Хокку как сочинять – Как сочинить хокку 🚩 Литература

Содержание

Правила составления и примеры хокку :: SYL.ru

Япония – это страна с очень своеобразной культурой. Формированию ее в значительной мере поспособствовали особенности географического положения и геологические факторы. Японцы смогли обжить долины и побережье, однако постоянно страдают от тайфунов, землетрясений, цунами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что их национальное сознание обожествляет природные силы, а поэтическая мысль стремится проникнуть в самую суть вещей. Это желание воплощается в лаконичных формах искусства.

Особенности японской поэзии

Прежде чем рассматривать примеры хокку, необходимо обратить внимание на особенности искусства Страны восходящего солнца. Лаконичность эта выражается по-разному. Она свойственна и японскому саду с его незаполненным пространством, и оригами, и произведениям живописи и поэзии. Главные принципы в искусстве Страны восходящего солнца – это естественность, недосказанность, а также минимализм.

В японском слова не рифмуются. Поэтому в данном языке не могла сложиться привычная для отечественного обывателя поэзия. Однако Страна восходящего солнца подарила миру не менее прекрасные произведения под названием хокку. В них сокрыта мудрость восточного народа, его непревзойденное умение познавать посредством природных явлений смысл бытия и сущность самого человека.

Хокку – поэтическое искусство Страны восходящего солнца

Бережное отношение японцев к своему прошлому, к наследию древности, а также строгое соблюдение правил и норм стихосложения превратило хокку в подлинный вид искусства. В Японии хокку является отдельным типом мастерства – например, как искусство каллиграфии. Свою подлинную емкость оно обрело в конце XVII века. На непревзойденную высоту сумел его поднять известный японский поэт Мацуо Басе.

Человек, который изображается в стихотворении, всегда находится на фоне природы. Хокку призвано передавать и показывать явления, но не называть их прямо. Эти коротенькие стихи иногда называют «картинами природы» в поэтическом искусстве. Неслучайно к хокку создавались и художественные полотна.

Размер

Немало читателей задаются вопросом о том, как написать хокку. Примеры этих стихотворений показывают: хокку – это коротенькое произведение, которое состоит всего лишь из трех строк. При этом первая строка должна содержать в себе пять слогов, вторая – семь, третья – также пять. В течение столетий хокку были основной поэтической формой. Краткость, смысловая емкость и обязательное обращение к природе – вот основные характеристики данного жанра. В действительности, правил сложения хокку намного больше. Сложно поверить, но в Японии искусству составления таких миниатюр обучались десятилетиями. И к этим занятиям также добавлялись уроки живописи.

Японцы также понимают хокку как произведение, состоящее из трех фраз по 5, 7, 5 слогов. Различие в восприятии этих стихотворений разными народами заключается в том, что на других языках обычно они записываются в три строки. По-японски же они пишутся в одну строку. А раньше их можно было увидеть и написанными сверху вниз.

Стихотворения хокку: примеры для детей

Нередко школьники получают на дом задание выучить или составить хокку. Эти короткие стихотворения легко читать и быстро запомнить. Это демонстрирует следующий пример хокку (2 класс – слишком раннее время, чтобы проходить японскую поэзию, однако в случае необходимости школьники могут обратиться к данному трехстишию):

Солнце заходит,
И паутинки тоже
В сумраке тают…

Автор этого лаконичного стихотворения – Басе. Несмотря на емкость трехстишия, читатель должен подключить воображение и частично принять участие в творческой работе японского поэта. Следующее хокку также написано Басе. В нем поэт изображает беззаботную жизнь маленькой птички:

В лугах привольных
Заливается песней жаворонок
Без трудов и забот…

Киго

Многие читатели задаются вопросом о том, как написать хокку на русском. Примеры данных трехстиший показывают, что одной из основных особенностей данного жанра поэзии является соотнесение внутреннего состояния человека с временем года. Это правило также можно использовать в сочинении собственных хокку. В правилах классического стихосложения обязательным было употребление особого «сезонного» слова – киго. Оно представляет собой слово или фразу, которое указывает на время года, описываемое в стихотворении.

Например, слово «снег» будет указывать на зиму. Фраза «Луна в дымке» может указывать на наступление весны. Упоминание о сакуре (японской вишне) будет также указывать на весну. Слово кинге – «золотые рыбки» – будет свидетельствовать о том, что поэт изображает в своем стихотворении лето. Этот обычай использования киго пришел в жанр хокку из других форм. Однако эти слова также помогают поэту выбрать лаконичные слова, придают смыслу произведения еще большую глубину.

Следующий пример хокку расскажет о лете:

Солнце сияет.
Птицы притихли в полдень.
Лето настало.

А прочитав следующее японское трехстишие, можно понять, что описываемым временем года является весна:

Вишня цветет.
Дали окутал туман.
Рассвет наступил.

Две части в трехстишии

Еще одной характерной особенностью хокку является использование «режущего слова», или кирэдзи. Для этого японские поэты использовали различные слова – например, я, кана, кэри. Однако они не переводятся на русский язык, поскольку имеют очень расплывчатое значение. По сути, они представляют собой некую смысловую отметку, которая делит трехстишие на две части. При переводе на другие языки обычно вместо кирэдзи ставится тире или же восклицательный знак.

Отступление от общепринятой нормы

Всегда находятся такие художники или поэты, которые стремятся нарушить общепринятые, классические правила. То же самое касается и написания хокку. Если стандарт написания этих трехстиший предполагает структуру 5-7-5, использование «режущих» и «сезонных» слов, то во все времена находились новаторы, которые в своем творчестве стремились игнорировать эти предписания. Есть мнение, что хокку, в которых нет сезонного слова, следует относить к группе сэнрю – юмористических трехстиший. Однако подобная категоризация не учитывает существования муки – хокку, в которых нет указания на сезон, и которые для раскрытия своего смысла в нем попросту не нуждается.

Хокку без сезонного слова

Рассмотрим пример хокку, который можно отнести к данной группе:

Кошка гуляет
По улице города,
Окна открыты.

Здесь указание на то, в какое именно время года животное ушло из дома, неважно – читатель может наблюдать картину ухода кошки из дому, дорисовывая в своем воображении полную картину. Может быть, дома что-то произошло, что хозяева не обратили внимания на открытое окно, и кошка, проскользнув в него, отправилась на долгую прогулку. Может, хозяйка дома с беспокойством ожидает, когда вернется ее четвероногая любимица. В данном примере хокку для описания чувств не обязательно указание времени года.

Всегда ли есть в японских трехстишиях скрытый смысл?

Рассматривая различные примеры хокку, можно увидеть всю простоту этих трехстиший. Во многих из них отсутствует скрытый смысл. Они описывают обычные явления природы, воспринимаемые поэтом. В следующем примере хокку на русском, автором которого является известный японский поэт Мацуо Басе, описывается картина природы:

На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.

Этим хокку отличаются от западной поэтической традиции. Во многих из них нет никакого скрытого смысла, они отражают собой истинные принципы дзэн-буддизма. На Западе принято всякую вещь наполнять скрытой символикой. В следующем примере хокку о природе, также написанным Басе, этого смысла не найти:

Иду по тропинке на гору.
О! Как чудесно!
Фиалка!

Общее и частное в хокку

Известно, что японскому народу свойственен культ природы. В Стране восходящего солнца к окружающему миру относятся совершенно по-особому – для ее жителей природа представляет собой отдельный одухотворенный мир. В хокку проявляется мотив всеобщей связи вещей. Конкретные вещи, которые описываются в трехстишиях, всегда связаны с общим круговоротом, они становятся частью череды бесконечных изменений. Даже четыре времени года японские поэты подразделяют на менее длительные подсезоны.

Первая капля
С неба упала на руку.
Приблизилась осень.

Советы по написанию

Джеймс Хэкет, который был одним из самых влиятельных западных сочинителей хокку, считал: в данных трехстишиях передаются ощущения такими, «какие они есть». А именно это и свойственно поэзии Басе, в которой показана непосредственность текущего момента. Хэкет дает следующие советы, следуя которым, можно написать собственное хокку:

  • Источником стихотворения должна быть сама жизнь. В них можно и нужно описывать ежедневные события, которые на первый взгляд кажутся обычными.
  • При составлении хокку следует созерцать природу в непосредственной близости.
  • Необходимо отождествлять самого себя с тем, что описывается в трехстишии.
  • Размышлять всегда лучше в одиночестве.
  • Лучше использовать простой язык.
  • Желательно упомянуть время года.
  • Хокку должны быть простыми, ясными.

Хэкет говорил также о том, что всякому, кто хочет создавать красивые хокку, следует помнить о словах Басе: «Хокку – это палец, который указывает на Луну». Если этот палец будет украшен кольцами, то внимание зрителей будет приковано к этим драгоценностям, а не к небесному светилу. Пальцу не нужны никакие украшения. Иными словами, различные рифмы, метафоры, сравнения и другие литературные приемы лишние в хокку.

www.syl.ru

Давайте сочинять Хокку!

Ромашка . Просьба к тем, кто хорошо знаком с этим жанром, пожалуйста, подправьте под стандарт ПРАВИЛ.
А на ум пришли первые строки хокку:

Поэзия прекрасна
Беру лопату и сажаю кактусы
Аромат цветов возносит душу в рай

И первое занятие «проведет» Джеймс В. Хэкет (род. в 1929; ученик и друг Блайса, самый влиятельный западный хайдзин, отстаивающий «Дзен-хайку» и «хайку настоящего момента». Согласно Хэкету, хайку — это интуитивное ощущение «вещей как они есть», а это, в свою очередь, соответствует манере Басё, который ввёл, как важное, значение непосредственности настоящего момента в хайку. Для Хэкета хайку — то, что он назвал «путь живого осознания» и «ценность каждого момента жизни»).

Двадцать (ставших уже знаменитыми) предложений Хэкета, как писать хайку
(перевод с английского Olga Hooper):

1. Источник хайку — жизнь.

2. Обычные, ежедневные события.

3. Созерцай природу в непосредственной близости.

Конечно, не только природу. Но хайку — это прежде всего природа, природный мир вокруг нас, а уж потом — мы в этом мире. Потому так и сказано, «природу». А человеческие чувства будут видны и ощутимы именно через показ жизни мира природы.

4. Отождествляй себя с тем, о чём пишешь.

5. Размышляй в одиночестве.

6. Изображай природу как она есть.

7. Не стремись всегда писать на 5-7-5.

Правило 17 слогов нарушал даже Басе. Во-вторых, японский слог и русский слог абсолютно разные по содержанию и длительности. Посему, при написании (не на японском) или переводе хайку формула 5-7-5 может быть нарушена. Количество строк тоже необязательно 3. Может быть 2 или 1. Главное не количество слогов или строф, а ДУХ ХАЙКУ — который достигается правильным построением образов.

8. Пиши в три строки.

9. Пользуйся обычным языком.

10. Предполагай.

Предполагай — значит не высказывай полностью и до конца, а оставляй что-то для дальнейшего построения (читателем). Поскольку хайку такие короткие, в них невозможно нарисовать картину во всех деталях, а можно дать как бы главные детали, а остальное читатель может сам предположить, исходя из данного. Можно сказать, что в хайку только внешние черты предметов нарисованы, только самые важные (на этот момент) характеристики вещи/явления указаны — а остальное читатели дополняют в своём воображении сами… Поэтому, кстати, хайку нужен подготовленный читатель

11. Упоминай время года.

12. Хайку интуитивны.

13. Не упусти юмор.

14. Рифма отвлекает.

15. Жизнь во всей полноте.

16. Ясность.

17. Читай своё хайку вслух.

18. Упрощай!

19. Дай хайку отлежаться.

20. Помни предостережение Блайса о том, что «хайку — это палец, указывающий на луну».

По воспоминаниям учеников Басё, он как-то высказал такое сравнение: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестят куча украшений, то внимание зрителя будет отвлекаться на эти украшения. Чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения ему не нужны, т.к. без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, в которую палец указывает.
Вот об этом Хэкет и напоминает: в хайку не нужны никакие украшательства в виде рифмы, метафор, одушевления природных вещей и явлений, сравнений их с чем-то в человеческих отношениях, комментариев или оценок автора, и пр. подобных «перстней на пальце, указывающем на луну». Палец должен быть «чистым», так сказать. Хайку — это чистая поэзия.

Пишите хайку! И Ваша жизнь станет ярче!

chagnavstretchy.mirtesen.ru

Как правильно:Сочинять хокку | Абсурдопедия

Коннити:ва:, мой маленький японолюб-кун (или моя маленькая японолюбка-тян)! О-гэнки дэс ка?

Панцирь священной черепахи открыл мне: если вы читаете эти строки, то вы выпили достаточно сакэ, вырастили достаточно бонсая, совершили достаточно чайных церемоний и составили достаточно икэбаны, чтобы культура Страны Восходящего Солнца пропитала ваш живот[1] до последнего аппендикса. А раз так— она, несомненно, теперь настоятельно требует выхода, дэсу. Выход один— харакири. И этот выход давно найден благородными самураями и примкнувшими к ним утончёнными гейшами.

Обычно благородные самураи и утончённые гейши, чтобы дать выход эмоциям, занимаются яоем и хентаем созерцают цветение сакуры и рисуют иероглифы на рисовой бумаге. Но вдруг сакура в ваших краях не растёт, иероглифов вы не знаете, а рисовую бумагу не завезли в магазин «Канцтовары»? Масака! Выход один— харакири. Что ж, есть ещё один истинно японский способ выразить свои возвышенные чувства. Это— сочинение хокку.

Просто скажите себе: Дэкимас! И— банзай, да помогут вам пресветлая Аматэрасу и это руководство! И да— не забывайте называть меня сэнсэй.

    Са: хадзимэмасе:, или Давайте начнём! Править

    Подготовка Править

    Каноничное одеяние для написания хокку

    Ещё более каноничное одеяние для написания хокку

    А это — не годится…

    Великий японский поэт Васаби Тирамису в рабочей одежде несёт возмездие во имя Луны готовится приступить к написанию хокку

    К написанию хокку необходимо тщательно подготовиться. Прежде всего следует прийти в созерцательное настроение. Отложите на время все дела. Сделайте одно-два харакири. Поешьте фугу. Поймайте и убейте несколько покемонов. Посмотрите 100—200 серий аниме без перевода. Наденьте кимоно или сэйлор-фуку.

    Прекрасно! Катадзикэнай! Теперь вы готовы к таинству хоккусложения.

    Хокку по-русски Править

    Росиаго-га дэкимас ка? В смысле— вы владеете русским языком? И больше никаким? Что за бака-гайдзин… э, я хотел сказать— ничего страшного! Искусство хокку столь совершенно, что доступно даже таким варварам как вы и русскоязычным. Вообще, писать хокку можно на любом языке (а с 1942 года — даже по-немецки). Главное— неукоснительно следуйте тому до:, который укажет вам ваш сэнсэй, то есть я.

    Казалось бы, вы и так уже щеголяете в сэйлор-фуку— какая ещё форма нужна? Но форма требуется не только вам. Хокку тоже требует определённой, каноничной формы, дэсу.

    Название Править

    Придумать хорошее название— уже полдела. По правилам, грамотное название должно быть раза в 2-3 длиннее самого хокку, чтобы вместить как можно больше подробностей о вашей жизни и душевном состоянии в момент написания. Очень хорошо также упоминать о себе (не возбраняется и в третьем лице). Важно использовать как можно больше слов типа «вспоминаю» (особенно— «вспоминаю минувшее время»), «грущу», «странствую», «созерцаю» ит. п., а также упоминаний обычаев простолюдинов или красот природы.

    А что вы хотели? Хокку— это лирика, хуле дэсу.

    Для примера— несколько удачных названий из классики:

    • «Вспоминаю минувшее во время сбора молодых трав»
    • «Из песен к возлюбленной, присланных с цветами померанцев»
    • «Грущу, одинокий, в хижине, похоронив своего друга — монаха Доккая»
    • «Когда я жил в Сага, то из монастырского сада по ту сторону дороги ко мне долетал аромат сливы»

    И— парочка шедевров в исполнении самого Басё:

    • «Девять лет я вёл бедственную жизнь в городе и наконец переехал в предместье Фукагава. Мудро сказал в старину один человек: „Столица Чанъань — издревле средоточие славы и богатства, но трудно в ней прожить тому, у кого нет денег“. Я тоже так думаю, ибо я — нищий»
    • «Печалюсь, глядя на луну; печалюсь, думая о своей судьбе; печалюсь о том, что я такой неумелый! Но никто не спросит меня: отчего ты печален? И мне, одинокому, становится ещё грустнее»

    Да, это тоже были названия хокку. Сутэки, не правда ли?

    Размер Править

    Запомните раз и навсегда: в правильном хокку 3 (три!) строчки! Три! Не две, не семь и не сорок две. Сочинять хокку с плавающей размерностью числа строк (2, 4 и даже 5) мог только Дарт Херохито. А для обычных поэтов (даже гениальных) три строчки— это постоянная планка.

    Хорошо сказал об этом великий японский поэт Маякобускэ-сан:

    * * *

    Мы говорим — «три»,

    Подразумеваем — «хокку».
    Обратное так же верно.

    И недаром другой великий японский поэт Гогурё-сан восклицал:

    * * *

    О тройка,

    Птица — тройка!
    Кто тебя выдумал?

    К сожалению, в современной России распространяется слишком много поддельных хокку китайского производства (в основном четырёх- и пятистрочных). Пример:

    Ли Бо. «Юй»

    Да тоу, да тоу,

    Ся юй бу чоу.
    Жэнь цзя ю сань,
    Ни ю да тоу.

    Абунаи! Ещё раз: это ненастоящие хокку. Не дайте себя обмануть.

    Долгое время считалось (преимущественно японцами), что в классическом хокку должно быть ровно 17 слогов, расположенных по схеме 5-7-5. Это вызвало возражения германских поэтов, поскольку данное правило не позволяло им сочинять хокку по-немецки— ведь в среднестатистическом немецком слове 54 308 428 790 203 478 762 340 052 723 346 983 453 487 023 489 987 231 275 412 390 872 348 475 слогов (см. Немецкий язык). Так как в тот период Япония была союзницей Германии по Оси, император Херохито разрешил снять лимит на количество слогов; за это немцы подарили Японии карманный авианосец.

    В общем, теперь число слогов в хокку можно не считать. Но краткость всё равно приветствуется— ведь она с.т.!

    При созерцании этой картины средний японец способен сложить до 54 308 428 790 203 478 762 340 052 723 346 983 453 487 023 489 987 231 275 412 390 872 348 475 хокку. Ни в одном из них не будут упомянуты красные цветы и голубые горы.

    Этому пейзажу посвящено 99,9 % хокку. Остальной миллиард посвящён лепесткам сакуры и отражению луны в воде.

    Содержание хокку должно сочетать в себе лаконичность, изящество и философскую глубину. Особенным шиком считается начать во здравие, а кончить за упокой первые две строчки посвятить одному сюжету, а в третьей ВНЕЗАПНО сказать о другом, тем самым дав неожиданную трактовку и вернув смысл к началу.

    Хорошо также вдруг оборвать ход мысли, ВНЕЗАПНО заставляя читателя задуматься, что же всё-таки хотел сказать автор.

    Вообще, хорошее хокку всегда ВНЕЗАПНО. Таково дао, дэсу.

    Великолепно иллюстрирует это правило хокку великого японского поэта Макукарутэнё-сана:

    «Грущу о вчерашнем дне, когда все печали казались столь далеки от меня»

    Oh I believe

    In yesterday
    SUDDENLY!!

    О чём писать? Править

    Да обо всём. Смысл хокку в том, что имеет значение не реальность, а ваши переживания. Которые, в свою очередь, надо выразить через какие-либо объекты реальности.

    Чем меньше эти объекты подходят к вашим ощущениям, тем лучше (ещё раз напоминаю: хорошее хокку— ВНЕЗАПНО!). Поскольку переживания автора хокку всегда возвышенны, лучше всего выражать их через всякий хлам. Например, чувство любви можно выражать через сверчков, ностальгию— через соломенный веник, а эстетическое удовольствие— через задницу через жабу в пруду. Таковы законы жанра.

    Исключение составляют луна, сакура и Фудзи. Через них можно выразить всё.

    В крайнем случае, можно ничего не выражать, а просто поныть и пожаловаться на судьбу. Это тоже весьма ценится.

    Несколько избранных хокку знаменитых японских поэтов Править

    Микаиру Рерумонэтобу. «Скитаясь по заснеженной стране, вспоминаю утраченную столицу»

    Скажи-ка, дядя-сан, ведь недаром

    Москва, спалённая пожаром,
    Французу отдана?


    Камикадзе Фуссикэн. «На берегу моря размышляю о неизменности природы»

    У лукоморья дуб зелёный,

    Златая цепь на дубе том
    И днём и ночью…


    Камикадзе Фуссикэн. «Сидя с чаркой, сокрушаюсь о тщете человеческой»
    Не дай мне Бог сойти с ума.

    Нет! Легче посох
    И сумо…

    Сасся Буроку. «Тёмной порой возвращаюсь домой пьяный. Заблудился…»

    Ночь, улица, фонарь, аптека.

    Ночь, ледяная рябь канала.
    Аптека, улица, фонарь…


    Сасся Сёрунэ. «Слушаю плач ребёнка, наказанного бамбуковой палкой за двойку с плюсом»

    На кухне тараканы,

    Оставив чёрный хлеб,
    Задумались слегка…


    Совет
    Возможно, вы попали на эту страницу, уже успев насладиться классическими шедеврами императора Дарта Херохито. Его бессмертные творения вдохновляют каждого ценителя прекрасного и даже внушают желание попробовать превзойти их автора, не так ли?

    Увы! Превзойти Дарта Херохито сумел только Чак Норрис, да и то лишь в одной дисциплине, а в сочинении хокку его не может превзойти никто. Со дэсу нээ…

    Какая грусть! Выход один — харакири. Но можно попытаться хотя бы приблизиться к недосягаемому идеалу. Как гласит Бусидо, цель пути — не в достижении цели пути, а в процессе её достижения.
    Ибану Турогэнёбу. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий грущу о судьбах моей родины»

    Как не впасть в отчаяние

    При виде того,
    Что совершается дома?


    Сиродзю Ёсинэн. «В деревенской харчевне лиходей-повар подал мне неправильно приготовленную рыбу фугу»

    Мне осталась

    Одна забава:
    Пальцы в рот…

    Хокку по-японски Править

    Сочинять хокку по-японски— это очень по-японски, дэсу! Хокку по-японски отличаются от хокку по-русски тем, что они по-японски.

    Если вы уже освоили вышеизложенные упражнения, вам не составит труда сочинять настоящие японские хокку. Ёкатта! Делайте всё точно так же, только вместо русских слов употребляйте японские. Надеюсь, нихонго-га дэкимас ка?

    Примеры хокку на японском языке Править

    Самурай обходит страну, желая развеять осеннюю печаль

    Оссюсяю-ся херовато

    Ходзю тамаисяма, икаю
    Иссю сакэ нахаряву


    На чужбине вспоминаю родину, созерцая кружение падающих листьев

    Самураи суки

    Сироте сакэ-не нарири
    Хосю домои

    Каккоии кавайи[2], не так ли?

    Омэдэто:, или Поздравляю! Править

    Вот и подошло к концу наше занятие. Теперь вы сможете сочинять хокку, как самый охаёвший и годзаймасый японец. Не стоит благодарности. Саёнара!

    Ссылки для самопроверки Править

    1. ↑ Известно, что вместилищем духа японцы считают именно живот. Вероятно, потому, что он служит вместилищем сакэ.
    2. ↑ Как кавайно! (Дословно: «Круто, зашибись! Какая прелесть!»)

    absurdopedia.wikia.com

    Хокку для детей 2 класса

    Тем, для кого родным является русский язык не всегда понятна красота и изящество традиционных японских стихотворений хокку (или хайку). И не удивительно, ведь в оригинале хайку написаны на японском языке, который разительно отличается от русского звучанием и интонацией.

    Особенностью хокку является особая структура стихотворения.

    Во-первых, все слова суммарно должны состоять из 17 слогов.

    Во-вторых, все произведение должно укладываться в 3 строки.

    В-третьих, слоги распределяются по строкам так:

    • 5 слогов в первой строке
    • 7 слогов во второй строке
    • 5 слогов в третьей строке

    В-четвертых, строки в стихотворении располагаются не хаотично, а построены по определенной схеме:

    • первая строка содержит исходную информацию о месте, времени и сути события.
    • вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.
    • третья строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными.

    Если вы – родитель, то наверняка удивляетесь и даже негодуете – ну как можно заставлять сочинить хокку 2 класс? Вот мы тоже недоумеваем и поэтому решили провести эксперимент: мы предложили нашим коллегам придумать хайку (хокку) для детей 2 класса и посмотрели что из этого вышло.

    Вот несколько стихов хокку для 2 класса:

    Стих хокку про цветы (2 класс)

    Роза

    Лето настало
    Роза раскрыла бутон
    Мы любовались

    Ромашки

    Солнца улыбки
    Собраны юной рукой
    Ромашек букет

    Фиалки

    Бархат фиалки
    Россыпь цветов на окне
    Весточка лета

    Ландыши

    Нежно белеет
    Скромного ландыша цвет
    Тенью укрытый

    Как сочинить хокку (2 класс) про зиму…

    Сочинять хокку про зиму в принципе надо руководствуясь теми же принципами, что и про цветы, но нам это как то далось тяжелее.

    Метель

    Унесла метель
    Осеннюю палитру
    Все белым бело

    Утро в лесу

    Деревья в снегу
    Солнце блестит серебром
    Зимнее утро

    Зимой в горах

    Зимнее солнце
    Горы белеют вдали
    Мы на природе

    Сверкающий снег

    Как бриллианты
    Солнце сияет в снегу
    Это прекрасно

    Зимняя прогулка

    Щеки замерзли
    Озеро сковано льдом
    Зимняя свежесть

    Сочинить хокку за второй класс про весну

    Капель

    Солнце пригрело
    Плачет сосулька дождем
    Весна уже здесь

    Хокку про лето 2 класс

    Летний лес

    Дятел долбит дуб
    Тихая песня листвы
    Шум лесных дубрав

    Хокку про осень (2 класс)

    Хокку про осень

    Заберет с собой
    Осень тихой поступью
    Цвета летних грез

    Найти хокку про город (2 класс)

    Городские цветы

    В сердце города
    Синева незабудок
    Радует взгляды

    К слову сказать многие современные авторы хокку, которые творят на русском и других языках признают: соблюдать правило 17-ти слогов крайне сложно, это загоняет автора в рамки настолько жесткие, что порой не позволяет выразить смысл.

    Варианты хокку на популярные и простые темы без соблюдения слоговой структуры.

    Осень

    Золото осени здесь
    Льются печальные реки
    Вечер погас над Москвой

    Лето

    Летний рассвет наступил
    Мягко искрится роса
    Вновь просыпается лес

    Летний поход на природу

    Ночь в камышах,
    Тихо стрекочут жуки,
    Больше в поход не пойду.

    Утро

    Манит подушка
    Но воет будильник
    Проклятый рассвет

    dokladiki.ru

    Как написать хокку: правила японской поэзии

    Хокку — это одна из форм японской поэзии. В ее основе лежит трехстрочие. Согласно ее правилам, после трех строк текста следует явный разрыв, который в русском переводе иногда усиливается с помощью многоточия.

    Как написать хокку на русском языке? Прежде всего, следует определиться с темой. Обычно этот тип японской поэзии используется для описания природы, обыденных вещей и ситуаций. Поэтому за основу хокку можно взять все, что нас окружает.

    Для написания хокку нам понадобятся:

    • Словарь,
    • Блокнот,
    • Желательно, компьютер с текстовым редактором.

    Инструкция по написанию хокку

    1. Поразмышляйте об основном объекте вашего короткого литературного произведения. Запишите в блокнот слова, которые ассоциируются с ним.
    2. Разбейте все свои мысли на три части — три строки. В первой обозначьте сцену, затем расширьте описание, добавив свои чувства и наблюдения. Добавьте движение. Сохраняйте предельную простоту — это одной из главных правил написания хокку.
    3. Теперь отшлифуйте свое трехстишье-хокку: первая и третья строки должны состоять из пяти слогов, вторая — из семи. Отвечая на вопрос, как написать хокку, самое главное иметь достаточный запас слов (в своей голове или использовать словари). Заменяя похожие по смыслу, но разные по длине слова, вы получите правильную форму.

    Советы и предупреждения для сочиняющих хокку:

    • Выражайте в хокку только одно какое-нибудь настроение или эмоцию. Выразите всеобщее мнение или новый взгляд на предмет.
    • Некоторые авторы добавляют паузы в свои хайку. Они обозначают их с помощью многоточия, точки запятой, тире и даже кружков. Это помогает лучше выразить свою мысль.

    Классической для сочинания хокку является тема природы. Многие традиционные японские трехстишья содержат слова, обозначающие сезоны или характеризующие их явления (снегопад, светлячки, зацветающие крокусы, порывы ветра и т.п.).

    kakdelateto.ru

    Тема: «как писать хокку?» – Документ

    НОУ СОШ «Венда»

    Проектная работа по литературе

    тема:

    «КАК ПИСАТЬ ХОККУ?»

    Выполнил: ученик 9 «А» класса

    Фадин Артём

    Руководитель: Славутский Е.Б.

    Г. Москва, 2005 г.

    Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки! Но в России, к сожалению, нет популярных работ о хокку и том, как их сочинять. В своем проекте я ставлю необычную задачу – обучить непосвященных создавать хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый хокку в вашей жизни…

    Сначала расскажу, что такое хокку.

    Хокку (или еще говорят – «хайку») – жанр японской поэзии. По форме он представляет собой всего три короткие строчки( их можно назвать тремя частями). Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это получится у вас, как получилось (как мне кажется) у меня.

    Итак, к делу. Хокку отображает одно мгновение. Первая строчка дает информацию, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: «кладбищенский забор», у другого тут же возникнет какой-то свой образ кладбищенской ограды. Вторая строка дает дополнительную «порцию» информации к первой: «не может больше сдерживать» и возникает фраза:

    «Кладбищенский забор не может больше сдерживать»

    Теперь уже оторваться от хокку невозможно, и мы читаем до конца. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит особый колорит:

    Кладбищенский забор

    Не может больше сдерживать

    Напор тюльпанов (!)

    Контраст мертвого, загробного и самого что ни на есть живого – горы цветущих тюльпанов.

    Хокку должно быть коротким – так, чтобы оно читалось на одном дыхании в прямом смысле (хотя читать его надо с остановками перед каждой частью).

    Видите, как ёмко вмещается хокку в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины. Японцы считают, что хокку существуют независимо от людей, уже в готовой форме и проходят через человека как некое озарение в момент написания (или чтения)

    Проблемы, с которыми вы столкнётесь при написании хокку.

    На основе анализа хокку, написанных школьниками «Венды», я выделяю смысловые проблемы:

    1.Отсутствие контраста:

    Небо подобно океану:

    В нём плавают птицы

    И облака…

    Здесь третью строку можно объединить со второй, она ничего не добавляет к первым двум и не контрастирует с ними.

    2.Сильное насыщение словами:

    Снежинка! Откуда ты прилетела?

    Наверное, оттуда, откуда

    И должны падать такие создания…

    Здесь больше частей, чем требует классическое хокку. То, что вы видите выше, тяжело прочесть «на одном дыхании». Восклицание «Снежинка!» по сути уже одна строчка хокку!

    3. Частое повторение вопросов и похожих схем. (Например, написал один человек третью строку: «Не правда ли?», а другой стал писать свои хокку по такой же схеме – с вопросами в конце).

    Нерастаявшие островки снега…

    Они так напоминают невесомые пушистые облака,

    Не правда ли?

    Мир крутится бесконечно…

    Не правда ли , это напоминает

    Машину Времени?

    4.Концентрация на себе:

    Ветер сдул мою шапку-

    Я бросился следом

    По улице.

    Можно исправить:

    Мартовский ветер-

    По улице катится

    Моя шапка.

    Или пример моего собственного хокку, написанного в тот момент, когда в компьютерном классе отключилось электричество:

    Свет потух

    В классе.

    Глохнут мои уши.

    Я изменил его, исключив концентрацию на себе:

    Свет потух

    В классе

    Как громко кричат люди!

    или

    Свет потух в классе.

    Как громко

    Кричат люди!

    Теперь можно приступить к проблемам, которые связаны с различиями между японским и русским языками.

    Изначально считалось, что хокку состаят не только из трёх строк, но и делятся на семнадцать слогов. Но это правило создаёт значительные проблемы, проистекающие от различия языков. Так что, выполняя это правило, писать хокку почти невозможно. Чтобы хокку получались достаточно компактными, я советую сохранять примерное количество слогов по схеме 5+7+5.

    Создать стопроцентное японское хокку на русском языке всё равно не получится. И те хокку, которые пишутся на русском и других языках, в японском могут иметь другой подвид и соответственно другое название: танку, рэнку и т.д. (не буду сейчас вдаваться в тонкости различий)

    Творческие удачи при написании хокку.

    Я уже много сказал о проблемах, и привёл примеры ошибок, пора привести и наиболее понравившиеся мне по каким – либо причинам хокку.

    Толкуем о Боге…
    А вокруг нас, заливаясь смехом,
    Носится малышня!

    Острый и неожиданный контраст с помощью третьей строки – философские разговоры и … малышня

    У лесной поляны
    Был расстрелян
    Армией цветов!

    Удивительно оригинальное сравнение: внезапное восхищение – это как выстрел в упор!

    Жизнь – как 25-й кадр:
    Уверен, что была,
    Но не заметил

    Остроумное сравнение и остроумный вывод!

    Наблюдая этот бардак,
    В пятнадцатый раз
    Делаю харакири.

    Впавши в отчаянье,
    Помни: тяжело
    Только первую жизнь.

    Внешний голос
    Общался с внутренним,
    Позабыв про меня.

    Лает кот.
    Чайкой кошка кричит.
    Время писать хокку.

    Открыл Windows.
    В дом залетели птицы
    И запах весны.

    Утерян рассудок.
    За большое вознагражденье
    Нашедшего прошу не возвращать.

    Лег спать, чтобы утром
    Знаменитым проснуться.
    Не спится.

    Многие переделывают известные классические произведения , детские стишки и т.п. в хокку, и они получаются очень весёлыми, хотя и не всегда «правильными»:

    ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ В ХОККУ

    ПУШКИН

    Помню мгновенье:

    Передо мною ты, и

    Чисто красива.

    Я за решёткой.

    Сыро в неволе, темно –

    Ну не орёл ли?

    Честный мой дядя

    В шутку решил занемочь.

    Нет уваженья!

    ЛЕРМОНТОВ

    Чести невольник

    Пал, оклеветан молвой.

    Плюмбум в грудине

    Парус белеет,

    В море туман голубой.

    Как одиноко!

    Дядя мне скажет:

    Даром пожары в Москве,

    Или недаром?

    НЕКРАСОВ

    В зимнюю пору

    Вышел я из лесу, но

    Лошадь увидел.

    Кто на пожаре

    Лошадь мою остановит?

    Женщина-дура.

    ФЕТ

    Божие птички

    Знать не желают труда.

    Мне б их заботы

    ТЮТЧЕВ

    Нет, не понятна

    Эта Россия умом.

    Где же аршин мой?

    БЛОК

    Кто впереди там?

    В венчике белом из роз

    Будда шагает.

    ЕСЕНИН

    Как я гуляю,

    Знал околоток Тверской?

    Пёс его знает

    МАЯКОВСКИЙ

    Я достаю из

    Самых широких штанин

    Груз краснокожий.

    БАРТО

    Мяч уронила

    В реку Татьяна, но он

    Что-то не тонет.

    МИХАЛКОВ (старший)

    Стала Россия

    Нашей великой державой.

    Снова здорово!

    Хокку в школе. Упражнения для написания хокку

    В школах хокку начинают изучать в третьем классе. Хокку – это идеальный жанр для обучения основам поэзии. Поскольку хокку маленькие по объему, не отягощенные рифмой, создавать их может практически каждый. Если написание первой строки вызывает затруднение, возьмите одну или две строки из хокку и придумайте окончание. Также есть упражнение: человек пишет любое хокку, сочинённое им, а следующий приписывает к последней строке ещё две так, чтобы получилось новое хокку. Потом следующий приписывает к последней строке ещё две и получается ещё одно хокку, и так можно продолжать до бесконечности:

    Первая строчка!
    Как похожа ты бываешь
    На последнюю

    На последнюю
    Каплю я посетовал,
    О полной чаше забыв

    О полной чаше забыв,
    Расплескиваю торопливо
    Мысли на бегу

    Мысли на бегу –
    О цели,
    Не о смысле бега

    Не о смысле бега
    Думает лань –
    О спасении

    О спасении
    Молю я Господа
    Недоверчиво

    Недоверчиво
    Заглянула в душу мою
    Любимая

    “Любимая”
    И новых не будет,
    Наверное

    “Наверное”
    Надежней, чем
    “Неверное”

    Неверное
    Хочет быть верным
    Хотя бы себе самому

    Хотя бы себе самому
    Скажи хоть раз:
    Я люблю тебя

    Я люблю тебя
    И поэтому
    У нас дети

    У нас дети –
    Как одуванчики
    На разделительной полосе

    На разделительной полосе
    Живет дорога туда
    И дорога обратно

    И дорога обратно
    Бывает легка,
    Если стоишь на месте.

    Для чего нужны хокку?

    Как уже стало понятно по тому, что было сказано, хокку помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам поэзии. Также хокку может использоваться в психотерапии – многое можно сказать о человеке по тем хокку, которые он создает. Хокку несут в себе сильный эмоциональный заряд – это хороший способ показать, как ты воспринимаешь окружающий мир.

    Сочинение хокку помогает выйти за пределы копания в себе, своих частных неприятностях, и сконцентрироваться на окружающем мире.

    Как хранить хокку?

    Хокку могут прийти в голову тому, кто их сочиняет, совсем неожиданно. Представьте, как неприятно будет, если вы сочинили хокку, довели его до совершенства, но поленились его записать и… потеряли его навсегда. Поэтому даю совет: для того, чтобы такого не случилось, необходимо носить с собой карандаш (ручку) и клочок бумаги (записную книжку). Но подумайте, что именно взять (ведь грифель может сломаться в кармане, ручка может испачкать одежду). Некоторые люди делают всё, чтобы записать хокку, например, писать угольком на прибитой волной к берегу деревяшке; затачивать карандаш об острый камень; записывать на гладком камне, а потом фотографировать! Это, с одной стороны, чудачество, но с другой – слияние хокку с тем, что вдохновляет его появление на свет – природой.

    Источники информации:

    1. Басе. Сочинения

    2. Мацуо Исигуро. Избранные хокку и танку

    3. Современная поэзия. Вадим Марков. Хокку

    4.Хокку, написанные учениками школы «Венда»

    5. Статья из Словаря литературоведческих терминов

    refdb.ru

    Как написать хокку

    Как написать хокку

    Японские традиции написания хокку.

    И так мы уже научились писать Русские хокку, а теперь давайте более внимательно попробуем вникнуть в Японские традиции написания этих замечательных стихотворений, так как это направление поэзии возникло все-таки именно в этой замечательной стране во времена средневековья. Обычно утверждается, что как жанр хокку возник в XV веке. Хокку переводиться с Японского как «начальные строки», и изначально писались в жанре «рэнга» что переводиться как «сцепленные строки», но достаточно быстро хокку стали писаться и отдельно как самостоятельные стихи и стали довольно известным видом поэзии в тогдашней Японии.

    Одним из самых известных и гениальных поэтов писавших в стиле хокку и рэнга был Мацуо Басё (1644-1694). Он считается первым, кто начал писать трехстишия отдельно, и одним из лучших писателей хокку.

    Басё рекомендовал начинать написание хокку с проникновения во внутреннюю жизнь предмета или явления, а после этого поэту просто надо было перенести это внутреннее состояние на бумагу, просто и немногословно, это и будет хороший хокку.

    Басе говорил о состоянии «саби» что в переводе «просветленное одиночество», оно позволяет поэту видеть внутреннюю красоту вещей и явлений, выраженную даже в очень простых формах. Сам Басё всегда жил скромно и очень много путешествовал, и при этом почти не имел почти никакой собственности, хотя при этом он был довольно знатного происхождения. До сих пор он остается одним из самых ярких примеров для подражания начинающих поэтов, прочтите несколько его хокку…

    Старый пруд.
    Прыгнула в воду лягушка.
    Всплеск в тишине.

    Прощальные стихи
    на веере хотел я написать —
    В руке сломался он.

    А ну скорей, друзья!
    Пойдем по первому снегу бродить,
    Пока не свалимся с ног.

    Еще одной из значительных личностей в истории хокку был Масаока Сики (1867-1902), именно он ввел название «хайку» (haiku) что в переводе означает «комические стихи». Масаока Сики провозглашал принцип объективности как самый главный, то есть образы и темы для хайку надо было брать из собственного реального опыта, а не из воображения. Также в его понимании следовало по возможности убирать фигуру самого поэта и его суждения из текста хайку, а также минимизировать эпитеты и сложные слова. Вот несколько его известных хайку…

    чищу грушу –
    капли сладкого сока
    ползут по лезвию ножа

    убил паука,
    и так одиноко стало
    в холоде ночи

    груши в цвету…
    а от дома после битвы
    лишь руины

    Мы будем называть наши стихи именно хокку, чтобы не ограничивать темы написания, до смешных и комических, так как я сам предпочитаю довольно часто писать на различные философские темы.

    Также хотелось бы остановиться на рекомендации писать хокку в 3 строки, и 17 слогов. Написание в 3 строки практически даже не обсуждается, это дает хокку необычный ритм, и отличает его от других видов поэзии. Но несмотря на это иногда встречаются люди пишущие хокку даже в 1 строку, но это скорее наносит больше вреда хокку чем пользы, поэтому мы остановимся все-таки на 3 строках.

    Есть различные варианты, что стоит писать в различных строках хокку, например:

    1) Первая строчка говорит о чем пойдет речь.

    2) Вторая раскрывает смысл первой.

    3) Третья строка делает неожиданный вывод из всего этого.

    Что глупей темноты!

    Хотел светлячка поймать я –

    и напоролся на шип.

    Мацуо Басё

    Или такой стандартный пример:

    Кладбищенский забор
    Не может больше сдерживать
    Напора тюльпанов!

    В этом хокку также содержится и противопоставление живых и неживых объектов, что тоже вносит неплохое разнообразие и контраст в хокку. Но в любом случае очень приветствуется, когда одна из строк очень сильно меняет суть самого хокку.

    Есть и другие варианты расположения смысла по строкам, легко можно сделать наоборот, часто для указания темы хокку достаточно только первой строки, а остальные строки подводят неожиданный итог. Например:

    Поет цикада.

    Но мой старый отец –

    Глухой…

    Масаока Сики

    А вот со слогами в хокку гораздо меньше определенности, да обычно хокку пишется в 17 слогов, а именно 5 в первой строке, 7 во второй, и снова 5 слогов в третьей строке. Но это в идеале, а вот на практике даже сам великий Басё иногда не придерживался этой схемы, да и не только он, у других классиков хокку тоже встречается отхождения от традиционного размера.

    Есть много рекомендаций не слишком концентрироваться даже на этом аспекте написания, так как в хокку важнее душа, а не внешняя форма, вы же помните что в хокку неважна даже рифма. Так что во имя хорошего хокку можно пренебречь и этим.

    Но и это еще не все также многие исследователи и филологи отмечают, что само написание японскими иероглифами существенно отличается от написания на других языках по длительности, ритму и информативности.

    Наприме,р на русском или английском языках, обычно считается, что в среднем для сохранения такой же информативности как и в японском аналоге: на русском языке надо писать немного более длинные хокку, а на английском языке наоборот более короткие.

    Также обычно одинаковые японские иероглифы имеют больше различных значений, чем в русском языке, например один и тот же иероглиф может означать и «вечер» как время дня, и настроение, такое как «предаваться печали». Поэтому создавать многозначительные, и с легким едва уловимым оттенком настроения хокку, легче на японском, но как говориться мы не ищем легких путей, поэтому я предпочитаю придерживаться традиционного размера при написании хокку.

    Да и получается, что тогда написание хокку превращается в еще большую гимнастику для ума, чем для самих Японцев, так как нам приходиться умещать всю красоту чувств нашей большой и широкой души, в еще меньшее количество слов.

    Еще хокку развивают неординарное и индивидуальное мышление, а сейчас написание хокку используется даже в психотерапии, так как при написании хокку человек пишет в основном не словами, а образами и чувствами. А когда интеллект отходит на второй план можно даже услышать свою душу, да и просто расслабиться и морально отдохнуть.

    Одно из самых замечательных и положительных влияний хокку, это умение открывать свою душу, и впускать в нее творческие прорывы вдохновения. И это замечательное умение, так как известно, что все самые великие открытия, картины, стихи, музыка и многое другое появились на свет именно таким путем, а не путем напряженного обдумывания, зачастую это только мешает.

    Практически никогда шедевры не создаются путем просто идеальной техники и шаблонной работы, так что желаю вам научиться слышать себя и создавать шедевры в том, чем вы занимаетесь, а не просто хорошо выполнять свою работу. А для этого рекомендую меньше бояться, больше экспериментировать и расслабляться, ну и конечно же тренироваться в сложении стихов хокку.

    irrox.com.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о