Воспитание осознанного отношения к выполнению моральных норм у детей – Материал на тему: ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ | скачать бесплатно

Содержание

Моральное воспитание. Задачи, принципы и методы морального воспитания детей дошкольного возраста

Моральное развитие личности представляет собой процесс  усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.

В соответствии с этим положением и проводились исследования психологов, где в качестве главного условия и источника этического развития ребенка постулировалось усвоение и присвоение (т.е. превращение в свои) моральных норм.

Норма — эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное — побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и пр. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному решению.

Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым он может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.

Среди основных задач морального воспитания отмечаются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия.

Моральное воспитание должно быть основано на следующих основных педагогических принципах.

Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития детей, стимулирующий их включение в опыт поведения.

Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и детей как основной принцип всей воспитательной политики

. Он выступает побудительной основой самоопределения детей, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у детей самостоятельного, не догматичного мышления.

Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Основным методом формирования социальных чувств и эмоций ребенка является осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Через чтение соответствующих рассказов и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам внимание ребенка привлекается к эмоциональному состоянию других людей. Раскрывая перед детьми внутренний мир взрослых или сверстников, педагог формирует у ребенка очень важное с социальной точки зрения нравственное миропонимание. Оно выражается в возможности ребенка понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Таким образом, с помощью понимания художественных произведений ребенок должен научиться сопереживать другим людям и правильно оценивать их (а значит, и свои) поступки.

Возможным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок является обучение детей решать социально-нравственные, смысловые задачи. Например, в игре-драматизации или с помощью кукол дети должны решить какую-либо конфликтную или проблемную ситуацию, распределить привлекательные игрушки или сладости, когда на всех явно не хватает, или выбрать, кому достанется привлекательная роль в игре, или помочь слабому и неумелому и т.п. Создание проблемных ситуаций в жизни или в форме задач есть та особая сфера жизни и деятельности детей, которая при соответствующем руководстве взрослого формирует способность понимать нравственные аспекты поведения и совершать положительные поступки.

Поскольку дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах, восприятие детьми художественных произведений становится важным методом воспитания чувств. При восприятии литературного произведения происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации. Дети видят состояние другого, сопереживают ему, ставят себя на его место, проигрывают полюбившиеся сказки в своих играх. Все это создает условия для развития у ребенка способности к сопереживанию, к переносу своего восприятия на жизненные ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути. При выполнении этих условий не только обогащаются представления ребенка о нравственных нормах отношений между людьми, но и актуализируется его потребность в проявлении гуманных чувств, отвечающих этим нормам.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

1. Воспитание нравственных привычек;

2. Пример взрослого или других детей;

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности;

5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.

students-library.com

Моральное развитие дошкольников

Сущность морального развития состоит в усвоении нравственных норм и правил, становлении моральных эмоций, регулирующих поведение, таких как стыд, совесть, чувство вины и эмпатия. Эти психические системы формируются в дошкольном детстве под влиянием взрослых, через преемственность поколений, воспитательную систему и опыт межличностных отношений. Упражнение в социальных ролях, познание мира взрослых в его социальном значении является основным содержанием дошкольного возраста.

Значение морального развития в детстве трудно переоценить. А система дошкольного образования как важный институт социализации детей ответственна и за моральное развитие личности. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения, и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Акцент в развитии ставится на активные, целенаправленные действия детей. Моральное развитие осуществляется на основе деятельностного включения детей в выполнение моральных действий. В результате такой активности формируются не только знания, умения и навыки в области нравственности, но и предпосылки моральной компетентности личности, возрастные достижения в присвоении нравственной позиции.

Такой подход обеспечивает преемственность систем дошкольного и начального школьного образования в направлении формирования универсальных учебных действий. Нравственные представления, как компонент личностной компетентности, формируются в процессе активной познавательной, исследовательской деятельности самих детей, в ходе осознанного осуществления моральных выборов и децентрации.

Готовность ребенка к школе, к переходу из дошкольной системы образования в школьную основывается на личностной готовности к школе, как готовности сотрудничать, готовности соблюдать правила социального взаимодействия, способности ориентироваться на другого, принять позицию другого. Личностная готовность к школе включает овладение обобщенными социальными эталонами поведения, формирование элементарных нравственных понятий, эмоциональную зрелость, развитие высших чувств, нравственных переживаний.

Предпосылками морального развития выступают потребность ребенка в общении со взрослым, стремление привлечь его внимание. Взрослый, в свою очередь, поощряет одни действия ребенка, а за другие «журит» его. Уже на первом году жизни ребенка взрослый включает в общение требования и запреты – «можно» и «нельзя», подкрепляя их выразительными средствами. Из спонтанных реакций ребенка выделяются социально одобряемые образцы поведения, которые взрослый фиксирует в сознании малыша. На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы просоциального поведения: «Скажи тете спасибо» – и ребенок благодарно качает головой.

В раннем возрасте, по прежнему, еще нет регуляции своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Ребенок не столько понимает нравственный смысл требований взрослого, сколько стремится сохранить с ним хорошие отношения.

Важным моментом социального развития ребенка является появление нового регулятора: «надо». Начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. От ребенка требуется бережное обращение с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение социальных норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Понимание правила и нормы в этом возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий соблюдения правил (дал другому ребенку игрушку – он поделился с тобой; шумел – разбудил бабушку). Общее развитие ребенка в раннем возрасте основано на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития. Поэтому особенно важным является пример окружающих.

В целом, для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Взрослый побуждает малыша к совершению хороших поступков, эмоционально задает отношение к различным действиям (ударил мальчика – плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его). Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты. Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту, на который направлено нравственное действие.

К концу раннего возраста, если взрослый задает эмоциональные образцы поведения, правильно оценивает действия ребенка, стимулирует положительные поступки, мотивирует свои требования, у ребенка могут формироваться такие нравственные качества как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. Принято считать, что ни моральной деятельности, ни нарушений моральных норм в раннем детстве еще нет. Норму нельзя считать нарушенной, если она сознательно еще не выделяется, не становится интериоризированным, внутренним критерием. Исследования раннего возраста показывают, что период начала обучения социальному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности.

Основным содержанием дошкольного возраста является моделирование и присвоение социальных взаимоотношений, социальных ролей. Дошкольник постигает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть осваивает нормы поведения. Дошкольный возраст является периодом интенсивного усвоения моральных норм и развития моральных эмоций: сопереживания сверстнику, правдивости, симпатии, дружбы и чувства справедливости.

В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Но добавляются такие источники моральных норм как художественная литература, правила игры, сверстники. У старшего дошкольника формируются некоторые образцы эталоны, с которыми он соотносит свое поведение. Первоначально контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем последовательно формируется нравственная самооценка. Обращаясь к взрослому с «жалобой» на другого ребенка, дошкольник хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило, примеривает ситуацию нарушения нормы другим ребенком к собственному пониманию правила. Оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, он проверяет верность своего поведения. Иными словами, дошкольник становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия. Формируются внутренние регуляторы поведения.

Влияние взрослого на ребенка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают личностный смысл. Важная особенность действий по предоставленному образцу состоит в том, что роль подкрепления выполняет не тот или иной раздражитель, а само совпадение действия с представлением заданного образца. Благодаря этому подражание приобретает новую функцию: формирование личного просоциального действия.

Развитие активности, наполненной иным, по сравнению с самим подражанием, смыслом, формирует потребности к употреблению новых способностей. Первоначально такой смысл формируется в игровой направленности подражаний, ребенок дошкольного возраста ориентируется на эмоциональный контакт со взрослым в игре. Нормы морали в игровой деятельности присваиваются и становятся регуляторами не только игровых отношений, но и реального поведения детей. В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения.

Когда ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется моральная мотивация поведения. Нравственность «интериоризируется». Парадокс нравственного развития заключается в том, что по мере того, как интересы субъекта поворачиваются все больше от внешней направленности к внутренним ориентирам, местоположение авторитета также меняется от окружающих – к принципам, находящимся внутри.

Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Однако само по себе появление произвольного поведения еще не означает возникновения нравственного поведения. Способность действовать по сознательно принятому намерению является основополагающей для морального поступка. Вместе с тем, произвольность поведения детей позволяет совершать непривлекательные действия ради привлекательной цели. Позже появляется способность выполнять непривлекательные действия ради цели, не имеющей непосредственного, личного значения. Формирование мотива «так надо» (впервые появляющегося еще в раннем детстве) говорит о том, что в сознании индивида проявляется общезначимый характер моральных требований.

Данные исследований позволяют отнести возникновение специфически моральной мотивации к старшему дошкольному возрасту. Старшие дошкольники становятся способны выполнять непривлекательную деятельность, руководствуясь лишь моральными убеждениями. Появление собственно моральной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается и тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувства стыда, тогда как у младших дошкольников чувство стыда за свои поступки появляется лишь тогда, когда их непосредственно пристыдят, и проявляется, как было показано в исследованиях, в отрицательной эмоциональной реакции на осуждение со стороны взрослых.

На разных возрастных этапах личности присуще разное отношение к нормам социального поведения. Дошкольное детство, как период складывания первичных этических инстанций, является возрастом сензитивным не только в отношении присвоения моральных норм, но и ориентировки в содержании проступков, эпизодов нарушения правил. Этот фактор морального развития в дошкольном возрасте позволяет анализировать моральную деятельность с точки зрения максимально развернутой ориентировки, поскольку характер и содержание ориентировки определяют моральное сознание и моральный выбор. Именно нарушение моральных запретов предполагает высокий уровень ориентировки в моральных нормах и санкциях, а также процесс принятия решения в моральном конфликте.

Наиболее высокая социальная готовность к нарушению правил у дошкольников, подростков и в раннем юношеском возрасте. Готовность к нарушению социальных норм снижается в процессе приобретения личностью социальной зрелости. Таким образом, дошкольный возраст требует особого внимания по причине возникновения первых сознательных попыток нарушения моральной нормы. В этот период ребенок впервые открывает для себя привлекательность возможности бесконтрольного совершения запретного действия в ситуациях, скрытых от взрослого.

Оптимальным вариантом пробующего поведения нарушения моральных норм также является игра, где дошкольник получает возможность без социальных последствий в соответствии с принятой ролью нарушить норму, прочувствовать эффект нарушения, получить обратную связь от партнеров по игре и отрегулировать ситуацию.

Широкий круг классических и современных психологических исследований показывает, что игра является деятельностью, в рамках которой формируются в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений.

Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нормами состоит в том, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интериоризации нравственных отношений.

psyera.ru

О нравственных ценностях у детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — особенно ответственный период усвоения нравственных норм, когда сформированные на более ранних возрастных ступенях нравственные представления важно обогатить новым социальным задержанием.

Решение этой педагогической задачи связано с выполнением заказа общества — формированием у будущих школьников готовности к учебному труду и более сложным отношениям в коллективе. Усвоение детьми нравственных норм успешно происходит в условиях формирования коллектива под руководством воспитателя. Этот процесс осуществляется в разнообразных видах деятельности, при педагогически целесообразной организации нравственных отношений детей. В ряде исследований представлены показатели активного отношения старших дошкольников к выполнению правил коллективной деятельности: ответственность, умение оказывать помощь, справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Отмечается, что поведение детей, соответствующее нравственным нормам, является необходимым условием для формирования ориентации на коллективные взаимоотношения.

Ценностная природа реализации нравственных норм определяет требования к их использованию в процессе воспитания. Исследования Ю.П.Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.АЛеонтьева, Ж.Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к у формированию “личностного смысла” их выполнения (А.Н.Леонтьев).

Главной особенностью усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста является ведущая роль взрослого в этом процессе.

С одной стороны, взрослый выступает как образец выполнения нравственных норм в широком социальном плане: дети усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе. С другой — педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эньконин, А.А.Люблинская и др.). В дошкольном возрасте нравственные новообразования представлены в виде «внутренних инстанций», которые возникают при наличии нового типа отношений ребенка со взрослым, когда взрослый начинает выступать в качестве образца. В результате стремление ребенка следовать требованиям взрослых, усвоенные нормы приобретают характер некой обобщенной категории, что и является тем новым функциональным образованием, которая возникает в ходе нравственного развития ребенка и становится для него важнейшей моральной инстанцией» (Божович Л.И.).

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с историческими фактами, произведениями искусства, миром природы не только расширяет круг представлений о действительности, но позволяет определить ребенку свое отношение к ним. И многое здесь связано с позицией педагога. Воспринимая нравственные и эстетические суждения педагога, дошкольники в соответствии с ними оценивают события, взаимоотношения людей, их поступки и действия.

Исследования педагогов и психологов (В.А.Горбачева, В.Г.Нечаева, А.М.Виноградова, Т.А.Репина и др.) подтверждают, что сознательно усваиваются только те моральные ценности, которые имеют для детей реальный жизненный смысл и непосредственно связаны с их поведением. Поэтому необходима такая организация детской деятельности, которая имеет целью включение ребенка в практику отношений и поступков, соответствующих предъявляемым ему образцам.

В исследованиях, посвященных формированию нравственного поведения детей, выделяются три наиболее значимых круга вопросов:
  • изучение представлений и оценочных суждений детей о правилах и нормах поведения;
  • изучение реального поведения детей в различной деятельности;
  • изучение мотивировок, которыми дети объясняют свое поведение.

Доказано, что дети-дошкольники могут воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку качеств, поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок художественных произведений.

В практике работы дошкольных учреждений и семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе оцениваются с нравственной стороны. Отношение детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: реальных мотивов поведения, складывающейся направленности личности, умения видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков, опыта нравственных переживаний. От совокупности перечисленных факторов зависит восприятие ребенком нравственных требований и поступков.

Как правило, представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение.

Личный опыт нравственного поведения еще не богат ситуациями, где дети должны решать нравственные вопросы своих поступков и взаимоотношений. Однако такое опережающее развитие нравственных представлений позволяет ребенку иметь ориентир для выбора способа поведения в еще новых для него ситуациях, совершить поступок в конкретной ситуации в соответствии с известными ему нравственными нормами.

Горбатова Е.В.

vscolu.ru

Психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:  Раскрыть психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «моральная норма».
  2. Выявить компоненты механизма формирования моральной нормы.
  3. Выявить критерии нравственного развития старших дошкольников.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. Педагоги и психологи отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В этой связи проблема нравственного воспитания становится весьма актуальной. В тоже время эффективность такой работы во многом обусловлена правильно организованным методическим сопровождением процесса нравственного воспитания дошкольников. К сожалению, как показывает анализ практики работы ряда дошкольных образовательных организаций, в настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания.

Такое положение обосновывает необходимость активизации работы по нравственному воспитанию дошкольников, одним из направлений которого является формирование у детей осознанного отношения к нормам морали.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [20].

Общество всегда волновали вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения, осознанного отношения ребенка к нормам морали.

Все исследователи занимавшиеся проблемами воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец и др.) отмечали, что дошкольный возраст – самоценный период развития детской личности и формирования нормативного поведения [4,7,9]. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознания и чувства, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Встречающиеся на пути становления нравственной личности препятствия приводят к отклонениям в психическом развитии. Тогда дети имеют слабые нравственно-этические знания, несформированность нравственных привычек, невоспитанность нравственных чувств.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы  и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [5,11,23].

По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [19].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [13].

Авторы по проблемам нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, в своих исследованиях доказали, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства [5,11,12].

Анализ исследований А.В. Запорожца, С.А. Козловой, С.Г. Якобсона  позволил установить, что развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки, ориентируется в своем поведении на моральные нормы [9, 11, 22].

В соответствии с темой нашей работы нам представилось необходимым рассмотреть сущность понятия «моральная норма».
В этике моральные  нормы определяются как «нравы», господствующие в обществе людей, отраженные и зафиксированные в общественном, коллективном сознании [10].

В моральной  норме объединяется  теоретическая  и практическая сторона морали, имеет место «взаимодействие должного и сущего, сознания и поведения. Поэтому они являются воплощением морального опыта поколений (Л.А. Архангельский)  и показателем индивидуальной воспитанности отдельных людей [2].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О.С. Богдановой Л.И. Катаевой, С.А. Дудниковой  — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [3,8].

Анализы работ  А.Г. Спиркина, В.С. Мухиной, С.Т. Якобсон и др. позволил установить, что механизм формирования моральной нормы состоит из трех компонентов:

  • информационный компонент  – знание нормы и осознание ее значения;
  • мотивационный компонент – желание выполнять норму;
  • поведенческий компонент – само действие по выполнению нормы, т.е. поступок или несколько поступков [14,18,23].

Только осознанное отношение позволяет человеку адекватно использовать эти нормы в практике поведения в конкретной ситуации [5].

Авторы исследований Р.С. Буре, С.А. Козлова, С.Г. Рочев, С.Г. Якобсон отмечают, что нравственные нормы разнообразны и наиболее значительны среди них те, которые не диктуют конкретных способов поведения, выступают как общие категории, отличаются личностным содержанием. Именно к ним принадлежат нормы, в которых сосредоточена ценность гуманизма. Самым важным критерием нравственного развития ребенка является уровень принятия этих норм, основанный на понимании социальных отношений. Дети старшего дошкольного возраста способны понять, что выполнение нравственных норм необходимо для регулирования отношений между людьми и что нарушение нормы приводит к нарушению прав других людей [5, 11, 18, 22].

Исследователи в области дошкольной педагогики и психологии Р.С. Буре, А.М. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, А.Д. Кошелева считают, что в основе формирования осознанного отношения к нормам морали лежит нравственное сознание [5,6,11,12,15,21].

Развитие нравственного сознания происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков [1].

С.Г. Якобсон утверждает, что одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, по мимо знакомства с нормами морали, формирования у них личного, эмоционального отношения соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрениями и осуждениями противоположных поступков: честности и, наоборот нечестности; правдивости и лживости, и т.д. При этом психологическим условием появления личного отношения к конкретным случаям соблюдения и нарушения моральных норм является подробное описание последствий нарушения норм морали. Как правило, формирование сопереживания тем, по отношению к кому была нарушена моральная норма достигается за счет чтения детям художественной литературы и обсуждения с ними поступков персонажей. [22]

У ребенка старшего дошкольного возраста формируется более гибкое отношение к выполнению правил, он стремиться понять усвоенные правила. В процессе понимания ребенок начинает видеть неоднозначность применения одного и того же правила в различных ситуациях (всегда ли нужно прийти на помощь, всегда ли неправ тот, кто дерется, если жалуешься воспитателю, то это ябедничество). В этот момент, задача педагога создать такие условия, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Очень важно, чтобы правило, норма не были  догмой. Для детей они должны выступать как необходимое, осознанно принимаемое условие.

По этому вопросу чрезвычайно интересна точка зрения Н. Н. Поддьякова о социальном экспериментировании детей: «При усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, мо­ральных явлениях». Именно, экспериментирование придает процес­су усвоения правил и норм осознанный, творческий  характер [17].

Для успешного усвоения социально-нравственных норм в старшем дошкольном возрасте необходима организация практики поведения. Педагог подбирает упражнения, осуществляет совместную деятельность, в которой приобретаемые правила при соответствующих условиях превращаются в норму поведения каждого ребенка и всей группы.

С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Р.С.Буре указывали на то, что необходимым условием осознанного отношения и успешного усвоения моральных норм в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения.

Большое значение правилам придавал Ж.Пиаже: «Мораль - это система правил, усвоение  которых и есть нравственность» [16].

На основе целесообразного отбора средств, методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника, будет формироваться осознанное отношение детей к нормам морали.

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволил выявить, что проблема нравственного воспитания старших дошкольников с позиции педагогов и психологов состоит в формировании у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств.

Литература.

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности / Л.М. Аболин, Х.Х. Валихметов. – Казань: Изд-во «Карпол», 2002. – 230 с.
  2. Архангельский, Л.М. Природа нравственных норм и диалектика их развития. – Вопросы философии/ Л.М. Архангельский. – М., 1978.- С.72-80
  3. Богданова, О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Воронеж, 1997. – 349 с.
  5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников  / Р.С. Буре.  – М.: Мозаика-синтез, 2011
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под. ред. А.М Виноградовой – М.: Просвещение, 2008  - 215с.
  7.  Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.4. Педология подростка: Проблема возраста / Л.С. Выготский  – М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
  8.  Дудникова, С. А. Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Дудникова // Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2006.
  9. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника  под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8.
  10. История этических учений / под  ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гердарики, 2003. – 911 с.
  11. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова  // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27        
  12. Маркова, В. Т. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В.Т. Маркова  // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110
  13. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет / И.Ф. Мулько — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с
  14.  Мухина, В. С. Предисловие / В.С. Мухина // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности  МГПИ. - М., 1985. - С.4-7
  15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / под ред. В. Г. Нечаевой.- М.: Просвещение, 2006 – 272 с.
  16. Пиаже Жан  Моральное суждение у ребенка  /  Пиаже Жан - М.: Академический проект, 2009.
  17. Поддьяков, Н.Н. “Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет” / Н.Н. Поддьяков  -  СПБ.  РЕЧЬ, 2010. – 86 с.
  18.  Рочев, С. Г. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм: автореф. дис. … канд. пед. наук. / С.Г. Рочев – М.: МГПИ, 2005. – 12 с.
  19. Сухова,Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь справочник): учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.И.Сухова, Н.Ю. Зубенко – М.: Экон-информ, 2012. – 309 с.
  20. ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012.
  21.  Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада  / под ред. А.Д.  Кошелевой. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
  22.  Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.
  23.  Якобсон, С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. - М.: Наука, 2007. 108 с.

24.10.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

основные этапы и советы родителям – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *