Зачины к сказкам примеры – Присказка, зачин, концовка – примеры в сказке. Как сочинить?

Зачин, присказка и концовка в сказке как главные компоненты структуры


автор: Ekaterina
28.09.2017

 

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

 

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

 

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

 

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

 

 

Эпитеты в русских народных сказках

 

 

 

 

Советую почитать другие отзывы и статьи:

chitatelnica.ru

Зачин в сказке – это особенность русских сказок

Сказка – это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок – воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц – трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии – действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент – кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии – развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке – это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например “жил да был крестьянин”.

Зачин в сказке – это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку “Премудрый пескарь” начинает со слов: “Жил-был пескарь”.

Таким образом, зачин – это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов “жили-были…”, “жил-был…”. Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов “в некотором царстве, в некотором государстве…”. Похожий зачин – “в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…”. Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом “зачин”, например “зачин дело красит” или “каждое дело имеет начало, каждый сказ – зачин”. После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин – это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

fb.ru

Зачин сказки, присказка и концовка

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка – это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего литературного произведения.

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, что такое зачин в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: “в некотором царстве, в некотором государстве”, “золотые маковки”, “стоит древо”, “сказка сказывается”, “море-окиян” и многие другие “сказочные” слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях русского народного творчества. С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: “Жили-были…” Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

“Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!” – традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: “Живут-поживают да добра наживают!”, “Так часто бывает!”, “Живут, хлеб жуют!”. Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Кот, Петух и Лиса”, “Волк и семеро Козлят” и другие.

Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

fb.ru

Зачин в сказке — это особенность русских сказок – Полезная информация для всех

Сказка – это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок – воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц – трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии – действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент – кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии – развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке – это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например “жил да был крестьянин”.

Зачин в сказке – это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку “Премудрый пескарь” начинает со слов: “Жил-был пескарь”.

Таким образом, зачин – это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов “жили-были…”, “жил-был…”. Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов “в некотором царстве, в некотором государстве…”. Похожий зачин – “в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…”. Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом “зачин”, например “зачин дело красит” или “каждое дело имеет начало, каждый сказ – зачин”. После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин – это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

 

belmathematics.by

Что такое зачин? – Полезная информация для всех

  • Зачин, так называется часть текста в повести, сказке или былине – это вступление или начало, то-есть начало рассказа и называется quot;Зачинquot;.

    Как обычно, сказки или басни начинаются со слов – В некотором царстве или Жили-были, вот именно это вступление и называется quot;Зачинquot;.

  • Есть такой выразительный элемент в сказке, который называется Зачин. С него часто начинаются сказки, он может использоваться даже несколько раз, если сказка достаточно длинная. По этому поводу вспоминается quot;Конек Горбунокquot; в котором каждая из частей начинается со своего особенного авторского зачина. Ведь есть стандартные зачины, которыми начинаются многие сказки, вот например quot;В тридевятом царстве-государстве…quot;, а есть зачины авторские, которые присутствуют только в одной сказке. В том же quot;Коньке Горбунке встречается упоминание Ивановых проказ от которых зачинается рассказquot;, такого варианта зачина нет больше ни в одном произведении.

    Служит зачин для увлекательной завязки сюжета, хотя часто это просто дань традиции.

  • Посмотрите таблицу примеров зачина в сказке и определение зачина. Когда сказка начинается с зачина, сразу понятно, где будут происходить события и насколько большая сказка по объему печатного текста. Ведь если сказочному герою придется отправиться в дорогу по Тридесятому царству, то трудностей у него будет немало, а встречи с опасными врагами смертельно опасны. Зачин отличается от присказки отсутствием предисловия к сказке, то есть очень много действия, есть концовка, но нет четко выраженной морали. Мораль сказки читатель должен определить сам, сказки с зачинами подходят более старшим по возрасту детям.

  • Под таким понятием как quot;зачинquot; в сказках подразумевается некоторая небольшая вступительная часть, в которой идт повествование о том, где же разворачиваются события произведения, кто же является главными героями, и когда же это вс происходило (в какие времена).

    А вот примеры зачинов:

  • Если речь идт о тексте, то в нем выделяются три части: зачин, основная часть и концовка (или заключение).

    Зачин – это начало текста или вступление.

    Может применяться также в рекламе или ораторском искусстве.

  • Вот сегодня буквально с этим столкнулась.

    По литературному чтению нужно было найти ЗАЧИН и переписать его.

    Зачин- это начало, вступление сказки или былины.

    Начинается, как правило :quot;Жили-были или жил-был и т.п.quot; или quot;В некотором царстве, в некотором государстве…quot;

    Зачин помогает понять кто будет героем сказки, былины.

  • Зачин – это введение в сказку. Он может быть коротким: буквально в одно предложение, а может занимать целый абзац.

    Зачин задает тон последующей истории, привлекает внимание слушателя (особенно это актуально, когда слушатель совсем маленький). Как правило, в зачине фигурируют одни и те же слова и словесные конструкции (quot;В некотором царстве…quot;, quot;Жили-были…quot;, quot;Давным-давно…quot; и т.д.), которые вследствие неоднократного повторения из сказки в сказку производят волшебное действие, звучат, как мантра.

    Иногда зачин сказки содержит упоминание о себе же, например:

    Зачин свойственен не только сказкам, но и другим произведениям народного фольклора, например, былинам.

  • Зачин – это элемент текста, который встречается в русском народном творчестве. Его можно встретить в сказках, песнях и былинах.Иногда зачин небольшой,в два слова жили- были…, а иногда достаточно длинный. Бабушка моя, рожденная 1903 году рассказывала сказки с длинными зачинами, а потом прибавляла: это не сказка, а присказка, сказка еще впереди.И после этого переходила к завязке. Выглядит зачин может по-разному, и его суть – привлечь внимание, заинтересовать слушателя дать возможность настроиться на прослушивание сказки. Зачин плавно переходит в завязку, где начинаются описываться события, из-за которых и совершилась вся сказочная история.

  • Слово зачин часто употребляется в отношении литературных произведений и представляет собой некоторый текст или вступление к основной части. Зачин связан с основной сюжетной линией и настраивает слушателя или читателя на дальнейшее развитие событий. В этом его основное отличие от присказки или запева, которые не всегда связаны с главной частью произведения.

    Зачин, как литературный прием, используется в народных сказках. Зачин пример.

    С помощью данного приема автор пытается:

    • Установить контакт с слушателем или читателем.
    • Привлечь внимание к произведению.
    • Настроить целевую аудиторию на правильное эмоциональное восприятие.

    Интересен театральный зачин, являющийся небольшим представлением, позволяющим правильно преподать материал и сформировать образ будущего произведения. Используются различные выразительные средства подачи информации и связи со зрителями.

  • Зачин это тоже самое что и почин, начало чего то. Зачинать значит начинать.

    Зачин, кроме того что используется в бытовой жизни как начала дела, означает еще и начало повествования, как правило сказаний, сказок или былин.

  • info-4all.ru

    Сказочные зачины | Дом сказки

    Иногда сочинить сказку вот так вот с бухты-барахты бывает ох как не просто. В помощь родителям психологи-сказкотерапевты придумали сказочные зачины. Это такие фабулы на основе которых можно сочинять сказку самому или вместе со своим ребенком. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с зачинами доктора психологических наук Вачкова Игоря Викторовича:

    Для маленьких

    В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их…

    У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование. Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие — он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки…

    В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились…

    Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки — грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и во время игр, в сонный час и во время разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши…

    Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только Волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что — он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой…

    В одном лесу, почти на опушке, выросла Березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву…

    Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи — они ядовиты!» — говорила Медведица. Но однажды Медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда: теперь, как только он начинал говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши…

    Один мальчик все время забывал чистить зубы. По этому поводу Зубная щетка очень переживала — ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику…

    В горах жил маленький Источник. Его мама — Подводная Река — хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро…

    В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей — одна другой краше. Но самая младшая принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться…

     

    Для тех, кто постарше

     

    Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены – кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда ׃ с одной стороны пропасть, с другой – отвесная скала, с третьей – болото. А тут уже и медведь приближается…

     

    Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что…

     

    Маленький скворец давно мечтал научиться летать, но никак ему это не удавалось. И вот однажды когда он уже потерял надежду и оставил все попытки, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что – взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял…

     

    Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал…

     

    Отправился Иван-царевич вызволять из плена похищенную Змеем Горынычем возлюбленную свою Василису. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел…

     

    У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды…

     

    Один рыцарь всегда ездил только по прямым дорогам. Но однажды оказался он на распутье перед камнем. Ноги его коня стали погружаться в болото, и долго стоять было невозможно. А на камне было написано…

     

    Властная и могучая волшебница (нельзя было назвать ее ни доброй, ни злой) желала, чтобы ее бедная племянница прислуживала ей во дворце. Но девушка не хотела оставаться в подчинении волшебницы. При этом она очень уважала волшебницу и боялась ее гнева, поэтому никак не могла признаться ей в своих чувствах…

     

    В одном королевстве правил Король, который был очень богат. Но не было счастья ему от этого богатства. Был он одинок. А те, кто хотел стать его другом, не привлекали его, потому что он видел, как сильно отличаются они от него…

     

    Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся проснувшись, то вдруг рука его натолкнулась на какой-то предмет…

     

    Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…

     

    Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке:« Выбирай׃ либо ты 10 лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, в который будут попадаться звери лесные…»

     

    Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то и поэтому не получался из него хороший мастер…

     

    Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал своим товарищам на стулья, и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды…

     

    Однажды маленький жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» – спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте – в болоте, – сказала та. – И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо…

     

    В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…

     

    Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других своих знакомых он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…

     

    Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…

     

    Как-то Аленушке злая колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот׃ например, пожелаешь здоровья – и сразу заболеешь…

     

    К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Страницы в ней были пусты. Но стоило в ней описать какое-либо придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли появиться на свет, если о них написать в Книге. Но у Книги была еще одна особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить – ни одной буквы…

     

     

    www.skazki.lv

    Что такое зачин. Примеры зачина.

    Что такое зачин. Примеры зачина.

    Часто в школе, на уроках литературы, детей просят определить, что такое зачин и найти его в сказках, например. Мы постарались собрать все возможные определения, для того чтобы максимально точно ребенок мог понять, что же такое зачин и как его определить.

    Зачин – 

    1. Зачин – буквально означает “начало”.

    2. Устойчивая форма, с которой начинаются фольклорные произведения.

    3. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев.  

    4. Это начало основной части сказки. 

    5. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.  

    Юные школьники должны понимать, что зачин в сказке очень важная часть. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки. 

         Итак, если выделить основные пункты, по которым зачин отличается от присказки, они будут следующими:

    1. Задача зачина, познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения.

     2. Рассказать о том, когда были совершенны описанные действия.

     3. Дать представление о том, где происходят события, в каком месте. 

    – «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве…”.

    – «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…».

    – «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…».

    – «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!…» .

    – “Как во городе то было да во Муроме…”.

    – «Как во славном во городе во Киеве…”.

    –  “В тридесятом царстве…”.

    –  “За горами, за морями, там, где мы бывали сами…”.

    – “За горами, за лесами, За широкими морями…” .

    – “Против неба — на земле Жил старик в одном селе…”.

     

     

    www.vikids.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о