наши народы очень похожи. Вы интересуетесь – «СВ» рассказывает и отвечает на ваши вопросы.

Ваш результат 10 из 10

Даже если у вас паспорт не синего цвета, как у граждан Синеокой, то в душе вы, совершенно точно, белорус. Ну или просто весьма эрудированный человек. Поздравляем! Вашим знаниям о «шуфлядках», «крамбамбуле» и широкому кругозору можно только позавидовать. Оставайтесь в числе наших читателей, и на страницах «СВ» вы узнаете еще много всего интересного о российско-белорусской дружбе, совместных проектах, культуре и путешествиях.

Поделиться результатом:

Общество

И земля задрожала…

За судьбой десятимесячного Ванечки Фокина следили и в России, и в Беларуси. Малыш вместе со своей мамой жил в Магнитогорске. Ранним утром 31 декабря их дом содрогнулся: взорвался бытовой газ, в один миг подъезд рухнул - 39 человек погибли под завалами, около ста лишились крова. 1 января из-под обломков извлекли Ваню: больше суток он ждал своего спасения

Общество

Свята доброй бульбы и веселого агурка

Выходцы из Синеокой стали обживать самый западный регион России сразу после войны в середине 1940-х. И с тех пор остаются одной из крупнейших этнических групп. И если разобраться, во многом благодаря им Калининград сейчас именно такой, какой есть

www.souzveche.ru

Викторина по русскому языку 4-5 класс c ответами

К 5 классу школы большинство прилежных учеников владеют достаточно обширными знаниями для проведения викторины по русскому языку 4-5 класс. Подготовить такую викторину имея хорошо оснащенный кабинет русского языка совсем не сложно, достаточно будет развесить на стенах и доске некоторое количество дополнительных плакатов и украсить доску заманчивым ярким объявлением с приглашением принять участие в викторине для школьников с ответами.

Перед началом викторины школьников лучше разделить на команды, если в викторине принимают участие два класса, то перемешивать их не стоит, образовав команды из их состава. Играть могут не все, часть учеников может выступить в качестве судей, внимательно следящих за тем, кто из команды соперников первым дал правильный ответ.

Викторина по русскому языку, для учащихся 4-5 классов

Вопросы для викторины

Тур 1. Разминка

  • Сколько букв в русском алфавите?

(33)

  • Сколько букв было в российском алфавите в начале XIX века?

(36)

  • На какие буквы делится алфавит?

(на гласные и согласные)

  • Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся?

(звуки)

  • Назовите на какой вопрос отвечает в предложении подлежащее?

(кто?, что?)

  • Какое количество гласных букв в русском алфавите?

(10)

  • Какая часть речи в предложении обозначает действие?

(глагол)

  • При помощи какой части слова связываются все слова в предложении?

(окончание)

  • Какое количество согласных букв содержится в русском алфавите?

(21)

  • Назовите две буквы в русском алфавите, не имеющие звуков?

(мягкий и твердый знаки)

  • Кто изобрел кириллицу?

(Кирилл и Мефодий)

Тур 2. Слоги – слова

Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:

  1. Ли, мо, ма, н, ре, ма, ле;
  2. К, па, ни, па, га;
  3. Со, во, с, да, на;
  4. Мо, о, ре, зе, ро;
  5. Зе, ш, р, ка, но, ф;
  6. О, д, к, но, ве, рь;
  7. Ко, бо, ра, бль, ро, в;
  8. Ко, ку, ро, ри, ца, ва;
  9. К, ро, ди, вать, ван.

Задание может выполняться по вариантам, кто первый сдает листик с правильно выполненным заданием, тот и признается победителем.

Тур 3. Рисование

Викторина по русскому языку 4-5 класс выйдет более интересной, если включить в ее состав конкурс на лучшее изображение букв русского алфавита на бумаге, или доске. Разрешено использование древнерусской вязи и других украшений для того, чтобы буква выглядела краше и лучше. Полученные рисунки можно развесить на доске и предоставить судьям право выбрать из них три самых лучших, исполнители которых должны получить хорошие отметки.

Тур 4. Практическая часть

В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.

  1. Разобрать слово «кувшинка» по составу

(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)

  1. Осуществить синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.

(повествовательное, не восклицательное,  простое, двусоставное, не осложненное)

  1. Фонетический разбор слова «лошадь»

(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)

Тур 5. Вопросы на знание правил русского языка

  1. Какие слова считаются однокоренными, приведите примеры?

(слова с одним корнем, пример – лист, лиственница)

  1. Монолог – это…, диалог – это…

(монолог – речь одного человека, диалог –разговор двух и более лиц)

  1. Назовите то, как в предложении могут меняться глаголы?

(глаголы в предложении меняются по времени, числу, лицу и  роду (в прошедшем времени))

  1. Охарактеризуйте сложное предложение?

(сложным считается предложение, в котором имеется более двух сказуемых, или же двух подлежащих)

Завершить викторину можно выставлением оценок и награждением победителей.

Читайте также:

ВИКТОРИНА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ВИКТОРИНА СТРАНЫ МИРА, С ОТВЕТАМИ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

razvitiedetei.info

Викторина «Беларусь – наша Радзіма» – Сяргей Балахонаў. Універсальны блог

1 Кастрычнік 2015

Пример викторины для старшеклассников / Прыклад віктарыны для старшакласнікаў.

Вопрос 1. [Ведущему: текст стихотворения читать медленно!]

Закончите двумя словами отрывок из стихотворения Петруся Бровки:

Ёсць крэпасці з муру, з граніту, cа скалаў,
Іх сцены – байніцы, абводнены кругам,
А колькі іх знікла, было ж іх нямала,
Мацней я не знаю, як крэпасць …

Ответ: «…над Бугам».

Комментарий: стихи посвящены Брестской крепости.

 

Вопрос 2. В разных регионах Беларуси ЕГО называли «Птушыны шлях», «Птушачая дарога», «Чумацкая дарога», «Вялікі слуп» и даже «Вайсковы стан». А какое общепринятое название ОН имеет сейчас? Ответ дайте на белорусском, русском или английском языке.

Ответ: Млечны Шлях, Млечный Путь, Milky Way

 

Вопрос 3. Чего только не бывало в белорусской истории! Во французской администрации города Могилева в 1812 году находился один чиновник, отличавшийся особо ревностным исполнением своих обязанностей. Так, он находил по всему городу ИХ и отрубал ИМ голову. Назовите ИХ двумя словами.

Ответ: Двуглавые орлы.

Комментарий: получался обычный орел – символ императорской Франции.

 

Вопрос 4. Древнегреческий историк Геродот (5 в. до н.э.), рассказывая о племени невров, которое жило где-то между Днепром и Припятью, сообщал, что каждый невр мог превращаться в НЕГО. В КОГО?

Ответ: в волка.

 

Вопрос 5. Говорят, что великий князь литовский Жигимонт Старый отличался не только спокойным нравом и справедливостью, но и сочетал их с чувством юмора. Однажды, умываясь перед обедом, он снял свои драгоценные перстни и дал их подержать своему придворному, а потом забыл забрать. Прошло несколько дней, а великий князь так и не потребовал от слуги своих украшений. И вот вскоре это же самый придворный вновь прислуживал Жигимонту Старому при умывании. На сей раз он монарх оставил свои новые перстни при себе и, уловив недоумевающий взгляд слуги, промолвил: «Вам достаточно тех, что вы взяли раньше, а эти…». Закончите фразу Жигимонта Старого.

Ответ: «… могут понадобиться кому-то другому»

 

Вопрос 7. В Минске середины 19 в. существовала практика т.н. «откупов», когда цены на определенные товары существенно отличались в городе и за пределами городской черты: в городе выше, в пригороде меньше. Чтобы не допустить в Минск, купленной по дешёвке продукции, при въезде в город стояли «рогатки» (шлагбаумы), а стражники острыми стальными прутьями старательно кололи повозки въезжающих в Минск и даже карманы путешествующих. Какой же товар они пытались таким образом выявить, а по сути – обезвредить?

Ответ: бутылки с водкой

 

Вопрос 8. В повести молодой гомельской писательницы Югаси Коляда «Лето» есть эпизод, когда главная героиня едет на автобусе в деревню и переезжает по мосту через Сож. Она смотрит в окно на реку, но, вероятно, мечтает о море, т.к. еле-еле сдерживается, чтобы не пошутить над пассажирами: «На мосце праз Сож мне карціць крыкнуць: “Глядзіце, ЯНЫ!”». Кто ЯНЫ?

Ответ: дэльфіны

 

Вопрос 9. Россиянин Павел Глоба известен своими астрологическими шарлатанствами. Но, как оказывается, он еще преуспел и в исторической мистификации, касающейся истории Беларуси. Господин Глоба немного-немало выдумал астролога Василия Немчина, якобы жившего в конце 14 – середине 15 в. в белорусском городе Полоцк. Полочанин Василий Немчин якобы смог предсказать правление в Московии «государя-упыря» (Ивана Грозного), российскую смуту начала 17 в., правление государя России ликом подобного коту (Пётр I), столетнее «бабье царство» (эпоха правления российских императриц) и даже правителя России, который после смерти «будет лежать в хрустальном гробу» (В.Ленин). Всё это, однако, мало впечатлило современных белорусских публицистов, и они достаточно просто и логично опровергли достоверность, цитируемых Глобой «полоцких предсказаний» 15 в. Какую историко-логическую нестыковку увидели они в «полоцких предсказаниях»?

Ответ: придуманный Павлом Глобой астролог жил в Великом княжестве Литовском, но «умудрился» почти полностью проигнорировать будущее этого государства и его правителей, «сосредоточившись» исключительно на пророчествах, касающихся истории России.

Зачёт: ответ по смыслу

 

Пытанне 10. А вось паэт Уладзімір Дубоўка зусім не прэтэндаваў на лаўры прадказальніка, але змог у сваім вершы, напісаным у 1920-я гг., парадаксальным чынам прадказаць вельмі сумную падзею канца 20 ст., якая вельмі моцна закранула Беларусь.

О Беларусь, мая шыпшына!
Зялёны ліст, чырвоны цвет!
У ветры буйным не загінеш!
ПРОПУСК не зарасцеш.

Якая ж расліна стала сімвалам бяды, што напаткала Беларусь у канцы 20 ст.

Адказ: чарнабыль, чарнабыллё, чарнобыль

 

Пытанне 11. У пісьменніка Ўладзіміра Караткевіча ёсць раман «Хрыстос прызямліўся ў Гародні», дзеянні якога адбываюцца ў 16 ст. у Гродне і яго ваколіцах. А як можна было б назваць раман, дзеянні якога адбываліся б на Гомельшчыне, скажам, у 19 ст. у раёне паселішча Кашалёў?

Адказ: “Буда прызямліўся ў Кашалёве”

Залік: любы дасціпны адказ з пункту гледжання вядучага.

 

Вопрос 12. В нашумевшем романе американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» упоминается некое «Евангелие от Иуды». Меж тем ещё в середине 1960-х годов вышел роман одного белорусского писателя с подзаголовком «Евангелле ад Іуды». Назовите этого писателя и его роман?

 

Вопрос 12. В одном из своих стихотворений, известный своим юмором, современный белорусский поэт Андрей Хаданович попытался задаться вопросом: «С чего начинается Родина?», но задался всё же другим пусть и созвучным. Озвучьте этот другой вопрос, как и Андрей, по-белорусски.

Ответ: З чаго пачынаецца Жодзіна?

 

Вопрос 13. На т.н. Эбсторфской карте мира, созданной в Германии в 13 в., представлены и белорусские земли: в частности город Полоцк. Поскольку карта иллюстрированная, то каждый регион символизирует некое изображение. Для полоцкой земли неведомый автор выбрал изображение двух животных. Одно из них лось. А какое второе?

Ответ: зубр

 

Вопрос 14. Один гомельский преподаватель истории спросил как-то у своих студентов, что означает ЭТО БЕЛОРУССКОЕ СЛОВО. «Это такой лёгкий поцелуйчик», – без колебаний ответила студентка. Назовите это слово, учитывая, что преподаватель, в отличии от студентки, имел ввиду некое существо белорусской мифологии.

Ответ: цмок

Комментарий: цмок – огнедышащий дракон

 

Вопрос 15. В белорусских обрядовых песнях нередко упоминаются разнообразные бытовые реалии. Так в одной из песен купальского цикла говориться о том, как «малойчык» оседлал коня и поехал «да цесця свайго»:

А цесця дома не было.
А цешча пышна не выйшла.
А дзеўка мала не знала –
З рукі сэгнэтку не зняла.

А что такое «сэгнэтка», если учитывать, что данное слово намекает как минимум на богатство или даже знатность персонажей этой народной песни?

Ответ: перстень с печатью.

 

На фота: возера Струта (Браслаўскія азёры).

Post Views: 8,506

www.mazdzalina.org

История создания викторины «Разговариваем по-белорусски» от ее редактора Елены Троценко

Доля белорусского языка в телепрограммах страны сегодня составляет лишь около 5% от общего вещания за час. Дать возможность белорусам чаще слышать родной язык, а также с помощью телепередач получать лингвистические знания — цель нового образовательного телепроекта, который через неделю выходит в эфир на телеканале «Беларусь-3». Викторина «Разговариваем по-белорусски» призвана приобщить к кругу знатоков родного языка именно ту аудиторию, которая пока имеет начальные знания, но интересуется языком и историей, хочет использовать его в ежедневном общении. Журналисты телерадиокомпании «Гомель» на протяжении нескольких лет делали аналогичный проект, но в более сжатом формате, на уровне Гомельской области. И вот пришло время сменить канал и масштаб. Редактор телерадиокомпании «Гомель» Елена Троценко поделилась некоторыми секретами.

— Действительно, мы имеем опыт в этом деле. В другом формате, но с тем же названием и целями, телепроект знаком телезрителям Гомельщины. Будем считать, что сейчас у нас — новый поворот и направление. Между прочим, началось все в 2010 году и инициатором идеи был наш бывший глава Виктор Котов. Он, русский по национальности, очень хотел видеть белорусскоязычный проект на телевидении. Именно тогда над пятиминутной программой начал работать как автор Святослав Крупенько — педагог, писатель, поэт, языковед. Сначала это были небольшие зарисовки на какую-то определенную тему — например, приветствие или прощание по-белорусски. Потом программа получила развитие и в ней появилась рубрика «Магия языка».

— И в это же время вы, Елена, стали не только редактором программы, но и ее ведущей...

— Да. Мне интересно было в этой новой рубрике объяснять фразеологические обороты. Знаете, люди, которые даже более-менее хорошо говорят по-белорусски, редко употребляют фразеологизмы. Между прочим, к этой мысли меня подтолкнули мои подруги. Они просили помочь сделать домашние задания по белорусскому языку своим детям. Оказывается, только небольшой круг людей знает, что означают те или иные устойчивые словосочетания, присущие нашей речи. И далеко не у каждого есть фразеологический словарь. А слова эти очень интересные и красивые, и жаль, что их так мало знают. Например: збіць з панталыку (сбить с толку), цыркаць па кропельцы (в час по чайной ложке), абое рабое (два сапога пара), асёл маляваны (олух царя небесного)... Так мы начали развивать рубрику и объяснять, что такое, например, «дзе камар козы пасе» (куда ворон костей не заносил) или «была ў сабакі хата» (1. О бедном, неимущем человеке. Об отсутствии чего-либо у кого-либо. 2. О чем-то невыполнимом — когда рак на горе свиснет)...

— Но и этого вам показалось мало...

— Постепенно программа приобрела три части: мы объясняли лексические и грамматические особенности белорусского языка, фразеологизмы, а потом ввели рубрику «Родные образы». В ней говорили о хозяйственных предметах, которыми пользовались белорусы, их одежде и так далее. Брали предмет, вышедший из употребления, показывали его и объясняли, для чего эта вещь служила нашим предкам. В таком виде программа прожила еще два года, а потом идея понравилась 3-му белорусскому телеканалу.

— Но не все же осталось так, как было...

— В конце концов оставили только название, а концепцию изменили принципиально. Теперь это будет телевикторина для тех, кто, возможно, изучал язык в школе, но не пользуется им в жизни. Игроки — не знатоки белорусского языка. Пусть они пока знают ограниченное количество слов, но хотят обогатить словарный запас и заинтересовать остальных. Мне часто говорят: «Хочу говорить по-белорусски, но не с кем, а еще боюсь ошибиться». Так в нашей студии не стыдно будет говорить и ошибаться. Где-то же надо начинать! Оценки ставить не будем — будем только начислять количество баллов (как во время любой игры).

— Сколько конкурсов в телевикторине?

— Всего их будет пять. Мы вместе будем искать правильные слова, ответы сначала на легкие, а потом и на более сложные вопросы. Первые два конкурса — разминочные, на скорость, а три последних — творческие, в них предстоит поразмышлять. Надеюсь, мы вместе будем искать возможность и вспомнить то, что есть в глубине подсознания каждого белоруса. Надо будет перевести слово, словосочетание и предложение, вспомнить смысл редко употребляемого белорусского слова — для этого в качестве подсказок будут даны три варианта ответов, один из которых правильный. Самое сложное, как всегда, — в конце. Объяснить смысл фразеологизмов, привести пример их использования и назвать белорусское или русское выражение-синоним. Для тех, кто имеет опыт в литературе, — цитата из известного белорусского произведения (поэмы, стихотворения или песни), которую нужно продолжить. А если игроки назовут автора и название — получат дополнительные баллы.

— У такой программы должен быть эксперт...

— И он есть. Поэт, член Союза писателей Беларуси Святослав Крупенько выступает в качестве эксперта программы. Он же будет не только наблюдать за ходом игры, но и решать спорные вопросы, концентрировать внимание участников на интересных особенностях использования белорусских слов.

— Кто может стать участником программы «Разговариваем по-белорусски»?

— Практически каждый желающий. Для того, чтобы попасть на программу в качестве участника, нужно зайти на наш сайт http://tvrgomel.by или сайт канала Беларусь-3 http://3belarus.by и через баннер «Говорим по-белорусски» заполнить заявку на участие команды из трех человек, а также пройти отборочный тур — ответить на семь вопросов. Много людей уже выразили заинтересованность, но мы приглашаем всех. В течение 30 минут вам обеспечено не только интересное соревнование в знании белорусского языка, но и много новых впечатлений.

Ирина Асташкевич, 5 сентября 2014 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/09/51814.html

www.bel-jurist.com

Викторина "Что мы знаем о Беларуси"

1 задание

1. Как правильно называется государство, в котором мы живем?

2. Они являются: Президентом Республики Беларусь-…; министром иностранных -…; министром образования-….

3. Этой национальности 77 процентов жителей Беларуси

4. Этот город – второй по величине в Беларуси

5. Этот международный фестиваль искусств ежегодно проходит в Витебске .

6. Этот народный поэт написал поэму «Новая зямля».

7. Эта река протекает в Гомеле

8. Он возглавил восстание 1863 года на Беларуси

9. Сколько областей входит в состав нашей республики

10. Этот хищник – на гербе Гомеля

11. Этот самый северный областной центр Беларуси

12. Таким был государственный флаг Беларуси в 1994 году

13. До революции Гомель некоторое время входил в состав Минской или Могилёвской губернии?

14. Гусовский написал «Песню про зубра» или «Песню про бусла»?

15. Так называется спортивный комплекс под Минском

16. Эта страна - восточный сосед Беларуси.

2 задание

1. Это полезное ископаемое добывают в районе Речицы.

2. Столько морей омывает Беларусь.

3. В этом году Беларусь полностью освободилась от фашистов

4. Как белорусы называют праздник Рождества.

5. Эти телевизоры выпускаются в Минске.

6. В этом городе находится Белорусский металлургический завод.

7. Лазарь Богша изготовил эту церковную драгоценность.

8. Имя этого авиаконструктора носит технический университет в Гомеле.

9. Это белорусское название праздника летнего солнцестояния.

10. Так называли полоцкого князя Всеслава.

11. Витебские телевизоры называются

12. Это реактивное оружие было впервые применено в 1941г. под Оршей.

13. Эти трактора пропагандируют нашу страну во всем мире.

14. Эта полоцкая княжна пыталась убить своего мужа - князя Владимира.

3 задание

Ведущий: Продолжите пословицу:

Ваўкоў баяцца ...

Век жыві...

З ваўкамі жыць...

Не имей сто рублеу, …

Адклад не идзе …

Слова не варабей, …

4 задание

заместитель -

приятель -

чашка -

топор -

роза -

ковер –

5 задание

1. Как в старину называли Белоруссию?

2. Перечислите области в нашем государстве.

3. Какой злак присутствует в гербе Беларуси?

4. Что расположено в гербе Беларуси над словами Республика Беларусь?

5. Из каких цветов составлен государственный флаг Беларуси?

6. Что расположено слева на флаге?

7. Какими словами начинается гимн Беларуси?

8. Какими словами заканчивается припев государственного гимна Беларуси?

9. От каких трех племен пошли белорусы?

10. Вдоль какой реки поселилось племя Дреговичей?

11. С каким количеством стран граничит наше государство?

12. Перечислите эти государства, границы которых примыкают к нашим.

13. Какова приблизительная численность нашего государства?

14. Где проживает большая часть белорусского населения?

15. Сколько главных рек протекает в Беларуси?

16. Перечислите их.

17. Самая главная площадь в столице нашего государства?

18. Назовите самых известных вам белорусских поэтов?

19. Как называются день, когда в нашей стране чтят память предков?

20. Как называлась первая печатная книга, выпущенная Франциском Скориной?

21. Как в старину называли кукольный театр?

22. Как называется свод основных законов государства?

23. Крепость, которая самой первой приняла на себя удар великой отечественной войны?

24. Когда наша страна отмечает день Независимости Беларуси?

6. В этом городе находится Белорусский металлургический завод. (Жлобин)

7. Лазарь Богша изготовил эту церковную драгоценность. (Крест Ефросиньи Полоцкой.)

8. Имя этого авиаконструктора носит технический университет в Гомеле. (Сухой)

9. Это белорусское название праздника летнего солнцестояния. (Купала)

10. Так называли полоцкого князя Всеслава. (Чародей)

11. Витебские телевизоры называются ...(Витязь)

12. Это реактивное оружие было впервые применено в 1941г. под Оршей. («Катюши»)

13. Эти трактора пропагандируют нашу страну во всем мире. (Беларусь)

14. Эта полоцкая княжна пыталась убить своего мужа - князя Владимира. (Рогнеда)

3 задание

Ведущий: Продолжите пословицу:

Ваўкоў баяцца ... ( у лес не хадзіць).

Век жыві... ( век вучыся).

З ваўкамі жыць... ( па-воўчы выць).

Не имей сто рублеу, … (а имей сто сяброу)

Адклад не идзе … (у лад)

Слова не варабей, … (выляциць не зловиш)

4 задание

заместитель - намеснiк

приятель - сябра

чашка - кубак

топор - сякера

роза - ружа

5 задание

1. Как в старину называли Белоруссию? (Белая Русь)

2. Перечислите области в нашем государстве. (Гродненская, Витебская, Брестская, Минская, Могилевская, Гомельская)

3. Какой злак присутствует в гербе Беларуси? (Пшеница)

4. Что расположено в гербе Беларуси над словами Республика Беларусь?

(Часть глобуса или земного шара)

5. Из каких цветов составлен государственный флаг Беларуси? (Красный и зеленый)

6. Что расположено слева на флаге? (Национальный фрагмент вышивки или рисунка)

7. Какими словами начинается гимн Беларуси? (Мы, беларусы,- мiрныя людзi)

8. Какими словами заканчивается припев государственного гимна Беларуси? (Вечна жывi i квiтней, Беларусь!)

9. От каких трех племен пошли белорусы? (Кривичи, дреговичи, радимичи)

10. Вдоль какой реки поселилось племя Дреговичей? (Днепр)

11. С каким количеством стран граничит наше государство? (5)

12. Перечислите эти государства, границы которых примыкают к нашим.

(Россия, Литва, Латвия, Польша, Украина)

13. Какова приблизительная численность нашего государства? (Около 10 миллионов человек)

14. Где проживает большая часть белорусского населения? (В городах)

15. Сколько главных рек протекает в Беларуси? (4)

16. Перечислите их. (Неман, Западная Двина, Днепр и Припять)

17. Самая главная площадь в столице нашего государства? (Площадь Победы)

18. Назовите самых известных вам белорусских поэтов? (Адам Мицкевич, Якуб Колас, Янка Купала и так далее)

19. Как называются день, когда в нашей стране чтят память предков? (Радуница)

20. Как называлась первая печатная книга, выпущенная Франциском Скориной? (Библия)

21. Как в старину называли кукольный театр? (Батлейка)

22. Как называется свод основных законов государства? (Конституция)

23. Крепость, которая самой первой приняла на себя удар великой отечественной войны? (Брестская крепость)

24. Когда наша страна отмечает день Независимости Беларуси? (3 июля)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *