Хохломская посуда – посуда, достойная царского стола – Ярмарка Мастеров

Содержание

посуда, достойная царского стола – Ярмарка Мастеров

За окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень «осеннем» народном промысле — хохломской росписи.
Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи  деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!

Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих  местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.

При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего  фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!

Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым.  Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, 
У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:

А это роспись «под листок», «под  ягодку»:

Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:

Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа!

К фоновой росписи относится  вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:

Для меня было открытием, что бывает ещё и зелёная хохлома.  Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.

Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство.

И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается!

И, напоследок, вот такой шедевр современной хохломы:

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось. Мне будет очень приятно, если поддержите меня лайком 🙂

www.livemaster.ru

Хохлома: посуда со «славянской душой» (20 фото)

Ищем авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в дизайне интерьеров.
Обращаться на почту [email protected].

11.10.2017

Русская культура прекрасна во всех отношениях. Художественное творчество всегда олицетворяло богатство души каждого славянина, а стилистика и оригинальные приемы некоторых направлений актуальны до сих пор. Для ценителей исконно русских мотивов и всех, кто ищет оригинальные идеи для домашнего рукоделия, хохломская роспись является и источником для вдохновения, и подручным пособием, как преобразовать совершенно любую вещь в настоящее произведение искусства.

Чайник с хохломской росписью

Описание

Хохломой называют русский народный промысел, который зародился в средине XVII века в Нижнем Новгороде. Сегодня это образец богатого орнамента, который смотрится органично и стильно в самых разных интерпретациях.

Часы с хохломской росписью

Чайная посуда с хохломой

Старинное предание гласит, что когда-то в лесах неподалеку от Нижнего Новгорода на берегу реки жил один человек. Никто не знал, кто он и откуда, но все знали, какие чудные росписи он мог делать так, что простая посуда или предметы быта казались сделанными из чистого золота.

Царь, узнав о таком умельце, послал гонцов, чтобы они отыскали мастера и привели его служить во дворец. Поиски длились долго, но человека этого так никто и не нашел. Однако у мастера были ученики, которые продолжали его работу. Так в каждом доме новгородцев было немерено сокровищ с витиеватыми рисунками, популярными и сегодня.

Разделочная доска с хохломской росписью

Ковш с хохломской росписью

Какие предметы можно украшать росписью

Согласно старинным обычаям расписывают вещи домашнего обихода, посуду, некоторые элементы самого дома. Орнаментом украшают как праздничный декор, так и повседневный вариант. Чаще всего роспись встречается на таких атрибутах:

  • Ложки;
  • Матрешки;
  • Подносы;
  • Большие и маленькие тарелки;
  • Блюдца;
  • Шкатулки;
  • Сундуки всех размеров;
  • Небольшие бочонки;
  • Горшки;
  • Короба;
  • Прядильные принадлежности;
  • Ручки;
  • Рукоятки ножей и столовых приборов;
  • Вазы;
  • Доски для разделки;
  • Полки на кухне.

Исконно русские традиционные мотивы актуальны и сегодня.

На пике популярности можно встретить совершенно нетрадиционные вещи с росписью «хохлома». Фактически любая поверхность может стать основой для смелых дизайнерских экспериментов в этническом стиле: от домашнего текстиля и панелей домашней бытовой техники до аэрографии на автомобилях или рисунках боди-арт и тату.

Хохломская цветочная роспись на посуде

Плошка с хохломской росписью

Виды росписи

Сегодня посуда под хохлому – наиболее популярный вариант использования русских мотивов в интерьере. Интересные изделия можно купить в магазине или сделать своими руками. Существует два основных типа росписи в хохломском стиле:

  • Верховое;
  • Фоновое.

Верховая роспись делается пластичными мазками на поверхности, которую предварительно пролуживают. Мастер изначально наносит рисунок черной или алой краской на фон будущего изделия. Существует три формата орнамента.

Поднос с хохломской росписью

Посуда с хохломской росписью

Рисунок хохломой на посуде

«Травинки»

Изображают осоку, белоус, луговик, используя завитки и различные по интенсивности и характеру нанесения мазки. Общий фон дополняют мелкими ягодками, колосками и серебристыми переливами, которые обогащали фон.

«Под листву» или «под ягодку»

Мастера работают крупными жирными мазками, посредством которых изображают овальные листья и ягодки. Чаще всего рисуют ромашки, виноград, землянику, ягоды смородины и калины, колокольчики, клюкву и крыжовник.

«Пряник»

Это геометрическая фигура, состоящая из ромба или квадрата и центральным элементом в виде солнца. Этот тип росписи самый условный и простой.

Встречаются узоры, где применяется только один тип рисунка. Самые богатые и сложные орнаменты содержат в себе сразу все типы рисунка.

Хохломская роспись на посуде

Фоновые мотивы

Фоновая хохлома – это сочетание черного или красного фона с золотым узором. Для письма такого рода характерны следующие художественные приемы:

  • «Под фон». Изначально мастер формирует рисунок (рыбы, анималистика, растения, геометрические композиции), а затем заполняет фон соответствующим цветом;
  • «Кудрина». Это оригинальная техника, позволяющая получить расписную вещь с обилием кудрявых узоров. С помощью завитков формируют любые мотивы и сложные композиции (от простых «травинок» до сложных изображений зверей или птиц).

Золотая хохлома смотрится наиболее эффектно, когда золотые орнаменты комбинируются только с черным и красным цветом. Фоновую роспись не дополняют другими тонами.

Хохломская роспись на сахарнице

Общие понятия технологии

Изначально мастера делали грубые заготовки из дерева. В простонародье это занятие называли «бить баклуши». Излишек древесной породы снимали резцом, придавая заготовке нужную форму. Изделия грунтували вапой (глиной). После грунтования заготовки должны подсохнуть, как минимум 6 часов. Затем предметы покрывали льняным маслом. Обычно мастера не скупились и обрабатывали будущие предметы декора и быта несколькими шарами олифы.

Следующий этап – интенсивное лужение. Поверхность заготовки активно обрабатывались алюминиевым порошком. Теперь изделие готово к непосредственной росписи.

Самовар с хохломской росписью

Для работы применялись именно масляные краски. Основные цвета: красный и черный. Чтобы орнамент был более динамичным, а сама композиция живее, иногда использовали дополнительные оттенки: коричневый, светло-зеленый, желтый, молочный.

Как только рисунок был готов, изделие покрывали толстым слоем лака. Затем на протяжении 4 часов происходила закалка в печи (температура достигала 160 градусов и выше).

Шкатулка с хохломской росписью

Как сделать русскую роспись своими руками?

Расписанная собственноручно посуда будет источать особый шарм. Сделать эксклюзивное изделие сможет и новичок. Однако перед тем как приступать к декору подобранных изделий, лучше потренироваться на обычной бумаге или ватмане.

Для первых уроков лучше вооружиться простой кисточкой и любыми красками. На бумаге можно пробовать изображать традиционные флористические мотивы, плавно переходя к более сложной анималистике.

roomplan.ru

Картинки хохлома посуда, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения хохлома посуда

Картинки хохлома посуда, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения хохлома посуда | Depositphotos®

slavapolo

3881 x 2385

nelyninell

3543 x 2362

slavapolo

3888 x 2592

slavapolo

3888 x 2389

sachkov

7360 x 4912

slavapolo

3888 x 2592

slavapolo

3380 x 2121

sachkov

4508 x 3185

nelyninell

3543 x 2362

r-n-bondarev

4584 x 3056

nelyninell

3543 x 3543

nelyninell

3543 x 2362

sachkov

6388 x 4216

nelyninell

3543 x 2361

sachkov

6104 x 4092

sachkov

6454 x 4530

sachkov

6475 x 4257

RSuslenko

2562 x 3113

viktoriagam

4812 x 3208

nelyninell

3543 x 2362

Olga1983Siv1

3456 x 5184

slavapolo

3888 x 2592

frantic00

4104 x 2736

ergonom

2592 x 3872

slavapolo

3888 x 2592

nelyninell

3543 x 2361

nelyninell

3543 x 2362

slavapolo

3800 x 1543

sachkov

3909 x 2563

tycoon

3089 x 3600

nelyninell

3543 x 2362

frantic00

2736 x 4104

tycoon

3089 x 3600

tycoon

2256 x 3340

blinow61

4900 x 3273

tycoon

3500 x 2554

viktoriagam

4677 x 3119

tycoon

2403 x 3600

tycoon

2462 x 3600

slavapolo

3888 x 2592

RSuslenko

2007 x 2632

RSuslenko

2794 x 2208

slavapolo

3888 x 2592

RSuslenko

2311 x 1810

tycoon

2403 x 3600

tycoon

3500 x 2554

tycoon

2462 x 3600

ru.depositphotos.com

Хохломские игрушки и посуда – традиция, ставшая современностью

Хохломская роспись, как и дымковская игрушка, вологодские кружева, павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

Последователи иконописцев

Доподлинно не известно, как появилась хохломская роспись. По современным представлениям, промысел насчитывает уже более 300 лет. Появился он в Заволжье, там, где сейчас располагается территория Ковернинского района Горьковской области. Хохломские игрушки и кухонная утварь отличаются особым медово-золотистым цветом фона или деталей узора. Именно он делает роспись уникальной. Считается, что технология получения такого оттенка была взята мастерами у старообрядцев. Те умели придавать иконам золотистый блеск без использования драгоценного металла.

Технология

Независимо от того, что покрывает хохломская роспись: игрушки, посуду или мебель, — принцип окрашивания один и тот же. Деревянная заготовка покрывается грунтом и олифой, а затем натирается алюминиевым порошком. Раньше вместо него использовалось олово, однако, современные технологии позволяют производить алюминий в большом количестве, а потому именно его теперь применяют в процессе создания хохломской утвари. Покрытое металлическим порошком изделие расписывают. Затем его снова покрываю олифой и двумя слоями лака, после чего заготовка отправляется в печь. Оттуда расписанные предметы выходят уже золотыми. Под воздействием высокой температуры специальное покрытие меняет цвет изделия, а металлический слой придаёт характерный блеск.

Красивые и крепкие

Цвет, характерный для хохломы, получается благодаря особому составу, покрывающему узор. Однако ценность таких изделий не только в их красоте. Лак, защищающий роспись, отличается особой стойкостью. Ему не страшна ни высокая температура, ни механическое воздействие. Хохломские игрушки можно спокойно давать малышам. Даже если дети решат искупать их в ледяной воде, с росписью ничего не случится. То же касается и посуды: чашки, тарелки, кувшины и ложки, покрытые хохломой, не боятся ни кипятка, ни холода.

Хохломская игрушка: история

Конечно, в первую очередь хохломой покрывали посуду и предметы интерьера. В XVII веке, когда, как считается, появился этот вид росписи, оловянный порошок стоил дорого, а потому и изделия выходили не каждому по карману. Однако постепенно появилась и хохломская игрушка. Рисунки с использованием традиционных элементов начали украшать маленькие фигурки животных и людей.

Чаще всего игрушки делали из дерева. Живой материал хорошо поддавался обработке и стоил относительно недорого. Для изготовления своего товара мастера-игрушечники использовали берёзу, осину, сосну и липу. От области к области предпочтения ремесленников менялись в зависимости от распространённости той или иной породы дерева. Из инструментов для изготовления игрушек использовались топор и нож, иногда долото.

Семёновская хохлома

Конечно, разговор о народной игрушке будет неполным, если не вспомнить о матрёшке. Для многих может стать неожиданным открытием история её возникновения. Матрёшка пришла в Россию в конце XIX века из… Японии. Прообразом её был индийский патриарх Джарма, который, по приданию, провёл в посте и медитации девять долгих лет, в результате чего у него отвалились и руки, и ноги. Стойкость мудреца уважалась и в Японии, где его почитали богом и называли Дарумой. Многочисленные статуэтки изображали его без рук и ног. Постепенно появилась традиция одну мини-скульптуру вкладывать в другую — и так до семи «слоёв».

Сувенир получил название Фукуруму и в таком виде попал в Россию. Увидев его, художник Сергей Малютин вдохновился на создание новой игрушки. Вместо старика без рук и ног, он изобразил краснощёкую красавицу в платке. Так и появилась матрёшка. Постепенно традиция изготавливать такую игрушку добралась до города Семёнова и там осталась. Мастера здесь делают и расписывают матрёшек и сегодня. Часто для украшения игрушек используется так называемая семёновская хохлома. От традиционной её отличают крупные и яркие цветы, немного иная цветовая гамма.

Хохлома сегодня

Народные ремёсла и традиции в наше время интересуют не только историков. К ним обращаются самые разные мастера: от простых рукодельниц до именитых модельеров и дизайнеров. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня достаточно просто найти материал по теме. И на вопрос, как нарисовать хохломскую игрушку, вы легко отыщите правильный ответ. Развивается и ремесленный туризм, когда мастера едут на родину того или иного вида искусства и учатся ему непосредственно у хранителей традиций.

Хохломские игрушки по-прежнему радуют детей, любящих всё яркое и необычное. Многие педагоги с целью развить у своих учеников художественные способности и вызвать интерес к традиционной культуре проводят занятия, обучающие приёмам хохломы. Знают и уважают этот вид росписи и заграницей. Туристы из разных стран, возвращаясь домой, привозят в подарок домашним матрёшки, кухонную утварь и даже мебель, покрытую хохломской росписью. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот вид народного творчества нашёл свою нишу в современном мире и ещё не одно поколение будет вдохновляться его сочными узорами.

fb.ru

Хохлома как традиция. История возникновения – Ярмарка Мастеров

Хохлома – это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

Давайте-ка с ней познакомимся

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

Основы орнаментов:

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью – значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

С уважением JulyaUlya

www.livemaster.ru

роспись и значение старинных узоров

Хохлома — это лишь малая часть богатого культурного наследия русского народа

 

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.

 

Содержание статьи:

 

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.

Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

 

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.

Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

 

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.

Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

 

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.

Золото хохломы выглядит очень богато

 

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.

Роспись хохломой довольно разнообразна

 

Характерные черты следующие:

  • определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков; Популярное сочетание красного и золотого

     

  • высокая художественность рисунка; Для хохломы характерно наличие множества мелких деталей

     

  • исключительно ручная работа; Работа тонкая и кропотливая

     

  • отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий; Изысканные узоры хохломы

     

  • большая образная выразительность росписи; Роспись хохломой — это четкие акценты и яркие узоры

     

  • особые технологии нанесения рисунка;
  • классическая роспись выполняется, как правило, по дереву. Чаще всего — это деревянная посуда

     

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

[ot-video][/ot-video]

 

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым  мастера следуют и сегодня:

  • На первом этапе выполняется изготовление заготовок. На Руси такой процесс именовался «бить баклуши». Работа крайне ответственная и кропотливая: сначала готовятся бруски нужного размера, а потом с них «снимается» все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается понятная форма ложки, миски, тарелки, горшка, чашки или любых других предметов. Важный секрет заключается в том, что для заготовок используется сырое дерево, поэтому оно должно как следует просушиться. Вот такие вот заготовки получаются у мастеров

     

  • Далее поверхность заготовки обязательно грунтуется. В качестве грунта используется глина, или вапа. После того, как заготовка загрунтована, ей необходимо просушиться в течение семи часов.
  • Этап масляного покрытия. Издавна мастера использовали льняное масло или олифу, эта традиция сохраняется и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, предварительно просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие придает изделию ту гладкость и глянец, который и выделяет промысел среди других.
  • Важный этап обработки перед тем, как непосредственно расписывать, — лужение. Такая работа выполняется при помощи добавления алюминиевого порошка. Древняя технология позволяет добиться уникальной зеркальной поверхности.
  • После всех этапов подготовки можно приступать к выполнению росписи.

Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.

Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

 

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

 

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.

Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

 

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:

  • Травный рисунок. Такой узор является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основа рисунка — это витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек. Хохлома с травным рисунком

     

  • Рисунок «под листок», многие называют его «под ягодку». В отличие от тонкой «травки», такой орнамент выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, тычком кисти мастер наносит ягоды. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными «участниками» такого хохломского орнамента является крыжовник, земляника, гроздья смородины, ромашки, колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, округлость орнаменту придают вплетения листочков. Именно такой стиль допускает использование более разнообразной палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого, белого. 
Красивая хохлома под ягодку

 

  • Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».

Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

 

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.

Роскошная роспись фоновой хохломой

 

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

[ot-video][/ot-video]

 

Не посудой единой

Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры — это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, — все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.

С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.

Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, легкое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.

 

 

 

ethnoboho.ru

Деревянная посуда хохлома

Хохлома – совершенно уникальное явление в мировом декоративно-прикладном искусстве. Не имеющая аналогов технология позволяет наносить на деревянные предметы узоры, которые выглядят, как золотые – при этом мастера не используют в своей работе ни грамма драгоценного металла. Уникален и художественный стиль хохломской росписи – орнаменты мгновенно узнаются среди множества других.

 

 

Декоративно-прикладное искусство всегда отличается яркостью красок, но хохломские изделия не просто ярки, но и исключительно нарядны. Сочетание черного, золотого и красного цветов с вкраплениями травянисто-зеленого, желтого и коричневого создает праздничное настроение, выглядит очень декоративно и радостно. Интересно, что на первых дошедших до нашего времени памятниках хохломского прикладного искусства использовались и другие цвета, например, белый и голубой, но со временем мастера отказались от них. Это связано в первую очередь с тем, что специфическая технология изготовления требовала прочных и устойчивых красок: такими красками стали черная сажа и красная киноварь.

 

 

 

Разные версии происхождения

Считается, что хохломская роспись зародилась в семнадцатом веке на левом берегу Волги в деревне Хохлома и ее окрестностях – деревнях Шабаши, Мокушино, Хрящи, Глибино, Большие и Малые Бездели. В настоящее же время родиной хохломской росписи считают поселок Ковернино Нижегородской области.

 

 

Как именно возникло хохломское искусство, доподлинно неизвестно. Широко распространена версия, что такую роспись придумали старообрядцы. Во времена гонений на «старую веру» многие старообрядцы нашли укрытие в глухих деревнях на нижегородской земле. Среди переселенцев было немало мастеров книжных миниатюр и иконописцев, которые привезли с собой не только иконы и книги, кисти и краски, но и тонкое мастерство и богатый опыт.

 

 

Под талантливыми руками пришлых художников деревянные изделия местных мастеров расцветали новыми красками и превращались в произведения искусства. Тогда же был открыт секрет «золотой» росписи без применения золота – секрет, который принес хохломской посуде такую популярность.

 

 

В пользу этой версии говорит и красивая легенда о старообрядческом иконописце Андрее Лоскуте, который бежал из столицы в деревню Хохлому. Патриарх Никон отправил за непокорным старообрядцем солдат, и тот сжег себя в избе, наказав людям сохранить свое мастерство. В память о том пожаре горят хохломские узоры алым пламенем и рассыпаются золотыми искрами.

 

 

Впрочем, многие исследователи полагают, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале семнадцатого века, еще до раскола Русской Православной церкви и, соответственно, до переселения старообрядцев. Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия. Деревянная посуда с имитацией позолоты изготавливалась в таких крупных ремесленных селах, как Мурашкино и Лысково, а также в заволжском селе Семеновское, которое со временем превратилось в город Семенов – современный центр хохломского искусства.

 

 

Посуда окрашивалась с применением оловянного порошка, который придавал ей сияние – такая технология предшествовала знаменитой хохломской. А настоящая хохломская роспись родилась уже от союза этой технологии и опыта приезжих иконописцев, которые обладали навыками каллиграфии и умели создавать тончайшие растительные орнаменты.

 

 

 

Развитие хохломского искусства

 

Для производства хохломской посуды требовалось недешевое в те времена олово, поэтому роспись не сразу стала развиваться. Но со временем у мастеров появился состоятельный заказчик – церковь. Почти восемьдесят сел, в том числе Хохлома и Скоробогатово, обеспечивали изысканной посудой Троице-Сергиеву Лавру.

 

 

Из окрестных сел изделия свозили в село Хохлома, где шла оживленная торговля. По реке хохломскую расписную посуду отвозили и в соседние губернии, где на нее тут же находились покупатели: сияющие золотом изделия охотно покупали иностранные купцы в Архангельске, а через прикаспийские степи они доставлялись на Ближний Восток.

 

 

Хохломское искусство постоянно развивалось: совершенствование токарных станков позволяло создавать все новые и новые формы, художники же изобретали новые приемы росписи, не забывая при этом и о старинных традициях. Помимо посуды, в традициях Хохломы расписывается также деревянная мебель, особенно детская. Расписные столы и стулья выглядят исключительно нарядно и привлекательно.

 

 

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семенове и селе Семино. И по сей день на фабриках работают потомственные художники, бережно сохраняющие традиции народного промысла.

 

 

Технология производства практически не изменилась, хотя на смену оловянному порошку пришел порошок алюминия.

 

Хохлома купить недорого интернет магазин

artsgtu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *